25.02.2012 8484

Современные инфокоммуникационные и педагогические технологии в образовательном процессе

 

Современное общество характеризуется интенсивным участием в процессе информатизации. Информатизация общества - это глобальное социальное явление, которое характеризуется накоплением, обработкой, хранением, передачей и использованием информации.

Сегодня информатизация как технико-технологическая база становления информационного общества выступает национальным стратегическим ресурсом, определяющим не только общий уровень социального и культурного развития государства, но и его место в глобальном процессе мирового развития.

Информатизация общества является объективной закономерностью перехода человечества на качественно новую ступень развития. Она проникает во все сферы человеческой деятельности, коренным образом изменяет общение людей, влияет на их образ жизни.

«Информатизация - это построение информационного общества, усиление роли достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех областях человеческой деятельности. Компьютеризация является одной из главных частей более широкого процесса информатизации общества. Вместе со всемерным развитием систем связи она служит технической основой информатизации общества».

Информатизация образования носит системный характер. Это не только установка компьютеров в школах или подключение их к Интернету.

Информатизация школы - это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода от школы к жизни в условиях информационного общества. Научить жить и работать в быстро изменяющейся среде обитания - одна из важнейших задач школы. А это значит, что существующие методы и формы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе составляющие нового обучения.

Сегодня информатизация является важнейшим механизмом образовательной системы, направленным на качественное повышение эффективности образования. Ю.С. Брановский подчеркивает, что «...информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения».

Следует отметить, что информационная культура становится фактором развития общества. Бурное развитие информационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к образованию.

Осуществление этих требований основывается на дифференциации содержания образовательных процессов и его концентрации вокруг приоритетных направлений науки и профессиональной деятельности. На современном уровне основой приоритетных направлений науки является содержание инновационного обучения, которое развивается на базе современных инфокоммуникационных технологий.

В решении этой проблемы важная роль отводится информационной технологии, которая включает в себя технологию получения, передачи, обработки, хранения информации и ее использования для обеспечения человеческой деятельности.

Понятие «информационные технологии» непрерывно развивается, что связано с развитием технического и программного обеспечения ЭВМ. Первый этап относится к 50-60-м годам XX века. В то время ЭВМ применялись для решения вычислительных задач, в них были заложены основы логического построения машин и продемонстрированы возможности цифровой вычислительной техники. Информатику изучали только технические специалисты.

Второй этап отличался от первого техническим совершенствованием ЭВМ, развитием методов и приемов автоматического программирования. Получило дальнейшее развитие программное обеспечение, особенно операционные системы. Операционные системы обеспечивают управление работой ЭВМ в режимах: пакетной обработки, разделения времени. Появились разнообразные алгоритмические языки. Составление программ на этих языках стало доступным самим пользователям.

Третий этап связан с появлением персональных ЭВМ в 70-80-х годах. С появлением в США микропроцессоров (1971 г.) начал развиваться новый класс вычислительных машин - микроЭВМ. Появление персональных компьютеров поставило решение задач информатизации общества на реальную основу. Потребовался новый подход к организации систем обработки данных, к созданию новых информационных технологий. На этом этапе основной парк ЭВМ состоял из мини- и микро-ЭВМ. Именно тогда появились дисплейные классы, работающие в режиме разделения времени. В 1973 г. впервые через сеть оказались соединены компьютеры разных стран: сеть стала международной. Когда в сети оказались тысячи компьютеров, появился новый механизм доступа к сети ARPANet, названный «протоколом TCP/IP» (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). В 1983 г. этот протокол был апробирован.

В России компьютеризация образования началась в 1985 году. В 10-11-х классах был введен предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Создавалось учебно-методическое, программное и техническое обеспечение курса информатики. К этому времени была определена цель изучения информатики в школе, как практическая подготовка пользователя ЭВМ.

