26.02.2012 10065

Содержание социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания

 

Практически все безнадзорные и беспризорные дети и подростки имеют различные психические расстройства, физически ослаблены, часто хронически больны, как правило, озлоблены, недоверчивы, очень трудно идут на контакт с окружающими, обнаруживают симптомы социальной дезадаптации и поэтому нуждаются в комплексной реабилитации.

Комплексная программа реабилитации должна включать в качестве направлений социально-правовую, медицинскую и психолого-педагогическую реабилитацию. Комплексные реабилитационные методики предусматривают такие этапы, как диагностика, анализ ее результатов, планирование реабилитационных мероприятий, реализация плана, анализ результатов реабилитации на медико-психолого-педагогическом консилиуме (через 3-6 месяцев), патронат семьи.

Исходя из основных положений нашего исследования, мы выделили те направления, формы и методы социально-реабилитационной работы, которые раскрывали бы педагогические аспекты этой деятельности. Это, прежде всего, психолого-педагогическая реабилитация безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, которая реализовывалась как через Федеральные («Молодежь России (2001-2005 годы)»; «Дети России (2003-2006 годы)», ее подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), краевые («Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиков и их незаконному обороту на 2002-2004 годы»), городские («Дети группы риска», «Подросток») целевые программы, так и через программы, разработанные в рамках учреждений социального обслуживания населения.

Остановимся на основных направлениях реабилитационной работы.

Диагностическое направление. Эта деятельность предусматривает исследование ребенка, попавшего в учреждение социального обслуживания, его семьи (если это возможно), социального окружения ребенка, проведение сбора информации о семьях, находящихся в социально опасном положении, а также проведение социологических и психолого-педагогических исследований, касающихся отдельных проблем (например, в Ставропольском социально-реабилитационном центре «Доверие» осуществлялись исследования по проблемам: «Уровень правосознания учащихся старших классов учебных заведений города», «Организация досуга детей и подростков»).

Ребенок проходит тестирование, медицинское и педагогическое обследование. В ходе педагогического обследования, проводимого социальным педагогом, изучаются характеристики несовершеннолетнего, личное дело из школы, табель успеваемости, справки о проделанной в школе работе. Особая роль отводится беседам о составе и структуре семьи, ее материально-бытовом состоянии, микроклимате, родственниках и т.п. Помимо знакомства с документами ребенка, результатами осмотра врачей, используются распространенные психодиагностические методики. Так, для определения уровня познавательной деятельности используются методики «Десять слов» (А.Р. Лурия), «Четвертый лишний», «Разрезные картинки» и др. Личностные особенности и семейная ситуация изучаются с применением тестов «Несуществующее животное», «Автопортрет», рисунка «Моя семья» и др.

Приведем пример проведения диагностического обследования, осуществляемого в СРЦ «Доверие». В 2004 году было обследовано на предмет социальной опасности 1591 семья, 41 из них была поставлена на социальное обслуживание в Центр. Проводились диагностические обследования 537 семей по запросам КДН, УИН города. Детально в рамках реабилитационных мероприятий обследовано 255 семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, 96 семей с условно осужденными несовершеннолетними. По итогам обследований и выявлений специалистами Центра с целью защиты прав несовершеннолетних было направлено материалов: в КДН - 3, в правоохранительные органы - 1, в учреждения здравоохранения - 3, в орган социальной защиты населения - 2. Кроме этого непосредственно с 28 несовершеннолетними Центра проведено 78 индивидуальных психодиагностических встреч.

Индивидуальное и групповое консультирование. Понимая под консультированием непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода проблем, связанных с трудностями межличностных отношений, внутриличностной сферой человека, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа (Алешина, 1993), в рамках реабилитационной деятельности специалистами учреждений социального обслуживания осуществлялось индивидуальное и групповое консультирование несовершеннолетних, членов их семей.

В СРЦ «Доверие» в 2004 году было проведено 136 индивидуальных консультаций с 86 несовершеннолетними, 29 семейных консультаций в которых приняло участие 11 несовершеннолетних и 13 родителей из 10 семей. Анализ проблематики обращений показал, что наиболее частыми являются проблемы во взаимоотношениях подростков с родителями или со сверстниками, личностные проблемы, проблемы психического и соматического здоровья детей, школьная, семейная, социальная дезадаптация несовершеннолетних.

В Центре социальной помощи семье и детям за 2004 год проконсультировано 1294 несовершеннолетних и их родителей.

В Социальном приюте для детей и подростков «Росинка» специалистами осуществлялось индивидуальное консультирование по следующим проблемам: развитие школьной мотивации, личные конфликтные ситуации, противодействие правонарушениям и профессиональное самоопределение.

