25.02.2012 10818

Программно-методическое обеспечение курса обучения иностранному языку курсантов военного ВУЗа

 

Программным средством учебного назначения будем называть программные среды, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:

- решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения - проблемно-ориентированные программные средства;

- осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) - объектно-ориентированные программные средства;

- осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале - со встроенными элементами технологии обучения) - предметно-ориентированные программные средства.

С помощью программных средств можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.

При разработке и использовании программного средства в учебных целях возникает необходимость в создании учебно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих процесс его применения.

Следовательно, возникает необходимость в формировании так называемого программно-методического обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного процесса, которое представляет собой комплекс, включающий:

- программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения;

- инструкцию для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения;

- описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

При этом возможна разработка методических рекомендаций отдельно для преподавателя и для обучаемого.

Программные средства учебного назначения с сопровождающей учебно -методической документацией рассматривается как качественно новое средство обучения, уникальные возможности которого принципиально отличают его от всех известных ранее педагогике средств обучения.

Однако само по себе использование этих уникальных возможностей вряд ли может быть самоцелью в вопросе целесообразности применения ПС, так как далеко не всегда педагогически оправданно использование компьютерной программы на уроке, замена ею других средств обучения.

Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения в учебном процессе фундируется целями развития личности индивида и, кроме того, основывается на определенном методическом назначении программных средств. Последнее определяется методическими целями, реализация которых возможна только с помощью программных средств либо обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения, переводом его на качественно более высокий уровень. Это создает основания для применения программно-методического обеспечения в обучении, что констатируется педагогическим экспериментом или обосновывается оценкой качества программно-методического обеспечения, программные средства, например, по специальным оценочным листам качества программных средств учебного назначения.

Перечислим наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием программных средств:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности,

- осуществление самоконтроля и самокоррекции;

- осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки обучающихся;

- высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;

- моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений;

- создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;

- усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

- развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

- формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;

- формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов).

Обобщая вышеизложенное, отмечу, что в основном целесообразность применения средств новых информационных технологий, в частности программных средств, определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.

Приведем типологию программных средств по методическому назначению:

1) обучающие программные средства, методическое назначение которых -сообщение суммы знаний, формирование умений и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;

2) программные средства (системы)-тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала;

3) программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом - контролирующие программные средства;

4) информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение - формирование умений и навыков по систематизации информации;

5) демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

6) учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

7) досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т. д.

Анализ практики разработки и использования программных средств в целях обучения убеждает в том, что чаще всего они имеют «смешанное» методическое назначение. В связи с этим целесообразна разработка ПС учебного назначения, обеспечивающих реализацию комплекса методических целей.

Анализ педагогической практики использования программных средств учебного назначения позволяет заключить, что наиболее существенными причинами создания низкокачественных (с педагогической точки зрения) компьютерных программ являются, во-первых, частичное, а порой и полное игнорирование дидактических принципов обучения при их разработке и, во-вторых, неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию обучения, использующую компьютер. Судя по всему, одинаково вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению с использованием возможностей современных ПЭВМ, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями. Ответ на вопрос, каково соотношение традиционных форм, методов обучения и новых приемов или насколько последние должны дополнять либо замещать традиционные, не может быть решен однозначно.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Параллельно этому идет процесс использования программных средств и систем учебного назначения (пакетов программных средств учебного назначения) для поддержки традиционных методов обучения. При этом программным средствам (системам), используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции и, следовательно, каждая программа должна строиться сообразно дидактическим принципам обучения, определяющим дидактические требования к педагогическим программным средствам. Вместе с тем методика преподавания каждого учебного предмета в свою очередь учитывает своеобразие и особенности соответствующей науки, поэтому правомерно говорить о методических требованиях к педагогическим программным средствам, которые предусматривают специфику и своеобразие каждой конкретной науки и соответствующего ей учебного предмета. Определяя педагогические требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам, необходимо учитывать также обоснование выбора темы для педагогических программных средств, аргументированное определенными методическими целями, и обеспечивать проверку педагогической эффективности использования педагогических программных средств.

