25.02.2012 3129

Методы обучения в высшем учебном заведении в контексте информационного подхода

 

Толкование сущности педагогического процесса и его составляющих в педагогической науке не остается постоянным. Оно меняется по мере развития самой науки. Современный взгляд на образовательные процессы прежде всего обусловлен, информационными изменениями, произошедшими в обществе. В условиях информационного общества, потребность в подготовке подрастающего поколения способного существовать в условиях интеллектоемких технологий ставит перед педагогической теорией и практикой ряд принципиально новых задач в области образования, связанных не только с его результатом, но и с процессуальными характеристиками, обусловленными характером информационного взаимодействия участников педагогического процесса.

Происходящие в обществе информационные трансформации влекут модернизацию учебного процесса, содержание которого неразрывно связано с социально техническим прогрессом. Педагогические процессы все явственнее выходят на технологический уровень своего информационного отображения, что требует обновления наших представлений о сущности образовательного процесса, что, в свою очередь, влечет за собой соответствующие изменения в категориальном аппарате педагогической науки.

Нельзя не согласиться с позицией Е.В. Оспенниковой, которая отмечает, что развитие научного знания связано не только с введением в его различные области новых понятий, отражающих ранее неизвестную сущность процессов, происходящих в окружающим нас мире, но и с непременной составляющей научного поиска - трансформацией содержания уже существующих понятий. Сказанное напрямую относится к ведущим категориям педагогики.

Современные научные подходы к пониманию образования, в смысловом плане подчеркивают его информационную специфику, связывая образование с приобщением подрастающего поколения к культурной информации и к культурным ценностям, с созданием условий для созидания, открытия молодым поколением новой информации.

Информационный взгляд на образование обусловливается, как мы полагаем, информационной основой процесса познания как такового. По мысли А.Р. Лурии, «информация, которую человек получает от внешнего мира, не ограничивается непосредственными впечатлениями, доходящими до него от действительности. То, что достигает органов чувств, проходит затем через длинную цепь процессов, обеспечивающих сложнейший анализ получаемой информации, всестороннее отражение свойств воспринимаемого предмета, выделение его сущностных признаков и включение его в соответствующую систему категорий». Вполне обоснованно Извозчиков В.А. трактует образование как удовлетворение человеческой потребности в познании как универсальной потребности в информации.

Обучение, как известно, входит в смысловое поле понятия образования, являясь его одним из главных составляющих. Следовательно, представленный взгляд на образование определяет информационный механизм процесса обучения. Как известно, категория «обучение» в современной педагогической науке рассматривается как условие, необходимое составляющее процесса «образования». Далее раскроем понимание информационной сущности процесса обучения и приведем ряд позиций современных психолого-педагогических исследований по данному аспекту.

На информационную сущность процесса обучения четко указывает В.П. Беспалько, предлагая следующее определение: «...под обучением будем понимать процесс работы обучающейся системы, ведущей к количественному и качественному изменению ее существенных характеристик на основе получаемой системой начальной информации. Последнее позволяет системе затем так воспринимать и обрабатывать информацию, что это ведет ее к целесообразному функционированию...». Ученый в связи с этим указывает на новое направление - информационную дидактику, занимающуюся разработкой информационных основ содержания процесса обучения.

В.П. Беспалько при этом разводит две стороны процесса обучения - это внешнее проявление процесса обучения - информационные процессы, которыми обеспечен коммуникативный аспект системы «педагог - учащийся» и внутренняя целостность обучения, в качестве которых выступают информационные процессы, протекающие в голове ученика под влиянием объективно существующего или искусственно созданного окружения и ведущие ученика к накоплению некоторой информации. Таким образом, обучение выступает как процесс, поиск, в ходе него происходит последовательное изменение состояния системы, причем, как процесс информационный.

