27.02.2012 7092

Педагогическая целесообразность как принцип внедрения новых информационных технологий в процесс профессиональной подготовки студентов

 

Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.

Совершенствование методов решения функциональных задач и способов организации информационных процессов приводит к совершенно новым информационным технологиям, среди которых применительно к обучению можно выделить следующие:

- компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;

- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

- распределение базы данных по отраслям знаний;

- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;

- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Таким образом, современные технологии образования создаются под влиянием новых информационных технологий - компьютерных и коммуникационных - на основе погруженности человека в новую интеллектуальную среду.

«Знания и новые технологии сегодня становятся факторами, определяющими направления социальных перемен, и главной силой экономического развития. Развитие, основанное на использовании научно-технических достижений, требует мощных вложений в развитие высшего образования и системы специализированной профессиональной подготовки на высоком уровне».

В.А. Шаповалов подчеркивает: «Опыт стран, осуществляющих прорыв к постиндустриальной цивилизации, показывает, что в системе факторов, формирующих структуру и организацию современного образования, решающая роль принадлежит информационной технологии. Новая система образования складывается под воздействием экономики, административных структур, теорий обучения, философских представлений о сути образования - и все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии с информационной технологией, которая играет созидательную роль в сфере образования. Под воздействием информационных технологий идет выработка новых целей, принципов, методов образования».

Широкое использование новых информационных технологий в обучении создает условия для интеграции учебных предметов, формирования единой, целостной научной картины мира, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экономической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения. Интеграция, развитие междисциплинарных связей, формирование системы обобщенных понятий предполагает такую организацию информационного пространства знаний, которая позволила бы науке избежать узкой специализации и дробления, что, по мнению академика К.Ф. Фролова, не способствует ускорению научно-технического прогресса.

Проблема интеграции в условиях информатизации образования приобретает особую остроту и актуальность.

По мнению O.K. Филатова интеграция представляет собой отнюдь не простое объединение произвольного множества элементов в связанный лишь внешними условиями существования конгломерат. Она является процессом, ведущим к образованию внутренне взаимосвязанной целостности, обладающей свойствами, отсутствовавшими у составивших ее компонентов или частностей, реализующихся за счет соответствующего подбора последних, специфического их сочетания и организации. Только такое понимание интеграции согласуется с существованием тесной взаимосвязи интеграционных процессов с синтезирующими, обусловливающим отождествление синтеза с завершающей фазой и результатом интеграции.

Соответственно интеграционными образовательными процессами будем называть такие образовательные процессы, содержание которых характеризуется приобретением ими специально новых качеств и свойств, которое достигнуто вследствие надлежащего объединения прежде автономных элементов, либо изменения отношений между входящими в образовательные процессы составляющими.

«В информационном обществе, чем больше человек обладает организованной, целенаправленной информацией, тем более адекватно он сможет сформировать свой образ и прообраз объективной реальности, а посему более гармонично вписаться в окружающий мир, что позволит ему с максимальной полнотой раскрыть свой материальный и духовный потенциал, наиболее благоприятным образом реализовать уникальные природные задатки».

Беспрецедентный рост объема и скорость обращения информации, все ускоряющееся в связи с этим обновление научных знаний, требуют пересмотра целей традиционных систем и технологий образования.

Подтверждением данного факта служат следующие показатели. В начале века обновление знаний происходило каждые 20-30 лет, и общество в лице одного поколения не так остро ощущало недостаток знаний, что позволяло сохранять консервативную систему образования. Сегодня знания обновляются на 15 % в год, то есть каждые шесть лет. В связи с этим происходит быстрое устаревание приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, потеря ими актуальности, в результате чего молодые специалисты лишь на короткий период являются носителями новых знаний. Выпускник учебного заведения оказывается невостребованным или неподготовленным к требованиям, которые предъявляют ему работодатель и социальное окружение.

Экспоненциальный рост знания и скорость его распространения, революция знания приводят к разрыву мира знания и сферы образования.

Таким образом, налицо парадоксальная ситуация - с одной стороны, в мире накоплен огромный информационный потенциал, а с другой стороны, существует невозможность воспользоваться им в полном объеме в силу ограниченности человеческих знаний. В подобной ситуации человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности.

В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком оказываются непригодными. Это ставит новые и сложные цели и задачи перед системой образования, реализовать которые можно только на основе новых компьютерных и коммуникационных технологий.

Таким образом, по мнению Т.П. Ворониной и В.П. Кашицина, для дальнейшего общественного развития необходима взаимная адаптация общества и образования, без которой увеличивающийся разрыв между ними может оказаться губительным как для системы образования, так и для общества в целом. Система образования больше не может оставаться неизменной в бурном водовороте общественных перемен. Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые им знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, искать пути их рационального решения, используя современные технологии;

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей их действительности;

- быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией, уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Как известно, любая система образования функционирует и развивается в определенной социальной, научно-технической, экономической, культурной и, наконец, политической среде, которые, с одной стороны, обуславливают цели образования, а с другой - создают определенные предпосылки для их реализации и дальнейшего развития.

