26.02.2012 15656

Социально-реабилитационная работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними на муниципальном уровне

 

В своем исследовании мы исходили из того, что эффективность социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных во многом будет определяться взаимодействием и тесным сотрудничеством различных ведомств и учреждений, созданием социальной инфраструктуры, обеспечивающей полноценную социализацию всех категорий несовершеннолетних и включающей не только образовательные, медицинские, социальные учреждения и службы занятости, но и учреждения культуры, спорта и другие, деятельность которых направлена на удовлетворение насущных потребностей детей, создание для них достойных условий жизнедеятельности и развития.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором определены и закреплены места каждого ведомства, органа или учреждения, связанного с детьми, в общей системе профилактики и опираясь на теоретические позиции исследования нами была разработана программа межведомственного взаимодействия, задачами которой являлись:

создание в г. Ставрополе правовых и организационных механизмов, позволяющих обеспечить повышение эффективности работы всех субъектов профилактики по оперативному и оптимальному решению вопросов жизнеустройства и социальной адаптации детей, нуждающихся в помощи государства;

обеспечение защиты прав и законных интересов детей во всех сферах их жизнедеятельности;

формирование условий для комплексного решения проблем преодоления детской безнадзорности, ликвидации ее последствий, социальной реабилитации нуждающихся в этом несовершеннолетних;

создание условий жизни, развития и воспитания детей, исключающих насилие и жестокое обращение.

Реализацию указанных целей и задач мы соотносили со следующими принципами социальной политики государства в отношении детей (Кучмаева, 2002):

наилучшее обеспечение интересов детей в ходе проводимых социально-экономических реформ;

обеспечение приоритетности воспитания и развития детей в семье;

гуманизация взаимоотношений детей и общества в процессе приобретения несовершеннолетними положительного жизненного опыта и формирования позитивной социальной ориентации;

повышение гарантий государства по реализации прав детей на образование, медицинское и социальное обслуживание, по защите их имущественных, жилищных и других прав и законных интересов; усиление контроля за своевременной и полной выплатой пенсий, пособий и алиментов, направленных на содержание ребенка;

координация деятельности, разделение полномочий и повышение ответственности органов исполнительной власти всех уровней в решении жизненно важных проблем несовершеннолетних;

использование для реализации прав детей различных форм правовой защиты, рассмотрение их жалоб и заявлений, обеспечение возможности обращения детей во все инстанции, в том числе судебные, и в случае необходимости - осуществление поддержки исков от имени ребенка;

повышение информированности детей об их правах и обязанностях, соблюдение гласности и открытости в решении проблем несовершеннолетних, обеспечении их прав на образование, социальную и правовую защиту.

Исходя из вышеизложенного, приоритетным в организационном построении работы по социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных для нас явился принцип межведомственности. Для реализации программы социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, основанной на взаимодействии, в городе Ставрополе в 2002 году был создан Межведомственный оперативный штаб по координации деятельности органов местного самоуправления, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями. Основой взаимодействия органов и учреждений служила нормативная база, сформированная на основе межведомственных документов: совместных решений коллегий, приказов, инструктивных и методических писем различных ведомств, межведомственных соглашений, направленных на обеспечение прав детей в различных сферах их жизнедеятельности, профилактику безнадзорности.

Успех деятельности всех субъектов, участвующих в реализации межведомственного взаимодействия, определялся соответствием их функций специфике деятельности данного ведомственного органа или учреждения. Так, профилактические функции органов и учреждений социальной защиты населения осуществлялись в процессе оказания несовершеннолетним и их семьям комплекса социальных услуг, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию безнадзорных детей и подростков.

На заседаниях штаба заслушивались руководители органов администрации города Ставрополя по вопросам работы по предупреждению беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Также был разработан план первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Он включал:

Диагностическое направление: 1) создание единого банка данных о детях школьного возраста, не посещающих, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия или не приступивших к занятиям в образовательных учреждениях; о семьях несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; о беспризорных и безнадзорных, помещенных в детские учреждения всех видов и находящихся в розыске; 2) создание базы данных о предоставлении несовершеннолетним рабочих мест; 3) создание банка данных о беспризорных, безнадзорных получивших медицинскую помощь; 4) проведение обследования детских и спортивных площадок на предмет готовности их к летнему периоду; 5) проведение рейдов по торговым точкам, компьютерным клубам; 6) проведение плановых медицинских осмотров с целью выявления подростков, употребляющих психоактивные вещества.

