28.02.2012 8065

Характеристика детского объединения как института социализации личности

 

Наиболее общие основы теории детского объединения разработаны в социальной психологии в контексте исследования феномена малой группы. Несмотря на более чем вековую историю изучения малых групп, до настоящего момента нет общепризнанной дефиниции, всесторонне и целостно раскрывающей это явление. Одно из первых определений было предложено Г. Оллпортом, который сформулировал весьма своеобразное понимание группы как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ рассматривать группу как определенную реальность Г. Оллпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками. Исследованию группы Г. Оллпорт предпочитал интеракции (типа «стимул - реакция»).

В контексте развития психоанализа 3. Фрейд рассматривал психологию группы на иной основе. Он считал, что отношения в группе станут более ясными, если провести параллель между отцом и вождем первобытной орды и ее членами и сыновьями. Современные группы переживают схожие в своей динамике отношения агрессивности, идеализации вождя, перехода от ревности к солидарности. Именно идентификация с вождем является связующим звеном в любой группе, по мнению 3. Фрейда. Продолжая и модифицируя психоанализ 3. Фрейда, другие исследователи (У.Р. Байон, Э. Жак, М. Паж) изучали эмоциональную жизнь групп и накопили значительный опыт, положивший начало исследованию групповых феноменов.

Возникновение социометрического подхода к группе связывается с именем Я.Л. Морено, который постулировал существование симпатий между отдельными индивидами и с помощью социометрического теста, основанного на выборе и отталкиваниях, выявил сеть таких симпатий. Я.Л. Морено внес групповые методы в психиатрию и психотерапию - социодраму и психодраму.

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

Принадлежность к группе с определенными ценностями К. Левин считал одним из условий становления социально здорового человека. Множественность групп, в состав которых входит личность, позволяет ей одновременно реализовать различные социальные роли: «На протяжении большей части своей жизни взрослый человек действует не столько как отдельная личность, сколько как член социальных групп. Однако различные группы, к которым человек принадлежит, представляют для него различную важность в тот или иной момент времени».

Процесс вступления в группу часто проходит достаточно болезненно для личности, при этом «неопределенность ситуации, неопределенность той «почвы», стоя на которой он действует, как правило, приводит к возникновению неопределенности и в поведении. Человек чувствует себя не в своей тарелке и посему становится застенчивым, заторможенным или же заходит в своих действиях слишком далеко».

К. Левин определял группу, измерения которой он изучал, исходя из двух основных критериев:

- непосредственного взаимодействия - все члены в группах находятся в непосредственном взаимодействии, то есть поведение каждого из членов может оказывать влияние на других и наоборот;

- ограниченности группы - прямое взаимодействие невозможно в больших группах;

- наличия взаимозависимости в группе. Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х - начала 40-х годов XX века, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения.

В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп: социометрическое направление, психоаналитическую ориентацию, общепсихологический подход; эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теорию подкрепления.

В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю психологическую и непсихологическую традицию.

Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужского.

В.М. Бехтерев изучал проблемы группы относительно возможностей ее влияния на личность. Анализируя черты групповой, коллективной, массовой психологии, он неоднократно подчеркивал, что человек, находясь в большой массе или даже в небольшой группе людей, чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине сам с собой. «Не подлежит никакому сомнению, - писал Бехтерев В.М., - что в проявлениях нервно-психической деятельности социальных или общественных групп имеются известные особенности, проистекающие из того, что эта деятельность проявляется не в индивидах, взятых отдельно друг от друга, а в группах и собраниях лиц, спаянных определенными интересами и действующих и работающих потому сообща, как одно собирательное целое. Можно определенно сказать, что даже личности, входящие в состав того или другого собрания, нередко обнаруживают такие стороны своей нервно-психической деятельности, которые обычно не проявляются в индивидуальной жизни».

Изучая влияние коллектива на отдельных детей, В.М. Бехтерев пришел к выводу, что оно может быть стимулирующим, когда мышечная и психическая энергия человека в присутствии коллектива повышается, когда он становится сильнее, сообразительнее, лучше запоминает; активизирующим, когда пассивный по отношений к каким-то вопросам ребенок, «видя и слыша» своих товарищей за определенным делом, заражается их деятельностью, примыкает к ним сам собой; подавляющим, когда коллектив тормозит деятельность ребенка, проявление его личности, «иногда до полного ее подавления и отказа от самого себя».

