28.02.2012 10651

Молодежь как субъект политической адаптации

 

В любом развитом государстве молодежь признается значимым социальным стратегическим ресурсом общества. Это тот потенциал, от которого будет зависеть социально-политическое и культурное развитие страны. Кроме того, для стран, переживающих трансформационное развитие молодежь - это надежда на благополучный выход к стабильности и процветанию. В этой связи возникает необходимость в непрерывном и тщательном изучение молодежи, а также особенностях ее адаптации к изменяющимся условиям. Изучение молодежи, как субъекта политической адаптации основывается на тех особенностях, которые характерны именно для этой социально-демографической группы. Так, отечественный психолог И. С. Кон указал основные особенности молодежи, определяя ее, как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленную тем и другим социально-психологическим свойством. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». Другие исследователи молодежной проблемы Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко, также рассматривают молодежь в единстве ее объективных и субъективных характеристик:

- возрастные границы и социально-психологические особенности;

- специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения;

- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.

Таким образом, можно выделить несколько особенностей молодежи при изучении ее как субъекта политической адаптации. Это связано со спецификой ее возрастных особенностей, социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Однако в политологии выделяют еще одну особенность молодежи - политическое сознание, которое обусловлено как возрастом, так и социальным положением этой категории.

Возрастные особенности молодежи связаны с тем специфическим местом, которое занимает эта социально-демографическая группа в системе воспроизводства и развития общества. Специфика состоит в незавершенности становления ее субъектности в этой системе. Поэтому молодежь определяется как становящийся субъект общественного воспроизводства. Возрастной критерий молодежи исследователи определяют по-разному. У одних исследователей молодежь определяется в рамках 16-30 лет. Социологи и психологи, как правило, отходят от жесткой системы возрастных степеней и обозначают только стадии жизненного цикла. В психологии возрастные категории включают такие понятия, как «детство», «юность», «взрослость» и т.д. Отечественный социолог Б.А. Ручкин дифференцировал молодежь на: подростков - до 18 лет, молодежь - 18-24 лет, «молодых взрослых» - 25-29 лет. Политологи более четко устанавливают возрастные рамки молодежи, например, в нашей стране при разработке государственной молодежной политики молодежь определена в качестве молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет.

Незавершенность становления субъектности молодежи в социально-политических отношениях предполагает возрастные ограничения политических прав, закрепленные законодательно. Так, право избирать и быть избранным в большинстве стран выглядит неоднозначно. Если право избирать предоставляется человеку в 18 лет, то право быть избранным - депутатом, губернатором, президентом, главой правительства - связано с другими возрастными критериями, которые, в конечном счете, сводятся к тому, что прямое участие в политическом руководстве предполагает наличие жизненного опыта, определенной профессиональной подготовки, общественной закалки и т.д.

Конкретные рамки возрастных ограничений зависят от уровня демократизации и степени зрелости общества. При ущемлении политических и социальных прав молодых граждан, отмечаются факты отчуждения различных групп молодежи от социальных и политических институтов, ограничиваются возможности реализации их групповых и политических интересов. Возраст, таким образом, играет роль значимого стратификационного основания и является важным фактором участия молодежи в социально-политической жизни общества.

Другая особенность молодежи как субъекта политической адаптации определяется спецификой ее социального положения, которое осознается как «маргинальное» или «промежуточное». Это одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. Для нее свойственна «дезадаптация, которая является одной из определений отторжения от структур (групп, коллективов) «большого» общества, выпадения из его коммуникативных сетей». Такое положение характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодежи в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей. В молодежной среде наиболее устойчивым стереотипом самосознания является идентификация со своим поколением. Например, отечественный ювенолог С.В. Ненашев в пору расцвета отечественных субкультур писал, что объединение молодежи в так называемые «неформальные группы», - «это наиболее естественный способ самовыражения». Другой исследователь этой же проблемы Н.М. Суменов, анализируя причины молодежной интеграции отмечал, что «в молодежной сфере действуют две, на первый взгляд, противоположные тенденции - с одной стороны, подросткам свойственно выделиться из толпы, доказать себе и другим, что ты - индивидуальность, отсюда и эпатаж в поведении, в одежде. С другой - чувство одиночества и неуверенности в своих силах влечет молодых в группу, стаю». Молодые люди ощущают свое особое социальное положение, свою маргинальность и стремятся к объединению «себе подобных». В этой связи интересно отметить, что социальное положение родителей играет свою роль, но не является доминантой. Именно поэтому состав молодежных организаций (особенно неформальных) как правило, очень пестрый в социальном происхождении. Британские социологи Д. Хебдидж и С. Фрит, исследуя причины и характер молодежных движений, выделяют два основных типа молодежи, входящих в состав этих организаций:

- молодые людей из среды рабочего класса;

- группы «богемной молодежи».

