25.02.2012 5497

Психолого-педагогическое сопровождение детей, больных легочным туберкулезом, в условиях санатория

 

Развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребенка предполагает внедрение ее во все воспитательно-образовательные учреждения, проектирование методического обеспечения психологов-педагогов, программирование управленческих действий по выбранной системе психолого-педагогического сопровождения; прогнозирование социально-психологических последствий; разработка обучающих программ в области психологического консультирования, коррекции, диагностики и сопровождения детей, родителей и других категорий граждан.

Проведенный нами анализ ситуации в детском санатории для больных легочным туберкулезом показывает наличие многих проблем. Основными среди них являются снижение уровня тревожности, адаптация к новым условиям жизни, преодоление конфликтности и формирование толерантности в детском коллективе.

Большое значение для развития ребенка имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального здоровья.

Ребенок, поступивший на лечение в санаторий, попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрируется его эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Как показывают исследования, потребность детей в благоприятном доверительном общении с взрослыми в санатории очень часто остается нереализованной. Следствием этого также является повышенная тревожность, чувство неуверенности в себе, связанное с неадекватной и неустойчивой самооценкой, сложностями в личностном развитии и установлении межличностных контактов. Все это усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятная обстановка в семье.

З.Фрейд выдвинул две точки зрения на тревожность. Первая заключается в том, что тревожность возникает в результате вытеснения сексуальных влечений; разрядка сексуальных влечений встречает препятствие и порождает в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревожность. Согласно второй точки зрения, тревожность возникает в результате страха перед теми влечениями, обнаружение которых или следование которым создает внешнюю опасность, причем имеются в виду не только сексуальные влечения, но и агрессивные побуждения.

Г. Салливен усматривает цель человеческих поступков в избавлении от напряжения, создаваемого чувством тревожности, которым ребенок «заражается в детстве от взрослых, прежде всего от матери».

По мнению Э. Фромма, человек, обретя свободу в современном обществе, утратил социальную безопасность, попал в зависимость от того, как он будет принят другими. Чувство тревожности привело к возникновению механизмов «бегства от свободы»: садизма, мазохизма, деструктивизма и автоматического конформизма.

Страх и тревога обозначают эмоциональные реакции на опасность, которые сопровождаются такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение. Различие в том, что страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, и сама опасность объективна.

Тревога же становится несоразмерной реакцией на опасность воображаемую, и интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который имеет для человека данная ситуация.

К. Хорни выделяет тревожность ситуативную и так называемую базальную тревожность, особый тип характера, складывающийся в результате перенесения ребенком большей части своего отрицательного опыта общения в том возрасте, когда он еще может с ним справиться и вследствие этого по причине своей беспомощности реагирует тревожностью.

К. Хорни описывает базальную тревожность как чувство собственного одиночества, незначительности, покинутости, подверженности опасностям, нахождения в мире, который открыт обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более непереносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «Я», ослаблением самой основы уверенности в себе. Источником агрессии К. Хорни также считает базальную тревожность, спроецированную на окружающий мир.

Г. Эберлейн, изучив страхи здоровых детей, считает, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым источником многих заболеваний. В качестве расстройств у здоровых детей, страдающих страхами, Эберлейн называет как явления типа бронхиальной астмы, аллергии, нарушения функционирования желудка и т.п., так и нарушения работоспособности, умения концентрировать внимание, нервность, нарушения сна, энурез, агрессивность, расстройства аппетита, депрессивные состояния, слабую способность контактировать с окружающими, а иногда и речевые нарушения, т. е. те явления, которые можно наблюдать у тревожных детей.

А.И. Захаров обращает внимание на понятия страх и тревога. Эти явления имеют общий компонент в виде чувства беспокойства, восприятия угрозы и отсутствия чувства безопасности, но тревога - сигнал опасности, а страх - ответ на нее; тревога скорее предчувствие, а страх - чувство опасности; стимулы тревоги имеют более общий, неопределенный и абстрактный характер, страх более конкретен и определен; тревога как ожидание опасности спроецирована в будущее, а страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом травмирующий опыт.

