21.02.2012 3638

Условия эффективной организации воспитательной работы с соматически ослабленными детьми

 

Проблема педагогических условий, обеспечивающих эффективность любой деятельности в рамках педагогического процесса, в последние годы находится в поле зрения многих исследователей. Не обойдена она вниманием и относительно соматически ослабленных детей, их обучения и воспитания в лечебно-образовательных учреждениях. При этом, в понятие «педагогические условия» нередко вкладывается разное содержание. Одни авторы их трактуют как совокупность обстоятельств жизнедеятельности субъекта, другие - как факторы, способствующие ее успешности.

В словарях и энциклопедиях данное понятие определяется как: 1. Обстоятельство, от которого что-либо зависит. 2. Требование, предъявляемое одной из сторон. 3. Устное или письменное соглашение о чем-либо, договоренность. 4. Правила, установленные в какой-либо области жизни или деятельности. 5. Данные, требования, из которых следует исходить, организуя конкретный процесс. Такое многообразие подходов, естественно, рождает и многообразие условий, которые выделяются, апробируются и обосновываются разными авторами в их диссертационных исследованиях. В частности, Г.П. Плетнева доказывает, что для реабилитации и социальной адаптации детей в образовательных учреждениях санаторного типа необходимы: а) подбор и подготовка учителей и воспитателей образовательных учреждений санаторного типа с учетом их умений осуществлять личностно-ориентированный и антропоэкологический подходы к детям; б) организация продуктивного эмоционально-личностного общения учащихся и педагогов; в) ориентация всей педагогической деятельности учителей и воспитателей на создание условий для самореализации личности ребенка; г) обеспечение образования через совершенствование сотрудничества учителей, воспитателей, медицинских работников и учащихся, реабилитацию здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, развитие творческих способностей; д) формирование стремления, готовности, умения реализовывать в различных видах социальной практики, в разных социально-ролевых позициях личные жизненные планы (семейные, профессиональные, бытовые, образовательные, досуговые).

В ходе опытно-экспериментальной работы автор пришел к еще двум выводам: во-первых, о том, что все вышеперечисленные условия должны реализовываться в комплексе, во-вторых, в учебно-воспитательной работе с соматически ослабленными детьми эти условия должны претворяться в жизнь на основе принципа индивидуальной комплексной реабилитации ребенка.

От всех участников реализации комплексной программы требуется, считает Г.П. Плетнева, единство в решении проблем, в стратегии и тактике. Обязательными требованиями являются: комплексность воздействия на ребенка со стороны медицинских работников, психологов, педагогов и родителей; на любом уровне взаимодействия категорическое исключение как средства решения проблем методов и приемов насилия, использование лишь понимающих и директивно-понимающих способов общения; организация жизни класса и всей школы на основе совместно выработанных норм взаимоотношений, на доброжелательности, уважении, взаимопомощи; включение учащихся в учебно-воспитательный процесс как активных участников и творческих сотрудников.

Реализация такой комплексной программы в лечебно-образовательном учреждении, по мнению автора, осуществляется через: медицинскую психотерапевтическую помощь и специальную помощь психолога, валеолога, логопеда; педагогическую работу, включающую в себя учебные и внеклассные коррекционно-развивающие занятия; педагогическую и психокоррекционную работу с учителями; методическую, исследовательскую работу специалистов-педагогов, медицинских работников, психологов по определению содержания, методов и приемов работы, которые учитывают индивидуально-типологические особенности обучающихся.

В механизм реализации в качестве косвенных условий юктивности, в этом случае, также входят:

- модификация традиционных учебных программ с учетом особенностей и возможностей учащихся;

- многовариантность учебных планов, обеспечивающая многовариантность обучения на основе базисного плана;

- разработка новых технологий и стандартов обучения детей в коррекционных классах;

- разработка и внедрение новых курсов этико-эстетического цикла;

- обеспечение единства цели, задач, содержания, методов, организационных форм воспитательно-образовательного процесса;

- организация разнообразной воспитательно-направленной деятельности школьников (познавательной, творческой, трудовой, игровой), их общение в детском коллективе и со взрослыми;

- рассмотрение каждого отдельного метода (убеждение, научение, пример и т.п.) как элемента всего комплекса мер воздействия на воспитанников;

- обеспечение единства воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы личности;

- обеспечение единства органически связанных между собой процессов воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;

- учет в педагогическом процессе влияний не только микросреды. Но и особенностей конкретной микросреды, единство воспитательных воздействий всего педагогического коллектива, а также активную работу каждого учителя.