Далее В.М. Бехтерев подчеркивал, что наряду с самим фактом наличия индивидов другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально-психологического общения достаточно многообразны. Он писал: «...устное и печатное или писанное слово, мимика и жесты и, наконец, действие, возбуждающее подражание, - вот те способы и средства, благодаря которым устанавливается общение в массе лиц и которыми достигается установление известного взаимоотношения отдельных лиц в общественных группах».

Относительно группы В.М. Бехтерев формулирует закон ритма, который можно считать предпосылкой исследования эмоциональной динамики коллектива А.Н. Лутошкиным и Д.Б. Парыгиным: «...закону ритма, - писал он, - подчинены все проявления соотносительной деятельности всякого вообще коллектива. Так, прежде всего, необходимо установить, что настроение коллектива подвергается периодическим сменам в ту или иную сторону, что обуславливается не одними внешними условиями, которые могут быть в одно время благоприятными для коллектива, а в другое время неблагоприятными для него, но и неустойчивостью самого настроения, которое не может оставаться бессменно одним и тем же в течение долгих периодов времени».

После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П.П. Блонский и Д.Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.

Вышедшие в 30-40-е годы XX века труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. А.С. Макаренко обозначил признаки, на основании которых дети могут быть объединены в группы по признаку характера основной деятельности воспитанников: школьный класс (совместное учение), производственные группы (совместный труд детей); по признаку возраста детей, входящих в состав группы; по признаку наличия в группах лидеров, воспитанников, способных продемонстрировать высокий уровень соответствия нормам и ценностям микросоциума организации и др.

Характеризуя самоуправление в первичном коллективе, А.С. Макаренко определяет его структуру, функции, методы формирования и развития, подчеркивая необходимость наличия двусторонних зависимостей руководства и подчинения, с целью приобретения целостного опыта социальных взаимоотношений в группе. А.С. Макаренко выделяет первичный и общий коллектив, основываясь на характере взаимодействия между детьми: «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Это тот коллектив, который в одно время наша педагогическая теория предлагала назвать контактным коллективом». При этом педагог предупреждает об опасности обособленности первичного коллектива, его изолированности и замкнутости. на собственных интересах. Педагогическое воздействие через первичный коллектив А.С. Макаренко называет «педагогикой параллельного действия». Коллектив в педагогике А.С. Макаренко позволяет ребенку развить жизненную перспективу от самой ближайшей до отдаленной, отсроченной на несколько лет.

60-70-е годы XX века составили второй этап в развитии отечественной групповой психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива.

В конце 60 гг. Л.И. Уманский представил новый взгляд на психологию коллектива. Автор предложил вместо категории «малая группа» использовать понятие «контактная группа». «Традиционно в советской терминологии закрепилось два понятия «коллектив» - широкое, когда под коллективом понимается любая, организованная в рамках советской действительности, группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, студенческая группа и т.п.), и более узкое, социально-психологическое и психолого-педагогическое значение, когда под коллективом понимают (вслед за А.С. Макаренко) высокий уровень развития группы. Мы будем пользоваться термином с этим вторым значением. Отсюда и группу рассматриваем как потенциально способную стать коллективом или уже достигшую этого уровня». Л.И. Уманский вводит параметры (критерии) оценки в соответствии с которыми группа может быть признана коллективом: содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации; организационное единство; групповую подготовленность в той или иной сфере деятельности; психологическое единство - интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность. Выдвижение и обоснование параметров оценки группы как коллектива стало основанием для определения параметрической концепции коллектива. В процессе развития концепции введенные параметры приобретают очертания функционально-структурных единиц контактной группы, поэтому Л.И. Уманским предлагается новое название разрабатываемой концепции – «функционально-структурная концепция психологии контактной группы как коллектива». Среди структурных единиц контактной группы Л.И. Уманский выделяет 3 блока:

- «общественный» блок с подструктурами социальной направленности, организованности и подготовленности, отражающими соответственно нравственную, управленческую и профессионально-деловую сферы групповой жизнедеятельности;

- «личностный» блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, отражающими три стороны сознания личностей, входящих в группу и соответствующих сферам жизнедеятельности группы;

- блок общих качеств (интегративность, микроклимат, референтность, интрагрупповая активность, лидерство, интергрупповая активность).

