27.02.2012 5954

Психологические механизмы формирования субъективного отношения личности

 

Психологические исследования в области формирования субъективного отношения и близких ему категорий прошли длительный путь от постулирования факта динамичности субъективных отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт), через выявление их детерминантов (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.А. Ядов, А. Маслоу, Р. Абельсон, Ф. Хайдер), к разработке механизмов психологического воздействия (Д.А. Леонтьев, Г.А. Ковалёв).

Г.А. Ковалёв (1987) отмечает, что «особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологических воздействий (воспитательных, управленческих, пропагандистских, психокоррекционных и т. п.), осуществляемых в различных формах (экологических, массовых, групповых, межличностных и т. п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т.д.)». Эффектом психологического воздействия относительно человека в данном контексте «является изменение его субъективных характеристик (потребностей, установок, отношений, деятельности, поведения и т.п.)» (Г.А. Ковалёв, 1987).

В социальной психологии выделяется несколько направлений исследований процесса изменения характера субъективного отношения (личностного смысла, ценностных ориентации, социальных установок).

В бихевиористически ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется «подкрепление» той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.

К этому направлению относится теория последовательности (consistency-theory approach) (R.P. Abelson and M.J. Rosenberg, 1958). Она предполагает, что изменения аттитюдов связано с тем, что личность стремиться сохранить максимальную степень внутренней гармонии внутри своей системы убеждений и между своими убеждениями и своими действиями. По мнению Р.П. Абельсона и М.Ж. Росенберга люди склонны не к строго логической последовательности, а к «психологическим» содержательным аксиомам. В качестве подкрепления аттитюда рассматриваются такие аксиомы, как «Враг моих врагов есть мой друг», «Все, что нравится моему другу, также нравится и мне», и т.д.

В рамках бихевиористски ориентированной социальной психологии Г.А. Ковалёв (1987) выделяет стратегию императивного воздействия на формирование или изменение отношения. Основными функциями данной стратегии являются функции контроля поведения и отношений человека, их подкрепления и направления в нужное русло, а также функция принуждения по отношению к объекту воздействий. В социальной практике такая стратегия может быть уместной и эффективной в экстремальных ситуациях, где требуется принятие оперативных и важных решений в условиях временного дефицита, а также при регламентации иерархических отношений между людьми в «закрытых» организациях (например, военного типа) и отдельных субкультурах.

Бихевиористическое направление исследований процесса изменения характера отношения полностью сформировано в субъект-объектной парадигме. Бихевиористическое направление не учитывает того, что отношение (установка, аттитюд) формируются на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию и его изменение эффективно также лишь при условии включения социальных факторов. «Подкрепление» в бихевиористической традиции не связано с такого рода факторами.

Основой когнитивистской традиции является подход, утверждающий активность и избирательность личности в процессе отражения внешних воздействий. Ф. Хайдер, Т. Ныок, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум дают объяснение изменению социальных установок в терминах теорий соответствия (Г.Н. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, 1978). Изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. В рамках этого подхода воздействия направленные на формирование или изменение отношений основываются на идее активности и целостности психического функционирования человека. Г.А. Ковалёв отмечает, что «в соответствии с этой точкой зрения предполагается, что процесс воздействия происходит тогда, когда взаимодействующие между собой коммуникаторы интернализуют значения, которыми они обозначают исходящую друг от друга информацию в ситуации перцептивного выбора» (Г.А. Ковалёв, 1987). На этой основе разработано множество эффективных приемов и средств психологического воздействия с целью формирования или изменения отношения, которые с успехом применяются, в частности, средствами массовой информации при формировании общественного мнения, создании рекламы и т.п.

Несмотря на признание активности и индивидуальной избирательности психического отражения, провозглашаемой в рамках данного подхода, при использовании конкретных методов воздействия человек на самом деле все так же остается объектом внешних влияний и психического манипулирования. Кроме того, большинство социальных детерминантов отношения остаются за скобками.

Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме формирования и изменения отношений, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен «как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми» (П.Н. Шихирев, 1976).

