26.02.2012 9555

Факторы продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений

 

Формирование законопослушной, развитой личности является целью профессионального труда начальника отряда и показателем продуктивности его деятельности, высокого уровня профессионализма.

Понятия «профессионализм» и «продуктивность» являются базовыми в акмеологической науке и подлежат изучению с точки зрения зависимости от факторов, благоприятствующих и препятствующих достижению целей профессиональной деятельности. Психолого-акмеологические факторы это основные причины, имеющие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма. Факторы обусловлены соотношением в них объективного и субъективного. Н.В. Кузьмина характеризует факторы как объективные причины, обусловливающие самодвижение индивидуальности к вершинам профессиональной деятельности, т.е. к высшим достижениям. По данным Н.В. Кузьминой и А.А. Реана психолого-акмеологические факторы бывают трех видов: объективные, связанные с деятельностью человека в существующей системе, которая и направляет его на достижение значимых для системы результатов (возраст, пол, образование, стаж в должности начальника отряда); субъективные, связанные с личностными предпосылками профессионализма - мотивация, направленность, способности, креативность, отношения (мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма или препятствующие ему); объективно-субъективные, связанные с особенностями организации профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления системой. С позшшй системной методологии можно структурировать их по другому основанию, выделяя общие, особенные и единичные. Важнейшими психолого-акмеологическими факторами, как показали проведенные исследования, являются потребность в достижении, высокие профессионально-личностные стандарты, уровень мотивации (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина). В.Г. Зазыкин психолого-акмеологическими факторами называет акмеологические инварианты профессионализма - высокий уровень антиципации, саморегуляции, развитая образная сфера, умение принимать решения, коммуникативные умения. Исследования профессионализма конкретных видов деятельности показали, что общими психолого-акмеологическими факторами являются высокий уровень профессионального восприятия и мышления, развитая антиципация. В.Д. Шадриков, исследуя системогенез профессиональной деятельности, особо рассматривал связи профессионального мастерства с различными факторами, которые, по сути, являлись психолого-акмеологическими, среди которых особо выделялись потребности личности, уровень мотивации достижении и социальный престиж деятельности.

Один из ведущих специалистов в области юридической психологии В.В. Романов даёт свою классификацию субъективных факторов, ведущих специалиста уголовно-исполнительной системы к вершинам профессионализма.

Первый фактор - высокий уровень социализации личности начальника отряда. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения начальника отряда в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности. К числу профессионально значимых свойств, составляющих данный фактор, относятся: высокий уровень развития правосознания (как общего, так и профессионального); доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям, отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха б работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег и др.); честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость, ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

Напротив, свидетельством профессиональной непригодности начальника отряда являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

Второй фактор – эмоционально - волевая устойчивость личности начальника отряда. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает: высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в этих условиях; умение выдерживать стресс-факторы, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции; развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.

Третий фактор - познавательные способности начальника отряда, высокий уровень интеллектуального развития., что предполагает следующие психические качества: высокий интеллект, аналитический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии; глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления; широкий кругозор, эрудированность, разносторонняя культура; развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция; емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации; способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объект на другой, точное восприятие; высокая умственная работоспособность. Центральным звеном в данной группе свойств является эвристичность мышления, его ярко выраженный творческий характер.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.

В качестве четвёртого фактора В.В. Романов выделяет коммуникативную компетентность начальника отряда. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Воспитательная деятельность в виду специфики ее объекта неразрывно связана с общением. Это именно та деятельность, которая строится по законам общения. В воспитательном процессе общение выступает как фактор продуктивности процесса перевоспитания и развития личности осуждённых. Оптимальное профессиональное общение создает условия для развития мотивации осужденных, творческого характера трудовой деятельности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат в коллективе осуждённых, позволяет максимально использовать в воспитательном процессе. По мнению Б.Г. Ананьева, всегда есть момент познания человека человеком и одновременно еще большего познания каждым из них самого себя, а также момент переживаний, вызываемых одним человеком у другого. Общение всегда оказывайся сильнейшим средством формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе, т. е. в процессе общения происходит формирование, развитие и приобретение новых черт личности человека. То есть, общение выступает средством формирований личности.