Коррекционное направление. После психодиагностики наступает этап длительной коррекционной работы. Успех многогранного интеллектуального и личностного развития безнадзорных и беспризорных детей и подростков зависит от создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных творческих возможностей.

Одна из важных форм - просветительская работа среди безнадзорных, особенно подросткового возраста, учителей и родителей. Социальный педагог, педагог-психолог выступает с лекциями или проводит беседы в школах, по месту жительства, говорит о причинах, приводящих к деформации социальных связей у детей и подростков, о формах проявления асоциального поведения, об особенностях неформальных молодежных объединений и пр. Он может также выступать на педсоветах тех школ, где учатся его клиенты, с сообщениями об особенностях их социального развития, о значимости для них благоприятной обстановки в школе, особого внимания со стороны учителей, классных руководителей, других членов педагогического коллектива, организовывать тематические экскурсии в музеи, на производства, выставки и пр.

Очень важным моментом просветительской работы является привлечение к ней ученых, представителей творческой интеллигенции, известных людей, а также работников УВД, медицинских учреждений, диспансеров и др.

В течение 2004 году юристами СРЦ «Доверие» было проведено 68 разовых профилактических и просветительских мероприятий. В этих мероприятиях приняло участие 1207 учащихся общеобразовательных учреждений города, а именно: №№ 2,3,4,5,6,8,10,13,18,19,21,25,30,32,35,41. Темы просветительских мероприятий касались прав детей в РФ, защиты прав несовершеннолетних, процессуальных гарантий несовершеннолетних, прав детей и родителей, ответственности родителей, правовых гарантий ребенка в РФ, воровства, особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних, вымогательства и др.

Занятия проводились в соответствии с планами и договорами о совместной работе, заключенных между Центром и общеобразовательными учреждениями. Просветительские мероприятия были направлены на правовое информирование несовершеннолетних, с целью ознакомления их с основами правосознания.

Согласно опросам, проведенным после занятий, уровень правосознания у несовершеннолетних повысился более чем на 30 %.

Педагогами-психологами, социальными педагогами СРЦ «Доверие» было проведено 56 разовых просветительских мероприятий, в которых приняло участие 917 человек (697 несовершеннолетних и 220 взрослых).

В рамках работы Центра социальной помощи семье и детям специалистами были разработаны и проведены лекции и беседы на антиалкогольные и антинаркотические темы (проведено 35 лекций, охвачено более 2500 человек).

Организация здорового образа жизни.

Организация деятельности «За здоровый образ жизни» направлена на профилактику неадекватного поведения подростков, воспитание у них ценностного отношения к своему здоровью, пропаганду здорового образа жизни, организацию активного отдыха. Важную роль при организации данной деятельности играет так называемый голографический подход, направленный на включение подростков в совместную деятельность с опорой на их витагенный (жизненный) опыт. Данный подход предполагает использование таких форм работы, как дискуссии, беседы, ролевые игры, «мозговой штурм», диспуты, практикумы, обучающие тренинги, семинары.

Все указанные формы предусматривают вовлечение ребят в активную деятельность, их сотрудничество между собой, а также со взрослыми. Процесс усвоения знаний при этом становится более эффективным. Ребята не только запоминают тот или иной материал, но и, проигрывая его в различных ситуациях, анализируя на его основе свои поступки, участвуя в диспутах, дискуссиях, постепенно приходят к более глубокому усвоению и формируют свою нравственную позицию.

В рамках учреждений социального обслуживания населения проводятся как профилактические мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, так и коррекционно-развивающие. Например, на протяжении года сотрудники Социального приюта для детей и подростков «Росинка» совместно с управлением физической культуры и спорта организуют спортивные праздники, соревнования и эстафеты. К празднованию Всемирного Дня здоровья на базе приюта была организована встреча с выдающимися спортсменами, заслуженными мастерами спорта: А.В.Гребенюк, А.В.Шаповаловым, В.С.Авдеевым, а к празднованию Дня города - с шестикратной чемпионкой России, победительницей 2-х кубков Европы, двухкратной чемпионкой мира, заслуженным мастером спорта И.В.Синецкой и чемпионкой Европы по кикбоксингу, трехкратной чемпионкой России, победительницей кубка Европы Ю.И.Немцовой. Курсанты филиала Ростовского военного института ракетных войск проводят в Социальном приюте для детей и подростков мероприятия по развитию физических качеств у воспитанников, эстафеты: «Я самый ловкий», «Перетягивание каната», «Подтянись на турнике»; соревнования по мини-футболу и беседы на темы: «Спорт в жизни человека», «Профессия - защищать Родину».

