27.02.2012 2485

Политическая культура женщин: сущность и проблемы

 

Сегодня все мы являемся свидетелями кризиса в России, а точнее сказать кризиса, который связан, прежде всего, с ситуацией на Северном Кавказе, где население живет в ожидании новых «моральных потрясений» связанных с конфликтными ситуациями, террористическими актами. И уже поздно задавать вопросы, почему сложилась такая ситуация, а впору задуматься над тем, какими путями можно преодолеть данную ситуацию. Начинаешь понимать, что необходимо искать пути выхода из данной ситуации. Вооруженные Силы Российской Федерации использовали и продолжают использовать всевозможные методы, чтобы исправить данную ситуацию. Но на наш взгляд этого недостаточно, необходимо поднимать всю общественность. Сложившаяся ситуация показывает, что необходима консолидирующая «сила». И данной «силой» должны выступить женщины Северного Кавказа.

Подобные ситуации, каждый раз усиливают научный энтузиазм в попытках всестороннего изучения современного состояния с целью выработки оптимальных решений для преодоления нестабильности в обществе. Политическая наука, социология, культурология, психология - эти науки призваны, по мнению большинства ученых, давать объяснения социальным явлениям, делать прогнозы, вырабатывать определенные рекомендации. И здесь уместно обратиться к концепции «политическая культура». На формирование политической культуры могут наложить отпечаток и особые характеристики отдельных социальных групп. В частности, в этом процессе важная роль принадлежит женщинам.

Политическая культура - это не изолированное явление, а один из элементов глобальной культуры общества, взаимосвязанный с другими ее подсистемами - экономической, религиозной, правовой, организационной, управленческой, моральной. Она представляет собой реализацию политических знаний, ценностных ориентацией, образцов поведения социальных субъектов в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, индивидов, уровень их представления о власти и политических отношений, их способности дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять в ней политическую позицию, выраженную в конкретных социальных действиях. Именно поэтому политическая культура влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это дает возможность рассматривать политическую культуру не только как один из элементов духовной жизни, но и как важнейший компонент политической системы общества. Данное обстоятельство существенно расширяет и углубляет наши представления о политике, позволяя дополнить анализ властно - институциональных структур, политической организации общества изучением ценностных и иных, собственно человеческих измерений общественно-политического развития. Прежде всего, необходимо политическое образование и просвещение женщин, привлечение на сторону женского движения огромного избирательного потенциала женского. Женщины должны более активно выдвигать свои кандидатуры на выборах всех уровней. Выборы - это средство реализации политических прав женщин, демократии участия. Женщинам ближе социальные проблемы, они способны решать актуальные проблемы своего круга, помогать людям конкретными делами, сверяя свои действия с общественным мнением. Женщины сегодня являются самым динамичным ресурсом демократических преобразований.

Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля над политической властью, тем выше уровень политической культуры. Следовательно, в политической культуре выражается совокупность служащих определенным интересам образцов, форм, ценностей политического сознания, которые возникают в ходе политической деятельности, опосредуют процесс политического властвования и политического участия являются наиболее типичными для политической системы, социальной группой или индивида способами выражения и реализации политической свободы. Таким образом, к политической культуре можно отнести: знания политики, фактов, заинтересованность ими; оценку политических явлений, оценочное суждение; эмоциональные стороны политических позиции; признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать. Ценность понятия политической культуры в том, что оно позволяет выявить глубинные причины специфики политического поведения различных социальных общностей и индивидов при близких условиях их существования. Оно постепенно завоевало свое место в науке, все больше и больше проявляя свой специфический характер в отражении политических явлений.

Политическая культура представляет собой составную часть, обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанной с политикой. Она выражается в достигнутом качестве политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры - это качество политической жизни общества в целом, характер его политического развития. Она служит каналом взаимодействия личности и политической власти. Её основное назначение заключается в осуществлении не отстранения, а присоединения людей к политической системе и политической деятельности.

