27.02.2012 15272

Понятие политической культуры и ее сущность

 

Понятие «политическая культура» возникло в рамках западной научной традиции. Впервые словосочетание «политическая культура» встречается в труде Иоганна Гердера «Идеи к философии истории человечества». Но после первого появления оно длительное время не употреблялось. Употребление И. Гердером словосочетание «политическая культура» не было введением в научный оборот понятия. Первую попытку концептуальной характеристики предпринял известный американский политолог Г. Алмонд в статье «Сравнительные политические системы», где уже были проанализированы взаимосвязи политической культуры с политической системой, сформулированы основные понятия, раскрывающие это явление, охарактеризованы его структурные элементы. Помимо названных авторов значительный вклад в разработку теории политической культуры в западной политологии внесли С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, Р. Роуз и другие. Практически все исследователи сходятся на том, что для выявления особенностей политической культуры того или иного общества необходимо изучить такие феномены, как политические установки и ориентации, модели поведения индивидов и групп, особенности функционирования институтов, распространение в обществе ценности. Говоря о политической культуре, необходимо, прежде всего, иметь в виду, что это культура. Отсутствие общепризнанного определения единой теории политической культуры не удивляет, так как понятие «политической культуры» есть частное выражение абстрактно-общего понятия «культура», а теория политической культуры - лишь частный случай общей теории культуры. В науке нет ни принимаемого всеми школами определения культуры, ни единой теории. Культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь. Проявление организующей роли культуры начинается с того, что она определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовать объективные факторы и предпосылки, с чего практически и начинается социальная жизнь. Только благодаря культурным нормам и ценностям люди во взаимодействиях друг с другом могут себя проявлять, утверждать, реализовывать. В результате совместной регулируемой деятельности люди создают различные ценности, которые выступают в виде материальной и духовной культуры. Процесс этот двухсторонний. Сами социальные отношения способствуют закреплению культурных ценностей, так как не все продукты человеческой деятельности входят в культуру, а только те, которые воспринимаются широкими группами, закрепляются, объективируются. Американский политолог Л.Пай полагает, что политическая культура - это «совокупность установок, убеждений, чувств, которая задает порядок и придает значение политическому процессу и представляет собой основополагающие допущения и правила, управляющие поведением в политической системе. Политическая культура есть, таким образом, проявление в агрессивной форме психологических и субъективных измерений политики». Распространенность психологического подхода позволяет утверждать, что сведения политической культуры к элементам политического сознания и психологии (представлениям, верованиям, ценностным ориентациям, символике и т.п.) является доминирующей тенденцией в истолковании этого явления западными политологами.

Выбор первоначального определения связан с первоначальным смыслом слова «культура»- обработка, освоение. История включения политики в человеческую жизнь, ее освоение, таким образом, и будет историей развития политической культуры. При всем многообразии определения понятия «культуры» одним из возможных представляется следующее, которое более полно отражает содержание, функции и роль этого феномена. Культура - это «очеловеченный внешний мир, выступающий не только результатом, но и предпосылкой развития самого индивида в процессе его соприкосновения с ценностями, созданными трудом как данного, так и предшествующего поколения». Изучение характера связей между социальной структурой общества и культурой, степени влияния традиций и обычаев различных народов и наций на развитие политического процесса, роли психологических факторов в политике имеет давнюю историю. То, что в настоящее время охватывается понятием «политическая культура», являлось предметом внимания многих мыслителей: Аристотеля, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, А. де Токвиля, М. Вебера, Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева и других. Концепция политической культуры стала попыткой выйти за рамки функционального и нормативного описания политических процессов. Заслуга создателей политико-культурного подхода состояла в том, что они предприняли попытку поставить в центр политических исследований человека с его интересами, эмоциями, стереотипами, мифами. Политико-культурный подход дает возможность, во-первых, в отличие от обычного, поверхностного, одномерного видения политической системы, её институтов, их деятельности выяснить корни национальных мифов, традиций, представлений, существующих в сознании всех членов общества; во-вторых, понять в связи с этим, почему одинаковые по форме социально-политические институты действуют по-разному в обществах и государствах или почему одни институты оказываются дееспособны в одних странах и совершенно неприемлемы в других.