С точки зрения развития личности, по мнению А.И. Захарова, значительное количество страхов, сохранившееся после старшего дошкольного возраста, указывает на развитие под влиянием травмирующего опыта детской тревожности, приобретающей характер опасений, предчувствий и тревог.

В младшем школьном возрасте тревожность может сопровождаться навязчивыми опасениями, свидетельствуя о недоверии к себе, о непрочности «Я», его внутренней противоречивости. В подростковом возрасте появляются частые колебания в выборе решения, сомнения в правильности своих действий. Весьма важной, на наш взгляд, является мысль А.И. Захарова о присутствии у тревожной, склонной к неврозам личности черт «контрастности», противоречивости личностных характеристик, например, гордость, самоуверенность сочетается с ранимостью, агрессивность - с робостью, стремление к лидерству - с неверием в свои силы.

Ю.М. Антонян связывает тревожность с проблемой преступного поведения. Тревожность рассматривается как одна из фундаментальных личностных черт, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных ситуациях, ощущать неопределенную опасность, в том числе в связи с неосознаваемостью ее источника.

Тревожность как свойство личности представляет собой определенную позицию, предрасполагающую к восприятию объективно безопасных обстоятельств как угрожающих.

Одной из причин тревожности Ю.М. Антонян считает отторжение ребенка родителями, когда у него появляется ощущение своей незащищенности, неуверенность, беспокойство.

Таким образом, тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние.

Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии -активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной интенсивности и динамичной во времени.

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. Личности, относящиеся к категории высокотревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряженности. На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в:

- усилении сердцебиения;

- учащении дыхания;

- увеличении минутного объема циркуляции крови;

- возрастании общей возбудимости;

- снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

- напряжение;

- озабоченность;

- нервозность;

- чувство неопределенности;

- чувство грозящей опасности, неудачи;

- невозможность принятия решения и др.

Ф.Б. Березин отметил, что состояние тревоги (тревожности) - это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревоги.

Первый уровень - наименьшая интенсивность тревоги. Выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несет признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяют гиперестезические реакции или же присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают, значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску.

Третий уровень - собственно тревога. Проявляется в переживании определенной угрозы, чувства неясной опасности.

Четвертый уровень - страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.

Пятый уровень - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределенная, но очень сильная тревога.

Наиболее высокий уровень - тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности достигает при этом своего максимума.

Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях.

Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, т. е. комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущением бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Такая тревожность у ребенка обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает. Тревожный ребенок становится социально дезадаптированным и поэтому уходит в свой внутренний мир. Он становится хамелеоном по принципу: «Я - как все». Он может стать агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности. Наиболее высокий уровень тревоги - тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи. Если ребенок не получает этой помощи, то дезорганизация поведения и деятельности достигает своего максимума. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ребенка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективному благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т. п. У таких детей отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенности в себе. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении. Отмечаются перегрузка и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости.

Тревожные дети - не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий, - дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности и требующая различных способов коррекции. Работа во многом должна быть направлена на формирование общения, на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у ребенка умение справляться с повышенной тревогой, которая может быть ослаблена произвольно, с помощью активной деятельности по достижению цели. Для формирования поведения немаловажное значение имеет развитие способности к целеполаганию, что, в свою очередь, требует развития рефлексии. Научить детей не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть - основное направление работы с тревожными детьми.

Другая проблема психолого-педагогического сопровождения детей, больных легочным туберкулезом, состоит в адаптации прибывших на лечение к новым условиям жизни.

Термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик и является инструментом познания отдельных аспектов взаимодействия человека с природой и окружающей средой. В зависимости от контекста могут быть использованы заменяющие его слова: приспособление, вживание в новую среду.

«Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его - как дезадаптация» (Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.).

Характерной особенностью процесса адаптации является отсутствие у личности готового способа поведения в результате изменившихся условий его деятельности, внешних или внутренних, вследствие чего возникает необходимость в выработке социальных стандартов, стереотипов, эталонов, совершенно необходимых для его жизнедеятельности.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся неполной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе «человек - среда» уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшимися.

Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

Эффективность психической адаптации напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями.

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в которых осуществляется микросоциальное взаимодействие.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной деятельности. Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в детских коллективах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

Частая смена коллективов - школьный класс, дружеская компания - заставляет уделять всё больше внимания процессу социальной адаптации. Успешное вхождение в коллектив является залогом успеваемости ученика, если речь идёт о школьном классе. Дружеская обстановка в классе часто помогает подростку избавиться от ряда комплексов. Эффективная социальная адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной учебной деятельности.

В психологии предложены различные определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения. Следует также выработать такое определение социально-психической адаптации личности, которое, выраженное в собственно психологических понятиях, стало бы основой для рассмотрения различных аспектов процесса адаптации и его результата - адаптированное личности к определённым социальным ситуациям или устойчивым структурам.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей (Eysenck H.J., Arnold W., Meili R.). Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) как процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Такое состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практике достижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Следует отметить, что в таком определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида, о личностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида, нет никакой речи.

Отмечается, что термин «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой (А.А. Налчаджян).

Таким образом, в бихевиористических определениях социальной адаптации имеются элементы, которые можно использовать для выработки адекватного определения социально-психической адаптации личности.

В соответствии с интеракционистской концепцией адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами.

Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом (посещение школы, овладение школьными предметами, установление дружеских отношений со сверстниками). Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний.

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие: а) адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства; б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.

Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений» (Шибутани Т., 1999).

Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нем проводится различие между адаптацией и приспособлением, тогда как бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. Во-вторых, подход интеракционистов, как он представлен в книге Т. Шибутани, ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптации к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Психоаналитическая концепция адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном (Hartmann П., 1958), а механизмы и процессы адаптации защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд (Freud А., 1946).

Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления 3. Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego - принципом реальности. Ego «ведет войну» против Id, против Super-Ego и внешней реальности (Hall C.S., 1954).

Г. Гартманн считает, что только психоанализ не может разрешить проблему адаптации, так как последняя является также предметом биологии и социологии.

Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»; б)аутопластическая адаптация - изменение себя «под мир» (Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001). К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.

Психоаналитики придают большое значение социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам.

В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд тонких процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде (Налчаджян А.А., 1986). Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях, поэтому для нас неприемлема. Но не следует забывать, что многие вопросы психологии адаптации личности впервые сформулированы представителями психоанализа и ряд достижений психоаналитиков в этой области (например, открытие и довольно подробное описание целой системы защитных механизмов) представляет непреходящую ценность для психологии.

Бихевиористская, интеракционистская и особенно психоаналитическая интерпретации психической адаптации являются наиболее распространенными и содержат много полезных идей, удачных формулировок проблем и указания путей дальнейших эмпирических и теоретических исследований. Однако приведенные определения только частично отражают существенные особенности социально-психической адаптации личности. Выработка же полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации. Онтогенетическую социализацию можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение (Философский энциклопедический словарь, 1997).

Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Адаптация же - это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

Уровень адаптированности членов общества к уровню успешности их жизнедеятельности оказывает воздействие на основные социальные процессы, создает определенную общественную ситуацию (Налчаджян А.А., 1988).

При нарушениях процессов адаптации в данной социальной (групповой) среде личность оказывается в состоянии дезадаптированности. Это состояние лишено положительных психологических особенностей, присущих состоянию адаптированности.