Как комплекс элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, политическая культура придаёт значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах. Эти свойства фиксируются в разнообразных её определениях в современной политической теории. В связи с этим уже названные политологи Г. Алмонд и С. Верба определяют сущность политической культуры, как особую модель образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации. Политическая культура является составной частью общественно-исторической почвы, в состав которой входят традиция, национальное наследие, геополитический фактор, вероисповедание и другие. Ценностные характеристики любой цивилизации и политической культуры невозможно понять и проанализировать без учета места и роли в них социальных слоев. Такой фактор, непосредственным образом воздействует на формирование политических представлений, установок, ориентацией и тем самым определяет или предопределяет специфику политического поведения субъектов. Женщины должны принимать более активное участие в деятельности политических партий, движений, в работе профсоюзов. Одним из непременных условий успешного продвижения женщин в структуры власти должно стать преодоление разобщенности женских организаций; реализация не на словах, а на деле принципа женской солидарности. Представительство женщин в высших органах власти зависит и от того, какое количество их подготовлено, чтобы достойно представлять женщин в этих органах. Поэтому необходимо организовать специальную подготовку женщин к участию в политической деятельности и управлении. Приведу пример деятельности Петербургского женского парламента, созданного в 1999 году. Одна из задач женской организации - помочь женщинам реализовать себя в политической сфере, способствовать их продвижению в структуры власти и политику. В рамках деятельности женского парламента разработана программа «Развитие лидерских качеств женщин». Большое место отводится тестированию и психологическому тренингу. Как показала практика, многие женщины недооценивают свои способности, страдают «комплексом неполноценности». В ходе обучения женщины корректируют свою роль в обществе, понимают важность и значение участия женщин в политике, повышается самооценка. Для политической культуры конкретного субъекта одной из важнейших характеристик выступает соотношение практического и духовного освоения. Собственно разделение физического и умственного труда и послужило одной из причин появления политики и как следствие - политической культуры, ибо именно здесь начинается разделение и противопоставление управления и самоуправления. Противоположность умственного и физического труда, закрепленного экономически, умственно и физически, создало противоположные политические культуры в одном обществе.

Преимущественно духовное и политическое освоение становится отличительной чертой правящих групп, классов. Особенно это касается такой важнейшей стороны его, как общественное управление, связанное с господством над практическим политическим освоением. Организация народных масс, управление ими как практической силой и, следовательно, подчинение своей воле - центральный момент политического освоения реальности господствующими классами, властвующими элитами.

В основном практическое освоение реальности, связанное с исполнительной деятельности и подчиненностью (особенно это видно в армии, на войне) - отличительная черта политической культуры низших классов.

Обладание властью, то есть возможностью приказывать и принуждать исполнять свои повеления; и не обладание его и, как следствие, политическое безволие - основное разделение политики, связанное естественным образом с социальным и экономическим положением субъектов. В зависимости от своего положения по отношению к государственной власти, уровня политического самосознания, реальных возможностей проявлять себя в политической сфере индивиды, группы, социальные слои могут по разному осваивать реальность. Спектр существования в политическом обществе достаточно широк: от пассивного положения, когда тот или иной индивид, слой является лишь безвольными объектами политики, безразличными к существованию к той или иной государственной власти, до активного воздействия на все сферы жизни общества с целью изменить существующий политический строй. Первая крайняя позиция свидетельствует об отсутствии политической культуры, вторая - о весьма высокой степени ее развития.

Отсутствие политической культуры показывает, что тот или иной индивид, слой не является субъектами политической культуры, хотя формально -юридически они вполне могут быть политическими субъектами. Их состояние характеризуется полным безразличием к политической деятельности, вообще равнодушием к политической проблематике. Это может быть следствием выброшенности из политического процесса, полнейшего отчуждения политической власти, организованности политической деятельности, политической неграмотности.

Весь комплекс элементов политической культуры - представление о власти, ценности, нормы, эталоны поведения, обычаи, стереотипы, мифы, символические комплексы и другое - исторически сформировался как нормативно - регулятивная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации - главный критерий культурности политической жизни общества. Нормативно-регулятивная система политической жизни призвана обеспечить еще одно, не менее важную, функцию культуры - служить мотивационной базой политической деятельности субъектов всех уровней, быть средством включения членов общества в работу институтов власти и управления тем обществам, в котором они живут.

Поскольку политическая культура представляет собою реализацию политических знаний, ценностных ориентацией, образцов поведения социального субъекта, то очевидна воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе или в нем соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реализациям цивилизованного политического бытия. И здесь особо необходимо указать на то, что развитие политической культуры женщин это необходимый элемент современной ситуации, в которой все мы находимся. Так как женщины и являются главными воспитателями, наставниками. Это подтверждает количество представительниц таких важных специальностей как педагоги, врачи, работники культуры и другие. То есть женщины играют важную роль в воспитании подрастающего поколения. И только политически образованные и просвещенные женщины способны воспитать политически подготовленную молодежь.

Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения, поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны живет сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов. Этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В отличие от общества тоталитарного типа. Когда ценностные ориентации, нормы передавались, традиционно принимаясь как должное, автоматически, то сегодня личность имеет возможность творчески, вдумчиво относится к своей судьбе, выбору жизненных целей. В этих условиях приходится решать непростые задачи формирования политической культуры молодого поколения. Во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. При этом важно определить, какой объем знаний и какого содержания знания необходимы для того, чтобы стать политическими культурным деятельным человеком. Во-вторых, формировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Обращаясь с молодежью, нужно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. В-третьих, молодежь стремиться к объединениям, к формальным и неформальным организациям. Это вполне естественно и следует поддерживать подобные инициативы. В-четвертых, формирование политической культуры тесно связано с гражданской культурой, которая включает уровень задач, социальных проблем, степень его активности. Поэтому формирование гражданской и политической культуры должно осуществляться как единый процесс. Молодежь, в силу своих возрастных особенностей, эффективнее приспосабливаться к системе рыночных отношений, быстрее включаться в нее, чувствует себя увереннее и благодаря этому успешнее приобретает новый экономический и социальный опыт, тем самым, опережая старших и помогая им, играя роль исследователей, осваивания новые ценности, нормы, модели поведения. Но такой вариант имеет и негативную сторону: отсутствие жизненного опыта, приводит к тому, что многие не могут правильно оценить ситуацию и определить перспективу, неоправданно идут на риск; вступают на путь преступности, становятся жертвами чужой воли, политики, безграмотного и корыстного управления. Кроме того, еще не во всех регионах страны рыночные отношения стали нормой общественной и экономической жизни и большая часть молодежи не реализует свой потенциал, что серьезно осложняет процесс ее жизненного самоопределения.

Если бы независимые женские организации были лучше организационно и идейно оформлены, скоординировано выдвигали стратегические цели, активнее выступали с инициативой исполнительной власти, принимали непосредственное участие в формировании кадрового резерва политиков и хозяйственных руководителей из числа женщин, представляли на рассмотрение в высших законодательных и исполнительных органах власти актуальные проблемы улучшения положения женщин в обществе, теснее работали со средствами массовой информации в интересах защиты прав и свобод женщин, то проблема была бы не так болезненна. Особенно для женской элиты, которой в первую очередь необходимо работать, помимо указанных, над такими проблемами женского движения, как групповое сознание, сплоченность и согласие. Разобщенность, самоизоляция активисток до сих пор остаются главными причинами слабой женской элиты. Говоря о политической культуре женщин, отметим, что включение ее в мир политики предполагает усвоение и поддержание ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения женщинами требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у них свойств и умений, позволяет адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные функции. Все это ведет к усвоению идей, взглядов и образцов поведения и формирования на этой основе необходимых личностных качеств, а также приобретение навыков политической деятельность. Таким образом, происходит их взаимодействие с обществом, а социальным механизмом, обеспечивающим эту связь, является политическая культура.

Основным способом воспроизводства политической культуры женщин является процесс социализации. Этот процесс, с одной стороны, дает возможность приобрести знания и навыки, необходимые для нормального функционирования в качестве члена общества, с другой стороны - обеспечивает бытие самого общества и преемственность культурных традиций. Политическая социализация фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы. Вместе с тем этот процесс не детерминирован однозначно: человек выбирает из набора имеющихся политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям. Благодаря способности человека осознанно приобретать и утрачивать ценностные установки и нормы поведения политическая социализация осуществляется весьма гибко и избирательно. Таким образом, имеет место консервативный процесс передачи новым поколениям сложившихся образцов политического сознания и поведения. С другой стороны, политическая социализация связана с творческим процессом приобретения личностью новых политических знаний и опыта в процессе участия в политической жизни. Сочетание этих процессов обеспечивает, с одной стороны, стабильность политической системы, преемственность норм и институтов, с другой - их постепенное изменение.

Исследователь Малинова О.Ю. в своей работе выделяет два этапа социализации. Первичная политическая социализация, которая связана с усвоением индивидом основных политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к политической жизни. В известном смысле этот процесс начинается с рождения: уже в первые годы жизни ребенок получает первый опыт властных отношений - сначала семья, а позже - в образовательных учреждениях.

Вторичная политическая социализация- это такой этап, на котором человек уже освоил приемы переработки информации и осуществления ролей и способен самостоятельно переоценивать идеологические позиции и культурные нормы, когда он может самостоятельно принимать политические решения. На этом этапе влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью резко увеличивается.

В каждом обществе существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, обеспечивающие формальную и неформальную передачу традиций и приобщение к доминирующей политической культуре. Тем не менее, некоторые институты политической социализации являются универсальными. Это семья, система образования, контактная группа, средства массовой информации, художественная литература, органы государственной власти, политические партии, общественные организации, общественно-политические события.