Перечислим основные требования, предъявляемые к педагогическим программным средствам:

- педагогические требования (дидактические; методические; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

- технические требования;

- эргономические требования;

- эстетические требования;

- требования к оформлению документации.

Остановимся более детально на раскрытии сущности дидактических требований, предъявляемых к разрабатываемым педагогическим программным средствам.

Требование обеспечения научности содержания педагогических программных средств предполагает предъявление средствами программы научно достоверных сведений (по возможности методами изучаемой науки). При этом возможность моделирования, имитации изучаемых объектов, явлений, процессов (как реальных, так и «виртуальных») может обеспечить проведение экспериментально - исследовательской деятельности, инициирующей самостоятельное «открытие» закономерностей изучаемых процессов, и вместе с тем приблизить эксперимент к современным научным методам исследования.

Требование обеспечения доступности означает, что предъявляемый программой учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям. Установление того, что доступен ли пониманию обучаемого предъявляемый с помощью педагогических программных средств учебный материал, соответствует ли он ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам, производится с помощью тестирования. От установленных результатов зависит дальнейший ход обучения с использованием педагогических программных средств.

Требование адаптивности (приспосабливаемость педагогических программных средств к индивидуальным возможностям обучаемого) предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учет индивидуальных возможностей воспринять предложенный учебный материал. Реализация адаптивности может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию.

Требование обеспечения систематичности и последовательности обучения с использованием педагогических программных средств предполагает необходимость усвоения обучаемым системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.

Требование обеспечения компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемое педагогическим программным средствам, предполагает реализацию возможностей современных средств визуализации (например, средств компьютерной графики, технологии Мультимедиа) объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития во временном и пространственном движении с сохранением возможности диалогового общения с программой.

Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение средствами программы самостоятельных действий по извлечению учебной информации при четком понимании конкретных целей и задач учебной деятельности. Требование обеспечения прочности усвоения результатов обучения предполагает обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого с помощью педагогических программных средств. Это требование достигается осуществлением самоконтроля и самокоррекции; обеспечением контроля на основе обратной связи, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности, объяснением сущности допущенной ошибки; тестированием, констатирующим продвижение в учении.

Требование обеспечения интерактивного диалога предполагает необходимость его организации при условии обеспечения возможности выбора вариантов содержания изучаемого, исследуемого учебного материала, а также режима учебной деятельности, осуществляемой с помощью педагогических программных средств.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого предполагает обеспечение: развития мышления (например, алгоритмического, программистского стиля мышления, наглядно-образного, теоретического); формирования умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации; формирования умений по обработке информации.

Требование обеспечения суггестивной (от английского слова suggest -предлагать, советовать) обратной связи при работе с педагогическими программными средствами предполагает как обеспечение реакции программы на действия пользователя, в частности при контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной деятельности на каждом логически законченном этапе работы по программе, так и возможность получить предлагаемый программой совет, рекомендацию о дальнейших действиях или комментированное подтверждение (опровержение) выдвинутой гипотезы или предположения. При этом целесообразно обеспечить возможность приема и выдачи вариантов ответа, анализа ошибок и их коррекции.

Методические требования к педагогическим программным средствам предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.

Эргономические требования к содержанию и оформлению педагогических программных средств обусловливают необходимость:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучаемых, различные типы организации нервной деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;

- обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с педагогическими программными средствами (доброжелательная и тактичная форма обращения к обучаемому, возможность неоднократного обращения к программе в случае неудачной попытки, возможность вкрапления в программу игровых ситуаций);

- устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране («оконное», табличное, в виде текста, заполняющего весь экран, и т.д.), к режимам работы с педагогическими программными средствами.

