25.02.2012 8430

Организация психолого-педагогической работы с детьми, больными туберкулезом, в условиях санатория

 

При организации психолого-педагогической работы с детьми, больными туберкулезом, в условиях санатория большое значение придается научному обеспечению.

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка.

Задача - формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответственной программы развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию. Основными целями создания службы психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в санатории являются:

Содействие педагогическому коллективу санатория в создании социальной ситуации развития учащихся, соответствующей их индивидуальностям и обеспечивающей комфортные психологические и социальные условия для развития личности всех участников педагогического процесса.

Содействие в приобретении воспитанниками психологических, социальных знаний, умений, навыков, необходимых для достижения успеха в жизни.

Содействие педагогическим работникам, медицинскому персоналу, родителям в воспитании учащихся, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Работа идет по пяти направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, консультативная деятельность. Одним из важнейших направлений является коррекционное, но работа всегда начинается с диагностики, изучения социума (в нашем случае - того, из которого поступают на лечение дети); первичных материалов: личных дел учащихся, бесед с родителями или другими родственниками (опекунами, сопровождающими лицами); анкетирование детей и родителей.

Социальное, экологическое неблагополучие привело к тому, что увеличилось число детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства приходят физически ослабленными, социально запущенными и с риском школьной адаптации (13 - 15% детей, поступающих в санаторий, составляют дети, оставленные на второй и третий год обучения, 4 - 5% детей составляют ученики спецшкол и интернатов, имеющие отклонения в развитии, 57 - 60% детей имеют средний балл «3» в четвертной и годовой ведомости. Некоторые дети (в основном это цыгане и дети членов религиозных сект) впервые начали посещать школу в санатории.

Для получения более полной диагностики контингента детей, поступающих на лечение в санаторий, мы в ходе своего исследования рассматривали социально-экономические и социально-педагогические потребности детей. Приведем некоторые полученные данные.

К наиболее значимым для себя людям дети относят:

- родителей - 38%,

- педагога (воспитателя, учителя) - 24%,

- друзей - 17%,

- врача, медсестру - 15%,

- одноклассников - 5%,

- героев фильмов, книг - 1%.

Пристрастия детей различным видам досуговых занятий распределились следующим образом:

- смотрят телевизор - 48%,

- слушают музыку - 36%,

- проводят время с друзьями - 32%,

- занимаются любимым делом - 11%,

- ничего не делают - 29%.

Картина деятельности детей в соответствии с их интересами следующая:

- занимаются спортом - 13%,

- читают книги - 7%,

- занимаются музыкой - 2%,

- ходят в кино - 4%,

- занимаются физическим трудом - 26%.

Изучая сферу общения детей с взрослыми, мы получили следующие данные: любят и хотят общаться с взрослыми - 39%; иногда устают от общения - 27%; предпочитают общаться с детьми, чем с взрослыми - 23%. При этом испытывают трудности в общении с: родителями - 34%; другими членами семьи - 42%; учителями - 15%; друзьями - 9%.

На вопрос «В чем заключаются трудности общения?» 19% ответили -не понимают меня; 14% - требуют хороших отметок; 16% - мало друзей и не замечают моих хороших качеств; 11% - нет общих интересов; а 13% испытывают страх в общении.

В трудную минуту большинство опрошенных обращается за помощью: к друзьям - 51%; 38% - к родителям; 5% - к учителям и столько же к одноклассникам.

Изучение этих данных дает нам возможность планировать деятельность по психолого-педагогическому сопровождению детей, больных туберкулезом, в условиях санатория.

Психолого-педагогическое сопровождение занимает важное место в системе здравоохранения, решает проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты, с целью оказания помощи населению, своевременного выявления, учета, комплексной психолого-медико-педагогической диагностики; реализует системный подход к гуманизации образовательного процесса в целом, изменению общественных установок на функции семьи и школы, их тесному взаимодействию в процессе воспитания и обучения детей.

Служба психолого-педагогического сопровождения обслуживает три категории клиентов:

- детей, осуществляя комплексное изучение проблем ребенка, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем адаптации в общении, поведении;

- родителей (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;

- педагогов и других специалистов учреждения, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми, больными туберкулезом.