Политическая культура в широком смысле выступает как совокупный показатель политического опыта, образцов поведения и функционирования политических субъектов, как интегральная характеристика образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов. Она представляет собой исторический опыт, историческую память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения в сфере как международных, так и внутренних отношений.

Существующие определения политической культуры можно разделить на две основные группы. В первую из них входят сравнительно узкие трактовки данного понятия, когда политическая культура сводится, по сути, к комплексу политических ориентации, установок и поведения индивидов. Ко второй группе относятся ее расширительные толкования в качестве важного компонента общей культуры, связанной с политикой. Оба эти подхода не взаимоисключают друг друга. Главное, чтобы не упускались из виду ценностные элементы политической культуры и их ориентационные характеристики, особенности ее воздействия на политический генезис сообщества. По-видимому, можно сказать, что культура и политика соединяют и взаимообогащаются в данном феномене, который предстает, с одной стороны, как культура политической деятельности и политические отношения, а с другой - как «культурная» политика.

Политическая культура - это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряду сменяющих друг друга поколений. Это явление динамическое, развивающееся, постоянно обогащающаяся историей в своем содержании и формах, явлениях, чутко реагирующих на изменения в реалиях окружающего мира, будь то промышленная, научно-техническая, компьютерная, информационная или иные революции. Политическая культура формируется в результате неуправляемого воздействия множества факторов. Она весьма консервативна и вместе с тем подвержена изменениям. Соответственно в обществе, переживающем быстрые перемены. Одни аспекты политической культуры способны активно трансформироваться. Другие сохраняют традиционные черты. Все это может весьма причудливо проявляться в сознании и поведении различных сегментов общества. Чрезвычайно важно понимать, как политическая культура складывается и как она изменяется; что влияет на происходящие в ней перемены; как эти «нововведения» уживаются с более консервативными аспектами; наконец, в какой мере политические элиты могут целенаправленно влиять на эти процессы. Так, Габриэль Алмонд выделял два уровня анализа - институциональный и ориентационный. Если первый представляет собой исследование реальной политической структуры общества, то второй - особых форм ориентации на нее. Этот второй уровень связан с существованием специфического явления - политической культуры. Он обладает познавательными (знание о политической системе, ее ролях и носителей ролей), эмоциональными (чувства, испытываемые к политической системе и тем носителям власти, кто олицетворяет данную систему) и оценочными (представления и суждения о различных политических объектах, опирающихся на ценностные критерии в сочетании с информацией (знанием) и эмоциональным отношением) ориентациями. Г. Алмонд признает, что логичнее и правильнее будет, чтобы трем ориентациям соответствовали три политических объекта ориентации, в том случае отношения между этими переменными становятся строго системными, появляется более совершенная матрица для целостной концепции политической культуры. Теперь Г. Алмонд выделяет следующие три объекта ориентации: политическая система; политический процесс; политическая власть (политические механизмы государственного аппарата власти и управления, функционирования и отправления власти).

Именно такая матрица «ориентации» и их «объектов» позволила Г. Алмонду описать три типа политической культуры: «культура политической системы», «культура политического процесса» и «культура политического управления». Совокупность этих трех типов политической системы и являет собой то, что составляет гражданскую политическую культуру. Само собой разумеется, что каждый из трех «объектов» ориентации имеет собственную сложную структуру.

«Политическая система», включает в себя: национальное сообщество, политические структуры, форму правления, политические авторитеты (власть, которая узаконена и институционализирована). Ориентация на перечисленные субообъекты позволяет выделить такие элементы политической культуры, как «национальная идентичность», «поддержка (или не поддержка) режима власти», «отношение к политическим авторитетам», «легитимность системы».