Эстетические требования к педагогическим программным средствам устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению педагогических программных средств; соответствие цветового колорита назначению педагогических программных средств и эргономическим требованиям;

упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов педагогических программных средств.

Анализ педагогической целесообразности использования программных средств (реализация на ПЭВМ) в целях обучения проводился с позиций концептуальных положений, описывающих педагогическую целесообразность их использования, некоторые подходы к типологии программных средств, используемых в учебных целях, требования к их качеству. Анализ основан на исследовании возможностей применения программных средств и систем, а также педагогической целесообразности их использования в процессе преподавания курса иностранного языка и других общеобразовательных предметов, в процессе проведения досуга, развивающих игр.

Анализ целесообразности применения программно-методического обеспечения курса иностранного языка показал следующее: несмотря на то, что большинство программных средств-практикумов были весьма посредственны как в программно-техническом, так и в дидактическом отношении, применение их при изучении иностранных языков сыграло весьма позитивную роль в деле создания и использования программно-методического обеспечения курса иностранных языков.

Проведенный анализ целесообразности использования программно-методического обеспечения в процессе преподавания иностранных языков показал, что достижение целей (устная речь, чтение, монологическая речь, диалогическая речь, аудирование) возможно при активном использовании программно-методического обеспечения курса, ориентированного не только на поддержку процесса преподавания, но и на осуществление разнообразных видов учебной деятельности. Последнее создает условия формирования культуры учебной деятельности (на основе использования в процессе учебной работы системы подготовки и понимания текстов, навыков устной речи), а также развития лингвострановедческой культуры.

Необходимо проводить эксперименты по совершенствованию языкового образования. Они должны включать в себя очень широкий спектр вопросов, в частности:

- всестороннюю апробацию нового подхода к содержанию учебного предмета «иностранный язык»;

- адаптацию современных комплексов по иностранным языкам; разработку интеграционных курсов;

- создание в образовательных заведениях образовательной области «языки»;

- совершенствование системы обучения на всех ступенях в разных моделях образовательных заведений.

Немаловажное место должно отводится новым педагогическим и информационным технологиям. Задачей дня необходимо поставить овладение этими технологиями, в том числе освоение компьютерных программ в преподавании различных учебных предметов, в частности иностранного языка.

В Ставропольском военном институте связи ракетных войск в учебный процесс была включена тестирующая компьютерная программа «Экзаменатор».

«Экзаменатор» - это программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных, тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст и/или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.

«Экзаменатор» может использоваться для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных пользователей (тестируемых) и их результатов.

Практика показывает, что компьютерные программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:

- большую информационную емкость (что позволяет представлять языковую модель в разном контексте и в разных коммуникативных ситуациях);

- интенсификацию самостоятельной работы каждого курсанта;

- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого курсанта;

- повышение познавательной активности курсантов, а также усиление мотивации.

На компьютер переносятся те виды работ, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка.

Компьютерная программа «Tenses in English Grammar». Материал, заложенный в программе, позволяет работать с ней в течение ряда лет на начальном и среднем этапах. В эту компьютерную программу входят: демонстрационный материал по грамматике; упражнения на закрепление употребления всех времен английского глагола; упражнения по теме «Согласование времен»; упражнения на закрепление трех форм неправильных глаголов.

Многократное повторение одной и той же языковой модели в компьютерной программе кажется незаметным и не очень навязчивым. А поэтому учебный материал усваивается хорошо. Компьютерная программа создает среду общения, которая сильно мотивирует ученика. Обучаемый относится к таким упражнениям как к занимательной игре с компьютером.

Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Каждый обучаемый работает со своей скоростью. Кроме того, в программах заложены задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с обучаемыми, у которых те или иные навыки находятся на различном уровне сформированности.