Деятельность педагога-психолога в целом направлена на гуманное отношение к детям, все действия отвечают интересам ребенка. Анализ психолого-педагогических особенностей детей, поступающих на лечение, диагностика личностных особенностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы, наблюдение за развитием личности в условиях санатория позволяют сделать выводы о том, что у воспитанников недостаточно сформированы навыки в общении среди сверстников и в отношении взрослых, низкий уровень развития коммуникативной сферы, общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки, не соответствующей возрастным показателям.

Все эти негативные качества дети приобрели в неблагополучных семьях, из которых поступили в санаторий. При организации работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория большое значение придается социологическим исследованиям семей, из которых дети поступают на лечение.

Многие дети запущены в педагогическом, социальном, бытовом направлениях, имеют психологические проблемы. Неблагоприятные факторы социализации молодежи особенно явно проявляются в отношении подростков из социально неблагополучных слоев населения. Родители многих детей нигде не работают, имеют низкий доход, страдают отклонениями в поведении, находились или находятся в местах заключения, где и заболели туберкулезом, значительная часть детей из неполных семей или сироты.

По полученным данным за 2002-2004 г.:

около 12% детей, поступающих на лечение, нуждаются в психиатрической помощи;

40-42% из них употребляли или употребляют спиртные напитки;

35-39% постоянные курильщики, из них треть начали курить в санатории.

Понимая «корни» происхождения всех вышеперечисленных негативных отклонений, перед педагогическим коллективом санатория стоит очень важная задача по предупреждению и предотвращению негативных качеств личности детей и подростков, по адаптации воспитанников в современном обществе.

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.

Нами разрабатывается программа «Семья», которая ставит своей главной целью создание службы семьи и семейного консультирования; планируется 4 направления в работе:

- психологическая диагностика, коррекция, профилактика вопросов семейной дезадаптации (привлекаются специалисты медицинских учреждений, психологи, психотерапевты);

- валеологическая работа, которая предполагает профилактику вредных привычек и коррекцию в обеспечении здорового образа жизни, информационно-консультативную помощь семье (данная работа может проводиться силами психологов и соцпедагогов с привлечением специалистов-медиков, врачей лечебной физкультуры, сотрудников ГАИ и проч.);

- социально-правовое воспитание семьи, охрана детства (необходимо привлекать к работе специалистов здравоохранения, органов опеки, отдела соц.защиты, муниципальных округов, юристов);

- традиции и досуг в семье (это направление можно будет осуществлять на базе краткосрочных проектов с привлечением специалистов досуговых центров, психологов, работников музеев, театров и т. д.).

Психолого-педагогическая служба в детском туберкулезном санатории направлена на коррекцию познавательной сферы ребенка, выработку потребности в здоровом образе жизни, что в конечном итоге сводится к успешной социально-психологической адаптации детей к жизни.

Проблему нарушения поведения, а тем более ассоциативного расстройства личности, необходимо решать, начиная с анализа причин, что определяет своевременная психолого-педагогическая диагностика детей «группы риска».

Используются такие формы работы, как тренинги жизненных умений, тренинги личностного роста, где предлагается ребенку изменить образ себя на более социально приемлемый, и, если он согласен работать на этим, то начинается конструирование нового образа. Иногда причины проблем ребенка находятся в плане его взаимоотношений со сверстниками, для решения таких проблем показана трудовая терапия.

В группе дети учатся социально приемлемо разрешать возникающие конфликты, запрашивать и получать обратную связь от окружающих, давать и получать помощь и поддержку, замечать и анализировать свои и чужие чувства, адекватно реагировать на них.

Средства профилактики и коррекции разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию.

Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) дают положительные результаты:

- реализация потенциала развития обученности, воспитанности и развития личности каждого ребенка;

- успешность самореализации, самовыражения, самовоспитания личности;

- успешная адаптация к жизни;

- потребность в здоровом образе жизни.

Необходимость быстрой адаптации к новым условиям жизни, обучения, лечение тяжелого заболевания и коррекции отношения к учебе приходит в противоречие с сравнительно небольшим сроком пребывания в санатории (в среднем он составляет три месяца). В этих условиях психолого-педагогическая поддержка играет большую роль.