Для толкования сущности образовательного процесса активно используется понятие «информационно-образовательная среда». При этом обучение рассматривается как планируемая и реализуемая социальная активность информационной среды. «Обучение - информационное взаимодействие индивида со средой обитания и присвоения им в среде различных информационных смыслов (а также конструирование новых)». Информационная среда, в которой мы существуем, наполнена первичными и вторичными смыслом. Первичные информационные смыслы связаны содержательными результатами ощущений, восприятием аспекта. В этом случае степень обработки данных об объекте ступающих от самого объекта, минимальна и полученные данные нуждаются в дальнейшем логическом осмыслении. Другой вид информации - поток вторичных смыслов информации - составляет информация, которая рождается результате систематизации и обобщения первичных информационных смыслов и отражается в форме содержательных сообщений о сущности данного объекта, его основных закономерностях поведения.

Значимость информационной среды обучения требует детального анализа. В настоящее время проявляется значительный научный интерес к образовательной среде, особенно к той, которая оказывает развивающее влияние. Кратко обрисуем то пространство, ту среду, в которой осуществляется информационное взаимодействие.

Под педагогической средой понимается «специально» сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг другу». Также образовательная среда рассматривается как часть социокультурного пространства, как зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

В научной литературе отмечаются различные виды информационных сред. Современный ученик обращен в познавательном отношении к двум видам информационных сред - естественной (природной и социальной среды жизнедеятельности) и искусственной, специально сконструированной информационной среде, которая в научно-методической литературе обозначается как педагогическая среда (ее разновидность - дидактическая среда). Необходимость создания искусственных педагогических сред, как считает Е.В. Оспенникова, обусловлена потребностью общества свести к минимуму стихийность информационного воздействия различных информационных сфер на личность растущего гражданина, реализовать эффективность информационного обмена индивида с метасредой, ускорить процессы накопления в его сознании значимых для общества информационных смыслов.

Также в описании информационно-образовательной среды выделяются активные и пассивные информационные среды. Активные среды самостоятельно воздействуют на ученика и определяют обязательное исполнение им тех или иных действий. Пассивная среда лишь предъявляет субъекту информацию, но при этом ни коим образом не инициирует ее восприятие и переработку. В современной идеологии конструирования обучающих информационных сред складывается тенденция разработки «потенциально-активных сред обучения».

Это означает, как полагает Е.В. Оспенникова, при первом знакомстве с информацией среда лишь должна стимулировать дальнейшее ее потребление.

Ю.А. Шрейдер указывает на наличие двух подходов к рассмотрению информационной среды - ресурсного и коммуникационного как взаимодополняющих. Ресурсный подход в определении в качестве доминирующего ее признака называет информацию, которая циркулирует между источником и приемником и представляет ее как совокупность всех потоков информации, хранилище информации. Э.Л. Шапиро наряду с информацией в информационную среду включает и все другие составляющие знаний: умения и навыки, опыт получения знаний, интуитивные знания.

Коммуникационный подход подчёркивает, что информационная среда -это, прежде всего, средство коммуникации между людьми. Этой позиции придерживается Н.П. Ващекин, который коммуникацию понимает в более широком смысле, хранение информации также рассматривает как коммуникационный процесс, происходящий во времени. Таким образом, по словам автора, информационная среда служит и носителем информационных ресурсов и средством коммуникации.

Информационные среды в совокупности образуют информационное пространство взаимодействия в образовательном процессе, призванное реализовать ряд функций:

- создание условий для освоения обучающимися таких способов информационного взаимодействия с педагогической средой, которые соответствуют основным способам информационного обмена индивида с естественными информационными средами;

- отбор и организованное предъявление обучаемым социально значимых информационных смыслов, соответствующих основным сферам культурного освоения мира;

- поддержка (материально-техническая и интеллектуальная) процессов потребления информации и ее последующей логической обработки индивидом (накопление субъектом фонда вторичных информационных смыслов);

- обеспечение условий успешного взаимодействия обучаемого с искусственной информационной средой, формирования его информационной активности и процессуальной готовности к информационному обмену;

- реализация атрибутивной закономерности процесса обучения, а именно развитие высших психических функций субъекта и формирование у него социально-значимых личностных качеств, т.е. воспитания индивида;

- определение «линий» соприкосновения педагогической и естественной сред, обеспечение постепенного перехода учащегося в естественную информационную среду - основную среду его обитания и взрослой жизни.

