20.02.2012 17175

Проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта

 

Некоторые негативные процессы, происходящие в настоящее время в обществе, отрицательно сказались и на уровне общей культуры населения, и в том числе культуры физической. Фактически вся отрасль «физическая культура и спорт» оказалась в крайне запущенном состоянии. Сложившаяся система подготовки специалистов в области физической культуры и спорта также имеет существенные недостатки и нуждается в серьезной перестройке.

Становится бесперспективным само высшее профессиональное физкультурное образование. Недооценка в обществе образовательной, социально-экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, выраженная в остаточном принципе финансирования, остром дефиците материальной базы, слабой пропаганде, привела к тому, что в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения здоровья и физической подготовленности населения. И тем не менее в последние годы в стране наблюдаются существенные изменения как в области физической культуры, так и в сфере спорта, и, к сожалению, эти изменения пока недостаточно учитываются в системе подготовки будущих специалистов. Выпускники физкультурных вузов и факультетов физической культуры оказываются недостаточно подготовленными к пропаганде здорового образа жизни и далеко не всегда сами являются примером в этом смысле. Кроме того, учебные планы и программы факультетов физического воспитания не учитывают меняющихся интересов подрастающего поколения к различным видам спорта и ориентированы только на изучение школьной программы, в то время как упражнения нормативного характера становятся для учащейся молодежи все менее привлекательными. Не наблюдается и должной преемственности в преподавании общетеоретических, биологических дисциплин, с одной стороны, и спортивно-педагогических - с другой. Преподавание многих общетеоретических дисциплин построено так, что оно не дает студентам прикладных теоретических умений и навыков, а в преподавании спортивно-педагогических дисциплин наблюдается обратная проблема, когда значительная часть учебных часов уходит на «тренаж» и сдачу контрольных норм без должной теоретической и методической подготовки.

Специфика подготовки тренера характеризуется тем, что большая часть изучаемого материала по спортивно-педагогическим дисциплинам приходится на различные двигательные действия. Это связано с тем, что тренер в своей работе должен использовать огромное число физических упражнений, приемов, защит, контрприемов и комбинаций, применяемых с различными тактическими подготовками. При этом тренер должен не только знать, но и уметь обучать наиболее рациональной технике и тактике вида спорта, а также должен создавать все более сложные комбинации тактикотехнических действий (ТТД), которые его ученики могли бы использовать в соревновательной деятельности. В этом отношении тактико-техническая подготовка спортсмена является основным компонентом деятельности специалиста-тренера.

Существующая методология профессиональной ТТП студента базируется на формировании и становлении личного тактико-технического опыта вида спорта, который состоит из: 1) знаний, умений и навыков, полученных от тренера; 2) передачи педагогического опыта преподавателей вуза; 3) накопления и осмысления собственного опыта студента как спортсмена; 4) педагогической и тренерской практики для закрепления и формирования профессионально-педагогических умений и навыков. При этом содержание образования и методика ТТП спортсменов осваиваются студентом через формализацию личного спортивного опыта посредством классификации и терминологии вида спорта, описания техники приемов, комбинаций и комплексов ТТД, объяснительных моделей техники, тактики и взаимодействия спортсменов.

Е.П. Ильин отмечает, что физическое воспитание и физическая культура в целом до сих пор не включает в свою сферу знание таких вопросов, как психическая саморегуляция, учет факторов внешней среды, биоэнергетических явлений, психологию психических кризисов, их предупреждение и преодоление с помощью средств двигательной активности. В этом отношении физическая культура могла бы сыграть роль интегратора учебных дисциплин, помогающих формировать у людей целостное представление о человеке и его здоровье. Получив на первой ступени образования (бакалавриата) теоретические сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии, медицинской подготовке, приобретя знания и умения для преподавания физической культуры на второй ступени образования (магистратура), они могли бы приобрести знания и умения для преподавания валеологии. Физкультура стала бы составной частью уроков здоровья, на которых учащимся передавались бы сведения о ведении здорового образа жизни. Такое совмещение являлось бы для учителей физической культуры весьма целесообразным и соответствовало бы зарубежной практике, где учителя физической культуры имеют возможность во время обучения в вузе получать два образования, становясь еще учителем истории, биологии и других предметов. Некогда это было и у нас: учителя физической культуры становились еще и учителями биологии.