В рамках концепции Л.И. Уманского активно исследовались вопросы динамики коллективообразования (А.Г. Кирпичник), лидерства в контактной группе (В.В. Валежный, Т.Л. Крюкова), эмоциональной динамики и потенциалов коллектива (А.Н. Лутошкин, О.В. Лунева), образования норм в первичных коллективах (С.И. Жигулев) и др.

Стратометрическая концепция коллектива - социально-психологическая теория структурообразования коллектива, разработанная А.В. Петровским на основе деятельностного принципа. В рамках данной концепции коллектив понимается как высший уровень развития группы. Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть интерпретирована адекватно, лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными аспектами. На уровне первой мотивационной страты организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности. На уровне второй страты организованы взаимоотношения, возникающие по поводу содержания совместной деятельности. Наконец, на уровне третьей поверхностной страты формируются эмоциональные отношения, в которых не отражаются показатели достижения целей группой. Об эффективности групп свидетельствуют, прежде всего, показатели развития отношений первой и второй страт.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. К ним относятся деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Характеристики взаимовлияния, ярко выраженные в любом виде контактных групп, сделали их предметом пристального изучения в педагогической теории.

В советской педагогике исследование воспитательных потенциалов детских объединений развивается в русле педагогики коллектива и позволяет прийти к следующим выводам:

- детский коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с этой деятельностью суждений и переживаний детей;

- процесс функционирования детского коллектива не может быть равномерным, для него характерны чередования периодов «высокого накала» и временного затишья, эти периоды взаимосвязаны и взаимообусловлены;

- развитие коллектива связано не только с реализацией усложняющихся перспектив, но и с постепенным превращением части из них в традиции коллектива;

- содержание и многообразие форм жизнедеятельности детского коллектива, развитость и многообразие органов его самоуправления находятся в прямой зависимости;

- организация педагогически целесообразной жизнедеятельности коллектива - условие, необходимое для превращения его в субъект воспитания по отношению к каждому ребенку.

Л.И. Новикова вводит понятие «воспитательного коллектива». Воспитательные коллективы институциональны. Они создаются на базе-тех или иных учреждений или организаций и по своим воспитательным функциям адекватны тем задачам, которые стоят перед этими учреждениями и организациями. Любой воспитательный коллектив, по мнению Л.И. Новиковой, является единством двух относительно самостоятельных коллективов: педагогического и детского, находящихся в соотношении субъекта и объекта воспитания. С помощью педагогических коллективов общество реализует свои воспитательные функции по отношению к подрастающему поколению через детские коллективы, разнообразные по свои функциям и особенностям. По мере расширения сферы целенаправленного общественного воспитания наблюдается тенденция расширения сети коллективов, играющих существенную роль в социальном развитии ребенка. Получают все более широкое распространение ученические производственные бригады, школьные лесничества, лагеря труда и отдыха, различные объединения по месту жительства.

Л.И. Новикова, характеризуя структуру коллектива, отмечает, что детский коллектив воспитательного учреждения или организации состоит из первичных коллективов, каждый из которых объединяет ту или иную группу детей в процессе совместно организованной деятельности. Связи, объединяющие первичные коллективы не образуются стихийно, они, как правило, результат целенаправленных усилий педагогов.

На процесс социального развития ребенка в воспитательном коллективе оказывает влияние как содержание деятельности, так и характер ее организации.