Четвертый этап развития информационных технологий (80-90 гг.) характеризуется: количественным ростом ЭВМ, развитием объектно-ориентированных и проблемно-ориентированных технологий программирования. Исследования в области цифровой технологии позволяют распознавать речь, почерк, оживлять графическое изображение. Использование глобальных сетей все глубже входит в жизнь человека. Мощное развитие компьютерной техники позволило придать значимость информационным и коммуникационным технологиям. Новые условия привели к изменению содержания курса информатики. Понятие предмета информатики трактуется как фундаментальная научная дисциплина об информации и информационных процессах в природе и обществе.

Несмотря на высокие темпы развития информационных и коммуникационных технологий, в последнее десятилетие Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации. Такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния). Для ликвидации отставания в сфере информационных и коммуникационных технологий разработана Федеральная целевая программа «Электронная Россия «, рассчитанная на 2002-2010 годы.

Реализация программы даст возможность обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах. В результате реализации мероприятий Программы в сфере образования будет обеспечено повышение общего уровня грамотности граждан в области современных методов работы с информацией, развитие системы подготовки специалистов для сферы информационных и коммуникационных технологий.

Целью Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды (2000-2005 гг.)» является создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей, в частности, единство образовательного пространства, повышение качества образования в России, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе инфокоммуникационных технологий.

Стремление к интеграции информационных и педагогических технологий в процессе информатизации образовательного пространства диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Для свободной ориентации в информационных потоках современный человек должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию в своей деятельности.

С появлением глобальных компьютерных сетей создаются принципиально новые методы человеческого общения.

У. Дайзард подчеркнул, что «... происходит эволюция универсальной информационной сети, способной связать воедино всех людей. Речь идет о наступлении нового века. Технология предлагает нам намного более значительные информационные и коммуникационные ресурсы. Эти ресурсы настолько велики, что, очевидно, мы вступаем в новую эру - информационный век».

Необходимо отметить, что определение роли информационно-коммуникационных технологий формируется как средство получения знаний. Но мы не должны забывать, что всеобщее образование - это необходимый фактор устойчивого развития личности. Введение новых технологий в образование предназначается для создания обучающих ситуаций и сред, получаемых на основе эпистемологии и психологии, что отвечает прогрессивным методам обучения и принимает во внимание индивидуальные особенности и познавательные склонности учащихся.

Главной целью использования инфокоммуникационных средств в образовании должно стать развитие личности. По нашему мнению, необходимо создать равные условия для доступа к этим технологическим ресурсам и предоставить возможность для развития способностей учащихся и учителей. Должны быть созданы и введены новые информационно-обучающие среды и новые методологии, позволяющие осуществлять многофункциональное взаимодействие с новыми технологиями. Другими словами, мы должны все внимание сосредоточить на личности, то есть создать основу для реализации ее возможностей, особенно новым поколениям.

Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие роли инфокоммуникационных и педагогических технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития.

Роль средств новых инфокоммуникационных технологий следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого, и нравственного развития учащихся. В понятие информационные технологии обучения в образовании входят все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Отсюда следует, что под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Поэтому на основе новых информационных технологий были разработаны новые методики обучения, воспитания, основанные на использовании электронной техники, специального программного, информационного и методического обеспечения, появился термин «новая информационная технология» (НИТ) (мультимедиа, сетевые технологии, интернет-технологии).

Изучение литературы по проблеме внедрения технологий в учебный образовательный процесс показало, что эту проблему исследовали Г.Н. Александров, Е.П. Велихов, С.А. Бешенков, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев, Н.В.Макарова, Г.К. Селевко, К. Фонсека, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, И.П. Роберт, П.Ф. Шолохович, В.Э. Штейнберг, Л.А. Церих и др.

Многообразие работ, посвященных использованию «технологий» в педагогике, доказывает, что исследователи проявляют к ним огромный интерес. Если рассматривать различные определения технологий (П. Митчел, И. Кучинов, В.П. Беспалько и др.), то необходимо отметить, что формулировки понятия «технология», данные несколько лет назад, отличаются от взглядов на современном этапе.

