29.02.2012 3920

Самоуправление казачества как проблема политологического анализа

 

Исследование самоуправления казачества в рамках политологии предполагает раскрытие местного самоуправления как института демократической политической системы.

Самоуправление - это тип управления, при котором объект и субъект управления совпадают, т. е. люди сами управляют своими делами. Самоуправление, как одна из форм организации человеческого общежития, основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия в управлении. Местное самоуправление применяется к отдельным регионам или общинам. Местное самоуправление предполагает децентрализацию управления, обеспечивающую автономию нижестоящих административных единиц по отношению к центру, выборность высших должностных лиц, широкое непосредственное участие граждан в управлении с помощью общественных советов.

Каждый современный человек живет в государстве, выполняет законы и распоряжения властей и поэтому включен в мир политики. Обыденные, несистематизированные представления о политике существуют с момента ее возникновения на протяжении многих тысячелетий. В той или иной форме они присущи каждому человеку и составляют неотъемлемый элемент массового политического сознания.

На протяжении длительного периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов. Основу теоретических исследований политики и государства заложили Платон и Аристотель.

Платон - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений. В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются типы государства, в том числе и демократия. Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Идеальное государство Платона - справедливое правление философов и действие справедливых законов.

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая у него тесно связана с этикой. Государство у Аристотеля - это продукт естественного развития, высшая форма общения. Форму государства он характеризовал так же, как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве.

Один из ярких политических мыслителей эпохи Возрождения Н. Макиавелли в своем труде «Государь» сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества.

Представитель политических учений Нового времени Т. Гоббс начинает рассуждения о государстве с изложения своих представлений о человеке. Абсолютная власть государства - это гарант мира и реализации естественных законов, которая принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы.

Дж. Локк в своих трудах рассуждал о том, что создавая государственное устройство, следует предусмотреть в нем разделение властей таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения, а приведением этих законов в исполнение - другие, т.е. разделить власть законодательную и исполнительную, а судебная власть растворялась в исполнительной. Дж. Локк считается теоретиком демократического политического режима, правового государства, концепции прав и свобод гражданина, т. к. в центре своей политической концепции поставил личность, ее права и свободы, гражданское общество.

Развивал учения о государстве, гражданском обществе, политических режимах, формах правления и формах государственного устройства Ш.Л. Монтескье, отстаивая в своих работах главную тему своей политической теории и основную ценность - политическую свободу. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

В XX в. выдающийся немецкий политолог Макс Вебер заметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования. Государство в его трудах есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (которое признано со стороны управляемых индивидов) насилие как средство.

Дюверже Морис - французский социолог политики, общественно-политический деятель в своих работах рассматривал проблемы теоретико-методологического характера. К ним относится, прежде всего, проблема разграничения различных областей политологического знания. Он считает, что политическая наука дает наиболее полное и широкое представление о политических явлениях, поскольку именно она включает в себя три основные области политологического знания: введение в социологический анализ политики, описание больших политических систем и изучение политических организаций. Вторую группу проблем, разрабатываемых Дюверже, составляют проблемы демократии. Исследуя эти проблемы, он обращается к осмыслению опыта демократического развития западных стран, к либеральной демократии.

В жизни политикой часто называют устойчивую целенаправленную деятельность по отношению к другим людям. Прояснить понимание политики помогает ознакомление с ее научными трактовками, которые отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией.

Важной составной частью определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп за реализацию своих интересов с помощью власти. Теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие. Она представлена в плюралистических концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.

В политической мысли прошлых и современных теоретиков широко представлены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права, и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики - ее контрактивистские («Общественного договора») теории, представленные такими видными мыслителями, как Гоббс, Локк, Руссо, Кант. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и, прежде всего, государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность.

В политологии до сих пор остается спорным вопрос «связано ли право лишь исключительно с существованием государства, или же ему органично присущи некоторые черты, и особенно принцип справедливости, которые вытекают из догосударственного права и предшествуют государственному праву».

Правовая трактовка политики непосредственно примыкает к ее нормативно-этическим (ценностным) дефинициям. Это ярко проявляется в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Используемый нормативный подход предполагает трактовку политики исходя из идеала, ценностей и норм, которые она должна реализовать. Под этим углом зрения политика выступает как деятельность, направленная на достижение общего блага. Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода, целью - служение этому общему благу, нормами - конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древности. Так, еще Аристотель считал политику высшей формой жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого. «Справедливость, - писал он, - имеет местно только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве». В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей.