Педагоги в процессе психолого-педагогического сопровождения сталкиваются с множеством проблем. Это и слабое здоровье, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, заниженная и завышенная самооценка, разобщенность воспитания, криминальное окружение, вредные привычки и стереотипы поведения, агрессивность и ожидание агрессивности, конфликтность, низкий социальный статус и отсутствие перспектив, бытовые и социальные проблемы в семье, низкий уровень знаний, различный срок пребывания в санатории, постоянная смена коллектива, недостаточное материальное обеспечение.

В задачи психолого-педагогического сопровождения входит не только выявление и раскрытие в процессе консультативно-диагностической работы проблем ребенка, но и определение способов и средств комплексной психолого-педагогической помощи сотрудникам учреждения.

Специалисты психолого-педагогического сопровождения помогают в решении вопросов: предупреждения отклонений в адаптации, поведения детей, преодоления затруднений в учебе, решения проблем личностного развития; в своей работе используя как индивидуальные, так и групповые формы, включающие:

1) комплексное психолого-медико-педагогическое обследование;

2) индивидуальное и групповое консультирование и сопровождение;

3) индивидуальные и групповые коррекционные занятия,

4) психотерапевтические и социально-психологические тренинги;

5) тематические семинары для специалистов.

В связи с этим мы считаем необходимым внесение изменений в штатное расписание детского санатория, расширение его за счет ставок педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования, врача-психоневролога, массажиста.

В начале эксперимента нами было обращено внимание на разобщенность в труде медицинского и педагогического персонала. Каждый выполнял свою работу, не вникая при этом в работу другого.

Поэтому одной из первейших, на наш взгляд, задач, стоящих перед коллективом, стало сближение медицинского и педагогического персонала. Объективно возникла необходимость обсуждения анамнеза каждого поступающего на лечение ребенка с тем, чтобы определить не только методы терапевтического воздействия и преодоления болезни, но и психологопедагогической помощи при адаптации, коррекции поведения и формирования мотивов обучения.

Утверждение парадигмы развивающего личностно ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо - и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.

В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, детей - представителей различных этнических и субкультурных общностей), в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

В связи с вышесказанным, как нам кажется, актуальной является проблема личности педагога в психолого-педагогическом сопровождении детей, больных туберкулезом.

Необходимо подбирать и готовить таких педагогов, которые обладали бы духом творчества, новаторства, умением строить учебно-воспитательный процесс на основе педагогического сотрудничества, личностно ориентированного подхода к воспитанникам, здоровье сберегающих технологий, умеющих целенаправленно и кропотливо добиваться стабильно положительных результатов и хорошего качества знаний.

В процессе тестирования предпочтительным стилем общения и управления среди педагогов санатория оказался авторитарный стиль - 75%, демократический - 18%, либеральный - 7%.

Помимо работы, проводимой по определению стиля общения и управления педагогов, были проведены опросы детей и непедагогического коллектива, позволяющие выявить наиболее привлекательные и непривлекательные качества педагога как старшего товарища, как наставника, на основе чего были составлены «Шкала наиболее привлекательных качеств педагога» и «Шкала наиболее непривлекательных качеств педагога». Данные опроса детей и непедагогического персонала несколько отличались.

По результатам исследования вырисовывается образ наиболее привлекательного педагога в условиях санатория.

Это педагог по призванию, творчески относящийся к своему делу, с высокой степенью включенности в развивающее педагогическое пространство, с направленностью на успех ребенка. Он склонен к оптимистическому подходу к детям, использует демократический стиль общения, реализует единство личностного и профессионального в педагогической деятельности. Свою работу строит на основе опыта, жизненных установок, оценки собственной успешности, рефлексии. В личностном плане это добрый, справедливый, тактичный человек, обладающий чувством юмора и высоким уровнем культуры (поведенческой, коммуникативной и т.д.). Кроме того, это человек, состоявшийся в образовательном плане, сложившийся специалист, постоянно повышающий уровень квалификации.

Содержание протоколов педсоветов и рабочих групп, «круглых столов» дает основание для утверждения, что многое было направлено на усиление положительной мотивации деятельности каждого члена коллектива.

