27.02.2012 5138

Экспериментальные исследования субъективных отношений личности

 

Экспериментальные исследования - мощный инструмент познания и развития многих наук, в том числе и психологии - направлены на то, чтобы выявить взаимосвязь причины и следствия. А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев были сторонниками индуктивного пути получения психологического' знания: от практики к теории. Эксперимент, как основополагающий метод исследования, использовался западными социальными психологами, при разработке теории аттитюда (например, многочисленные экспериментальные исследования К. Ховланда). Существенную роль экспериментальные исследования играют и в развитии теории субъективного отношения на современном этапе. Важным результатом экспериментальных исследований субъективного отношения личности стала разработка критериальной базы, позволяющей изучать индивидуальный характер отношения.

Исследуя процесс формирования субъективного отношения, В.Н. Мясищев (1960) выделяет перцептивно-аффективную, информационная (связанная с речью) и деятельностная составляющие, тесно переплетающиеся между собой. Таким образом, им выделяется трёхкомпонентная структура субъективного отношения.

В истории исследования аттитюдов П.Н. Шихирев (1979) выделяет этап анализа структуры аттитюда через узнавания - ощущения - действования (knowing - feeling - acting) (М. Смит, Д. Кац, Э. Стотленд, У. МакГюер). Он показывает, что результатом многочисленных экспериментальных исследований (К. Ховланд) стала, определённая М. Смитом трёхкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются когнитивный компонент (осознание объекта), аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему) и поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

В рамках исследования субъективного отношения к природе В.А. Левин (1995) развивает положение своих научных предшественников о многокомпонентной структуре субъективного отношения. Им выделяется 4 компонента интенсивности проявления субъективного отношения: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. Перцептивно-аффективный компонент связан с изменениями в системе аффективно окрашенных индивидуальных эталонов эстетического, этического и витального характера. Когнитивный компонент характеризуется изменениями в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с объектами отношения. В деятельностной составляющей отношения В.А. Левин выделяет два компонента: практический компонент характеризуется готовностью и стремлением к практическому взаимодействию с объектами отношения, поступочный компонент - активностью личности, направленной на изменение её окружения в соответствии со своим отношением. Разделение практического и поступочного компонентов отражает разницу в самих понятиях «действие» и «поступок». С.Л. Рубинштейн (1946) различает действие, как проявление субъекта, направленное на достижение цели, решение задачи, и поступок, как действие, осознаваемое субъектом в качестве общественного акта, выражающее его отношение. Выделение поступочного компонента в структуре субъективного отношения обуславливается ещё и тем, что «поступок - это всегда единица социального поведения» (В.А. Левин, 2000), именно в поступках проявляется субъективное отношение личности. Так, Б.Ф. Ломов (1984) определяет поступок как «общественный акт, демонстрацию личностью ее субъективных отношений». А.А. Бодалев (1996) говорит, что «движения и действия составляют поведение человека. В него входят и поступки - акты объективно и субъективно мотивированного поведения, которые имеют значение для окружающих людей и нравственно-психологические последствия для совершившей поступок личности». По мнению И.А. Зимней (1973), «...если за единицу деятельности принять действие, то единицей поведения как социально обусловленной формы взаимодействия человека с окружающей действительностью является поступок...». В.Н. Мясищев (1995) говорит, что «отношения тесно слиты с поступком и реакцией. Они выражаются в поступке».

Таким образом, в результате развития теории субъективного отношения выделилась его четырёхкомпонентная структура, предложенная В.А. Левиным. Именно эта структура легла в основу большинства современных экспериментальных исследований субъективного отношения к разным сторонам действительности.