Это представление получило своё развитие в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм). Главным в данной доктрине являются признание неповторимости и уникальности психической организации каждого отдельного человека, вера в его позитивное и творческое начало, его социальную обращенность. Карл Р. Роджерс основным источником творчества считал «человеческое стремление к самоактуализации, к реализации своего потенциала». Под этим он подразумевал «направляющее стремление, очевидное для всех форм органической и человеческой жизни, - стремление к расширению, раскрытию, развитию, взрослению - стремление выразить и активизировать способности организма и своей сущности» (К.Р. Роджерс, 2001).

Основные принципы формирования деятелыюстной активности индивида заложены в теории самоактуализации Абрахама Г. Маслоу (1982). В данной концепции детерминантом формирования и изменения отношения выступает система потребностей. А. Маслоу выделял пять иерархизированных уровней потребностей: физиологические; безопасности и самосохранения; общения и любви; самоутверждения и признания; самоактуализации. Главный закон иерархии потребностей состоит в том, что возникновение высших потребностей происходит только в том случае, если низшие потребности удовлетворены в достаточной степени, причем удовлетворение этих низших потребностей должно носить длительный и интенсивный характер.

Потребности личности, определяют её мотивы, в которых выражается отношения к объекту действия. А. Маслоу выделяет две категории мотивов: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы, порождающиеся базовыми потребностями, являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Примерами метапотребностей являются потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности.

Принцип формирования деятельностной активности индивида основывается на том положении, что потребность побуждает к действиям и поступкам, направленным на её удовлетворение. Сами же потребности носят динамический характер. Они могут угасать и актуализироваться, может меняться характер их проявления в различные периоды жизни, при изменении социальной ситуации, в результате развития личности.

Таким образом, в основе механизма, позволяющего воздействовать на отношение личности, заложены два этапа: определение индивидуального характера проявления различных потребностей личности и создание адекватных возможностей для удовлетворения потребностей. Осознание индивидом своей потребности и наличие адекватных ему возможностей удовлетворения этой потребности приводит к изменению отношения, отражающегося в мотиве, который, в свою очередь, порождает деятельностную активность.

Анализируя аспекты практического применения теории самоактуализации А. Маслоу в западной культуре А.А. Велик (1999) отмечает, что данная теория нашла своё применение в трудовой деятельности (её организации), в образовании (формирование интереса к знаниям, развитие творческих способностей, неавторитариый подход к способам преподавания), в психотерапии (различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту).

В концепции А. Маслоу личность, её система субъективных отношений перестаёт быть объектом воздействия. В отличие от объектного подхода к человеку данное направление можно условно обозначить как личностный, или интерсубъектный, подход. Концепция А. Маслоу, в отличие от бихевиористического и когнитивисткого направлений, в полной мере соответствует социально-психологическому содержанию понятия «отношение». Во-первых, сам спектр потребностей включает в себя и физиологические, и психологические, и социальные потребности. Во-вторых, возможности удовлетворения потребностей находятся как в пространственно-предметном, так и в социальном окружении личности.

Комплекс потребностей личности и возможностей их удовлетворения находит отражение в рамках деятельностного подхода, в частности в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» (Ядов В.А., 1975). Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Д.Н. Узнадзе (1966), согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности - с другой. Однако обозначенные Д.Н. Узнадзе установки возникали при «встрече» лишь элементарных человеческих потребностей и довольно несложных ситуаций их удовлетворения.

В.А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях, действуют иные диспозиционные образования. Они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

В отличие от А. Маслоу, В.А. Ядов классифицирует потребности с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Таким образом, выделяются четыре сферы, в которых реализуются потребности человека:

- ближайшее семейное окружение;

- контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид;

- более широкая сфера деятельности, связанная со сферами труда, досуга, быта;

- сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

В соответствии с четырьмя сферами удовлетворения потребностей выстраивается иерархия ситуаций. Эти ситуации структурированы по длительности времени:

- предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные;

- ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы;

- устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта;

- устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности - в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования. Определённый уровень потребности и социальной ситуации формируют

соответствующий уровень диспозиции личности. Выделяется четыре уровня диспозиций:

1) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших «предметных ситуациях» (фиксированные установки);

2) второй уровень - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно, - социальные фиксированные установки или аттитюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру;

3) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр.);

4) четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов.

