26.02.2012 7224

Критерии и показатели продуктивности профессиональной деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений

 

Основным критерием продуктивности профессиональной деятельности воспитателя пенитенциарного учреждения является успешная социализация осужденного после освобождения, его интеграция в гражданское общество и отсутствие рецидивов.

Согласно Н.В. Кузьминой «главным критерием оценки продуктивности педагогической системы являются показатели вхождения выпускников данной системы в последующую». Образ результата является средством повышения продуктивности воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях. В сегодняшнем Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации записано, что его целями является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и прочими лицами. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

А.А. Деркач указывал, что «применение акмеологических методов в акмеологических исследованиях и при решении практических задач будет результативным, если оно опирается на состоятельную и информативную критериальную основу». Он четко разделяет понятия «акмеологические критерии» и «акмеологические показатели». Под акмеологическими критериями понимается мера профессионализма субъекта деятельности, продуктивности его деятельности, мера личностно - профессионального развития. Акмеологические показатели - это характеристики степени продуктивности деятельности, развития личностно -профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала. А.А. Деркач разделяет акмеологические показатели на: интегральные (обобщенные), которые связаны с фундаментальными проявлениями профессионализма; конкретные (особенные), которые в большей степени отражают специфику профессиональной деятельности.

На сегодняшний день отсутствуют исследования, рассматривающие акмеологические критерии и акмеологические показатели продуктивной деятельности начальника отряда пенитенциарной системы.

Теоретический анализ позволил выделить систему акмеологических показателей профессионализма деятельности начальника отряда, по которым можно осуществлять его оценку. В работе предлагается инвариантная модель, которая характеризует степень продуктивности деятельности начальника отряда в двух аспектах. С одной стороны предлагается совокупность основных показателей, которые характеризуют деятельность воспитателя пенитенциарного звена во всей его сложности и многогранности. С другой стороны предлагаются такие акмеологические показатели, которые отражают степень продуктивности деятельности, характеризующие готовность бывших осуждённых вести на свободе, законопослушный, общественно-приемлемый образ жизни. К первому типу относятся следующие показатели:

Организационная работа начальника отряда.

Деятельность начальника отряда в ИУ можно рассматривать в двух аспектах психологических и правовых. Правовая сторона регламентируется нормативно-правовыми актами РФ. Деятельность начальника отряда, как и любая другая, должна планироваться и учитываться. Это процесс творческий, педагогический. Одним из показателей успешной работы начальника отряда является знание и умелое применение на практике «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Другим показателем, свидетельствующим о правильной организации деятельности начальника отряда, является умение и готовность отстаивать права осужденных, если они нарушаются; разъяснить и конкретизировать обязанности осужденных; довести до сведения осужденных всё, что им запрещено и т.д. Но один начальник отряда в ИУ не в состоянии охватить все стороны жизни осужденных. Поэтому он не может обойтись без помощи других служб в колонии. Соответственно, показателем оценки успешной деятельности начальника отряда является тесное взаимодействие с работниками производства, режимными службами, работниками «тыла» (отвечающих за материальное обеспечение), психологической службой, медико-санитарной частью. Здесь он выступает, как бы интегрирующем звеном, который соединяет нуждающегося в чем-либо осужденного с соответствующими службами. Основным в работе начальника отряда, является индивидуальная работа с осужденными. Все заключенные разные по характеру, социальному статусу, образованию, здоровью, возрасту и т.д. Дифференцированный подход к каждому осуждённому в отряде будет положительным показателем в деятельности.

Работа начальника отряда по укреплению режима.

Режим - это урегулированный нормами исправительно-трудового права порядок отбывания наказания в виде лишения свободы. Он регламентирован УИК РФ и приказом № 224 от 30.07.2001г. Режимом охватываются все стороны жизни осужденных: его поведение, условия труда, его быт и т.д. Одним из важнейших показателей является требование режима, точное выполнение осужденными их обязанностей, правил поведения и распорядка дня. Правилами поведения определяется: как обязан вести себя осужденный в колонии, что запрещается ему делать. Исключительно важным показателем, способствующим укреплению режима и дисциплины среди осужденных, является умение провести разъяснение среди осужденных и каждому прибывшему в ИУ его обязанностей и прав, правил поведения, распорядок дня, ознакомление с условиями работы и жизни в отряде, нарушение которых должно вызывать осуждение, как со стороны администрации, так и со стороны осужденных. Важно понимание необходимости неуклонного соблюдения требований режима. Разъяснение проводится методом индивидуальных и групповых бесед начальника отряда с нарушителями дисциплины. Укреплению режима и дисциплины у осужденных должно способствовать правильное понимание и выполнение ими своих прав и обязанности. Ещё одним показателем в деле укрепления режима является предупреждение нарушения дисциплины, среди заключенных путём гибкого применения мер поощрения и взыскания.