Впервые попытка описания отношений с помощью определенных параметров была предпринята А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком, которые характеризовали отношение по степени его «интенсивности», «дифференцированное», «широты» и «объема». Одним из достоинств концепции отношений личности В.Н. Мясищева также является его представление о параметрах (измерениях) отношений. В.Н. Мясищев выделял 9 таких параметров. Приняв за основу схему, предложенную В.Н. Мясищевым, Б.Ф. Ломов (1984) описывает уже 11 параметров отношения. Им выделяются такие базовые параметры, как модальность, интенсивность, широта и устойчивость, - а также ряд производных («параметры второго порядка»): доминантность, активность, когерентность, эмоциональность, обобщенность, принципиальность и сознательность. Согласно Б.Ф. Ломову, у каждого индивида формируется многоуровневая система субъективно-личностных отношений. Ее можно описать как многомерное «субъективное пространство», каждое измерение которого соответствует определенному отношению (к труду, к собственности и т.д.). «Не все отношения, в которые включена личность объективно, приобретают для нее «субъективную окраску» (Б.Ф. Ломов, 1984). Иными словами, из всей совокупности объективных отношений с миром, в которые включена личность, ею особо выделяются те, что связаны с удовлетворением тех или иных ее потребностей и, следовательно, значимы для нее. Именно отражение этой связи придает отношениям к объектам и явлениям мира «субъективную окраску», т.е. объективные отношения приобретают характер субъективных отношений личности.

Таким образом, основой субъективного отношения становятся запечатленность в объектах или явлениях мира потребностей личности. Если же в данном объекте (или явлении) не запечатлена ни одна потребность, то личность относится к нему «никак», он не охвачен ее субъективным отношением. Именно поэтому «субъективное пространство» личности не совпадает с ее «объективным пространством».

Развивая теорию субъективного отношения к природе, С.Д. Дерябо (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1994) показывает, что в основе этого отношения лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях природы потребностей человека. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.

В ходе глубокого теоретического исследования подходов Б.Ф. Ломова и В.II. Мясищева к разработке параметров субъективного отношения и собственных экспериментальных исследований субъективного отношения к природе, В.А. Ясвин (1993) показывает, что такая запечатленность может характеризоваться тремя параметрами:

1) структурно-содержательным - широтой: в каких объектах и явлениях запечатлены потребности;

2) структурно-динамическим - интенсивностью, в каких сферах и в какой степени проявляется субъективное отношение;

3) степенью осознанности: в какой мере личностью осознается эта запечатленность потребностей в объектах и явлениях мира (насколько она отдает себе в этом отчет).

Параметры широты, интенсивности и осознанности, характеризующие собственно запечатленность потребностей, представляются тремя базовыми параметрами субъективного отношения личности. Они задают своего рода объем, или, в терминологии Б.Ф. Ломова, «субъективное пространство», данного конкретного отношения. Чем больше «субъективное пространство», тем большую роль оно играет в жизни человека.

На более высоком уровне отношения в контексте всего внутреннего мира личности, оно может быть охарактеризовано целым рядом других - второго порядка - параметров, разработанных в концепции отношений личности В.Н. Мясищева: эмоциональностью, обобщенностью, доминантностью, когерентностью, принципиальностью, сознательностью.

Особое место в своей концепции В.А. Ясвин уделяет параметрам интенсивности и модальности. Он рассматривает интенсивность отношения к природе в единстве её четырёх компонентов. По перцептивно-аффективному параметру оно характеризуется эстетическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их проявления, этическим освоением. Когнитивный параметр выражает стремление человека познавать природу. Практический компонент находит выражение в готовности человека к практическому взаимодействию с природой; поступочный отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением. Модальность определяется В.А. Ясвиным, как качественно-содержательная характеристика. Он выделяет два основания для описания модальности отношения к природе. Это прагматизм - непрагматизм и наделение природы объектными или субъектными свойствами.

Рассматривая параметры второго порядка С.Д. Дерябо (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996) разбивает их на пары, связанные с различными сферами личности.

Два параметра эмоциональность и обобщённость связаны с эмоциональной сферой личности. Параметр эмоциональности характеризует субъективное отношение по оси «эмоциональное - рациональное», определяет, насколько данное отношение может быть рационально контролируемо. Параметр обобщённости характеризует субъективное отношение по оси «частное - общее». Потребности личности могут быть запечатлены как в конкретном объекте (явлении), так и в целой категории. Обобщённость возникает, как следствие когнитивной переработки личностью своего субъективного отношения в аспекте избирательности на основе абстрагирования, в результате чего формируется отношение к целым группам, классам, категориям объектов и явлениям мира.

Вторая пара - доминантность и когерентность. Эти параметры характеризуют субъективное отношение во взаимосвязи с другими субъективными отношениями личности. Доминантность описывает субъективное отношение но оси «значимое - незначимое». Это показатель места данного отношения в системе, иерархии других отношений.