«Политический процесс» как объект ориентации - это прежде всего – «другие», как акторы (лицо или общественная группа, воздействующая на процесс принятия или осуществления решения в данной политической системе) политики, а также отношение к себе как политическому актору. В данном случае оказывается возможным выделить такие компоненты политической культуры, как «политическая вера в других», «политическая компетентность», «коллективная компетентность». Именно на основе последних компонентов как типов ориентации становится возможным вычленение трех типов политической культуры:

- «Патриархальный»: он характеризуется полным отсутствием у населения знаний о политике и политической системе, полным отрывом от нее. В таких обществах нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой нерасчлененность политико-экономико-религиозной роли. У членов этих обществ политические ориентации не отделены от иных ориентации (экономических, религиозных). Патриархальная ориентация есть отсутствие каких-либо ожиданий, связанных с политической системой.

- «Подданнический». Ему свойственно пассивное политическое поведение, исключительная ориентация на господствующие ценности при очень слабом их осмыслении, «высокий уровень ориентации относительно аспектов политической системы; однако, полное отсутствие ориентации относительно аспектов системы и самого себя как активного участника политического процесса. Подданный хорошо понимает государственную власть и умеет подчиняться ее. Во всем остальном он пассивен и систему в целом идентифицирует в измерении.

- «Партисипаторный» (от лат. «participation» - участие). Индивиды активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, умело артикулируют собственные процессы. При этом выполняют и с уважением относятся к уже принятым решения. Этот тип квалифицируется и как «рационально-активистский». Члены общества ориентируются на систему в целом, как на ее политические, так и административные структуры и процессы. При классификации объектов ориентации выделяется политическая система как целое и ее функционально-структурные компоненты. Эти последние, в свою очередь, состоят из трех видов объектов ориентации: функции системы и ее институты (законодательные, исполнительные и судебные); носители функций (монарх, президент, депутат, министр и т.д.); направления государственной политики (политические решения, правительственные программы).

Ориентации также различают по тому, связаны ли они с «входом» системы или ее «выходом». «Вход» - это трансформация требований общества и политические решения через партии, группы интересов, выборы. «Выход» - это результат политического процесса, принятия решений парламентом, правительством, судом, другими органами власти и одновременно - институциональный способ контроля над обществом.

Политическая культура неразрывно связана с политической деятельностью и обуславливает определенный характер, «технологию» ее осуществления. Она тесно взаимодействует с политическим сознанием индивидов и социальных групп, однако вовсе не сводится к каким-либо отдельным его проявлениям. Поэтому политическую культуру нельзя рассматривать только лишь как совокупность некоторых знаний и ценностей, опыта, традиций и степени активности субъектов политики. Она выступает также как процесс, способ реализации конкретных политических интересов людей, который находит выражение в целях, средствах и результатах их действий. В своем реальном движении политическая культура существует в двух деятельных основных формах:

а) духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, ориентации, установки и символы проявления чувств в политике;

б) предметно-функциональной (определенные способы, формы, образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, материализирующей достижения политической мысли, характер политического процесса). Все эти формы тесно взаимосвязаны и воплощены в политической жизни общества. Российский исследователь А.И. Соловьев отмечает, что в настоящее время в политологии сложились три основных подхода к трактовке политической культуры. Одна группа ученых отождествляет её со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Ю. Краснов, Д. Дивайн и другие). Другая группа ученых видит в политической культуры проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). В данном случае она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас) ориентирующая его на наиболее распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы подтягивающая его действия к тем сложившимся стандартам и формам взаимодействия с властью. Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предлагающий воплощение его ценностных ориентации в политическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание раскрывает практические формы взаимодействия человека с государством, как выражение своих наиболее глубинных представлении о власти, политических целей и приоритетов, предпочтительных и индивидуально освоенных норм и правил практической деятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что связь политики и государства очевидна, и роль государства можно рассматривать в нескольких аспектах. С одной стороны, как властную всеобщность, с другой стороны, как все существует в государстве, и в третьих, государство выступает той инстанцией, которой и разрешено определять публичного внешнего и внутреннего врага и санкции по его нейтрализации. Это можно представить и как легитимную монополию на физическую силу. Здесь основное - возможность даровать жизнь и посылать на смерть. Политика в этом аспекте выступает как процесс определения друзей и врагов. Эти стороны государства и политики одновременно сосуществуют, говоря о соотнесении того или иного субъекта с государством, мы это должны иметь в виду. С помощью своей практической деятельности субъект может способствовать укреплению государства, а может и наоборот стремиться изменить существующую государственную власть и таким образом воздействовать на неё, чтобы она удовлетворяла его потребности.

