19.02.2012 3489

Обучение старшеклассников в электронной среде как условие формирования лингвокультурологического мышления

 

Под образовательной электронной средой мы понимаем информационное содержание и коммуникационные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей. Так, согласно А.Ю. Уварову, учебная среда является «открытой учебной архитектурой» с подвижными целями, содержанием, методами и организационными формами, состоящей из коммуникационного, информационного и физического пространства. Отметим также, что в электронной среде аппаратно-программное обеспечение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) служит средой и средством обучения / учения и коммуникации и не является педагогически нейтральным. ИКТ должны обеспечивать эффективное интерактивное взаимодействие учителя и учащихся, включать оптимальные функции управления процессом обучения, обладать дружественным интерфейсом и поддерживать многие дидактические компоненты.

При построении модели электронной среды должны учитываться пять признаков: 1) интегративная целостность; 2) многокультурность и многоплановость; 3) избыточность (позитивная); 4) открытость и 5) языковая (лингвистическая) направленность. Так, глобальную сеть Интернет относят к макросреде, имея в виду ее размеры, или к метасреде, имея в виду интеграцию с ней более старых средств коммуникации, обеспечивающих высокую надежность, скорость и распространение информации и коммуникации между людьми.

Отметим: несмотря на активное развитие ИКТ в направлении мультимедиа, конвергенции различных сред, основой для взаимодействия в электронной среде тем не менее является текст, например, в форумах, чатах, других системах диалога в реальном времени. Модель образовательной электронной среды можно рассматривать как объектно-ориентированную, в которой объектами являются пользователи (преподаватели, учащиеся и другие участники образовательного процесса, провайдеры образовательных услуг), правила взаимодействия (предусмотренные компьютерной программой, курсом, интуитивные, этические), события (производимые пользователями действия и их результат) и информационные объекты (тексты, графика, видео, с которыми работают пользователи).

Таким образом, «студентоцентрическая» модель структурного и социального устройства традиционной образовательной среды, трансформируется ИКТ в среду компьютерно-опосредованной коммуникации - интегрированную образовательную электронную среду с распределенными образовательными ресурсами и коммуникативной инфраструктурой поддержки образовательных сообществ различных типов.

В мировом научном сообществе еще не сложилось единой точки зрения на сущность и особенности обучения в электронной среде, его формы, методы и средства организации, критерии оценки его эффективности. Как было отмечено, некоторые исследователи полагают, что нет существенной разницы между обучением в электронной среде и традиционными формами обучения как на самом этапе обучения, так и на этапе использования полученных в результате обучения знаний. Между тем, большинство исследователей полагают, что обучение в электронной среде представляет собой абсолютно новую парадигму образования, которая опирается на функциональную эффективность ИКТ, формирует культуру и развивается на основе особой культуры обучения, которая характеризует как обучаемого, так и обучающего. Уже не декларативно, а практически изменяется роль преподавателя, который должен осваивать менеджерские функции. Так, направлением перспективных исследований группы ученых Санкт-Петербургского университета и многих других вузов становятся психолого-педагогические проблемы функционирования Интернета и особенности педагогического взаимодействия в электронной среде.

Методическое обеспечение, согласно теории обучения включает, формы, методы и средства обучения, которые будут рассмотрены в этом разделе. Форма обучения зависит от количества учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная) и модифицируется при осуществлении учебной деятельности в электронной среде, например, местом группового проведения обучения может быть форум или чат, групповым временем - время, определенное для проведения дискуссии, индивидуальным временем - время в диапазоне нескольких дней при проведении тестирования.