Социально-психологическая дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Одним из признаков социально-психологической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

Т. Парсонс считает, что «классические» защитные механизмы (фрейдовские динамизмы) служат для разрешения внутренних конфликтов личности, а функцией механизмов незащитной адаптации является разрешение внешних конфликтов.

Адаптированность личности в группе - это такое ее состояние, которое позволяет ей без длительных конфликтов и фрустраций с возможной полнотой проявлять свои творческие, конструктивные возможности, переживать состояния самоутверждения и собственной ценности, значительности.

Поскольку личность одновременно является членом нескольких групп, то в некоторых из них она может быть хорошо адаптирована, в других -хуже. Она может быть членом и таких групп, в которых ее положение близко к полной дезадаптированности.

Например, при хорошей адаптации в школьном коллективе личность может быть дезадаптирована в семье.

Все вышесказанное позволяет прийти к еще одному выводу, касающемуся соотношения социализации и адаптации: поскольку социализация личности не всегда обеспечивает ее социально-психическую адаптацию, следует выделить две ее разновидности:

1) адаптирующую социализацию,

2) дезадаптирующую социализацию.

С медицинской точки зрения периодизация адаптационного периода отражена в трудах В.И. Медведева, где ученый выделяет три фазы адаптации.

Первая фаза - разрушение старой программы гомеостаза. Возникает сложное положение: старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются несовершенными. Важнейшим компонентом адаптации этого периода являются поведенческие реакции, которые несут защитную функцию, обеспечивающую минимализацию действий адаптогенных факторов.

Следующая фаза адаптации - формирование новой программы развертывания регулирующих механизмов и построение новой структуры гомеостатического регулирования.

Последняя фаза - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе параметров эффективности деятельности.

А.А. Налчаджян предлагает следующую классификацию социально-психической адаптации личности: нормальная, девиантная, патологическая (Налчаджян А.А., 1988).

Нормальная адаптация - это процесс, который приводит к устойчивой адаптированности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников процесса не оправдываются таким поведением.

Патологическая адаптация - активность личности в социальных ситуациях, которая осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения, приводящих к образованию патологических комплексов характера, входящая в состав невротических и психотических синдромов.

Нормальная социально-психическая адаптация личности, в свою очередь, бывает двух видов: защитная и незащитная.

Нормальной защитной адаптацией мы называем те действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии, формирования обратной реакции, сублимации и др.), если эти механизмы не стали патологическими.

Незащитные адаптивные процессы отличаются тем, что начинаются в нефрустрирующих проблемных ситуациях, требующих от личности принятия рациональных решений. Они осуществляются без участия известных защитных механизмов, т. е. с помощью незащитных адаптивных комплексов. Для достижения адаптированности в условиях возникновения нефрустрирующих проблемных ситуаций используются познавательные процессы личности, процессы целеобразования и целеполагания, групповые социально-психологические механизмы и решения задач, различные формы социальной уступчивости (в частности, конформного поведения, но без привлечения защитных механизмов), процессы общения и обмена информацией, интеллектуализации индивидуального жизненного опыта и др.

Поскольку многие реальные проблемные ситуации сложны и включают факторы как фрустрирующие личность, так и такие, которые вызывают к жизни незащитные адаптивные познавательные и эмоционально-волевые процессы, то можно выделить также третий тип социально-психической адаптации личности, который мы называем смешанным или средним. Смешанный, защитно-незащитный тип социально-психической адаптации личности осуществляется в тех проблемных ситуациях, в которых она частично фрустрирована, но одновременно стоит перед конструктивными задачами, связанными с ее социальными ролями. Параллельно с решением этих задач, путем достаточно эффективного использования познавательных способностей и социального опыта, индивид обнаруживает также защитную агрессивность, склонность к самооправданию (путем рационализации), виновными из-за возникающих трудностей и неудач считает других (используя механизмы проекции и атрибуции) (Налчаджян А.А., 1988).