Как правило, такое практическое отношение политической власти проявляется в политической сфере: это государственная служба, выборы, политические забастовки, демонстрации поддержки или протеста, работа в какой-либо общественной организации и т.п. Но воздействие на власть не ограничивается только собственно политической деятельностью. Практическое отношение к ней может проявляться и в других областях деятельности, например, в трудовой. Осознание того, что личный труд укрепляет могущество государства - проявление именно политической культуры в экономической сфере.

В процессе познания действительности субъект политической культуры гносеологически соотносит её с политической властью: насколько в реальности узнается политическое. Например, фраза: «При нынешнем правительстве коммунальные услуги улучшились» соотносит с политической властью коммунальных услуг и через последнее не только дает оценку первой, но и познает это первое в специфической сфере - в проявлении государственной власти в неполитической сфере. Это связано с всеобщностью классовых интересов, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества.

А политическая сфера, где эти интересы имеют ярко выраженный характер и которая связана, прежде всего, с властью и её использованием, необходимым образом не только не обособляется, но вторгается в иные сферы с целью и там с помощью государственной власти регулировать классовые отношения, реализовывать интересы политически господствующего класса.

Но так же, продолжая этот пример, состояние коммунальных услуг способно сказать многое о состоянии самой государственной власти. Соотнесение осваиваемой реальности с государственной властью связано с тем, что насколько ценно и ценна ли вообще рассматриваемая часть реальности для политической власти или существующей, или предполагаемой в будущем, а также насколько ценна сама эта власть. То есть здесь фиксируется её место во всей системе ценностей субъекта и, особенно политических ценностей.

Политически освоить реальность - значит, сделать её своей политически, перенести своё политическое «я» на неё и тем самым самоутвердиться. Степень такого политического самоутверждения зависит от реальной возможности политического субъекта политически перестроить реальность в соответствии с собственной политической сущностью. Политическая же сущность зависит в определяющей мере от социальной, классовой характеристики. А политическая перестройка реальности заключается в подчинении её существования социальным классовым интересам субъекта с помощью верховной в обществе власти. Другими словами речь идет о контроле над верховной властью государством. В этом состоит практическое, политическое освоение реальности. Коренной вопрос его - обладание и использование государственной власти, политическое господство.

Другая сторона политического освоения реальности - духовное освоение. Объект берется не изолированно, а вместе с государственной властью, ибо осваивается не только он, сколько эта власть, а данный объект имеет смысл только в своей политической превращенности.

Духовное политическое освоение происходит в двух внутренне связанных формах. Во-первых, это познание реальности и результатом такого освоения выступает знание о политической власти и о других фактах, явлениях с ней связанных. Причем знание это может быть выражено теоретически и является частью политической идеологии того или иного класса. Во-вторых, переживание реальности в её политико-социальной определенности. Результатом этого переживания являются политические ценности, выражающие активность субъекта политической культуры по отношению к осваиваемой реальности. Для тех или иных социальных субъектов государство представляется не самоценным, но ценным как средство удовлетворения общественных потребностей, как всего общества, так и данной конкретной общности.

Такое отношение к политическим институтам, выявление в них и придания им определенных смыслов для политических субъектов возникает, естественно, на основе практической деятельности, а также в процессе познания связей, отношений появляющихся в обществе в связи с политической деятельностью. Но такого рода осмысление, конечно, не изолировано, оно необходимым образом связано с осмыслением всей действительности в связи с существованием политического общества.