Аналитическое направление: 1) анализ деятельности учреждений системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Организационное направление: 1) разработка и внедрение программы взаимодействия органов администрации г. Ставрополя с общественными объединениями при решении вопросов профилактики безнадзорности и беспризорности; 2) определение лечебно-профилактических учреждений для оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным; 3) создание служб и центров для подростков при библиотеках города; 4) восстановление и увеличение количества подростковых клубов, комнат школьника, спортивных и детских дворовых площадок; 5) внесение на рассмотрение в Ставропольскую городскую Думу вопроса о введении должности педагога организатора при совете микрорайона для работы с несовершеннолетними и неблагополучными семьями; 6) внесение на рассмотрение в Ставропольскую городскую Думу вопроса об увеличении числа штатных единиц специалистов по охране прав детей управления образования администрации г. Ставрополя с учетом числа детского населения города; 7) внесение на рассмотрение в Ставропольскую городскую Думу вопроса о введении во все муниципальные общеобразовательные учреждения штатных единиц психологов и социальных педагогов.

Правовое направление: подготовка проекта Положения об институте патронатного воспитания детей, относящихся к категории «группы риска», детей-сирот, детей, находящихся в социально-опасном положении.

Коррекционное направление: 1) разработка и внедрение новых моделей организации работы по устройству на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения; 2) обеспечение реализации городской целевой программы «Дети группы риска»; 3) обеспечение 100% охвата всеми формами летнего труда и отдыха подростков, состоящих на учете в КДН, РОВД и склонных к совершению правонарушений; 4) проведение мероприятий с участием несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете и условно осужденных; 5) оказание материальной помощи как малообеспеченным семьям, так и учреждениям, занимающимися проблемами безнадзорности и беспризорности; 6) организация и проведение для детей, находящихся в приюте, социально-реабилитационном центре развлекательных игровых программ, тематических утренников и др.; 7) включение подростков в различные объединения, клубы по интересам, деятельность которых направлена на приобщение детей к ценностям отечественной и мировой культуры, на реализацию досуговых потребностей детей, на расширение позитивного социального опыта и др.; 8) организация компьютерного читального зала на базе одной из библиотек; 9) использование в практике работы микрорайона по вопросам профилактики беспризорности и безнадзорности схода граждан; 10) организация смотров-конкурсов спортивных, творческих достижений подростков.

Просветительская работа: 1) осуществление целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, пропагандирующей национальные традиции и ценности семьи; 2) организация в учреждениях культуры встреч с медработниками, работниками правоохранительных органов с целью профилактики вредных привычек и правонарушений; введение в библиотеках картотеки для подростков «Если ты попал в экстремальную ситуацию»; 3) информирование специалистов, работающих с детьми о новинках литературы по проблемам несовершеннолетних, проведение Дней информации, Дней специалиста по работе с детьми и подростками.

Кадровое направление: 1) проведение «круглых столов», семинаров с представителями заинтересованных органов местного самоуправления, средств массовой информации по проблемам профилактики безнадзорности и беспризорности; 2) создание учебно-методической базы, обеспечивающей формирование здорового образа жизни, его научную пропаганду и агитацию; 3) организация курсовой переподготовки педагогов, других специалистов, работающих с детьми «группы риска» и их семьями.

Исследовательское направление: 1) проведение городской межведомственной конференции по вопросам профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних города; 2) создание лаборатории по разработке образовательных и воспитательных технологий и программ по коррекции поведения и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Межведомственный оперативный штаб позволил объединить усилия: управления труда и социальной защиты населения, управления образования, районных управлений по работе с населением, комиссий по делам несовершеннолетних, департамента социальной политики, департамента жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, комитета по управлению муниципальным имуществом, районных отделов внутренних дел, советов микрорайонов.

Важным в организационном построении работы по социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных мы считали создание единого информационного поля, которое реализовывалось посредством создания городского банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Работа по созданию банка данных проходила в несколько этапов и включала в себя: разработку Положения о банке данных и форм предоставления информации; установление в управлении труда, социальной защиты и работы населением в районах города администрации города Ставрополя автоматизированного комплекса «Адресная социальная помощь», куда вносились сведения о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; проведение совещания с представителями администраций районов города, управления образования администрации города, управления здравоохранения администрации города, подразделений по делам несовершеннолетних при районных отделах внутренних дел города и учреждений социального обслуживания населения по вопросу создания банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении; проведение обучающего семинара для специалистов учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросу предоставления информации о выявленных семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и об оказанной им помощи.

Кроме этого, созданный банк данных был предоставлен в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

В настоящее время в городском банке данных на учете состоит 146 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 198 несовершеннолетних.