Индивидуальная форма обучения подразумевает межличностную коммуникацию между преподавателем и студентом, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков. Кроме того, она может включать самостоятельную работу обучаемого с учебным материалом по специально разработанному гибкому индивидуальному плану, как это принято в открытых формах обучения. Преимуществами этой формы обучения являются учет уровня учащегося, свобода творчества, более тесный контакт с преподавателем, что должно обеспечить оптимальное развитие учащегося. Эта форма согласуется с личностно-ориентированным подходом в обучении, при котором в центре познавательного процесса находится учащийся, а сам процесс обучения подразумевает свободу выбора учащегося, индивидуальную образовательную траекторию. Кроме того, это согласуется с разноуровневым, проблемным, модульным обучением, при котором учащийся овладевает учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей, более самостоятельно, с оценкой по индивидуальному коммуникативному индексу.

Электронная среда предоставляет возможность видоизменить и совершенствовать традиционное методическое обеспечение, которое используется в обучении при непосредственном контакте и в печатном текстово-графическом представлении, а также в аудио- и телевизионной среде: словесные (рассказ, объяснение, беседа, учебная дискуссия, лекция, работа с учебником и книгой), наглядные (иллюстративные и демонстрационные), практические (упражнения, лабораторные и практические работы) методы обучения. Используют различные форматы представления информации (аудио-, видеофайлы, электронные тексты, мультимедиа, гипермедиа), а в текстовой среде расширяются словесные методы обучения за счет развития навыков анализа текста, построения диалога и аргументирования, критического анализа и рефлексивного письма.

Преимуществом использования групповых форм обучения в глобальной среде является преодоление социальной изоляции, расширение границ образовательного учреждения, создание иной по сравнению с традиционной средой обучения, особой эмоциональной, открытой атмосферы. Для расширения контекста общения, создания благоприятного психологического климата в электронную среду включают мультимедийные компоненты (фотографии, видеоролики), неформальные элементы общения (личные страницы, обсуждения на отвлеченные темы), изменение традиционных асимметричных ролей учеников и учителей.

Наиболее часто используемыми групповыми методами обучения в электронной среде являются объяснительно-иллюстративные, проблемные, проектные, сотрудничества, самостоятельности, кейс-методы (обучение на практических ситуациях, ситуативные) и др. Причем многие методы, освоенные в образовании с использованием более ранних технических средств обучения, применимы к использованию на основе современных технологий. Так, общие психологические приемы ведения разговора, рекомендуемые Ф. Вермоном для радио-лекций, применяются для видеоконференций; кейс-метод, первоначально был разработан для правового, медицинского и бизнес-образования.

Существуют и другие групповые методы обучения в электронных сетях: мозговой штурм, дискуссии, собеседование (с одним из студентов в роли фасилитатора), выступление приглашенного лектора и синхронные сессии с участием географически удаленных участников и пр. Формирование новых методов обучения в электронных сетях можно метафорично охарактеризовать как эффект корня из -1 в педагогике, когда решение педагогических задач, не решаемых на практике в силу каких-либо объективных причин, может быть дано учителем, владеющим комплексными методиками обучения (доступность для студентов и других преподавателей) в образовательных электронных сетях. Так, нами использовались исследовательские (формирование атмосферы доверия, применение электронной почты), проектные и некоторые оригинальные методы обучения (например, студент как преподаватель в курсе «Методы обучения английскому как второму языку» с Вест-Кентуккским университетом).

Следует отметить, что обсуждение и подготовка дидактических компонентов совместного курса с обеих сторон преподавателями и их ассистентами (тьюторами, инструкторами) занимают значительное время (по нашему опыту, не менее месяца интенсивной работы). Так, при формировании совместной программы обучения с зарубежными вузами, выборе приемлемых коммуникативных технологий в контексте совместного обучения следует учитывать наличие существенных различий в педагогических традициях, администрировании, технических и языковых возможностях, временных зонах, датах начала и конца семестра или курса и во многом другом, связанном в том числе с культурными традициями и стереотипами о представителях другой культуры. Надлежит по возможности предусмотреть способы их редуцирования и преодоления.