Кроме выделенных форм работы, можно отметить в качестве наиболее эффективной - организацию летней оздоровительной компании. Например, воспитанники Социального приюта для детей и подростков «Росинка» отдыхают и поправляют свое здоровье в лагере «Машук» поселка Энергетик г. Пятигорска, в оздоровительном лагере «Солнечный» села Казинка.

Шестой год на базе Центра социальной помощи семье и детям работает летний оздоровительный лагерь на 30 детей из семей, находящихся в трудной ситуации и социально опасном положении. В течение всего периода пребывания детей и подростков в лагере ведется психологическое сопровождение в рамках программы «Общение», реализуется культурно-развлекательная программа (посещение выставок, музеев, экскурсии по памятным и историческим местам, ежедневный досуг). В течение всего периода врачи-специалисты проводят работу по оздоровлению детей (массаж, лечебная физкультура, санация полости рта).

В СРЦ «Доверие» организована деятельность дневного оздоровительного лагеря «Ровесник», горно-оздоровительного палаточного лагеря «Доверие» в условиях среднегорья (п. Архыз). Оздоровительные лагеря Центра предназначены для организации позитивного отдыха детей и подростков, укрепления их физического и психологического здоровья, программа деятельности лагерей включает культурно-досуговые, профилактические, коррекционно-реабилитационные, развлекательные мероприятия, походы, экскурсии и т.д.

В результате в оздоровительных лагерях Центра в течение лета 2004 года отдохнули дети и подростки из следующих категорий семей: многодетных семей -47 чел.: неполных семей - 136 чел.; опекунских семей - 21. По отзывам родителей, которые участвовали в сентябре 2004 в итоговом слете, 20% несовершеннолетних прибавили в весе, 70% - окрепли физически. Родителями и детьми были высказаны пожелания продолжать сотрудничество с Центром и принимать участие в будущих летних оздоровительных кампаниях.

Творческая организация спортивно-оздоровительной деятельности несовершеннолетних положительно сказалась на состоянии психического здоровья детей и подростков. По итогам работы каждой лагерной смены социальными педагогами и психологами Центра отмечалась стабилизация эмоционально-волевой сферы личности подростков, расширение сферы позитивного общения.

В качестве отдельного направления нами была выделена профилактика употребления психоактивных веществ.

В учреждениях социального обслуживания ведется грамотная, систематическая работа по профилактике употребления психоактивных веществ. Она включает в себя, прежде всего, лекции, семинары, тренинги. Например, специалисты Центра социальной помощи семье и детям принимают активное участие в реализации программ: «Профилактика вредных привычек», «Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков» (проведено 62 тренинга, охвачено 650 школьников).

В союзе с Наркологическим диспансером в Социальном приюте для детей и подростков «Росинка» регулярно ведется разъяснительная работа о вредном влиянии на подрастающий организм алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. В течение 2004 года проведены лекции по следующим темам: «ВИЧ-болезнь века», «Вирусные гепатиты» и др.

Также в качестве примера можно привести Комплексную программу «Мое здоровье - в моих руках», реализуемую в СРЦ «Доверие». Она включает в себя: психологический блок (Программа «Особенности подросткового возраста»; Программа «WWW Stop narkotik. Ru»; Программа «Психосексуальное развитие»; Программа «Навыки конструктивного взаимодействия с подростком»; Программа «Тренинг родительской компетентности»), педагогический блок (Программа «Наркомания - путь к безумию»; Программа «Я люблю тебя, жизнь!»; Программа «Родители! От вас зависит многое»; Программа «Здоровый образ жизни. Образование через образование») и правовой (Программа «Ответственность за правонарушения и преступления, связанные с алкоголем и наркотиками»; Программа «Алкоголь и наркотики - как одна из причин совершения правонарушений и преступлений»; Программа «Ваш ребенок и психоактивные вещества. Причины и последствия»).

Также выделяются разовые профилактические мероприятия этой программы: психологический блок (профилактика дезадаптации учащихся на разных ступенях обучения, профилактика употребления психоактивных веществ; психологические особенности возраста несовершеннолетних; уроки конфликтологии; взаимоотношения в подсистеме «родитель - ребенок»; психологические особенности межличностных взаимоотношений; вопросы профориентации учащихся; пропаганда идей здорового образа жизни; профилактика девиантного поведения), педагогический блок (наркомания - знак беды; опасный миф о «безопасных» сигаретах; брось сигарету; что такое ваш возраст? особенности подросткового возраста (для родителей); общение - наука и искусство; общение- способ разрешения конфликтов; СПИД! Научимся жить! Мое будущее в моих руках (о выборе профессии); побег из дома - романтика или протест (лекция для родителей)).

Организация детского самоуправления.