Н.В. Кузьмина, вводит понятие «педагогически целесообразные взаимоотношения» и определяет их как взаимоотношения, подчиненные достижению искомого результата и основанные на самостоятельном и добровольном признании учащимися превосходства педагога над самим собой, проявляющемся в их стремлении «у него учиться, с ним общаться, ему подражать... педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися педагог устанавливает на основе предвидения, предвосхищения того, какой эмоциональный, интеллектуальный и практический отклик вызовет у учащихся способ его отношения, поведения, воздействия на них». Это определение применимо и к деятельности начальника отряда. «Педагогически целесообразные взаимоотношения» так же необходимо налаживать и развивать и во взаимоотношениях со спецконтингентом. Если осуждённый чувствует превосходство начальника отряда по актуальным для него позициям, он будет поддерживать с ним контакт, будет уважать его и поддерживать во всех начинаниях, исполнять законные требования по собственному убеждению, а не под принудительным воздействием представителей администрации, тем самым незаметно включаясь в процесс перевоспитания. Если взаимоотношения будут строиться и развиваться, таким образом, со всем коллективом, то данный процесс будет протекать и внутри коллектива осуждённых. Осуждённые сами будут отслеживать выполнение требований начальника отряда, и если кто-то будет не согласен с воспитательной линией начальника отряда, коллектив заставит его подчиниться. В данном случае включится процесс «воспитания через коллектив», описанный А.С. Макаренко. В качестве важнейшего компонента успешного общения А.А. Бодалев выделяет способность понимать внутренний мир, умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним. «Эта способность более или менее глубоко проникать в личностную суть других людей, как правило, влияет на поведение, которое человек позволяет себе по отношению к другим». Роль слова, как основной единицы речи и коммуникации в процессе профессионального общения, влияние его на сознание человека подчеркивали многие специалисты. А.А. Бодалев выделил три стиля индивидуального общения: авторитарный, либеральный и демократический. Отрицательное влияние на формирование личности авторитарного стиля общения высказывали в своих исследованиях многие авторы (Е. М. Крутова, СВ. Кондратьева, А.И. Рапорт и др.) и подчеркивали продуктивность демократического стиля общения. К сожалению, авторитарный стиль общения на сегодняшний момент доминирует в профессиональной деятельности начальников отряда. Этот стиль поощрялся и культивировался на протяжении многих лет и на данный момент является самым простым (в силу особых условий содержания спецконтингента), но наименее продуктивным. Так Ю.П. Азаров выделяет несколько видов авторитарного стиля, это: скрытая или опосредованная авторитарность, когда прямой нажим, насилие завуалированы. Авторитарность как бы растворяется в том многообразии методов и приемов, которыми пользуется начальник отряда; грубая, прямая авторитарность -открытое непризнание индивидуальности любого осуждённого, подчиненного; демагогическая авторитарность - непризнание других личностей прикрытое набором догматически изрекаемых положений -политических, нравственных, методических (воздействует на сознание осуждённого только с помощью бесед, внушений, разъяснений); либеральный авторитаризм - остроумный, тонкий, изысканно вежлив и равен в общении, но нет подлинного единства и взаимопонимания между осуждённым и начальником отряда; административная авторитарность -возникает тогда, когда администрирование возводится в абсолют, в единственный способ общения с людьми (общение с приказной позиции).

Особенности общения воспитателя с осужденными, несомненно, оказывают влияние на результат процесса перевоспитания и, несомненно, являются факторами, определяющими уровень продуктивности деятельности и профессионализма воспитателя пенитенциарного звена.

По В.В. Романову данный фактор включает следующие свойства: способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения с другой стороной; проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, психологические особенности, потребности и мотивы поведения, актуальное психическое состояние, дифференцировать правдивые и ложные показания; свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений; развитая культура речи: правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью; вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатичность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника); умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность изменять в зависимости от складывающихся обстоятельств стиль общения; адекватную самооценку; чувство юмора.