Групповые педагогические методы или технологии (иногда - методы совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества и пр.) специалисты обозначают как обучение в сотрудничестве, разновидностями которого являются кооперативное обучение, в свою очередь объединяющее большую группу методов или технологий обучения, проблемное обучение, метод проектов. По его мнению, возможны два различающихся подхода к этому процессу. В первом случае текст делится на части, которые подготавливаются разными участниками, результат написания собирается воедино (кооперация - разные задачи, разные роли, разные знания). Во втором эксперты обсуждают «строку за строкой, страничку за страничкой» и готовят текст, который пишет, как правило, один человек, но он записывает общие мысли (сотрудничество - роли и задачи у всех одни, новое знание - общее). В компьютеризированном варианте многие обучающие среды содержат средства коллективного написания гипертекстов, поддержки общего рабочего поля, в том числе, в технологии видеоконференц - связи (КВКС).

Эти новые групповые методы компьютерно-опосредованной коммуникации можно рассматривать как коммуникацию малых групп (обычно 3-7 человек) с соответствующими этой форме коммуникации особенностями -целостностью, стабильностью состава, устойчивостью взаимодействия, наличием внутренней структуры, удовлетворением личных интересов, распределением ролей. В процессе группового обучения в электронной среде проявляются характерные черты этой формы взаимодействия, среди которых можно выделить участие, социализацию, общение, рефлексию, саморазвитие. Таким образом, педагогической коммуникацией малой группы является коммуникация между участниками образовательного процесса в немногочисленной по составу группе, члены которой разделяют общие учебные цели и задачи, имеют чувство принадлежности к данной группе и влияние друг на друга.

Исследователи отмечают, что методы обучения в сотрудничестве позволяют развивать умение делиться полученными знаниями, содействуют развитию умения устанавливать взаимопонимание в группе. Причем подключиться к взаимодействию в целях обучения могут как непосредственные участники, так и другие студенты, преподаватели и эксперты, привлеченные для усиления команды. По мнению А.С Молчанова (доцента кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом Ставропольского государственного университета), «при построении технологий профессионально-педагогической коммуникации в электронной среде нужно основываться на принципах педагогики, а во время самого процесса обучения привлекать большее количество профессионалов».

Наиболее часто в отношении групповой коммуникации в образовательной электронной среде используют термин виртуальные учебные сообщества. Такие сообщества во многом аналогичны академическим, профессиональным. Их особенностью является использование в процессе обучения методов группового обучения на основе ИКТ. Учебные сообщества являются продуктом совместной деятельности учащихся, но управляются преподавателем, роль которого изменяется с административной, менторской на роль наставника (фасилитатора), более опытного коллеги. Преподаватель в образовательной электронной среде должен отвечать за атмосферу, содержательную, коммуникационную и технологическую основу.

Формирование знаний, умений и навыков взаимодействия в образовательной среде, согласно предположению Л. Харасима, может идти тремя способами: через порождение, связывание и структурирование идей, за счет чего повышается профессиональная компетентность в предметных знаниях, формируются групповые этические принципы. Согласно О.А. Лаврову, в ходе дискуссии происходит обмен мнениями, обмен идеями. «Шторм идей - вот задача дискуссии». Примерами являются проекты совместного написания текстов: поэм, коллективных дневников.

Методической задачей преподавателя является создание таких учебных ситуаций, в которых возможно обучение названным коммуникативным навыкам (например, электронные дискуссии, форумы, чаты). Несомненно, что методы обучения в сотрудничестве имеют свои ограничения и трудности, среди которых аналогичные традиционной групповой форме коммуникации. К ним можно отнести влияние группы на отдельных членов (групповое мышление, давление, конформное поведение) или доминирование одного члена группы в дискуссии (лидерство, когнитивный диссонанс), большее полагание на других членов группы при выполнении совместной работы и более длительное время ее группового выполнения, чем индивидуального.

