19.02.2012 4116

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс студентов-экономистов

 

Несмотря на насыщенность рынка программных продуктов экономического назначения, программы 1С: Предприятие, Project expert занимают на нем лидирующее положение. В то же время повсеместно продолжается процесс массовой подготовки специалистов экономического и управленческого профиля. Очевидно, что эти два направления не параллельны, а имеют совершенно явную тенденцию к возникновению точек соприкосновения. Выпускать в свет специалиста (экономиста или менеджера), не вооружив его знаниями в области самой современной на настоящий момент системы автоматизации профильных ему процессов, по меньшей мере, нерационально. Ведь таким образом значительно увеличивается время его адаптации к практической деятельности, не только за счет того, что ему приходится проверять теорию на практике, но и попытаться сориентироваться в огромном количестве предлагаемых программных продуктов.

Работа в области преподавания информационных систем и технологий и регулярная проверка этого опыта за счет проведения курсов, позволила создать многоплановую систему обучения работе с программными продуктами 1С: Предприятие, Project expert. При этом данные методики адресованы не только конечным пользователям - практикующим бухгалтерам расчетчикам, экономистам, не только системным администраторам и программистам, но и к специалистам управленческого профиля.

У каждого сегмента рынка потенциальных и реальных потребителей знаний с помощью средств автоматизации процессов учета и управления есть свои характерные особенности.

Обучающимся по специальностям направлений экономики, бухгалтерского учета и аудита важнее всего иметь представление о следующем:

- какие типовые конфигурации наиболее эффективно учитывают особенности работы того или иного предприятия, в зависимости от структуры видов деятельности, их соотношения в общем объеме затрат и/или выручки, а также в зависимости от организационной структуры предприятия вообще и учетных структур в частности;

- какие объекты базы данных требуют предварительной подготовки с точки зрения оптимизации их заполнения начальными данными;

- как правильно организовать доступ пользователей базы данных предприятия с целью максимального обеспечения конфиденциальности и целостности данных на основании схемы документооборота на предприятии и в бухгалтерии и должностных инструкций;

- каковы возможности выбранной типовой конфигураций по обеспечению выполнения требований действующего законодательства в части управленческого бухгалтерского и налогового учета;

- каковы особенности взаимодействия объектов базы данных между собой при различных вариантах осуществления реальных хозяйственных операций;

- каковы возможности быстрого поиска данных в базе (особенно при наличии интенсивного документооборота и большом количестве проводимых хозяйственных операций), а также отбора, сортировки и групповой обработки данных;

- каковы возможности использования стандартных отчетов бухгалтерии (регистров бухгалтерского учета) для анализа данных, для поиска ошибок и быстрого их исправления;

- каковы возможности типовой конфигурации, но ведению налогового учета и получению налоговой отчетности, какие требования это накладывает на принятые способы ведения учета бухгалтерского;

- какие формы отчетности для внешних пользователей (МНС учредителей и т.д.) предоставляет выбранная конфигурация и фирма-производитель;

- каковы возможности выбранной конфигурации по обмену данными с другими типовыми конфигурациями и с базами данных, расположенных вне доступа локальной сети (распределенные базы данных филиалов отделений и, наконец, какие возможности отсутствуют в типовой конфигурации, учитывая специфику работы предприятия и каковы возможности по доработке конфигурации под требования данного предприятия, то есть как сформировать техническое задание на доработку.

Если говорить о слушателях, обучающихся менеджменту, то они, по сути, не являясь ни потенциальными пользователями, как бухгалтеры, ни потенциальными программистами, представляют собой специфический круг специалистов, основными задачами для которых таковы:

- выбрать для предприятия и внедрить оптимальную конфигурацию или систему конфигураций, исходя как из задач наиболее эффективного ввода учетной информации, так и из задач оперативного получения управленческой информации в оптимальной для принятия решении структуре, для чего:

- продумать и заполнить все справочники, отвечающие за структурирование статей затрат, видов деятельности и пр.;

- продумать, организовать и реализовать в выбранной базе данных авторизацию доступа пользователей, отвечающую условиям конфиденциальности и целостности данных, оперативного их ввода и контроля, для чего предварительно разработать и внедрить схему документооборота на предприятии и должностные инструкции для каждой категории работников;

- уметь использовать обширный набор отчетов, как оперативного, так и бухгалтерского учета для получения актуальной информации о положении дел на предприятии и уметь принимать на основании полученных данных эффективные управленческие решения.