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены духовной культуры той или иной страны, которые связаны с политическими институтами и процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирования, функционирование и развитие государственных и политических институтов, придают значимость и направление политическим процессам в целом и политическому поведению широких масс населения в частности. С этой точки зрения вслед за Г. Алмондом и С. Вербой вполне обоснованно можно сказать:

«мы говорим о политической культуре точно так же, как мы можем говорить об экономической культуре или религиозной культуре». Также политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективам - систематическую структуру ценностей и рациональных доводов, политические нормы и идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие институтов и организации. Она придает целостность и интегрированность политической сфере подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом. С этой точки зрения основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы.

Традиционный подход к политике в терминах «политической системы», «политической идеологии», исследования государственно-правовых институтов не в состоянии определить, почему одинаковые по своей форме социально-политические институты действуют по-разному в разных странах или же в силу каких причин те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемыми в других. Политико-культурный подход дает возможность проникнуть вглубь от обычного, поверхностного и одновременного видения политической системы, её институтов, их деятельности, нащупать глубоко запрятанные нормы национальных мифов, традиции, представлении, существующих в сознании всех членов общества от главы государства до маргинала. Политическая культура выполняет следующие основные функции:

- познавательную (усвоение гражданами необходимых общественно-политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов и убеждений);

- коммуникативную (передача политических знаний, ценностей, навыков, в том числе поколениям субъектов политического процесса);

- нормативно-ценностную (задает индивидам, группам, обществу в целом определенные нормы, стандарты ценности, установки политического мышление и поведения, реакции на окружающую политическую среду; фиксирует иерархию политических ценностей);

- воспитательную (формирует у граждан политическое сознание и навыки политической деятельности, адекватные данной политической системе);

- мобилизационную (организует граждан на решение определенных политических и социальных задач);

- интегративную (формирует широкую и устойчивую социальную базу данного политического строя сплачивает политические силы);

- коммуникативную (передает сложившуюся в обществе политическую культуру через СМИ новым поколениям);

- регулятивную (обеспечивает эффективное воздействие граждан на политический процесс).

К политической культуре относится:

- ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов;

- характер участия людей в политике;

- уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук и культура реализации их достижений;

- оценки политических явлений, политические ориентации людей по отношению к власти, другим политическим системам, собственной политической позиции и поведения;

- эмоционально-волевую сторону политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, волю и др.);

- образцы политического поведения и деятельности, стиля, которые определяют, как можно и должно поступать в политике;

- характер и ценности политической социализации;

- религиозно-политические ориентации и оценки.

В структуре политической культуры можно выделить познавательные элементы (политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления), нравственно-оценочные элементы (политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, конкретные цели) и поведенческие элементы (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение).

Политическая культура влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политика и права, политики и экономики, политики и нравственности. В политической культуре можно выделить постоянные и переменные компоненты. Первые определяются общественно-историческими, национально-культурными, социально-экономическими и другими долговременными факторами, условиями, образованиями. Они включают ориентации и установки людей в отношении существующей общественно-политической системы и строя в целом, важнейших правил общественно-политического поведения и деятельности. К ним относятся и устоявшиеся морально-этические ценности, национально-психологические и религиозные нормы поведения и традиций. Переменные компоненты - это те, которые поддаются изменениям в силу действий кратковременных факторов: политические настроения, взгляды, оценки и другие.