Под целью в философии понимают предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В педагогической науке и практике проблема целеобразования и целеполагания является одной из фундаментальных проблем. Под целеобразованием в психологии понимается процесс порождения новых целей в деятельности человека как одно из проявлений мышления. В педагогической науке под целеобразованием понимаются поиски, детерминизм, определение целей образования детей и взрослых.

Целеполагание понимается как легитимизация целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государства, придания им законодательного статуса, нормативных установок. Всякая человеческая деятельность определяется ее целью, то есть является целесообразной.

Философское понятие «целесообразности» трактуется как генетически связанное с процессами целеполагания, представляющего собой существенный компонент человеческой деятельности.

В педагогике под целью образования понимается образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Цели образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека.

История зарубежного и отечественного образования свидетельствуют о том, что содержательные параметры цели образования отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Попытка разрешить имеющееся сегодня противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом приводит к необходимости пересмотра, конкретизации целей образования с учетом требований информационного общества. Все более смещается акцент с абсолютного образовательного идеала («всесторонне развитой личности») на замещение его социально-детерминированным образовательным идеалом - максимальное развитие способностей человека к самореализации.

Всякий раз происходящие изменения в средствах коммуникации (технике общения) в обществе вносили кардинальные преобразования в применяемые способы передачи знаний, социального и культурного опыта. При этом на разных этапах образование определялось специфическими формами, средствами и моделями отношений между носителями знаний и их пользователями. Эволюция этих отношений, имеющая глобальный характер, исторически происходила в процессе так называемых трех революций в образовании, заключающихся в следующем поэтапном переходе функций образования:

- первая революция - от естественного отца к духовному (от культуры семейных и других традиций к культуре слова);

- вторая революция - от автора речи к функции высказывания (от культуры слова к книжной культуре);

- третья революция (настоящее время) - от знаний (в виде конечной истины) к разнообразной информации (от книжной к экранной культуре).

И сегодня мы являемся свидетелями того, что вербальная культура сдает свои позиции, и все более оттесняется культурой экранной. По данным опросов, проведенных в 70-е годы, читавших «Войну и мир» (полностью, не в отрывках), среди выпускников средних школ было 44%, смотревших - 97%, «Гамлета» - соответственно 33% и 84%, «Дон Кихота» - 24% и 77%. Это еще одно свидетельство тому, что на роль авторитетного источника знаний о мире наряду с учителем претендуют многочисленные представители средств массовой информации. В сущности, это и ведет образование к переходу от передачи обучаемому знаний (в виде конечной истины) к предоставлению ему разнообразной информации, при котором главное изменение состоит в смене ведущего субъекта образовательного процесса.

По мнению авторов, эволюция отношений между учителем и учеником в свою очередь определили эволюцию целей образования: от усвоения образа жизни к усвоению образа дискурсивного мышления, затем - к усвоению образа мира как корпуса знаний и способа деятельности и, наконец, к построению образа мира как способа мышления.

Поэтому основной проблемой образования становится не только усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентации в потоке все возрастающей информации, а получение, создание, производство знания, которого нет, но потребность в котором назрела. Или, по определению Д. Белла, образование в информационном обществе должно быть не только средством усвоения готовых общепризнанных знаний, но и способом информационного обмена личности с окружающими людьми - обмена, который совершается в каждом акте ее жизнедеятельности и на протяжении всей ее жизни, который предполагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование информации в обмен на полученную.

Следует заметить, что стратегические цели образования (как дидактики, так и теории воспитания) в контексте социокультурных изменений определяет и философия образования. По мнению Гершунского именно «философия образования призвана концептуально обеспечить процесс трансформации глобальных общечеловеческих ценностей в ценности и цели, достижимые именно в сфере образования».

Е.С. Полат считает, что цель систем образования в современных обществах заключается в интеллектуальном и нравственном развитии человека. Современному обществу нужен человек самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Среди множества существующих критериев, по которым различаются цели образования, представляющие собой в целом достаточно сложную систему, будем основываться на следующих основных моделях, предложенных в работе.

Экстенсивная модель целей образования предполагает передачу как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе.

Продуктивная модель заключается в подготовке учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, и к той структуре занятости, которая поддерживает развитие социальной общности и его собственное развитие.

Интенсивная модель состоит в подготовке учащихся на основе развития их универсальных качеств не только к освоению определенных знаний,' но и к постоянному их совершенствованию, развитию собственных творческих возможностей.

В работе авторы выделяют следующие фундаментальные цели образования, которые встают перед системой образования в связи с развитием новых информационных технологий - это компетентность, мировоззрение, творчество человека. Рассмотрим более подробно каждую из них, в соответствии с ранее выделенными моделями целей образования.

Компетентность - это способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценить ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически, компетентность - это способность человека решать проблемы.

Очевидно, что поведение человека и то, насколько эффективно решает он стоящие перед ним задачи, зависят от его компетентности. Сама же компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.

В сфере образования выделяют профессиональную и общекультурную компетентность. В современной ситуации, когда наука, техника, технология осознаны как сложные социально-культурные феномены, становится очевидным, что профессиональная и общекультурная компетентности по сути тесно связаны между собой. Поэтому выделение их как самостоятельных целей образования является в определенной мере условным, но, тем не менее, достаточно обоснованным.