В процессе обучения в оптимальных пропорциях должны использоваться как теоретические лекции, так и практические занятия. Курс обучения необходимо сопровождать специально подготовленными слайд-фильмами, которые в наглядной форме демонстрируют наиболее трудные для освоения разделы курса.

Методика преподавания курса по конфигурированию на платформе «1С» основывается на использовании трёх способов изложения материала.

- Дедуктивный - из общей структуры задачи формируется процесс ее решения.

- Индуктивный - последовательно укрупняем задачу, начиная с самых простых её элементов.

- Традуктивный, являющийся, в некотором роде, пересечением двух предыдущих, объяснение материала строится на сопоставлении изучаемых объектов и процессов с аналогичными явлениями повседневной жизни или из уже пройденного материала, определяя их сходства и различия.

Материал излагается, в различных фильтрах восприятия, причем визуальная информация составляет - 85%, аудиальная информация предлагается для объяснения и конкретизации материала. Для активизации зрительного восприятия используются анимационные слайд-фильмы.

Курс строится в виде модулей. Описательная (лекционная) часть модуля не должна превышать 10 мин. После нее предлагается задание или упражнение из сквозного примера. При нормально построенной логике процесса обучения и решения задачи опережающих вопросов не будет, поэтому блоки строятся таким образом, чтобы не ссылаться на информацию, которая ещё не известна студентам.

В конце каждого модуля материал фиксируется в структуре курса ив структуре результата. Так же материал суммируется в конце каждого дня и в конце курса. Для закрепления материала студентам предлагаются тестовые вопросы и задания с вариантами ответов. Реакция слушателей оценивается преподавателем и учитывается при дальнейшем изложении материала.

После окончания курсов производится анкетирование слушателей. Это является еще одним источником обратной связи, результаты анализируются и на их основании вносятся коррективы в проведение последующих занятий.

В начале курса предлагается сквозной пример, разделенный на отдельные упражнения, которые выполняются преподавателем в режиме демонстрации (с повторением слушателями на рабочих местах), а другая часть выполняется слушателями самостоятельно. После чего преподаватель разбирает со студентами решения, акцентируя внимание на характерных ошибках, что заставляет их включаться в творческий процесс. Аудитория работает в синхронном режиме, практически одновременно выполняя задания. Преподаватель следит за состоянием группы, и если началась перегрузка - материал не воспринимается, то изменяется стиль подачи материала: например, от изложения к рассмотрению поясняющего примера или от рассмотрения конкретной задачи к её месту в общей методике и т.д.

Данная методика предполагает использование методических материалов и требует от преподавателя не только знаний по предмету, но и умения организовать процесс обучения таким образом, чтобы все слушатели за короткий срок преподавания освоили методы построения конфигураций в системе 1С: Предприятие.

На этом этапе обучения целью педагога становится не только приобретение слушателями профессиональных навыков, но, что более важно, освоение общей методики работы с любой информацией. Будущие специалисты должны свободно ориентироваться в сходных проблемах и уметь самостоятельно повышать квалификацию в том направлении, которое они в дальнейшем выберут для себя. Иными словами, о каком бы контингенте слушателей ни шла речь, принцип обучения один, хотя и старый, как мир - дать ученику «не рыбу, но удочку». Не те знания, которые способны устареть едва ли не сразу по окончании обучения, а те навыки, которые позволят эти знания получить в любой момент и при любом изменении сопутствующих условий.

Все вышеперечисленные особенности работы со слушателями стали поводом для углубленной проработки методик преподавания. И эта работа ведется, так как необходимо поддерживать методические материалы в актуальном состоянии.

Современное внедрение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности предполагает их активное применение в образовательных учреждениях. Современное прикладное и специализированное программное обеспечение применяется в виде обучающих и тестовых программ, а также в виде отдельных модулей рабочих программных комплексов.