Программа «Английский на каждый день». Курс состоит из 15 уроков, в которых через моделирование ситуации непосредственного общения охватывается более 55 тем и жизненных ситуаций. Каждый урок включает: 2 программы для запоминания с лексико-грамматическими комментариями; диалог, моделирующий естественное, непринужденное общение 9 персонажей; 6 типов упражнений с игровыми элементами; словарь вежливых людей, объединяющий наиболее потребительные фразы и выражения английского языка; калейдоскоп: стихи и песни, шутки, поговорки и рассказы.

Всего в программе: около 6 часов английской речи, озвученной носителями языка; более 5 тыс. общеупотребительных слов и выражений.

Программа «Grammar Land» это интерактивный учебник, который включает большой объем теоретического материала по современной грамматике английского языка. Примеры к грамматическим статьям охватывают повседневную деловую, коммерческую тематику и озвученную носителями языка. Кроме грамматических статей на все части речи, структуру английского предложения, а также приложения в виде грамматических таблиц, учебник включает 7 типов игровых упражнений. Игровые упражнения позволяют оценить уровень усвоения пройденного раздела грамматики.

Анализируя результаты обобщающих уроков, которые проводились с использованием компьютера, можно сделать вывод о том, что объем выполненных заданий примерно на треть больше того, что было бы сделано на обычном уроке. Неудовлетворительных оценок на таких занятиях, как правило, не бывает, потому что с базовым уровнем справляются все обучающиеся. Упражнения повышенной сложности выполняются половиной из них, и итоговая оценка за занятие достаточно высока.

Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

«Tenses in English Grammar» - эта программа предназначена для детального изучения системы времен английского глагола, Даны теоретические сведения о системе времен, упражнения для тренировки каждого вида времени, сопоставительные упражнения, а также упражнения для отработки владения всеми формами неправильных глаголов и закона согласования времен.

Использование возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных средств ведения диалога намного повысило бы эффективность использования программных средств, предназначенных для организации и проведения лабораторных или практических работ, расширило бы сферу их применения за счет возможности осуществления с их помощью экспериментально-исследовательской деятельности.

Педагогическая целесообразность применения проанализированных программных средств учебного назначения в большинстве случаев обосновывается авторами необходимостью автоматизации процессов контроля и тренировки, а в более редких случаях - необходимостью демонстрации изучаемых объектов, процессов или явлений с элементами моделирования.

В подавляющем большинстве проанализированных программных средств учебного назначения контроль ограничивается либо предложением обучаемому выбрать верный ответ из нескольких (обычно 3-5), представленных на экране, либо констатацией правильности полученного ответа («верно-неверно»), либо предложением прочесть верный ответ в готовом виде (при неправильном ответе). Подобный подход к контролю знаний, никак нельзя назвать педагогически оправданным в условиях использования современных ПЭВМ, возможности которых позволяют обеспечить диагностику ошибок по результатам обучения и в зависимости от этого направить дальнейшую деятельность ученика, организовать диалог в процессе исправления ошибок и обеспечить поэтапный контроль (с обратной связью) на каждом логически законченном этапе деятельности обучаемого.

Тем не менее, такие программные средства являются перспективными по отношению к контролирующим, тренинговым программам или программам, использующим идеи программированного обучения, так как намного полнее используют возможности современных ПЭВМ (графические, по обработке информации), предоставляя ученику инструмент для исследования определенной предметной области и реализуя идеи деятельностного подхода к обучению.

Подытоживая анализ педагогической целесообразности использования программных средств учебного назначения различных типов, следует отметить, что приоритетной (как с точки зрения педагогической эффективности применения, так и реализации современных тенденций процесса информатизации образования) является разработка тех программных средств, которые реализуют идеи теорий обучения, ориентированных на развитие личности обучаемого.

Исследование возможностей программных средств, в которых игровая компонента не превалирует над учебной, убеждает в несомненной целесообразности их применения в связи с тем, что их использование повышает мотивацию обучения и инициирует высокую работоспособность обучаемого.