Также в рамках исследования нами была разработана программа взаимодействия органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, направленная на координацию деятельности управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города, администрации города Ставрополя, учреждений социального обслуживания населения и органов внутренних дел.

Разработанная программа позволяла решать следующие вопросы: выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в ходе проведения совместных рейдов, установление личностей беспризорных и безнадзорных детей по заявлению управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города администрации города Ставрополя и учреждений социального обслуживания населения и осуществление корректировки базы данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении; проведение обучающих семинаров по вопросам работы с детьми и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении; обеспечение обмена информацией о выявленных семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; проведение совместных мероприятий по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; осуществление розыскных мероприятий и доставку несовершеннолетних, самовольно оставивших приют и другие учреждения социального обслуживания.

Согласно концепции профилактики безнадзорности и беспризорности взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов на муниципальном уровне в ходе нашего исследования обеспечивали комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые формировали условия для комплексного решения проблем, связанных с защитой прав детей, создавали соответствующие механизмы, формы и методы работы в этом направлении.

Исходя из этого, в организационном построении социально - реабилитационной работы с безнадзорными и беспризорными важное место было отведено созданным в городе Ставрополе районным и городской комиссиям по делам несовершеннолетних. В комиссии были включены представители различных учреждений, органов, занимающихся проблемами безнадзорности и беспризорности. Таким образом, соблюдался принцип межведомственности.

На заседаниях комиссии рассматривались вопросы, касающиеся создания городского банка данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; работы школьных инспекторов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних для работы в общеобразовательных учреждениях; организации летнего труда и отдыха несовершеннолетних; профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма среди несовершеннолетних; проведения комплексных межведомственных операций «Подросток», «Безнадзорные дети»; работы учреждений социального обслуживания, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений культуры по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений с детьми и подростками в комнатах школьника и в клубах по месту жительства; обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ставропольском филиале военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского; работы с условно-освобожденным несовершеннолетним; проверки залов игровых автоматов и компьютерных клубов; проверки предприятий торговли, расположенных вблизи образовательных учреждений, и осуществляющих торговлю спиртными напитками, табачными изделиями; проведения обучающих семинаров для работников городских детских библиотек по теме: «Вариативно-программный подход к социальной реабилитации детей «группы риска» в детских библиотеках»; проведения семинаров для работников образования, здравоохранения, секретарей комиссий по делам несовершеннолетних с приглашением представителя уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае; изучения возможностей создания Попечительского Совета при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Ставрополя; проведения городских конкурсов «Лучший социальный педагог», «Лучший инспектор по предупреждению правонарушений несовершеннолетних для работы в школах города»; создания общественной организации «Совет отцов»; анализа работы социальных педагогов и их роли в системе профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; привлечения некоммерческих организаций для активного участия в решении проблем безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следующим звеном в организационном построении выступали учреждения социального обслуживания.

Как показал анализ литературы (Кучмаева, 2002), сегодня в системе социального обеспечения России функционируют следующие учреждения социального обслуживания семьи и детей: центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; отделения по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания; комплексные центры социального обслуживания населения; кризисные центры для мужчин; кризисные центры для женщин и другие учреждения.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что наибольшая нагрузка в решении данной проблемы падает на социально-реабилитационные центры и социальные приюты для детей и подростков. Однако многие из них не имеют ясной концепции профилактики безнадзорности, а потому главным для них становится статичная регистрация и констатация выраженных отклонений в личности и поведении несовершеннолетнего. Зафиксированные отклонения начинают выполнять роль своеобразной индульгенции, позволяющей начинать работу с ребенком. Специалисты, работающие в таком режиме, лишены возможности рефлексии собственных действий и систематизации своего положительного опыта. На этом фоне выявить конкретные причины безнадзорности ребенка не представляется возможным. Любая причинность никогда не ограничивается одним фактором. Безнадзорность, как и другие социальные проблемы, детерминируется множеством тесно связанных между собой причин. Чтобы реализовать стоящие перед социальной реабилитацией безнадзорных и беспризорных цели, нужно преодоление инертности и укоренившихся в сознании практиков стереотипов: однозначное осуждение безнадзорных, а не безнадзорности; игнорирование индивидуального, но всегда со своей жесткой логикой пути, который прошли те, кого «осуждают»; непонимание «корней безнадзорности и принципиальной обреченности любого ребенка при определенных условиях на безнадзорность; нерегулярность и несовершенство средств, с помощью которых пытаются «бороться» с безнадзорностью; режим администрирования, снимающий ответственность за детей и подростков и перекладывающий ее на кого угодно - другое ведомство, семью, родителей, самого ребенка.