Общим для них является ориентированность на досуг. Но, как отмечают исследователи, если первые фокусируют свою жизнь на досуге ввиду проблематичности их трудоустройства, то для вторых - это результат свободного выбора.

Однако, рассматривая молодежь вне системы, ювенологи склонны исследовать ее социальные позиции не в целом, а те или иные группы молодежи, различающиеся по своему возрасту, образованию и социальному происхождению. Например, молодые люди 14-20 лет, время «выбора профессии» в большей степени, чем другие группы этой возрастной страты зависят от родительской опеки. В 21-26 лет молодежь уже интегрируется в социально-профессиональную структуру общества и начинает приобретать материальную и социальную самостоятельность. К 25-30 годам молодые люди становятся субъектом социального воспроизводства. Это достигается путем образования и профессионального самоопределения, которое позволяет занять определенную позицию в социальном пространстве. Данный процесс влияет не только на выбор личностью доминирующей идентичностью, но и на политическое самоопределение. Так, некоторые ученые склонны «выбор профессии отождествлять с выбором способа самопонимания». С преодолением маргинального состояния, когда та или иная группа молодежи интегрирует в профессиональную структуру, она теряет одну из «молодежных» характеристик - «промежуточное» социальное положение и начинает функционировать в качестве полноценного («взрослого») профессионально-статусного слоя. Степень успешной адаптации молодежи во многом зависит от социальной среды и социально-политических условий, которые могут быть рассмотрены на нескольких уровнях:

- макроуровень (политически и социально-стабильное, динамично развивающееся или кризисное общество);

- мезоуровень (региональный аспект условий развития молодежи);

- микроуровень (семья, ее социально-психологический особенности, группа сверстников).

При этом следует отметить, что социально-политические условия, выделяемые на макроуровне первичны по отношению к условиям мезо- и микроуровня. Социально-политическая географическая специфика развития и социальные особенности семьи во многом производны от политического развития, типа общественной системы и условий ее воспроизводства. Однако процесс политической адаптации молодежи может протекать по-разному в стабильных и трансформационных обществах. В стабильных обществах процесс интеграции молодежи в социально-профессиональную структуру достаточно прогнозируем, а включение в политическую систему проходит успешно. Неблагополучная социально-экономическая, политическая и нравственная среда снижает активность молодежи, заставляет тратить много сил на выживание. К тому же, в трансформационном обществе неустойчивость как имманентная характеристика социального положения молодежи усиливается в результате социального расслоения в ее составе, способствуя росту напряженности и политической конфронтации.

Причем эта особенность в большей степени заметно проявляется на мезоуровне, например значительные различия социально-экономического положения молодежи в субъектах Федерации.

Третья особенность молодежи как субъекта политической адаптации связана со спецификой политического сознания, обусловленной возрастными особенностями и социальным положением этой категории. Недостаточная твердость жизненных позиций, отсутствие политической зрелости, неустойчивость социальных ориентации - все это в большей или меньшей степени присуще молодежи. Вследствие чего сознание молодежи легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных и политических, что приводит к затруднительным тенденциям в процессе адаптации. Под их воздействием происходят осознание молодыми людьми собственного положения в обществе и консолидация групповых интересов. Тогда молодежь становится политической силой. Вполне очевидно, что любая политическая власть заинтересована в том, чтобы ее поддерживали, и стремиться воздействовать на молодежь таким образом, чтобы побуждать ее к определенным политическим действиям в интересах конкретной политической системы. Однако нередко в угоду своих корыстных побуждений, игнорирующих логику развития социальной и политической культуры, истории общества, политические деятели не только дезинформируют молодежь в силу еще несформировавшегося сознания, но и утаивают информацию, что мешают составить объективное представление о событиях и процессах, происходящих в политике. А ведь политический выбор молодежи не может считаться свободным, если он не опирается на информацию, достаточно полную и объективную для того, чтобы можно было составить собственное суждение об основном происходящем в политике. Но даже при добротной информации свобода политического выбора не может быть достигнута без достаточной компетентности самой личности, ее способности разобраться в получаемых сведениях и объективно оценить их. Это становится возможным при формировании политического сознания у молодежи, которое является одной из составляющей компоненты политической адаптации.