Стратегия развития детского самоуправления, повышение социальной активности несовершеннолетних - являются, на наш взгляд, одним из условий социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков. В качестве задач детского самоуправления мы выделили: развитие организаторских и коммуникативных навыков; формирование у детей и подростков активной жизненной позиции, ориентированной на достижение успеха с помощью профессионализма, инициативности и порядочности. Созданная система детского самоуправления способствовала развитию таких качеств как ответственность за результаты своей деятельности, аккуратность ведения документации. Она позволяла научить детей более продуктивному и корректному общению друг с другом, цивилизованным нормам решения конфликтных ситуаций.

В качестве примера приведем деятельность в данном направлении Социального приюта для детей и подростков. В учреждении функционирует орган самоуправления детского коллектива - Совет воспитанников. Этот орган проводит собрания детского коллектива, на которых рассматриваются и обсуждаются различные проблемы: «Итоги четверти», «Чья комната лучше?», «Будь бдителен!», «Малыша не дам в обиду», «Прошу слова» и т.д. Не остаются без внимания случаи, связанные с побегами воспитанников, непосещением школы. Рассматривая вместе проблему, анализируя свои поступки и действия других детей, воспитанники учатся самостоятельности, у них формируется ответственность за свои поступки, повышается уровень субъективного контроля.

Организация досуговой деятельности через создание групп по интересам, клубов, секций, кружков, проведение массовых праздников.

Важным в решении проблем социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних мы считали организацию их свободного времени. С этой целью в учреждениях социального обслуживания были организованы подростковые клубы (например, в СРЦ «Доверие» «Мечта», «Ровесник», «Подросток», «КОРС», «СемьЯ», «Орленок», в них занято 329 детей и подростков), кружки (например «Умелые руки», «Рукоделие», «Семицветик», «Волшебная нить», «Кружевница», «Веселые узелки» и др.), студии (театральная, изостудия, музыкальная), спортивные секции (бодибилдинг, волейбол и др.).

Кроме этого организуются различные досуговые мероприятия, концерты, праздники. Например, СРЦ «Доверие», взаимодействуя с краеведческим музеем, музеем изобразительных искусств, центром досуга и кино «Октябрь», кинотеатром «Орленок», центром эстетического воспитания им. Гагарина, музыкальной школой и др. учреждениями организовал более 50 праздников, концертов и экскурсий, в которых приняли участие 700 несовершеннолетних.

Сотрудничество Социального приюта для детей и подростков «Росинка» с ДМШ №1 г. Ставрополя, художественной школой, МОУ гимназией №9, позволило организовать музыкальные концерты для воспитанников, выставки детских творческих работ. Каждое учреждение представляло свои таланты: поделки, аппликации на ткани, картины, салфетки. На память учреждению были подарены картины от учащихся художественной школы.

В течение 2004г. специалистами Центра социальной помощи семье и детям велась работа в рамках программ «Досуг», «Дети-детям». Было проведено 250 культурно-массовых мероприятий на базе Центра, библиотек, советов микрорайонов, Дворца детского творчества, картиной галереи им. Гречишкина, краеведческого музея им. Прозрителева и Праве, кукольного театра. К календарным датам были организованы выступления учащихся школы искусств для детей - клиентов Центра. Всего к культурно-массовым мероприятиям было привлечено 746 детей и подростков.

Волонтерская деятельность несовершеннолетних. Основой деятельности является ориентирование ребят на свои силы, на создание ситуации собственного успеха, на анализ своих возможностей и достижений, на самосовершенствование. В качестве примера можно привести деятельность специалистов Социального приюта для детей и подростков «Росинка» по организации волонтерской деятельности воспитанников. К празднованию 60-летия Великой Победы, с сентября 2004 года, организовано шефство над тремя ветеранами ВОВ: Елагиным Алексеем Мироновичем, Ивановой Анастасией Федосеевной и Лесничей Еленой Ивановной. Дети с желанием оказывают посильную помощь подшефным: убирают дома, работают на приусадебном участке, приобретают продукты и лекарства для пожилых людей. Также воспитанниками приюта оказывается помощь коррекционному детскому дому №3, проводятся концерты для ветеранов в микрорайоне. Наше исследование показывает, что волонтерские группы подростков приносят позитивные результаты в становлении устойчивых мотивов осознанного нравственного поведения детей и подростков.

Профориентационная работа. Одной из причин снижения учебной мотивации ребенка является потеря им смысла посещения школы. Если в начальной школе ребенку в целом понятен смысл учебы: «Все умеют читать и писать, следовательно, и я должен научиться», то в средней школе предметы уже не так тесно связаны с непосредственной жизнью и опытом ребенка. Если педагогу не удается заинтересовать его «здесь и сейчас» именно этим предметом и именно этим материалом, то, скорее всего, объяснение не будет воспринято.