Наибольшее распространение среди бухгалтерских программ, которые применяются в учебном процессе дисциплины автоматизации бухгалтерского, управленческого, налогового учета получил комплекс 1С: Предприятие, фирмы «1С». Типовой Windows-интерфейс программы позволяет минимизировать время обучения основным приемам навигации пользователей (студентов), имеющих навыки уверенного пользования ПК. Взаимосвязь основных компонентов программы в цепочке: «операция- проводка- отчет и документ- проводка - отчет» позволяют в оптимальные временные сроки освоить студентам логику работы в программе.

Таким образом, при обучении студентов и слушателей курсов рассматриваются следующие вопросы организация предприятия: ввод первичных данных, учет материальных запасов, учет основных средств, учет товарных запасов, составление типовой и регламентированной отчетности, элементы налогового учета, сохранение и перенос данных Торговые операции рассматриваются с применением модуля «Торговля и Склад». В зависимости от объема программы конкретной специальности разделы программы 1С: Предприятие изучаются выборочно. При изучении всех остальных вопросов рассматривается сквозной пример виртуального предприятия с момента его организации, а также примеры демонстрационных баз.

Процесс обучения возможно вести более продуктивно при наличии разработанных демо примеров ведения бухгалтерского, налогового и торгового учета.

Первоначальное обучение проводится на основе выполнения отдельных хозяйственных операций и связанных с ними действий в программе: заполнение справочников, первичных документов, оформление бухгалтерских проводок, проверка правильности отражения в регистрах учета и отчетной документации. Задания на этом этапе обучения не носят комплексного характера и рассчитаны, как правило, на одно занятие (4 академических часа).

В последнем преддипломном семестре студенты в качестве спецкурса могут проходить учебный лабораторный практикум. Основная цель лабораторного практикума закрепление и систематизация полученных в ходе лекционного курса теоретических знаний по бухгалтерскому учету и развитие практических умений и навыков студентов по организации и осуществлению финансового и управленческого учета в коммерческих организациях. Имитируется работа бухгалтера сначала при ручном варианте организации бухгалтерского учета, а затем в условиях использования 1С: Предприятие, Project expert.

Для успешной реализации поставленной перед студентами задачи в первую очередь требуется четко и корректно сформулированное задание для лабораторного практикума. Программа 1С: Предприятие позволяет вводить одну и ту же операцию несколькими способами: через формирование документа, через ввод типовой операции или ввод операции вручную.

Задание должно предусматривать не только формулировку операции, но и указание способа ее ввода в программу. Это необходимо для того, чтобы студенты могли использовать все варианты ввода хозяйственных операций и закрепили свои навыки.

Выполнение задания в программе может быть затруднено возможным изменением законодательства РФ, произошедшим между датой формирования задания для учебного практикума и датой выполнения задания студентами. Выходом из сложившейся ситуации может быть четкое закрепление текущей даты, на которую операции отражаются в программе. Такой датой может быть дата, на которую составлено задание. Другим способом решения данной проблемы является возможность оперативной корректировки задания в соответствии с действующим законодательством.

Задача для учебного практикума предусматривает выполнение заданий по всем участкам бухгалтерского учета, начиная от составления кассовых операций и заканчивая формированием отчетности. Этот процесс достаточно трудоемок, времени отведенного на выполнение задания не хватает. Для того чтобы студенты уделяли больше времени на заполнение документов и ввод операций, в конфигурации программы, предназначенной для решения задачи, целесообразно предусмотреть изначально заполненные справочники. Закрепление навыков заполнения студентами справочников будет производиться в процессе решения задачи в момент возникновения новых объектов учета.

Немаловажную роль в успешном усвоении учебного материала играют технические требования, предъявляемые к программам 1С: Предприятие, Project expert. Целесообразна работа в новейших версиях программ, необходимо, чтобы студенты ознакомились с их особенностями. Кроме этого версия не должна быть сетевой, чтобы начинающие пользователи могли одновременно работать на нескольких компьютерах в одном и том же разделе учета.