В энциклопедическом словаре дается определение технологии: задача технологии как науки - выполнение физических, химических, механических др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов.

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование techne - искусство, мастерство, logos - учение, понятие.

Научные исследования последних лет трактуют понятие технологии как «систематический метод планирования, применения и оценивания процесса обучения для достижения более эффективной формы образования»;

«совокупность научно обоснованных приемов и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направленных на реализацию учебно-воспитательных целей»;

«пооперационно организованную деятельность педагога (учителя), действующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путем некоего педагогического стандарта на специфической методической основе».

Следовательно, понятие «педагогические технологии» можно охарактеризовать как научную, описательную, действенную, диагностирующую педагогическую науку, системообразующим компонентом которой является технология учебно-воспитательного процесса.

Следует подчеркнуть, что педагогическая система всегда технологична. Технологичность - внутреннее качество системы, определяющее ее возможности и подчиненное весьма строгой организационной (и управленческой) логике.

Если наука по своей сути есть поиск истины, то технология есть конкретный способ реализации истины в каждом конкретном учебном материале, таким образом, технология обучения есть прикладная дидактика, а именно: теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил «чистой науки».

Поэтому понятие «технологичность» в педагогической системе выделяет следующие критерии:

повышение эффективности педагогического процесса;

устойчивость организационно-технологического комплекса; воспроизводимость педагогической деятельности;

четкость алгоритма достижения конкретной цели;

качественное формирование у учащихся знаний, умений, навыков. «Технологичность средств обучения создает совершенно иную культуру

образовательного процесса... Достоинство методики заключается в личностном влиянии учителя и в возможности организации деятельности творческого характера. Технология позволяет значительно повысить эффективность образования, но по указанным параметрам уступает методике».

«Под педагогической технологией следует понимать некую «технологическую оболочку», в которой комфортно и учителю и ученику. Основные характеристики «технологической оболочки» должны быть устойчивыми и не зависеть от субъективности автора и исполнителя». Большое многообразие задач педагогического процесса современной системы образования может быть успешно решено, если основные характеристики педагогической технологии - это объективность, целесообразность, устойчивость, непротиворечивость.

Согласно мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методическим требованиям, как-то:

Концептуальность: должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

Системность: педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;

Управляемость: представляет возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

Эффективность: современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения и предполагать наличие объективных критериев оценки, сравнение педагогических технологий;

Воспроизводимость: подразумевает возможность применения педагогических технологий (повторения, воспроизведения) в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

Таким образом, понятием технологии образования следует считать «всю совокупность методов, средств и систем, которые участвуют в образовательном процессе и способствуют функционированию систем образования».

В нашей работе под информационными технологиями мы будем подразумевать логический уровень информатики, так как процесс обучения можно отнести к информационным процессам. Под информационным процессом необходимо понимать преобразование информации - от зарождения новых знаний до трансформации в информационные ресурсы.

Сегодня стало совершенно очевидным, что использование средств новых информационных технологий в школьном педагогическом процессе позволит нам иметь возможность осваивать образовательные технологии, интенсифицирующие, качественно изменяющие весь образовательный процесс. В образовании нужны изменения в соответствии с реальной жизнью. Необходимо вносить новые идеи в содержание и формы обучения.

Необходимо выделить, что новые инфокоммуникационные технологии основываются на использовании некоторых формализованных моделей содержания информации и специфических (электронных) средств управления ими (программные продукты - программы, среды, базы, оболочки), записанными в память компьютера.

Среди важнейших задач современной системы образования в условиях использования средств новых инфокоммуникационных технологий можно выделить следующее: развитие у учащихся целостного видения мира; ориентация на овладение методологическими знаниями и способами продуктивной деятельности; развитие мышления; формирование умения решать содержательные задачи; расширение межпредметных связей; знакомство с принципами формализации и моделирования; формирование готовности к принятию решений на основе адекватной оценки получаемой информации; развитие системы непрерывного формирования информационной культуры; осознание глобальных проблем современности.