Успех дела, как показывает практика, зависит от того, как формируются и используются желания и интересы каждого сотрудника. В коллективе есть предпосылки для созидательной педагогической среды. Об этом свидетельствует стремление сотрудников повышать свой квалификационной уровень. Однако руководители иногда не создавали условия для исследовательской работы, что обуславливало порой и конфликты. В связи с этим необходимо переориентировать руководителей санатория на помощь и обучение молодых специалистов, которые обучаются в вузах, занимаются исследовательской и научной работой. Необходимо создать условия для интеграции усилий всей администрации в рамках системно-инновационной деятельности. Традиции, которые большинство членов коллектива не считают своими и относятся к ним как к обузе, только тормозят развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, в условиях санатория. Проективная деятельность предполагает использование потенциальных возможностей коллектива в рамках паритетно заинтересованного взаимодействия.

Контроль деятельности должен осуществляться на основе принципа управления успехом каждого специалиста на демократических принципах:

- подлинный интерес к каждому сотруднику и его опыту;

- искреннее уважение прав другого человека;

- отношения партнерства;

- позитивная обратная связь (эмоциональная и содержательная);

- исследование точек противоречия.

Базовым принципом организации жизни детей в конкретных психолого-педагогических условиях учреждения санаторного типа с длительным сроком лечения выступает принцип поддержки детей и развития у них способности грамотно строить жизненные планы, ставить позитивные цели, выбирать свой жизненный путь.

Также одним из важнейших условий воспитания детей в условиях санатория с длительным сроком лечения является принцип включения их в различные виды деятельности на основе диагностики стремлений и способностей заниматься определенным видом деятельности. В создании условий для развития способностей детей, в частности, художественно-эстетические, необходимо учитывать стремление и способности воспитанников, а в процессе включения детей в различные виды деятельности - соответствие имеющихся у воспитанников индивидуальных склонностей в дальнейшей социализации с уровнем актуального развития подростков, в котором они находятся.

Программа психолого-педагогического сопровождения ориентирована в первую очередь на социализацию ребенка, т. е. на создание предпосылок и успешной адаптации в условиях реальной жизни. Для этого необходима системная поддержка позитивных направлений социализации детей в контексте специализированных образовательных и воспитательных программ.

Средствами воплощения условий реализации личности воспитанника является особое сочетание жизни детей в санатории с учебной деятельностью в условиях школы и внеучебной деятельностью, проводимой воспитателями. Особенностью такого сочетания является создание развивающей среды, способной «сориентировать» детей, исходя из их индивидуальных способностей и склонностей на формирование социального мотива выбора вида деятельности.

В основу осуществления программы психолого-педагогического сопровождения детей, развития их личностной самооценки положена парадигма образовательного творчества, ведущим принципом которой является принцип обеспечения самовыражения и самореализации детей в различных видах творчества и принцип развития способностей детей в условиях дифференцированного и индивидуального подхода.

Самосознание в рамках творческой деятельности не только стимулирует творческую активность, но и опосредует саморегуляцию и самоконтроль, самосознание является важным условием не только сохранения, но и развития творческих возможностей и способностей.

Особая роль в организации рефлексивной практики в условиях санатория, направленной на формирование у детей, с учетом их возрастных особенностей, целеустремленности, устойчивого «Я», принадлежит службе психолого-педагогического сопровождения.

Этапы осуществления программы психолого-педагогического сопровождения:

Организационный:

- отбор методической литературы; подготовка документации;

- оформление методической литературы;

- подготовка диагностического материала для диагностики и социальных исследований;

- сотрудничество со специалистами (разработка совместной программы мероприятий; определение проблемной тематики, формирование методов работы с детьми, больными туберкулезом, в условиях санатория);

- планирование совместной деятельности специалистов, подбор конкретной методики для выполнения поставленных задач.

Диагностический:

- выявление особенностей психологического развития поступающих на лечение детей (сформированность у них определенных новообразований, соответствие уровня развития ЗУНов, личностных и межличностных образований возрастному ориентиру);

- диагностический срез определения диагностики интеллектуального развития;

- углубленная профдиагностика;

- проведение социально-психологических исследований;

- проведение психолого-педагогического консилиума по проблемам развития, обучения и воспитания детей.