Также наиболее распространенная группа дефиниций политики - ее субстанциональные определения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы, из которой состоит политика. В рамках этой группы определений существует несколько трактовок политики. Самой распространенной из них является определение политики как действий, направленных на власть, ее обретение, распределение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает». «Властные» определения политики отражают ее сущность, важнейшее конституирующее качество. Они конкретизируются и дополняются с помощью институциональных дефиниций, которые характеризуют политику через государство. Политика в этом случае - это деятельность государства, а также партий и других ассоциаций и объединений.

Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на тех противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, в то же время она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону. Как отмечает известный американский политолог С.Ф. Хантингтон, при полном отсутствии социальных конфликтов нет политики, а при полном отсутствии социального консенсуса, общественной гармонии невозможны политические институты. Многоаспектность различных общественных объединений объясняется многообразием качеств и социальных ролей человека, который есть одновременно существо и экономическое - производитель и потребитель материальных ценностей, и политическое - гражданин государства, член партии или другой ассоциации, и социальное - представитель социальной группы, и культурное - носитель определенных идей, ценностных ориентаций и традиций, и религиозное - приверженец определенных религиозных верований.

Широкое проникновение политики в общество не означает, что она не имеет границ, пределов. В мировой социально-политической мысли существует либеральная позиция по отношению к политике и ее влияние на общество. Классический либерализм, сформулированный на основе социальных учений Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, разделяет общественную систему на государство и гражданское общество - не контролируемую государством частную хозяйственную, культурную, семейную, религиозную и иную, в том числе политическую, жизнь. Государство создается свободными гражданами для выполнения вполне определенных, ограниченных целей -охраны общественного порядка, обеспечения безопасности. Свободы и других фундаментальных прав личности, а также для создания благоприятных условий для хозяйствования и общения людей. Оно не вмешивается в дела гражданского общества и используется лишь в роли необходимого охранника личной и общественной безопасности и порядка. Сфера политики ограничена. Она не распространяется на дела гражданского общества. Однако уже в конце XIX - начале XX вв. политическая практика либеральных государств (Великобритания, США, Франция и др.) поставила под вопрос целый ряд либеральных ценностей и установок.

Власть - одно из основных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей. Структурно- функциональные интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть - это свойство социальных ролей, статусов, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе, что можно отнести к казачеству. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации.

Подчинение по убеждению, являясь отличительной чертой казачества, связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убежденность подчинения системе казачьего самоуправления ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных) - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя (или любого другого человека). Применительно к казачьему самоуправлению имеет место говорить об авторитете статусном. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация может объясняться несколькими причинами: 1) быть свойством реального двойственного положения людей в отношениях власти, как это имеет место в демократических организациях на примере казачьего самоуправления, где индивиды выступают и субъектом власти - выбирают и контролируют руководство, и ее объектом - исполняют его решения; 2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя, при возникновении чувства единения со всей организацией или группой; 3) быть следствием политической социализации, систематического воспитательного воздействия, культивирующего преданность организации и формирования чувства коллективного «мы».

В XX веке «демократия» стала самым популярным словом у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного общественного движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии.

Производным от этимологического (основополагающего) понимания демократии является ее более широкая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о казачьем самоуправлении.

С этимологическим пониманием демократии связано и другое значение этого термина, что также применительно к системе казачьего самоуправления. Демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относится свобода, равенство, права человека, народный суверенитет.

Применяя демократию в контексте изучения казачьего самоуправления можно отметить, что казачья община как общность людей, имеющая определенную структуру, участвует в управлении и выполняет определенные властные функции. Это относится к прямой форме демократии, которая возможна в сравнительно небольших коллективах, когда решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать их право принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам. Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII - XIX вв. под прямым и разносторонним влиянием либерализма. Заслуги либерализма в развитии политической и демократической мысли чрезвычайно велики. Это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы - государства и гражданского общества, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (общественных организаций), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Немаловажное место в политической системе занимает казачье самоуправление со своими политико-правовыми нормами, определяющими свою организацию и полномочия.

Политическая система общества - результат исторического развития. Она формируется под воздействием социально-экономической, общественно-экономической формации в целом. Среда, в рамках которой функционирует и развивается политическая система любой страны, сложна и многообразна по своему строению. В ней выделяется система, которая включает структуру, охватывающую различные социальные общности.