Для решения этих задач необходимы следующие условия: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, умение применять полученные знания на практике и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применимы; сотрудничество при решении разнообразных проблем, когда необходимо проявить коммуникативные умения; широкое общение со сверстниками посредством информационно-коммуникационных технологий; свободный доступ к необходимой информации для формирования собственного независимого мнения, для решения и всестороннего научного исследования возникшей проблемы; испытание себя, своих интеллектуальных, физических, нравственных сил в определении возникающих проблем действительности и умение решать их совместными усилиями.

Новые педагогические технологии и любые другие, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Следует отметить, что использование инфокоммуникационных технологий в учебной деятельности включает ряд этапов: адаптацию, приобретение навыков включения знаний из учебных материалов на печатной основе, их творческую переработку. Формирование психологической личностно-мотивационной, интеллектуальной, операционной готовности к использованию новых инфокоммуникационных технологий способствует развитию наиболее значимых свойств мышления: обобщенности, осознанности, гибкости, устойчивости и самостоятельности.

Внедрение в образование новых инфокоммуникационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Компьютеры в образовании постепенно превращаются из инструмента для преподавания курса информатики в мощное средство развития всего образовательно-воспитательного комплекса.

Исходя из вышеизложенного, а также прибегая к изучению научного и практического опыта (Ю.С. Брановский, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунский , В.А. Извозчиков и др.), можно сделать вывод о необходимости внедрения новых информационных и коммуникационных технологий в обучении и управлении образованием.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволил определить несколько основных направлений в данной области: обеспечение и совершенствование методических систем обучения, реализованных на основе современных технологий, ориентированных на развитие личности обучаемых, на формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний; разработка компьютерных учебных курсов и программно-методических комплексов по различным предметам; реализация различных форм обучения: индивидуальной, коллективной, самостоятельной и дистанционного обучения; научно обоснованная разработка сценариев компьютерных учебных программ, экспертиза и оценка качества педагогических программных средств; использование аппаратных и программных средств информационных технологий в качестве дидактического средства обучения; применение компьютерных телекоммуникаций в образовании; применение средств информационных технологий в управлении образованием на основе автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; использование средств информационных технологий в психолого - педагогических исследованиях.

Внедрение новых информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации .

Для реализации процесса информатизации образования, создания единого образовательного информационного пространства необходимо рассмотреть содержание инфокоммуникационных технологий.

Мультимедиа (многовариантная среда) - это компьютерная информационная технология, позволяющая объединять в компьютерной системе текст, звук, графические изображения и анимацию. Согласно определению, отличительным признаком систем мультимедиа является интеграция в одном программном продукте различных видов информации: текст, таблицы, иллюстрации, речь, музыка, фрагменты видеофильмов.

Важное значение имеет, наличие в составе компьютера специальных устройств, предназначенных для работы с различными видами информации (микрофона, аудиосистемы, проигрывателя оптических компакт-дисков, телевизора, цифровой видеокамеры, электронных музыкальных инструментов). Появление возможности работы с новыми видами информации привело к тому, что компьютер в мультимедийном исполнении стал универсальным устройством, перерабатывающим различные виды информации.

Понятие термина «мультимедиа» в настоящее время имеет различное толкование.

Одни специалисты (Горская Л.М.) дают определение понятия мультимедиа как привлечение множества типов средств (текст, графика, звук, анимация и реально движущееся видео) передачи данных. Включение интерактивного компонента, обеспечивающего доступ к информации, является сильной стороной мультимедиа.

Ю.С. Брановский уточняет: «Под мультимедиа мы будем понимать комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом, но и со звуком, графикой, анимацией, а также видео».

Другие считают (Kristof R., Satran А., что мультимедиа - комплексный объект, включающий в себя средства технического и программного обеспечения и интерфейс. Существует и такое определение: мультимедиа - комбинация компьютерных и видеотехнологий. У.Л. Рош добавляет: мультимедиа -это интеграция технологий и идей.