Профилактический:

- предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии;

- создание благоприятных условий для гармоничного развития личности.

Психолого-педагогическое просвещение:

- ознакомление воспитателей, учителей, медицинского персонала и других специалистов с основами детской, педагогической, социальной и специальной психологии и коррекционной педагогики психолого-педагогической направленности;

- популяризация результатов психолого-педагогических исследований.

Консультирование:

- оказание психолого-педагогической помощи детям, специалистам санатория в самостоятельном решении возникших проблем;

- консультирование согласно запросам специалистов санатория;

- обеспечение психологической поддержки детей, имеющих особые индивидуальные проблемы и трудности.

Коррекционно-развивающий:

- разработка и осуществление рекомендаций программ психокоррекционной работы с воспитателями, например:

- коррекция недостатков в развитии; -коррекция готовности ребенка к обучению; -коррекция поведения; - коррекция личностного развития.

Одним из важных положений психолого-педагогического сопровождения детей, больных туберкулезом, при поступлении на лечение в санаторий является необходимость дифференциации. В этом смысле можно выделить следующие группы по социальной активности.

1. Дети, легко вступающие в контакт, активные быстро находят друзей, занятия по душе; необходимость длительного лечения и отрыва от дома переносят безболезненно; ведут активную переписку с родственниками, друзьями; участвуют во всех мероприятиях; отзывчивы к любой просьбе о помощи и выполняют ее с радостью; к лечебным процедурам, назначениям врача относятся доверчиво и доброжелательно. Такие дети составляют в среднем 15-20% от общего числа поступающих на лечение, период адаптации у них протекает легко и не требует вмешательства. Эти дети нуждаются в активной деятельности, поэтому из них получаются хорошие помощники, консультанты. Они составляют школьный и классный актив, творческие группы, самодеятельные коллективы. Направляя их деятельность, педагоги могут сплотить детский коллектив, помочь прибывающим на лечение детям организовать свой быт, найти занятие по душе, не просто начать лечение и обучение, но и принять новые условия жизни.

2. Дети, воспринимающие лечение как суровую необходимость, терпеливо, «смирившиеся», найдя занятие по душе, не «изменяют» ему в течение всего срока лечения, в выборе друзей осторожны, но относятся к ним очень верно, переживают разлуку с ними при выписке. Письма пишут регулярно, аккуратные и сдержанные. О лечении должны знать всё: что назначено, для чего, как долго. Таких детей в среднем 20-25%. Период адаптации у них более длительный. Они очень нуждаются в общении со стороны взрослых. Такие дети очень впечатлительны, ранимы. Первое время педагоги должны уделять им максимум тепла и заботы, помогать в написании писем домой, для таких детей это очень важно. Включая их в деятельность, надо учитывать их интересы, и поручения давать мягко, ненавязчиво, постепенно определяя их наклонности, увлечения. Многие из этой группы детей очень увлеченно начинают заниматься ручным трудом, рисованием, чтением, ответственны к поручениям по уходу за растениями в классе или на участке. Важное значение имеет объединение таких детей в небольшие группы путем постановки конкретной цели, с учетом того, что выполнение одной обязанности способствует формированию межличностных отношений. Активизация деятельности трудовой и учебной, побуждение к необходимости общения, психолого-педагогическое воздействие на каждого через группу - все это служит адаптации детей в условиях санатория. При складывающихся межличностных отношениях часто основой для возникновения контактов бывают случайные факторы: одновременное поступление, проживание в одной палате, необходимость оказания помощи при поступлении в организации быта, при болезни, в процессе обучения.