Когерентность характеризует субъективное отношение по оси «гармоничное - негармоничное». Это показатель степени согласованности всех отношений личности, определяет, является ли данное субъективное отношение чем-то обособленным во внутреннем мире личности или оно тесно с ним связано, высоко интегрировано в него.

Третья пара параметров: принципиальность и сознательность, - характеризует субъективное отношение через связь с социумом. Принципиальность характеризует субъективное отношение по оси «зависимое - независимое». Это показатель взаимосвязи отношения со всем комплексом норм и принципов, принятых личностью, и готовности отстаивать его при оказании давления. Сознательность - показатель сформированное позиции личности как общественного субъекта. Сознательность подразумевает интеграцию данного отношения со всеми другими и проявление его в активной сознательной социальной избирательности поведения личности.

Параметр активности, используемый Н.В. Мясищевым и Б.Ф. Ломовым, отдельно не выделяется, а рассматривается как составляющая часть параметра интенсивности, отвечающего на вопрос о том, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

В.А. Ясвин (2000) выявляет психологические механизмы воздействия на формирование и развитие отношения к природе по перцептивно - эмоциональному, когнитивному и практическому каналам. С.Д. Дерябо (1993, 1995) в качестве основного детерминанта отношения к природе выделяет субъектификацию - процесс наделения объектов природы субъектными функциями, после чего они и начинают восприниматься как субъекты. Он разрабатывает механизмы субъектификации такие, как идентификация в форме проекции; способность природного объекта опосредовать отношение человека к миру, когда он становится значимой для личности величиной; способность природного объекта открываться в качестве субъекта в процессе совместной деятельности и общения.

В рамках концепции субъективного отношения к природе В.А. Левиным (1993, 2000) разработаны методики диагностики отношения к природе и к заповедникам, методологические основы и методические аспекты коррекции развития субъективного отношения к природе (В.А. Ясвин, 2000).

Таким образом, концепция субъективного отношения к природе В.Л. Левина приобрела не только теоретическое, но и методологическое значение. Она легла в основу многих экспериментальных исследований субъективного отношения к разным сторонам действительности.

В.А. Ситаров и В.В. Пустовойтов (2000) рассматривая различные подходы исследования субъективного отношения личности к природе, отмечают уникальность концепции, предложенной С.Д. Дерябо и В.А. Левиным. Это обусловлено рядом причин. «Во-первых, в современной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам. Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой - легко приложима к описанию конкретных явлений, характеризующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать конкретные отношения человека к объектам и явлениям природы» (В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов, 2000). В последние годы значительно активизируются экспериментальные исследования различных сторон экологического сознания. И.В. Кряж (1998) провела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два разных полюса отношения к природе. С одной стороны, «равнодушие - экологическая безграмотность - безответственность - жестокость - эгоизм», характерные прагматическому отношению к природе. С другой стороны «альтруизм - стремление к внутренней гармонии - переоценка жизненных ценностей - ответственность - поиск духовной основы - экологическая озабоченность - любовь к природе - потребность в общении с ней», характерные непрагматическому отношению к природе.

Одним из результатов экспериментальных исследований В.А. Левина является определение преобладающего типа отношения к природе у различных возрастных групп школьников. Полученные им результаты подтверждаются и рядом других исследователей (С.Д. Дерябо, 1993, Г.В. Шейнис, 1993, Е.С. Оганесян, 2000). В.А. Ясвин показывает, что в младшем подростковом возрасте преобладает субъектно-практическое отношение к природе, в среднем подростковом возрасте - субъектно-этическое, в старшем подростковом возрасте – объектно-прагматическое, в юношеском возрасте - объектно- эстетическое. Близкие результаты получила и Т.В. Иванова (1999) изучая экологические ценности в общественном сознании. Она провела исследование модальности характера субъективного отношения к природе в онтогенезе. Её исследования показали, что эксцентрическая направленность сознания более характерна для молодых людей - 17-19- летних, для которых природа обладает самостоятельной ценностью независимо от все возможного использования. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими, прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. В качестве наиболее существенного детерминанта формирования прагматического характера субъективного отношения к природе Т.В. Иванова выделяет образ профессии. Она отмечает, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ профессии и характер будущей деятельности актуализируют мотивацию, для которой природа приобретает все в большей мере прагматический характер.

