26.02.2012 48841

Понятие и причины безнадзорности и беспризорности детей и подростков

 

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой степени затронуло современную семью.

Множество проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении количества безнадзорных и беспризорных детей. Определить, сколько в России беспризорных детей, довольно сложно. По оценкам МВД, в России на сегодняшний день насчитывается от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов беспризорных детей. Их количество постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов внутренних дел. Цифры, которые приводят официальные органы, отличаются от тех, которыми пользуются неправительственные организации, в два раза. Так, по данным Российского детского фонда в стране насчитывается три миллиона беспризорников, по данным движения «В защиту детства» - четыре миллиона. Проводимые социологические исследования дают другие цифры. Средства массовой информации оперируют различными показателями. Разница в оценках объясняется тем, что официальные органы учитывают только детей, ставших объектом внимания милиции, -совершивших различные правонарушения, объявленных в розыск. Цифру же, реально определяющую количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как затруднительно определить ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных.

Невозможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в научных работах.

Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.

Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны, мы считаем необходимым в данной работе разграничить эти понятия для уточнения категориальных различий в названных дефинициях.

Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.

По нашему мнению, следует исходить из понимания безнадзорности как процесса и как явления, то есть социального феномена. Некоторые ученые (В.Ф.Кондратишко, П.И.Люблинский, В.И.Свидерский) изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.

Ж.М.Глозман определяет безнадзорность как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение (Глозман, 1987).

Педагогический словарь (Педагогический словарь, 1993) определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

Российская педагогическая энциклопедия (Российская педагогическая энциклопедия, 1993) более четко разграничивает рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как «отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих (Баркер. Словарь социальной работы, 1994).

Проанализировав имеющиеся в науке определения безнадзорности, мы пришли к выводу, что детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. При этом, на наш взгляд, упускается важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого мы считаем, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

Следовательно, безнадзорность может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое. Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Для того чтобы уточнить понятие «беспризорность», рассмотрим его с позиций ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.

Отечественный педагог П.И. Любинский считал беспризорностью «аномальное социальное состояние малолетнего...» (Любинский, 1923). Он же писал: «Беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он растет и воспитывается» (Любинский, 1923).

Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития РФ трактуют понятие «беспризорные дети» как те, которые не имеют определенного места жительства или места пребывания.

Практики социальной работы определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением.

Начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детей Минтруда России В.В. Терехина говорит о том, что беспризорность - это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи (Терехина, 2002).

В законе Российской Федерации, принятом в июне 1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999) беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Для более предметного понимания термина «беспризорность» уточним категории детей, которые к ним относят:

живущие на улице более месяца (постоянно проживающие на улице в силу различных обстоятельств);

живущие на улице периодически, от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков, разрешения конфликта с родителями и т.д.

те, кто еще живет (ночует) дома, но свои основные потребности удовлетворяет на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. В основной своей массе это дети, давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции (ОГШН) или комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) (Голик, 2000; Дубровина, Лисина, 1982).

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики. Неслучайно его сущность, признаки входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Проанализировав различные научные источники, рассматривающие проблемы безнадзорности и беспризорности мы определили, что безнадзорность и беспризорность - два понятия, неразрывно связанные друг с другом. Если рассматривать их в качестве социального процесса, то одно из них (беспризорность) является конечной стадией второго (безнадзорности).

Учитывая тесную связь данных понятий, а также специфику деятельности муниципальных учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, мы считаем целесообразным в нашей работе более широко раскрыть причины возникновения безнадзорности детей и подростков, так как именно она впоследствии может привести к конечной стадии - беспризорности. Однако, несмотря на то, что безнадзорность обусловлена, в основном, педагогическими причинами, мы считаем рациональным раскрыть также и социальные причины этого явления, так как именно они являются определяющими при переходе безнадзорного ребенка в состояние беспризорности.

Для того чтобы иметь более полное и комплексное представление о причинах и факторах, оказывающих влияние на возникновение безнадзорности, необходимо остановиться на социально-психологическом портрете безнадзорного ребенка.

Современный «безнадзорный ребенок напоминает воспитанника детского дома: его отличают неразрывность эмоциональной сферы, задержка психического развития, неустойчивость внимания...» (С.А. Расчетина). Условия улицы заставляют ребенка выживать и самореализоваться, формируя такие качества как гибкость ума, быстрота реакции, жесткость принимаемых решений, острота мышления на бытовом уровне, они творческие и находчивые, способные объединяться перед опасностью. Они хорошие психологи и великолепно разбираются во взрослых, обладают высокими коммуникативными способностями (Нормативные материалы и документы по Семейному и Уголовному Кодексам РФ (1996-2000).

