27.02.2012 6807

Педагогические возможности информационных технологий обучения в системе образования

 

Использование новых информационных технологий в системе образования оказывает влияние на все структурные компоненты процесса обучения.

Как отмечает Ю.С. Брановский в педагогическом смысле новая информационная технология обучения должна содержать совокупность приемов, методов, форм обучения на компьютерной основе, на основе средств информационных технологий.

Новые информационные технологии в обучении предполагают использование всего многообразия современных устройств обработки информации, включая компьютеры, их периферийное оборудование, средства связи, видеотехнику, средства мультимедиа.

Академик А.П. Ершов выделил следующие педагогические возможности персонального компьютера:

Компьютер является наиболее адекватным техническим средством обучения, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу.

Будучи в состоянии принять на себя роль активного партнера с динамическим сочетанием вызова и помощи компьютер тем самым стимулирует активность учащегося.

Программируемое компьютера в сочетании с динамической адаптируемостью содействует индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность.

Компьютер - идеальное средство для контролирования тренировочных стадий учебного процесса.

Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении «правил игры» в сочетании с принципиальной познаваемостью этих правил способствуют большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень.

Способность компьютера к построению визуальных и других сложных образов существенно повышает пропускную способность информационных каналов учебного процесса.

Компьютер вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, в частности вычислительный эксперимент, решение задач с помощью экспертных систем, конструирование алгоритмов и пополнение баз знаний.

Являясь ведущим и массовым инструментом научно-технической революции, компьютер самим фактом органического включения в учебный процесс сближает сферу образования с реальным миром.

Свойства универсальности и программируемости, способность компьютера к многоцелевому применению позволяют во многих случаях сократить стоимость технических средств обучения, исключив затраты на натурные эксперименты, лабораторные работы и создав дешевую программную настройку с одного применения компьютера на другое.

Перечисленные педагогические возможности ПК позволяют повысить эффективность процесса обучения, внося в учебный процесс принципиально новые познавательные средства.

Кроме того, как отмечено авторами, «достаточно давно известно, что одни люди лучше воспринимают информацию, представленную образно в картинках, а другие вербально в устной и письменной речи. Различия в приоритетах переработки информации весьма существенны при мультимедийных формах обучения, основанных на графике и визуальных представлениях».

Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Схематически процесс обучения как целостную систему П.И. Пидкасистый представляет следующим образом:

Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся, Учебный процесс с использованием новых информационных технологий основывается наряде психологических принципов, приведенных в работе.

Тщательное и детальное планирование учебной деятельности, ее организация, четкая постановка целей и задач обучения.

Успех учебной деятельности в значительной степени определяется четкой постановкой цели каждого курса и его задач. Это необходимо для того, чтобы обучаемый ясно понимал предназначение предлагаемых курсов и мог соотнести с ними свои познавательные потребности и возможности. Степень этого соответствия и определяет уровень мотивации познавательной деятельности, являющейся побудительным источником творческой активности обучающихся.

Следует заметить, что эффективность учебной деятельности во многом зависит от содержания учебного материала, поскольку оно детерминирует структуру и уровень познавательных интересов - общих либо специальных - в зависимости от этапа обучения. Для ее обеспечения необходимо активизировать прошлый опыт обучающихся и помочь им связать его с новым материалом, направлять обучающихся, ставя перед ними новые задачи. 2. Разработка таких учебно-методических материалов, которые опираются на психологические закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания, а также возрастные особенности обучающихся.

Эта необходимость обусловлена тем, что познавательные процессы оказывают непосредственное влияние на усвоение учебного материала. Можно выделить ряд независимых от личностных характеристик особенностей, которые следует учитывать при разработке учебно-методических материалов:

- органы чувств человека ограничены в своей способности реагировать на информационные сигналы, вследствие чего могут улавливать лишь дозированное количество сообщений из окружающей среды, причем, если сообщений оказывается много - мозг начинает испытывать информационную перегрузку;

- человек воспринимает мир в зависимости от того, что ожидает воспринять, но если его ожидания не оправдались, то он пытается найти этому какое-то объяснение, а потому его сознание наибольшее внимание уделяет новому и неожиданному;

- существует «эффект психического пресыщения», который заключается в том, что человек не способен без вариации выполнять однообразные задания в течение даже короткого времени, иногда незаметно для себя меняя решаемую задачу.