Производственная (преддипломная) практика студентов проходит непосредственно на предприятиях. В ходе нее студенты изучают и исследуют организацию учета и анализа на предприятии знакомятся с документацией, отчетностью и особенностями автоматизации учета.

После окончания преддипломной практики, используя время, отведенное для работы над дипломным проектом, студентам можно запланировать работу, которая бы проходила в университете в компьютерном классе ФЭФ. В ходе компьютерной практики предполагается обработка студентами учетной информации по теме дипломной работы на компьютере с помощью бухгалтерских программ и электронных расчетных таблиц. Для этого необходимо в компьютерном классе установить следующие программные продукты:

- 1С: Предприятие 7.7;

- для выполнения аналитической части дипломной работы студентам предпочтительно использовать следующие программные продукты.

- 1С: - АФСП (Анализ финансового состояния предприятия);

- 1С: - Рарурс: (Финансовый анализ);

- ПРО-ИНВЕСТ-ИТ: Project expert (Финансовое планирование и создание инвестиционных проектов).

Если на предприятии, на котором проходит практику студент,-учет, автоматизирован, то он может выполнить эту работу там с обязательным оформлением отчета в конкретной бухгалтерской компьютерной программе. Причем он должен дать полную характеристику данной программы ее преимущества по сравнению с другими аналогичными программами, а, самое главное, описать возможности автоматизации конкретного участка учета по которому выполняется дипломная работа. Защита отчетов по компьютерной практике должна производиться при наличии:

- распечаток выходной информации (баланса Главной книги, ведомостей, журналов-ордеров, таблиц и т.д.) по теме дипломной работы и выполненных в компьютерных бухгалтерских программах;

- распечаток всех таблиц и графиков, которые использованы непосредственно при написании дипломной работы.

Все материалы, полученные в ходе компьютерной практики, студенты должны включать в дипломную работу.

Часто целью дипломного проектирования является выработка и принятие управленческих решений, направленных на привлечение и рациональное использование финансовых ресурсов того или иного предприятия. Решения, которые приходится принимать, должны быть обоснованы, т.е. должны основываться на всестороннем анализе ситуации. Именно поэтому финансовый анализ является фундаментом многих дипломных работ студентов экономических специальностей.

Финансовый анализ может производиться по двум направлениям, которые определяются целями, поставленными перед проектом.

Первое связано с определением финансового состояния предприятия, т.е. определяет структуру активов и пассивов, производит расчеты по распределению чистой прибыли, определяет основные направления расходования средств, анализирует динамику финансовых результатов;

Второе связано с комплексным оперативным управлением финансовой деятельности предприятия, т.е. формирует наилучшую структуру активов и пассивов с учетом допустимого уровня риска, разрабатывает дивидендную политику, формирует наилучшую структуру заемных средств и стоимости, осуществляет комплексное, оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами, вырабатывает ценовые и маркетинговые решения, занимается финансовым прогнозированием, формирует тактику каждодневной деятельности предприятия и упреждения неблагоприятных тенденций, проводит инвестиционную политику.

Первое направление связано с анализом деятельности бухгалтерского учета и отчетности предприятия. Именно отчетность в данном случае является информационной базой для финансового анализа.

Второе - связано с систематизацией финансовых показателей для разработки модели финансовой деятельности предприятия и для прогноза дальнейшего его развития с учетом влияния внешней среды и риска возникновения неблагоприятных ситуаций.

Первый этап связан с финансовым анализом деятельности предприятия, второй - с построением финансового механизма предприятия, третий - с выработкой возможного управленческого решения. Особое внимание уделяется инвестиционной деятельности предприятия. Здесь возможно использование реального программного продукта Project expert. Исходной информацией для такой работы являются данные из программы 1С: Бухгалтерия 7.7.