В другом, аналогичном исследовании СВ. Стригова условиями считаются такие подходы к организации образовательной деятельности, при которых реализуются личностно-ориентированный и антропоэкологический подходы по следующим организационно-педагогическим принципам:

Глубокое знание человеческой природы: учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, саморазвития и самореализации.

Приоритет индивидуальности, самоценности и самобытности ребенка, активного носителя субъектного опыта. В образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением культурно-исторического опыта и субъектного опыта ученика, реализуемого им в учении.

Саморазвитие ученика как личности, а затем индивидуальности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития.

Образование есть единство трех взаимосвязанных составляющих: обучения и воспитания, управляемых извне, и развития, управляемого внутренними закономерностями. Основным результатом образования должно быть формирование всех способностей ученика.

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие всех сфер жизни ребенка в соответствии с его задатками и способностями, его интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития при сохранении его здоровья.

Таким образом, подчеркивается, что в работе с соматически ослабленными детьми конструирование и реализация образовательного процесса должны осуществляться на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования (толерантность, педагогическую поддержку, содеятельность и сотрудничество) и направлены на:

- обмен различного содержания субъектного опыта путем создания педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность;

- создание обстановки естественного самовыражения, применение активных форм общения (диалог, обсуждение, дискуссия, полемика);

- создание атмосферы заинтересованности;

- использование дидактического материала, позволяющего выбирать вид и форму учебной работы и содержания в соответствии с интересом и способностями;

- оценку деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; поощрение стремления находить свой способ работы, решения, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

В исследованиях других авторов указывается целый комплекс иных условий успешности организации учебно-воспитательной работы с соматически ослабленными детьми. Это, во-первых, определение путей и средств эффективного использования возможностей образовательных учреждений санаторного типа; создание условий и ситуаций, формирующих у школьников мотивацию на здоровый образ жизни, веру в свои силы, возможности и способности; обеспечение преемственности в использовании приемов, форм и методов обучения и воспитания, стимулирующих у школьников активно-творческое начало в их жизнедеятельности и готовность к жизни в социуме; социализация учащихся посредством педагогической реабилитации их и реализации комплексной программы реабилитации.

Во-вторых, это создание особых служб, которые предлагается называть по-разному: медико-психолого-педагогическая служба, служба сопровождения ребенка, психолого-валеологическая служба, служба здоровья и т.д.

В-третьих, поиск индивидуальных каналов для установления контакта ребенка с окружающими, определение как болезненных точек его состояния, так и основных источников возможностей; восстановление доверия к окружающим через нормализацию отношений с ближайшим социумом; развитие познания и сотрудничества, постепенное формирование мотивов деятельности - от эмоциональных побудителей к внутренней мотивации.

Мы в своем исследовании будем исходить из того, что: а) нами рассматривается лишь одна составляющая - воспитательная работа и ее организация; б) которая осуществляется в специфических условиях детского стационара; в) проводится в среднем в течение 21 дня для 75% детей; г) связана с госпитализацией, то есть с особым режимом и укладом жизни ребенка в этот период, его измененной позицией; д) в которую около 83% детей периодически в течение одного-полутора лет включаются вновь для прохождения поддерживающего, реабилитационного или активного курса лечения.

Под педагогическими условиями мы будем понимать требования, из которых необходимо исходить, организуя воспитательную работу при таких обстоятельствах.

Воспитательная работа нами будет рассматриваться как система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностной деформации у детей с соматически ослабленным здоровьем, интеллектуальному, социальному и физическому развитию, психологическому благополучию, последующей успешной адаптации в привычной социальной среде.