На протяжении целого ряда лет история привилегированных сословий Российской Империи явно не относилась к числу приоритетных тем отечественной науки. Не стало исключением в этом отношении и прошлое российского казачества в целом и Кубанского и Терского казачьих войск в частности.

Казачество - военное сословие в дореволюционной России в XVIII - начале XX вв. В XIV - XVII вв. казаками считались вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки). В XV - XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникают самоуправляющиеся общины, так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине XVI - XVII вв. и крестьянских войн в России XVII -XVIII вв. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах и т.д. И в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие, опору самодержавия. В начале XX века казачье население составляло 4,4 млн. человек, которое имело 53 млн. десятин земли.

Кубанские казаки - коренные жители правого берега р. Кубани и Приазовья. Под своим именем кубанские казаки появились в исторических источниках только перед концом XVII в., но истории известны казаки, проживавшие в тех же местах, и раньше. Кубань стала границей России с весны 1783 года.

В 1860 г. все кубанские казаки, т.е. Войско Черноморское и станицы шести бригад Кавказского Линейного казачьего Войска соединены в одно военно-административное общество - Кубанское Казачье Войско.

До полного завоевания Кавказа кубанские казаки выполняли по очереди кордонную службу, хотя посылали свои полки и на иные фронты русских внешних войн. В отношении административного управления край постепенно приравнивался к обычным губерниям и стал называться Кубанской областью. Областью управляли Наказные атаманы по назначению и с правами генерал-губернаторов. Казакам разрешалось сохранять привычные для них дела: особенности быта, военной службы и местного самоуправления.

После того, как кавказские границы отодвинулись далеко на юг, кубанские казаки должны были принять на себя новый обременительный род службы. Их полки включены в Русскую армию в качестве иррегулярных частей и стали появляться на всех фронтах наступательных и оборонительных войн России. Терские казаки - живущие вдоль берегов р. Терека. Об их жизни в глубокой древности сохранились лишь только некоторые свидетельства. Среди них было много горских казаков, а потому первоначальные общины терских казаков назывались Гребенскими. По их словам А.И. Ригельман в XVIII в. записал, что они жили до прихода на Терек в горах между Кабардинцами и там назывались Казаровцами, выходцами из Казарии. Предки терских казаков проживали на Северном Кавказе в очень отдаленные времена. И, вероятно, профессор русской Академии Генерального штаба В.И. Баскалов имел в своем распоряжении основательные данные, когда утверждал, что «казаки Кавказа, во всяком случае, должны считать давность своего населения не позже других туземцев края, к каким они и должны быть причислены». С 1732 г. на Средний Терек начали возвращаться Гребенцы, некогда ушедшие на Нижнюю Волгу. Тут же на Тереке собрались и остатки горских казаков. Когда было основано укрепление Моздок (1763 г.), в ее гарнизон включили и этих казаков-горцев, положивших там начало Горскому казачьему полку.

С 1836 г. все терские казаки стали числиться в Кавказском Линейном Войске с полками: Гребенским, Кизлярским, Горским, Моздокским, Волгским и двумя Сунженскими и Владикавказским. Старые и новые казачьи земли составляли 4 полковых отдела: Пятигорский, Моздокский, Кизлярский и Сунженский, вошедшие в Терскую область. К 1920 г. в них состояло 275 тыс. казаков, между которыми проживало 130 тыс. коренных жителей мусульман и около 200 тыс. пришлых иногородних. Во владении станиц находилось 1.745.000 десятин земли, коренному населению оставлено 150 тыс. десятин, и в Войсковом фонде числилось 117 тыс. десятин. Общественный и военный быт терских казаков под властью России строился на древних основах: в станицах сохранялась относительная бесклассовость, и выдвинутые царями дворяне и заслуженные офицеры, кроме уважения, никакими преимуществами не пользовались в делах станичных общин.

Казачья общественность видела, что казачество, к началу XX в., идет к упадку, и напрягало все усилия к возврату самоуправления и привлечения к работе всех сил народных, чтобы поднять его народно-хозяйственную жизнь. Находились и Наказные атаманы, которые видели и тяжелое положение казаков и, идя навстречу их нуждам, писали в центр необходимые доклады. Но такие причислялись к разряду «беспокойных», и по-прежнему все оставалось в величавом покое.