Процесс политической социализации протекает в рамках определенной общественной системы под контролем и в интересах государства. Поэтому политическая культура, являясь промежуточным и конечным результатом процесса политической социализации, есть продукт этой общественной системы, который несет в себе черты своего предшествующего развития. Теперь попытаемся рассмотреть, какое влияние оказывает политическая культура на отдельные элементы общественной системы и где ее место в этой системе.

Процесс формирования политической культуры идет практически на протяжении всей жизни человека. Российский профессор Г.Т. Тавадов, рассматривая процесс формирования политической культуры, выделяет три показателя, которые определяют соответствующие уровни сформированности политической культуры личности.

Показателем первого уровня политической культуры личности является политической познание, включающее следующие элементы: а) уровень внимания к политическим событиям; б) обладание информацией и наличие собственного мнения; в) уровень компетентности в сфере политики. Следующий, более высокий уровень - это отношение к политике и политической системе. Здесь важны следующие моменты: а) оценка деятельности властей; б) частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и другими; в) уровень национальной гордости за политическую систему страны на международной арене.

Показатель третьего, самого высокого уровня - это степень участия в политической жизни общества. Данный уровень политической культуры предполагает: а) уровень политической активности личности; б) формы участия в политической жизни; в) участие в государственной политике или в органах местного самоуправления; г) степень веры людей в том, что они способны оказывать влияние на политические решения и выбор методов такого влияния. Высокий уровень политической культуры, как правило, может быть лишь у тех, кто непосредственно участвует в политике, и чем более активно это участие, тем уровень политической культуры выше. Политическая культура оказывает влияние на развитие политической, экономической и социальной систем. В свою очередь, политическая, экономическая и социальная система влияют на формирование и развитие политической культуры. Изменения в экономической и политической системах влияют на социальную структуру общества и наоборот. Поскольку политическая, экономическая и социальная системы находятся в зависимости друг от друга, то вполне вероятно, что каждая из этих систем имеет свою, относительно постоянную в данное время, структуру. Так, социальная структура общества может классифицироваться по степени социальной активности населения, а также по наличию определенных классов, социальных групп и слоев. Изменение соотношения между этими группами ведет к изменению социальной структуры и, следовательно, политической и экономической систем и наоборот. В любой стране, где господствует рыночная система хозяйствования, существует определенный процент безработных, относительно постоянный в данное время. Если вследствие экономических проблем количество безработных увеличивается, то растет социальная напряженность в обществе. В стабильных обществах внутри классификации пропорции социальных групп относительно постоянны.

Необходимо введение системы квотирования для продвижения женщин на уровень принятия решений в партийных структурах, где сегодня женщин насчитывается ничтожно мало. Квота - временная мера с целью изменения существующего резкого дисбаланса женщин и мужчин в политической жизни.

Анализ показал, что ни в одной из российских партий нет предложения по продвижению женщин во власть, нет также зафиксированных квот представительства женщин в руководящих партийных органах. Необходимо ввести специальные разделы в программных уставных документах, предусматривающие представительство женщин в руководящих органах партий, партийные квоты по представительству женщин в предвыборных списках кандидатов в депутаты Государственной Думы, законодательных органов власти субъектов Федерации.

У введения квот много противников и один из главных аргументов - квоты снизят уровень профессионализма. Однако речь идет о необходимости выдвижения не просто женщин (по признаку пола), а женщин профессионалов, грамотных, компетентных специалистов, готовых к работе в органах власти. Также необходимо наличие законов, требующих, чтобы соотношение полов в списках кандидатов от партий соответствовало соотношению полов в стране. Практика политической жизни приводит к тому, что женщины всегда являются объектом управления власти, состоящей в основном из мужчин. Исключение женщин из процесса выработки политики и принятия решений лишает их возможности продвигать и отстаивать свои интересы. Чтобы истинное равноправие стало реальностью для женщин, одной из главных стратегических целей должно стать достижение участия женщин в деятельности органов власти наравне с мужчинами.

Несомненно, с постановкой вопроса о правах человека, о равенстве всех людей перед законом начинаются перемены во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, в их статусе, который при традиционном порядке держится на их функции продолжательниц рода. Проблема прав женщин - проблема возникновения совершенно новой, «не репрессивной» культуры. Ее приход завершает процесс формирования устойчивой базы демократии, «консолидации демократии» - включения в демократический процесс всех без исключения членов общества, а значит, и женщин. На наш взгляд в зависимости от того, какое место будет занимать женщина в общественно- политической жизни зависит и степень построения зрелого гражданского общества как необходимый элемент демократического государства.

 

Автор: Гулиева М.М.