В настоящее время в городе Ставрополе функционируют следующие учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: муниципальное учреждение социального обслуживания населения «Ставропольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие», муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Росинка», государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям».

Муниципальное учреждение социального обслуживания населения «Ставропольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» был создан в 1993 году в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 10.12.1995 г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Целью деятельности Центра является оказание комплексной социальной помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении или иной трудной ситуации, посредством разработки и реализации программ социальной профилактики, коррекции, реабилитации, а также организации досуговой, кружковой, клубной и оздоровительной работы с детьми и подростками в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнцх.

Основными задачами Центра являются: профилактика безнадзорности и беспризорности; предоставление бесплатных социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании обращений несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществление социальной реабилитации этих лиц, оказание им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации; участие в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, а также оказание содействия в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; социальное сопровождение несовершеннолетних до достижения ими 18 лет; содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

Муниципальное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Росинка» создан в г. Ставрополе в 1997 году. Основной целью приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В задачи приюта входят: организация временного проживания беспризорных детей и подростков до 18 лет (добровольно обратившихся, подкинутых, заблудившихся, личность которых не установлена, отказавшихся жить в семье или учебно-воспитательном учреждении, утративших семейные, родственные или другие социальные связи, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию, подвергшихся любым формам физического и психического насилия) и оказание им медико-психолого-педагогической помощи в снятии последствий социально-психологической депривации и первичная адаптация воспитанников к жизни в социально здоровой среде.

Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями, комиссиями по делам несовершеннолетних.

Сотрудники приюта совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляют мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной помощи; обеспечивают временное проживание несовершеннолетних, оказывающихся в трудной жизненной ситуации, до определения и обеспечения с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; оказывают социальную, правовую, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семью; обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; уведомляют родителей (законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте; участвуют в решении вопросов о возвращении ребенка в семью, детские учреждения самовольно ушедших несовершеннолетних; принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, осуществляют профилактическую работу по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних.

Особое место в системе социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей занимают центры социальной помощи семье и детям. В отличие от других типов социальных учреждений они направляют свою деятельность в первую очередь на профилактику, предупреждение различных видов семейного неблагополучия. По видам оказываемых социальных услуг и категориям населения, которым они предоставляются, центры являются многопрофильными учреждениями. На начало 2001 г. в России действовало 387 центров помощи семье и детям (на начало 2000 г), в которых за 2000 г. получили услуги разного рода 2,8 млн. человек и 906,5 тыс. семей (в 1999 г. - 2,0 млн. человек и 666,0 тыс. семей). Динамика указанных показателей за 2000 г. превышала динамику аналогичных показателей в целом по всем типам социальных учреждений. По числу лиц, получивших услуги, центры социальной помощи семье и детям занимают первое место среди всех учреждений социального обслуживания семьи и детей (Кучмаева, 2002).

Государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» создан в г. Ставрополе в 1996 году. Он осуществляет свою деятельность по социальному обслуживанию, оказанию социально - медицинских, психолого-педагогических, социально-экономических, социально-бытовых и иных услуг, проведению мероприятий по социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты Центра проводят мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; выявляют детей и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной поддержке; предоставляют конкретные виды и формы услуг; осуществляют поддержку семей и отдельных детей в решении проблем их самообеспечения; осуществляют социальный патронаж семей и отдельных детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; осуществляют социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; оказывают помощь гражданам, перенесшим насилие; участвуют в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав; участвуют в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и др.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координируют в пределах своей компетенции их деятельность в этом направлении; осуществляют внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке. Кроме этого в рамках самого Центра осуществляется повышение профессионального уровня специалистов.

Как показал наш опыт, признание значимости работы всех учреждений социального обслуживания г. Ставрополя органически связано с необходимостью развития новаторского мышления и новых подходов к профилактике безнадзорности у представителей различных ведомств и организаций, их способности воспринимать ее как проблему общую, комплексную.

Проанализировав деятельность имеющихся в городе Ставрополе учреждений социального обслуживания по вопросам социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных, мы пришли к пониманию, что эти вопросы решаются более эффективно, если учреждение взаимодействует с местной администрацией, органами   образования, специализированными государственными объединениями, специалистами других ведомств и организаций.