В содержании политической культуры можно выделить следующие наиболее существенные аспекты: совокупность политических знаний, взглядов (информационный аспект); превращения политических знаний в убеждения (ценностный аспект); участие граждан в общественно-политической жизни (поведенческо - практический аспект); кристализация политических идей в нормах, традициях, социальных институтах общества (нормативный аспект). Коль скоро политическая культура есть способ существования политической системы, качественное состояние, то и все описанные функции синтезируются в реализации ее защитительной и адаптационной роли. В самом деле, каждый из элементов политической культуры нацелен на обеспечение функционирования властных институтов и управления системой в интересах господствующих социальных групп или большинства населения. Каждая из ценностей и норм служит цели интеграции группы или общества в целом на базе данной политической системы. Весь комплекс ценностей, норм и институтов призван служить средством разрешения противоречий между общими и частными интересами и согласованию этих интересов. Политическая культура не только предохраняет данную систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально - экономическим и иным условиям существования. Тот факт, что политические системы в развитых капиталистических странах не распались, как неоднократно прогнозировали защитники догматизированного марксизма, а постоянно совершенствовались и в настоящее время демонстрируют свою завидную стабильность, говорит о высоком уровне политической культуры, сложившимся в недрах данного общества. И, наоборот, нестабильность политических режимов в развивающихся странах - очевидное доказательство низкой политической культуры, главным образом демократической, в этих обществах.

Как отмечалось выше, политическая культура есть совокупность политических знаний, взглядов, на основе которых формируются политические убеждения, что указывает на степень участие граждан в общественно-политической жизни. Сознание личности - единство отражения действительности и отношения к ней, которое принимает эмоциональную форму и выражается в политических чувствах и настроениях. Связь политических чувств и настроений с политическими знаниями заключается в следующем. С одной стороны, политические знания - первичное и необходимое условие существования политических чувств и эмоций, ибо для того, чтобы испытывать какое-либо чувство, необходимо как минимум обладать определенными знаниями о его объекте. С другой стороны, политические чувства, испытываемые индивидом, сами способны оказать воздействие на содержание политических знаний. Механизм такого воздействия заключается в снижении или повышении степени критичности восприятия субъектом политической информации.

Политическая культура - не только результат познания, но и процесс получения новых знаний. Если политические знания представляют собой идейно-теоретическую основу политической культуры, а политические чувства связаны с отношением человека к политической реальности, то политическое мышление включает в себя умение пользоваться знаниями, сопоставлять факты и явления, давать им точные оценки и определения, делать правильные умозаключения и, в конечном счете, находить оптимальные пути решения тех или иных политических задач и проблем. Именно политическое мышление характеризует творческий характер духовной стороны политической культуры. Отсюда, российский исследователь Л.Н. Гуляев выделяет два аспекта политической культуры: убежденческий и поведенческий. Убежденческий аспект политической культуры, понимаемый как совокупность осознанных и реально осуществляемых в жизни политических ориентацией и установок, предполагает:

- социально-политические принципы и устои мировоззрения личности;

- политические убеждения и характер соответствия политическим ценностям современного российского общества;

- готовность защищать демократию, ее политические идеалы и ценности. Функциональное назначение этих элементов состоит в том, что с их помощью осуществляется перевод знаний в действия. Исключительное значение приобретают политические интересы, ведь именно они являются ярким показателем персонального осмысления личностью индивидуального и коллективного опыта, политических целей и перспектив.

Поведенческий аспект политической культуры включает в себя:

- включенность в практику управления политической жизнью общества и государства;

- участие в работе общественных организаций, органов принятия и осуществления политических решений.

Важными элементами поведенческого блока политической культуры являются нормы, обычаи, ритуалы и политические традиции. Политические нормы - это правила поведения социального субъекта в политической жизни. Политические ритуалы - это организующее начало политической жизни. Они задают ей ритм, устанавливают порядок политических действий (собраний, заседаний, встреч, деловых и торжественных приемов, занятия должностных постов), придают им форму.

Политическая культура как фундаментальное явление может быть осмыслена лишь в связи со всеми сторонами общественной жизни. Она обогащается и обновляется в процессе изменения различных сфер общества. В то же время политическая культура той или иной страны оказывает самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития.

Политическая культура отдельной страны обычно формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизованного развития общества и государства. Говоря о концепции «политическая культура» уместно рассмотреть политическую культуру той или иной страны.