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорным, относятся.

Полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

Проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

Добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство);

Подчинение неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом (Масштабы беды. Беспризорность и безнадзорность детей, 2003).

Отличает беспризорного ребенка от всех остальных детей лишь совокупность всех признаков.

С точки зрения криминалистов дети, перестающие вести так называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско - группового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы. У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и т.д. К этому следует добавить, что, перейдя на позицию отщепенца, несовершеннолетний беспризорник теряет инициативу в усвоении более сложных форм социального поведения.

От детей из нормальных семей беспризорника отличает также более сильный инстинкт самосохранения, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половою жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают туберкулезом, а также болезнями, сопутствующими голоду, также беспризорных отличает выносливость, точность восприятий, смелость, активность, солидарность в групповых действиях. Чаще всего данную категорию детей можно встретить в оживленных местах, где можно достать еду или заработать деньги: базары, рынки, площади, супермаркеты, дорогие ночные клубы и т.д. Их день обычно начинается ближе к обеду, а заканчивается далеко за полночь. Средства к существованию зарабатываются мытьем машин, попрошайничеством, выносом мусора из ларьков, воровством, проституцией и т.д. Во многих случаях их труд тяжел, опасен и продолжителен.

Нередко дети отдают заработное в семейный бюджет или родители забирают у них силой (Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2001, 2002).

Анализируя стихийные социальные объединения бродяжничающих детей и подростков, исследователи (Б.Н.Алмазов, С.А.Бадмаев и др.) отмечают в их поведении много общего.

Во-первых, это признак похожей судьбы (голод, холод, гигиеническая запущенность, болезни, страх).

Во-вторых, демократичность общения.

В-третьих, облегченная коммуникативность, т.е. готовность идти на контакт друг с другом, легко узнавая в массе людей себе подобных.

Такие группы беспризорных несовершеннолетних могут стать криминогенными, в них формируются или усугубляются антиобщественные взгляды, установки, привычки поведения. Как показывают исследования А.И.Долговой, Н.В.Беляевой, Н.А.Дремовой, В.Д.Ермакова, в большинстве случаев подростки попадают в криминогенные группы в результате аномальной обстановки в семье и школе. По замечанию Г.М.Миньковского, группа подростков - товарищей со сходной характеристикой заменяет им «место учебы или производственного коллектива» (Буянов, 1990).

Многие уличные дети употребляют разнообразные токсические вещества, чтобы помочь себе справиться с жизненными проблемами. Вдыхание паров клея или различных растворителей приводит к притуплению чувства голода, холода, одиночества, усталости. Дети могут утратить ощущение реальности и испытывать галлюцинации. Клей становится своеобразным атрибутом уличной жизни. Благодаря ему они знакомятся, дружат, впускают в свой круг общения. В то же время психоактивные вещества пагубно влияют на головной мозг. Дети, длительно их употребляющие, значительно отстают в умственном развитии, у них плохая память, резкие перепады эмоционального состояния.

Итак, безнадзорный ребенок характеризуется устойчивыми нарушениями психо-эмоциональной сферы, отклонениями в социальном поведении и грубым искажением групповых норм взаимодействия. При длительном отсутствии внимания и контроля со стороны родителей, школы, семьи и других социальных институтов общества эти нарушения могут привести к неотвратимым изменениям в личности ребенка и оказать непосредственное влияние на его переход из категории безнадзорных детей в категорию беспризорных. Вместе с тем, проанализировав различные психологические источники, рассматривающие социально-психологические особенности безнадзорных и беспризорных детей, мы можем отметить, что и те, и другие имеют схожие признаки. На наш взгляд, существенным отличием в социально-психологических характеристиках двух вышеназванных категорий является наличие у беспризорных детей психосоматических заболеваний и психических отклонений, вызванных длительным употреблением психоактивных веществ и характерными условиями существования. У безнадзорных же детей и подростков имеются предпосылки к подобным нарушениям, но, в целом, их характеризует невнимание со стороны взрослых.