К таким условиям мы отнесли:

- наличие воспитательной стратегии такого учреждения, ориентированной на превентивно-профилактический подход к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- дифференцированный подход к отбору средств, видов деятельности в зависимости от характера заболевания и меры ограниченности возможностей ребенка;

- активизация жизненного потенциала и субъектной позиции личности ребенка при реализации воспитательных программ, построенных на сочетании конкретности (отражение единичных черт воспитательного процесса при данных обстоятельствах) и непрерывности (связи с опытом воспитания конкретного ребенка в семье, школе или дошкольном учреждении, в другом стационаре, изменениями в состоянии его здоровья в данный момент). Реализуя первое условие, которое требует наличия воспитательной стратегии у лечебно-образовательного учреждения, мы исходили из того, что воспитание как относительно целенаправленный процесс позитивного развития и духовно-ценностной ориентации (А.В. Мудрик) осуществляется в ходе взаимодействия трех взаимосвязанных составляющих: организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. В этом случае целесообразно говорить о том, что воспитательная стратегия лечебно-образовательного учреждения предполагает организацию быта, жизнедеятельности временных лечебно-образовательных групп, взаимодействия их субъектов, стимулирование их активности, самостоятельности, которые обеспечивают самоосознание происходящего с каждым, накопление способов и средств саморегуляции деятельности и общения, пропаганду культуры здорового образа жизни, оказание содействия в решении возникающих проблем.

Данная стратегия ориентирована на взаимодействие в качестве субъектов медиков и пациентов, педагогов и учащихся, родителей, детей, медицинских и педагогических работников. В его основе лежит информационный обмен способами познания, приемами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, средствами регулирования отношений, методиками самопознания, восстановления, компенсации, саморазвития.

По своей сути такая воспитательная стратегия предусматривает: дифференциацию, индивидуализацию, вариативность педагогического воздействия, исходя из особенностей состояния здоровья, специфики окружения, обстановки и стоящих перед воспитательным процессом задач, естественность и целесообразное использование жизненных ситуаций.

В этой программе четко определены границы и расставлены акценты. Ее назначение:

а) Усилить мотивацию ребенка к тому, чтобы он захотел узнать о себе и других, узнать органы чувств, отдельные внутренние органы, связи между органом и выполняемой им функцией, между отношением к своему организму и возможным заболеванием, между поступком и настроением человека, которые связаны с его физическим состоянием.

Для этого использовались в ходе опытно-экспериментальной работы различные формы информирования:

- рассказ волшебника, сказки о человеке, фрагменты из произведений В. Бианки, М. Гомболи, Н. Орловой, Е. Пермяка, Н. Сладкова, др. авторов;

- кроссворды типа:

- загадки:

Что быстрее всего на свете?

(Мысль)

За стенкой костяной Соловейко. Спой!

(Зубы, голос) Тридцать два молотят, один переворачивает.

(Зубы, язык)

Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю.

(Рот, зубы)

Маленький, кругленький, а достанет до неба.

(Глаз)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.

(Язык, глаза, уши) Между двух светил посередине один.

(Глаза, нос)

Ношу их много лет, а счету не знаю.

(Волосы)

У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.

(Пальцы)

Пять братьев: годами равные, ростом разные.

(Пальцы)

Всю жизнь ходят рядом, а обойти друг друга не могут.

(Ноги)

Утром ходит на четырех ногах, в обед - на двух, вечером - на трех.

(Ребенок, взрослый, старик)

- головоломки:

б) Способствовать высвобождению чувств. Это достигалось за счет различных опытов, дидактических игр, упражнений.

Например:

- Игровое упражнение «Какие предметы тебя окружают?»

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке по памяти.

Ребенку предлагают осмотреться вокруг и запомнить, что его окружает. Затем ему завязывают глаза и предлагают по памяти назвать окружающие его предметы. Если дошкольник успешно справляется с упражнением, задание можно усложнить: привести его в спальню и не говоря о том, где он находится в данное время, попросить рассказать о том, что его окружает. Можно также повторить задание, проводив ребенка в раздевалку или другое помещение. В заключение ребенка можно спросить, почему в игровой комнате он назвал большее количество окружающих его предметов. - Упражнение органов чувств в повседневной жизни.

Цель: активизировать знания детей о том, что распознавание блюда и определение его вкусовых качеств зависит от работы различных анализаторов; показать значение их слаженной деятельности. Вопросы к детям:

Постарайтесь догадаться и назвать, что сегодня приготовлено на завтрак.

Как вы думаете, вкусный сегодня завтрак? Как вы это определили? Как можно убедиться в этом? Какие помощники помогают почувствовать вкус пищи, определить самое вкусное блюдо?

В раздевалке после утренней прогулки детям предлагают определить, что приготовлено на обед.