Политическая культура России имеет свои характерные черты и особенности по сравнению с другими культурами. Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими ценностями, традициями, менталитетом людей. В российской политической культуре, истоки которой коренятся в патриархальном укладе крестьянской жизни, закреплены веками формировавшийся коллективистский опыт, тоталитарное сознание, архаические обычаи верноподданничества, конформизма и непротивление насилию. Когда же многострадальное и терпеливое крестьянство, наконец, поднималось на борьбу за землю и волю, оно бунтовало одновременно и за доброго, справедливого царя, обнажая тем самым далеко не демократический характер своей ментальное.

Власть монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась как большая царская вотчина, функционирующая под строгим надзором и по предписаниям «помазанника божьего». Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. «Закон что дышло - куда повернул, то и вышло» - до сих пор говорят в России, выражая убеждение, что всегда прав тот, у кого власть, прав тот, у кого власть и сила.

Характерная черта русского характера, его неотъемлемое политико-культурное качество - максимализм (склонность к крайностям в мышлении и поведении). Свобода в менталитете россиянина ассоциируется с анархией, волюшкой - волей.

Распространены также устойчивые традиции приоритета государства над обществом, правды над законом, веры над знанием, насилия над убеждением. Существовавшая долгие годы тоталитарно-авторитарная система власти и управления вместе с патриархальной ментальностью народа имеет большой запас прочности, ибо постоянно подпитывается авторитарно-патриархальной политической культурой.

По всей видимости, в настоящее время уже можно с уверенностью сказать, что реальные результаты политики, проводившейся в России после падения коммунистического режима, оказались весьма далекими от ожидаемых и развеяли многие надежды, которые возлагало наше общество на избавление от тоталитарной системы. Перейти к реальной и эффективной демократии оказалось гораздо сложнее, чем это могло показаться в начале перестройки. Становление новых форм жизни столкнулось с многочисленными проблемами, осложняющими внутриполитическую ситуацию - все более обостряющимся экономическим кризисом, конфликтом ветвей власти, хаосом в сфере конституционного законодательства, неопределенностью в отношениях между Центром и регионами и ростом сепаратизма. А также широким распространением коррупции и тяжких видов преступности.

Таким образом, наблюдаемое сегодня противоборство в обществе двух политических культур - авторитарной и демократической имеет давнюю историю. Каково будущее формирования демократической культуры в России? Оно определяется возможностью преодолеть факторы воспроизводства авторитарно - патриархальной политической культуры, создать условия для ее отмирания. Поэтому демократизация экономической жизни на основе коренного реформирования отношений собственности на путях разгосударствления и приватизации является необходимым условием и дополнением демократизации политических отношений. Россия уже встала на этот путь. Сегодня требуются осмотрительность в движении к рынку, использование имеющихся ресурсов, непременный учет уровня и характера экономической и политической культуры населения, не приемлющей резких изменений, осуществление преобразований в национальных интересах России и большинства ее населения.

При всей привлекательности основных ценностей политической культуры Запада, очевидно, что новая политическая культура России не может стать ее копией и не нуждается в этом. Присущие российской политической традиции коллективизм, соборность, непосредственный (общинный) демократизм, высокое чувство справедливости могут найти достойное развитие и воплощение в политической культуре этой великой страны. Известные российские политологи В.П. Пугачев и А.С. Соловьев отмечали, что «одна из насущных задач реформирования российского государства и общества - преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, правовых, взаимоуважительных норм и отношений индивида и власти. При этом, несомненно, нашему обществу необходимы не подавление господствовавших прежде идеологий, не изобретение новых «демократических» доктрин, а последовательное укрепление духовной свободы, реальное расширение социально-экономического и политического пространства для проявления гражданской активности людей, вовлечение их в перераспределение общественных материальных ресурсов, контроль за управляющими. Они обращали внимание на то, что «Политика властей должна обеспечивать мирное сосуществование даже противоположных идеологий и стилей гражданского поведения, способствуя образованию политических ориентации, объединяющих, а не противопоставляющих позиции социалистов и либералов, консерваторов и демократов, но при этом радикально ограничивающих идейное влияние политических экстремистов. Только на такой основе в обществе могут сложиться массовые идеалы гражданского достоинства, самоутверждения, демократические формы взаимодействия человека и власти». Снижение интереса к политике, разочарование в ней - обычное явление для общества, прошедшего тяжелые годы тоталитарного режима. Похоже, полностью исчерпаны резервы нервно-психической энергии, что совершенно отбивает у него охоту брать на себя какие-либо обязательства, сопряженные с участием в политической деятельности.