Оправдавшей себя на практике мерой, способствующей поддержанию и укреплению режима и дисциплины среди заключенных, является работа секций внутреннего порядка отрядов и колоний. На эти секции возложено содействие руководству колонии в поддержании и укреплении порядка среди заключенных, принятие мер по предупреждению нарушений и бережному отношению заключенных к находящемуся в их пользовании государственному имуществу.

Стабильный режим в отряде, благоприятная оперативная обстановка, умелое применение мер поощрения, и взыскания к осуждённому является важным показателем продуктивной деятельности начальника отряда.

Показатель трудового воспитания осужденных и приобщение осужденных к профессиональному обучению.

Продуктивность деятельности начальника отряда в ИУ заключается так же в трудоустройстве осужденных в колонии. Трудоустройство является положительным показателем деятельности воспитателя. Совместно с работниками других частей и служб колонии он привлекает всех заключенных к общественно-полезному труду, мобилизует их на выполнение производственных заданий, норм выработки, повышение производительности труда, принимает меры к правильной его организации. Начальник отряда должен трудоустроить осужденного по возможности в соответствии с его желанием и специальностью. Трудовое воспитание осужденных является одним из аспектов, входящих в систему средств обеспечения правового положения осужденных, так как право на труд закреплено в ч.3 ст.37 Конституции РФ. Заинтересованность в работе со стороны осужденного должна обусловливаться тем, чтобы в процессе этой деятельности, он не только не терял имеющуюся квалификацию, но и мог повышать ее. Обучение осужденных в ПТУ позволяет получить квалификацию в соответствии с Госстандартом и удостоверение, свидетельство или диплом установленного образца. По окончании учебы осужденные могут поступить на работу в ИУ по вновь полученной специальности. Основная задача начальника отряда - убедить осужденных, не имеющих специальность, получить образование. Для того чтобы правильно расставить заключенных отряда на рабочих местах и лучше организовать их труд, начальнику отряда нужно знать основы организации производства. Правильной расстановке заключенных на рабочих местах способствует индивидуальный подход к каждому из них. Особенно это должно относиться к тем заключенным, которые не работали до осуждения. Контроль и требовательность должны постоянно сочетаться с проведением большой воспитательной работы с бригадирами. Основными формами этой работы, как показывает практика, являются: индивидуальные беседы с бригадирами, инструктаж и совещания с ними, заслушивание их на заседаниях самодеятельных организаций заключенных, бригадных и отрядных собраниях, на совещании при начальнике колонии.

Таким образом, правильная работа начальника отряда по трудовому устройству осуждённых, правильное распределение рабочих мест с учетом пожеланий, потребностей, способностей, потенциала, интересов и устремлений осуждённых является важным показателем продуктивности деятельности воспитателя пенитенциарного звена.

