28.02.2012 4866

Управленческий контроль, самоаттестация и аттестация в сфере профессионального образования

 

Механизмы оценки качества подготовки специалистов разработаны в соответствии со стратегическими направлениями модернизации российского образования, в соответствии с современными требованиями динамично развивающейся образовательной системы России. Они ориентированы на создание механизмов устойчивого развития профессионального образования, системы его постоянного обновления с учетом социальных и экономических потребностей образовательных учреждений, интересов личности, общества и государства.

Система управленческого контроля, аттестации и самоаттестации должна стать механизмом мобилизации внутренних ресурсов сферы профессионального образования; оптимизации организационных форм, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм обеспечения обновления профессионального образования. Разрабатываемая система предполагает наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере профессионального образования (с использованием телекоммуникационных сетей и Интернета). Данная система должна способствовать:

- развитию профессиональной культуры руководящих и педагогических работников;

- ориентации педагогических кадров на освоение современных психолого-педагогических, информационных технологий, современных инженерно-конструкторских разработок и технологий мирового уровня;

- апробации современных моделей образовательных комплексов и развитию образовательной системы Краснодарского края в целом;

- инициации и реализации профессионально-личностного потенциала работников образования Краснодарского края;

- повышению уровня и качества образования в системе образовательных учреждений;

- выходу на развивающие программы в системе повышения квалификации. Таким образом, основными целями являются:

- выявление фактического уровня профессионализма педагогических и руководящих кадров в образовательной системе;

- определение стратегических областей профессионального роста;

- определение путей повышения квалификации и профессионального развития педагогических и руководящих кадров в образовательной системе Краснодарского края;

- обеспечение условий и объективных данных для социальной защищенности педагогических и руководящих кадров, дифференциация оплаты их труда в условиях рыночных отношений.

Принципы управленческого контроля, аттестации и самоаттестации формулируются в плоскости двух процессов:

- управления повышением профессиональной педагогической культуры работника образовательного учреждения;

- самосовершенствования (саморазвития) специалиста в сфере профессиональной культуры.

Важно выделить общие принципы, относящиеся ко всей системе механизмов, и частные, относящиеся к процедуре экспертизы. Рассмотрим общие принципы:

-Принцип объективности предполагает обоснованное выделение объектов управленческого контроля, аттестации и самоаттестации, их этапов и процедур; наличие научно обоснованной модели профессионализма, критериев и процедур экспертизы, группы действительно независимых экспертов и объективных способов выведения общей оценки. Реализация данного принципа предполагает знание всеми аттестуемыми оцениваемых качеств, этапов экспертизы и выдвигаемых требований, а также возможность для аттестуемого предъявить наилучшие образцы продуктивности своей профессиональной деятельности. Только в этом случае возможна достоверная аттестационная оценка.

-Принцип личной заинтересованности подразумевает комплекс мер по формированию и поддержанию положительной мотивации к аттестации у каждого ее участника. Для этого используются материальные и моральные средства ее обеспечения. Например, для аттестуемого подобным средством может являться эффект ожидания повышения его профессиональной категории; с одной стороны, как подтверждение или повышение официального статуса - моральный фактор; с другой стороны, как гарантия повышенной зарплаты - материальный фактор. Для многих специалистов при доброжелательной атмосфере аттестационной деятельности само участие может оказаться важным средством профессиональной самодиагностики и условием профессионального саморазвития. Для эксперта средством положительной мотивации выступают: моральный фактор - возможность профессиональной самореализации в профессиональном сообществе, фактор материальный - адекватная его труду зарплата. Для студентов, родителей и педагогов основным мотивом заинтересованности в аттестации является моральный фактор, соответствующий эффекту участия в процессе: в управлении образовательным учреждением, в оценке профессиональной культуры руководителя и педагога и в качестве последствий - ожидаемое повышение качества образования в данном образовательном учреждении.

-Принцип соответствия государственным, общественным и личным интересам предполагает, что система управленческого контроля, аттестации и самоаттестации на государственно-общественном уровне должна обеспечивать определенный баланс этих интересов, между которыми могут существовать и некоторые несоответствия. Реально преимущественно учитываются те интересы, которые не противоречат государственным и общественным интересам. Государственно - общественные ожидания связаны с развитием образования, прежде всего с высокой результативностью деятельности образовательных учреждений. Именно для этого государством и обществом востребован высокий профессионализм, развитие профессиональной культуры самих педагогов. Понимание данного обстоятельства аттестуемым, его личная заинтересованность в собственном профессиональном развитии, как раз и создают оптимальный баланс этих интересов.