Учреждение социального обслуживания должно быть непосредственно связано с органами управления социальной защиты населения, призванными обеспечивать социальные гарантии и права безнадзорных детей и подростков, помощь и поддержку со стороны государства. Под их руководством и с их участием в учреждениях создаются банки данных о неблагополучных, неполных и многодетных семьях, о наличии рабочих мест для подростков-инвалидов на специализированных предприятиях, участках и в цехах.

Взаимодействие учреждений социального обслуживания населения с органами здравоохранения позволяет устанавливать контакты с детьми и родителями групп медицинского риска, что выражается в организации совместных фронтальных и индивидуальных обследований и выявлении детей, употребляющих алкоголь, наркотические и токсические вещества, склонных к аморальному поведению в сфере секса, девочек с ранними беременностями и подростков с заболеваниями, передающимися половым путем, ВИЧ-инфицированных и т.д. Совместно с медицинскими работниками специалисты учреждения должны организовывать просветительскую работу и пропаганду здорового образа жизни, проводить медицинское консультирование, лечение, коррекцию детской речи, зрения и слуха.

Основные аспекты взаимодействия учреждения с органами внутренних дел - это обмен информацией о семьях и детях групп криминального риска; совместная разработка и реализация профилактических мероприятий по защите несовершеннолетних от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, нравственное благополучие; выявление детей, уклоняющихся от учебы, бродяжничающих, занимающихся попрошайничеством, страдающих разного рода патологическими зависимостями; социальная и правовая защита детей и подростков от преступных элементов и лиц, стремящихся вовлечь их в антиобщественную деятельность, от семей, в которых родители или другие взрослые своим образом жизни оказывают на них криминализирующее влияние, создают обстановку, несовместимую с нормальной жизнью; содействуют реализации образовательного и социального маршрута ребенка, определенного на комиссии по делам несовершеннолетних, оказывают ему помощь в трудоустройстве или при поступлении в учебное заведение.

В качестве полноправных членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты учреждений социального обслуживания населения совместно с ней участвуют в организации мероприятий по защите и соблюдению интересов несовершеннолетних и их семей, оперативно решают вопросы, связанные с координацией и объединением усилий с учреждениями и организациями образования, культуры, спорта, здравоохранения, судопроизводства. Они отстаивают права безнадзорного ребенка на нормальную жизнь в семье, школе, обществе, на повышение его социальной компетентности, образованности, уровня культурного и интеллектуального развития.

Взаимодействие учреждений социального обслуживания с образовательными учреждениями приобретает особое значение в связи с ростом показателей безнадзорности и правонарушений, отсевом учащихся из школ и фактической утратой многими школами воспитательных функций. Учителя и специалисты учреждений организуют совместные консилиумы, в которых принимают участие работники школ, гимназий, лицеев. Часто специалисты учреждений выступают в роли посредников между безнадзорными дезадаптированными учащимися и школами, где они обучаются, а также комиссиями по делам несовершеннолетних и милицией.

Специалисты учреждений должны уметь ориентироваться и в деятельности учреждений дополнительного образования (независимо оттого, где они находятся: на территории центра или в городе), которые своими средствами, часто косвенно, решают воспитательные и профилактические задачи. С этой целью они координируют свои усилия с работой развлекательных, спортивно-оздоровительных, реабилитационных и других центров, действующих в системе образования, культуры и спорта, в негосударственном и общественном секторах, которые, в свою очередь, также организуют работу с детьми и подростками по месту жительства. Немаловажно, что согласованные действия обеих сторон позволяют избегать дублирования и добиваться экономии материальных средств.

Решению задач социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных, стоящих перед учреждениями, способствуют хорошо налаженные контакты с благотворительными, общественными и религиозными организациями, способными периодически оказывать материальную помощь и психологическую поддержку наиболее остро нуждающимся детям или устанавливать индивидуальное шефство над несовершеннолетними клиентами центра.

Реализация комплексного подхода, обеспечивающего междисциплинарное единство процесса профилактики безнадзорности несовершеннолетних, является важнейшим условием эффективной социальной реабилитации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.

Приведем пример взаимодействия Ставропольского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие».

Также активно Ставропольский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие» сотрудничает со средствами массовой информации: АТВ, СГТРК, краевым радио, газетами: «Вечерний Ставрополь», «Губернские ведомости», «Ставропольская правда».

Социальный приют для детей и подростков «Росинка» взаимодействует на договорных началах с Краевым наркологическим диспансером, трикотажным цехом, Центром медицинской профилактики СКЦ ЛФК и СМ, РОСТО, МОУ СОШ № 3,4, Центром ДОД Ленинского района, библиотеками города. Совместные планы работы реализуются Социальным приютом с ОДН Ленинского РОВД, филиалом Ростовского военного института ракетных войск, Общественным объединением «Ставропольский краевой комитет социальной защиты писателей-ветеранов», Советом микрорайона № 3, Духовной семинарией.