Н.Н. Алфимов, СП. Евсеев, Г.А. Шашкин, размышляя о перспективах развития физкультурного профессионального образования, акцентируют внимание на том, что основной задачей в высшей школе на современном этапе должно являться повышение интереса и желания у молодых людей к освоению новых разделов знаний и подготовка их к жизни в условиях современного развития общества. «Система высшего физкультурного образования стоит перед фактом необходимости выхода за рамки того, что является традиционным в деятельности преподавателей вуза, работающих по учебным программам, не вполне удовлетворяющим современным требованиям науки и жизни. Пришло время социально-психологического переосмысления системы преподавания и предлагаемых объемов знаний».

В настоящее время отмечается процесс смены ориентации высшего образования от подготовки узкопрофессионального специалиста к подготовке разностороннего профессионала, обладающего высоким уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамического общества.

Необходимо отметить, что существующая подготовка кадров физической культуры и спорта сложилась к концу 40-х и началу 50-х годов. За многие годы ее существования накопились существенные проблемы, вызванные в основном тем, что сфера физического воспитания и сфера спорта непрерывно прогрессировали, развивались в научном, методическом и сугубо практическом планах вместе с реалиями нашего общества. Именно этим и вызваны определенные несоответствия между реальными практическими нуждами физической культуры и спорта в кадрах, современными требованиях к ним, с одной стороны, и традиционной структурой и содержанием подготовки специалистов по физической культуре - с другой.

Из вышеизложенного для определенного круга специалистов вытекает вывод о том, что необходимо искать пути перестройки в работе как тренерских, так и педагогических факультетов, оптимизации внутри этих факультетов подготовки кадров для определенного звена физической культуры и спорта. На младших курсах следует обучать студентов по широкой практико-теоретической программе, включающей положения, охватывающие основные звенья физкультурно-спортивной области и все контингента, с которыми может осуществляться профессиональная деятельность, а на старших курсах - специализироваться в работе конкретно определенных звеньав физической культуры и спорта. Подобная специализация может проходить в рамках спецсеминаров, спецкурсов, отмечают К.Л. Чернов, В.К. Кузнецов, Ю.А. Каширцев.

Проблеме организации содержания образования много внимания уделяется как в дидактике, так и в педагогике высшей школы, где определены основные критерии и методологические принципы организации учебно-воспитательной работы, которые успешно могут быть экстраполированы в систему подготовки профессиональных кадров физической культуры и спорта.

Одним из важнейших механизмов превращения образования в сферу стратегического развития страны является формирование у студенческой молодежи устойчивой образовательной потребности, осознанного рефлексивного отношения к учебной деятельности.

Г.И. Андросов, В.М. Готлиб, Ю.А. Резников и др. подчеркивают, что реформирование системы высшего образования, продиктованное диалектической необходимостью изменения всех социальных условий жизни нашего общества, потребовало пересмотра не только организационных форм, но и содержания всех составляющих учебной деятельности, в частности самостоятельной работы студентов.

В большинстве вузов страны вынуждены наряду с высококвалифицированными спортсменами, обладающими существенным запасом специальных знаний и практических умений в спортивной деятельности, принимать на учебу студентов со средним и низким уровнем физической подготовленности. Такое положение диктует необходимость изучения закономерностей самостоятельной деятельности студентов с разным уровнем подготовленности, развития и ориентации. Понимание социальной и индивидуальной значимости ценностной ориентации студента приводит к убеждению, что самостоятельная работа как управляемый процесс должна стать ведущим механизмом превращения целей обучения в мощный внутренний стимул самообучения, самообразования и самовоспитания.

Особое внимание в научно-литературных источниках уделяется проблемам планирования и распределения программного материала в структуре подготовки учителей физической культуры. Современные подходы, используемые в создании учебных программ профессиональной подготовки, предполагают определение теоретико-методологических основ многоуровневого образования, новых технологий обучения и воспитания, гуманизации учебно-познавательной деятельности. Основными подходами определяются: исторический (история развития спортивной деятельности); ценностный (спортивные ценности и их оценка обществом); системный (изучение проблем в рамках глобальных спортивных систем); проблемный (анализ и поиск решений проблем); личностно-ориентированный (изучение личности с точки зрения развития деятельности, спорта, общества, цивилизации); деятельностный (преобразование объектов); методологический (характеризующийся трудовой, воспитательной, разносторонней направленностью, доступностью, внутренней преемственностью, логической последовательностью, отбором учебных разделов, тем, созданием системы знаний, формированием способов деятельности, формированием личности специалиста).