Например, еще в 1940-х годах А. Бейвелес и Г. Левит провели опыты, которые показали зависимость способа и эффективности решения совместных задач от использованной топологии коммуникации (круг, цепь, звезда). К. Фашо и С. Московией установили, что для деятельности, не требующей объединения индивидуальных усилий, эффективность достигается при децентрализации коммуникации. Для решения задач, требующих интенсивного взаимодействия, централизованные, групповые формы коммуникации могут быть высоко результативными. Таким образом, переход в методическом обеспечении от индивидуального к групповому (mamaual-youp) и от группового к организационному интерфейсу образовательных электронных сред должен быть методологически мотивирован целями и задачами обучения.

Медиалингвистические составляющие

По сравнению с традиционным обучением информационная (содержательная) и коммуникативная (процессуальная) составляющие педагогического процесса в электронной среде играют более существенную роль ввиду ограниченности спектра их реализации. Так, коммуникация в электронной среде основана в большей степени на вербальной (языковой) коммуникации, преимущественно в письменной форме. С позиции психологии письмо представляет собой высшую психическую функцию, двигательные навыки и моторные стереотипы письма включены в регуляцию речевой деятельности. В письменно-речевой коммуникации, например, реализуемой текстами сообщений электронной почты, чатов, содержанием веб-страниц и пр., акцентируются различные роли пишущего, автора (отправитель, адресант) и читателя (получатель, адресат). В электронной среде, по аналогии, автор создает текст продуцируемого сообщения, воплощает свои мысли, идеи, знания для передачи некоторому читателю, который не обязательно лично известен автору, он может быть единичным (переписка по электронной почте) или массовым (рассылка в группу телеконференции), реагировать (сразу, через какое-то время) или нет на полученную информацию.

Читатель использует это электронное сообщение (чтение, сохранение, пересылка), воспринимает его содержание, стратегический смысл, которые могут быть приняты или отвергнуты через молчание или опровержение в реактивных действиях.

Как уже отмечалось, научно-исследовательский интерес к коммуникации в электронной среде проявляют лингвисты и психолингвисты, включившие язык ИКТ, виртуальной коммуникации в многоуровневую лингвистическую специфику новейшей медиалингвистики наряду с языком публицистики, радио, телевидения, знание которого вместе с навыками работы с гипертекстом воспринимается как мультимедийная грамотность. Специалисты отмечают, что многие характеристики письменно-речевой коммуникации в электронной среде сопоставимы с характеристиками устно-речевой коммуникации (например, взаимодействие и взаимовлияние в процессе установления взаимопонимания), а также объединены между собой по разным основаниям.

Чтение (на экране компьютера в данном случае) и письмо (набор текста на клавиатуре в данном случае) являются самодостаточными видами речевой коммуникации, которые в теории и практике традиционно рассматриваются обособленно. Например, согласно точке зрения Е.И. Пассова, в письменной коммуникации можно выделить два уровня реализации: 1) собственное письмо с сохранением особенностей устной речи (чаще в межличностной коммуникации по электронной почте) и 2) письменную речь в соответствии с ее характерными особенностями (полнота, сложность, логичность, нормативность и пр.) - чаще при официальном общении.

Сопоставить устную и письменную речевую коммуникацию можно по характеру внешней выраженности - в процессах построения, создания мыслительных задач (говорение и письмо), формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания (слушание и чтение). По-видимому, эта сопоставимость проявляется в развитии феномена гибридных жанров письменной речи в Интернете, занимающих промежуточное положение между устной и письменной речью.