Кроме этого осуществляется расширение шефских связей (ООО «Техсервис», ЧП Коробской, ЗАО «Кондор», Ставропольский пивзавод, Ставропольский медицинский базовый колледж, ООО «Студент», Северо-Кавказский банк, СГОУ «Народный дом», Компания «Телемир - ЭП», Внешторгбанк и др.).

Специалисты Центра социальной помощи семье и детям проводят совместную работу с комиссиями по делам несовершеннолетних, Советами микрорайонов, отделами по профилактике и предупреждению правонарушений несовершеннолетних и охране прав детей, медицинскими учреждениями, школами, Российской ассоциацией «Планирование семьи», медико-педагогическим центром для молодежи и подростков г. Ставрополя, представительством фирмы «Шеринг» по Ставропольскому краю и др.

Обобщив опыт деятельности рассмотренных учреждений, мы пришли к выводу, что важным в решении проблем социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних являлось создание во всех учреждениях междисциплинарных команд, призванных расширить и углубить сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями. Междисциплинарное сотрудничество предусматривало взаимное информирование о наиболее важных проблемах детей и подростков, проживающих на той или иной территории, и их обсуждение, что помогало создать целостную картину о положении несовершеннолетних; консолидацию сил и аккумулирование средств; выработку общих подходов к решению проблем детей и семьи; планирование общих мероприятий; создание групп поддержки, способствующих улучшению условий жизни безнадзорных детей в среде их обитания; назначение ответственных за выполнение практических дел.

Как правило, в состав междисциплинарных команд входили учителя, социальные педагоги и психологи школ района, педагоги вспомогательных школ (для детей-инвалидов), подростковых клубов и центров дополнительного образования, работники здравоохранения, члены комиссии по делам несовершеннолетних, представители местной администрации, общественных объединений, родители - члены групп поддержки. В целом междисциплинарное сотрудничество было направлено на объединение усилий всех участвующих в нем сторон и обогащение содержания работы учреждений социального обслуживания, как одного из звеньев профилактики, активизацию общественной и частной инициативы, уменьшение глобализации и интенсивности возникновения социальных проблем на обслуживаемой территории, предупреждение нарушений и отклонений в поведении несовершеннолетних на ранних стадиях их появления.

Для участников междисциплинарного сотрудничества на базе учреждений социального обслуживания города Ставрополя организовывались конференции и семинары, на которых рассматривались актуальные вопросы, связанные с дальнейшим согласованием действий и типа сотрудничества, принимались решения о конкретных совместных мероприятиях.

Междисциплинарные команды стали, с одной стороны, управленческим органом, который регулировал сотрудничество разных специалистов и их взаимодействие с семьей, а с другой - механизмом, способным инициировать сотрудничество, озвучивать, проверять и анализировать идеи и гипотезы, определять цели профилактической работы и пути их достижения. Таким образом, строилась система оказания всесторонней помощи не только детям и их родителям как клиентам учреждений, но и самим органам и учреждениям в постановке того или иного диагноза в особо трудных случаях, комплексной поддержке, реабилитации, регулярном контроле за ситуацией, в которую попадает несовершеннолетний. Кроме этого, системный подход позволял экономить силы и средства, обеспечивающие профилактическую работу.

Далее в организационном построении социально-реабилитационной работы с безнадзорными и беспризорными можно выделить созданные в рамках учреждений социального обслуживания службы, отделения различной направленности. В структуре Ставропольского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие» функционируют 4 отделения: психолого-педагогической помощи (работа педагогов, психологов, направленная на организацию психологической и педагогической помощи и поддержки несовершеннолетних и членов их семей); социально-правовой помощи (работа юристов, направленная на юридическое сопровождение несовершеннолетних и членов их семей, защиту законных прав и интересов несовершеннолетних); диагностики и социальной реабилитации (работа социальных педагогов, специалистов по социальной работе, осуществляющих организацию кружковой, досуговой, клубной, оздоровительной работы посредством деятельности спортивных секций, творческих кружков, подростковых и семейных клубов, оздоровительных лагерей) и группа дневного пребывания для детей младшего школьного возраста.