Исходя из этого в учреждениях социального обслуживания проводится профориентационное консультирование, различные тренинги «Мое будущее - в моих руках».

В целях организации трудовой занятости несовершеннолетних в период летних школьных каникул в соответствии с договором между городским центром занятости населения и СРЦ «Доверие» при Центре была организована трудовая бригада для 10 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. В качестве заработной платы каждому несовершеннолетнему была выплачена материальная помощь по 700 рублей, из которых: центром занятости - по 550 рублей, СРЦ «Доверие» - по 150 рублей за счет средств спонсорской помощи.

Работа с детьми, пострадавшими в вооруженных конфликтах. Анализ анкетных данных, результатов медицинского и психологического исследований, бесед с членами семей и самими несовершеннолетними, пострадавшими в вооруженных конфликтах, позволяют выделить следующие эмоционально-психологические проблемы: высокая конфликтность с близкими, как результат - непонимание и неприятие со стороны близких; «эмоциональное оскудение» - снижение способности любить и радоваться, отчуждение; неумение приспособиться к новым социальным отношениям, ведущее к уходу в себя; низкий уровень физического развития, нежелание принимать помощь со стороны; раздражительность, злость, агрессивность; высокая тревожность; фиксация на травме или ее вытеснение.

В качестве примера можно привести деятельность в этом направлении Центра социальной помощи семье и детям. В Центре осуществляется реализация пилотного проекта «Социальная помощь несовершеннолетним, пострадавшим в ходе вооруженных конфликтов». Реализация этого проекта осуществляется по следующим направлениям: формирование банка данных несовершеннолетних, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов, апробация технологий социальной работы с несовершеннолетними; мониторинг осуществляемых мероприятий.

Центром создан банк данных несовершеннолетних, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов, который включает 274 человека и включает в себя сведения о семьях. Сведения оформлены в виде картотеки и компьютерной базы данных.

Проведены социологические исследования по теме проекта: «Общественное мнение как индикатор социальной адаптации лиц, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов». Согласно результатам исследования сообщество Ставрополя принимает людей, пострадавших в ходе вооруженных, со всеми их культурными обычаями и традициями. Однако необходимо отметить, что проблема негативного отношения к таким людям со стороны местного сообщества существует (ответы 17% респондентов).

Социологический и социально-психологический анализ проблем адаптации несовершеннолетних и их семей, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов к новой среде жизнедеятельности, показал, что педагоги школ отмечают в поведении детей данной категории, повышенную настороженность, замкнутость, раздражительность. Выявилась острая необходимость в проведении психолого-педагогической реабилитации детей, прибывших из мест боевых действий.

«Социально-психологические характеристики и проблемы несовершеннолетних, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов». Также проведены социологические исследования при поддержке волонтерской службы Центра «Синяя птица». Количество респондентов -180 человек.

На основании социологических исследований участниками проекта (юрисконсультом, социальным педагогом, педагогом психологом) была проведена диагностика, разработаны занятия с несовершеннолетними, которые проводились на базе СОШ № 28, 30 г. Ставрополя.

В ходе деятельности были разработаны тестовые методики для несовершеннолетних, направленные на определение уровня правовой культуры школьников. Разработаны и апробированы авторские технологии социальной работы с несовершеннолетними целевой группы на базе СОШ №28, №30 г. Ставрополя: психологические тренинги, тренинги (охвачено 38 чел); психообразовательная работа с учителями и родителями (проведено 12 встреч, охвачено 162 чел); семинары-тренинги по правовой культуре для несовершеннолетних, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов (проведено 15 тренингов, охвачено 45 несовершеннолетних в возрасте от 12 до 14 лет); цикл занятий по повышению уровня социальной адаптации несовершеннолетних, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов (охвачено 45 человек); социальная адаптация целевой группы средствами искусства: танец, поэзия и др. (охвачено 20 чел.).

Проводилась работа по созданию информационного поля по теме проекта в средствах массовой информации: АТВ, краевое радио, газета «Губернские ведомости», «Экстра-КП».

Еженедельно проводился качественный мониторинг деятельности по проекту на заседаниях рабочей группы. Проведен количественный мониторинг по результатам апробации технологий социальной работы с несовершеннолетними, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов (май, август, декабрь 2004 г.).

Опыт работы по проекту был представлен на межрегиональной научно-практической конференции «Здоровый город: план действий сегодня» (29-30 июня 2004 года, г. Ставрополь).

Наработанные результаты позволили провести обучающий семинар по теме: «Сотрудничество учреждений социальной защиты населения и подразделений по делам несовершеннолетних в направлениях работы с несовершеннолетними, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов» для сотрудников МВД Ставропольского края.