Ценность мультимедиа-технологии заключается в возможности наилучшим образом представлять информацию. Каждый обучаемый может выбрать для себя индивидуально тот вид информации, какой лучше он воспринимает. Для одних - это звук, для других - текст, а третьи лучше воспринимают видео.

Таким образом, мультимедиа-технология - сложно структурированная, многоплановая технология, имеющая разные формы представления информации (числа, текст, графика, анимация, звук, видео), может решать различные задачи в процессе обучения учащихся.

Исследование проблем и возможностей использования мультимедиа-технологий в обучении позволило выделить следующие основные средства:

техническое обеспечение (техническое обеспечение мультимедиа-технологии - это компьютерная техника, имеющая технические средства для ввода, хранения, переработки, передачи данных и программ, организации общения человека с ЭВМ с целью использования мультимедийных технологий);

программное обеспечение (программное обеспечение мультимедиа-технологии - это совокупность программ: системных (лазерный проигрыватель, универсальный проигрыватель, фонограф, микшер (Windows- стандартные)), прикладных (MS Office - PowerPoint, Microsoft Publisher, FrontPage), семейство инструментальных авторских систем (Multimedia ToolBook компании Asymetrix, Authorware Professional for Windows компании Macromedia), позволяющих реализовать обработку элементов мультимедиа-технологии: текста, звука, изображения, видео);

математическое обеспечение (математическое обеспечение мультимедийных технологий - это совокупность математических методов, математических моделей и алгоритмов, используемых при обработке элементов мультимедиа - технологии: текста, звука, изображения, видео);

информационное обеспечение (информационное обеспечение мультимедиа-технологий - это информационный банк мультимедийных материалов, состоящих из фотографий, схем, видеозаписей, аудиозаписей, слайдов, структурированных по тематическому признаку. Обязательным условием существования информационной мультимедийной системы - создание внутренней сети (на основе операционной системы Windows), имеющей единый механизм доступа к информации);

методическое обеспечение (методическое обеспечение мультимедиа-технологии - это электронный учебно-методический комплекс, базирующийся на мультимедийных и сетевых технологиях. В комплекс входят методические разработки учителей-предметников, использующих в своей работе мультимедийные и сетевые технологии. Доступность УМК можно осуществить на WEB-серверах локальных мультимедийных информационных систем, с использованием языка HTML);

организационное обеспечение (организационное обеспечение мультимедиа-технологии - это правила и перечень стандартов, посредством которых производится размещение учебно-методических материалов и осуществляется доступ к программам и WEB-серверу УМК. Подготовка и переподготовка администрации и учителей для использования в своей работе информационной сети Центра образования).

Мультимедиа-технология предоставляет мультисенсорное обучение - возможность учиться в составе коллектива. Мультимедиа-технология - одна из форм общения. Эта технология содержит информацию и дает возможность учащемуся понять мысли других в виде изображений, звуков, текста, позволяет вызывать эмоции обучаемых.

Огромный интерес сегодня вызывает использование мультимедиа-технологии в обучении. Одной из форм обучения являются мультимедийные интерактивные обучающие среды. Они могут быть представлены в виде гипертехнологий и мультимедиа-технологий, которые используют локальные или глобальные сетевые технологии.

Мультимедиа-представление учебной информации позволяет получить максимальный эффект в усвоении материала, так как при работе с такого рода электронными курсами активизируются все виды мыслительной деятельности. Правильно построенный учебный процесс, с учетом психолого-педагогических особенностей, дает возможность достичь необходимого качества обучения.

Компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом повышают качество образования.

Инфраструктура информатизации включает следующие составляющие: системы коммуникаций, вычислительных машин и сетей, программное обеспечение этих систем; информационные средства; систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного обеспечения; экономические и правовые механизмы, обеспечивающие эффективное развитие процесса информатизации.