Терминологически проблема формирования политического сознания в разных политических культура ставится по-разному. Так, в эмпирических исследованиях западных политологов категория «сознания» встречается крайне редко и рассматривается, нередко, в контексте политической культуры. По классическому определению, предложенному Г. Алмондом и С. Верба, «политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение».

В отечественной литературе, особенно советского периода, термин «сознания» трактовался в духе марксистской традиции, причем в контексте, предполагавшим апелляцию не просто к рациональным интересам того или иного класса, а именно к «сознательности», то есть в специфическом морально-политическом смысле, который непереводим ни на какие языки.

В современной научной литературе понятием политического сознания является «восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой». Политический словарь определяет политическое сознание, как «совокупность знаний и оценок социального субъекта относительно политической среды, политики, политической власти. В этом понимании оно - составная часть политической культуры». Впрочем, характерной особенностью этого термина до сих пор остается обобщенность, характеризующая субъективную сторону политики. Его определяют как «совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой». На их основе и формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д. таким образом, это понятие связано, как с индивидуальными, так и групповыми процессами познания и ценностными ориентациями в политической сфере. Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия, понимания и истолкования политических процессов - от первичных импульсов до сложных теоретических построений.

В научной литературе принято выделять два взаимосвязанных уровня политического сознания, по степени отражения сущности и закономерностей политики: теоретический (научный) и эмпирический (обыденный). Теоретическое сознание ориентировано на познание и раскрытие законов политической жизни, служит выработке идеологии, концепций и воплощается в научных исследованиях, программах, заявлениях. Эмпирическое политическое сознание отражает повседневную практическую политическую деятельность людей, непосредственные проявления политической жизни. Оно включает в себя наблюдения, навыки и представления людей - участников политического процесса.

Формирование политического сознания начинает уже в детском возрасте в ходе политической социализации, когда молодые люди получают сначала отрывочные знания, потом переходят на более сложный уровень. Исследуя политическое сознание у детей и подростков, американский политический психолог Дж. Адельсон выявил интересную особенность, свидетельствующую о неравномерном развитии структур политического мышления на разных этапах социализации индивида. Так, оказалось, что в возрасте 11-13 лет происходит чрезвычайно быстрое развитие политических представлений, по сравнению с возрастным периодом 16-18 лет. Это связано с тем, что мышление 11-летних подростков конкретно и персонализировано. Если им говорят о законе, они видят перед собой полицейского, преступника, суд; упоминания о правительстве заставляют вспомнить конкретных политических лидеров. В 15 лет подросток уже способен к абстрактному, формально-логическому мышлению. Он пользуется такими понятиями, как власть права человека, свобода. Адельсон также отмечает, что в ходе когнитивного развития происходит изменение самого характера суждений о политике. В предподростковом возрасте мышление имеет характер немедленного, чувственного, очевидного отражения реальности. В середине отроческого возраста формируется автономная система морально-политических принципов, влияние которых с возрастом укрепляется и зачастую оказывается сильнее узко понятого интереса. К этому моменту они уже начинают накапливать не только теоретическую базу посредством различных агентов, но и эмпирические знания. По мнению отечественного политолога И.М. Кривогуза это немаловажный фактор в формировании политического сознания, так как «то, что не соответствует собственному опыту, не воспринимается личностью глубоко и прочно. При определенных условиях чуждые личности взгляды могут быть навязаны ей, заучены, но собственными не станут».

Политическое сознание молодежи определяется политическими ориентациями и социально-политическим поведением. В них вербально высказанные идеи и ценности сочетаются с неосознанными или слабо осознанными предпочтениями и мотивами, которые они переживают на эмоциональном уровне. Американский политолог Хасти в своей концепции системы политических ориентации, предложил рассмотреть три взаимосвязанных компонента, которые служат человеку базовым каркасом, своеобразным путеводителем в море политической информации, оформляющим мнения, взгляды, воззрения личности в отношении конкретных политических вопросов. Такими компонентами являются когнитивные, аффективные и эвалюативные ориентации. Когнитивные (познавательные) ориентации включают в себя все то, что знает человек и относит к политическим «фактам». Эти знания в большей степени основаны на фактическом материале. Американский политолог Филипп Конверс предложил рассмотреть эту систему знаний на двух уровнях. Первый уровень составляет знание очевидных фактов и политических идей. В качестве примера исследователь привел весьма распространенное представление о существовании в Южной Африке расовой сегрегации. Этот уровень, как правило, характерен для детского и предподроскового возраста. Второй уровень представлен более сложным знанием, что выражается в понимании самой динамики взаимосвязи политических идей. Используя причинно-следственные связи, этот уровень знания включает в себя понимание того, как и почему те или иные политические явления оказывают влияние друг на друга. Данный уровень появляется у подростков в старших классах и во время обучения в ВУЗе. Однако уровень этих знаний зависит не только от способностей и возможностей, но и от желания их получить. Причинами этого нежелания могут быть: удовлетворенность молодежью существующим положением и убеждением того, что оно останется прочным и без их поддержки или наоборот недовольство состоянием положения дел в обществе, отсутствие веры в возможность что-либо изменить. Еще одной причиной может быть безразличие личности вообще к политике, они просто не задумываются над всем происходящим.