Это еще раз подтверждает наш тезис о том, что безнадзорность и беспризорность тесно связаны между собой. И одно является следствием другого. Рассмотрев социально-психологические особенности безнадзорных детей, мы можем сделать предварительный вывод о том, что чем больше безнадзорный ребенок страдает от недостаточного внимания со стороны различных социальных институтов общества, тем быстрее он попадет в категорию беспризорных и тем сложнее будет проходить процесс его реабилитации.

Причины, определяющие дезадаптацию детей и подростков, можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние, объективные и субъективные, хотя строгую грань между ними провести довольно сложно: причины внутреннего порядка являются следствием действия причин внешних, а действия внешних причин определяется внутренними причинами.

Среди внешних причин, обуславливающих безнадзорность подростка, фигурируют, прежде всего, неблагоприятные условия развития и воспитания подростка в семье, наличие источников отрицательного влияния на подростка в окружающей его среде, педагогически необоснованная работа с ним в школе.

Таким образом, мы подошли к тому, что определяющим фактором, оказывающим значительное влияние на возможную безнадзорность ребенка или подростка, является семья, как главный фактор социализации, развития и воспитания личности. Раскрывая значение семьи ребенка как одной из возможных причин безнадзорности, необходимо заметить, что семья как социальный институт оказывает существенное влияние на воспитание человека, обеспечивает социальную функцию развития, невыполнение которой может иметь самые пагубные последствия.

Семья является самым распространённым фактором подростковой безнадзорности. Этому способствует множество причин: бедность, безработица, алкоголизм, разрушение нравственных ценностей, насилие в семье, что порождает, в свою очередь, цепочку последствий: неуспеваемость, недисциплинированность, бродяжничество, правонарушения, безнадзорность, сиротство и др.

В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8 % от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» -полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных (Божович, 1998).

В результате роста смертности мужчин в молодом возрасте, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.

В условиях дезорганизации жизни семей разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Дезорганизация жизни семей выражается в усилении конфликтности отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, экономической, моральной незащищенности. Неблагополучие, бедность семей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Для большинства из них стали не доступными самые необходимые потребительские товары, услуги сферы досуга, спорта, культуры (Основы социальной работы, 1998).

Неблагополучие в семье практически всегда ведёт к неблагополучию психического развития ребёнка. При этом типичными провоцирующими факторами являются следующие:

конфликтные взаимоотношения отца и матери, а значит нездоровый семейный климат;

плохие отношения родителей к ребёнку (под «плохим» имеется в виду как гиперопека, так и равнодушие, приводящее к депривации, то есть такому психическому состоянию страдания, которое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных потребностей (Коджаспиров Г.М., Коджаспирова А.Ю., 2000);

низкий общекультурный уровень родителей (родители не читают, не обладают знаниями в экономике, политике, культуре, слабо разбираются в текущих событиях);

болезни родителей, особенно, если это связано с психическими нарушениями;

большая занятость родителей;

многочисленные педагогические ошибки родителей.

Однако решающее влияние на личность и поведение подростка всё же оказывает психологический климат в семье. В семье, где нет любви, доверия, искренней привязанности, дружбы между родителями, родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жестокими и замкнутыми, даже несмотря на внешнюю мимику и формальный порядок в семье.

Не меньшее значение в формировании дезадаптации подростков имеет социальная обстановка в семье. Социальная позиция членов семьи существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребёнка, на основе которого он оценивает и воспринимает окружающую действительность, определяет своё избирательное отношение к влияниям жизни.

Дезадаптация развивается вследствие отрицательного влияния родителей, их социальной отсталости, отсутствия внимания к воспитанию своего ребёнка. Часть родителей при этом ссылается на свою производственную занятость, на отсутствие времени для воспитания ребёнка и занятий с ним.

Вместе с тем великий педагог Я. Корчак (Корчак, 1979) писал: «Воспитывающей средой я называю тот дух, который царит в семье; отдельные члены семьи не могут занимать по отношению к нему произвольной позиции. Этот руководящий дух подчиняет и не терпит сопротивления».

Что касается педагогических ошибок родителей, то они совершаются по разным причинам. Среди них можно выделить следующие:

педагогическая неграмотность родителей;

дело воспитания адресуется школе;

чрезмерная забота о том, чтобы детство их ребёнка было лучше, чем у них;

неумение воспитывать (при наличии знаний);

отсутствие времени, из-за чего возникает безнадзорность.

Говоря о педагогических ошибках родителей, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет причины безнадзорности несовершеннолетнего следующим образом: «...контроль за поведением отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержания со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц...» (статья 1) (Агулина, 2002). В целом, все неблагополучные отношения в семье и влияние семьи, приводящие к возникновению и развитию дезадаптации подростка, можно обобщить по следующим группам.

Авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности подростка. Жестокое воспитание, нередко с применением физических наказаний, стремление держать ребёнка в страхе под угрозой наказания. Противодействие таким методам воспитания в подростковом возрасте особенно ухудшает взаимоотношения. При этом личностные особенности подростка проявляются в стремлении утверждать себя в неформальной группе в той же атмосфере жестокости, подчинения грубой физической силе.

Гипоопека. Такие семьи пристойны и социально благополучны, только отношения в них строятся по принципу «каждый живёт, как знает». Подростку дают тратить деньги, но не проявляют интереса к его духовным потребностям, не вовлекают в совместную деятельность, создаётся депривация родительского общения. Компенсации этому подросток ищет в школе, коллективе. Но слабая обучаемость может стать барьером на пути благополучного общения с классом и тогда проявляется пассивность, подчиняемость, позиция следования за кем угодно. Неформальная группа не выбирается подростком, она его захватывает.

Отчуждение старших проявляется в отношении 12-14-летних подростков. Своеобразный протест старших против главного новообразования - чувства взрослости. Родители стремятся наказать отлучение от семьи, проявляют пренебрежение к интересам и склонностям подростка. У таких подростков зарождается тенденция во всём видеть противодействия (своеобразная параноидальная настроенность), активно бороться против мнимого зла и делать всем и всё назло. Неформальная группа складывается на основе стремления подавить эмоциональный дискомфорт, потому что часто именно такого типа подростки «сколачиваются» для выпивки, приёма наркотиков и - самое простое -для неуёмного табакокурения.

Дети - «кумиры» семьи. Заласканность, всепрощение, неразумное следование «авторитету» ребёнка, полное подчинение ребячьим требованиям определённо готовят его на роль лидера. Развивается эгоизм и постоянный конфликт со всеми, кто не видит исключительности этого человека. Именно этот конфликт становится мотивом перехода от правильных жизненных позиций к антисоциальной направленности (утверждение любой ценой!), нежеланию выполнять общественно значимые требования, которые предъявляет любой коллектив, приводит к поиску неформальной и референтной группы вне дома, вне школы. Такой подросток получает удовлетворение от признания его значительности. Это признание нередко является и фактором, способствующим развитию антисоциальной направленности, ранней алкоголизации, наркомании (Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся, 1982).

Во всех описанных случаях дезадаптация несовершеннолетних обусловлена неправильным воспитанием в семье, педагогически нецелесообразным отношением к ним со стороны родителей.

Сегодня увеличивается число семей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, в которых родители в необходимой мере не выполняют своих обязанностей. Растет количество удовлетворенных судами исков о лишении родительских прав, число родителей, дееспособность которых в отношении детей ограничена. Дети, лишенные родительского попечения, нередко остаются безнадзорными. За ними не всегда своевременно устанавливается опека (попечительство) (Емельянов, 1984).

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, тесно связанного с явлениями беспризорности и безнадзорности, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме;

принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав;

смерть родителей (сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции).

Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

После принятия в 1999 году закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором был сделан акцент на усиление социозащитного направления (идеологически это, конечно, правильно, но, к сожалению, пока преждевременно), органы внутренних дел практически устранились от профилактики детской безнадзорности. За ними осталась лишь работа с правонарушителями.

Не было должной межведомственной координации между различными министерствами по проблемам детства. Причины можно перечислять еще долго. Некоторые СМИ даже сравнивают сегодняшнее положение с состоянием после гражданской войны. Конечно, это сравнение некорректно, так как характер детской безнадзорности и ее масштабы сегодня, конечно, другие. И здесь вредны как недооценка масштабов беды, так и излишнее нагнетание ситуации (Масштабы беды. Беспризорность и безнадзорность детей, 2003).

Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому, даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом (Горьковая, 1994).

В свою очередь, социальная дезадаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует. ч формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми (Короленко, 1991).

40-60 % детей алкоголиков страдают олигофренией и умственной отсталостью (Емельянов, 1984). Нарушение умственного развития детей родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития, у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез (Горьковая, 1994).

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними (Москаленко, 1992).