Появление таких способов представления информации, как звуковой, видео, графической, речевой, оказывает значительное влияние на процесс познания. Открылись новые возможности использования мультимедиа- технологий в образовательном процессе.

Следующий фактор развития информационных технологий - создание единой информационной сети связи. Это крупный комплекс. Он совместим по электрическим и механическим характеристикам оборудования, по системе кодирования и форматам данных, а также включает в себя локальные сети, соединенные между собой любыми средствами связи, программное и информационное обеспечение, которое обеспечивает взаимодействие всех этих средств на основе стандартного протокола передачи данных TCP/IP. Создание и внедрение этого протокола считают датой рождения Интернета. Протокол TCP/IP является наиболее распространенным протоколом управления обменом данных. TCP/IP - это технология межсетевого взаимодействия, технология Интернет. Интернет потому и считается всемирной сетью, что на всем его пространстве действует один единый протокол TCP. Технически протокол TCP/IP состоит из двух частей единого транспортного протокола TCP и адресного протокола IP.

В использовании Интернета нет ничего сложного, но как явление он весьма сложен из-за запутанности связей, которые то возникают, то исчезают. В практике используется базовая эталонная модель Международной организации по стандартизации МОС (ISO 7498) и МККТТ (Рекомендации Х.200). Согласно этой модели, существует семь уровней архитектуры компьютерных сетей. С. В. Симонович определяет каждый уровень следующим образом:

Прикладной уровень является основным пользовательским уровнем в эталонной модели открытых систем, на этом уровне создаются информационные объекты разного назначения и идет обмен данными, файлами, текстами, звуковой и видеоинформацией.

Уровень представления задает стандартную форму представления данных и команд управления ими, обеспечивает взаимодействие со следующим уровнем.

Сеансовый уровень отвечает за взаимодействие с локальной или глобальной сетью, за направление передачи данных, за надежность передачи.

Транспортный уровень определяет форму передачи данных в используемой сети, контроль ошибок, восстановление сообщений при приеме, управление блоками сообщений.

Сетевой уровень определяет маршрут сообщения в сети, ограничение нагрузки трафика, управление информационными потоками на сетевом уровне.

Уровень соединения модулирует сигналы физического уровня, формирует кадр в виде определенной последовательности бит или байт заданной длины.

Физический уровень реализует интерфейс с уровнем соединения, эту функцию выполняет модем, он осуществляет преобразование дискретных сигналов на входе физического канала в непрерывные сигналы, передачу этих сигналов по физическому каналу и обратное преобразование.

Семь уровней сетевой модели Интернет создают условия, в которых информационные потоки несут любую информацию: текстовую, графическую, видео, звуковую.

С. В. Симонович утверждает: «При соединении двух сетей возникает межсетевое объединение, которое по английски называется internet. В узком смысле слова Интернет обозначает сеть, состоящую из двух или более взаимосвязанных сетей. Однако есть более широкий смысл слова Интернет. В настоящее время в мире насчитываются сотни тысяч больших и малых сетей, большинство из них уже соединены. Так постепенно образовалось единое информационное поле, состоящее из миллионов взаимосвязанных компьютеров. Это единое информационное пространство и называют Интернет. Самое простое определение Интернета такое: Интернет - это сеть сетей».

Н.С. Анисимова утверждает: «Компьютерные сети выполняют две важные функции: обеспечивают совместное использование аппаратных и программных ресурсов сети и совместный доступ к ресурсам данных, на этом основании можно говорить о едином мировом информационном пространстве».

Ключевая роль в современной инфраструктуре информатизации принадлежит системам коммуникаций и вычислительным сетям, в которых сосредоточены новейшие средства вычислительной техники, информатики, связи, а также самые прогрессивные информационные технологии. Именно они обеспечивают широкий набор информационно-вычислительных услуг с доступом к локальным и удаленным машинным ресурсам, технологиям и базам данных

Наметились тенденции развития информационных технологий - глобальные сети ЭВМ, спутниковое и кабельное телевидение. Использование сети Интернет является неотъемлемым элементом образовательного пространства, включая возможности, открываемые Интернетом во всех сферах деятельности человека; всемирная сеть стала одним из ключевых факторов, определяющих развитие цивилизации.

