21.02.2012 5094

Воспитательная работа с соматически ослабленными детьми в лечебно-образовательном учреждении

 

Построение моделей - один из путей изучения сложных социально-педагогических процессов, позволяющих представить условный образ явления или предмета, вычленить в нем отдельные наиболее значимые стороны, охарактеризовать их содержание и условия, необходимые для внедрения в практику.

Модель, как отмечается в «Толковом словаре русского языка» С.Н. Ожегова - это, во-первых, просто образец какого-либо изделия или образец для его изготовления; во-вторых, это уменьшенное воспроизведение чего-либо; в-третьих, это некая а какого-нибудь физического объекта или явления.

Модель - это мысленный или условный образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия, стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых.

Создание моделей называется моделированием и служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов, свойств прототипа. В нашем случае - организации воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в лечебно-образовательном учреждении.

Педагогическое моделирование В.С.Безрукова предлагает рассматривать как один из первых этапов проектирования любой системы, как разработку (создание модели) общей идеи и выделение основных путей ее реализации.

Анализ медицинской, психолого-педагогической литературы привел нас к выводу о том, что при построении модели воспитательной работы с соматически ослабленными детьми следует учитывать не только внешние обстоятельства (факт госпитализации ребенка, больничный образ жизни, специфичность окружения, разновозрастный состав палаты и т.д.), но и характер внутренней картины болезни, который, как известно, в связи с особенностями эмоционального восприятия и рождаемого на его основе эмоционального отношения к своему состоянию у соматически ослабленных детей может быть: 1) гипонозогнозическим - с эмоциональной недооценкой симптомов, игнорированием болезни, завышением ожидаемых результатов лечения; 2) гипернозогнозическим - с избыточной эмоциональной напряженностью, связанных с болезнью переживаний, преувеличением ее тяжести, неверием в успешность лечения; 3) прагматическим - со стремлением к реальной оценке заболевания, его прогноза, хорошим контактом с медицинским персоналом и желанием выполнять все лечебные предписания. Следовательно, организация воспитательной работы с больными и ослабленными детьми должна быть направлена не только на вооружение их новыми знаниями о себе, болезни, способах реагирования на происходящее с ними; на их ориентирование в мире проблем, путей предупреждения рецидивов и преодоления естественных трудностей; развитие коммуникабельности, снятие напряжения, но и на создание временной благоприятной пространственно-развивающей среды, обеспечивающей личностное развитие данной категории детей, успешность их социализации через целенаправленную адаптацию к меняющимся условиям жизни и состояниям организма при использовании педагогических технологий, интегрирующих здоровьесбережение, целесообразное личностно ориентированное информирование, включение в познавательную, ценностно-ориентирующую, преобразующую, творческую и досуговую деятельность.

Для реализации данных концептуальных положений в практику жизнедеятельности оздоровительного образовательного учреждения на базе детского стационара нами была разработана и апробирована модель организации воспитательной работы с детьми с ослабленным здоровьем, которая включала концептуальный, содержательный, технологический компоненты.

Концептуальная составляющая рассматриваемой модели базируется на идеях гуманистической психологии и педагогики, которые ориентируют на создание условий для развития личности ребенка с учетом его возможностей, потребностей, интересов, для их дальнейшего совершенствования, самопознания и самоопределения; интеграцию обучения, воспитания, лечения с целью реабилитации и социализации; обеспечение единства, гармонизации, оптимального сочетания биологического и социального, эмоционального и рационального, физического и духовного потенциалов личности и в этой связи продуманности педагогического воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы личности.

На этой основе были выдвинуты те принципы, на которых строится данная модель: глубокое знание человеческой природы, особенностей протекания болезненных процессов в детском организме, внутренней картины болезни и их учет в содержании воспитания при выборе вида воспитательной деятельности (антропологизм); принятие ребенка таким, каков он есть, со всеми его проблемами и заботами (толерантность); приоритет самоценности, самобытности ребенка, его субъективного опыта при поиске и реализации здоровьесберегающих и педагогических технологий (индивидуализация); создание атмосферы заинтересованности, доброжелательности, заботливости (педагогической поддержки и сотрудничества), использование ситуаций естественного самовыражения, диалога, полемики со всеми субъектами воспитательного процесса (интерактивность); сочетание различных форм взаимодействия с больными детьми и детей друг с другом: индивидуальных, групповых, фронтальных (вариативность) при сохранении за ребенком права на выбор; разновозрастность.

Содержательный компонент данной модели предполагает ряд направлений.