В ходе данного направления разработаны и изданы методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, пострадавшими в ходе вооруженных конфликтов.

Работа по развитию коммуникативных навыков и личностному росту несовершеннолетних.

Чаще всего такая работа осуществлялась через групповые тренинги, индивидуальные занятия. Тренинги позволяют осуществлять активное социально-психологическое обучение и личностное развитие. В учреждениях социального обслуживания организовывались тренинги личностного роста, социально-психологические тренинги общения, тренинги, направленные на формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов и др. Основными принципами тренинговой работы выступали: принцип активности, принцип творческой позиции, принцип осознания поведения. Часто в ходе тренинга специалисты наблюдают своего рода «прорывы», «инсайты» по отношению к собственной личности, индивидуальности, а также к особенностям окружающих. При содействии взрослых, в группе поддерживается толерантность к чувствам и поведению каждого участника.

Работа в СРЦ «Доверие» осуществляется по специальным программам: «Калейдоскоп», «Тренинг общения», «Группа встреч», «Изучение и формирование ответственности у детей», «Развивающая программа для детей с ЗПР», «Тренинг сензитивности», «Тренинг познавательных способностей», «Тренинг толерантности», «Тренинг самопознания и уверенного поведения». Работа велась в 26 группах, в ней приняли участие 233 подростка.

Коррекция в Социальном приюте для детей и подростков «Росинка» проводилась на индивидуальных занятиях с элементами арт-терапии по овладению способами рефлексии и взаимопонимания «Я реальный», «Я глазами других», «Я и мои друзья», «Я в прошлом и будущем», «Мое положение в группе» и в групповых беседах «Если хочешь быть здоров!». Тренинговые занятия были направлены на обучение воспитанников альтернативным формам поведения: «Коррекция агрессивности через умение управлять своими эмоциями», «Развитие самосознания и навыков общения», «Развитие творческих способностей».

Работа с несовершеннолетними, пропускающими занятия в школе.

Одной из наиболее распространенных проблем несовершеннолетних клиентов является отказ от учебы, начинающийся с пропусков занятий в школе.

Тактика поведения социального педагога в этом случае, как показало наше исследование, должна быть следующей.

Выяснение того, как ведет себя ребенок дома и с друзьями (с помощью наблюдения). На основе полученной информации вместе с педагогом-психологом определяются причины прогулов, проводится консультация специалистов.

Анализ школьной программы и расписания - возможно, нежелание идти в школу связано с определенными предметами, изучение которых ребенку дается с трудом, или он не находит понимания со стороны учителя, но не может самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией.

Изучение особенностей домашней обстановки - не зависят ли пропуски занятий от событий, которые происходят в семье и влияют на состояние и поведение ребенка.

Как показало наше исследование, основными причинами отказа ребенка от занятий в школе являются: неуспеваемость; плохое физическое самочувствие; недостаток навыков общения; ориентация на ценности делинквентного сообщества и др.

Социальному педагогу необходимо проанализировать возникшую ситуацию, провести наблюдение за ребенком, побеседовать с ним, с его школьным педагогом, одноклассниками и родителями, определить:

каковы особенности самого процесса посещения школы (реакция на его поведение со стороны класса, педагогов; какие воздействия уже применялись к нему - санкции, уговоры, исключение и др.);

каковы его позиция и статус в школе, не произошли ли какие-либо перемены в школьной жизни (замена учителя или переход в новый класс; проблемы с питанием; трудности, связанные с тем, что он стесняется проситься в туалет; конфликты с учителями и т.п.);

как складываются его отношения в семье, к какого рода компаниям и связям он тяготеет.

В качестве примера можно привести деятельность Центра социальной помощи семье и детям, в котором создан кружок «Тропинка в школу», для подготовки детей к обучению (на сегодняшний день кружком охвачено 25 несовершеннолетних и 3 ребенка из семей, находящихся в социально опасной ситуации).

Активно данную деятельность ведут специалисты Социального приюта для детей и подростков «Росинка». Проблемное поведение и школьная мотивация разрешаются в согласии с представителями МОУ СОШ №3. Достаточно заметить, что итогом этого союза оказалась годовая аттестация всех воспитанников и определение выпускницы 9 класса Велиевой Эльмиры в лицей №32 по специальности «закройщик».

В качестве отдельного направления нами была выделена работа с семьей.

Профилактическая работа с семьей.

При центрах социального обслуживания населения созданы отделения, призванные осуществлять профилактическую деятельность, оказывая поддержку, обеспечивая своевременную социальную помощь семьям с детьми.

Работа предусматривает разные направления и использование таких форм и методов, как семинары, спортивные праздники, фестивали спорта и творчества, Дни подростка, оздоровительные мероприятия и т.п.