Одной из важных причин, влияющих на возникновение безнадзорности у детей и подростков, является школа как один из основных социальных институтов для подрастающего поколения. У детей, которым с момента рождения не уделялось должного внимания, обнаруживается недостаточная сформированность наблюдательности, послушания и исполнительности, нравственных представлений и чувств, уважения к окружающим. Отсутствие необходимых нравственных представлений и навыков мешает им правильно ориентироваться в общении со сверстниками, ведёт к возникновению конфликтов, отчуждению. Ребёнок становится «трудным» и для сверстников, и для воспитателей. Так возникает трудновоспитуемость на основе педагогической запущенности.

Возможна и обратная зависимость: ученик, не являющийся педагогически запущенным, может оказать стойкое сопротивление педагогическим воздействиям в силу таких причин, как неумелый подход воспитателя, влияние неблагоприятно сложившейся ситуации, особенности личности подростка и т.п. Он может считать, что требования, предъявляемые учителем, несправедливы, являются проявлением его произвола, каприза. Внутренняя неприязнь ученика к учителю легко переносится на все исходящие от него идеи и может вызвать у ученика настолько сильное внутреннее сопротивление, что испытанные педагогические средства перестают действовать, а иногда дают результаты, противоположные ожидаемым. В условиях такого рода конфликтных отношений часто возникает сознательное неприятие ребёнком тех норм и ценностей, которые исходят от воспитателя, и, вследствие этого, ученик становится педагогически запущенным.

Таким образом, мы выявили, что основными причинами, влияющими на возникновение детской и подростковой безнадзорности являются неблагополучная социально-психологическая обстановка в семье ребенка, отсутствие должного контакта и взаимопонимания со сверстниками и учителями в школе. Теоретико-аналитическая работа по выявлению причин возникновения безнадзорности у детей и подростков позволила заключить, что семья, как один из основных социальных институтов общества, играет важнейшую роль в возникновении безнадзорности у ребенка, причем не только в проявлении дезадаптации, но и в возникновении целого ряда социальных причин данного явления. Таким образом, мы считаем целесообразным рассмотреть далее социальные причины детской и подростковой безнадзорности.

Основной объективной причиной возникновения и роста безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.

Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций, объединяющих досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие (Филогенов, 1983).

Отмечается резкий рост социальной дезадаптации детей: ранняя алкоголизация и наркомания, бродяжничество, аморальное поведение подростков, проституция, противоправные действия. Создание целостной системы профилактики и реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков, в число которых входят и дети - беглецы, является сегодня проблемой государственной значимости (Синдром бродяжничества, 2002).

Это предполагает: во-первых, выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка, во-вторых, построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности (Дети улицы: растущая трагедия городов, 1990).

Работы, рассматривающие причины безнадзорности, делают акцент на изучение причин отказа матери от своего ребёнка. Установлено, что многие из женщин, бросающих своих детей, повторяют приобретённый в детстве дефектный стереотип поведения матери. Уровень материнской привязанности к ребёнку, помимо материального благополучия, зависит от таких показателей, как образование, обеспеченность жильём, узость социальных контактов. В качестве одной из причин социальной безнадзорности рассматривается юное материнство (Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье, 1999).

Ряд авторов (Л.И.Божович, В.В.Лебединский, Т.И.Соловников, Г.И.Филогенов и т.д.) проводят параллели: социальная девиация, общество, семья, личность. Отмечается деградация семьи, рост социального неблагополучия, в том числе - в детской среде (детский алкоголизм, наркомания, преступления) (Филогенов, 1983; Божович, 1998; Соловников, 1991; Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, 1990).

По мнению И.А.Горьковой и Р.В.Овчарова, рассматривающих социальную дезадаптацию, выделяются социальные, психологические, биологические факторы риска, ведущие к социальной дезориентации. Дезадаптация детей связывается с явлением психической и социальной депривации: первая группа их обусловлена нарушениями функционирования социальной системы в целом, обострением существующих и возникновением новых противоречий на макросоциальном уровне. Развитие чувства одиночества у ребёнка - своеобразная прелюдия к дезадаптации. Вторая группа источников социальной депривации и, как следствие дезадаптации, - нарушение функционирования (дисфункция) социальных институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей (семьи, школы, ПТУ и др.). Третья группа - биологические факторы риска (некоторые конституциональные особенности индивида, особенности функционирования соматической и нервной системы). Однако генезис социопатий, в отличие от психопатий, изучен пока мало (Короленко, 1991).

