28.02.2012 2032

Психологические проблемы, обусловленные конституционально-типологической недостаточностью ВНД и личности

 

Необходимость учета типа темперамента при диагностике и коррекции различных расстройств очевидна. Существуют концепции темперамента, дающие свою оценку взаимосвязи его природы и психосоматического состояния человека. Так, Э. Кречмер (1930) рассматривал темперамент как фактор фатально предопределяющий возникновение той или иной формы патологии. По данным Айзенка (Eysenck H.J., 1967) при значительном усилении невротизма в сочетании с выраженной интраверсией развиваются дистимии с навязчивостью, страхами, а в сочетании с экстраверсией - психопатии и истерии. И.П. Павлов считал, что холерики склонны к неврастении, а меланхолики к истерии.

Существуют работы отечественных исследователей, посвященные изучению особенностей характеристик темперамента у лиц с различными хроническими соматическими заболеваниями (Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И. 1995, 1996). Оказалось, что у юношей и девушек (возраст 18-20 лет) хронические соматические заболевания различной этиологии в стадии ремиссии закономерно накладывают своеобразный отпечаток на характеристики темперамента. Причем характер этого влияния имеет определенную половую дифференцированность и зависит от нозологии. Так, например, характеристики темперамента у девушек при наличии хронических соматических заболеваний в стадии ремиссии оказываются более устойчивыми, чем у юношей. Более всего подвержены изменениям характеристики темперамента юношей и девушек при болезнях нервной системы, и меньше при легочной.

Авторы делают вывод, что темперамент не определяет возникновение того или иного заболевания, а именно болезнь вызывает такие изменения характеристик темперамента, при которых их общая комбинация укладывается в рамки нового стиля поведения, отличного от того, который был присущ человеку до возникновения болезни.

Из зарубежных работ привлекло внимание исследование темперамента и окружающей среды в формировании расстройств поведения (Chess S., Thomas А. 1996). В исследованиях, начавшихся в 1956 году и продолжающихся до сих пор (New York Longitudinal Study) участвуют 136 детей, из которых было выделено 42 клинических случая с расстройствами поведения. В группе клинических детей выделялось две подгруппы. Одна из них, включающая большую часть детей этой группы (34 ребенка), характеризовалась сильно выраженными симптомами активности, другая -симптомами пассивности (8 детей), что в известном смысле соответствует делению на гипервозбудимых и заторможенных.

На основании количественного и качественного анализов установлено, что отдельные группы детей различаются по определенным свойствам темперамента, причем эти различия касались в основном активности, ритмичности, порога чувствительности, интенсивности реакций, качества настроения и концентрации внимания. Произведя факторный анализ, измеряемых свойств, авторы обнаружили фактор, названный ими фактор А, по которому клиническая группа существенно отличалась от неклинической. Этот фактор включает главным образом такие свойства темперамента как настроение, интенсивность, приближение и адаптивность. Кроме того в него входит высокая степень постоянства, измеренная в течении первых пяти лет жизни. Среднее значение фактора А у детей с расстройствами поведения значительно выше, чем в норме, что выражается в плохом настроении, большей интенсивности реакции, тенденции к избеганию и низкой адаптационной способности. Различия в значении этого фактора между двумя группами увеличивается с возрастом.

Авторы (Shess S., Thomas А.,1995) обнаружили, что связь темперамента с развитием расстройств поведения особенно заметна у детей, у которых такие расстройства замечены в раннем возрасте. В этот период расстройства прежде всего связаны с органическими изменениями, а не со средой, влияние которой скажется позднее и будет усиливаться с возрастом.

Авторы называют пять следующих совокупностей свойств темперамента, которые чаще других проявляются у детей с расстройствами поведения:

-неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание негативного настроения большой интенсивности;

-боязнь новых ситуаций, слабые негативные реакции, медленная адаптация;

-чрезмерное упрямство;

-чрезмерная отвлекаемость;

-повышенная или пониженная активность.

Вместе с тем, во всех работах, чьи авторы используют концепцию А. Томаса, подчеркивается следующее. Наличие перечисленных совокупностей свойств темперамента не дают еще основания для установления клинического диагноза (гиперкинетический синдром детского возраста; гиперактивность, заторможенность и прочие).

В исследовании особенностей темперамента детей и подростков здоровых и с резедуально-органическими психическими нарушениями Г.А.Макаровой (1998) было обследовано 788 детей, 688 здоровых детей (391 мальчика и 297 девочек) и 100 больных детей (50 девочек и 50 мальчиков) в возрасте от 6 месяцев до 16 лет. В основу изучения темперамента положена типология темперамента по А. Томасу и диагностические кластеры, представленные в работах W. Fullard, S.C.Mc. Devit, W.B. Carey, 1987. Полученные данные о распределении типов темперамента среди здоровых детей сравниваются с двумя исследованиями, проведёнными в США и одним исследованием в России.