В учебные программы профессиональной подготовки включаются материалы для применения сообщающего, программированного, проблемного, игрового и самостоятельного видов обучения. Интеграция видов обучения позволяет студенту, с одной стороны, успешнее осваивать развитие и внутренние связи конкретного вида физкультурно-спортивной сферы, с другой стороны, - переходить от конкретного знания к абстрактному моделированию.

В основные аспекты разработки учебных программ профессиональной подготовки включается следующее содержание вопросов:

- определение логической структуры и содержания разделов программы, характеризующих виды деятельности будущего специалиста;

- интеграция учебных тем и последовательность их изучения;

- интеграция видов обучения: сообщающегося, программированного, игрового и самостоятельного;

- оптимизация распределения учебного времени;

- гуманизация учебно-познавательной деятельности на основе подхода, характеризующегося самостоятельный выбор студентом метода освоения конкретного учебного материала.

При компоновке новых вариантов учебных программ предусматриваются такие разделы, как анализ проблемной ситуации, определение целей, задач, структурирование и верификация программы и др. Анализ проблемной ситуации характеризуется, как правило, степенью несоответствия учебной программы реальной действительности и социальным потребностям, степенью обновления положений и прогнозированием условий ее реализаций. Структурирование учебных программ определяется блоком перечня тем на весь период обучения и блоком проверки их соответствия целям и задачам подготовки специалистов, а также выделением раздела коррекции тем и сроков их прохождения. Учебный материал формируется по периодам обучения и т.д.

История формирования учебных планов для физкультурных учебных заведений, - пишет В.М. Смоленский, - это в известной мере отражение представлений о природе человека, и в итоге - о значении физических упражнений в жизни не только каждого индивида, но и целых поколений. Несколько абстрагированный, но верный подход реализовывался во многих вариантах учебного плана с учетом конкретных заказов общества. Заказы общества, государства в той или иной степени были объективны, подчас чересчур идеализированы и политизированы, но отражали нашу новейшую историю.

Существенную роль в наборе дисциплин учебного плана играл фактор уровня разработанности теории и методики конкретных базовых профессионально-прикладных дисциплин. В начале пути (20-е годы) при неразвитости науки о физической культуре и спорте было естественным наполнение учебного плана медико-биологическим содержанием и дисциплинами общепедагогического значения. По мере того, как на спортивно-педагогических кафедрах аккумулировались знания, оформлялась теория и методика видов спорта и форм двигательной активности, тяготеющих к ним, возникла острая проблема перегруженности учебного плана, нехватки учебных часов на эти профилирующие практические дисциплины.

Нынешний период формирования нового учебного плана для факультетов физической культуры характеризуется сложными взаимоотношениями идей и взглядов на содержание образования и его структуру. Методология составления учебных программ основывается на системно-структурном подходе, который предполагает иерархическое строение уровней системного объема знаний. При этом различают следующие уровни: 1) представления, 2) знания, 3) умения, 4) навыки, 5) творческое применение. Достижение любого уровня подчинено иерархической зависимости: переход к следующему уровню возможен только при усвоении предыдущего.

Верификация учебной программы включает такие этапы: анализ ключевых слов, объем содержания, последовательность изложения, выявление тенденций, направленных в будущее, на основе интеграции, гуманизации, фундаментализации, прогноз видов будущей деятельности специалистов. Основные отличия верифицированных учебных программ от общепринятых - уточнение целей и содержания образования в соответствии с реформированием высшего образования, изложение учебного материала по разделам, включающим материалы всех видов деятельности будущего специалиста, увеличение объема научно-исследовательской работы студента и др.

И.Д. Свищев отмечает, что достижения в теории и практике в любой сфере человеческой деятельности, и в частности физической культуры и спорта, в полной мере зависят от качества подготовки специалистов в высшей школе. Уровень же выпускаемых специалистов далеко не всегда соответствует требованиям современности. Проблема совершенствования подготовки специалистов в высшей школе приобретает особую значимость в процессе формирования социально ценностных ориентиров. В нашей стране она становится еще более актуальной в связи с существующей социально-экономической ситуацией с ее приоритетами и противоречиями. Именно поэтому назрела острая необходимость реформирования высшего образования в целом и физкультурного в частности. Это также связано с тем, что основная цель образования заключается прежде всего в упреждающей подготовке специалиста, рассчитанной на решение принципиально новых задач, для решения которых ему потребуется наличие таких качеств, которые пока просматриваются лишь как тенденции по отношению к желаемому будущему.