Интернет - уникальная возможность общения и предоставления информации, открытой для огромного числа пользователей вне зависимости от их расы, пола, возраста, национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов. Для современных школьников Интернет становится справочником, телефоном, средством общения и инструментом получения знаний.

Интернет оказывает большое влияние как на качество образовательных ресурсов, так и на возможность гибкого использования этих ресурсов в учебном процессе. Поэтому необходимым условием и следствием новых перемен становится создание единой информационной образовательной среды и формирование образовательных информационных ресурсов.

В Федеральной целевой программе «Развитие единой информационной образовательной среды (2000-2005 гг.)» обозначены контуры формирования «информационно-технологической инфраструктуры системы образования, которая включает: предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, средств технического обслуживания; создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования».

Таким образом, для создания единого образовательного информационного пространства в России и ее регионах необходима единая информационная образовательная сеть, интегрированная в мировые и российские телекоммуникационные сети. Характерным уровням иерархии образовательной сети Б.Л. Агранович предлагает дать следующие определения:

Автоматизация, когда обеспечивается оснащение интеллектуального труда электронно-вычислительными машинами, методами и средствами для освобождения человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, хранения, передачи и использования информации.

Компьютеризация, когда обеспечивается оснащение интеллектуального труда электронно-вычислительными машинами, экономико-математическими методами моделирования, информационно-программным обеспечением проектирования, обработки данных, совершенствования управления.

Информатизация, когда обеспечивается оснащение интеллектуального труда комплексом электронно-вычислительных машин, объединенных в локальные и корпоративные информационно-вычислительные сети, реализуются возможности информационно-логического моделирования, создаются корпоративные информационные ресурсы.

Медиатизация, когда обеспечивается объединение корпоративных информационно-вычислительных сетей в глобальные телекоммуникационные сети, обеспечены возможности удаленного доступа в on-line режиме к базам данных и знаний, вычислительным ресурсам, созданы условия для много средового моделирования, реализованы мультимедийные технологии.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями.

Исходным элементом стратегии обучения, основой которой служат инфокоммуникационные технологии, является использование единой информационной образовательной среды, где упрощены вопросы обмена информацией и знаниями.

Поэтому закономерно встает вопрос радикального изменения содержания, методов и организационных форм учебного процесса, при этом важно не разрушить сложившуюся образовательную систему. В этих условиях происходят изменения характера учебной работы и средств деятельности.

Таким образом, становится очевидным появление трех направлений в развитии современных информационных технологий: это широкое использование свойств интерактивности (диалог контролируется системой вопросов-ответов) в обучающих программах; использование мультимедийных технологий в обучении; появление телематики (доступ к глобальным образовательным ресурсам в режиме мультимедиа).

Главной стратегической целью интеграции инфокоммуникационных и педагогических технологий образования является предоставление участникам педагогического процесса новых реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.

В настоящее время становится очевидным, что для информатизации школ необходима не только современная компьютерная техника, но и обучение учителей школ применению ее в учебном процессе, а также привлечение специалистов по системному использованию компьютерных и Интернет - технологий в школе.

Необходим комплексный подход в обучении информационным и Интернет-технологиям учителей, методистов и руководителей структур управления образования с целью ускорения внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс для формирования личности гражданина нового информационного общества и подготовки его к существованию в новой информационной среде.

Основным компонентом информатизации образования является информационная культура.

Одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является формирование информационной культуры личности. Увеличение информационного потенциала человека будет обогащать духовный мир и способствовать культурному развитию, повышению его информационной культуры. Основой информационной культуры могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Высокий уровень новых технологий предполагает такой же уровень культуры. Уровень общей информационной культуры пока не соответствует требованиям новейших достижений науки и техники. Новые информационные технологии повышают информированность общества в несколько раз, радикально меняя объем и глубину знания, а вместе с ними и уровень культуры в целом.