Детская безнадзорность рассмотрена Н.М.Крюковой, И.П.Лысаковым, В.Н.Тетерским, как часть проблемы, в качестве следствия асоциальной семьи, общественных стрессов, неэффективной деятельности государственных социально -контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты) (Лысакова, 1980; Крюкова, Рябис, 1983; Тетерский, 2000).

Безнадзорные дети ввиду различных психопатологий имеют криминальную предрасположенность (Харвин, 1996).

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что среди беспризорных детей много воспитанников государственных интернатных заведений. Причины побега воспитанников интернатных учреждений объясняются не только грубыми нарушениями педагогического характера, но и особенностями контингента детей, многие из которых из неблагополучных семей. Особое место среди обстоятельств, способствующих бегству ребенка на улицу занимают психические заболевания.

Причем наиболее распространенным психическим нарушением у детей в приюте является задержка психического развития различной степени тяжести. Убежав из семьи, они теряют последнее, что имели, начинают резко отставать в своем умственном и психофизическом развитии и чаще своих сверстников совершают противоправные поступки (Зверева, Ганичева, 1999).

В ряде случаев бегство детей из дома - следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушения взаимопонимания и доверия между детьми и родителями (Основы социальной работы, 1997).

Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи также ведет к увеличению детской безнадзорности, повышают риск их бегства из дома (Филогенов, 1983).

Среди причин, побуждающих ребенка покинуть свой дом, родных, исследователи (М.И.Буянов, С.Степанов и др.) выделяют четыре основные группы.

Отклонения как результат дромомании (от греч. слова «дромос» - дорога, путь и «мания» - одержимость, страстное влечение), которая характеризуется неодолимой тягой к смене мест пребывания. Как правило, данный тип поведения является следствием заболеваний головного мозга. В этом случае дети нуждаются в специальных мерах медико-педагогического воздействия. Изучение указанной причины бродяжничества является прерогативой медицины, в частности психиатрии.

Сенсорный голод, т.е. потребность во множестве новых и ярких впечатлений, поиски приключений. Эти причины в большей степени характерны для инфантильных детей с романтическими представлениями о мире, склонных к неуемному фантазированию и авантюрам. Для них побег из дома - игра, в которой они легко теряют чувство меры и ответственности.

Неблагополучие и конфликты в семье. Как свидетельствуют исследования психологов Э.И.Драницевой, В.П.Петрунек, Л.Н.Таран и др., побеги из дома в большинстве случаев возникают как протест против несправедливого отношения к ним со стороны взрослых. Влияние этого фактора отмечается и тогда, когда родители деспотически относятся к детям, наказывая их за малейшую провинность. Как справедливо отмечает детский психиатр М.И.Буянов: «Неблагополучие в семье, - отсюда безнадзорность или реакция протеста у подростка, он уходит из семьи, ищет на стороне авторитеты и образцы для подражания...».

Четвертую группу причин, обуславливающих побеги из дома и приводящих в конечном итоге к безнадзорности и беспризорности, удобнее разделить на следующие подгруппы:

детский гедонизм - чрезмерная приверженность удовольствиям, веселому времяпрепровождению, развлечениям. Ученики пропускают уроки, убегают из дома, чтобы избежать выполнения своих обязанностей, к которым относятся учебная деятельность, общественно полезный труд, помощь родителям в быту и т.д.;

попадание детей в разряд неуспевающих уже в начальных классах вследствие недостаточной подготовки к школе: отсутствие правильного педагогического руководства учебно-воспитательным процессом. Сложная ситуация, создавшаяся для ребенка в школе, часто усугубляется неадекватным отношением к нему родителей. Не умея (а часто и не желая) понять проблемы собственных детей, родители упрекают их в нерадивости, наказывают за плохие оценки. У ребенка складывается такое мнение, что его «никто не любит», и в «знак протеста» он решается на побег из дома.

В любом случае, чем бы ни вызывался побег несовершеннолетних из дома, в России он не рассматривается как противоправное действие ребенка. Бегство из семьи не имеет противопоказанного содержания, в отличии, например, от США, где побег из дома считается правонарушением, т.к. нарушаются законы, охраняющие моральный кодекс общества.

Зарубежные специалисты выдвигают три теории, объясняющие причины побега детей из семьи. Первая - мотивационная, объясняющая данное явление индивидуальной психопатологией детства и конкретного ребенка, которого в этом случае необходимо лечить. Вторая - средовая, заключается в анализе факторов среды, откуда ребенок хочет вырваться. В этой ситуации следует воздействовать не на несовершеннолетнего, а на окружающую его среду, защищая его права. И, наконец, теория, синтезирующая социально-психологические факторы беспризорности (Информационно-аналитические материалы для третьего периодического доклада о реализации Российской Федерацией конвенции ООН о правах ребенка, 2002).