-Принцип перспективности профессиональной самореализации предполагает приоритет совершенствования профессиональной культуры над ее оценкой, а также наличие и сопряженность двух типов средств: диагностики и рекомендаций. Первая группа средств определяет и оценивает уровень профессиональной культуры аттестуемого ОУ ПО. Вторая группа средств связана с перспективами профессионального роста, она мотивирует и организует педагога - руководителя на поддержание, расширение и углубление профессиональной культуры. В то же время отдельные средства могут быть ориентированы одновременно и на оценку профессиональной культуры, и на рекомендации по ее совершенствованию.

Это относится ко многим мероприятиям экспертизы, например:

а) собеседование;

б) посещение управленческих совещаний и методических советов;

в) посещение учебных занятий, внеклассных воспитательных мероприятий.

-Принцип целостности подразумевает:

а) логичность, последовательность и полноту этапов аттестации, обеспечивающих реализацию основных ее смыслов;

б) целостность модели профессионализма работников образовательной системы;

в) наличие комплекса средств, позволяющих адекватно оценить качество и уровень профессионального развития;

г) комплексный подход при формировании экспертных групп, обеспечивающих их полипрофессионализм.

-Принцип конфиденциальности предполагает запрет на разглашение информации о любых конкретных данных по результатам аттестационных мероприятий и экспертных оценок отдельного аттестуемого. Промежуточные показатели, основания и характер выносимых оценок известны только членам экспертного совета и аттестуемому. Общедоступной информацией является конечная оценка результатов аттестации.

-Реализация принципа корректности аттестации предполагает, что анализу и оценке подвергается не сам человек, а его деятельность и уровень профессионализма. Собственно личность аттестуемого не оценивается - равно, как не обсуждаются и не оцениваются личностные качества экспертов и других участников процесса аттестации. Рассмотрим частные принципы (требования к проведению экспертизы).

-Принцип экономичности экспертных процедур предполагает целесообразное сокращение отдельных операций до минимума на различных ее этапах.

-Принцип комплексности экспертизы предполагает наличие широкого круга мероприятий, направленных на проверку профессиональной культуры работника образовательной системы. В него входят:

а) самоанализ;

б) оценка аттестуемого объекта участниками образовательного процесса;

в) оценка аттестуемого объекта представителями управленческой и методической структур;

г) оценка экспертной группы.

-Принцип полноты экспертизы подразумевает наличие средств, ориентированных на выявление качественных профессиональных характеристик, полноту критериальной базы аттестации, позволяющей оценить квалификацию, профессионализм и продуктивность деятельности работников образовательной системы. Каждый показатель деятельности имеет свою систему оценки, свои параметры, свой способ оценивания.

-Принцип самоценности экспертизы в первую очередь связан с ценностью профессионального развития аттестуемых, а не только с оценкой наличного уровня профессиональной деятельности. Принцип самоценности предполагает такую организацию экспертной работы, результаты которой выходят за пределы конкретных целей аттестации и являются механизмом решения других проблем профессионального и личностного развития. Такими проблемами могут быть: совершенствование профессиональной культуры разных участников образовательного процесса, оптимизация управления образовательным учреждением; перспективы развития профессионального образования в целом и др.

-Реализация принципа коллегиальности основана на использовании метода «независимых компетентных судей». Каждый член экспертной группы является признанным, авторитетным профессионалом, обеспечивает конкретную позицию в рамках своей компетентности; каждая конкретная оценка - основание для принятия согласованного коллегиального экспертного решения.

К основным объектам оценки качества профессиональной подготовки можно отнести следующие:

а) профессиональная квалификация;

б) профессиональное педагогическое мастерство;

в) продуктивность профессиональной деятельности.

-Профессиональная квалификация определяется через такие характеристики педагогической деятельности, как «что я делаю» - функционал, и «как я делаю» - владение стандартами, знания и умения (как базовая основа деятельности). Профессиональная квалификация определяется:

а) через формальные показатели. К ним относятся: диплом об образовании, педагогический стаж, свидетельства о повышении квалификации, наличие ученой степени, звания и др.;

б) содержательные показатели, задаваемые структурой профессиональной деятельности. К ним относятся личностная, профессионально - деятельностная и профессионально-предметная составляющие этой структуры.

Личностная - общая персональная характеристика, личностные особенности в педагогической деятельности, авторитет в среде преподавателей и студентов, высокая профессиональная мотивация. Профессионально - деятельностная - базовые знания и умения по педагогической деятельности, умение организовывать учебный процесс, знание основных нормативных документов, функциональных обязанностей, психологических характеристик юношеского возраста, индивидуальных особенностей и др. Профессионально - предметная - знания и умения, связанные с предметом профессионального обучения, знание современных технологических аспектов профессии.