Профессиональная компетентность - это способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально-культурную, гуманитарную компоненту.

Общекультурная компетентность - это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Компетентное участие человека в основных сферах жизни общества является той важнейшей целью образования, которая и называется общекультурной компетентностью.

Следующей важной целью образования является формирование целостного современного мировоззрения - представлений о мироздании, природе, обществе, человеке, выраженных в понятиях, образах, ощущениях, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему. Мировоззрение реализуется в системе ценностей и идеалов личности - таких представлений, которые позволили бы человеку адекватно и глубоко понимать окружающую его реальность, правильно оценить ситуацию, в которой он находится, и правильно действовать в реальном мире.

При этом образование формирует не только основу мировоззрения - миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний, имеющих важное значение для целостного восприятия мира, но и воздействует на мировосприятие, которое выражено в определенных моделях и образах реальности, придающих наглядность вырабатываемым общим мировоззренческим установкам. Важнейшая цель образования состоит в том, чтобы вывести человека за пределы обыденного сознания, дать возможность сформировать свое мировоззрение и выработать убеждения осознанно и обоснованно, с опорой на достижения человечества.

Итак, цель формирования мировоззрения предполагает:

- свободный выбор мировоззренческой ориентации;

- критическое отношение к мировоззренческой позиции;

- оценку мировоззрения в отношении его истинности, систематичности, широты, и глубины осмысления проблем, эффективности их решения;

- осознанную и обоснованную выработку убеждений.

Реализация этой цели образования в современном мире возможна только на основе доступа к выработанным человечеством информационным ресурсам, организации информации с ориентацией на ее изучение, разработки специальных методов освоения больших массивов информации. То есть на основе новых информационных технологий.

Эти технологии воздействуют на формирование не только миропонимания человека, но и на его мировосприятие. Создание глобальной системы образовательных услуг, предоставление человеку возможности более полного удовлетворения его образовательных потребностей с помощью современных телематических систем преодолевают чувство отчуждения и изолированности человека в мире, способствуют его восприятию мира во всей целостности и полноте.

И, наконец, главной целью современного образования является образовать человека для подлинной жизни, для творчества, научить его ориентироваться в реальной жизни и найти путь, ведущий к самореализации.

Творчество - это поиски человеком самого себя в реальной жизни.

Совершенно очевидно, что для правильной ориентации в реальной жизни человек должен научиться правильно рассуждать, самостоятельно принимать осмысленные и обоснованные решения. На развитие именно этой способности и ориентированы современные разработки в области новых образовательных технологий. Технологии искусственного интеллекта, методы моделирования реальных ситуаций позволяют ставить и постепенно решать задачи по разработке обучающих программ, помогающих понять студентам, что такое правильное рассуждение, и дающих возможность попрактиковаться в принятии обоснованных решений в ситуациях, близких к реальным.

Рассматривая творчество человека как важнейшую цель его образования, необходимо подчеркнуть, что творчество в реальной жизни предполагает единство рационального, нравственного и художественного искания человека. Кроме того, творчество предполагает мировоззренческие поиски человека. В этом смысле такие цели образования, как выбор мировоззренческой ориентации и творчество оказываются тесно связанными между собой. Поскольку новые информационные технологии служат цели формирования целостного мировоззрения, постольку они оказывают влияние на образование человека как творческой личности.

Истинное творчество предполагает компетентность человека. Компьютерные и коммуникационные технологии, обеспечивая компетентные действия человека как в его профессиональной области, так и в культуре в целом, укрепляют духовные силы человека, способствуют его творческому развитию.

Компетентные действия человека в реальной жизни служат самовыражению личности, реализации ее творческого потенциала.

Компьютеры сейчас позволяют человеку активно работать с видеоизображением и анимацией, комбинировать такие среды, как звук и изображение. Это служит основой для разработки новых технологий, ориентированных на развитие глубинных творческих задатков личности.

Итак, новые информационные технологии позволяют на качественно новом уровне реализовать важнейшую цель образования - творчество человека - поскольку разрабатываемые на их основе обучающие программы и комплексы обеспечивают:

- развитие навыков самостоятельного размышления, рассуждения;

- развитие глубинных творческих стремлений, способностей людей, природных талантов;

- приближение процесса обучения к научному поиску;

- поощрение творческого выдвижения гипотез, риска в поиске решений проблем;

- вовлечение человека в процесс обучения, активизацию всех его творческих возможностей, ресурсов для решения проблем;

- развитие игровых элементов творческой деятельности. Анализ процессов информатизации образования позволил прийти к выводу, что рост информационных потоков и возникновение информационных коммуникаций оказывают влияние на цели и содержание профессионального образования, способствуя появлению не только новых методов, форм и средств обучения, но и возможности постоянного диагностирования учебного процесса (вместо единичных акций контроля).

Таким образом, педагогическая целесообразность выступает в качестве критерия, принципа отбора и проектирования НИТ, их внедрения в процесс профессиональной подготовки студентов.

 

АВТОР: Харченко Г.И.