Следовательно, следует признать, что содержанием современного образования является культура. Одним из важнейших компонентов культуры становится информационная культура. Особое значение информационной культуре придается в сфере образования, где условием готовности педагога к работе является способность к самообразованию, добыванию информации, извлечению из нее необходимых знаний, владение особыми информационными знаниями и умениями, профессиональная готовность к транслированию накопленных знаний, формирующих информационную культуру учащихся.

Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. Человек, умеющий мыслить, всегда ищет ответы на вопросы, закрывая пробелы своего познания, формируя систему информационной картины.

Актуальной становится проблема формирования мировоззренческих компонентов культуры личности, в основе которой лежит определение информационной деятельности личности как социально значимого этического способа жизнедеятельности в информационном пространстве, связанного с нравственным самоопределением, ответственностью за свой выбор и творческой самореализацией.

Таким образом, овладение информационной культурой - это процесс качественных изменений самого человека, который способствует адекватному восприятию человеком самого себя, своего места и своей роли в информационной среде.

В Центре образования в предметную область «Новые информационные технологии. Сети» введены темы: основные тенденции процесса информатизации общества; изменение образа жизни человека в информационном обществе; компьютер и сохранение физического здоровья человека; компьютерная игровая наркомания; информационная безопасность личности, ее информационная этика (девиантное поведение, нарушение этики общения в сетях); интернет-зависимости, виртуализация межличностного общения в сети; компьютерная преступность: несанкционированный доступ в компьютерные сети; создание компьютерных вирусов, размещение в сети информации насильственного характера.

Формирование информационной культуры личности в образовательном учреждении зависит от качества подготовки педагогических кадров. «Информационная культура педагогов должна обеспечивать им реальную возможность использовать информационные технологии в обучении различным предметам вузовского и школьного циклов и в управлении образованием».

Опыт практической деятельности показывает, что профессиональное совершенствование и информационная подготовка учительских кадров должны иметь непрерывный характер, что обусловлено процессами глобальной информатизации, постоянным развитием инфокоммуникационных технологий и постоянно меняющимися условиями развития самой системы образования. Поэтому необходима непрерывно действующая система повышения квалификации.

Непрерывное образование предоставляет каждой личности возможность реализации собственной программы его получения. Непрерывное образование как педагогическая система - это совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования; профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического восприятия действительности.

«Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных, совокупных образовательных учреждений, объединяющих гимназию, колледж, университет либо лицей, колледж, университет (возможны также другие варианты преемственных уровней общего и профессионального образования)».

Внедрение новых инфокоммуникационных технологий в учебный процесс является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования учителей. Педагогический коллектив состоит из учителей, находящихся на различных этапах профессионализации: этапе профессиональной адаптации, этапе стабильного функционирования, этапе мастерства.

Одной из ведущих целей формирования информационной культуры преподавателя является создание условий для комфортного сотрудничества участников педагогического процесса. Одно из таких условий - мотивация.

Таким образом, для личности, обладающей высокой индивидуальной информационной культурой, характерно осознание роста противоречий между возрастающим объемом информации и возможностями ее обработки, знание способов ее обработки, навыков применения этих знаний в своей практической деятельности.

По нашему мнению, в процессе информатизации общества и образования постепенно складываются определенные традиции, формируются стереотипы информационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются ценностные и мотивационные установки.

Таким образом, складывается современный уровень информационной культуры. Информационная культура рассматривается как компонент в структуре культуры личности. Формирование и поддержание информационной культуры продолжается всю жизнь и основывается на исторически и личностно обоснованных активных ценностных и познавательных установках.

Целью создания информационного пространства Центра образования является подготовка к вступлению в информационное общество.

 

АВТОР: Тумоян С.П.