Аффективные (эмоциональные) ориентации, Хасти определил как чувства или эмоции, вызываемые у человека под влиянием происходящих политических событий или явлений. Это чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов. Иногда, этот компонент политической ориентации связан с чувством патриотизма или национальной идентификацией. В молодежной среде, эмоции связанные с победой (или поражением) национальной сборной по футболу может приобрести политическую окраску и стать стимулом политической активности или причиной беспорядков. Содержание и интенсивность такого рода эмоций предстают как проявление аффективных ориентации.

Эвалюативные (оценочные) ориентации - это синтез знаний и чувств уже в форме суждения о политических фактах и явлениях. Это суждение может быть основано на многообразии различного рода когнитивных и аффективных ориентации, комбинация которых и составляет собственную оценку личности. Многие из политических установок, называемых «фундаментальными ориентациями» и являются эвалюативными ориентациями. Однако следует различать так называемые «фундаментальные ориентации» или убеждения от временных политических мнений. Первые сравнительно устойчивы и стабильны, тогда как политические мнения могут характеризоваться некоторой нестабильностью и изменчивостью. Молодежь в процессе своего политического созревания еще не обладает твердой политической ориентацией. Для нее свойственны оценочные суждения, которые могут иметь весьма противоречивый характер. В приведенной дефиниции можно выделить две характерные особенности. Во-первых, политическое сознание предстает как совокупность ориентации на политическую деятельность, но это еще не сама деятельность, а лишь субъективная установка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическое сознание предстает как структура ориентации, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политических решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политической системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации).

В отличие от Хасти и Конверса, другой американский политолог Розенберг предлагает иной, подход к изучению политического сознания. По его мнению, необходимо изучать само человеческое сознание, его психологическую природу, а не индивидуальные ориентации людей с целью выявления из совокупности полученных ответов общий стандарт. Ученый считает, что структура мышления человека развивается под влиянием процесса познания и социального опыта личности. Эту же точку зрения разделяет отечественный политолог И.М. Кривогуз, который утверждает, что «подавляющее большинство людей не имеет политического сознания и делает свой политический выбор иррационально - на основании своих чувств (любви, ненависти, злобы., жалости, зависти, страдания, сострадания, усталости, агрессивности и прочих) и настроений (бодрое, упадочное, мрачное)». Эти чувства и настроения возникают на основе непосредственного опыта и обыденного сознания людей и зависят от совокупности самых разнообразных обстоятельств. Одни из них приобретают силу предрассудков и почти не поддаются опровержению, другие переменчивы, нередко резко изменяются под воздействием различных факторов. При этом даже одни и те же факторы разными личностями воспринимаются неодинаково, вызывают разные чувства и настроения. Это зависит от типа и своеобразия психики индивидуума.

На наш взгляд при исследовании политического сознания молодежи следует учитывать психологические особенности этой возрастной категории, что позволит установить более качественные параметры их политической ориентации. С другой стороны не стоит сбрасывать со счетов систему политических ориентации, позволяющую оформить все многообразие их политических ориентации в единую систему с ее особой формой и содержанием. Однако политическое сознание было бы представлено не в полной мере без еще одной составляющей - поведенческого компонента, который является собственно готовностью к действию: будь то голосование или участие в митинге. Практическое участие молодежи в политической жизни, формирование политического поведения строится в соответствии со сформировавшимися политическими ориентациями.

Формирование политического поведения, наряду с политическим сознанием является одним из условий политической адаптации. Складывание политического поведения происходит с помощью макросоциальной и политической системы. Одновременно аспекты непосредственного социального и политического окружения с детства формирующие личность, определяют те элементы личностной структуры, которые непосредственно направлены на поведение. Политический словарь определяет политическое поведение как «вид участия в политической жизни общества, конкретную повседневную политическую деятельность индивида, социальной группы, выражающаяся в оценках, позиции, определенных действиях». Оно служит, прежде всего, средством для самореализации индивида, самовыражения. Но объективно, в конечном счете, оно может способствовать и изменению политической реальности.