Расширяя область исследования субъективного отношения к природе до субъективного отношения к экологическим проблемам В.Кочетков (2002) разрабатывает и апробирует оригинальную методику, направленная на диагностику такого рода отношения. В качестве критериального аппарата исследования, вслед за В.А. Левиным Н.В. Кочетков выделяет четыре шкалы, соответствующие четырём компонентам отношения: перцептивно - аффективному, когнитивному, практическому и поступочному. Дополнительно им введена шкала «эрудиция». В качестве категорий отношения, заложенных в матрице-спецификации, определены «экономика природопользования», «экологическое право», «управление природопользованием» и «экологическое образование». В результате исследования наиболее ярко выявилась следующая тенденция: перцептивно-аффективный компонент с наибольшей интенсивностью выражен применительно к блокам «управление природопользованием» и «экологическое образование», а практический компонент - применительно к блокам «экономика природопользования» и «экологическое право».

Важным аспектом субъективного отношения, является характер субъективного отношения к себе, который лежит в основе саморазвития и самоформирования. Одним из направлений исследований в данной области явилось исследование характера субъективного отношения к собственному здоровью. В.А. Левиным разработан субтест «Индекс отношения к здоровью» направленный на диагностику уровня сформированное субъективного отношения личности к здоровью и здоровому образу жизни в целом и составляющих его компонентов. Теоретический конструкт данной методики разработан авторами на основе методики изучения субъективного отношения к природе. Помимо основных четырёх шкал: эмоциональной, познавательной, практической и поступочной, автор вводит пятую шкалу измерения - доминантность. Для введения этой шкалы была разработана экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к здоровью - «Ценностные ориентации личности», которая базируется на классификации субъективных отношений личности, разработанных А.Ф. Лазурским и СЛ. Франком. Параметр доминантности отношения к здоровью позволяет определить степень значимости здоровья во внутреннем ценностном плане личности, его места по отношению к другим ценностям. Для упрощения процедуры тестирования 15 групп отношений (по А.Ф. Лазурскому и СЛ. Франку) были объединены А.В. Левиным в семь категорий-ценностей: материальные ценности, природа и животные, окружающие люди, любовь, труд, духовность.

В.М. Кабаева (2002) в основу психолого-педагогического мониторинга процесса формирования и коррекции отношения к здоровью у подростков включила, в том числе, и теоретический конструкт, разработанный В.А. Левиным. В результате исследования В.М. Кабаева выявила следующую закономерность - при развитии отношения к здоровью в разные возрастные периоды качественно меняется его структура, причём наибольшие отличия характерны для поступочного и эмоционального компонентов. При этом растёт степень согласованности всех четырёх компонентов отношения. Положив в основу анализа интенсивность отношения к здоровью по практическому компоненту отношения (шкала «активное - пассивное») и параметр эмоциональности (шкала «рациональное - эмоциональное»), В.М. Кабаева выделяет девять типов отношения к здоровью: равнодушный, рациональный, рационально-деятельный, пассивный, гармоничный, активно-деятельный, беспечный, эстетический, эмоционально-одержимый.

Исследование показало, что основным детерминантом отношения к здоровью является уровень осознанного отношения и степень когерентности. Механизмами становления осознанного отношения к здоровью как ценности у подростков являются объективация личностных ценностей и их смыслов, ясное осознание ценности здоровья, структурирование представлений на основе ценностного противоречия. Результатом разрешения ценностного противоречия является гармонизация потребностно-мотивационной сферы личности. Гармонизация ценностных ориентации (когерентность) предполагает установление связи между личностной ценностью, субъективной её значимостью и реальной позицией личности. Автором разработан ценностно-ориентированный социально-психологический тренинг, направленный на расширение потребностно-мотивационной составляющей отношения человека к собственному здоровью.

Категория субъективного отношения нашла своё отражение и в части макросоциальных явлений.