Как вы догадались?

Какой помощник подсказал вам правильный ответ?

Во время обеда воспитатель просит детей (пока не начали есть) дотронуться руками до посуды и постараться определить, одинаковой ли температуры тарелка с супом и стакан с компотом. Дети рассказывают о своих впечатлениях. Даже не трогая тарелку с супом по идущему от нее пару догадываются, что суп горячий, они берут суп неполными ложками, аккуратно дуют, чтобы суп быстрее остыл. Воспитатель отмечает, что именно МОЗГ «приказывает» губам дуть на горячую пищу, а рукам -подносить ко рту по очереди то ложку с супом, то хлеб.

Воспитатель подводит детей к выводу, что определение блюда и его вкусовых качеств зависит от слаженной работы наших органов чувств. - Занятие «Про очки».

Цель: рассказать детям об изобретении очков и обобщить имеющиеся у них знания о назначении и применении очков.

Наглядный материал: увеличительное стекло, вырезка из газеты с мелким шрифтом, медицинские очки с разной толщиной линз, солнцезащитные очки; по возможности, очки для людей разных профессий.

Ход занятия:

Чтобы активизировать внимание дошкольников, целесообразно использовать загадку:

Что же это перед нами - Две оглобли за ушами, На глазах по колесу, И сиделка на носу. (Очки) Воспитатель начинает рассказ:

До того, как появились первые очки люди придумали способ увеличивать буквы в книге, прикладывая к ним увеличительное стекло. Известно, что первые очки появились несколько столетий назад - в XIII веке.

Назовите, в каких целях люди используют очки?

Врач-окулист назначает очки людям, страдающим близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием. Если своевременно обратиться к врачу и выполнять его рекомендации по ношению очков, то зрение может восстановиться достаточно быстро.

Темные очки защищают глаза от яркого света и солнечных лучей. Стекла солнцезащитных очков должны быть коричневого, черного, серого или синего цвета, очки должны удобно и плотно сидеть, чтобы не повредить зрение.

Ночные авиаторы и фотографы носят красные линзы. Для лыжников, летчиков, полярных исследователей и альпинистов выпускают специальные стекла, предохраняющие глаза. Сварщики, стеклодувы, часовщики и люди других профессий также носят специальные очки с особыми стеклами.

Воспитатель может прочесть детям стихотворение А.Л. Барто «Очки»; Н.С. Орловой «Отчего портятся глаза (наблюдатели, телевизор, в сумерках)», «Про очки».

Воспитатель продолжает знакомить детей с органами зрения. Он говорит:

Очень многие заболевания можно предупредить, если соблюдать все необходимые правила.

Когда мы рассматриваем предмет на близком расстоянии, то мышцы, удерживающие хрусталик, растягиваются, и хрусталик становится более выпуклым. Если постоянно рассматривать предметы, держа их очень близко к глазам, то мышцы ослабнут и разовьется болезнь - близорукость. Мышцы ослабеют и при неправильном положении тела во время чтения (например, лежа). А также, при чтении в транспорте, когда во время движения мышцы то вытягиваются, то сокращаются, постоянно изменяя кривизну хрусталика. Страдающие близорукостью люди не могут хорошо различать предметы, расположенные вдали.

Врачи считают, что близорукость чаще развивается у людей, живущих в городах, в маленьких квартирах, когда у человека нет возможности свободно устремить свой взгляд вдаль, в пространство.

Существует также дальнозоркость, когда люди хорошо видят расположенные вдали предметы и плохо то, что находится рядом. Дальнозоркость чаще всего развивается в пожилом возрасте.

Существуют и другие заболевания глаз. Например, конъюнктивит. Эта болезнь связана с несоблюдением правил гигиены зрения.

А дальтонизм, как и косоглазие, чаще передается по наследству (от родителей к детям или внукам). - «Как ухо может вылечить весь организм».

Каждой точке, указанной на ушной раковины, соответствует тот или иной орган человеческого организма.

«Ушная гимнастика».

- Подергать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большим и указательным пальцами.

- Потереть мочку уха, расположив ее между средним и указательным пальцами.

- Вставить концы больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений.

- Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовав легкий хлопок.

в) Помогать расширению информированности детей на обобщающих занятиях и путем предоставления каждому из них памяток, содержащих материал в соответствии с возрастом.