Учет этих особенностей способствует повышению уровня восприятия информации и усвоению учебного материала.

Наличие такой обратной связи между обучаемым и преподавателем, которая обеспечивает обучающемуся психологический комфорт в процессе обучения.

Смысл механизма обратной связи состоит в том, что в межличностном общении процесс обмена информацией как бы удваивается, и, помимо содержательного аспекта, несет в себе от реципиента к коммуникатору сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Прежде всего, обратная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Адекватность восприятия информации зависит от нескольких причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе диалога коммуникативных барьеров. В самом широком смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл.

Существуют различные барьеры:

- семантический барьер, связанный с различиями системы значений используемых участниками общения;

- стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и стиля речи или актуального психологического состояния реципиента;

- логический барьер, возникающий в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна, либо кажется неверной, противоречит присущей ему манере говорить.

От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее неубедительной, поэтому для коммуникатора выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Коммуникативный барьер может предстать и как барьер отношений. Это чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента, когда появившееся чувство неприязни, недоверия к коммуникатору распространяется и на саму передаваемую им информацию.

Нужно иметь в виду, что любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки, желания с целью их частичного или полного изменения. В отдельных случаях коммуникативный барьер выступает психологической защитой от чужеродного психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.

В процессе обучения для создания благоприятных условий обучения необходимо способствовать преодолению барьеров, возникающих на пути информационных потоков.

В образовании, в силу специфики решаемых задач, наиболее существенными являются так называемые тотально-ключевые барьеры, препятствующие коммуникации: знаковый, тезаурусный, контрасуггестивный, ситуативный, темпоральный.

Знаковый барьер возникает в случае, если субъект, предлагающий информацию объекту, облек ее в знаковую форму, недоступную объекту. В силу чего, последний не может извлечь содержание из знаковой оболочки, поскольку не в состоянии «вскрыть ее».

Тезаурусный барьер преодолевается тогда, когда тезаурус индивида достигает такого объема, который позволяет понимать предлагаемую субъектом информацию и в то же время не мешает ее новизне.

При контрасуггестивном барьере информация не усваивается, поскольку отвергается обучаемым, в связи с несогласием с ней.

Ситуативные барьеры имеют место в том случае, если временные, пространственные, материальные и другие условия не способствуют усвоению информации.

Темпоральный барьер возникает в том случае, если информация подается в кодовой системе, не воспринимаемой обучаемым из-за протяженности во времени с момента ее производства до момента потребления.

Проблема коммуникативных барьеров и нахождения педагогических приемов их преодоления является актуальной задачей медиаобразования.

Способность обучающегося самостоятельно работать с информацией.

Самостоятельная работа является важным элементом учебной деятельности. Можно выделить несколько уровней готовности обучающегося к самостоятельной работе:

- высокий уровень, когда преобладает познавательный, профессиональный мотив;

- промежуточный, когда проявляется широкий круг разнородных мотивов, актуализированный постановкой различных проблем;

- низкий, когда преобладают внешние побуждения, например, необходимость сдачи зачета, экзамена.

В качестве ведущих мотивов самостоятельной деятельности могут выступать учебно-познавательные и профессиональные мотивы. Конкретными стимулами могут оказаться интерес, ответственность, страх отчисления и т.д. Разные по содержанию мотивы придают деятельности различный смысл, обуславливая ее качество.

Необходимо учитывать тот факт, что осуществлению самостоятельной деятельности нередко мешают некоторые психологические проблемы, среди которых - отсутствие опыта самостоятельной работы, неразвитость волевой саморегуляции, влияние групповых установок, последствия непризнания результата и др.

Сформулированные принципы должны быть положены в основу содержательной части электронных курсов. Известно, что создание мультимедиа-обучающих программ связано с проблемами передачи информации в электронном виде и ее восприятием. И здесь особенно важно максимально учесть психолого-педагогические принципы построения учебного материала.