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное взаимодействие, снижающим его результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Пятый фактор, который В.В. Романов отдельно выделяет - это организаторские способности. Организаторские способности позволяют начальнику отряда, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому начальник отряда, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта, должен иметь следующие качества: активность, энергичность, повышенную работоспособность; самостоятельность, инициативность, предприимчивость; настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере - доминирование мотивов достижения успехов в делах; высокую стрессоустойчивость; чувство ответственности за свои действия; развитые аналитические способности: рефлексивность, гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей; развитые коммуникативные качества: умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков, доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними; умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненными; умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией. Последняя группа качеств является центральной среди других качеств, составляющих организаторские способности.

Качествами, существенно снижающими организаторские возможности начальника отряда, эффективность его воздействия на других лиц, являются, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Расширяя затронутую В.В. Романовым проблему факторов, способствующих достижению профессионализма и высокой продуктивности деятельности начальника отряда, отметим, что практически все специалисты согласны со следующим утверждением, высказанным Н.В. Кузьминой: «Способности выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования». Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности, отвечающие требованиям определенной профессии, гарантирующие возможность успеха в избранной деятельности. Одни и те же особенности расцениваются как способность к одной деятельности и неспособность к другой. Вне такого сопоставления они выступают просто как качества данного человека, его индивидуальные особенности. Наличие способности к данной профессии, в том числе и начальника отряда, - обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая выраженность способностей к профессии - одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест. Чрезвычайно важно для человека избрать профессию по способностям: одним потребителем на земле меньше, одним созидателем больше. Способности, как и другие важнейшие особенности личности, не врожденные, а развиваются у человека прижизненно. В основе их лежат анатомо-физиологические особенности организма человека, именуемые задатками. Задатки многозначны, и на основе одних и тех же задатков могут развиться разные способности под влиянием прижизненных особенностей деятельности и условий жизни данной личности. Вместе с тем задатки, выступая в роли «почвы», благоприятствуют развитию одних способностей и не способствуют другим. Граждане, избирающие деятельность в системе УИС в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить о потенциальных способностях, которые возможно развить в процессе профессиональной деятельности.

Способности выступают фактором успеха в деятельности, который определяется не одним качеством человека, а их совокупностью. Способности начальника отряда - это всегда целостная совокупность качеств, структура которых строго соответствует требованиям профессионального труда. Из практики заметим, что, при трудоустройстве приоритетным правом занимать должность начальника отряда пользуются лица, имеющие педагогические либо юридические способности (их сочетание).

Большинство исследователей в области профессионально значимых качеств личности воспитателя выделяют в особую группу педагогические способности. Проблема педагогических способностей подлежала рассмотрению и исследованию различными авторами (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов и др.). Так Ф.Н. Гоноболин, характеризуя педагогические способности пишет, что «под педагогическими способностями... подразумеваются такие индивидуально-психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется... деятельность и при меньших затратах труда достигаются большие результаты». В структуру педагогических способностей Ф.Н. Гоноболин вводит следующие качества личности: способность убеждать людей, оказывать на них положительное воспитательное влияние (словом и делом, личным примером); организаторские способности, которые заключаются в умении руководить коллективом, поддерживать дисциплину, умело планировать общественную и производственную работу осужденных; необходимый воспитательный такт - требовательность и индивидуальный подход к осужденным; способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные трудности, проектировать качества своих воспитанников, их поведение; способность к творческой работе, как в области обучения, так и воспитания; способность не только своевременно и быстро ориентироваться в обстановке, но и реагировать на то или иное событие в коллективе, прибегая к соответствующей целесообразной методике воздействия.

Н.В. Кузьмина выделяет следующие уровни способностей:

Перцептивно-рефлексивные способности, которые включают три вида чувствительности: чувство объекта. Оно представляет собой особую чувствительность воспитателя к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у осужденных. Чувство меры и такта. Оно проявляется в особой чувствительности к мере изменений, происходящих в личности и деятельности своих подопечных под влиянием различных средств воздействия в своей деятельности. Чувство причастности. Оно проявляется в чувствительности к достоинствам и недостаткам собственной деятельности и личности.

Проективные способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий воспитательного воздействия на осужденных в целях формирования у них искомых качеств.