г) Помогать принятию решения, создавая ситуации, в которых могут быть рассмотрены проблемы и существующие альтернативы их решения. Например, «Как узнать свое здоровье по ступне?», «Каждый может быть здоров?», «Как оказать первую помощь пострадавшему?», «О чем говорит боль?» и т.д.

д) Реорганизация поведения, то есть создание ситуаций, когда, в одних случаях, ребенок может воспользоваться полученными знаниями; в других, когда может перенести умения и навыки в новую ситуацию.

е) Помочь в модификации среды и переориентации в ресурсах.

Таким образом, данная стратегия учитывает имеющийся опыт ребенка и, опираясь на него, способствует усвоению новых знаний, умений и навыков, которые позволят соматически ослабленным детям чувствовать себя в безопасности.

Реализация второго условия находит свое выражение в отборе средств и видов деятельности с учетом характера заболевания, особенностей внутренней картины болезни, меры ограниченности возможностей ребенка. Для этого используется комплекс средств: обучение «азбуке эмоций», техникам мышечной релаксации и правильного дыхания, коммуникативным умениям и навыкам, смягчению агрессивных проявлений, снятию напряжения; работа в группе (переговоры), работа в команде (кооперация, сотрудничество), игра (импровизация), рефрейминг, памятки, адаптированная к возрасту и диагнозу литература, построенная по принципу «можно-нельзя», видеофильмы, плакаты, стенды, стенная печать, занятия-практикумы. Все эти средства, которые используются в воспитательной работе с соматически ослабленными детьми могут быть разделены на три уровня педагогического воздействия: - организмический (вооружение техниками, регулирующими состояние организма); например, упражнение «Кончиками пальцев»:

Цель: исследовать глубокие чувства детей, проявляющиеся в различных ситуациях;

Материал: пластилин или глина, дощечка;

Инструкция

Закрой глаза, возьми в руки ком глины или пластилина. Хорошенько подумай и вспомни, кто в твоей жизни тебя сильно расстроил или обидел. Постарайся подумать об этом человеке, что он сделал, чтобы причинить тебе боль. Что ты чувствуешь? Постарайся думать об этом.

Сосредоточься только на мыслях об этом человеке. Постарайся не открывать глаза. С помощью обеих рук постарайся придать кому глины или пластилина некоторую форму. Делай руками форму, но при этом все время думай об этом человеке и событиях в твоей жизни, связанных с ним. Попробуй почувствовать это своими пальцами.

Дается 5-7 мин. для работы, затем детям предлагается открыть глаза и посмотреть, что получилось. По желанию дети могут рассказать, на что похожа их форма.

Упражнение «На что похоже твое чувство»:

Цель: ощутить разнообразие своих чувств и эмоций, исследовать свои тайные переживания, связать свои чувства, переживания и взаимоотношения с другими людьми.

Инструкция

Послушайте меня внимательно. Я сейчас прочитаю список из нескольких ситуаций, и мы вместе обсудим, как бы вы себя чувствовали, попав в подобное положение.

Примеры ситуаций:

- Ты вместе со своей футбольной командой выигрываешь очередной матч;

- Тебе не разрешают подольше остаться в гостях у друзей;

- Погибает твое любимое домашнее животное;

- Твои родители постоянно ссорятся.

Примечание: психолог, социальный педагог могут продолжить этот список, опираясь на конкретные факты из жизни людей конкретного учреждения, на позитивные и негативный опыт детей.

Поделите чувства на виды: «да» -чувство и «нет» -чувство, т.е. на «хорошие» и «плохие». Поговорите о тех чувствах, которые одновременно могут быть и хорошими и плохими.

Выберите какое-то одно чувство и попробуйте описать его с помощью следующих вопросов:

Какого цвета это чувство?

Какой у него вкус?

Какой оно формы?

Какое оно на ощупь?

Как оно пахнет?

Как оно звучит?

Что оно тебе напоминает?

Кого оно тебе напоминает?

В случае затруднения можно рассмотреть счастье. Оно желтого цвета, на вкус, как мороженое, приятный запах, как у жасмина и т.д. злость - красного цвета, похоже на тухлое яйцо и т.д.

Примечание: с помощью этого способа можно описать и другие абстрактные понятия, например, доверие, обиду, ревность и т.д.