Таким образом, воздействие на формирование того или иного уровня диспозиции (аттитюдов, социальных установок, отношений) может осуществляться как через проектирование системы возможностей для удовлетворения разного уровня потребностей, так и через сценирование и организацию разного уровня социальных ситуаций, в которых эти потребности проявляются. Так Кельман (Kelman, 1958) показывает, что адаптивные аттитюды, способствующие поддержанию необходимых отношений со значимыми другими (второй уровень диспозиции), могут быть изменены при изменении ролевых отношений личности к значимым другим.

Ценностные ориентации, образующие четвёртый уровень диспозиции личности нашли своё отражение в теории ifeunocmiibix представлений Д.А. Леонтьева (1988). Он подчёркивает, что личностная ценность является источником индивидуальной мотивации.

Д.А. Леонтьев выделяет три категории ценностных представлений:

«ценностные ориентации» как осознанные представления субъекта о собственных ценностях;

«ценностные стереотипы» отражают, по сути, ожидания, предъявляемые человеку теми или иными социальными группами или обществом в целом и осознаваемые им;

«ценностные идеалы», смысл которых состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних.

В процессе формирования ценностных представлений личностью вначале воспринимается ценностный стереотип. Он может присутствовать в сознании, но не имеет реального личностного смысла и побудительной силы. Ценностный стереотип сопоставляется с ценностными идеалами, на этом этапе происходит как бы примерка ценностного стереотипа к себе и к собственной жизни. Результатом такого сопоставления может быть либо отторжение ценностного стереотипа, либо его постепенный переход в ценностную ориентацию, которая обладает побудительной силой и детерминирует деятельностную активность.

Возвращаясь к диспозиционной концепции В.А. Ядова важно отметить, что для формирования диспозиционных образований первого и второго уровней применимы методы воздействия, сформулированные в рамках бихевиористического и когнитивисткого направлений. Некоторые диспозиционные образования третьего уровня, например избирательная активность личности в сфере досуга, формируется и изменяется под влиянием механизмов когнитивистского направления, преобладающих в рекламном бизнесе.

На высшем уровне диспозиции в ее регуляцию включаются более сложные механизмы субъект-субъектные по своему содержанию. Личность рассматривается как самостоятельная и самодостаточная единица широкой системы социальных связей и отношений, как включенная не только в ближайшую среду социального взаимодействия, но и в систему общества. Хотя на разных уровнях этой деятельности включается определенный уровень диспозиционного механизма, высшие его уровни так или иначе - не обязательно в прямом виде, но через сложные системы опосредования - играют свою роль в регуляции социального поведения и на низших уровнях.

Таким образом, диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности социальна но своему содержанию. Механизмы воздействия на формирование различных уровней диспозиций, особенно высшего уровня, в основном сформированы в субъект-субъектной парадигме.

Наиболее детально на сегодняшний день механизмы воздействия и самовоздействия на личность, порождающие её деятельностную активность разработаны в рамках концепции смысловой реальности Д.А. Леонтьева (1999).

Смысл рассматривается Д.А. Леонтьевым, как «отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» (Д.А. Леонтьев, 1999). «Личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность...» (Д.А. Леонтьев, 1985).

Понятие «смысл» в концепции Д.А. Леонтьева (1999) является близким к понятию «субъективное отношение». Смысл, по Д.А. Леонтьеву, порождается отношениями, связывающими субъекта с объективной реальностью. В.Н. Мясищев (1960) показывает, что отношение представляет собой систему связей со значимым для него объектом. Д.А. Леонтьев отмечает, что непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности. В.Н. Мясищев рассматривает мотив, как выражение отношения к объекту действия. Смысл обладает действенностью, т.е. детерминирует практическую деятельность. Детерминированность деятельности субъективным отношением В.Н. Мясищев закладывает в само определение субъективного отношения. Понятие «субъективное отношение» интегрируется в понятие «смысла», предложенного Д.А. Леонтьевым. Таким образом, серьёзная методологическая база, разработанная в рамках концепции смысловой реальности Д.А. Леонтьева (1999), может быть применима к формированию или изменению субъективного отношения.