Отечественный ювенолог Ю.Е. Волков предложил рассмотреть политическое поведение в нескольких аспектах, которые служат основанием, как объективной характеристики этого поведения, так и субъективное восприятие политики молодежью, его понимания собственной роли в ней.

Первый аспект заключается в уровне активности молодежи, в факте их участия в политической жизни, в функционировании политических партий, движений, организаций. Степень активности может зависеть не только от социально - политической среды молодежи, но и от реализации тех интересов, которыми она располагает. Ориентируясь на собственные интересы, люди оценивают деятельность государственных органов, вырабатывают свои требования к ним, оказывают поддержку власти или напротив, вступают с ней в противоборство. Исследуя природу потребностей, американский ученый Р. Инглхарт подразделил их на «материалистические и постматериалистические». К числу первых он отнес потребности материального плана (владение домом, автомобилем, одеждой, пищей), которые побуждают людей к участию в политическом процессе. Для вторых характерна потребность в любви, самореализации и самоактуализации. Так, молодые люди в развитых странах росли в эпоху, когда их базовые материальные потребности уже были удовлетворены, что поставило на первый план такие потребности, которые способствовали их самовыражению вообще и в политике в частности. В качестве примера Инглхарт привел первые поколения хиппи, которые устав от буржуазных ценностей, стремились к ценностям любви и ненасилия. Им на смену в 80-90-е гг. Пришли новые поколения, озабоченные защитой окружающей среды, экологией культуры и человека, сохранением мира. Ученый отмечает, что материалистический интерес характерен для бедных стран или стран с развивающейся рыночной экономикой.

Для исследования политической адаптации молодежи важно точно знать, каков уровень политической активности молодого поколения в целом применительно к трансформационному этапу развития и какова степень участия молодежи в определенных политических акциях и событиях.

Применяя различные методы исследования политической активности молодежи, можно раскрыть динамику роста или, напротив, снижения интереса к политической жизни страны, степень их участия, на основе чего можно прогнозировать дальнейшее развитие соответствующих процессов, а также направлять их развитие в желательное русло.

Другим аспектом политического поведения молодежи является их направленность. Знание об уровне активности само по себе еще не говорит, достижению каких целей она служит, к чему ведет - к успешной адаптации или не очень. Поэтому высокий уровень политической активности далеко не всегда выступает положительной характеристикой ситуации. Она может быть направлена на разжигание социальной или национальной вражды и носить экстремистский характер. Отсюда очевидны необходимость и важность выяснения направленности политической активности и лежащих в ее основе политических ориентации молодежи. Экстремизм, как правило, опирается на предрассудки и суеверия, бессознательные структуры, эмоции, инстинкты, веру и умело насаждается именно в молодежной среде. Поэтому при изучении политической адаптации молодежи очень важно одновременно исследовать направленность ее политической активности. Кроме того, выясняется и распределение политических ориентации в молодежной среде, т.е. каким политическим силам, программам, идеям они симпатизируют и в то же время насколько решительно они готовы действовать и реально действуют, преследуя разделяемые ими цели и идеалы, не остаются ли их ориентации чисто «платоническими». На сегодняшний день очень популярным стало с помощью социологических опросов изучать электорального поведения граждан, в том числе и молодежи. Таким путем выясняется, намерены ли они принять участие в предстоящих выборах и за кого собираются голосовать (имея в виду или конкретную личность кандидата, или направленность определенного политического курса). Это помогает политическим силам, действующим в соответствующих масштабах (общегосударственных, региональных или местных), правильнее строить свою предвыборную стратегию и агитационно-политическую работу, ориентированную на эту социально-демографическую группу.