Профилактическая работа по комплексным методикам рассчитана на разные категории семей: семьи - участники локальных войн, семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, неполные (отцы-одиночки) и малообеспеченные семьи. По критерию включения в работу самих семей используемые методики делятся на активные и пассивные.

Пассивные методики:

Оказание материальной (денежной и натуральной) и психолого-педагогической помощи (например, ребенок в течение месяца занимается в группе отделения психолого-педагогической помощи).

Выделение материальной помощи и работа с ребенком в течение двух недель в оздоровительной группе отделения медико-социальной помощи семье и детям.

Кроме того, предусмотрен обязательный социальный патронат детей в возрасте до года.

К активным методикам относятся следующие: проведение конкурсов; работа по реабилитационным программам; семейное психологическое консультирование; работа семейных групп; коррекционно-развивающие занятия с детьми-инвалидами, проводимые при непосредственном участии их родителей; проведение семейных практикумов.

Специалистами отделения психолого-педагогической помощи СРЦ «Доверие» в 2004 году было организовано и проведено в общеобразовательных учреждениях города 13 родительских собраний на темы: «Возрастные особенности», «Детско-родительские отношения», «Побеги из дома». В родительских собраниях приняли участие 257 родителей. Социальными педагогами службы социальной реабилитации Центра при посещении несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регулярно проводились профилактические беседы с подростками и родителями в рамках реализации индивидуальных программ социальной реабилитации на темы: «Беспризорность несовершеннолетних», «О выполнении родителями своих родительских обязанностей». Проводятся лекции для родителей «Побег из дома - романтика или протест».

Специалисты Центра социальной помощи семье и детям принимали активное участие в реализации программ: «Родительский всеобуч», родительская группа «Анима». Работа проводилась на базе школ (8, 15, 18, 32, 27, 22, 25 и др.), микрорайонов (27, 28, 30, 31) города, Центра, совместно с Российской ассоциацией «Планирование семьи», медико-педагогическим центром для молодежи и подростков г. Ставрополя. Всего этой работой охвачено около 1500 несовершеннолетних.

Коррекционная работа с семьей.

Понятие «безнадзорность» означает прежде всего отсутствие заинтересованного участия родителей в судьбе своего ребенка, пренебрежение к его нуждам, отказ от заботы и помощи ему в разных жизненных ситуациях. Поэтому одна из основных задач - воздействие на семью ребенка.

Социальный педагог может по-разному организовать свое взаимодействие с семьей - оказывать влияние на одного из ее членов - отца, мать или на семью, как на целостную систему. В качестве методов могут быть использованы беседы, консультации по вопросам детско-родительских отношений, обучение членов семьи приемлемым способам и тактике разрешения конфликтных ситуаций.

Организация консультирования по вопросам детско-родительских отношений.

В неблагополучных семьях, среди которых выделяются проблемная, конфликтная, кризисная и другие, обычно присутствуют несколько или целый ряд психологических проблем, как правило, возникающих на почве неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием жизненных факторов, с которыми они не способны справиться.

Задачи консультирования мы сформулировали следующим образом: просвещение родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка; своевременное выявление детей с отклонениями в психическом развитии; психолого-педагогическая коррекция негативного стиля родительского воспитания; психолого-педагогическая коррекция детей и подростков, имеющих проблемы с обучением и общением.

В ходе исследования нами были выделены следующие этапы консультации по вопросам детско-родительских отношений:

В начале беседы необходимо настроить родителя на откровенное обсуждение трудностей, связанных с ребенком (установление атмосферы доверия исключает критику родителя), выяснить его мнение об их причинах, сформулировать запрос.

В целях диагностики следует собрать данные о семье, здоровье ребенка, его особенностях в проблемной сфере, стиле родительского воспитания.

На этапе сообщения результатов психологического обследования они уточняются, нередко происходит переформулирование запроса.

Анализ проблемной ситуации.

Обсуждение коррекционной программы, дальнейшего взаимодействия с родителем.

Возвращение в семью после реабилитации в детском учреждении. Возвращение детей и подростков в семью из приюта или центра реабилитации для несовершеннолетних связано с немалыми сложностями. Специалисты, проводящие в жизнь активные методики социальной работы с семьей, должны заниматься в том числе и изучением обстановки в домах, в которые возвращается ребенок. На основе методов изучения семей, собирается информация о стиле семейного воспитания, позволяющая проводить работу с конкретной семьей целенаправленно, применяя соответствующие методики и подходы. Специалист должен дифференцированно работать с семьями, имеющими такие стили воспитания как диктатура, опека, конфронтация, невмешательство и др.