Первое из них - просветительское. Просветить - подразумевает передачу кому-либо знаний, распространение передовых идей, культуры. С педагогических позиций просвещение предполагает разновидность образовательной деятельности, рассчитанной на нерасчлененную на устойчивые учебные группы, как-либо официально не зарегистрированную и не оформленную аудиторию.

Просвещению исторически предписана задача - распространение знаний, способствующих правильному пониманию жизни в целом или отдельных ее сторон, пропаганда тех или иных идей, их внедрение в сознание людей для привлечения их участия в воплощении наиболее значимых моментов.

В предложенной нами модели просвещение ориентировано на повышение информированности детей, их родителей в вопросах анатомии, физиологии, гигиены, имеющихся у них патологий, эффективной самопомощи, современной лекарственной терапии, самоконтроля симптомов заболевания, проявлений их обострения, способов профилактики.

Просвещение касается как общих проблем роста и физического развития ребенка, его моторики, психики, так и нарушений этого, наследственных заболеваний, поведенческих реакций на разных возрастных этапах, при наличии различных психосоматических проблем. Например, родителям в индивидуальных беседах, во время консультирования предлагается ознакомиться с вопросами организации питания, режима своих детей, подбора видов деятельности, с ограничениями и способами их предъявления.

В просвещении велика роль информирования при помощи стенных газет, санитарных бюллетеней, плакатов. В частности, благодаря им до сведения пап и мам, бабушек и дедушек доводятся знания о стандартах полового развития мальчиков и девочек, степенях развития детей, стадиях их познавательного и социоэмоционального развития, данные таблиц для оценки массы тела по росту для детей обоего пола, допустимый возраст для занятий спортом и другие.

Принципиальная позиция современной медицины:

- противопоказаний для занятий физической культурой для детей в дошкольных учреждениях и в школе нет, выдача освобождений от занятий физкультурой недопустима;

- реконвалесценты острых инфекций и дети, возвращающиеся в учебное заведение после плановых и ургентных операций, направляются в подготовительную группу;

- специальная группа - это группа лечебной физкультуры для детей III группы здоровья и детей-инвалидов.

Просвещение детей с соматически ослабленным здоровьем предусматривает, во-первых, вооружение их или восстановление их представлений об организме, отдельных органах, процессе их функционирования с последующим акцентированием внимания на группу риска для них, способы профилактики осложнений, смысл лечения, для того, чтобы все предписанные врачом рекомендации применялись не только взрослыми, но и детьми осознанно.

Для данной модели могут подойти разработанные и апробированные нами беседы: «Как сохранить зрение?», «Гигиена органов слуха», «Вот я какой», «Сердце и кровообращение», «Зачем человеку язык?» и др.

Часть из них проводится в палатах для разновозрастной аудитории, часть для детей из разных палат, объединенных во временную группу для консультации в холле, учебном помещении, компьютерном зале.

В нашем представлении просветительское направление задает основу для реабилитационного и здоровьесберегающего, способствует формированию соответствующих позитивных установок, без которых снижается их качество.

Как показывает анализ диссертационных исследований, посвященных деятельности лечебно-образовательных учреждений в современных условиях (В.П. Быкова, В.К. Волкова, Е.В. Котомина), обобщение опыта работы с соматически ослабленными детьми санаторно-лесных школ нашего и соседних регионов, в них огромное значение придается реабилитации (от позднелат. rehabilitatio - восстановление; от лат. re - «вновь», «снова» и habilitas - пригодность, способность), которая, в общих чертах, определяется как комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, нередко и юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций, работоспособности и трудоспособности больных и инвалидов.

В этом контексте медицинская составляющая реабилитации направлена на выявление нарушенных функций организма, преодоление болезни, стимулирование раннего возвращения больных к активной жизни. Поэтому она включает меры лечебно-диагностического, профилактического и восстановительного характера.

Психологическая реабилитация предполагает создание благоприятных условий (внешних и внутренних) для гармонизации психологического состояния ребенка, его настроя на восстановление утраченных связей и отношений, на общение и взаимодействие с окружающими, освоение специфических навыков самообслуживания, нахождение своей ниши в социальном пространстве, самореализацию.

Педагогическая реабилитация предусматривает адресную помощь детям через систему мер педагогического характера, направленную на восстановление навыков обучения, учебных умений, расширение социального опыта, самовоспитание и самообразование.

Применительно к оздоровительно-лечебно-образовательным учреждениям реабилитационное направление в современных исследованиях представлено разными моделями. В частности, придерживаясь точки зрения, что «модель - это всегда вариант решения проблемы, который инициирует новые подходы, творчество, вариативность», Е.Ю. Шпанко в ее основу положила концептуальные идеи личностно-средового, интегративного подхода с центром организации продуктивного взаимодействия больных и здоровых детей.