В отличие от Донского, Уральского (Яицкого) и Гребенского войск, генезис которых уходит своими корнями в XVI в. и даже более отдаленное прошлое, Кубанское казачье войско отсчет собственной истории ведет с 1860 г., когда по проекту командующего Кавказской армией князя А.И. Барятинского, Черноморское и первые шесть бригад Кавказского войска были слиты в единое целое. Несомненно, что механическое объединение, проведенное державной рукой, вызвало к жизни в рамках нового войска процессы взаимодействия и взаимовлияния украинской и русской культур, но вместе с тем, достаточно долгое самостоятельное существование, значительные этнографические и лингвистические отличия обусловили неравномерность и длительность этих процессов. Не случайно, что в обзоре Кубанской области за 1911 г. сообщалось: «С 1860 г. черноморцы и линейцы соединены в одно войско, но, несмотря на то, этого времени прошло 50 лет, до сих пор в жизненном войсковом обиходе сохранилось подразделение на черноморцев и линейцев с добавлением еще и закубанцев».Сохранившиеся различия между частями одного войска самым непосредственным образом повлияли на то, что вскоре после создания Кубанского войскового правительства (Кубанской Рады) в 1917 г. внутри него оформились «черноморская» и «линейная» фракции, которые так и не нашли друг с другом общего языка. В 1860 г. согласно проекту князя Барятинского, на Северном Кавказе была проведена военно-административная реформа, в результате которой Кавказское линейное казачье войско было упразднено и созданы новые Кубанское и Терское войска. В 1870 г. было обнародовано Положение об общественном управлении в казачьих войсках, в соответствии с которым должность станичного начальника упразднялась, и жителям линейных станиц Кубанского войска возвращалось старинное казачье право самим выбирать атамана из своей среды.1 августа 1870 г. было Высочайше утверждено и новое Положение о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск. В соответствии с этим Положением каждый казак по достижении 19 лет приступал к несению военной службы, действительный срок которой определялся на 15 лет. Затем происходило зачисление во внутренне-служащие сроком на 7 лет, и лишь по их истечении разрешалось выходить в отставку. В мирное время на службе в Кубанском войске состояло не более 1/3 казаков служилого разряда, остальные находились дома «на льготе», в случае же военного положения могла быть произведена поголовная мобилизация мужского населения станиц. Не последнюю роль в улучшении хозяйственного положения играло выборное право, которым линейцы стали пользоваться с 1871 г. Теперь многие стороны жизненного уклада станицы определялись не начальником, назначавшимся командованием полка, а атаманом, избираемым самим обществом. Помимо атаманов обществом выбирались и станичные судьи.

Признавая этническую разнородность и различие социальных групп, из которых складывалось казачество, Ф.А. Щербина видел в нем единое население с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой, берущими свое начало во второй половине XVI в., когда на южных окраинах России масса беглых крестьян объединялась в своеобразные военизированные общины для сохранения свободы и независимости.

Процесс возникновения института казачества вообще, и его ранняя история, представлялись ученым как своеобразный феномен народного творчества в области общественно-политических отношений, включавший в себя общинную земельную собственность, выборное начало, самоуправление, автономность - формы, наилучшим образом способствующие проявлению инициативы и всестороннему развитию личности. По мере привлечения казаков на службу усиливалось вмешательство государства в их внутреннюю жизнь, наносился существенный ущерб дальнейшему развитию демократических традиций. К моменту расселения по Кубани казаки потеряли ряд своих привилегий и вынуждены были подчиняться указаниям государственных органов.

Таким образом, постепенно произошло превращение казачества в служилое сословие, подчиненное канцеляризму, бюрократизму и военно-формальной дисциплине.

Это негативно сказывалось на казачьей общине, т.к. государство добилось формирования дешевого войска, предназначенного выполнять охранительные функции, вплоть до полицейских, что нанесло существенный вред казачеству.

Возможность возвращения некоторых общественно-демократических традиций Запорожской Сечи и их творческое развитие можно было увидеть в созыве 1906 г. Первой войсковой казачьей рады, призванной рассмотреть земельные вопросы. Здесь можно отметить существенное значение вновь возрожденного казачьего института. Считалось вполне удовлетворительным непосредственное решение земельных проблем путем объединения землевладения четырех казачьих войск, поселившихся в крае, в единое целое, а также обеспечение беднейших станиц Закубанья плодородными землями из войсковых запасных земель на условии замены их лесными угодьями.