В тех случаях, когда адаптация осуществляется с использованием как защитных, так и незащитных адаптивных механизмов, нередко ассоциированных в защитно-незащитные адаптивные комплексы, подвергаются частичным изменениям как личность, так и объективная социальная ситуация (Петровский А.А., 1982).

Девиантная адаптация условно может быть подена на два основных подвида: а) неконформистская адаптация; б) новаторская (инновативная, творческая) адаптация.

Неконформистской мы называем такой процесс социально- психической адаптации личности, благодаря которому она преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и путями и, вследствие этого, оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями.

Инновативная (новаторская) или творческая адаптация. Так называют ту разновидность человеческой деятельности или исполнения роли, в ходе и результате которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в те или иные области культуры. Здесь уместно привести одну важную мысль Т. Шибутани: «... приспособление не обязательно означает пассивную капитуляцию перед внешними обстоятельствами; люди часто активно приспосабливаются к среде, изменяя ее и создавая условия, в которых впоследствии смогут более эффективно преследовать другие цели» (Шибутани Т).

Следует отметить, что многие адаптивные механизмы могут иметь два или более «векторов» функционирования. На основе этого можно выделить еще несколько разновидностей адаптации:

Внешняя адаптация - это адаптивный процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям. Внешняя адаптация может быть с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.п.

Внутренняя адаптация (коадаптация) имеет также ряд разновидностей:

внутренняя адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутри психических проблем личности;

внутренняя структурная адаптация в узком смысле - это процесс какого-либо адаптивного механизма с теми уже образованными адаптивными механизмами, с которыми он составляет комплекс. Это также процесс образования корреляций определенного адаптивного комплекса с другими, уже сформированными устойчивыми адаптивными комплексами;

внутренняя структурная адаптация в широком смысле: приспособление адаптивного механизма или комплекса ко всей структуре личности. Целостная структура личности может оказать сопротивление включению в ее состав новых адаптивных механизмов или комплексов как чужеродных или, напротив, может быть весьма «рецептивной» к другим механизмам и комплексам (Кон И.С, 1988).

Реадаптация. Если адаптированный в данной социальной среде (в групповой ситуации) человек оказывается в новой группе, в которой преобладают другие ценности, нормы и привычные формы поведения, где ведущая деятельность тоже другая, то перед ним возникает задача реадаптации: адаптация в новой среде сопровождается пересмотром и частичным или полным отказом от норм, ценностей, способов поведения, социальных ролей, а также от некоторых адаптивных механизмов, их комплексов и стратегий.

Физиологическая адаптация. Психологическая адаптация личности должна при дальнейшем своем развитии опираться на знание физиологических механизмов человеческого развития. Необходимо отметить, что на процесс физиологической адаптации оказывают влияние конституционально-типологические особенности, определяющие индивидуальную реактивность организма, его адаптационные особенности, своеобразие течения физиологических процессов, патологическое предрасположение

Эффективная социально-психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. Частая смена коллективов, будь то школьный класс, дружеская компания, заставляет обращать всё больше внимания на процесс социальной адаптации. Успешное вхождение в коллектив является залогом успеваемости ученика, залогом повышенной трудоспособности. Дружеская обстановка в классе часто помогает подростку избавиться от ряда комплексов.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Поступление в санаторий на длительный, сразу неопределенный срок, изменение привычного уклада и ритма жизни, лишение привычного окружения близких и знакомых, потеря возможности пользоваться любимыми вещами и игрушками является критическим моментом для ребенка, пережившего к этому времени целую череду стрессов, сопровождающих туберкулез, которые можно символически делить на следующие группы:

Стресс, связанный с полученным ребенком заболеванием. Большинство детей остро переживают из-за того, что являются источником инфицирования, испытывают комплекс неполноценности или не признают вслух свою болезнь.

Стресс, связанный с болезнью или смертью близких ребенку людей. Боль утраты сочетается с тяжелым уходом родных из жизни. Сердца детей, столкнувшихся со смертью, ожесточаются.