Основными элементами в структуре такой модели, по мнению данного автора, являются реабилитационный потенциал ребенка; потенциал микросоциума; социально-педагогическая реабилитация ребенка, включающая сферы «специфической деятельности социального педагога и помощника», «процесса реабилитации ребенка», «системы внешних условий».

Совокупность трех сфер данной модели, их взаимосвязь составляют методику социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях летнего реабилитационно-оздоровительного комплекса. Целостность и устойчивость функционирования модели обеспечивают векторы взаимодействия: а) «деятельность - процесс», б) «процесс - система», в) «система -деятельность». Они согласовывают сферы социально-педагогической реабилитации и показывают направленность воздействия как на реабилитационный потенциал ребенка, так и на потенциал окружающих людей (родственников, сверстников, персонала).

В основе построения модели лежит принцип «набора равносторонних треугольников», суть которого в гармоничности развития сторон системы для ее оптимального существования. Всего в структуре 15 треугольников, стороны каждого из которых отражают определенный смысл функционирования модели.

Три уровня модели (три центральных треугольника) символизируют основных субъектов изучаемого явления: а) ребенка с его реабилитационным потенциалом; б) микросоциума с его возможностями; в) социальных педагогов и помощников, реализующих социально-педагогическую реабилитацию.

Реабилитационный потенциал ребенка с ограниченными возможностями здоровья составляет вершину воздействия со стороны микросоциального окружения и социального педагога.

Под реабилитационным потенциалом личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья автор понимает: а) в широком смысле слова - статистическую характеристику жизнедеятельности ребенка, включающую совокупность различных ее потенциальных возможностей (физиологических, биологических, психических, социальных, духовных, культурных, творческих), отражающую способность ребенка самостоятельно или с определенной помощью окружающих решать возникающие проблемные ситуации (знания, навыки, умения, мотивы, качества, стиль поведения ребенка в семье и социуме); б) в узком смысле слова - динамическую характеристику, выражаемую уровнем социального функционирования ребенка.

Потенциал микросоциума - семьи и сверстников - заключается в создании эмоционально благоприятной «семейной» атмосферы.

Содержание сферы «специфическая деятельность социального педагога и добровольных помощников», по мнению автора, предполагает: а) создание условий для формирования устойчивости ребенка к восприятию и преодолению трудных жизненных ситуаций; в) стимулирование адаптационных способностей ребенка, перенесения полученных навыков в семейные отношения, социальную среду.

Содержание сферы «процесс реабилитации ребенка» своей целью имеет преобразование полученных знаний и навыков в собственный потенциал ребенка с ограниченными возможностями здоровья и проходит четыре этапа: информационно-постановочный, прогностический, побудительно-сопроводительный, активно-реабилитационный.

Целью первого из них является сбор и анализ информации об актуальных проблемах ребенка с ограниченными возможностями здоровья, о ресурсах, возможностях и приемах их решения в условиях летнего лагеря и выработка общего стратегического замысла действий специалиста.

На втором этапе - прогностическом - определяются стартовые возможности осуществления процесса социально-педагогической реабилитации, изучаются возможные отклонения от планируемого варианта решения, соответствующие реабилитационному прогнозу, определяются показания к проведению реабилитационных мероприятий. Формируются обоснованные суждения о возможных состояниях объекта в ближайшем и отдаленном будущем или об альтернативных путях его развития.

Третий этап - побудительно-сопроводительный - характеризуется побуждением ребенка к совершенствованию своих жизненно важных функций, а именно расширению познавательной активности, преодолению барьеров в общении со здоровыми сверстниками, обучению приемам регуляции своего поведения, включению в творческую деятельность, эмоциональной активизации.

Четвертый этап - активно-реабилитационный - это период интенсивного включения ребенка в решение посильных для него проблем, расширения межличностных контактов, определенной самостоятельностью в принятии решений, т.е. постепенным переходом из объекта воспитательных воздействий в субъект активной социальной деятельности.

Содержание сферы «система внешних условий» составляет совокупность условий, в которых проходит реабилитация. Детский реабилитационно-оздоровительный комплекс «Кратово» расположен в лесной зоне отдыха Раменского района Московской области в обстановке сельского типа поселения. Природная среда оказывает на ребенка релаксационное и психотерапевтическое, познавательное и эстетическое воздействия. Лес и естественный водоем дают ребенку ощущение душевного покоя, внутреннего равновесия, очищают организм, одновременно восстанавливая и подпитывая резервы молодого организма, позволяют расслабиться, соприкосновение с водой дает осознание собственных сил (при заболевании детским церебральным параличом), ощущение радости, заряжает детей положительными эмоциями, обогащает совместными положительными переживаниями.