Так, С.В. Комарова (2002) показывает, что активность субъектов политической деятельности есть детерминированность их поведения теми отношениями, которые возникают в политической деятельности актуально (здесь и теперь). Анализируя на трансактный анализ (Э. Берн), типы социальной ситуации (М. Аргайл) и классы отношений (В.Н. Мясищев), автор выделяет два взаимосвязанных содержательных компонента субъективного отношения в рамках политической деятельности: отношения-связи и отношения-оценки. Между субъектами политической деятельности формируются определенные отношения-связи на основе отношения-оценки субъектов политической деятельности друг к другу, к самим этим отношениям-связям, и к обстоятельствам. В качестве детерминантов отношения субъектов политической деятельности автор рассматривает субъективные и объективные факторы влияния на трех уровнях формирования отношений - психологическом, социальном и культурном. В качестве продуктивного алгоритма оптимизации отношений СВ. Комаровой разработана и апробирована схема «Психосоциокультурной технологии», предложен ряд конкретных мероприятии по формированию субъективного отношения на разных уровнях.

Исследуя механизмы влияния макросоциальных изменений на характер субъективных отношений людей в социальном времени (11 лет), Д.А. Леонтьев (1998) показал, что ценностные представления, отражающие характер субъективного отношения, подвержены изменениям, отражающим сдвиги, происходящие в различных сферах общественной жизни. В качестве структурных компонентов ценностных представлений им были выделены ценностные ориентации, ценностные стереотипы и ценностные идеалы. В результате исследования было выявлено, что ценностные ориентации, реально детерминирующие практическую жизнедеятельность испытуемых, оказались сравнительно мало подвержены переменам за этот период времени, а ценностные стереотипы и ценностные идеалы, не связанные прямо с «реально действующими» личностными ценностями, изменились весьма существенно.

О.С. Советова (1998) исследует характер субъективного отношения к введению инноваций. Она рассматривает инновативную диспозицию, как предрасположенность личности к изменениям и нововведениям, составляющую часть всей диспозиционной структуры личности. Инновативная диспозиция имеет сложную иерархическую структуру, соответствующую принципам организации общей диспозиционной структуры личности. Иерархическую структуру инновационной диспозиции составляют обобщенная инновационная диспозиция, оценочные характеристики отношения к нововведениям по сферам жизнедеятельности, конкретные инновационные установки. В исследовании О.С. Советой фиксировалась закономерность влияния обобщенной инновационной диспозиции на восприятие и оценку реальной жизни, на конкретные инновационные установки в профессиональной деятельности, отдельных областях общественной жизни. По результатам методики измерения обобщенной инновационной диспозиции автор выделяет четыре разных типа отношения к нововведениям: консерваторы, умеренные, инноваторы, радикальные инноваторы. Инновативная диспозиция формирует движение личности по пути самореализации, создания условий для перспектив саморазвития, активного влияния на общественную жизнь. Умеренная и консервативная диспозиции предполагают адаптивный путь развития личности, обеспечивающий в большей степени стабильность и заданный уровень самораскрытия.

По методике «Отношение личности к новому социальному времени» выделяются следующие диспозиционные стили принятия инноваций: «наиболее приспособленные к новому социальному времени», «адаптированные к новому социальному времени», «неполно адаптированные к новому социальному времени», «противоречиво адаптированные к новому социальному времени», «средне адаптированные к новому социальному времени», «слабо адаптированные к новому социальному времени», «неравномерно адаптированные к новому социальному времени», «неадаптированные к новому социальному времени».

В качестве детерминантов характера субъективного отношения к инновационным изменениям выделены: общекультурные тенденции, территориальная и административная периферия, уровень деятельностной включенности в новое социальное время, занятость в различных сферах деятельности, род занятий, уровень материального обеспечения, возраст.

В ходе экспериментального исследования О.С. Советовой разработаны конкретные методические средства измерения инновативных диспозиций, которые могут быть рекомендованы для широкого использования в исследовательских и практических целях.

Таким образом, теория субъективного отношения личности заняла твёрдые позиции не только в психологической науке, но и в экологии и маркетинге, политологии и медицине, она стала инструментом для изучения всего спектра социальных отношений в обществе, позволила исследовать механизмы воздействия и управления социальными группами и социальными процессами.

 

АВТОР: Черкалина Е.В.