Деятельность начальника отряда, направленная на работу с активом и самодеятельными организациями заключенных. Специфическим показателем продуктивной деятельности воспитателя является привлечение осуждённых в работу самодеятельных организаций. Для этого начальнику отряда необходимо постоянно вести работу по созданию широкого актива, самодеятельных организаций заключенных, качественному улучшению их работы. Актив образуется из заключенных: осознавших свою вину, справедливость судебного приговора и необходимость исправиться, прочно вставших на путь исправления, искренне желающих исправиться от тех пережитков прошлого, которые привели их к преступлению; открыто и безбоязненно отказавшихся от преступного образа жизни и критикующих его, а также не только не нарушающих установленного порядка отбывания наказания, но и открыто критикующих и борющихся со всеми теми, кто нарушает этот порядок; активно помогающих администрации и всем работникам колонии в поддержании установленного в колонии порядка и дисциплины; активно участвующих в проводимых в отряде или колонии общественно-массовых мероприятиях, выполняющих поручения, соблюдающих и выполняющих общественно-полезные интересы коллектива заключенных отряда в колонии; добросовестно работающих на производстве, повышающих свое образование. При подборе членов самодеятельных организаций следует учитывать целый ряд данных, характеризующих заключенного: опыт производственной и общественной работы до осуждения, возраст, образовательный уровень, авторитет заключенного среди коллектива бригады, отряда, количество судимостей, характер и степень опасности совершенного преступления, за которое он отбывает наказание и другие данные. Для того чтобы актив и самодеятельные организации заключенных оказывали действенную помощь начальнику в перевоспитании заключенных, необходимо правильное повседневное руководство ими со стороны работников администрации, постоянное воспитание их членов, повышение авторитета. Необходимо, чтобы все члены самодеятельных организаций хорошо знали свои обязанности и права, строго и неуклонно их выполняли. В этих целях после проведения выборов самодеятельных организаций и комплектования секций, из числа заключенных, начальник отряда обязан разъяснить каждому из них их обязанности и права. Деятельность самодеятельных организаций заключенных отряда полностью подконтрольна воспитателю. Достаточно сказать, что все члены самодеятельной организации заключенных утверждаются начальником отряда. Он вправе выводить из состава самодеятельной организации заключенных любого их члена, не оправдавшего доверие, а также распустить ту или иную самодеятельную организацию, если большинство ее членов не способно работать так, как от них требуется. Все планы работы самодеятельных организаций и принимаемые ими решения утверждаются начальником отряда. А.С. Макаренко указывал, что к активу «нужно относиться очень внимательно и никогда не забывать о нем. Как только первый раз выделен и организационно оформлен актив, необходимо чаще собирать его, беседовать о делах и перспективах учреждения, находить с ним решение текущих вопросов». Однако, забота о поднятии авторитета самодеятельных организаций заключенных не должна переходить в опеку. Чрезмерное вмешательство во все их текущие дела, излишняя опека может препятствовать нормальной работе самодеятельных организаций, сделать их пассивным орудием администрации колонии, что подорвало бы авторитет этих организаций. Начальник отряда должен хорошо знать функции самодеятельных организаций, уметь направлять их деятельность на осуществление поставленных перед ними задач. В этой связи особенно важно, чтобы проводимые самодеятельными организациями мероприятия носили общественный характер, проводились от лица коллектива отряда.

Таким образом, наличие не формально, а реально работающего актива в отряде является хорошим показателем успешности в деятельности начальника отряда.

Индивидуальная работа с осужденными отряда. Большое значение в успешной деятельности воспитателя пенитенциарного звена отводится индивидуальной работе с осужденными.

Умение индивидуально подходить к решению проблем, связанных с этим осужденным является одним из показателей изменения в его поведении в положительную сторону. Этому направлению отводит важное место еще А.С. Макаренко. Он говорил: «Работа воспитателя в отрядах должна заключаться в следующем: прежде всего воспитатель должен хорошо знать состав своих отрядов, должен знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, слабости и достоинства». Это положение следует учитывать и в работе с взрослыми осужденными. Отметим, что начальник отряда, совместно с психологом оказывает всестороннюю правовую поддержку и консультирует (на базе диагностических данных, проведенных психологом) осужденного по различным вопросам (например, семейным, трудовым, межличностным и т.д.)- Кроме индивидуальной работы, важным показателем оценки продуктивности деятельности воспитателя пенитенциарного учреждения являются лекции, доклады, групповые беседы (диспуты) на актуальные темы. Эти лекции проводит, как сам начальник отряда, так и представители других служб (медики, работники специальной части и т.д.). На практике реализуется принцип индивидуализации и дифференцированного подхода к гражданину, осужденному по приговору суда. Первостепенной задачей начальника отряда является выявление положительных и отрицательных черт характера, навыков и привычек каждого осужденного с тем, чтобы, зная их, можно было эффективно применять такие средства, с помощью которых устранять отрицательные и прививать положительные навыки и привычки. В колонии на каждого осужденного заводится карточка индивидуально-воспитательной работы, где наряду с паспортными данными, записываются характерные черты осужденного, сведения о его судимостях, результаты тестирования психологом, даются рекомендации различным службам в пределах своей компетенции. На этой основе воспитатель составляет план своей работы, и вписываются результаты. Карточки индивидуальной работы следуют вместе с осужденным «по этапу». Поэтому имеется преемственность в успешной деятельности начальников отряда и в других учреждениях. В ходе осуществления своей профессиональной деятельности начальник отряда осуществляет проведение ряда мероприятий, которые являются очередным показателем оценки его продуктивности. Одним из таких необходимых мероприятий является прием осужденных по личным вопросам. Для этого начальник отряда ведет записи в специальном журнале. На приеме он узнает о проблемах осужденных и, по возможности, их решает. Начальник отряда постоянно должен поддерживать деловые взаимоотношения с работниками других частей и служб. Так же, он должен вести переписку, а во время свиданий осуществлять и личную беседу с родственниками осужденного. Характеристика также составляется и на предмет представления осужденного к условно-досрочному освобождению или для краткосрочных отпусков из колонии.