Условия проведения лагеря общения близки к жизни в сельской местности, которой присущи локальная замкнутость, открытость жизни каждого ребенка.

Несколько иную модель и ее концептуальные основы обосновывает А.В. Гордеева. Во-первых, она под педагогической реабилитацией предлагает понимать восстановление максимально доступной «особенным» детям целостности, гармонии бытия, взаимодействия с образовательной средой и окружающим миром, способности к самоосуществлению.

Во-вторых, автор подчеркивает, что особенность ее подхода в индивидуально-ориентированном направлении, которое является расширением привычного личностно-ориентированного подхода в качестве отклика на развитие и углубление антропологической сущности в современной педагогике. Характерное для реабилитационной педагогики, оно принципиально значимо в общеобразовательном контексте, так как в широком смысле оно не сводимо лишь к педагогической работе в индивидуальных формах.

В-третьих, А.В. Гордеева предлагает расширить и обогатить реабилитационное направление за счет таких понятий, как:

- адаптация (Б.Н. Алмазов, Л.Н. Голуб, Е.А. Ямбург и др.);

- коррекция (Л.Н. Винокуров, Г.Ф. Кумарина, В.М. Минияров и др.);

- компенсация (Г.Ф. Кумарина, А.Ф. Шадура и др.);

- педагогическая поддержка (О.С. Газман, Л.М. Лузина, Н.С. Морова и др.);

- педагогическая помощь (Л.Н. Винокуров, А.С. Мудрик, Т.И. Шульга и др.);

- психолого-педагогическое сопровождение (М.А. Жданова, С.А. Расчетина и др.).

В-четвертых, автор приходит к выводу, что «педагогическая реабилитация - это восстановление внутренних сил и энергии человека, прежде всего, душевно-духовных для активного самовосстановления, позитивного самоизменения, для дальнейшего максимально возможного при соответствующих условиях функционирования и развития ребенка», и в этом процессе ведущая роль принадлежит среде обитания детей, образовательной среде, в которую они помещены.

В силу всего вышесказанного реабилитационное направление в предлагаемой модели организации воспитательной работы с соматически ослабленными детьми, нами рассматривается как система педагогических и организационных мероприятий, разработанных с учетом развития ребенка, индивидуальных показателей его здоровья, диагнозцированных проблем, направленных на достижение соматически ослабленными детьми максимально возможного результата в социальной адаптации, во взаимодействии с окружающими, в развитии всех сущностных сил на основе восстановления, компенсации имеющихся нарушений соматического и нервно-психического здоровья.

Еще одним, содержательным компонентом модели, является здоровьесберегающее направление, важнейшей целью которого является укрепление, сохранение здоровья соматически ослабленных детей. Одной из составляющих этого направления считается культура здоровья, предполагающая сформированность у человека общих и специфических гигиенических навыков, оптимального двигательного режима, полноценного и рационального питания, умений раскрывать свои внутренние резервы, приобретать уверенность в себе, вести безопасную жизнедеятельность, устанавливать в определенных ситуациях разумные ограничения.

Теоретико-методическими основами этого направления мы избрали подход Л.Ф. Тихомировой, которая предлагает не рассматривать здоровьесберегающую педагогику как альтернативу педагогике сотрудничества, гуманистической и личностно-ориентированной педагогикам. Ее основными постулатами являются:

- Здоровьесберегающая педагогика - это область знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся. Следуя идеям здоровьесберегающей педагогики, для сохранения и укрепления здоровья детей важно использовать возможности самой педагогической науки и деятельность педагогов.

- Здоровьесберегающая педагогика связана со школьной гигиеной, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеопедагогикой. В разработке методического аппарата автором заимствованы некоторые методы, используемые этими науками и отраслями наук.

- Только здоровьесберегающая педагогика, рассматривая проблему сохранения здоровья детей в процессе их обучения и воспитания, в состоянии кардинальным образом повлиять на деятельность педагогов, на содержание и организацию учебно-воспитательного процесса.

- Основные методы: педагогические, психологические, социально-психологические, гигиенические.

- Ведущий подход - экспертно-функциональный. Именно этот подход предполагает анализ педагогом собственной деятельности с точки зрения ее влияния на здоровье детей, а, следовательно, при реализации данного подхода возможна корректировка и изменение процесса обучения и воспитания детей.

- Здоровьесберегающая педагогика, характеризуя процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся, в то же время показывает, как учитывать оптимум, резервы и пределы познавательных возможностей индивида.