Для успешного выполнения вышеперечисленных требований необходимы не отдельные улучшения в содержании образования или совершенствование средств и методов обучения, а изменение методологии профессиональной подготовки специалистов на выпускающих кафедрах специализации. При этом под методологией понимается определенное мировоззрение, сформированное на основе совокупности естественнонаучных, философских, социально-политических, моральных и прочих взглядов, влияющих на человеческую деятельность.

Сегодня модернизация образования - это форма преодоления разрыва между содержанием образования и содержанием науки, с одной стороны, между состоянием обслуживающих подсистем образования (теоретико-методологической, педагогической, экономической, организационной, технологической) и требованиями жизни к их надежности, рентабельности и продуктивности - с другой. Модернизация любой из подсистем затрагивает все в порядке их взаимного согласования. Но если какая-либо из них подгоняет под свои потребности и интересы все другие, может возникнуть кризисная ситуация.

Ядром одной из подсистем общего и профессионального физкультурного образования является «теория и методика физической культуры и спорта» - общепрофилирующая дисциплина соответствующего направления образования. Она сложилась и развивается в лоне самой образовательной системы физкультурно-спортивной деятельности. Отсюда, по мнению Г.Г. Наталова, ее традиционный консерватизм, от этого и неисправимая телеология исходных методологических позиций, и неопределенность границ ее действительных предметных оснований, объектного пространства, объекта и предмета. Она исходно ориентирована только по предметной области и кругу предметных интересов образовательной системы.

Любая наука обретает относительную самостоятельность только с выходом на ее действительный исходный пункт, на ее реальную предметно-содержательную основу. Только с того момента и начинается ее действительно системное развитие, благодаря которому она предвосхищает грядущие потребности и интересы практики, находит и разрабатывает еще не востребованные формы, средства и технологии предметной деятельности, выявляет наиболее рациональные пути, определяет ее перспективы.

На этот уровень наука о физической культуре еще не вышла. Пока что сама образовательная система задает приоритеты, направления и перспективы развития науки. Пример тому - «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года». По замыслу она предполагает модернизацию физкультурно-образовательной системы в России. Но, реально, концептов развития в ней нет, это концепция управления, так как «целью настоящего документа является совершенствование государственной политики» в этой сфере.

Модернизацию любой ветви образования надо начинать с ревизии научных представлений о той ветви культуры, которая определяет его цели, содержание и технологию.

Контент-анализ системных форм организации образования и их структурно-логическая идентификация по концептуальным параметрам его формирования позволяют выделить три главных методологических подхода к разработке образовательных программ: 1) теологический, 2) актологический, 3) онтологический. Первая позиция характерна для традиционной, вторая - для либеральной, третья - для глобальной цивилизации.

С позиции онтологической концепции, разработанной в Кубанской академии физической культуры, предметно-содержательной основой физкультурного образования должна являться, по мнению Г.Г. Наталова культура двигательной деятельности как главный фактор направленного формирования культуры моторики человека в целом.

Известно, что педагогика относится к общественным наукам и прямым образом связана с политикой, идеологией, экономикой и социальным устройством общества. В ней изучаются два направления: содержательное - чему учить и что воспитывать (это нормативная часть), и исполнительное - как это осуществлять. Это дистинктивная часть, объясняющая (изучающая) педагогические закономерности воздействия на человека.

Содержательная сторона обучения и воспитания наиболее политизирована и, соответственно, наиболее подвержена изменениям, обеспечивая запросы и потребности общества настоящего периода с его спецификой общественных отношений, уровнем развития науки, техники и производства. Научность здесь имеет некоторый конъюнктурный оттенок. В то же время это наиболее слабое звено педагогики, поскольку воспитание и образование должны готовить человека к будущей жизни на 10-20 лет вперед. А в результате получается то, что мы имеем сейчас, когда воспи-таные в советские времена люди в своем большинстве оказались не готовы к новым, изменившимся условиям жизни.