Третий фактор политического поведения молодежи зависит от условий, социально-политического пространства, в котором оно формируется. Сама политическая система, и ее отдельные институты предъявляют определенные требования к поведению граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, на деле условия, складывающиеся в политическом пространстве, не поощряют граждан к выступлениям даже на стороне системы. Поэтому при формировании политического сознания основные знания и представления молодежи о политике, его нормативные суждения о ней не являются продуктом лишь его индивидуальной практики. Они впитываются личностью из его социальной среды в ходе социализации. При наличии трансформационных тенденций, как то: политический кризис в государстве, «политическая болезнь», все общество, в том числе и молодежь, которая является частью «государственного организма» «заражаются» этой болезнью. И со временем их поведение может приобрести неконтролируемый характер, принимая черты неконвенциального участия, как насильственной, так и ненасильственной формы. Примером тому может служить всплеск политической активности молодежи на Западе периода конца 60-х- начала 70-х годов XX века, который выражался в различного рода формальных и неформальных движения, мирных забастовках (сидячие забастовки «Sit - in - ах» против дискриминации темнокожего населения, демонстрации пацифистов против гонки вооружений в США) и с элементами насилия (студенческий бунт во Франции в 1968 году). Этот всплеск был связан, прежде всего, с политическим кризисом в государствах. Поэтому вполне очевидна зависимость политического выбора молодежи от социально-политического пространства, которое представляет собой совокупность институтов гражданского и политического сообщества, а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуровневых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой. Именно социально-политическое пространство обусловливает стремление индивида адаптироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить ее конкретное представление о государстве, власти, определяет свое отношение к ним. Таким образом, молодежь вырабатывает особенности политического поведения и приобретает опыт политического участия.

Еще одной особенностью политического поведения молодежи является уровень политической культуры как составной части общей культуры. В данном случае мы рассматриваем ее как относящуюся к сфере политического действия (поведения) в процессе адаптации. В классическом варианте, предложенным Алмондом и Вербой выделяются следующие культурные тенденции: «субъект - установка - действие - объект». При этом под субъектом мы понимаем молодежь. Среди объектов, на которые направлена установка можно выделить: политический процесс, режим, политические ценности, и даже сам субъект (идентификация его с теми или иными политическими единицами). Формирование политической культуры у молодежи, как объекта политической культуры начинается с выяснения того, насколько отчетливо молодые люди понимают суть различных явлений политической среды, в которой живут, суть политики, проводимой государством, разными политическими силами и властными структурами, насколько понимают они последствия реализации того или иного политического курса или акта для общества и себя лично. Базовой точкой политической культуры политологи называют «информированность людей, их знание научных основ политики». Часть политических знаний усваивается молодежью в более или менее систематизированной форме во время учебы, а также через регулярное общение с помощью средств массовой информации или специальное обучение. Особую значимость для политической культуры молодежи приобретают формирование политических ориентации, их ценностей, установок, которые позволяют построить убеждения и готовность к действию. Однако эта разновидность политической культуры лижет в сфере не политического действия, а политического сознания. Она характеризует не только сам факт участия, но и степень осмысленности, глубины понимания и включенности политического знания в практику. Участие молодежи в политической деятельности зафиксировано правовыми нормами того государства, в котором она живет. Обычно полноправным гражданином человек в большинстве стран становится в 18 лет. К этому сроку он приобретает все права, провозглашенные в Конституции, и соответственно обязанности - требования, предъявляемые государством человеку. Отныне он обладатель всего того, что ему доверяет государство с точки зрения его участия в жизни страны. Это, по мнению политологов, и есть главная форма политической культуры.

Следует отметить, что существует явная связь политического сознания, политической культуры и политического поведения молодежи. Это все необходимые компоненты, сопровождающие процесс политической адаптации. Сформировавшиеся установки, убеждения, ориентации, основанные на традициях политической культуры, преломляются в практическую деятельность (участие) субъекта политического процесса.

Термин политическое участие в широком смысле употребляются для обозначения всех видов политической деятельности. В политическом словаре это понятие включает две формы политической деятельности. Первой формой является пассивное политическое участие, которое может выражаться в участии голосования на всех выборах и референдумах, а также иметь право быть избранным во все общественные выборные органы. В качестве второй формы выделяют активное политическое участие. Оно предполагает участие в формулировании правительственной политики и последующем ее осуществлении, замещение должности и выполнение всех государственных обязанностей на всех уровнях управления, а также принятие участия в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.

Участие молодежи (насколько позволяют возрастные ограничения) в политической жизни происходит в разных формах: в кампаниях по выборам представительных органах (так называемое электоральное поведение), массовых действий, таких как митинги, демонстрации, забастовки, пикетирование, кампании по сбору подписей сторонников или противников определенной политической линии. Английский ученый А. Марш в своей классификации политического участия выделил два основных его вида: ортодоксальное и неортодоксальное. К первому виду (ортодоксальному) он относит политическое участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы. Неортодоксальным он называет такое политическое участие, которое предполагает несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы. В отдельный тип выделяются «политические преступления, то есть политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия». Сходную с А. Маршем позицию занимает американский политолог У. Милбрайт, подразделяя политическое участие на конвенциальное и неконвенциальное. Конвенциальный тип предполагает голосование, участие в работе партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами. К неконвенциальному типу политического участия исследователь относит бунты, демонстрации, различные протесты направленные против каких-то политический действий власти. В свою очередь, неконвенциальное участие У. Милбрайт подразделил на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги) и насильственные формы политического участия (терроризм, бунт и т.д.).