Стресс, связанный с поступлением в поликультурную среду, где лечатся дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разного возраста, разных религиозных конфессий.

Оказавшись в незнакомом детском коллективе, ребенок вынужден подчиниться режиму, ряду требований совместного проживания, должен считаться с новым окружением, общаться с другими, может быть, не всегда приятными ему взрослыми людьми и детьми. Перед ним стоят серьезные проблемы: преодоление «синдрома страха», вхождение в новую социальную общность. Все это создает некий психологический дискомфорт, а нередко сопровождается и болезненным состоянием, которое протекает как реакция дезадаптации. Новые жизненные ситуации заставляют ребенка не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих, здесь и должны прийти на помощь специалисты психолого-педагогического сопровождения. Одним из главных свойств больных детей является психологическая уязвимость. Поэтому зачастую процесс адаптации проходит очень болезненно и сложно, особенно если ребенок психологически не готов к жизни в условиях детского санатория. В этой связи существенное значение играют мероприятия, направленные на информирование о традициях санатория, правилах пребывания и снятие отрицательного отношения детей к лечению в условиях санатория, на создание обстановки домашнего комфорта и уюта. Деятельность психологопедагогической службы лечебного учреждения должна быть сфокусирована на помощи детям, родителям, педагогам и медицинскому персоналу.

Исходя из данных психологического исследования, адаптация поступающих на лечение в санаторий детей, больных туберкулезом протекает таким образом:

6% требуют дополнительного обследования у психиатра;

22% не имеют проблем с адаптацией;

около 50% детей необходимо более длительное время для полной адаптации к условиям санатория (необходима психологическая поддержка психолога);

22% детей имеют серьёзные проблемы с адаптацией (необходимо психолого-педагогическое и медицинское сопровождение).

В результате проводимого нами исследования выявилось, что при поступлении на лечение ребенок испытывает на себе давление двух факторов:

ситуации слома жизненного стереотипа, трудности адаптации к новым жизненным условиям;

физическую и морально-психологическую нагрузку, связанную с болезнью.

Это давление углубляет состояние эмоциональной неустойчивости, усиливая такие дезадаптивные черты личности, как:

- неуверенность в себе и в своих действиях;

- тревожность;

- подверженность частым колебаниям настроения;

- аффективные вспышки в виде гнева, злобы, направленные на окружающих.

В силу несформированности социальных стереотипов, эмоциональной незрелости, неспособности защитить себя, недостаточного физического развития дети «группы риска» не владеют адекватными способами принятия

новой действительности, поэтому они вынуждены прибегать к компенсаторным решениям: побегу, курению, повышенной агрессивности.

Специфика жизни в детском санатории, длительность лечения оказывают негативное воздействие на акцентуированные личности (т. е. на лиц с ярко выраженными чертами характера). Среди обследованных детей 35% имеют акцентуацию характера по гипертимному (гиперактивный), экзальтированному (большой диапазон эмоциональных состояний), возбудимому, циклоидному (частая смена настроений) типам.

Социально-психологический аспект адаптации в санатории направлен на обеспечение бесконфликтного вхождения в новую социальную среду с ее особыми нормами жизнедеятельности. Нами изучается обстановка в детских коллективах.

Известно, что эффективность функционирования любой группы в большей степени зависит от психологических факторов, в число которых входит сплоченность коллектива и низкий уровень конфликтности.

Для детских коллективов характерен высокий уровень конфликтности.