Обучение можно рассматривать как информационный процесс приобретения знаний, существенной особенностью которого является превращение информации в знания. В связи с чем следует определить различия между понятиями знание и информация. Перечень сопоставлений этих понятий приводится в работе:

- знания - это систематизированные, упорядоченные, устоявшиеся сведения; информация - сведения, такими свойствами не обладающие;

- знания истинные, проверенные практикой сведения; информация - сведения, не прошедшие проверку на истинность и достоверность, «сырой» материал;

- знания - это теории, законы, положения и другие концепции; информация - фактические данные;

- знания - сведения, относящиеся к области науки и техники, информация - сведения, используемые в обыденной жизни (донаучные сведения);

- информация - это сведения, снимающие неопределенность системы; знания - сведения, оставляющие эту неопределенность в покое;

- знания - сведения уже известные обществу или индивиду; информация - сведения, обладающие новизной;

- знания - сведения, которыми располагает общество независимо от степени их новизны; информация - сведения о том, где находятся эти сведения, т.е. сведения о сведениях;

- знания - сведения, которыми располагает субъект, информация - все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов;

- знания - то, что хранится в документальных фондах (используется при ретроспективном поиске); информация - текущие поступления;

- информация - это, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знаний

В процессе обучения выделяют следующие формы знания:

1) Знание-знание (система знаний). Это совокупность знаний о предметной области, образующих систему, которая позволяет использовать накопленные факты (законы, теории и т.д.) для генерации новых знаний (логический вывод) и/или пополнения их.

2) Знание-понимание. Это проникновение в природу и осознание причинно-следственных связей между фактами, составляющими знания. Оно отражает способность объяснять (учитывать, использовать) влияние изменений в предметной области и принимать обоснованные решения.

3) Знание-умение. Это способность применять знания или способность достичь цель из данной ситуации с использованием всех доступных средств.

4) Знание-навык. Это хорошо заученное действие, доведенное до автоматизма. По характеру навыки разделяются на умственные, сенсорные, моторные и др.

По внутренней наполняемости можно выделить три вида знания:

- во-первых, знание готовое, получаемое из уже созданной информации;

- во-вторых, новое, до сих пор неизвестное знание, добываемое из вновь создаваемой информации, когда знание и незнание выступают вместе, идет живой процесс получения знания;

- в-третьих, «знание о незнании», когда исследователь приходит к пониманию потребности в необходимой, но на данный момент отсутствующей информации.

Информация - сведения любого характера, выражающие нередко мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности, порой не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости - забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, мнений и понятий вырабатывает свое представление о мире». Информация в виде знания обладает высокой степенью структурированности.

Влияние информации на обучаемость индивида, его способность усваивать новое, необходимое для достижения поставленных целей, на его поведение зависит также и от качеств личности, использующей информацию. Важными характеристиками личности в связи с этим являются такие как: готовность к восприятию информации; склонность к изменениям; действенность (т.е. способность к эффективному действию); заинтересованность пользователя, осознание им целей и средств; способность к поведенческому выражению парадигм (организму легче копировать поведение других, чем воспроизводить чужое восприятие, чужие ощущения); способность воспринимать сведения от современных средств массовой информации; «идеализация» в качестве источников информации неких порядков, общественных институтов.

В связи с чем особую актуальность приобретает вопрос о переработке информации специалистами в профессиональных целях и студентами в учебно-познавательной деятельности. Среди понятий, характеризующих проблему представления педагогического знания в учебном процессе, В.В. Воронов выделяет: функции педагогического знания, закономерности восприятия текста и других знаков, закономерности учебно-познавательной работы студентов с информационно-дидактическими материалами разных форм, наглядность в обучении педагогике, педагогический тезаурус, фонд ситуаций и задач по педагогике как средства обучения, информационные, аналитико-синтетические и эмоциональные методы в учебной работе, электронные учебники и программные продукты.

Таким образом, наличие различных форм предъявления учебного материала и когнитивных действий с ним позволяет более успешно разрешать противоречие в познавательной работе студентов между репродуктивной учебной деятельностью студента и требованиями к специалисту: не только знать свой предмет, но и владеть умением получать, обработать и использовать информацию. Кроме того, чтобы усвоить новые информационные технологии, нужно пройти через них, по ним учиться, следовательно преподаватель педагогики и психологии должен демонстрировать все возможные методы, модели обучения.

 

АВТОР: Харченко Г.И.