Таким образом, студенты получают представление о самостоятельной работе, а также навыки практической работы с применением передовых форм и методов учета в условиях компьютеризации, что, несомненно, говорит о подготовке высококвалифицированных дипломированных специалистов. Инструментарий программной среды осваивается не просто при чтении описания тех или иных его возможностей, а в процессе решения практических задач, что служит лучшему пониманию сути технологических операций. Сначала осваивается выполнение простых заданий базовой (типовой) технологии. По мере освоения программной среды ставятся все более сложные задачи, при решении которых требуется знание дополнительных возможностей данной среды. Итак, при переходе от простых заданий к более сложным, вплоть до дипломного проектирования, осваивается большая часть технологических операций в конкретной программной среде и достигается достаточно высокий профессиональный уровень.

В 2001 г принята федеральная целевая программа («Электронная Россия» на 2002-2010 гг.). Ее основной целью является повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления на базе информационных компьютерных технологий (ИКТ), реализация технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации.

Одновременно, создаются предпосылки для развития эффективного отечественного сектора ИКТ, ориентированного как на внутренний, так и на внешние рынки.

В рамках программы планируется переход государственного управления на электронный документооборот, подключение к телекоммуникационным сетям и обеспечение доступа в Интернет органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных организаций в области науки, образования, здравоохранения, культуры.

В связи с этим встает задача подготовки как специалистов в области информационных технологий, так и пользователей этих технологий. В первую очередь требуется подготовить и переподготовить кадры органов государственного управления и бюджетных учреждений.

Переход государственного управления на электронный документооборот предполагает использование информационных технологий, в том числе для ведения бухгалтерского учета и сбора в электронном виде бухгалтерской и налоговой отчетности. Это, в свою очередь, требует освоения финансовыми работниками бюджетных учреждений современных офисных программных продуктов, компьютерных систем бухгалтерского учета, овладения навыками работы со справочно-правовыми информационными системами, с Интернет.

При выборе программы для учебных целей следует принимать во внимание много факторов, важнейшими из которых являются распространенность данной программы и доступность ее освоения. И, разумеется, имеет смысл проводить обучение с использованием самых современных программных средств.

В настоящее время программные продукты фирмы «1С» хорошо известны бухгалтерам бюджетных учреждений. Более 30 тысяч бюджетных учреждений России являются зарегистрированными пользователями программных продуктов на платформе 1С: Предприятие. Ряд ведомств, ориентированных на современное ведение учета, принял централизованные решения по применению программ системы 1С: Предприятие в своей деятельности. В настоящее время ПП «1С» являются одними из самых массовых по применению в бюджетной сфере.

Большинство учреждений используют типовые решения - или в терминологии 1С: Предприятие - типовые конфигурации программ. При необходимости типовые конфигурации дорабатываются специалистами учреждения-пользователя или специалистами сети внедренческих организаций «1С: Франчайзинг».

Фирма «1С» предлагает для бюджетных учреждений типовые решения для ведения учета и для подготовки сводной бухгалтерской отчетности, для ведения кадрового учета и расчета заработной платы. Это программы Бухгалтерия для бюджетных организаций, Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств, 1С: Свод отчетов, Свод отчетов: Проф, 1С: Зарплата и Кадры. Кроме того, есть ряд совместных решений для ведения бухгалтерского учета в учреждениях системы Министерства обороны и других силовых ведомствах, расчета денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, по учету диетического питания в больницах и госпиталях, по расчету и учету стипендий и т.д.

Типовое решение - это строгое следование нормативным документам, регламентирующим ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.

Типовые решения от «1С» содержат необходимые первичные документы и регистры учета, а также поддерживают формирование необходимой отчетности бюджетных учреждений. В них широко используются последние достижения безбумажного документооборота - это возможность обмена информацией о расчетно-платежных операциях с системами типа «Клиент-банк», казначейскими системами, возможность обмена информацией с другими ГШ, возможность получения курсов валюты из Интернет и загрузки их непосредственно в классификатор валют, возможность загрузки в электронном виде обновленных бюджетных классификаторов, классификаторов ОКОФ, ЕНАОФ, возможность выгрузки в электронном виде бухгалтерской отчетности бюджетополучателя с дальнейшей загрузкой ее распорядителем бюджетных средств для подготовки консолидированного отчета, и многое другое.