Необходимо ответить на вопросы, которые ставит перед собой каждый преподаватель:

- что нового дает компьютер как средство обучения;

- какие компьютерные программы подходят для учебных заведений;

- согласуются ли предлагаемые обучающие компьютерные программы с положениями образовательного стандарта;

- как использовать компьютер на занятиях;

- как организовать самостоятельную работу обучающихся во внеурочное время и т.д.

Обозначим еще два важных вопроса, на которые нужно найти ответы в ходе проведения эксперимента:

1) как заинтересовать преподавателя новым техническим средством;

2) как подготовить педагогов к тому, чтобы работа с компьютером для них стала таким же естественным делом, как, например, использование магнитофона или видеопроигрывателя.

Мы прекрасно понимаем, что в этом деле главное - профессиональная подготовка преподавателя. Поэтому проводятся эксперименты, во время которых преподавателям необходимо ознакомиться:

- с организацией интерфейса в обучающих программах и основными приемами работы с ними;

- с содержанием обучающих программ, их учебными целями и задачами;

- с основными принципами построения методик обучения с использованием компьютера;

- с методическими приемами обучения с помощью компьютера; использованием компьютерных программ.

Необходимо организовывать курсы для преподавателей по основам компьютерной грамотности. Познакомить преподавателей с архитектурой системных средств компьютера, для того, чтобы они получили практические навыки работы в текстовом редакторе, графическом редакторе, в учебных средах. Эти курсы помогут преподавателям освоить компьютер и придадут им уверенность для дальнейшей работы с обучаемыми.

Это даст возможность преподавателям иностранного языка осознать место и роль компьютера в учебном процессе, оценить возможности компьютера как средства обучения. Понять, что компьютер как средство обучения: позволяет индивидуализировать обучение; повышает активность обучаемых; помогает интенсифицировать обучение; повышает мотивацию учения; создает условия для самостоятельной работы; способствует выработке самооценки у обучаемых; создает комфортную среду обучения. Эти выводы сделаны на основе анализа пакета программ. При обучении без применения компьютера введение и семантизация ЛЕ чаще всего осуществляются во время фронтальной работы со всем классом. При работе с помощью ЭВМ учитываются индивидуальные особенности каждого обучаемого: те из них, у кого больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а обучаемые с преобладающей зрительной памятью больше внимания уделяют просмотру слов.

Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Так как развитие навыка состоит в закреплении операций в речевой деятельности, то лексика это и есть тот материал, с которым производятся операции в речевой деятельности. Отсюда следует, что знание обусловливает формирование лексических навыков.

Лексические навыки различаются в зависимости от того, используются они при высказывании или при восприятии высказывания, то есть навыки подразделяются на две группы: продуктивные и рецептивные лексические навыки. Соответственно и создание образом слова происходит по-разному в зависимости от того, учатся ли дети употреблять данное слово или же узнавать его в тексте. В разработанной нами программе для обучения лексике «US Armed Forces» компьютерное ознакомление позволяет выполнять следующие операции с ЛЕ. Рецептивный аспект.

1) Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, курсантам следует найти его в списке слов.

2) Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер «произносит» слово, курсанты находят соответствующую картинку (или слово родного языка).

3) Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, курсанты подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка).

4) Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку (или слово родного языка), курсанты находят слово иностранного языка, соответствующее картинке (или слову родного языка).

5) Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, курсантам следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки.

Рецептивно-продуктивный аспект:

Актуализация графического образа слова по его звуковому образу:

компьютер произносит слово, курсанту следует написать его.

Продуктивный аспект:

Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, курсант пишет соответствующее слово.

Все эти операции с лексическими единицами (ЛЕ) выполняются в строгой последовательности. Компьютер «не пропускает» курсанта к следующей операции, пока предыдущая операция со всеми ЛЕ не будет полностью выполнена правильно. Многократное выполнение этих операций способствует более прочному закреплению каждой ЛЕ. Кроме того, благодаря компьютеру такие упражнения не отнимают времени.