Таким образом, основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, сформировать у каждого ребенка умения и навыки здорового образа жизни, воспитать культуру здоровья.

Технологический компонент анализируемой модели, представляет собой определенную систему действий, обеспечивающих гарантированный результат, и совокупность шагов, последовательность выполнения которых способствует решению поставленных коррекционно-развивающих и воспитательных задач.

Поскольку организация дословно означает «продуманное устройство» или «упорядочивание», то данный компонент предполагает несколько взаимосвязанных этапов (диагностический, прогностический, деятельностный, коррекционный, оценочно-результативный) и использование на каждом из них арттерапии, сказкотерапии, библиотерапии в сочетании с другими технологическими элементами.

Диагностический этап складывается из физического обследования с наблюдением за поведением, проведения замеров, скрининга заболеваний, беседы с наблюдением за поведением, которая может строиться по следующему образцу:

Этот материал может быть при необходимости дополнен рисунчатыми тестами, проективными методиками для выявления самоощущения таких детей, особенностей их ценностных и целевых установок в диапазоне «Я - больной» и «Я - здоровый».

Полученные данные фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдения, часть которого заполняет лечащий врач, социальный педагог, учителя, медицинские сестры.

Прогностический этап находит свое выражение в составлении бизнес-планов, в которых выделяются сильные стороны ребенка, даются рекомендации, советы (в форме памяток), делаются напоминания родителям о том, что:

- подростки должны регулярно занимать такими видами спорта, как ходьба, бег, плавание, теннис, катание на велосипеде (дайте советы по поводу общих физических упражнений, употребления жидкости. Контроля за весом, защитного оборудования);

- подросткам необходимо сообщить о важности потребления кальция (расскажите им, в каких продуктах содержится кальций);

- необходимо поддержать ребенка в вопросе сексуального воздержания, подчеркнуть, что у него есть право отказаться от вступления в сексуальные отношения и рассказать о сексуальном насилии; если подросток ведет половую жизнь, то необходимо иметь чувство ответственности за себя и своего партнера, дать совет о средствах контрацепции, обсудить репродуктивную сторону половой жизни, а также вопросы предотвращения заболеваний, передающихся половым путем;

- необходимо организовать процедуры установления и укрепления правил в семье, позволять подростку самостоятельно принимать решения и делать выбор в соответствии с возрастом, проводить время со своим ребенком и поддерживать теплые взаимоотношения, предпринимать меры по контролю за ребенком на время своего отсутствия, хвалить и поощрять деятельность подростка дома и вне дома, посещать те мероприятия, в которых принимает участие ребенок, способствовать развитию у него чувства собственного достоинства, проявлять свою любовь, уважать тайны и личные дела ребенка.

Деятельностный этап предполагает активное включение ребенка в борьбу за понимание своего состояния, сохранение и поддержание состояния своего здоровья. Это и подготовка, участие в пропаганде знаний (старшие в гостях у младших, помощь новичкам) по вопросам гигиены, физиологии, лечения; и использование дидактических игр для расширения и углубления знаний о человеке и его организме. Хорошие помощники в этом вопросе, как свидетельствует наш опыт - кроссворды по темам: «Органы пищеварения», «Питание», «Дыхание» и т.д. значимы также упражнения типа: «Послушаем свой организм», «Гимнастика бодрости» и др.; опыты, дающие представления о простейших функциях организма; работа с художественным текстом и ситуациями.

Коррекционный этап необходим для того, чтобы обеспечивать успешность решения поставленных задач.

Оценочно-результативный позволяет увидеть и обосновать целесообразность проводимой работы и своевременно внести в нее коррективы.

Анализ процесса реализации разработанной нами модели организации воспитательной работы с соматически ослабленными детьми в период их нахождения в стационаре, полученные диагностические материалы позволили выделить те педагогические условия, при которых она способствует достижению поставленной цели - сохранению их здоровья, укреплению взаимоотношений с окружающими людьми, не мешает обогащению их социального опыта в соответствии с возрастными задачами, их социальной адаптации и самореализации. Это:

- наличие воспитательной стратегии такого учреждения, ориентированной на превентивно-профилактический подход к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- дифференцированный подход к отбору средств, видов деятельности в зависимости от характера заболевания и меры ограниченности возможностей ребенка;

- активизация жизненного потенциала и субъектной позиции личности ребенка при отборе и реализации воспитательных программ, построенных на сочетании конкретности (отражение единичных черт воспитательного процесса при данных обстоятельствах) и непрерывности (связи с опытом воспитания конкретного ребенка в семье, школе или дошкольном учреждении, в другом стационаре, изменениями в состоянии его здоровья в данный момент).

 

АВТОР: Трусова С.С.