Исследователи коллективного воспитания (А.А. Вайсбург, М.Д. Виноградова, Х.И. Лейтметс, И.Б. Первин, А.А. Пермяков, В.А. Питишкин-Потанич, Л.Д. Чернышенко и др.) выделяют следующие условия организации совместной деятельности детей):

- интериоризацию всеми членами коллектива той перспективы, на осуществление которой должна быть направлена коллективная деятельность;

- максимальную опору на принцип взаимодополнения и взаимообогащения;

- совершенствование структуры деятельности засчет включения в нее различных по своему содержанию и характеру видов и интеграции их в единую деятельность коллектива;

- выход за рамки интересов и потребностей своего коллектива, включение детей в деятельность, направленную на совершенствование окружающей их микросреды, на решение широких социальных задач;

- опору на детское самоуправление.

В процессе совместной деятельности и общения детей возникают отношения делового и эмоционально-психологического характера, основой которых является чувство «мы - коллектив». Образующаяся в процессе совместной деятельности и общения сеть внутриколлективных отношений приводит к возникновения особого свойства коллектива - поля интеллектуально-морального напряжения или «поля коллектива». В любом воспитательном коллективе ребенок реализует роль, адекватную функциям коллектива, и занимает конкретную позицию в данной роли.

По мнению Л.И. Новиковой поле коллектива выражает складывающиеся в коллективе отношения, нормы, ценности, установки, общественное мнение.

Динамика воспитательного коллектива в педагогике разрабатывалась В.М. Галузским, М.Г. Казакиной, Б.Т.Лихачевым, Е.В. Лялиной. Л.И. Новикова предлагает выделять три стадии развития коллектива: становление или первоначальное сплочение; использование в качестве инструмента массового воспитания; использование в качестве инструмента индивидуального развития каждого из его членов.

На первой стадии коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся ту или иную «организационную единицу» превратить в коллектив, в такую социально-психологическую общность, где отношения и воздействия детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где существует достаточно высокая степень совпадения оценок детей по отношению к значимым для коллектива объектам, когда развивающийся коллектив становится референтным для большинства его членов.

Для второй стадии характерны стабилизация неформальной структуры коллектива за счет самоопределения групп и продолжающегося под воздействием педагогов развития формальной структуры, развитие внешних связей делового характера. В этот период коллектив переживает морально-групповое напряжение, связанное с сознательным стремлением всех его членов к реализации коллективных целей. Он становится способным требовать от своих членов определенных норм поведения.

На третьей стадии при наличии общей атмосферы доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности, коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию. Таким образом, на третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка.

В современной педагогике проблемы развития личности и социализации подростков в детских объединениях исследуются в работах Л.И. Акатова, Т.В. Вернигоровой, А.В. Волохова, Т.В. Дуровой, Е.И. Дымова, А.Г. Климова, В.Н. Кочергина, Р.А. Литвак, Г.В. Сабитовой, И.И. Фришман, Л.С. Яковлева, и др.

В современной педагогической теории детское объединение детей и подростков исследуется с точки зрения его влияния на целостный процесс социализации личности и выступает в качестве института социализации, функционирующего в рамках различных воспитательных организаций.

Во всех концепциях социализации человека отмечается особая роль влияния группы, участником которой является личность, на процесс ее социализации. Особое значение для детей и подростков приобретает группа сверстников.

Вслед за А.В. Мудриком под социализацией мы понимаем развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

В последние десятилетия группы сверстников стали одним из решающих факторов социализации. А.В. Мудрик разделяет все группы, в которые включены дети и подростки, на формализованные и неформальные. В группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального нажима.

А.В. Мудрик относит группу сверстников к микрофакторам социализации и выделяет ряд социализирующих функций, которые она выполняет:

- группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы;

- в процессе общения у ребенка и подростка складываются определенные взгляды, им усваиваются те или иные нормы и ценности, это происходит вследствие идентификации себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов;

- в группе сверстников происходит научение полоролевому поведению;

- группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и возрастной субкультуры;

- группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия для решения детьми, подростками, юношами возрастных задач - развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения и определяет содержательную сторону этих решений;

- группа представляет собой специфическую социальную организацию, которая воспринимается ее членами как «экологическая ниша».

Если группа детей или подростков подвергается специально организованному контролю и воздействию со сторону взрослых, она становится формализованным коллективом, а социализация, которая проходит в ее рамках, характеризуется как относительно социально контролируемая, то есть является, в понимании А.В. Мудрика, социальным воспитанием.