В американскую выборку входило 309 детей в возрасте от года до четырёх лет (Fullard W, McDevitt S.C., 1987) и 187 детей в возрасте от 8 до 12 лет (Hegvik R. 1982). В американской популяции здоровых детей было больше детей с типом темперамента «лёгкий ребёнок» (37,9%) и меньше с типом «трудный ребёнок» (12,3%) и «медленно разогревающийся» (6,2%). В работе Е. Слободской (1995) обследовались 89 здоровых детей в возрасте от полгода до двух лет из полноценных семей (84%), посещавших ясли и проживающие в г. Новосибирске. По сравнению с нашими данными в новосибирской популяции было больше детей с типом темперамента «трудный ребёнок» (17,3%) и «медленно разогревающийся» (11,5%). Тип темперамента «лёгкий ребёнок» составлял 25,2% и встречался реже, чем в нашей и американской группах обследованных детей. Во всех трёх исследованиях типы темперамента «средне высокий» и «средне низкий» составляли в сумме 43-46%. Распределение типов темперамента среди здоровых детей в возрасте от 8 до 12 лет, представленное в работе R.Hegvik (Hegvik R. 1982), существенно не отличалось от нашего, колебания составляли 1-2%.

Полученные результаты о распределении типов темперамента среди больных детей лишены возможности сравнения, так как Г.А. Макаровой в доступной литературе не удалось обнаружить данных о типологии темперамента больных детей.

При сравнении типов темперамента у здоровых и больных детей выявлены значительные отличия. Так, в клинической группе детей в возрасте полгода - 2 года тип темперамента «средне высокий» в 2 раза Ф (р=0,05), а «средне низкий» в 1,5 раза встречаются чаще, чем в группе здоровых детей. Тип темперамента «лёгкий ребёнок» для больных детей не характерен и не встречается вообще, тогда как в группе здоровых детей он составляет почти треть (31,5 %) от общего числа обследуемых детей. Типы темперамента «трудный ребёнок», «медленно разогревающийся» и «средний» в данных группах встречаются с одинаковой частотой.

В группе детей в возрасте 3-7 лет среди больных детей типы темперамента «средне высокий» встречается в 4 раза чаще (р=0,001), а «средне низкий» в 2,5 раза чаще (р=0,01), чем среди здоровых детей. Типы темперамента «лёгкий ребёнок» и «средний» вообще не наблюдались в клинической группе детей, в то время как в группе здоровых детей эти типы темперамента составляли более чем половину.

Резюмируя можно предположить, что типология свойств темперамента по А. Томасу (A.Thomas, Chess S. 1994-1996), которая использует шесть, диагностических кластеров-типов темперамента у детей («лёгкий ребёнок», «трудный ребёнок», «медленно разогревающийся», «средний», «средне высокий» и «средне низкий»), позволяет описать варианты темперамента, как здоровых детей, так и детей страдающих психическими нарушениями. Отклонение от средневозрастной нормы больше, чем на +0 двух и более из следующих показателей свойств темперамента: («активность», «адаптивность», «приближение», «интенсивность», «настроение», «ритмичность») у детей в возрасте полгода-12 лет является косвенным признаком органического поражения головного мозга. Это может служить основанием для консультации ребёнка у медицинского психолога или детского психиатра.

Среди отечественных исследований привлекла наше внимание работа Е.Р.Слободской (2000) «Темперамент как фактор приспособления личности в критические периоды развития». Ею выделяются три уровня индивидуальности: организм, индивид, личность. На уровне индивида предметом исследования был темперамент. Общие закономерности многомерной организации темперамента в критические периоды раннего и подросткового возраста обеспечиваются психофизиологическими механизмами регуляции поведения и эмоций, которые сходным образом проявляются в различных культурах. При анализе многомерной структуры темперамента в критические периоды раннего и подросткового возраста и сопоставлении полученных результатов с данными других исследований выявлено три независимых источника индивидуальных различий: один определяет настроение и приближение, второй - особенности внимания, а третий - упорядоченность жизнедеятельности.

Поведенческие проявления темперамента в раннем детстве сопряжены с механизмами регуляции сердечного ритма. Полученные в исследовании новые данные о вегетативной регуляции сердечного ритма говорят о том, что парасимпатический тонус имеет ведущее значение в регуляции поведения и эмоций в раннем возрасте. Эти данные позволяют внести определенную ясность в понимание психофизиологических механизмов, темперамента, так как работы с использованием модели С. Порджеса (Forges, 1995; Forges et al., 1994) выполнены в основном на младенцах, а широко известные исследования Дж. Кэгана (Kagan, 1994; Kagan et al., 1987) придают ведущее значение симпатической регуляции поведения. Индивидуально-типологические особенности телосложения в раннем возрасте и их связь с темпераментом говорят о том, что устойчивые психосоматические соотношения как проявления общей конституции наблюдаются на самых ранних этапах индивидуального развития. В исследовании показано, что массивности и худощавости телосложения сопутствует большая двигательная активность, а миниатюрности и упитанности - подверженность отрицательным эмоциям. Это в определенной степени подтверждает концепции Э. Кречмера (1930) и У.Шелдона (Sheldon et al., 1940) и свидетельствует в пользу целостного подхода к индивидуальности человека, выраженного в понятии «интегративная антропология» (Никитюк, Корнетов, 1998).