Гностические способности состоят в специфической чувствительности начальника отряда к способам изучения осужденных в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности.

Проектировочные способности состоят в особой чувствительности воспитателя к конструированию того маршрута, по которому нужно вести осужденного, чтобы он осознал свои ошибки и стремился к новой честной жизни.

Коммуникативные способности проявляются в специфической чувствительности начальника отряда к способам установления с осужденными и развития целесообразных взаимоотношений. Язык и речь, то есть, коммуникативная сторона деятельности, выступают как носитель информации и как средство воздействия. Речевая деятельность у начальника отряда - это главным образом воздействие человека на человека. Начальнику отряда «необходимо следить не только за правильностью своей речи, но и прививать любовь к языку, показывая его красоту и значимость каждого слова».

Анализ психолого-педагогической, юридической и акмеологической литературы показал, что помимо общепедагогических способностей, настоящий специалист, профессионал в своей области, должен обладать способностями присущими юристу. По М.М. Крозу, юридические способности делятся на две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением юриста. Основные требования к его личности, к его способностям быть юристом качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка - определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Специально-юридические способности - особые качества, которые определяются спецификой своего труда, тем, что отличает его от других видов труда, и которые важны именно для него, но не обязательны для других. К этой категории М.М. Кроз относит следующие способности: высокоразвитое чувство долга, чести, ответственности; обостренное чувство справедливости и нетерпимость к злу; честность, совестливость, требовательность к себе, моральная устойчивость, неподкупность; хорошо развитый интеллект, познавательная пытливость, сообразительность, находчивость; речевые способности, умение связно, логично и точно выражать свои мысли; наблюдательность (обстановочная и психологическая), быстрота ориентировки в обстановке; хорошая память на лица, фамилии, слова, факты, цифры; волевые качества, активность, целеустремленность, организованность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, способность к само мобилизации; организаторские способности.

Л.И. Уманским и его сотрудниками выделены, например, такие качества способных организаторов: психологическая избирательность, т.е. эффективное восприятие психологических особенностей и состояний других людей; быстрая возможность правильно охарактеризовать и оценить их; склонность к психологическому анализу; избирательно-психологическая память; сопереживание тому, что переживают, чувствуют другие люди; способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека и др.; практически-психологический ум, проявляющийся в распределении обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; быстрая ориентация в ситуациях, требующих практического применения знания людей; находчивость в учете психологического состояния и настроений людей в конкретной ситуации; способность заинтересовывать людей; учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий и т.п.; психологический такт; общественная энергичность; требовательность, критичность; склонность к организаторской деятельности. Представления и воображение, способность образно предвидеть, мысленно проигрывать события; склонность и интерес к работе с людьми, способность разбираться в них, видеть их индивидуальные особенности и возможности, правильно оценивать и использовать их; терпеливость, уравновешенность, сдержанность, самообладание, низкий уровень враждебности и агрессивности; уверенность в себе, раскованность в общении, высокая работоспособность; быстрота реакции.

Можно сделать вывод, что наличие у воспитателей пенитенциарного звена юридических способностей является одним из факторов, способствующих достижению ими высокого уровня профессионализма. Взаимообогащая и дополняя друг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплексным личностным свойством начальника отряда, определяющим его личностно-профессиональное развитие и достижение высокого уровня профессионализма.

Э.И. Моносзон в основе профессионального мастерства выделяет направленность, эмпатию, владение профессиональными знаниями и методикой воспитания. Он подчеркивает роль рефлексии в деятельности воспитателя, «умение критически анализировать свою деятельность», а также важную роль отводит творчеству в воспитательном процессе. Особую значимость творчества в мастерстве воспитателя подчеркивает и Н.Ф. Випшякова. Она связывает профессиональное мастерство с креативностью, говоря о том, что мастерство выражается в высоком профессионализме специалиста как ученого, практика и методиста; в овладении им классической и инновационной системной технологией передачи знаний; эффективном применении методов управления творческим процессом и сформированных профессионально-креативных способностей личности мастера, обеспечивающих успешность и оптимальный результат деятельности.