Документация, поставляемая с программой, содержит описание порядка заполнения первичных документов, формирования бухгалтерских записей к типовым финансово-хозяйственным операциям бюджетного учреждения и формирования регистров учета, а также составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, типовые решения от «1С» отвечают основным требованиям, которые предъявляются к программному обеспечению, применяемому в учебном процессе, их можно использовать как для профессиональной подготовки студентов, обучающихся на данной специальности, так и для повышения квалификации бухгалтеров и финансовых работников бюджетных учреждений.

Входящие в поставку программ руководство и демонстрационная информационная база могут использоваться для организации учебного процесса.

Фирмой «1С» подготовлен учебный курс по использованию программ 1С: Свод отчетов, Свод отчетов Проф. С его помощью можно организовать обучение работников, ответственных как за подготовку исходных бухгалтерских отчетов бюджетополучателей, так и за приемку отчетов подведомственных учреждений и составление консолидированного отчета распорядителей средств бюджета.

В 2001 г. «1С» подготовлено методическое издание - «Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений. Рекомендации по составлению отчетности». В издании изложены практические рекомендации по составлению бухгалтерского отчета бюджетных учреждений с учетом требований Министерства финансов Российской Федерации.

В издании рассмотрены правовые основы составления бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений: состав, периодичность, порядок составления и представления квартального (годового, месячного) отчета бюджетными учреждениями, а также правила заполнения типовых форм и составления пояснительной записки к отчету, со ссылками на нормативные акты.

В издании рассмотрены возможности бюджетных решений на платформе 1С: Предприятие 7.7 по составлению отчетности и даны рекомендации по автоматизированному составлению отчетности в конфигурациях «Бухгалтерия для бюджетных организаций», «Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств».

Издание предназначено бухгалтерам бюджетных учреждений, занимающимся составлением бухгалтерской отчетности, студентам финансово-экономических вузов по специальности 0604 «Финансы и кредит».

Ряд авторизованных учебных центров, сертифицированных «1С», уже проводит обучение и имеет собственные методические материалы для обучения по бюджетным решениям на платформе 1С: Предприятие.

В 2001 г. начала действовать федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды». В рамках этой программы в учебные заведения России уже начала поступать современная вычислительная техника, начато финансирование проекта по объединению учебных заведений оптоволоконной сетью для предоставления выхода в Интернет; выделено финансирование на обучение финансовых работников бюджетных учреждений современным информационным технологиям и такое обучение уже проводится, в том числе для бухгалтеров вузов учебных заведений среднего звена.

Весьма актуальным на данный момент является тренинг «Технология ведения налогового учета в 1С: Бухгалтерии 7.7. Он позволяет посредством включения студентов в деловую игру, привлечь их внимание к усвоению нового материала.

Тренинг предназначен для пользователей программы 1С: Бухгалтерии 7.7, желающих познакомиться с принципами построения налогового учета. На основе сквозного примера слушатели должны выполнить весь порядок действий, необходимых для постановки налогового учета на условном предприятии, имеющем несколько видов деятельности: производство, работу, услуги, оптовую торговлю. Тренинг позволяет практически освоить механизм ведения налогового учета.

Программа обучения составляется индивидуально для каждой группы, будь это специалисты одного предприятия или нескольких. Двух похожих тренингов, как правило, не бывает. Это позволяет освоить технологию ведения налогового учета применительно именно к тому предприятию, специалистов которого тренер обучает. При этом происходит построение модели налогового учета, вырабатываются механизмы адаптации к отраслевым и корпоративным стандартам учета.

Зачастую, тренинг может проводиться с выездом на предприятие студентов. Это также способствует более эффективному обучению в связи с тем, что тренер проводит обучение на архивной копии базы клиентов, соблюдая при этом, конечно же, условия конфиденциальности. Специалистам крупных бухгалтерских служб легче распределить обязанности по ведению налогового учета, для доказательства руководству предприятия необходимости введения новой штатной единицы - специалиста по налоговому учету.