Традиционно темперамент рассматривался в связи со стабильными биологически обусловленными характеристиками поведения, лежащими в основе личности, а социальные факторы - как внешние условия ее формирования. В данной работе проанализированы взаимосвязи между темпераментом человека и социальными условиями его жизнедеятельности и рассмотрены обеспечивающие их психологические механизмы. Многочисленные взаимовлияния между социальными факторами и темпераментом свидетельствуют и о средовых влияниях на темперамент, и о том, что темперамент подбирает и формирует окружающую среду. Единственные дети более активны и легче привыкают к изменениям, в новых условиях воспитания стойко ухудшается настроение. У детей с повышенным интересом к новому отцы относительно молоды, оба родителя стремятся получить образование, и семья чаще живет в общежитии, в то время как дети с избеганием нового чаще живут в больших семьях - трехпоколенных, с несколькими детьми. Отсутствие у российских подростков типичных для других культур межполовых различий в темпераменте может объясняться социально-психологическими механизмами формирования половой роли. Полученные данные говорят о том, что стиль приспособления в раннем детстве в наибольшей степени определяется индивидуальными психофизиологическими особенностями. В более старшем возрасте приспособление все в большей степени определяется жизненным опытом и волевыми качествами личности, однако данные исследования говорят о том, что характер возникающих отклонений в существенной степени зависит от темперамента и биологических характеристик личности.

В ходе экспериментального исследования Е.Р. Слободской было установлено, что темперамент и конституция имеют существенное значение в процессе приспособления личности, так что особенности психофизиологических систем регуляции поведения и эмоций во многом определяют индивидуальный стиль приспособления. Выявлены психологические механизмы, посредством которых осуществляется это влияние, и определены механизмы вегетативной регуляции, тесно связанные с приспособлением личности. Выявлено, что низкий уровень нежелательного поведения, мыслей и аффектов в подростковом возрасте сопровождается повышенным артериальным давлением. Выяснены возможные психологические механизмы взаимосвязи между нарушениями приспособленности и уровнем артериального давления.

Отсутствие связи темперамента с заболеваемостью в раннем детстве говорит о равных адаптивных возможностях конституциональных типов. В подростковом возрасте упорядоченность положительно влияет на успеваемость; высокая активность, интенсивность и приближение способствуют отклонениям в поведении, а чувствительность - эмоциональным расстройствам. Т.о. в процессе индивидуального развития происходит постоянное взаимовлияние внешних и внутренних факторов и промежуточных результатов.

Исследования И.В. Боева, О.А. Ахвердовой, Н.Н. Волосковой указывают на резидуально-органическую недостаточность центральной нервной системы как «почву», которая обусловливает дизонтогнез возрастного развития.

Волосковой Н.Н. (2001), что пренатальные, натальные и ранние постнатальные экзогенные воздействия способствуют формированию конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и/или личности. С точки зрения О.А. Ахвердовой (1998), И.В. Боева (1999), этиопатогенетическими механизмами, приводящими к аномальной личностной изменчивости, могут быть различные экзогенные воздействия. Боевым И.В. (1999) был выделен конституционально-типологический личностный континуум, в котором промежуточное положение между психологической нормой - акцентуациями характера и патологической психической конституцией - психопатией занимает пограничная аномальная личность (ПАЛ). Диагностический диапазон пограничной аномальной личности в конституционально-континуальном пространстве является психобиологической основой для развития, формирования пограничных нервно-психических, психосоматических, личностных и поведенческих расстройств информационно-стрессового, сосудистого, химико-токсического происхождения (В.И. Кривоконь, 1999; И.В.Боев, В.И. Кривоконь, В.Ф. Гнучев, 1999; А.В. Кочергина, 2000; В.Н. Петровский, 2000; В.А. Якшин, 2000).

Н.Н. Волосковой (1996-2000) развивается и доказывается положение о том, что именно пренатальные, натальные и ранние постнатальные деструктивные последствия экзогенных воздействий служат основой аномальной личностной изменчивости экзогенно-органического происхождения. Внедрение результатов исследований, представляемых Н.Н.Волосковой, позволяет решать весьма актуальную социально-психологическую и медико-психологическую проблему своевременной диагностики и профилактики аномальной личностной изменчивости в подростковом возрасте, обусловленную экзогенно-органическими факторами (инфекции, интоксикации, неблагоприятная экология, ЧМТ и т.д.).

Таким образом, конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности обуславливает изменения поведения детей в виде снижения адаптивной способности, появлению тревожности, чрезмерного упрямства, высокой отвлекаемости, повышению или понижению активности. Эти проявления могут сопровождаться вегетативной симптоматикой; благоприятная социальная среда может понижать изменения в поведении ребенка, а неблагоприятная - усиливать.

 

АВТОР: Черепкова Н.В.