Уровень педагогического мастерства определяется на основе диагностики образовательных ситуаций, которые создает аттестуемый в процессе своей деятельности: особенности педагогического целеполагания; характеристики комплекса способностей, обеспечивающих реализацию учебных и образовательных программ. Уровень профессионализма - это понимание того, что я должен сделать, чтобы подготовить своих учеников к профессиональной деятельности; это владение способами эффективной педагогической деятельности; это умение оценить собственные профессиональные действия и их результаты; это видение последствий моего труда (например, востребованность выпускников на рынке труда).

Уровень педагогического мастерства определяется:

- через образовательные компетентности: психологическую; педагогическую; методическую;

- характеристику уровня культуры: проектирования, исследования, конструирования, организации-управления.

Продуктивность профессиональной деятельности определяется количественными и качественными показателями. Количественные показатели характеризуют наличие и масштаб продуктов профессиональной педагогической деятельности. Качественные показатели продуктивности характеризуют качество самих результатов деятельности аттестуемых. К ним относятся следующие:

- продуктивность деятельности аттестуемого по количественным и качественным показателям успешности учащихся;

- продуктивность по профессиональной педагогической деятельности аттестуемого и ее развитию;

- продуктивность по инновационной деятельности учреждения. Каждый из выделенных объектов профессиональной аттестации имеет свои индикаторы, показатели и критерии (на основе какого материала происходит оценка, что анализируется, характеристика уровней - высокий, средний). Средства и процедуры управленческого контроля, аттестации и самоаттестации. Под средствами аттестации понимается комплекс взаимосвязанных действий (экспертных мероприятий), направленных на реализацию следующих целей и задач:

- подготовку образовательных структур;

- ознакомление участников аттестации с ее концепцией;

- самооценку аттестуемого объекта;

- проведение экспертных мероприятий;

- определение общей оценки выездной экспертной группой.

Подготовка к аттестации включает следующие мероприятия:

- разработку концепции аттестации и ее обсуждение с руководителями и ведущими специалистами образовательной системы;

- построение всех необходимых систем обеспечения (нормативно-правовой, методической, организационной, технологической);

- ознакомление участников аттестации с концепцией, нормативно-правовыми и методическими материалами аттестации;

- проведение аттестуемым объектом самоанализа в соответствии с концепцией и критериями;

- подготовку необходимых документов и материалов в соответствии с процедурами экспертных мероприятий;

- организацию обучения тех представителей экспертных групп и технического персонала, которые нуждаются в специальных знаниях и умениях, требуемых концепцией аттестации.

Анализ материалов профессиональной деятельности

Сопоставительные срезы проводятся в целях выявления динамики развития, обученности, что является одним из основных показателей результативности профессиональной деятельности образовательного учреждения. По каждому из показателей (знаниям, умениям, развитию способностей, нравственно-этическому росту учащихся) анализируются данные не менее двух срезов за последние 10 месяцев учебной работы. Кроме того, сравнение успеваемости на младших и старших курсах (по журналам) является дополнительным показателем эффективности образовательного процесса.

При сравнении результатов сопоставительных срезов может быть выявлено три позиции:

- снижение уровня успеваемости учащихся;

- сохранение уровня успеваемости учащихся;

- повышение уровня успеваемости учащихся.

Наблюдение. Осмотр кабинета - учитывается состояние МТБ кабинета (для заведующих кабинетов); эффективное использование МТБ кабинета в учебное и внеучебное время, соответствие МТБ кабинета авторской педагогической концепции. Посещение учебных занятий, внеклассных воспитательных мероприятий эксперты осуществляют вместе с аттестуемым в целях выявления качества проводимых мероприятий. Общее число учебных занятий и внеклассных мероприятий, планируемых для посещения, определяется экспертами, но в него могут входить учебные занятия, внеклассные мероприятия и мероприятия с разными категориями учащихся. Качественное проведение педагогическими работниками ОУ ПО перечисленных форм учебно-воспитательного процесса свидетельствует о грамотности и результативности профессионально-педагогической деятельности. Проверяющим может быть специалист по педагогике, психологии или методике преподавания данного предмета в зависимости от того, какой вид анализа осуществляется.

Тестирование проводится в целях выявления:

- компетентности в области общей педагогики, методической работы, педагогической психологии, управления, правовой грамотности, коммуникативной и общей профессиональной культуры;

- авторитета аттестуемого (рейтинг) у учащихся, учителей, родителей, учредителя, работников инспекторской и методических служб образовательной системы.

При проведении тестирования могут использоваться тесты для учащихся, учителей, родителей, работников инспекторской и методической службы.