Этот феномен, открытый американскими исследователями, получил наименование гибридной устно-письменной природы общения посредством, компьютера (характеристики, свойственные как письменной, так и устной речи). Также психологами МГУ выявлены признаки публичной, диалогической, монологической речи. Например, с устной речью, проявляющейся в большей степени в электронных сообщениях, в соответствии с данными исследований сближают употребление неполных разговорных форм, некорректных грамматических конструкций, хаотичность диалога, фамильярный, дружеский стиль, эмоциональность. В групповых сообщениях телеконференций и списков рассылки возможность представления противоположных взглядов, высказываемых авторами в текстах сообщений (например, с помощью фрейминга, технологии цитирования сообщений) сближает их с разговорной речью. С письменной речью сближают сложное построение фраз, редактирование сообщений, использование черновиков, консультирование по поводу терминов, применение пассивных конструкций, внимание к допущенным погрешностям, уточнение смысла предположительно незнакомых слов, минимум контекста и пр. Таким образом, письменная речь - контекстная речь, во-первых, требующая большей подготовленности (логичность, ясность, выразительность), во-вторых, независимая от времени и условий протекания (независимость), в - третьих, характеризующаяся употреблением развернутых, литературно оформленных оборотов (избыточность, развернутость, нормативность).

Признаки трех остальных видов речи наблюдались нами в анализируемых электронных сообщениях только у некоторых студентов, а также преподавателей - анализ поступающих сообщений, информационные запросы ко всем участникам (публичная речь), цепные диалоги (диалогичная речь), ответы не на все задаваемые вопросы и предложения или выборочные ответы, мало связанные с вопросом (монологичная речь).

Отметим, что различия между устно-речевой и письменно-речевой коммуникацией достаточно полно исследовались психологами, такими, как Ч. Балли, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, СЛ. Рубинштейн, и многими другими. Так, СЛ. Рубинштейн указывает на то, что письменная речь - это обращение к отсутствующему или обезличенному, неизвестному читателю. То есть отсутствует непосредственный контакт с адресатом при составлении сообщения. Поэтому требуется развернутое построение текста, более систематичное и логически связанное раскрытие содержащейся в нем мысли, чтобы из контекста максимально понятно было представлено смысловое содержание письменной речи. Примером может служить однозначность текстов учебно-методического назначения, служебных документов, в отличие от многозначности художественных текстов. М. Маклюэн, считавший визуальный канал ведущим в коммуникации, утверждал, что канал передачи во многом определяет само сообщение, поэтому сообщение, передаваемое через компьютерные сети, заведомо будет отличаться от аналогичного, передаваемого через другие каналы.

В электронной среде наблюдаются сведение человека к тексту, редукция партнеров по коммуникации, которые обладают своими преимуществами и недостатками. Так, современная письменно-речевая коммуникация подразумевает использование компьютера для подготовки и прочтения электронного сообщения.

Подготовка электронного сообщения. Среди целей, которые выполняют письменно-речевые электронные коммуникации, можно назвать функцию сообщения (информирование, консультирование), которую реализуют все письменные тексты. Для подготовки сообщения важными являются овладение навыками набора текста, скорость набора на клавиатуре, скоропечатание. Известно, затруднения в скорописи ведут к отставанию в развитии внимания и других психических функций. Приемлемая скорость набора на клавиатуре (так называемая кнопочная грамотность) соответствует скорости письма рукой (клавиатура сконструирована так, чтобы исключать слишком высокую скорость набора для избежания зацепления клавиш).

Для электронных текстов возможен вариант, когда кодировка текста или тип данных интерпретированы и обработаны программой неверно. Так, для кириллических букв используются несколько кодовых таблиц, поэтому возможно возникновение проблемы с преобразованиями текстов из одной кодировки в другую при пересылке и представлении текста в программе электронной почты. Например, современные программы электронной почты должны поддерживать стандарт MIME, используемый для обозначения типа данных по единым правилам включения в электронные письма текстов, данных, программ, графики и других разновидностей информации. Этот стандарт также используется в веб-технологиях для распознавания типов файлов, получаемых с сервера, и их последующей обработки браузерами, поэтому при неверных распознавании и интерпретации программой текст веб-страницы может быть нечитаемым.