Проанализировав выделенные исследователями факторы, приводящие к феномену уличных или беспризорных детей, возможно выделить среди них следующие:

криминальный фактор (преступления против нравственности; принуждение детей со стороны родителей и криминальных групп к попрошайничеству, эксплуатация и вовлечение детей в незаконный бизнес, проституцию, сутенерство и другие правонарушения, продажа алкогольных напитков несовершеннолетним, распространение порнографической продукции и т.д.).

семейный фактор (нарушение функционирования семьи, когда родители, опекуны, близкие родственники не обеспечивают надлежащего воспитания и содержания ребенка, а также необходимого психологического комфорта в семье).

объективная ситуация. Вызывающая трудности в воспитании, содержании и осуществлении контроля над детьми со стороны родителей.

детский фактор (патологические девиации характера некоторых детей, склонность к незаконному потреблению психоактивных веществ, самовольный уход из дома или учебно-воспитательного заведения и другим формам отклоняющего поведения).

молодежный фактор (развитие асоциальных подростковых и молодежных «субкультур»).

организационный фактор (недостатки в работе системы образования и органов опеки, системы социального обслуживания семьи и детства, служб занятости несовершеннолетних и молодежи, подразделений ОППН и других государственных структур).

информационный фактор (низкая эффективность безопасности многих сайтов в Интернете, средства массовой информации дают много отрицательных примеров для детей и молодежи на всех доступных носителях, низкое качество рекламы, телевизионные программы, радиопрограммы перегружены информацией, связанной с насилием, наркотиками и т.д.) (Кошелева, Алексеева, 2000).

Безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Можно заключить, что в России в качестве факторов, обуславливающих рост количества беспризорных и безнадзорных детей, выступают следующие причины:

психологические и психофизические - указывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные психофизиологические аномалии и черты асоциального поведения. В среде подрастающего поколения такие дети составляют примерно 3-5%. Основные психофизиологические качества детей формируются в условиях бездомной жизни, посредством раннего включения ребенка в жесткую личную борьбу, один на один с улицей без необходимой помощи взрослой и детской среды;

социально-психологические - (они часто выступают как следствия социально-экономических реформ) связаны с общим кризисом семьи: увеличением числа разводов и количества семей, где есть только один родитель, ухудшение морально-психологического климата в отношениях между родителями, что приводит к грубому обращению с детьми и частым физическим наказаниям;

социально-экономические - длительное нарушение трудового уклада жизни, деформирующее быт людей, экономический кризис, голод, эпидемии, безработица, продажа жилья, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами и природными катаклизмами и т.д.

Многообразие названных причин требует организации и проведения целого комплекса мероприятий по оказанию помощи уличным детям. В российском историческом опыте, а также опыте других стран апробированы различные подходы к решению проблем профилактики, включая административные методы, усиление правовой и уголовной ответственности родителей, использование мер принудительного характера. Для изменения критической ситуации с ростом числа безнадзорных детей в России необходимо использовать весь спектр возможностей.

Итак, проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы. Понятия «безнадзорность» и «беспризорность» тесно связаны между собой. Причем, беспризорность является следствием безнадзорности. Проанализировав социальные и педагогические причины безнадзорности и беспризорности в современной России, мы можем сделать вывод о том, что вышеназванные явления обусловлены комплексом этих причин. Педагогические причины оказывают непосредственное влияние на формирование безнадзорности у детей и подростков, которая в ситуации наличия определенных социальных причин этого явления приводит к состоянию беспризорности.

Основными педагогическими причинами, на наш взгляд, являются: педагогическая запущенность ребенка, негативная обстановка в семье и отсутствие взаимопонимания со сверстниками и педагогами в школе. Данные причины, в том числе, обуславливают и появление широкого круга социальных причин. Среди них основными, по нашему мнению, являются: разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений; рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. Однако, как мы уже отмечали ранее, безнадзорность и беспризорность как крайние проявления дезадаптации детей и подростков не могут сложиться без комплекса педагогических и социальных причин, детерминирующих эти явления.

Поэтому для решения проблем детской и подростковой безнадзорности и беспризорности необходим комплекс мер по их социальной реабилитации.

 

АВТОР: Ульянченко И.И.