В настоящее время в Социальном приюте для детей и подростков «Росинка» функционируют следующие службы: социально-правовая - осуществляет защиту законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с биологической семьей, усыновлением, установлением опеки, получением образования, овладением профессией и т.д.; социально-реабилитационная занимается вопросами социализации, социальной реабилитации и адаптации воспитанников приюта; психолого-реабилитационная - создана с целью психологической реабилитации, социально-психологической адаптации, стабилизации психологического статуса воспитанников приюта; медиковалеологическая - осуществляет восстановление и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, создание благоприятных условий для привития и ведения образа жизни; реабилитационно-педагогическая осуществляет воспитание, образование и всестороннее развитие детей, коррекцию педагогической запущенности.

В состав Центра социальной помощи семье и детям входят следующие подразделения: организационно-методическое отделение, отделение приема граждан, консультативное отделение, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-медицинской помощи, отделение реабилитации несовершеннолетних с дефектами умственного и физического развития, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение дневного пребывания несовершеннолетних, отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отделение срочного социального обслуживания.

Следующим важным звеном в организационном построении социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних являются специалисты учреждений социального обслуживания населения. Наиболее важную роль в решении поставленных проблем играют социальные педагоги, которые целенаправленно занимаются профилактической работой с детьми и подростками, и, прежде всего, с безнадзорными. Основное назначение социального педагога - оказание им помощи в адаптации к социальной среде, в нахождении средств и способов раскрытия своих позитивных свойств, дающих возможность успешно жить и реализовывать себя в обществе. Социальный педагог способствует созданию условий для целенаправленной социализации личности.

Одной из основных задач деятельности социального педагога заключается в предотвращении деформации социальных связей, оказание помощи в адаптации к школьной среде, в выборе неформальной группы, в избежание негативных контактов и влияний. Социальный педагог учреждения социального обслуживания в отличие от школьного педагога, не столько воспитывает, сколько принимает решения, осуществляемые в терапевтической форме, умея слушать, сопереживать, снимать стрессы. В определенной мере он - практический психолог, осваивающий все формы и виды межличностных отношений.

Что касается модели социально-педагогической деятельности как первичного звена системы социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, то она требует не только четкого определения основного своего содержания, но и разграничения функций, традиционно осуществляющихся школой, милицией, комиссиями по делам несовершеннолетних, досуговыми учреждениями. От традиционной психологической и педагогической работы она отличается:

по типу детей - например, недисциплинированные учащиеся, периодически прогуливающие занятия в школе, с одной стороны, или дети, склонные к бродяжничеству, бездомные, социальные сироты в приютах и реабилитационных центрах, с другой;

по номенклатуре основных проблем детей - простая неуспеваемость и агрессивное поведение, употребление наркотиков, совершение правонарушений;

по организационным структурам, в которых происходит профилактика;

по комбинации всех этих направлений между собой;

по массовости и охвату или адресности и т.д.

На наш взгляд, любая образовательная, воспитательная, досуговая деятельность, как и повседневное взаимодействие педагогов с родителями в школе, может иметь поддерживающий и даже реабилитационный эффект. Но для того чтобы они стали предметом собственно социально-педагогической работы, нужно соблюдать определенные условия и действовать по определенным правилам. Социально-педагогическая работа - это всесторонняя и комплексная помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Она проводится совместно с ребенком и ради ребенка, максимально щадящими средствами и способами, с ориентацией на индивидуальность ребенка, на общество, с активизацией возможностей как этого общества, так и возможностей самого ребенка, его родителей, с привлечением для достижения этих целей педагогических средств и социально-педагогического пространства, в котором социальный педагог предполагает действовать.

Это важнейшее основание профессиональной позиции социального педагога в условиях учреждения социального обслуживания населения: даже во время занятий с группой он всегда работает с отдельным случаем, с отдельной личностью, учитывая все ее индивидуальные особенности, условия жизни и социального окружения.

Из этого складываются и все другие характеристики его профессиональной деятельности: поддержка позитивных устремлений ребенка, помощь в его самореализации, физическом и духовном развитии; защита интересов ребенка, попадающего в неблагоприятную жизненную ситуацию; создание условий для изменения отношения к нему в позитивную сторону (вера, терпение, уважение к личности), обеспечение посредничества между ребенком и взрослыми, в том числе родителями; совместный с ребенком поиск путей и способов самореализации в организованном культурном пространстве; координация воспитательной деятельности как в самом учреждении, так и за его пределами, поддержка у других участников воспитательного процесса гуманистического подхода к личности.