Формализованная группа, как правило, имеет институциональную принадлежность, так как это воспитательная организация, в рамках которой существуют внешкольные объединения детей и подростков. Среди них выделяются учреждения дополнительного образования; учреждения социальной защиты населения, работающие с детьми и подростками; загородные детские центры; учреждения, созданные при территориальных органах самоуправления, осуществляющие работу с детьми по месту жительства.

На организационно - структурном уровне детское объединение функционирует как гибкая система разнообразных структурных компонентов, каждый из которых сориентирован на реализацию тех или иных потребностей детей и по-разному связан с социальной средой, что расширяет возможность самоопределения, самоутверждения, самореализации и детей, и педагогов. На образовательно-воспитательном уровне детское объединение характеризуется адекватностью содержания его деятельности задачам воспитательной организации; разнообразием деятельности, обеспечивающей условия развития личности каждого подростка. На социально-психологическом уровне детское объединение характеризуется совершенно особой эмоционально-психологической атмосферой, отношением сотрудничества между взрослыми и детьми.

Таким образом, детское объединение - разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация, имеющей свободно формируемую организационную структуру, демократическую иерархию «взрослый - ребенок», активные личные социальные отношения, осуществляемые в ролях, содержание которых формирует отношения внутри группы, и целенаправленной на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации личности.

М.И. Рожков и Е.Е. Чепурных выделяют следующие основные положения, которыми следует руководствоваться при определении содержания, форм и методов работы с детьми в детских объединениях - принципы деятельности детских объединений.

Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей в детских объединениях предполагает признание развивающейся личности высшей ценностью в деятельности детских объединений; взаимовлияние общечеловеческих и социальных ценностей; подготовку детей и подростков к ориентации в системе проблемных жизненных ситуаций и к выбору ценностей для их разрешения; утверждение норм уважения к людям; готовность детей и подростков к обогащению социального опыта посредством реализации общечеловеческих ценностей в их повседневной жизнедеятельности.

Принцип самореализации личности предполагает осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития; учет осознанности каждым ребенком своего «Я»; формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его самосознания; наличие четких и ясных перспектив в той деятельности, в которую ребенок включается; добровольность включения ребенка в деятельность; доверие к ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели; веру в возможности ребенка и его веру в свои возможности решения поставленных задач; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип включенности детей в социальные отношения предполагает соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям; создание реальных возможностей для включения детей в дела; обеспечение свободы выбора видов и содержания деятельности и средств ее осуществления; вовлечение всех ребят в различные виды социально значимой деятельности; формирование связей детей с социальной средой и возможности их реализации в повседневной практической деятельности; моральное и материальное стимулирование различной социально значимой деятельности детей.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предъявляет к работе взрослых в организации следующие требования: передача и усвоение детьми социального опыта должны осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых, создание в коллективе обстановки, близкой к семейной; опыт социального новаторства должен обеспечиваться творческим характером деятельности, решением проблемных задач, ситуаций; предоставление возможности выбора способов и средств достижения цели коллектива и пр. при условии предоставления достаточной ориентировочной основы деятельности.

В зависимости от путей включения детей в социальные отношения и удовлетворения их интересов детские объединения можно классифицировать следующим образом.

Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей детей, передачу им знаний, умений, навыков, через это включение их в социальную практику. К этой группе относятся школы и клубы, первоначально созданные только с целью обучения, но впоследствии переросшие в творческие коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям. Дети имеют право и возможность выбора и самого объединения, и руководителя - взрослого. Позиция взрослого здесь во многом сходна с учительской: он и управляющий, и технолог разнообразной деятельности. Он наделен правом ставить задачи, требовать их выполнения, корректировать и оценивать индивидуальную работу. Дети в подобных объединениях участвуют в управлении деятельностью в той мере, в которой позволит взрослый.

Детские организации - особый тип общественных отношений, представляющий собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность, формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Сюда относятся национальные организации, религиозные детские объединения, пионерские и скаутские организации и др.

Объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности, через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику. Благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность создают отношения между взрослыми и детьми, среди самих детей и самих взрослых. Клубный тип объединений отличается большей вариативностью выбора. Сюда относятся так называемые «профильные» объединения: военно-патриотические и военно-спортивные, краеведческие и туристические, экологические, юнкоровские, этнокультурные и т.д. Как правило, такие объединения действуют на базе каких-либо взрослых формирований или в тесной связи с нами. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой влечет за собой практически невозможность продолжения участия в объединении.

Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость - необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями.

Педагогическая сущность детских объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка.

Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная.

Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели.

Ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в систем социальных, нравственных, политических ценностей.

Компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является. Одной из основных характеристик детских объединений является вариативность.

Вариативность институциональной принадлежности (детские объединения, созданные в рамках школы, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения и здравоохранения, общественные детские объединения, созданные как часть взрослых общественных организаций и др.)

Вариативность масштабов и уровней: международные ДО, их немного, но к их числу относится СПО (ФДО) - Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций); республиканские, если в состав объединяются представители более 50% областей РФ плюс одна; межрегиональные, существующие на территории двух или более регионов; региональные, деятельность которых распространяется на территории одного или двух районов области; районные, городские, на уровне микрорайона.

Вариативность целей и направленности содержания деятельности: патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и др. объединения.

Вариативность программ деятельности детских объединений.

Вариативность организационных структур, их внешнего оформления: звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина и др. Объединения вправе разрабатывать свои уставы, законы, ритуалы, символы, иметь свои атрибуты. Они могут быть различными даже в рамках объединений одной направленности.

Вариативность периодической печати: газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и др.

Вариативность баз формирования детских объединений: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома, интернаты, по месту жительства и т.д.

Вариативность и название организатора деятельности детского объединения: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог, педагог дополнительного образования, организатор детских объединений (детского движения) и др.

Совместная деятельность детей и взрослых является основой детских объединений. Как показывает анализ опыта, творческая деятельность в ее широком понимании наиболее сообразна целям и организационной структуре детских объединений.

Философская энциклопедия предлагает наиболее распространенное определение творчества: творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Среди субъектов творческой деятельности принято выделять несколько групп, среди которых нижнее, широкое основание составляет самая многочисленная группа участников трудовой, научной, технической, художественной, физкультурно - оздоровительной и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, обладающие объективной или субъективной новизной.

Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил человека. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Так, например, техническое творчество направлено на преобразование прежде всего материального производства. Его наивысшее проявление - крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер). Научному и художественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отражении и духовном пересоздании действительности: научные открытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно, тем самым, влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает социальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком - имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных отношений.

Кроме того, необходимо учитывать различие форм творчества в ценностном плане, то есть в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической соподчиненности: определенные формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выдающимися достижениями культуры. Место в этой иерархии характеризует уровень творчества.

Применяя «восходящий» принцип расположения форм творчества, их совокупность можно представить в виде усеченной пирамиды. Нижнее, широкое, основание составляет самая многочисленная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходящие, однако, за пределы разового или местного применения. Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответствующий уровень творчества, составляют инициаторы, результаты деятельности которых способствуют прогрессу определенных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т. е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или практической деятельности. В пределах этого уровня можно выделить «суперуровень», т.е. уникальных по своим способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному прогрессу в целом.

Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой самостоятельности предшествует подражание известным образцам. Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй, принадлежит главенствующая роль в условиях действующей культуры. Крупнейшие изобретения открывают новые направления общественного развития, побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям. Конечно, следует учитывать и непрерывное изменение градаций на шкале новизны в ходе исторического развития.

Второе направление дифференциации форм творчества осуществляется в зависимости от субъекта творчества - личности или коллектива. Различают индивидуальное и коллективное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его социальную обусловленность. В индивидуальном творчестве главенствующим является стремление творческой личности к самостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. Понятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в «чистом виде» они не встречаются. Индивидуальное творчество, так или иначе, осуществляется в определенном коллективе. В свою очередь, плодотворное сотрудничество не только не исключает, но, напротив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в единстве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику.