Специалисты центров реабилитации несовершеннолетних (приютов) должны тщательно изучить семью, в которую вернется их подопечный. Только установив контакт с семьей, подготовив ее к возвращению ребенка, можно рассчитывать на то, что оно пройдет успешно. Однако положительное развитие дальнейших событий не гарантировано даже после такой подготовки, поскольку зачастую семьи остаются асоциальными, травмирующими ребенка. Одновременно с изучением семьи следует проводить целенаправленную работу с ее взрослыми членами. Кроме того, возвращение ребенка в семью должно сопровождаться патронатом различной длительности.

Иногда возвращение ребенка в кровную семью невозможно из-за смерти родителей или лишения их родительских прав. Такие обстоятельства обусловливают необходимость поиска вариантов для помещения детей в неродные семьи (приемные семьи, семейные воспитательные группы, усыновление, удочерение).

В ходе деятельности специалистов Социального приюта для детей и подростков «Росинка» в родную семью возвращены 9 человек, переданы в детские государственные учреждения - 27 детей; установлена опека над 1 ребенком.

Патронат при возвращении в семью, работа с семьей возвратившегося.

По нашему мнению, патронат, связанный с возвращением несовершеннолетнего домой, должен начинаться задолго до окончания курса реабилитации в детском учреждении или кризисном центре.

Нами были выделены следующие этапы патроната семей с детьми:

Подготовка - предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседования и т.п.

Вступительная часть - знакомство с членами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи.

Сбор и оценка информации - выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и т.д.); заполнение социальной карты; выделение проблем, которые можно решить силами социальной защиты.

Заключение - резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые могут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб.

Установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охране прав ребенка, специалистами органов образования, здравоохранения, УВД и др.).

Отчет - подробное описание результатов визита в акте обследования семьи; составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей.

В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях патроната реализуются разные программы.

Кроме этого проводится длительная консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или отдельными ее членами, направленная на систему семьи в целом. При этом могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.

В СРЦ «Доверие» в 2004 году осуществлено 3201 социальных патронажей в семьи несовершеннолетних, школы и другие учреждения, являющиеся субъектами профилактики, с. целью контроля за динамикой изменений, происходящих в процессе реабилитационной работы.

В Социальном приюте для детей и подростков социально - реабилитационная служба своевременно осуществляет патронаж над воспитанниками, убывшими в семьи. Социальные педагоги интересуются условиями проживания ребенка в семье, отношениями между членами семьи, успехами.

Проблема критериев эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения по социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и их семей являлась для нас весьма актуальной. Основой для анализа эффективности деятельности учреждений выступали следующие показатели: численность клиентов социальных служб учреждения, структура учреждения социального обслуживания, его кадровая обеспеченность (анализ кадрового обеспечения учреждений строится с учетом информации об укомплектованности персонала и численности работников, повысивших свою квалификацию в течение года), номенклатура оказанных социальных услуг (виды оказываемых услуг, их объем и стоимость (платные, бесплатные, частично оплачиваемые).

В качестве отдельного показателя выделяется численность семей, находившихся под социальным патронатом. Кроме этого используются показатели, дающие возможность проводить анализ экономической эффективности деятельности учреждений.

Как правило, такая информация собиралась в виде статистических отчетов по форме №1-СД (социальное обслуживание) - «Отчет территориальных учреждений социального обслуживания семьи и детей (Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, 1997.).

Кроме этого, оценка эффективности социальной работы, как показал анализ литературы, должна учитывать достижения как в качественных, так и в количественных характеристиках. При определении эффективности деятельности социальных служб с качественной стороны достигнутый результат оценивается путем сопоставления с принятыми стандартами (нормативами) социального обслуживания; при оценке количественных параметров - путем соотнесения затрат (финансовых, кадровых, временных) с уровнем реализации тактических и стратегических целей. В настоящее время разрабатываются стандарты социального обслуживания, в частности «Основные виды социальных услуг», «Объем социально-психологических услуг», «Объем социально-экономических услуг».

С точки зрения проведения социальной политики и семейной политики как ее составной части возникает необходимость в более детализированном анализе структуры семей, пользующихся различными услугами учреждений социального обслуживания. В связи с этим в качестве показателей используются уточнения, касающиеся категории обслуживаемых семей: выделяются семьи с детьми-инвалидами, многодетные, неполные, малообеспеченные, семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Данная группировка не претендует на полноту, однако все же охватывает основные социально уязвимые категории семей.

В целом, можно сказать, что данные критерии позволяют осуществлять более детальный анализ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Имея достоверную статистическую информацию о состоянии социальной работы, можно более целенаправленно принимать меры по повышению ее эффективности.

 

АВТОР: Ульянченко И.И.