Формирующаяся демократическая политическая культура в России является важным стабилизирующим фактором. Высокий уровень участия граждан Российской Федерации во время выборов в Государственную Думу (декабрь 2003 г.) и на президентских выборах 2004 года (до 70% избирателей) -позитивное качество современной российской политической культуры и важное условие политической стабильности общества.

Эти данные указывают на то, что, с одной стороны населению не безразлично свое будущее, с другой стороны, возможно, есть достойный выбор. Это и способствует активному участию граждан.

Базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием наиболее мощных, не утративших своего влияния и в настоящее время факторов. Прежде всего, к ним можно отнести геополитические причины, выражающиеся, в частности, в особенностях лесостепного ландшафта, в наличии на большей части территории резко континентального климата в общих размерах освоенных человеком территорий. Собственное влияние на доминирующие черты российской политической культуры оказали и обще цивилизованные факторы, отразившие самые показательные формы организации совместной жизни россиян, их базовые ценности и ориентации. Например, к ним можно отнести социокультурную серединность между ареалами Востока и Запада; постоянную ориентацию государства на чрезвычайные методы управления; мощное влияние византийских традиций, выразившиеся, к примеру, в доминировании коллективных форм социальной жизни; отсутствие традиций правовой государственности и низкую роль механизмов самоуправления и самоорганизации населения.

Длительное и противоречивое влияние различных факторов в настоящее время привело к формированию политической культуры российского общества, которую можно охарактеризовать как внутренне расколотую горизонтально и вертикально поляризованную культуру, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам.

По сути дела такая форма взаимного противостояния политических субкультур есть современная реакция того культурного раскола, который сложился в нашем обществе и ведет свой путь через противостояния сторонников язычества и христианства, приверженцев соборности и авторитаризма, славянофилов и западников, белых и красных демократов и коммунистов. В силу этого взаимно оппонирующие субкультуры не дают возможность выработать единые ценности политического устройства России, совместить культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

Перспективы развития нашего общества еще окончательно не определены. И различные способы прочтения традиций политической культуры становятся важными аргументами в споре между сторонниками различных альтернатив. Вместе с тем в течение последнего десятилетия политическая наука довольно много занималась изучением ценностных ориентации, стилей политического поведения и способов само идентичности- фиксации россиян, и хотя пока рано говорить об исчерпывающих теориях, тем не менее, мы располагаем достаточно серьезным материалом, позволяющим составить объективное представление в меняющейся политической культуре.

Как показывает опыт, развитие российского общества, его культурная самоидентификация возможна на пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизованного своеобразия страны и мировых тенденций к демократизации обществ и расширении инокультурных контактов между ними. Трансформировать в этом направлении политико-культурные качества российского общества можно, прежде всего путём реального изменения гражданского статуса личности, создания властных механизмов, передающих властные полномочия при принятии решений законно избранным и надёжно контролируемым представителям народа.

Проблема установления реальной демократии в России и формирования демократической политической культуры упирается в двуединую проблему накопления населением политического опыта и формирования у него демократических потребностей. И пока рядовой гражданин, обычный избиратель не научится различать правду и ложь и мыслить своим умом, а не готовыми штампами, преподносимыми ему официальной пропагандой, пока его сознание не обретет устойчивости против любой идеологии, пока он не станет физически неспособным жить в условиях тирании, вряд ли можно будет говорить о формировании в России подлинно цивилизованной политической культуры.

 

Автор: Гулиева М.М.