Вопросы, содержащиеся в тестах, охватывают весь спектр профессиональной компетентности, взаимоотношения с коллегами, руководством, учащимися, различные стороны профессиональной самооценки. Самоанализ как инструмент экспертизы проводится по следующим линиям: профессиональных знаний, профессиональных способностей, урока как фрагмента профессиональной деятельности, работы методического совета, работы педагогического совета, профессиональных и личностных отношений с администраций, членами педагогического коллектива, учащимися и их родителями. Анкета для самоанализа включает тот же набор вопросов, что и анкеты по выявлению отношения респондентов к аттестуемому. Эксперты могут особо отметить совпадение результатов тестирования, проверки документации и самоанализа. Такое совпадение характеризует высокий уровень профессионального самоанализа.

Департамент образования и науки Краснодарского края по результатам определенного этапа экспертизы обобщает материалы экспертных групп и формирует пакет предложений для системы повышения квалификации, информирует о целесообразности разработок программ профессионального развития педагогических кадров ОУ ПО. Может также обратить внимание отдельных руководителей на целесообразность проведения мероприятий по профессиональному развитию на базе образовательных учреждений или на необходимость участия работников учреждения в данных мероприятиях. Необходимыми условиями организации управленческого контроля, аттестации и самоаттестации являются наличие следующих систем обеспечения:

- нормативно-правовое обеспечение;

- материально техническое обеспечение;

- кадровое обеспечение;

- методическое обеспечение.

В нормативно-правовое обеспечение входят документы двух типов. Документы первого типа определяют нормы взаимодействия (по данной проблеме) как внутри области образования (разных ее структур и конкретных участников), так и самой области образования с другими общественными сферами (например, взаимодействие с финансовыми органами, органами юстиции и т.д.).

Материально-техническое обеспечение включает в себя средства реальной организации процесса аттестации. В эти средства входят:

1.Финансы для оплаты:

- обучения экспертов и технического персонала процедурам экспертной работы (в соответствии с данной концепцией);

- обучения специалистов, задействованных в экспертизе;

2.Компьютерная, печатная и множительная техника.

Кадровое обеспечение подразумевает: наличие экспертов с высоким уровнем профессиональной подготовленности по необходимым специальностям и независимым статусом; наличие подготовленных технических работников.

Методическое обеспечение включает в себя наличие рекомендаций по управленческому контролю, аттестации и самоаттестации. Эти рекомендации должны содержать: объекты экспертизы, критерии, систему оценивания, процедуру экспертизы, этапы аттестации и др.

Механизмы системы стимулирования инновационной активности характеризуются тем, что субъект (или управляемый экономический объект) получает постоянное вознаграждение при условии, что выбранное им действие соответствует оговоренному плановому значению, и нулевое вознаграждение при выборе других действий. Такие системы стимулирования получили название скачкообразных и содержательно могут интерпретироваться как аккордные, соответствующие фиксированному вознаграждению при объеме работ не ниже оговоренного заранее. Другая содержательная интерпретация соответствует фиксированному вознаграждению за достижение количественных нормативов, без каких-либо надбавок и оценки качества деятельности. Компенсаторные системы стимулирования характеризуются тем, что субъекту компенсируют затраты при условии, что его действия соответствуют плановым значениям.

Пропорциональные системы стимулирования. На практике широко распространены системы вознаграждения, основанные на введении ставок оплаты: повременная оплата подразумевает существование ставки оплаты единицы рабочего времени (как правило, часа или дня), сдельная оплата - существование ставки оплаты за единицу продукции и т.д. Объединяет эти системы оплаты то, что вознаграждение прямо пропорционально его действию (количеству отработанных часов, объему выпущенной продукции и т.д.), а ставка оплаты является коэффициентом пропорциональности. Как правило, эти системы стимулирования не оптимальны - их эффективность ниже, чем скачкообразных и компенсаторных.

Перечисленные выше системы стимулирования являются простейшими - базовыми, представляя собой элементы «конструктора», используя которые можно построить другие более сложные системы стимулирования. Для возможности такого «конструирования» определяют «операции» над базовыми системами стимулирования. Во многих случаях достаточно ограничиться операциями следующих трех типов. Первый тип операции - переход к соответствующей «квази» - системе стимулирования - вознаграждение считается равным нулю всюду, за исключением действия, совпадающего с планом. Второй тип операции - разбиение множества возможных действии на несколько подмножеств и использование различных базовых систем стимулирования на различных подмножествах. Третий тип операции - алгебраическое суммирование двух систем стимулирования.

 

АВТОР: Хлопова Т.П.