Таким образом, эффективная правильно организованная индивидуальная работа воспитателя с осуждёнными отряда, с родственниками осуждённых, грамотное ведение делопроизводства, являются важным показателем в оценке деятельности воспитателя пенитенциарного звена.

Деятельность начальника отряда с лицами, освобождаемыми и освобожденными из колонии.

Показателем оценки продуктивности воспитателя является принятие мер, направленных на социализацию осужденных после освобождения. Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство предусматривает различные формы освобождения заключенных из колоний: после отбытия срока наказания, в результате пересмотра приговора суда, вступившего в законную силу, в порядке судебного надзора или возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам, по неизлечимой болезни, по амнистии, условно досрочно, в порядке замены наказания более мягким и в порядке помилования. В последних трех случаях обязательно учитывается мнение начальника отряда. Деятельность начальника отряда с освобождаемым исключительно многообразна. При условно-досрочном освобождении начальник отряда должен быть уверен, что его подопечный по месту жительства будет обеспечен жильем и трудоустроен. Освобожденным по закону в необходимых исключительных случаях может быть оказана денежная помощь из специального фонда начальника колонии. Начальник отряда обязан заботиться о том, чтобы освобожденному были выданы соответствующие документы об освобождении, а также справка о полученной в колонии специальности, аттестат об окончании общеобразовательной школы. По просьбе освобождаемого, ему может быть выдана характеристика. Воспитатель, в первые месяцы после освобождения заключенного обязан поддерживать с ним связь. Она может осуществляться не только с освобожденным, но и с его родственниками, а также с органами милиции, администрацией и общественными организациями предприятий и учреждений, где работает освобожденный.

Количество освобожденных из исправительного учреждения условно-досрочно так же может служить показателем в оценке продуктивности труда начальника отряда.

Явка осужденного с повинной как один из показателей продуктивной деятельности начальника отряда.

Согласно уголовному законодательству явка с повинной - это добровольное устное или письменное заявление гражданина органам дознания, следствию, прокуратуре или суду о совершенном им преступлении. Различают повинную истинную, когда имело место преступление и ложную, когда человек оговаривает себя. В зависимости от мотивов истинная повинная может быть чистосердечной или корыстной.