Члены казачьей группы в марте 1907 г. на заседании парламента II Государственной думы разработали собственную программу, предусматривающую восстановление утраченных демократических порядков в казачьих войсках и их автономию. Они считали, что войсковое управление должно объединять органы местного самоуправления и органы правительственной власти, установленные общероссийским законодательством в соответствии с государственными потребностями.

Представителем высшей администрации и судебной власти провозглашался Войсковой атаман, избираемый казачьим населением и утверждаемый царем. На основании всеобщего избирательного права должен был выбираться сроком на три года главный орган самоуправления - Войсковой круг (рада, сбор, съезд), обладающий законодательной инициативой по всем без исключения вопросам казачьей жизни, который назначал бы на определенный срок исполнительный орган - войсковое правление и должностных лиц.

Казачья фракция выработала проект по аграрному вопросу, в котором провозглашалась общеказачья собственность войск на наличные казачьи земли, составляющие войсковой фонд. При этом предусматривалось принудительное (на основании законов, выработанных в Государственной Думе) возвращение всех частновладельческих или же планирующихся к нарезке офицерам и чиновникам земель с заменой их пенсий на общих основаниях. Порядок непосредственного землепользования должен был устанавливаться общинно казачьими органами самоуправления, а общая разделка по сортам производиться Войсковым кругом.

Программа планировала также введение института мировых судей, избираемых всем населением на основании судебной реформы 1864 г. Казаки должны были содержать местные приходы и осуществлять контроль над церковными суммами. Гражданское управление казачьих областей, по мнению фракционеров, следовало изъять из ведения Военного министерства, главное управление казачьих войск ликвидировать вообще, передав вопросы хозяйственного и культурного развития местным органам самоуправления, а строевые - Главному военному штабу. Депутаты-казаки считали возможным отменить обременительный приготовительный разряд казаков, снаряжение первоочередных полков производить за общевойсковой счет, отменить все ограничения в правах казаков второй и третьей очереди и производить их мобилизацию на общих основаниях по призыву.

Таким образом, фракционная программа казаков-депутатов II Государственной думы, составленная согласно с наказами избирателей, полностью соответствовала направлениям улучшения состояния кубанского казачества.

Разгон II Государственной Думы в результате треть июньского государственного переворота несколько изменили взгляды казачества. Они убедились в несостоятельности своих надежд превратить Думу путем сплочения оппозиционных сил в эффективное орудие борьбы с правительством. Изменение отношения к парламенту не означало разочарования в возможности мирного реформистского преобразования России. Добиваться этого можно было не политическим путем, а экономическим. Анализируя изменения, происходящие в хозяйственной жизни кубанского казачества, на фоне нового общественного подъема 10-х годов XX в., можно было найти совершенно новые прогрессивные формы трудовых отношений, основанные на кооперативных началах.

Как известно, в этом регионе получил конкретную разработку своеобразный вариант модернизации государственного строя - так называемый «третий путь», основанный на интересах мелкой буржуазии в лице казачества. Т. е., после ликвидации самодержавного строя в России, после Февральской буржуазно-демократической революции, необходимо было провести демократизацию государственных органов управления, урегулировать международное положение (содействовать прекращению войн и уничтожению милитаризма). Но весной-осенью 1917 г. не нашлось ни одной общественно-политической силы, способной осуществить демократические преобразования в масштабах всей страны.

Для усиления 1-го Владикавказского казачьего полка русская военная администрация включила в штатное расписание полка четыре селения военных поселян: Владикавказское, Александровское, Николаевское и Погорелодубское (переименованное затем в Котляревское). Эти поселения, основанные в 1838 г. по примеру Новгородских и Чугуевских военных поселений, формировались из числа женатых солдат, прослуживших в армии не менее 15 лет. Одновременно, приказом командира отдельного Кавказского корпуса от 12 сентября 1840 года № 40 предписывалось поселянам всегда быть готовыми к защите своего поселения, постоянно проводить военные занятия, «для приучения к отражению неприятеля», содержать оружие в исправности, готовить сыновей к цельной стрельбе и вооружать их кинжалами и шашками. Приказом военного министра от 23 ноября 1842 года военные поселяне были присоединены к Владикавказскому казачьему полку с переименованием их в казаки, а сами поселения - в станицы тех же названий.

Одновременно в состав полка был причислен 1-й Малороссийский полк, располагавшийся до этого на постах Военно-Грузинской дороги в полном его составе. Усилив, таким образом, Владикавказский полк, он был передан в ведение наказного атамана Кавказского линейного войска, как боевая единица.