Д.А. Леонтьев выделяет и анализирует шесть видов смысловых структур личности - личностный смысл, смысловую установку, мотив, смысловую диспозицию, смысловой конструкт и личностную ценность. По его мнению, «личность как психологическое образование, как регуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам... Смысловая сфера личности - это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» (Д.А. Леонтьев, 1999).

Анализ факторов и механизмов трансформации смысловой сферы, в частности, под влиянием целенаправленного воздействия, стал основой для схемы смыслотехники как техники самовоздействия и воздействия на других людей (Д.А Леонтьев, 1999). Вектор воздействия «на себя» (самовоздействия), выделенный в концепции Д.А.Леонтьева, ставит личность в активную позицию, в позицию субъекта по отношению к формированию собственной смысловой сферы и определению направлений деятельностной активности.

Д.А.Леонтьев выделяет три основных механизма смыслотехнического воздействия (Д.А. Леонтьев, 1999):

Изменение источников смысла.

Подключение дополнительных мотивов (приёмы поощрения наказания, похвальбы критики, обещания, мотивация самоуважения и т.п.)

Подключение смысловых конструктов через специфическое обозначение объекта (выбор точного словесного ярлыка или визуального знакового образа, актуализирующего значимые смысловые конструкты, прямо связанные с ценностями).

Подключение смысловых диспозиций (ссылки на авторитеты, референтные группы).

Подключение самоотношения (социальной и ролевой идентичности, архитипов и глубинных ценностей).

Изменение или актуализация смысловых связей.

Через искусственное спрямление смысловых связей (создание впечатления большой вероятности того, что действие приведёт к желаемому результату, малой цены этого, простоты, короткой временной дистанции и т.п. или создание впечатления сложности, неоднозначности, большой цены, которую придётся заплатить, малой вероятности успеха).

Проработка смысловых связей, преследующая цель максимально адекватно, без искажения прояснить реально существующие связи.

Изменение структуры альтернатив (создание иллюзии отсутствия выбора, когда он на самом деле есть, или, напротив, создание ситуации ложного выбора, маскирующего наличие более серьёзных альтернатив).

«Подтверждая общую гуманистическую направленность своего труда, Д.А. Леонтьев подчеркивает значимость не манипулятивных, а фасилитирующих воздействий на субъекта, обеспечивающих личностный рост, формирование личностной автономии, способности к самостоятельному выбору» (Л.И. Анцыферова, 2000).

Очевидно, что большинство механизмов смыслотехнического воздействия может быть использовано для направленного влияния на личности других, как средство манипуляции в субъект-объектных взаимоотношениях. Однако, учитывая направление вектора, который задаёт сам автор, можно утверждать, что эти механизмы применимы и к субъект-субъектным отношениям. Всё зависит от целей и корректности использования этих технологий, а так же от осознанной и мотивированной включённости личности, относительно которой применяется эта категория психологических воздействий.

Анализируя проблему психологического воздействия, Г.А. Ковалёв (1987) отмечает, что стратегию воздействия, наиболее адекватную субъект-субъектному подходу, можно обозначить как развивающую. «Психологическим условием реализации такой стратегии воздействия является диалог. Основными нормативами и принципами организации его являются: эмоциональная и личностная раскрытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний. В состоянии диалога две личности начинают образовывать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создавать единое эмоциональное «событие», в котором воздействие (в обычном, объектном, монологическом смысле этого понятия) перестает существовать, уступая место психологическому единству субъектов, в котором разворачивается творческий процесс и взаимораскрытия и взаиморазвития, создаются условия для самовоздействия и саморазвития. Будучи адекватен субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог наиболее релевантен для организации наиболее продуктивных и личностно развивающих контактов между людьми» (Г.А. Ковалёв, 1987).