Как показало наше исследование, в каждом учреждении возможно и целесообразно наличие нескольких социальных педагогов с разной специализацией, разными функциональными обязанностями, а, следовательно, действующих на разных участках и в разных сферах социально-реабилитационной работы. Неизменными должны быть профессиональные качества социального педагога: наличие четкой установки на защиту прав и интересов ребенка; уровень коммуникативной компетентности, культуры общения как со взрослыми, так и с детьми; способность принятия ребенка таким, какой он есть на настоящий момент, со всеми его проблемами, без идеализации ситуации, с желанием работать в направлении ее изменения к лучшему; собственный оптимистический настрой по отношению к своей работе и создание условий для того, чтобы и дети, и взрослые верили в возможность позитивных перемен; умение передавать гуманистическую идеологию социальной работы со страдающими, попавшими в трудную и даже опасную ситуацию детьми, представителям тех ведомств и организаций, которые призваны им помогать.

Деятельность социального педагога учреждения социального обслуживания населения осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими его специалистами, участвующими или подключающимися к процессу профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Каждый из них выполняет свои функции, и все вместе они обеспечивают целостность этого процесса. Что касается социального педагога, то он выполняет при этом помимо своих основных обязанностей роль своеобразного посредника (диспетчера) между своими клиентами и специалистами центра. При этом он не только сообщает информацию о ситуации ребенка, его проблемах и трудностях, но и обосновывает отбор предполагаемых клиентов для работы с другими специалистами. Тем самым именно социальный педагог выступает в качестве одной из ключевых многофункциональных фигур, обеспечивающих активность, стабильность и целенаправленность профилактической деятельности центра.

Приведем пример организации взаимодействия социального педагога Ставропольского социально-реабилитационного центра «Доверие» со специалистами разных отделений.

Если по решению социального консилиума определена цель реабилитации - «Социально-педагогическое и социально-правовое сопровождение клиента» или «социально-педагогическое и социально-психологическое сопровождение клиента», то социальный педагог формулирует проблему несовершеннолетнего (семьи) и пишет заявку на заведующего отделения диагностики и социальной реабилитации с просьбой организовать консультацию по данной проблеме с юрисконсультом либо с педагогом-психологом Центра, фиксирует это в своем недельном плане;

социальный педагог проводит консультацию со специалистом, оговаривает проблему, строит совместно со специалистом различных отделений дальнейшие шаги по решению проблемы клиента; фиксирует результат консультации в личном деле клиента в графе «Мероприятия»;

основной задачей социального педагога является поэтапная, грамотная мотивация несовершеннолетнего (семьи) на сотрудничество либо с социальным педагогом, либо с педагогом-психологом, либо с юрисконсультом Центра; все этапы мотивационной работы фиксируются в личном деле клиента;

если результаты мотивационной работы увенчались успехом и клиент пришел в Центр к специалисту, то в отделениях заводятся документы на этого клиента и с ним проводится работа параллельно с работой социального педагога; в личном деле клиента в карте учета социально-психологических либо социально-правовых услуг педагог-психолог либо юрисконсульт отмечает проведенные мероприятия.

Социальный педагог следит за сроками реализации программы реабилитации, координирует деятельность специалистов, выходит на социальный консилиум для обсуждения итогов работы реабилитации.

Координация и обеспечение взаимодействия специалистов социально-реабилитационного учреждения обеспечивается работой медико-психолого-педагогического консилиума, на который возлагается вся работа, связанная с планированием и проведением комплексных мероприятий по социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

Задачи медико-психолого-педагогического консилиума:

выявление и ранняя (с первых дней пребывания подростка в учреждении) диагностика отклонений в развитии; профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; выявление резервных возможностей развития;

определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном учреждении возможностей;

подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной и бытовой успешности.

Комплексный подход в оценке поведения воспитанника, основу которого составляет междисциплинарная информация, позволяет последовательно осуществлять индивидуально-ориентированные мероприятия. Умелое сочетание различных методов убеждения с твердой воспитательной позицией в ходе реабилитационного процесса обеспечивает активное противодействие негативным явлениям, связанным с безнадзорностью и беспризорностью.

Как показало проведенное нами исследование, сфера деятельности социального педагога, участвующего в качестве главной фигуры в социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, не ограничивается только учреждением, она разворачивается в социуме благодаря взаимодействию с теми социальными объектами, которые призваны работать с детьми и родителями в той же мере, что и учреждение.

Таким образом, мы рассмотрели организационное построение деятельности учреждений социального обслуживания населения по социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных. Исследование показало, что детская безнадзорность и беспризорность порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции, поэтому необходимо предпринимать меры по дальнейшему укреплению межведомственного взаимодействия, поиску новых форм работы, направленных на улучшение положения детей.

 

АВТОР: Ульянченко И.И.