Кроме того, немаловажно для подготовки текста умение работать с соответствующими программами, знание особенностей их настройки. Например, текстовые редакторы, программы электронной почты включают встроенные программы проверки орфографии и лексикографический контроль, средства форматирования текста и пр. Эти программы могут осуществлять автоматическую проверку как в процессе набора текста, так и по его завершении в зависимости от настройки программы. Возможность проверить набранный учеником текст на наличие орфографических и стилистических ошибок, которые часто вызывают нерешительность при написании электронных посланий, особенно на другом языке, вселяет уверенность при написании и отправке сообщений, помогая таким образом преодолеть психологический барьер некоммуникабельности.

При обучении следует обратить внимание на некоторые особенности программ проверки орфографии, которые могут повлиять на смысловое содержание сообщения:

1) наличие в языке близких по написанию слов с разными значениями (омонимы); 2) отсутствие смысловой проверки употребления слов; 3) ограниченность словаря программы. Для больших объемов электронного текста немаловажны функции поиска по словам, представления статистических данных (например, количество слов, символов, строк, абзацев, страниц и т.д.) и другие автоматизированные средства работы с текстом, выгодно отличающие работу с ними от подготовки рукописных или отпечатанных на машинке текстов, как, например, форматирование текста для создания документов различного вида.

Отметим еще одну появившуюся в электронной переписке возможность - фрейминг - как особый тип оформления текста сообщения при ответах, поддерживаемый почтовыми программами. Средствами редактирования программы текст полученного сообщения может быть удален или использован фрагментами (или полностью) для вставки фраз ответа, наподобие диалотовых реплик. Фрейминг позволяет в ответах переформулировать полученный текст, включить фрагменты присланного сообщения в виде цитирования, повторить изложенное ранее сообщение в качестве напоминания. Этим дискурсивным стратегиям редактирования и вставок в ответное сообщение уже высказанных идей студенты довольно быстро обучаются друг у друга и при общении с преподавателем. Отметим, что наиболее частой ошибкой начинающего пользователя является чрезмерное употребление режима ответа, тогда происходит двойное, тройное цитирование, что приводит к значительному увеличению размера сообщения.

Несмотря на то что сообщение создается вне непосредственного контакта с адресатом, содержание и форма любого создаваемого автором сообщения определяется тем адресатом (читателем), на которого ориентируется автор. В технической коммуникации, например, используется концепция понимания своей аудитории и своей цели (необходимо описать предмет таким образом, чтобы квалифицированные работники смогли его использовать). Так, аудитория (потенциальные пользователи), согласно такой концепции, подразделяется на экспертов, специалистов, менеджеров и обычных читателей (непрофессионалы, любители), для которых подготавливаемые сообщения должны различаться. Индивидуальными характеристиками читателей являются образование, профессиональный опыт, исполняемая работа, личные качества и предпочтения, отношение к автору и теме, культурные особенности, способ и среда использования документа. Заметим, что подготовка реального проекта, электронного сообщения для другой цели, нежели выполнение упражнения для преподавателя, например электронного письма сверстникам в другую страну, подготовка студенческого электронного журнала, имеет значительно большую мотивацию, способствует развитию творчества, критического мышления, лаконичности, логики выражения точек зрения и создает иную атмосферу сотрудничества.

Как в традиционной, так и в электронной письменно-речевой коммуникации задача участников - добиться адекватности выражения-восприятия сообщения независимо от пространственно-временных условий протекания процесса. Например, согласно некоторым экспериментам способ лингвистического оформления текста может как улучшить эффективность воздействия, так и вызвать противоположное ожидаемому действие. Общее основание во фрейме знания, к которому можно отнести согласованное понимание соответствующих слов и действий, относящихся к особенностям электронной коммуникации (например, в электронной почте - вложение, архив, ответить всем и пр.), позволяет реализовать эффективную письменную коммуникацию, создаваемую учебной ситуацией (время, место, окружение и пр.) и формой текста (синтаксис, грамматика и другие правила, которых придерживаются в данных типах сообщений).