Личностный (освоение техники поиска и способов реализации внутренних ресурсов личности, изменения отношения к ситуации болезни, самоотношения, установок); Упражнение «Куклы»:

Цель: помочь ребенку выработать реалистический взгляд на самого себя, повысить положительное отношение к себе. Материал: куклы-перчатки.

Инструкция

Разбейтесь в парах. Возьмите по одной кукле-перчатке и наденьте их следующим образом: один из вас надевает куклу на правую руку и на левую. Куклы разговаривают друг с другом. Правая рука говорит, что ей нравится в себе, а левая рука, что они находят плохого в себе. Затем меняетесь в парах куклами.

Упражнение «О себе»:

Цель: выработать самооценку и самоконтроль. Материал: зеркало.

Инструкция

Взрослый и дети по очереди говорят о себе что-нибудь положительное. Например: «Я могу избавиться от злости, прыгая на месте», «Я играю хорошо в футбол», «Мне нравятся мои глаза», «Мне нравятся мои руки».

Затем это упражнение продолжается и каждый говорит о собеседнике, например: «Ты мне нравишься, потому что...».

Социетальный (постижение техник регулирования отношений с окружающими людьми).

Упражнение «Остров»:

Цель: определить уровень осознания детьми своих привязанностей к близким людям. К кому они чувстуют привязанность? Кому они доверяют? С кем бы они хотели жить? Насколько они осознают реальность?

Материалы: большой лист бумаги, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей.

Инструкция

Нарисуйте на листе бумаги остров или вырежьте его из цветной бумаги и наклейте на море. Представьте, что ваш корабль потерпел кораблекрушение на острове. Хорошо подумайте, кого бы вы хотели видеть на этом острове. Вам придется провести там долгое время и кроме этих людей вы больше никого не сможете видеть. Нарисуйте и назовите этих людей на острове. Чтобы разместиться на острове и устроиться на ночлег вам нужно нарисовать шалаш. С кем бы вы хотели делить этот шалаш? Нарисуйте еще шалаш и поместите в нем тех людей, которые будут с вами на острове. Разделите, кто с кем будет жить.

Упражнение «Кирпичная стена»:

Цель: символически представить жизнь ребенка и помочь преодолеть негативный опыт разлуки. Создать у ребенка картину его прошлой жизни с целью преодоления последствий многочисленных переездов.

Материал: бумага, фломастеры, линейка, строительный материал.

Инструкция

Сейчас мы вспомним с тобой всю твою жизнь и, вспоминая события, будем строить кирпичную стену. Каждый ряд кирпичей соответствует одному году в жизни ребенка. Начиная с рождения, строится стена и каждый кирпич означает важное событие в жизни ребенка.

Затем обсуждают вместе с ребенком, что может случиться со стеной, если в ней не хватает кирпичей. Ребенок делает вывод, что стена или рухнет, или начнет рушиться, или будет неустойчивой. В случае необходимости ведущий и ребенок проверяют это на практике; можно сравнить шатающуюся стену с проблемами ребенка, которые он испытывает в настоящее время.

Реализация третьего условия предполагала такую организацию воспитательной работы с детьми в условиях стационара, при которой у них развивается интерес к миру, людям, самому себе, формируется самоосознание и самооценка, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям здоровья, его культуре, к постепенному осознанию себя, своих возможностей, разрешений и ограничений для себя. Этот процесс находит свое выражение в содержании программ «Что я знаю о себе», «Я и другие», «Мир, в котором я живу».

Данные программы базируются на разнообразной детской самодеятельности в играх, изобразительной деятельности, подготовке и проведении воспитательных мероприятий, сюрпризах для взрослых и тех людей, которым хуже, чем мне и т.д. Своей тональностью и направленностью они ориентированы на повышение успешности ребенка, его уверенности и защищенности, поэтому опираются на принцип: «Ты сможешь, если сделаешь так».

Таким образом, в содержательном плане эта деятельность опирается на возрастные возможности понимания идеи «Мой организм», базируется на программе, включающей такие разделы: «Вот я какой», «Человеческий организм: кто дирижер, а кто исполнитель», «Норма - не норма: простая игра слов?!», «Контроль за здоровьем», «Безопасность и профилактика», «Если не я, то кто еще...?».

 

АВТОР: Трусова С.С.