В.Н. Максимова в качестве необходимого условия профессионального мастерства выделяет акмеологическое профессиональное сознание воспитателя. В него она включает установку на создание условий для реализации потребности в успехе своей деятельности, достижении высоких результатов и реализации творческого потенциала. В.Н. Тарасова одним из критериев мастерства выделяет умение решать акмеологические задачи. Акмеологические задачи проявляются в инновационном характере деятельности, достижении стабильного качественного результата со всеми категориями воспитуемых в течение длительного времени и в духовном обогащении их личности.

Следует так же отметить исследование профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел, проведенного A.M. Столяренко. Автор установил, что профессиональное мастерство образуется из профессионального обучения и психологической подготовленности.

Психологическая подготовленность складывается из совокупности сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности. Профессиональное мастерство - это совокупность профессионально-значимых знаний, умений, навыков, необходимых для успешного решения служебных задач, и личная психологическая подготовленность к деятельности в различных ситуациях (как типовых, так и экстремальных). A.M. Столяренко отмечает значительное влияние на сотрудников органов внутренних дел таких целемотивационных элементов, как самодисциплина, организованность и порядок, способность подчинить личные интересы интересам коллектива, деловитость, т.е. элементов составляющих высшие мотивационные потребности личности. Этим мотивационным элементам сопутствуют высшие чувства сопричастности к общему делу, радости, творческого подъема и доброжелательности. Такие же качества как самоуверенность, индивидуализм, эгоизм, равнодушие к требованиям коллектива и дисциплины оборачиваются пониженной эмоциональной устойчивостью, неуверенностью, личной и реактивной тревожностью, депрессией, нервозностью и агрессивностью. Нельзя исследовать мотивацию, не учитывая сопутствующего ей аффективного компонента.

Работник пенитенциарной системы - это специалист в области юриспруденции, педагогики, права. Его мастерство как специалиста, складывается из специальной юридической, педагогической обученности и профессионально-психологической подготовленности.

Важным фактором, способствующим достижению стабильно высокого результата, являются компетентность - это профессионально важная информация, ставшая достоянием сознания специалиста. В психике они представлены в виде закрепленных в памяти образов предметов и явлений, терминов, понятий, категорий и их систем (теорий, научных учений, содержания учебных дисциплин, профессиональных концепций, сведений, документов, рекомендаций, инструкций и пр.). Опираясь на знания, профессионал разбирается в жизни, правовой сфере, обстановке, планирует решение стоящих перед ним задач, продумывает пути выполнения служебных функций, изучает возникающие проблемы, намечает цели и задачи их решения, готовит решения, выбирает способы действий, контролирует и оценивает свое поведение. Чем глубже и обстоятельнее он понимает все это, тем выше его профессионализм, тем успешнее его деятельность. Тенденции изменений в сфере исправительных учреждений, расширение и усложнение задач, стоящих перед работниками пенитенциарной системы, повышенные требования к эффективности их деятельности при строгом соблюдении законности и уважении прав граждан повышают роль профессиональных знаний. Изменилась не только роль знаний, но и требования к их многогранности, обстоятельности, содержанию, глубине. Нужны знания фундаментальные, научные, комплексные, актуальные и практически значимые. Поэтому формирование знаний выступает исходной задачей в обучении специалиста и формировании его мастерства. Начальник отряда - человек, профессионально овладевший фундаментальными и специализированными, прикладными знаниями.

Одним из основных факторов продуктивности профессиональной деятельности воспитателя выступает его мотивационная направленность. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора своей профессии. Для развитой направленности свойственны устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в УИС, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности в воспитательной работе. Профессионально-мотивационные качества непосредственно влияют на процесс правоохранительной и воспитательной деятельности. Задатки этих качеств лежат в общей направленности молодого человека, принявшего решение выбрать профессию начальника отряда. Профессиональная концепция - своеобразный элемент профессиональной направленности специалиста. Она представляет собой: совокупность усвоенных им профессиональных взглядов, убеждений и побуждений, выражающих понимание им целей и задач своей деятельности, ее места в общей работе подразделения, ее взаимосвязей с деятельностью других сотрудников, специалистов («образ организации»); понимание своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей («образ деятельности»); понимание, с какими конкретно личностями он будет работать, как с ними строить отношения, как взаимодействовать, каких норм придерживаться («образ коллектива»). Нередко у выпускников имеются пробелы в профессиональной концепции и особенно часто в последнем его блоке «образе коллектива».