С другой стороны, использование, например, метода разговорного анализа показывают на нашем опыте взаимодействия членов РКА, насколько сложно реализовать эффективную письменную коммуникацию в электронной среде, если не добиваться адекватного понимания письменных высказываний адресатом, в том числе причин молчания (получено или нет сообщение, указана ли причина отсрочки ответа, удалось ли открыть вложение и т.д.). Например, в случае оскорбительных выпадов в адрес кого-либо из участников дискуссии необходимы соответствующая реакция модератора списка (вплоть до удаления нарушителя этики из группы) или игнорирование, выход из дискуссии адресата неэтичного выпада. Обычно в случае, если сложно, но важно добиться взаимопонимания, получить обратную связь средствами электронной письменно-речевой формы, коммуниканты переходят на устно-речевую форму (телефон, непосредственное общение) или дополняют ею письменно-речевую коммуникацию. В организациях, где работники предпочитают использовать для запроса информации электронную почту взамен обычной коммуникации и телефона, подробные инструкции и пояснения они предпочитают получать традиционным способом при личных встречах. Например, в исследовании отмечено использование работниками четырех личных встреч в среднем по организации, по сравнению с 33 электронными письмами в месяц.

Следует отметить, что несмотря на аналогию с традиционной почтой, электронная почта менее официальна и используется чаще всего для неформального диалога, как будет показано на примере исследования групп студентов. Можно сравнить электронные сообщения с сообщениями, оставляемыми на автоответчиках, так как они обычно спонтанны, коротки и неточны. Отмечается использование метафор, задачей которых является приближение ощущения устного общения (например, «встретиться», «говорить» вместо «писать», «чат» - в переводе означающий «болтать», «гоот» - комната в чате и пр.), а также приемов, имитирующих устную речь, в целом преобразующих письменное сообщение в аналог устного. В электронных сообщениях подключаются различные паралингвистические возможности, позволяющие расширить ограниченный набор используемых символов и эмоциональную насыщенность контекста: использование замысловатых, лаконичных и выразительных акронимов, сокращений (или аббревиатур); форматированного текста, написанного всеми прописными буквами или курсивным начертанием шрифта (целиком или большими абзацами), которые замедляют и усиливают внимание при прочтении текста; увеличение количества гласных, описание действий и эмоций словами, замены длинных русских слов на лаконичные английские и пр. Созданы новые значки на основе стандартных символов для передачи не выражаемых словами эмоций - смайлики, или эмограммы (етоИсоп) - комбинации знаков пунктуации и других символов в виде миниатюр и др. Поэтому некоторые авторы говорят о наличии в телекоммуникациях (телефон, телевидение, радио, офлайновые Интернет-технологии) вторичной устности, в которой возможно обдумывание и сознательное применение устной речи, что обычно характерно для речи письменной.

Приведем результаты обсуждения данной проблемы между участниками дискуссии форума, выделивших положительные и отрицательные характеристики электронной коммуникации по сравнению с традиционной - лицом к лицу (А. Рудницкий):

- необходимость с большей тщательностью продумывать свое сообщение, поскольку все, что может быть неправильно понято, понимается неправильно (закон Мерфи). Здесь же невозможность моментально погасить вспышку неприятия и недопонимания текста надлежащим комментарием или аргументом;

- трудность выражения своих чувств и эмоций, трудоемкость передачи настроения в тексте (не хватает нескольких невербальных инструментов выразительности: интонаций, пауз, акцентов, тембра, ритма, даже жестов и мимики);

- имеется возможность несколько раз изучить письмо, осмыслить написанное в разных состояниях в удобное время.