Второе направление, изучающее закономерности и механизмы обучения и воспитания, в меньшей степени подвержено изменениям, поскольку психолого-биологические особенности человека в историческом плане остаются почти стабильным. Углубление научных знаний в этой сфере во многом происходит по мере получения новых, более глубоких сведений о психолого-биологических свойствах человека. Основными блоками здесь являются принципы, средства, методы и организационные формы обучения и воспитания. Содержательная сторона блоков и технология их применения в научном плане достаточно хорошо изучены и получили апробацию как в советских, так и зарубежных исследованиях.

Предложение B.C. Лазарева строить обучение на основе технократических принципов - жесткой технологии интенсивной передачи знаний - вряд ли имеет смысл. Это та же догматическая накачка сведениями, которые, занимая место в памяти, быстро устаревают в условиях лавинообразного их удвоения каждые 8 - 10 лет. Более целесообразным представляется жесткий отбор фундаментальных знаний в каждой научной отрасли, при освоении которых обеспечивается развитие познавательных способностей на основе интеллектуальных качеств второго уровня - мышления, речи и конструктивного воображения. Благодаря этому специалист на протяжении своей жизни способен пополнять и сам генерировать новые знания, конечно при условии сохранившейся любознательности как атавизма возраста «почемучки», задавая вопросы уже окружающему миру. В этом зерно творчества и мастерства.

Т.В. Левченкова утверждает, что систему воспитания нужно строить «не из концепции той или иной идеологии, а из реальных условий жизни людей с учетом их жизненно важных интересов».

Фундамент подготовки студента к профессиональной деятельности составляют: знания цели и задач воспитания, знания психолого-биологических характеристик человека с учетом его возрастных и тендерных особенностей знания и умения применять методы педагогических исследований, принципы и методы обучения и воспитания, организация своего рабочего места. Содержательная сторона этих знаний с научных методических позиций основательно разработана. Что касается нравственности, то психолого-педагогическая подготовка преподавателя учит его управлять поведением и чувствами подопечных. Весь вопрос в том, используется ли это во благо обучаемых или педагог манипулирует ими в своих интересах. В области физического воспитания и спорта, где есть риск подрыва здоровья воспитанников, эгоистическое отношение еще опаснее.

Воспитание нравственности, порядочности будущих педагогов -важнейшая и одна из самых трудоемких задач. У взрослого человека уже имеется свой, нередко негативный нравственный опыт, влияют на него и снижение общего уровня нравственности в обществе в последнее десятилетие, и финансовые трудности, которые переживают спорт и вузы физической культуры. Но все эти отрицательные моменты могут быть преодолены благодаря четкой организации учебного и воспитательного процессов. На формирование у студентов моральных взглядов и убеждений относительно своей будущей работы существенно воздействуют примеры и высказывания преподавателей и тренеров, а также дискуссионные обсуждения проблем спортивной этики, личного спортивного, опыта судьбы послеспортивной жизни великих в прошлом спортсменов.

В.Г. Тютиков акцентирует внимание на том, что сегодня ясно видно, что превращать свою голову в «банк данных» молодое поколение не желает. Там должно быть столько базовой информации, чтобы был возможным процесс производства смысла творчества, необходимого для принятия соответствующих адаптивных решений. Поэтому образование в педагогической области в первую очередь должно быть ориентированно не на запоминание пусть даже новейших форм знаний и на формирование умений применить их в конкретной ситуации, а на привитие органической потребности в продуцировании собственных решений и способности творчески относится к проблемным ситуациям. Проведенные им исследования отражают тревожную динамику: в большинстве своем показатель интеллекта студентов на выпуске либо равен его уровню, установленному при приеме, либо даже снижается, хотя академическая успеваемость при этом улучшается. И только у отдельных студентов (6-10% от выпуска) показатель интеллекта незначительно возрастает. В связи с этим весьма иллюзорным становится утверждение, что увеличение количества знаний по мере обучения в вузе влечет за собой и овладение соответствующими интеллектуальными операциями. Эти данные свидетельствуют о недостатках ныне существующих организационных форм вузовского обучения, что требует их пересмотра. При трансляции знания от одного носителя к другому происходит лишь внешнее информационное воздействие на тезаурус реципиента. Формирование деятельностного сознания предполагает изменение его структуры и формы на основе активности, приоритета внутреннего над внешним, включения в рефлексию и действования в соответствующей социокультурной и профессиональной среде. Анализ современного состояния области обучения на базе передовых технологий показывает, что ныне такие факторы, как теория обучения и внедрение технологий действуют без должной связи между собой. Поэтому важно обеспечить, чтобы в учебный процесс входили не просто технологии, содержащие элементы инновации, а также, которые направлены на решение собственно обучающих задач, которые глубоко осмыслены с позиции педагогической науки, теории обучения, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. В этой связи приобретает особую актуальность разработка дидактических и методических принципов использования современных технологий в учебном процессе, педагогическом осмыслении накопленного в других областях опыта, проведения соответствующих научных и методических изысканий по созданию и изучению возможностей использования технологизированных педагогических программных средств в профессиональном образовании, в том числе в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Проблемы повышения уровня педагогического мастерства и достижения его вершины еще требуют глубоких научно обоснованных проработок. Радикальное изменение системы профессионального образования и повышения квалификации возможно лишь на основе личностно развивающей стратегии, предполагающей не просто обучение специалиста новым способам деятельности, а преобразование его мотивационной, интеллектуальной, аффективной, духовной и в конечном счете поведенческой структур.