Сквозной пример составлен таким образом, чтобы отразить не только технологию ведения налогового учета, но и бухгалтерского. Это дает возможность слушателям одновременно освоить технологию ведения налогового учета и повысить квалификацию специалиста, как пользователя программного обеспечения при реализации технологий бухгалтерского учета. А также провести сравнительный анализ бухгалтерского и налогового учетов, наглядно увидеть различия в регламентированной отчетности, выявить сходство и различия бухгалтерского и налогового учета.

Начинается тренинг:

- с ознакомления с общей концепцией построения налогового, учета в конфигурации 1С: Бухгалтерия 7.7.

- с ввода данных, необходимых для начала работы с системой.

- с настройки параметров конфигурации.

- даются основные понятия, назначение и использование забалансовых счетов налогового учета, журналы и документы налогового учета.

- формирование начальных остатков по налоговому учету.

- заполнение справочников данными для целей налогового и бухгалтерского учета.

Заканчивается тренинг обязательным заполнением налоговой декларации и проверкой результатов, сопоставлением данных бухгалтерского и налогового учета.

Так же студентам может выдаваться архивная копия информационной базы (ИБ) 1С: Бухгалтерии 7.7 с введенными данными бухгалтерского и налогового учета.

Апробация и анализ результатов нашего исследования показали, что данный тренинг имеет высокий рейтинг. Возможность ведения налогового учета была предоставлена пользователям 1С: Предприятие 7.7 с 1 декабря 2001 года. Но в связи с постоянно вносимыми поправками, разъяснениями, изменениями законодательства РФ, технология ведения налогового учета совершенствуется и тренинги по данной проблеме еще долго будут интересны пользователям 1С: Предприятие 7.7.

При подготовке к проведению тренингов, преподавателем используются следующие методические материалы:

- «1С: Предприятие 7.7. руководство по ведению налогового учета» Приложение к описанию типовой конфигурации.

- «Информационные технологии налогового учета». (Автор Харитонов С.А.)

- «Методология налогового учета в 1С: Бухгалтерии 7.7». (Автор Харитонов С.А.)

- Бухгалтерские ежемесячники фирмы «1С»: «БУХ. 1С»

Эта литература рекомендуется слушателям для дальнейшего самостоятельного изучения и использования при работе с программным обеспечением.

Целью обучения студентов является сравнение информации полученной в результате работы системы с принятой методологией по данному разделу бухгалтерского учета. Для реализации поставленной цели преподаватель требует, чтобы задачи, были проанализированы по следующим критериям:

- Отражается ли информация по задаче в бухгалтерском учете.

- Должны ли быть сформированы проводки и по каким счетам.

- Соответствует ли аналитика настроенная в плане счетов вашему заданию.

- Какие печатные формы должны быть сформированы.

- Существует ли в типовой настройке «ДОКУМЕНТ», который реализует предложенное задание.

Дальнейшее обучение можно вести в рамках дисциплин «Информационные технологии в экономике» или «Информационные системы в экономике». При выполнении лабораторных работ студенты получают не только практические навыки конфигурирования в системе 1С: Предприятие 7.7, но и логику организации диалога с пользователем.

По заданию преподавателя студенты разрабатывают справочник, несколько документов, интерфейс пользователя, устанавливают права доступа. В качестве исходного задания используется задача «Учет арендованных ОС на предприятии». Разработка первого документа, включает в себя некоторые расчеты и формирование проводок. Как показывает опыт, студенты выполняют эту работу за два академических часа. Второй документ предусматривает работу с объектами неопределенного типа и возможность формирования различных вариантов проводок в зависимости от выбора пользователя, то есть, реализуется более сложный диалог с пользователем.

Необходимо предусмотреть в учебном плане выполнение курсовой работы, в которой студент должен самостоятельно разработать АРМ бухгалтера на базе существующей конфигурации 1С: Предприятие.

Полученные навыки конфигурирования в среде 1С: Предприятие способствуют тому, что все большее количество студентов выбирает в качестве среды разработки приложения ГШ 1С: Предприятие.

Динамика использования ГШ «1С» при дипломном проектировании на кафедре ИИТ может быть представлена следующим образом:

- Разработки ИС или АРМ

- Экспорт - импорт информации из ИС,

- Работа с распределенными базами данных.

 

АВТОР: Шипулина Л.А.