К положительным возможностям, упростившим общение через Интернет (электронная почта) ввиду скорости и простоты доставки сообщения, причислены следующие характеристики:

Увеличение скорости доставки сообщения до практически мгновенной. Отметим к тому же, что изменила и продолжительность ожидания ответа. Замечено, что американцы (в отличие от европейцев) часто не понимают, почему российские респонденты долго не отвечают на электронное сообщение. Например, один из традиционных вопросов, который задают американские студенты координатору дистанционных проектов по переписке, - почему наши студенты не отвечают сразу, даже при наличии технической возможности. Впрочем, в первую очередь это объясняется наличием языкового барьера. Обычно к завершению совместной семестровой программы оба барьера (языковой и технологический) успешно преодолеваются большинством студентов

Следует обучать правилу использования электронной почты, которое предельно просто выражается в следующем: - в деловой переписке, в общении со студентами ответ должен быть быстрым, в личной переписке можно отложить и дать подробный и обдуманный ответ позднее. Отмечено, что ответ по электронной почте в ночное время суток воспринимается как более интимный, а большой временной разрыв между сообщениями, в том числе в дискуссии по списку рассылки, значительно снижает интерес к переписке и ведению дискуссии. Немаловажен размер сообщений, например, в совместном исследовательском проекте, включающем анализ языковых проблем. Нами отмечено, что самыми короткими были первые сообщения студентов (около 50% писем), когда они не были знакомы друг с другом, однако и в середине проекта происходило уменьшение размеров сообщений (около 40% писем), когда интерес к переписке снижался по тем или иным причинам коммуникативного характера (например, из-за сложности ведения диалога, задержки ответов).

Снижение трудоемкости процесса написания письма (особенно при рассылке большому количеству адресатов). Отметим одну из традиционных ошибок в общении по почтовому списку рассылки, которая в нашем случае ведения дискуссии не наблюдалась, - необходимость при ответе на сообщение в список рассылки использовать несколько другие стиль и форму изложения, чем в личной электронной переписке ввиду того, что не только отвечаешь автору сообщения, но и ретранслируешь свой ответ на всю аудиторию списка, что далеко не одно и то же по содержанию, форме и стилю. Как нам кажется, это избежание ошибок, традиционных для многих других известных автору списков рассылки, в которых несоблюдение правил сетевой этики приводит к тому, что процесс коммуникации может не состояться, связано с более высоким уровнем информационной и коммуникативной компетентности участников данной дискуссии.

Появление возможности мультимедийного сопровождения письма (звукового фрагмента, картинки, анимации, видео). Ограничения на использование всего спектра мультимедиа вызваны техническими возможностями российских сетей (аппаратно-программными, пропускными способностью).

В педагогической литературе можно найти противоречивые данные о негативном влиянии компьютеров на язык и грамотность пользователя (например, асоциализация личности, снижение навыков владения письмом, освоения устного счета и т.д. Приводятся данные и о позитивном влиянии, согласно которым использование компьютеров, текстовых редакторов не снижает эффективность усвоения и использования письма (на родном и иностранном языках) в процессе коммуникации. Поэтому педагогами развитых стран предпринимаются усилия по развитию письменной речи средствами ИКТ. Многими исследователями отмечается возрождение интереса к освоению, применению, совершенствованию рефлективной письменной речи при переписке по средством Интернета.

В заключение отметим, что можно констатировать появление нового вида речевой коммуникации в Интернете, который лингвисты и психологи определяют как комбинацию устной и письменной речи разнообразной жанрово-стилистической направленности, гибрид письменной и устной речи, письменную разговорную речь, смесь письменного литературного и устного разговорного языка, качественно новый функциональный подстиль, принципиально новый вид сетевой речи.

Обращает на себя внимание снижение орфографической, синтаксической и стилистической грамотности пользователей, повышение которой возможно с усовершенствованием соответствующих программных средств. Так, традиционно развитые навыки речевой деятельности преподавателей могут быть редуцированы в электронном общении ввиду низкой компьютерной грамотности. Но это только начало лингвистических, психологических исследований медиалингвистических особенностей электронных сообщений, которые могут помочь в решении ряда задач, в том числе, в реализации эффективной педагогической коммуникации в электронной среде.

 

АВТОР: Шляхова И.С.