По мнению С.В. Дмитриева, в духовно-практической деятельности реализуется прежде всего социальная сущность человека, которая формирует (путем обмена смыслами, ценностями между людьми) личность субъекта, оценивает его место в мироздании, среди людей - в социуме, внутри мира своего «Я». В этом и заключается гуманистическая ориентация образовательного процесса, интегрирующего знания трех важнейших универсальных «измерений» человеческого творчества, связанных с духовно-познавательным освоением действительности, со способностью к ценностному отношению к миру, к социально-деятельному преобразованию предметной среды и внутреннего предметного мира личности. Традиционная модель образования в сфере физической культуры, нацеленная на передачу профессионально необходимых знаний, умений и навыков, в настоящее время утрачивает свою перспективность. Возникает необходимость диверсификации физкультурного образования, смены стратегических, глобальных его целей, перестановки акцента со знаний «специалиста-узкопредметника» на его человеческие, индивидуально-личностные качества, которые одновременно выступают как цель и как средство становления культуры его мышления, творческого сознания и профессиональной деятельности. Речь идет об акмеологическом проектировании духовно-деятельностного потенциала человека на основе антропных образовательных технологий.

Образовательные программы должны включать блок стратегий познания мира (гносис) и блок стратегий отношения к нему (этос). При этом должна сохраняться установка на поиск истины, но условиями поиска становятся антропные принципы соединения ценностей и объективных процессов, взаимодействия науки, образовательных технологий и социокультурных программ. Субъект деятельности включается в систему образования со всей духовностью, со всей своей ментальностью.

Общий смысл термина «образование» состоит в том, что человек делает себя во все отношениях духовно-деятельностным субъектом социокультурного мира. Известно, что культурой является лишь то из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовершенствование. Соответственно культура подлинного специалиста (профессионала) - это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач, в осуществлении своей профессиональной миссии.

Исходя из всего изложенного можно сказать, что задача современного профессионального образования в сфере физической культуры и спорта состоит в том, чтобы научить будущего специалиста реализовать себя в деятельности, сформировать свой собственный профессиональный облик и образ (в том числе и физическую культуру личности), развить творческие, духовно-интеллектуальные и психофизические способности, связанные с умением трансформировать идеи гуманизма в свою профессиональную практику. В основе гуманно-ориентированных педагогических технологий лежат фундаментальные идеи:

- признание уникальности каждого человека;

- признание того факта, что каждый человек находится в постоянном развитии;

- признание значимости ценностей в развитии человека;

- признание того, что каждый человек постоянно оказывается пред лицом свободного выбора и принятия решения (на основе ценностных систем) и соответствующей ответственности за результат;

- акцент на будущем (целеустремленность) и его императивная роль относительно настоящего.

Наличие широкого спектра теоретических и научно-практических источников по вопросам совершенствования профессионального образования в сфере физической культуры и спорта позволяет заключить, что на сегодняшний день существует большое количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об их значимости и актуальности.

Однако проблема формирования педагогических знаний, умений и навыков гуманистически ориентированной профессионально-педагогической деятельности рассмотрена в них в недостаточно степени. Изначально заложенные возможности интегративной гуманитарной сущности физической культуры и спорта не отражены до сегодняшнего дня в педагогических технологиях подготовки специалистов в данной сфере деятельности.

 

АВТОР: Шульженко А.В.