Следует отметить, что компьютер при ознакомлении с лексикой соблюдает принцип индивидуализации обучения. Одни обучаемые хуже воспринимают графический образ слова, другие - звуковой. Компьютер дает возможность выполнять упражнения, направленные на отработку той или иной операции в зависимости от трудностей с которыми встречаются отдельные обучаемые. Это помогает улучшить знания ЛЕ каждым обучаемым. Этап ознакомления всегда заканчивается первичным закреплением и включением слов в речевую деятельность. Первичное закрепление предполагает отработку разных аспектов слова: его формы, значения и употребления. Использование компьютера помогает включить все эти аспекты.

Рассмотренные программно-методические комплексы по английскому языку для IBM-совместимой техники соответствуют основным положениям образовательного стандарта и согласуются с учебными программами. Компьютерные программы можно использовать: при проведении аудиторных занятий, на факультативных занятиях, на дополнительных занятиях с отстающими, для самостоятельной работы курсантов во внеурочное время.

Решающим фактором успешного внедрения новых информационных технологий в учебный процесс являются готовность и способность преподавателей иностранного языка освоить новые технические средства и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.

Образовательные учреждения, внедряющие в учебный процесс новые информационные технологии нуждаются в регулярной методической и технической поддержке, которая подразумевает:

- рассылку информационных бюллетеней, содержащих информацию о новых учебных материалах (обучающих программах, учебных пособиях, методической литературе);

- выявление потребностей учебных заведений и формирование заявок на учебные материалы;

- рассылку информации о готовящихся мероприятиях;

- организацию открытых уроков, семинаров и конференций;

- консультации преподавателей по методическим или техническим вопросам.

Постоянная обратная связь с учебными заведениями позволит оценить результаты работы, определить эффективность внедряемых программно-методических комплексов, увидеть и помочь преодолеть возможные трудности организационного или технического плана.

Можно выделить следующие направления, в которых могут быть в ближайшее время получены конкретные практические результаты на экспериментальной площадке.

Первое направление связано с созданием компьютерной поддержки для новых отечественных и зарубежных учебников и пособий. Представляется целесообразным создать систематическую компьютерную поддержку для внедряемых в образовательные заведения перспективных учебников (в том числе и зарубежных). С помощью средств компьютерной графики и анимации можно в образной форме представлять формальные грамматические структуры, что будет способствовать более эффективному освоению сложных языковых явлений. Компьютерная программа станет также своеобразной «компьютерной рабочей тетрадью» к учебнику, которая имеет ряд преимуществ в создании условий для тренировки в языковых упражнениях (выработка умений, навыков, развитие чувства языка).

Второе направление относится к разработке средств тестирования и диагностики уровня владения языком. Компьютер окажет неоценимую помощь в проведении тестирования, в накоплении результатов тестирования и их обработке. Без компьютерной поддержки эта работа может захлебнуться в огромном объеме материала. Но применение компьютера не означает механического ввода в компьютер тестовых заданий, используемых в традиционном тестировании. Требуется провести анализ технологии компьютерного тестирования: определить виды учебной деятельности, которые можно проконтролировать с помощью компьютера, выявить адекватные типы заданий; разработать структуры тестовых заданий и системы тестов в целом; изучить временные требования и ограничения при проведении тестирования на компьютере, оценить рациональные объемы отдельных тестовых заданий; создать содержательное наполнение системы учебным материалом с учетом общей концепции языкового образования и образовательных стандартов; определить способы ввода учебного материала и защиты данных от несанкционированного доступа; сформулировать требования к организации накопления и хранения тестов, результатов тестирования, статистических данных.

Уместным будет также отметить необыкновенно высокие темпы развития нового поколения средств обучения, наблюдаемого в последние десятилетия. Эти темпы, несомненно, являются отражением процессов научно технического прогресса вообще и информатизации современного общества и образования в частности.

 

АВТОР: Тугая А.В.