Психологическое существо диалога раскрывается в теоретической позиции о многокомпонентной структуре коммуникации между людьми (В.Н. Мясищев, А.А Бодалев). Диалог, как высший уровень организации общения разворачивается в условиях адекватного (когнитивно сложного) отражения людьми друг друга, положительного (личностного) отношения их друг к другу и «открытого» обращения, поведения относительно друг друга (А.А. Бодалев, 1983). Центральным звеном этой функциональной структуры общения является система субъективных отношений (В.Н. Мясищев, 1960).

Развивающая стратегия воздействия, в частности диалоговая форма, эффективно реализуется в условиях социально-психологического тренинга, когда открыто-диалогическое общение, переживание жизни и опыта становятся ведущим видом деятельности с целью формирования или изменения характера субъективного отношения. Согласно исследованиям

К. Роджерса (C.R Rogers, 1984) и Л.А. Петровской (1982) социально-психологический тренинг за относительно короткий срок влияет на психическое развитие личности. Происходят изменения в самоуважении, самодетерминации, конгруэнтности между идеальным и реальным «Я», уменьшение диктата в отношениях, большей степени принятия других - происходят изменения в характере субъективного отношения.

Формирование и изменение характера субъективного отношения в рамках социально-психологического тренинга обеспечивается и тем, что этапы проведения тренинга последовательно включают в себя три стадии развития субъективного отношения выделенных В.Н. Мясищевым (1960).

Первый этап – мотивационно - адаптивный. На этом этапе происходит знакомство членов группы друг с другом, снятие эмоционального напряжения и коммуникативных зажимов. Члены группы обмениваются своими ожиданиями, первоначальными суждениями. Результатом данного этапа является актуализация первоначальных реакций на контактные раздражители. В.Н. Мясищев называет этот этап «условно-рефлекторной стадией отношения». Он отмечает «Первоначальные положительные или отрицательные реакции на непосредственные внутренние и внешние контактные раздражения с возникновением сосредоточения, нарастанием роли дистантных рецепторов могут характеризоваться как условнорефлекторная стадия отношений...» (В.Н. Мясищев, 1960).

Второй этап - фрустрация. На этом этапе у членов группы, как правило, возникают негативные эмоции. Организация открытого выражения этих эмоций, совместного их проживания, порождает доверие к группе и благоприятствует аутентичности поведения в группе.

Третий этап - основной этап работы группы. В диалоговой форме и в отдельных монологах-переживаниях начинает происходить самораскрытие членов группы. Происходит осознание характера субъективных отношений и их вербализация. Обратная связь со стороны членов группы актуализирует эмоциональный компонент отношения. По В.Н. Мясищеву - это «уровень конкретно-эмоциональных отношений». «... восприятие становится опытным источником отношений, в которых определяющей является эмоциональная компонента. Повторные эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызываются условно. Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются, прежде всего, в отношения любви, привязанности, боязни, торможения, вражды».

Четвёртый этап - заключительный. На этом этапе происходит фиксация и осмысление членами группы своих открытий и приобретений. «Деятельность, как источник удовлетворения, все более опосредствуется избирательным отношением к лицам социального окружения. Отношение приобретает конкретно-личный характер».

Таким образом, социально-психологический тренинг выступает одним из наиболее эффективных инструментов при формировании или изменении характера субъективного отношения личности в рамках субъект-субъектного подхода.

Несмотря на то, что понятия «субъективные отношения», «личностный смысл», «ценностные ориентации», «социальная установка» не являются тождественными, они обладают рядом общих характеристик: формируются на основании предшествующего социального опыта, выступают в качестве субъективной реальности, отражаемой человеческим сознанием, детерминируют деятельностную активность личности. Это позволяет использовать всю накопленную теоретическую и методологическую базу психологических воздействий относительно человека для формирования и изменения системы субъективных отношений.

Таким образом, субъективные отношения личности могут формироваться или изменяться посредством подкрепления и создания когнитивного противоречия, влияния на социальную ситуацию и предоставления спектра возможностей для удовлетворения потребностей, через смыслотехники и социально-психологические тренинги.

Непосредственными детерминантами субъективного отношения являются среда в целом, вся система социальных взаимоотношений личности, сама личность.

 

АВТОР: Черкалина Е.В.