Анализ конфликтности в коллективе детей старшей группы детского туберкулезного санатория (10 - 16 лет) позволяет сделать вывод, что конфликт между личностью и группой провоцируется не только личностными особенностями индивида, но и самой группой. Мы согласны с мнением Н.В. Изюмовой, что появление конфликтов между личностью и группой, связано:

- со способом разрешения внутригрупповых противоречий;

- с «идиосинкразическим кредитом» (согласно Е. Холландеру), который в свою очередь связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведения и величины статуса субъекта в группе. Такой «кредит» представляет своеобразное разрешение группы на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение;

- с личной заинтересованностью одного из членов группы в конфликте в силу личной неприязни, конкуренции, недоразумения, негативной установки и т.д.;

- со стилем лидерства или своеобразным процессом осуществления влияния на детей, проявляющимся в особенностях совокупности приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания указанного влияния;

- с эффективностью групповой деятельности, т. е. успешного решения группой имеющихся задач. При урегулировании конфликта важно, чтобы было найдено решение проблемы, из-за которой он возник.

Развитие в учащихся способности увидеть конфликт и определить его причины является важным шагом на пути к толерантности и навыкам ненасильственного решения конфликтов.

Проживая единым целым трудную жизненную ситуацию (болезнь) и преодолевая ее, ребята становятся мягче, терпимее друг к другу, в чем им помогают не только педагоги и врачи, но и все сотрудники детского санатория. Для создания условий организации межличностного общения необходимо найти или создать реальные и осознаваемые «точки соприкосновения». В психологии известно, что при формировании коллектива следует учитывать его направленность. Фактор направленности особенно важен при повышенной текучести коллектива.

На современном этапе развития системы психолого-педагогического сопровождения, на наш взгляд, важным представляется роль психолога-педагога. Нами выделена ведущая роль воспитателя в системе психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория.

Квалифицированный психолог-педагог не ставит перед детьми внешних, неорганичных для него целей. Он ориентирует ребенка в его собственных целях и смыслах, помогает найти максимально возможное число вариантов их достижения и реализации, выбрать оптимальный. Он подходит к ребенку как к активному субъекту, способному к жизни в контексте современной культуры и социальных отношений, обладающему необходимым уровнем рефлексии, чтобы принять разные варианты подходов к проблемам своей жизни.

И это значит, что он рассматривает цели своего воздействия как раскрытие или создание новых возможностей ребенка, которые выявятся во взаимодействии с ним.

Педагог-психолог находит не только широкий спектр реагирования на слова ребенка, но и «творит» во взаимодействии с ним и только для него подходящий способ рационального поведения. Стиль его поведения гибкий, даже в рамках общения с одним и тем же ребенком. Он избегает комментариев и оценочных высказываний в адрес детей, «давления», упрощения, советов, указаний и т.д.

Педагог-психолог, отражая сложность понимания и воздействия на человеческую индивидуальность, использует в работе множество концепций, языков, теоретических схем и стратегий коррекционной, реабилитационной и психотерапевтической помощи, комбинируя их с целью построения индивидуальной модели помощи именно для данного человека.

Психолог «поликультурен» и «многоязычен»; он способен к выработке мыслей, ассоциаций и моделей поведения в рамках собственной образовательной культуры, а также в рамках других культур. Это позволяет в достаточной мере органично присоединиться к миру ребенка любой культуры и идти вместе с ним по пути поиска разрешения его проблемы.

Квалифицированный педагог-психолог постоянно рефлексирует содержание и результативность своей деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Он понимает границы своей компетенции, открыт для освоения нового опыта, готов к работе вместе с коллегами. Педагог-психолог не врач именно потому, что он, во-первых, не выписывает рецепты на лекарство, а во-вторых, не использует категорию болезни, патологии, отклонения как онтологическую, основную категорию. Психолог «лечит» не рецептами на лекарства, а своей личностью.

Психолог-педагог в своей практической работе отказывается от взглядов на ребенка через призму идеалов. Он всеми силами, на уровне принципов своей работы, отказывается от использования представлений о некоторых идеальных сторонах личности.

Позиция воспитателя не просто подразумевает смотреть на детей через призму идеалов личности, она подразумевает в качестве неотъемлемого, атрибутивного своего содержания особую деятельность - деятельность оценивания, сравнения личности с заданным идеалом.

Ведущей деятельностью психолога, на наш взгляд, является деятельность сопереживания. Сопереживание - это как раз не частичная, а всеобщая психологическая деятельность.