Третье направление дифференциации форм творчества проводится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество. В первом случае создание нововведений и их включение в социальную действительность обусловлено самим характером деятельности, служебными обязанностями (работа в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.). Во втором случае творчество людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного круга занятий. Самодеятельное творчество выступает как дополнение к основной трудовой деятельности или как разновидность досуга. Оно же - резерв для развития профессионального творчества.

В качестве опредмеченного результата творческого процесса может выступать не только некий («новый») объект, но и иное («новое») духовное состояние индивида. Само творчество, таким образом, рассматривается нами как внешне - или внутренне ориентированная преобразовательная активность личности, переход индивида из одного состояния в другое, как субъективное открытие ребенком окружающего мира.

Сообразность творческой деятельности потребностям и интересам детей делает ее основой большинства детских объединений. Детские объединения позволяют широким группам детей приобрести опыт творческой деятельности, который дает возможность выявления способностей, одаренности или таланта по отношению к конкретному виду деятельности, становится, с одной стороны, базой для возможной профессионализации, а с другой стороны, основой реализации творческого подхода к решению жизненных проблем в повседневной действительности.

Таким образом, наиболее общие основы теории детского объединения разработаны в социальной психологии в контексте исследования феномена малой группы.

К началу 70-х годов в зарубежной социальной психологии и микросоциологии можно было выделить девять крупных подходов, определявших развитие психологии групп: социометрическое направление, психоаналитическую ориентацию, общепсихологический подход; эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теорию подкрепления.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. К ним относятся деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Анализ положений, являющихся основой социально-психологических теорий группы, позволяет нам представить некоторые характеристики детского объединения. Детское объединение на основании социально-психологической терминологии может быть определено как малая, контактная или первичная группа. Каждый участник детского объединения находится в непосредственном контакте с другими его членами и педагогами. Количественное ограничение состава группы определяется возможностями таких прямых контактов и взаимовлияний. Как правило, количественный состав детских объединений варьируется от 3-4 до 30-40 детей.

Детское объединение является специфической формой контактной группы, образование которой происходит как результат пересечения деятельности взрослых, ориентированной на воспитательные задачи, и деятельности детей, отражающей их потребности и интересы.

Детское объединение в большинстве случаев выступает в качестве первичной группы, входящей в состав вторичной или большой группы. При этом вторичная группа является носителем и транслятором тех норм и ценностей, которые становятся ориентирами просоциальной социализации для участников детского объединения. Связь между первичной и вторичной группой осуществляется педагогами и наиболее включенными в жизнь объединения детьми.

Детское объединение имеет институциональную принадлежность (школа, учреждение дополнительного образования, загородный детский оздоровительный центр, учреждения социальной защиты населения и др.). Оно может функционировать постоянно, регулярно или дискретно.

Детское объединение как контактная группа может развиваться и приобретать характеристики коллектива. В объединении развивается деятельность, которая выступает его основой, формируется система групповых норм и ценностей, возникает статусноролевая структура, отношения подчинения - руководства.

М.И. Рожков и Е.Е. Чепурных выделяют принципы деятельности детских объединений: гармонизацию общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей в детских объединениях; самореализацию личности; включенность детей в социальные отношения; взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.

Детские объединения классифицируются по многим основаниям, в том числе по целеориентированности:

- объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей детей, передачу им знаний, умений, навыков и через это - включение их в социальную практику;

- объединения, имеющие главной целью ценностное ориентирование детей на приоритеты вторичной социальной группы, в которую входит объединение, как правило, включают участников в социальную практику через социально значимые проекты;

- объединения клубного типа, предлагающие различные виды творческой деятельности, через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику;

- спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности.

Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная.

Совместная деятельность детей и взрослых является основой детских объединений. Как показывает анализ опыта, творческая деятельность, в ее широком понимании, наиболее сообразна целям и организационной структуре детских объединений.

Творческая деятельность рассматривается нами как внешне - или внутренне ориентированная преобразовательная активность личности, переход индивида из одного состояния в другое, как субъективное открытие ребенком окружающего мира.

Среди видов творческой деятельности, организуемой в детских объединениях, основными выступают художественно - эстетическое, научно-техническое, социальное, прикладное творчество.

 

АВТОР: Холичева А.М.