В большинстве своем политологи в своих исследованиях уделяли внимание изучению конвенциальных форм политического участия. Примером тому могут служить многочисленные разработки Сидни Вербы в этой области. Однако со временем с возникновением и активизацией молодежных движений на Западе стали проявляться работы, посвященные нелегальным формам политического участия. На сегодняшний день, когда перед лицом общества (вне зависимости от наличия в нем демократических норм) встала реальная угроза терроризма, аналитики продолжают разработку этой темы.

При исследовании особенностей молодежи как субъекта политической адаптации следует учитывать, что именно она более других социальных групп, склонна проявлять радикальные формы политического поведения. Такого рода стихийное участие молодежи может быть обусловлено несколькими причинами, среди которых чаще всего называют политический кризис и нестабильность в обществе, потеря доверия правительству. А ведь о важности доверия как одного из элементов политической культуры граждан в консолидации перемен утверждалось транзитологами уже давно.. Подрыв доверия может превратить молодежь либо в аполитичную безликую массу, которая может привести к отчуждению, либо в снежную лавину, сметающую все на своем пути (достаточно вспомнить, что в ходе исторического развития опорой всех революций, как в нашей стране, так и за рубежом была именно молодежь).

Недоверие может стать причиной отчуждения молодого поколения от государства, общества и тогда адаптивный процесс будет проходить крайне сложно. Молодежь (в данном случае) видит в политических институтах и в политике вообще, ту гнетущую силу, которая делает их несвободными, приносит обиды и разочарования.

Процесс отчуждения может принимать различные формы. Так, еще в советской научной литературе была предпринята классификация такого рода форм.

Первое, что выделяется - выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития. У молодежи эта особенность может появится при отсутствии политической информированности или наоборот, лжеинфомированности, инфантилизме, низком уровне политической культуры.

Другая форма политической выключенное заключается в заорганизованности политической системы, низкой эффективности механизмов обратной связи между такой системой и гражданским обществом в целом, разочарование в политических институтах. Такая ситуация возникает тогда, когда в политической системе возникают «пробоины», когда принимаемые законы не соответствуют реалиям и носят чисто декларативный характер, когда правительство отдаляется от общества и теряет доверие народа. В молодежной среде такого рода форма отчуждения появляется при ощущении ненужности государству, его безразличия к судьбе пока еще молодого поколения. Последнее обстоятельство может выражаться в недостаточной разработанности Государственной молодежной политики, отсутствии программ социальной поддержки для молодежи или недостаточного их финансирования.

Следующей формой неприятия политической системы является политическая апатия, которая может появиться, в результате чужеземного завоевания и оккупации. Ярким примером такого рода политической апатии может служить ситуация, которая существует сейчас на Балканах, в Ираке. Нормы и ценности навязанные насильно, без учета исторически сложившихся традиций и обычаев страны не могут быть восприняты местным населением, и даже ни исключена возможность обратной реакции.

И, наконец, последняя форма политической иммобильности - политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам. В наше время практика абсентеизма - сознательного бойкотирования избирателями выборов, пассивного протеста против существующей формы правления, безразличие к осуществлению своих прав и обязанностей среди молодежи стала не редкостью. Совершенно очевидно, что такого рода протест не может дать конструктивного результата.

Развитость или неразвитость каждой из этих конкретных форм поведения молодежи являются показателями, по которым можно судить о политической системе в целом, и о политической культуре в частности.

Рассматривая особенности отчуждения в молодежной среде, следует отметить, что эта тема интересовала ученых уже давно. Она была рассмотрена не только с политических позиций, но и с точки зрения философии, психологии и затрагивалась в работах Т. Гоббса, Ф. Энгельса, Ж. Сартра, Хайдегера, А. Камю, Маркузе, В. Тернера, Т. Парсонса, Л. Фойера. В философии отчуждение понимается как категория, описывающая парадоксальность человеческого бытия, процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, ее условиям, средствам и результатам и самому себе. К. Маркс, в своей концепции попытался отделить отчуждение человеческих сил, от их опредмечивания, обобществления, объективации. Он рассматривал отчуждение как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности, принадлежащих другим, т.е. он трактовал как общественное отношение, как отношение собственности. Впоследствии эта идея была вульгаризована, и понимание собственности сузилось до понимания вещественного богатства, а преодоление отчуждение стало представляться как преодоление таким образом понимаемой собственности.