Явка с истинной, чистосердечной повинной свидетельствует о том, что осужденный осознал несовместимость совершенных им действий с правовыми нормами общества. Она служит залогом его успешного исправления. Суд рассматривает такую явку с повинной как смягчающее обстоятельство и учитывает это при вынесении приговора. Что касается явки с повинной в корыстных целях, то она, способствуя раскрытию преступлений, в то же время маскирует истинные мотивы поведения осужденного, дезорганизует сотрудников и затрудняет процесс исправления и ресоциализации. Отрицательную роль играет ложная повинная в случаях, когда в результате ее осужденный получил определенные привилегии. Сотрудникам ИУ (начальнику отряда в том числе) необходимо правильно оценивать характер осужденных с повинной. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка общей системы мер повышения эффективности психологического воздействия на осужденных с целью побудить их явиться с повинной. Необходимо, прежде всего, знать мотивы осужденных по их отношению к явке с повинной. В.Ф. Пирожков условно подразделяет их на следующие группы. К первой группе относятся осужденные, отрицающие явку с повинной. Для них совершение преступлений составляет основной смысл жизни (такие осужденные опасны своим разлагающим влиянием на других осужденных, они запугивают тех, кто пытается явиться с повинной, терроризируют их, ведут контрпропаганду в пенитенциарных учреждениях). Вторую группу составляют осужденные, которые используют явку с повинной в своих корыстных целях, например, заявить о менее тяжком преступлении, чтобы скрыть более опасное, добиться скорейшего освобождения, чтобы продолжить криминальный образ жизни, уклониться от тяжелого труда, от работы в лесу в зимнее время, продлить срок пребывания в колонии и тем самым «укрыться» в ИУ от более сурового наказания за ранее совершенное злостное преступление, кому-то отомстить и т.п. К третьей группе относятся осужденные, которые прибегают к ложной повинной с целью ввести в заблуждение администрацию пенитенциарного учреждения. Мотивы явки с ложной повинной могут быть различные. Это, например, стремление демонстрацией своего мнимого исправления и раскаяния уклониться от выполнения трудовых обязанностей на производстве колонии, добиться условно-досрочного освобождения, выйти на бесконвойное содержание и т.п., поэтому в каждом конкретном случае необходим глубокий анализ мотивов ложной повинной в целях разоблачения виновных и принятия к ним необходимых мер. Четвертую группу составляют осужденные, которые осознали необходимость явки с повинной, но в силу ряда причин, чаще всего, опасаясь более суровой меры наказания, колеблются, не решаются сразу заявить о совершенном преступлении, в этом случае важно выявить таких осужденных, вскрыть причины, вызвавшие эти колебания. И, наконец, к пятой группе можно отнести тех осужденных, которые глубоко осознали свою вину перед обществом за совершенное преступление, намерены явиться с повинной, понести заслуженное наказание и никогда больше не возвращаться к преступному образу жизни, такие осужденные являются с повинной, как правило, самостоятельно, без нажима, выбирая для этого наиболее подходящую обстановку. Но иногда их явку с повинной сдерживают такие факторы, как; угроза расправы со стороны отрицательно настроенной части осужденных, недоверие к администрации, безразличное отношение воспитателей к переживаниям таких осужденных.

Предложенная типология осужденных может быть использована для повышения эффективности работы по явке с повинной. При этом каждая из указанных групп нуждается в дифференцированном подходе и специальной организации психологических воздействий. Чтобы склонить, например, к повинной убежденных преступников, необходима не только большая индивидуальная работа, поскольку это связано с ломкой криминальных личностных установок, но и формирование установки на исправление. «Колеблющихся» целесообразно «подталкивать» к явке с повинной системой определенных мер психологического воздействия, укрепляя у них положительные мотивы.

Воспитателям совместно с сотрудниками других подразделений нужно уметь разрабатывать и последовательно осуществлять систему психологических, воспитательных, оперативных и режимных организационных мероприятий по явке с повинной. При этом начальник отряда проводит с этой целью изучение состава осужденных. Необходимо отметить, что многие рецидивисты к 40-50 годам приходят к мысли о необходимости порвать с криминальным прошлым и остаток жизни прожить спокойно, не совершая преступлений. Поэтому они чаще всего могут явиться с истинной и чистосердечной повинной. В этом случае сотрудникам ИУ необходимо установить психологический контакт с такими осужденными. Очень важно убедить их в неотвратимости разоблачения и сурового наказание за совершенное преступление и одновременно подчеркивать преимущества явки с повинной. В этих целях желательно использовать примеры успешного раскрытия, прошлых преступлений, систематически информировать среду осужденных о привлечении к уголовной ответственности лиц, не явившихся вовремя с повинной. Кстати у части осужденных повинная расценивается как проявление трусости и малодушия, а не акт смелости, решительности, мужества. В тоже время, пропагандируя явку с повинной, нельзя гарантировать осужденному смягчения меры наказания, так как возможные расхождения между обещанной работниками ИУ мерой наказания и приговором суда могут свести, на нет дальнейшую работу. Персоналу учреждений необходимо формировать общественное мнение в пользу явки с повинной.

Готовность осуждённого к выходу на свободу - один из самых важных показателей продуктивности начальника отряда. «Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительного учреждения имеет большое значение как для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью, так и для социальной реабилитации освобожденного». После тюрьмы у некоторых осужденных можно наблюдать неуравновешенность, неуверенность в жизни при выходе на свободу. При выходе на свободу «у слабого типа резкий сдвиг в установившихся отношениях может вызвать болезненную травму, которая проявляется в растерянности, в чувстве отчаяния и т.д. У сильного же типа такой сдвиг может вызвать значительно более умеренную эмоциональную реакцию, окрашенную при этом иным эмоциональным тоном».