3. Наибольшее число детей (35-45%) не считают себя больными, обвиняют врачей, родителей, педагогов в том, что они сюда попали, считают это ошибкой, обижаются, когда им говорят о болезни, при поступлении плачут, тем не менее, находят друзей, увлечения. С детьми и взрослыми часто конфликтуют. К процедурам относятся критически («Мне это не надо, я здоров»), необязательны в приеме лекарств. Первое время домой пишут очень трогательные письма с просьбой их немедленно забрать, чем пугают родных, но при выписке плачут - не хотят уезжать. Эта группа детей нуждается в разъяснении причины поступления на лечение, для этого используются различные формы просветительной работы о туберкулезе, причинах заболевания, способах лечения, профилактике, по разъяснению положительного влияния трудотерапии, т. к. для этой группы детей характерен сознательный отказ от общественно полезной деятельности. Общение их ограничивается ситуативными контактами, часто их влечет к неформальным лидерам с девиантным поведением. Представителей этой группы необходимо вовлекать в общественную деятельность (участие в работе творческих групп, школьного актива, выпуск стенгазет, оформление стендов и т. д.), поручать несложные обязанности (дежурства по палате, корпусу, столовой, помощь малышам). Данная группа неоднородна в смысле уровня активности, поэтому подход к ним должен быть дифференцированным.

4. Дети-сироты, дети из детских домов и интернатов или после длительного лечения (год и более) в противотуберкулезном диспансере. Реакция на поступление в санаторий у них практически отсутствует, поскольку удовлетворяются потребности в уюте, тепле. Они привыкли к смене места жительства, воспринимают все происходящее как неизбежность, ершистые, готовые постоять за себя. Общаются в основном с такими же детьми, как и сами. К лечению относятся безразлично, зачастую курят, нарушают режим, чтобы подчеркнуть свою независимость, конфликтны, агрессивны, но очень ценят внимание, ласку, оттаивают душой. Значимость для них приобретают только лица, оказывающие им непосредственную помощь, медперсонал. В отношении этой группы детей отпадает необходимость в организации активизирующих мероприятий по адаптации.

5. Дети из социально неблагополучных семей, не знающие режима, не соблюдающие его, не владеющие культурно-гигиеническими навыками. Они воспринимают все действия как прямую агрессию и покушение на их свободу. С детьми вступают в контакт также тяжело, как и со взрослыми, не считают себя больными и не желают ни лечиться, ни учиться, склонны к девиантному поведению, побегам, нарушениям режима.

Это распределение по группам во многом условно, но его следует учитывать при расселении детей по палатам, формировании творческих групп, школьного актива, при планировании работы по психолого-педагогическому сопровождению.

Режим дня в санатории построен с учетом физического здоровья детей. Продолжительность учебной недели составляет 6 дней, продолжительность уроков - 30 минут. Максимальная учебная нагрузка в день не более 5 уроков, при наполняемости в классах не более 15 человек. Расписание уроков строится с учетом умственной и физической работоспособности детей.

В основу разработанных нами планов, программ было положено важнейшее требование - обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Учебные и воспитательные планы должны были предотвращать перегрузки детей и способствовать их выздоровлению.

В ходе нашего эксперимента мы опирались на общепринятые требования:

- исходить из физических и психических особенностей детей;

- способствовать укреплению здоровья;

- предоставлять максимальные возможности для развития личности детей.

Ведущими направлениями деятельности педагогов санатория являются:

- оздоровление;

- уменьшение периода адаптации и сглаживание его негативных проявлений;

- снижение уровня тревожности;

- коррекция общения;

- коррекция уровня самооценки.

Дети, требующие педагогической реабилитации, либо завышают (56,7%), либо занижают свою самооценку (13,3%).

Все-таки большинство считают себя лучше, чем они есть на самом деле. Завышенный, не соответствующий возможностям уровень притязаний не дает возможности правильно оценивать себя, свои достижения. Отсюда неверие в свои силы и возможности, естественно - неуспех, которого при реальной самооценке могло бы и не быть. Неуспех в учебной деятельности влечет за собой снижение, а то и потерю интереса к ней.

В соответствии с вышеизложенным задачами педагогического воздействия мы считаем формирование:

- нравственных социально приемлемых качеств личности;

- позитивного отношения к учению;

- умения поддерживать общение, владения основными речевыми умениями;

- способности к рефлексии и творчеству;

- развитие эстетической и нравственной культуры.

Таким образом, организационное построение психолого-педагогического сопровождения имеет нормативно-правовую, материальную, кадровую составляющие, а также научно-теоретическое обеспечение.

 

АВТОР: Тютина Е.А.