Сопереживание психолога и ребенка есть, прежде всего, со-развитие, со-личностный рост, проявление культурной со-продуктивности.

Психолог в целях оказания психологической помощи детям использует различные методы немедицинской психотерапии.

В своей работе об игровой терапии В. Экслайн выделила следующие требования к психологу. Психолог должен:

Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.

Относиться с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.

Достаточно хорошо знать себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.

Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование ко все более глубокому познанию ребенком самого себя.

Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.

Участие психолога-педагога в психолого-педагогическом сопровождении детей, больных туберкулезом, в условиях санатория должно осуществляться непрерывно, с учетом реально складывающейся обстановки и проводимого терапевтического лечения.

Перед специалистами психолого-педагогического сопровождения стоят основные задачи:

- изучение, оценка и прогнозирование психологического состояния детей, поступающих на лечение;

- планирование, анализ и оказание направленного корректирующего воздействия на ребенка;

- оказание психологической помощи детям в ходе проведения курса лечения.

При планировании и организации психолого-педагогического сопровождения психолог-педагог должен учитывать ряд важных особенностей:

- личностные особенности каждого поступающего на лечение ребенка;

- состояние здоровья;

- состояние социального благополучия;

- особенности характера и динамики психического развития ребенка.

Психолог-педагог должен проводить консультации по следующим вопросам:

1) консультативным: психологическое консультирование детей, родителей, медицинского персонала и школьных учителей;

2) диагностическим: подготовка диагностических программ, включающих в себя три основных компонента:

3) Психометрический, основным содержанием, которого является комплексная диагностика уровня психической работоспособности ребенка, анализ состояния основных психологических функций, внимания, памяти, мышления, психологическое исследование личностных черт.

4) Психофизиологический, основным содержанием которого является исследование адекватности психофизиологического реагирования.

5) Психокоррекционный, включающий группы методов, направленных на оптимизацию состояния детей, проходящих лечение с использованием процедур аудио- и видеовоздействий и некоторых других корректирующих мероприятий.

При помощи немедицинской психотерапии психолог-педагог решает задачи:

- изучение личности ребенка, его эмоциональные реакции, мотивацию, систему отношений, выявляет причины, способствующие как возникновению, так и сохранению невротического состояния;

- помощь детям в разумном решении психотравмирующей ситуации, изменении при необходимости их объективного положения и отношения к ним одноклассников;

- помощь в формировании нового к ним отношения, коррекцию неадекватных реакций и. форм поведения, что ведет к улучшению психологического самочувствия детей.

Рациональная психотерапия проводится в форме диалога между психологом и ребенком, в процессе которого психолог выявляет и демонстрирует ребенку логические ошибки в его рассуждениях или разъясняет причины его теперешнего состояния.

Рациональная психотерапия обращена к уму и рассудку ребенка. Самой существенной чертой этого метода является воздействие на ребенка логическим убеждением, обучение его правильному мышлению.

Рациональная психотерапия включает в себя внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы.

Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что ребенок сам активно участвует в процессе оказания психологической помощи, но есть и недостаток метода: он в том, что эффект наступает относительно медленно.

В работе с детьми часто проводится групповая психотерапия, это интенсивно развивающаяся в настоящее время форма психотерапевтического воздействия, которая показана детям, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми или конфликты с окружающими. В таких случаях параллельно проводится индивидуальная психотерапия, позволяющая преодолеть сопротивление ребенка.

Групповая психотерапия предполагает сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений, возникающих внутри группы между участниками, т. е. групповой динамики в лечебных целях.

Таким образом, нами выделены и рассмотрены основные педагогические проблемы психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория, связанные с болезнью, длительностью пребывания вне семьи и привычных условий. При этом для решения этих проблем нами выделена ведущая роль воспитателя в системе психолого-педагогического сопровождения.

 

АВТОР: Тютина Е.А.