В пристальном внимании нуждаются учет и формирование профессиональных мотивов к службе и избранной специальности; интереса к тонкостям профессиональной деятельности и овладения высотами профессионализма; желания всегда исходить из правомерных и деловых целей; стремления исходить из перспектив службы и связывать с ними личные планы; здоровых служебных притязаний, стремления к самовыражению и самоутверждению и др. Жизнь вносит свои коррективы в направленность, которые не всегда благоприятны. Так, исследования мотивов профессионального выбора у поступающих ныне в образовательные учреждения УИС, проведённое Е.Л. Киселёвым и их сравнение с данными 70-80-х годов показало, что реже отмечаются романтический аспект, семейная традтшия, влияние воинской службы, содержательный интерес к профессиональной работе и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы как поиск выхода из трудных экономических и бытовых условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь свободное время для каких-то занятий (спорт, учеба, хозяйство). На первое место переместился такой мотив, как возможность иметь льготы, хороший заработок, чувствовать себя в безопасности, изменить свой характер, стать увереннее. Такие изменения, подтверждаемые и другими исследованиями, обязывают повысить внимание к вопросам изучения, оценки и развития системы мотивации у всех работающих в системе УИС.

Адекватная направленность личности - обязательное условие пригодности к работе в колонии. Без должного развития мотивационной сферы вся работа с сотрудниками, их профессиональное обучение и профессиональное образование могут принести только вред, формируя формалиста, чиновника, безразличного ко всему, кроме личного интереса, и приносящего урон делу борьбы с преступностью, защиты прав граждан, перевоспитания преступников. Дефекты профессиональной направленности - главная причина профессиональной деформации, возникающей у части практических работников.

Весь комплекс работы с персоналом, организации его службы и работы достигает нужных результатов в развитии профессиональной направленности, если помимо только правовых знаний, навыков и умений он формирует глубоко осознанную, зрелую, активную профессиональную позицию, основанную на правильном понимании предназначения правопорядка и направленной воспитательной работы в современной России, преданность ей и стратегию действий, отвечающую вызовам времени и социальным ожиданиям общества.

Таким образом, можно констатировать, что основным содержанием воспитательной деятельности начальника отряда в исправительном учреждении является целенаправленное перевоспитание, обучение и развитие осуждённого, достигаемое посредством решения начальником отряда правовых, режимных, образовательных и воспитательных задач. Результатом и главным показателем продуктивности воспитательной деятельности является формирование правопослушного сознания и успешная интеграция осужденных в гражданское общество. Продуктивность перевоспитания и развития осуждённых зависит от совокупности взаимосвязанных факторов, к которым относятся знания методики воспитания и перевоспитания, сформированность профессиональных умений и навыков, развитая мотивационная направленность, способности и профессионально-важные качества воспитателей пенитенциарных учреждений, адекватных требованиям их профессиональной деятельности.

Достижение высокого уровня профессионализма, характеризующегося продуктивностью осуществления профессиональной деятельности, обусловливается рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов. Профессионализм и продуктивность деятельности воспитателей пенитенциарной системы при жестко регламентированных объективных условиях осуществления деятельности в большой мере зависит от внутренних, субъективных факторов - специфических способностей, знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств личности.

К наиболее важным акмеологическим факторам достижения высокого уровня профессионализма и продуктивности деятельности воспитателя пенитенциарного учреждения относятся качества личности, соответствующие основным структурным компонентам профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарного учреждения: операционному, когнитивному, мотивационному, коммуникативному, эмоциональному и поведенческому, каждый из которых характеризуется специфическими требованиями, предъявляемыми к личности воспитателя.

Исследование зависимости уровней профессиональной деятельности от факторов и условий, благоприятствующих или препятствующих достижению высокой продуктивности воспитательной деятельности, является важным для дальнейшего изучение и разработки этого вопроса в области пенитенциарной акмеологии, ее теории и практики.

 

АВТОР: Фёдоров А.Ф.