Выделенные показатели легли в основу разработки инвариантной модели личности осужденного перед выходом на свободу, которую предлагается рассматривать с пяти позиций: духовно-нравственные ценности; признаки сформированности установок верховенства закона; сформированность умений необходимых для жизни на свободе; коммуникативные умения; бытовое обеспечение.

Анализируя основные параметры, определяющие уровень сформированности духовно-нравственных качеств у осужденного, мы сочли необходимым включить такие показатели, как: ценностное (уважительное) отношение к малой родине, стране, природе, к предметам труда человека; наличие социальных связей на свободе; творческая активность в интересующих (не связанных с криминальной) видах деятельности; ценностное отношение к другим осуждённым и личности в целом, способность признавать достоинства их деятельности и извлекать уроки из недостатков. Другими важными показателями, свидетельствующими о готовности осуждённого к жизни на свободе могут выступать такие аспекты жизнедеятельности как выполнение нравственных правил и норм (в природе, в обществе), искреннее желание отказаться от вредных привычек (алкоголь, наркотики, игра под материальный интерес); признание авторитета начальника отряда, но не только как представителя администрации, наделённого определёнными властными полномочиями, а как личность, заслуживающую уважения; отсутствие нервных срывов, хулиганства. Необходимо обращать внимание на прекращение контактов с осуждёнными отрицательной направленности, которые могут оказать негативное влияние на аксеологические позиции, осужденного, особенно среди молодёжи. Отказ от «воровских традиций» и вступление в общественные организации колонии (важно отличить от приспособленчества ради условно - досрочного освобождения), так же может выступать показателем успешной воспитательной деятельности начальника отряда. В психологическом плане нужно обращать внимание на раскаяние в совершенном преступлении, переживание его, в сочетании со стремлением возместить нанесённый ущерб появление и развитие положительных эмоций с выходом на свободу.

По признакам сформированности установок верховенства закона инвариантной модели личности осуждённого, содержащей показатели, способствующие быстрой ресоциализации в обществе, мы предлагаем обратить внимание на следующие показатели: деятельное раскаяние в содеянном (досрочное погашения иска по собственной инициативе); искреннее раскаяние в содеянном преступлении; явка с повинной (в случае необходимости); отсутствие административных правонарушений (неукоснительное соблюдение правил внутреннего распорядка (Приказ №224); отсутствие рецидивов.

По признакам сформированности умений инвариантной модели личности осуждённых в разных видах деятельности может включать в себя следующие показатели: умение осуществлять планирование собственной деятельности (трудовой, конструктивной и т.д.); умение осуществлять мысленное построение образа того объекта, который должен быть изготовлен; умение планировать свою деятельность; умение осуществлять контроль за процессом и результатами деятельности, саморефлексия; умение правильно определять причины недостатков в деятельности; умение создавать условия для предстоящей деятельности; умение соблюдать требования к выполнению заданий и инструкций; умение распределять время на выполнение отдельных операций и задание в целом, соблюдать режим труда и отдыха. Отдельным показателем, свидетельствующим об успешности воспитательной деятельности начальника отряда могут выступать коммуникативные умения, такие как, умение устанавливать оптимальные отношения с окружающими людьми: (личностные, деловые), справедливо и адекватно анализировать и оценивать жизненные ситуации (свои и чужие), умение предотвращать и сдерживать конфликты, умение воспринимать настроения окружающих и строить общение в зависимости от него.

Все выше изложенные показатели составляют инвариантную модель личности осужденного перед выходом на свободу, которая, может оказать помощь воспитателям в проектировании собственной деятельности, направленной на социализацию личности осужденного.

Таким образом, на основании теоретического анализа выделены основные показатели продуктивности деятельности воспитателей пенитенциарной системы, к которым относятся: организационная работа начальника отряда, работа по укреплению режима, трудовое воспитание осужденных, работа с активом и самодеятельными организациями, индивидуальная работа с осужденными, работа с лицами, освобождаемыми и освобожденными из колонии. На основании анализа показателей продуктивности деятельности воспитателя составлена инвариантная модель готовности личности осужденного к выходу на свободу, которая рассматривается с пяти позиций: сформированность духовно - нравственных ценностей; сформированность установок верховенства закона; сформированность умений необходимых для жизни на свободе; сформированность коммуникативных умений; выполнение нравственных правил и норм.

 

АВТОР: Фёдоров А.Ф.