Каковы педагогические условия, способствующие возникновению и развитию процесса активного, оптимального и, разумеется, эффективного информационного взаимодействия между педагогом, обучаемым (обучаемыми) и информационными средствами, речь будет идти далее.

Под информационным процессом, мы понимаем совокупность последовательных действий, производимых над информацией (в виде данных, сведений, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

По определению, данному Д.И. Дубровским, «информационный процесс представляет собой в пределе полный цикл переработки информации, то есть ее восприятие или формирование самоорганизующейся системой, преобразование, передачу по каналам связи, хранение и использование в соответствии с некоторыми целями». Автор подчеркивает, что информационный процесс есть выражение активности, присущей самоорганизующейся системе по отношению к окружающей среде, есть форма целенаправленного поведения, избирательного взаимодействия.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента: отправитель информации, сообщение - собственно информация, канал - средство передачи информации, получатель информации.

При этом коммуникативный процесс разбивается на пять этапов:

1 этап - начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (какую идею и в какой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

2 этап - воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.

3 этап - передача информации через использование выбранных каналов связи.

4 этап - получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли - этот процесс называют декодированием.

5 этап - этап обратной связи - отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

В дидактических работах также делается акцент на информационную сторону процесса обучения. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров наряду с другими дают определение категории «обучение» как целенаправленного влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов характеризуют усвоение (познавательную деятельность обучаемого) как «сложную интеллектуальную деятельность, которая и обеспечивает получение информации, ее трансформацию, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение, возможность применения в новых условиях». И.А. Колесникова определяет обучение как целенаправленное информационное взаимодействие в системе «учитель - ученик».

Современные подходы к обучению подчеркивают процесс обучения, и, прежде всего тот, который реализует развивающую функцию, связан не только с получением, обработкой, хранением и воспроизведением информации, но и созданием новой, оригинальной информации, что является условием развития знания.

Для реализации обучения человека определенной деятельности, по мнению

В.П. Беспалько, необходимо обучать его формационным процессам: получать и запечатлевать необходимое количество информации; обрабатывать эту информацию по определенным правилам для ее «присвоения» на заданном уроке обучения; сохранять информацию достаточно долго; точно и эффективно воспроизводить и своевременно применять информацию. «В этом, - как заключает ученый, - и состоит информационная сущность процесса обучения».

Процесс обучения, согласно позиции исследователей педагогического менеджмента, характеризуется признаками системности, наряду с этим, к данному понятию вполне уместно использовать термин «информационная система», когда имеется в виду «информационный аспект деятельности организма в целом». По мнению В.А. Извозчикова, в информационной парадигме любой организм в целом рассматривается как информационно-кибернетическая система с обратной связью, чутко реагирующая на стимулы - информационные сигналы внешней среды - и распознающая их. Информационная система, как известно, создается для поддержания информационного процесса.

Необходимо отметить, что обучение, являясь информационной системой, в то же время, как известно, выступает как система дидактическая. Сравнительной характеристике информационных систем и систем дидактических уделяет в своем теоретическом исследовании А.Я. Данилюк, чьих позиций мы придерживаемся в понимании данного вопроса. По мнению ученого дидактическая система надстраивается над информационной. Дидактическая система выступает в качестве модели, уменьшенной, упрощенной копии культуры. В ней культура как бы уплотняется, сжимается, т.е. воссоздаются не культура в целом, а только некоторая значимая ее область в наиболее существенных проявлениях. Информационная система тогда преобразуется в дидактическую, когда информация перестраивается согласно педагогически обоснованным правилам с тем, чтобы сделать процесс передачи культурно-значимой информации легким, основательным, кратким и экономичным, т.е. она функционирует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей человека, его потребностей и интересов в русле стоящих перед ним задач.