Среди разновидностей отчуждения выделяют также: межличностное, внутрисемейное, экономическое, возрастное (извечный спор «отцов и детей»), между личностью и обществом. Согласно точке зрения психологов, таких как В. Тернер, Л. Фойер отчуждение от общества характерно для тех, кто оказался в неопределенном, «подвешенном» состоянии в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. В силу своих особенностей этими «выпавшими» из общества людьми оказывались, как правило, молодые люди. Потом, со временем они находили свое постоянное место, обретали постоянный статус, входили в социум, становясь субъектом социального воспроизводства. Ярким примером такого рода отчуждения может служить ситуация сложившаяся в американской молодежной среде к середине 60-х годов XX века, при небывалом всплеске молодежных неформальных движений, в частности хиппи. Американский философ Маркузе, описывая молодежь «выпавшую» из общества (он их называл субстрат опальных и изгоев), очень тонко уловил важную особенность их сознания: «революционна их оппозиция, но не сознание. Их оппозиция проникает в систему извне и потому не отклоняется этой системой, она является элементарной силой, не соблюдающей правил игры и начинающей свою игру». Однако эта сила является производной от этой системы и со временем станет ее неотделимой частью.

В процессе адаптации молодой человек только формирует свое политическое сознание, для которого характерна незавершенность и незащищенность. Оно еще не обладает устоявшимися, фундаментальными убеждениями, их политические ориентации носят скорее временный характер. У них еще достаточно мал багаж как теоретического, так и эмпирического знания, поэтому на их сознание оказывают влияние непосредственное окружение и внешнее давление. Например, около четверти молодых людей стран Запада может поменять свои партийные пристрастия в течение двух месяцев. «В возрасте от 18 до 25 лет свою партийную принадлежность изменяет до 40% молодых людей, почти половина молодых американцев не видит себя среди сторонников ни одной из основных политических сил в стране». При этом стоит учитывать тот факт, что молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила, которая может иметь как конструктивную, так и деструктивную направленность. Необходимо разумно использовать эту силу, иначе она превратится в ту мощь, которая станет угрозой существующему порядку. В кризисных политических системах, без должного внимания государства к проблемам молодежи, действия последней могут приобрести неконтролируемый, стихийный характер. В этом случае всегда найдутся политические силы, готовые использовать этот эффект стихийности и получить от них определенный политический капитал. Ими могут быть политические партии и движения, в том числе и экстремистского толка, которые стремятся воздействовать на бессознательную, иррациональную мотивацию участников политического процесса. Такого рода партии могут играть роль организаторов молодежного досуга, используя политический опыт, знание психологии и идеологию как факторы сплочения движения вокруг лидеров этих группировок. Поэтому судьба молодого поколения, как и общества в целом, зависит от того, какие политические силы оказывают доминирующее влияние на формирование мировоззрения молодежи и, насколько государство уделяет внимание этой проблеме, способствуя вовлечению ее в политическую жизнь страны. В такой ситуации исключительно важно создать условия для более успешного процесса адаптации молодежи к тем изменениям, которые происходят в обществе.

Таким образом, при рассмотрении молодежи как субъект политической адаптации выявляются следующие особенности этой возрастной группы:

1. специфика возрастных особенностей молодежи;

2. особенности социального положения молодого поколения, которые характеризуются маргинальностью;

3. незавершенность политического сознания, которое обусловлено как возрастом, так и социальным положением этой категории.

Подводя итог, следует отметить, что трансформационное развитие представленное в контексте политического процесса характеризуется сложными и противоречивыми тенденциями объективного и субъективного характера. В трансформационных обществах, для которых нередко свойственны кризис власти, спад материального производства, социальные конфликты, особо остро стоит проблема адаптации общества к происходящим изменениям. Процесс политической адаптации в случае дестабилизации системы, где нет четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти, осуществляемых в условиях несбалансированности политической активности основных субъектов, адаптация рассматривается как основа процесса социализации, ее начальный этап. Поэтому процесс политической адаптации был рассмотрен в контексте политической социализации личности, с ее механизмами и моделями. В процессе политической адаптации к трансформационному развитию особое место занимает молодежь в ввиду ее особого положения в обществе. Будучи самой не защищенной возрастной категорией, она в то же время является субъектом истории, исключительно важным фактором перемен, носителем новых идей и программ, словом представляет социальную ценность особого рода. Кроме того, мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. Поэтому изучение молодежного вопроса и в частности ее политической адаптации является залогом будущей стабилизации в обществе.

 

Автор: Дворцова Т.А