И.А.Колесникова определяет обучение как целенаправленное информационное взаимодействие в системе «учитель - ученик». В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др. подчеркивают, что педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. В данной ситуации педагог (учитель) занимает позицию обучающего, осуществляет деятельность преподавания, а обучающийся (ученик) - осуществляет деятельность учения, в процессе которой осуществляется усвоение учебной информации. «Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, взаимосвязанностью взаимных действий обеих сторон, выступающих в позиции субъектов, где согласованное действие результируется и предпосылается психическим состоянием контакта». Соотношения активности позиций учителя и учащегося в педагогическом процессе, как мы полагаем, определяется типом обучения (об этом речь будет идти ниже). Таким образом, информационное взаимодействие включает в себя педагогическое влияние педагога на ребенка, восприятие ребенком учителя или его собственную активность.

Суть взаимодействия педагога и ребенка, по мнению И.Ф. Харламова, составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, ее активизация и стимулирование. Педагогические взаимодействия - это преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные игры, временные), следствием которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Прочность взаимодействия основывается на установлении психологического контакта между его участниками. При этом, по словам И.А. Зимней, контакт осознается и переживается субъектами взаимодействия как положительный подкрепляющий его фактор, в ходе его наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия. Сам факт установления контакта приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение, а внутренними механизмами контакта являются «эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие».

Анализ педагогической практики свидетельствует о возможности разнообразного характера учебно-педагогического взаимодействия ученика и учителя. В.П. Беспалько подчеркивает возможность различных сочетаний источника информации и ее приемника в обучающей системе. При этом он выделяет следующие возможные сочетания: «Педагог - группа учащихся», «Педагог - индивидуальный учащийся», «Педагог - группа в целом». Именно по этим линям и их комбинациям выстраивается процесс информационного взаимодействия. К перечисленным дополним коммуникацию «Учащийся - учащийся», которая не так часто встречается в условиях значимо-ориентированного обучения. В рамках; данной модели обучения преобладающей и наиболее значимой выступает коммуникация «Педагог - группа в целом».

Согласно определенной логике в качестве информационной педагогической системы выступает процесс обучения, подсистемами которого выступают его участники: педагог и ребенок и соответствующие виды деятельности: процесс преподавания и процесс учения, а также содержание учебной информации.

Таким образом, можно определить основные структурные компоненты процесса обучения: процесс преподавания, учебная информация, процесс учения.

Подытоживая вышесказанное, мы констатируем, что процесс образования выступает как информационный процесс. Обучение, являясь системой дидактической, в исследовании рассматривается также как информационная система, информационный процесс коммуникации педагога и обучающегося (обучающихся), целенаправленно влияющий на развитие информационно-операционной сферы человека. В качестве одного из структурных компонентов процесса обучения выступает учебная информация, которая является одной из составных частей общей информационной основы обучения и выступает в качестве основного материала мыслительной работы. Интеграция информационной структуры предлагаемой учебной информации (содержания обучения) с ценностно-смысловыми структурами обучения человека способствует формированию культуры у студентов учебных знаний.

Учебная информация характеризуется количеством, то есть информационной емкостью и соответствующим качеством, то есть содержанием (семантикой), как конкретными сведениями из различных областей наук об окружающем мире, так и информацией о способах познания, способах действий. Учебная информация также имеет внутреннюю структуру, которая может быть описана в контексте следующих категорий: знак, алфавит, текст, язык. Знаки, относящиеся к определенному классу, образуют язык учебного процесса: знаки, организуемые в определенной последовательности, составляют учебный текст; взаимодействие текстов и языков обеспечивает процесс образования. Следовательно, образовательный процесс можно представить как трансляцию множества знаков, текстов и языков в процессе информационного взаимодействия.

 

АВТОР: Тугая А.В.