Теперь на казаков налагались военные повинности, связанные с несением полевой и внутренней службы и на общих основаниях устанавливалось денежное и натуральное жалованье.

В дальнейшем военно-политическая обстановка на Северном Кавказе показала, что Терское казачество, сыгравшее огромную роль в колонизации и хозяйственном освоении Предкавказья можно будет использовать в другой роли - в роли надежного стража внутренних основ государственной власти. С этой целью, начиная с 1865 г., практически полностью прекращается приписка в казачье сословие лиц иного социального происхождения. Одновременно был наложен запрет на отпуск из казачьего сословия без надлежащих на то причин, и казак от рождения и до глубокой старости оставался навсегда казаком. Эти меры завершили процесс превращения казачества в замкнутое служилое сословие, находившееся на особом положении в государстве.

В 1870 г. в Терской области вводится губернское правление, и сама область объединила в своих пределах не только земли Терского казачьего войска, но и земли крестьян и горских округов.

На основании Высочайшего указа, данного Правительствующему Сенату от 21 марта 1888 г. и приложенных к нему законоположений, административное и полицейское управление Терской области и Терского казачьего войска, а также и военный состав передавался в ведение войскового наказного атамана Кавказских казачьих войск и командующего войсками Кавказского военного округа. Управление отделами в военном и административно-полицейском отношении возлагалось на атаманов отделов, а заведование округами в административно-полицейском отношении лежало на начальниках округов. Города Владикавказ и Моздок должны иметь свою отдельную полицию, которая бы подчинялась непосредственно областному правлению.

Однако, в 1899 г. Терская область была снова разделена, но теперь на четыре отдела - добавился Моздокский - в основном за счет сокращения станиц в Пятигорском отделе. Округов осталось по-прежнему четыре: Владикавказский, Хасав-Юртский, Грозненский и Нальчикский.

В 1905 г. Терская область была опять разделена на четыре отдела - Пятигорский, Моздокский, Кизлярский и Сунженский и на шесть округов - Владикавказский, Назрановский, Хасав-Юртский, Нальчикский, Грозненский и Веденский. Такое деление области вполне соответствовало распределению в ней главнейших национальностей коренного населения, т. к. казаки занимали все четыре отдела, а местные жители - округа: Владикавказский - осетины, Назрановский - ингуши, Нальчикский - кабардинцы и балкары, Грозненский и Веденский - чеченцы, Хасав-Юртский - кумыки.На территории Терской области проживало на 1 января 1916 г. 255 068 душ обоего пола, приписанных к казачьему сословию.

Нельзя забывать и о том, что у казаков был низкий уровень материальной жизни, когда они целиком и полностью зависели от царского жалованья (которое далеко не всегда регулярно выплачивалось), а источники жизни от хозяйственной деятельности, ввиду постоянной занятости их на службе, не могли обеспечить им жизнь. И только в конце XIX в. создаются реальные условия для изменения положения о прохождении службы. На основании положения о прохождении службы от 3 июля 1882 г. все казаки, способные к службе, по достижению 18-летнего возраста зачислялись в приготовленный разряд, во время пребывания в котором, они обучались и подготавливались к службе: в станицах и в ежегодных лагерных сборах. По достижении 21 года казак переходил в строевой разряд на действительную полевую службу и поступал в строй, где оставался в мирное время 3 - 4 года, после чего увольнялся на льготу, где числился 4 года во второй очереди, а остальное время до 33 лет - в третьей очереди. Во время нахождения во второй очереди казак обязан был иметь обмундирование, вооружение и являться ежегодно на строевой лошади в 3-недельный лагерный сбор. В третьей очереди казак не обязан иметь строевой лошади, но один раз в три года должен являться на 3-недельный срок в лагерные сборы. По достижении 33 лет казак зачислялся в запасной разряд, призываемый на действительную службу только в военное время, а по достижении 38 лет, в мирное время, он увольнялся в отставку. Помимо прочего, наказному атаману предоставлялось право отпускать на льготу ранее выслуги установленного срока казаков, присутствие которых в семье оказывалось необходимым. Таким образом, сокращение сроков службы создавало благоприятные условия для хозяйственной деятельности станичного большинства и явилось той материальной основой, которая существенно повлияла на численный рост казачьего населения. По статистическим данным, состав казачьего населения в станицах вырос. Так, если в 1878 г. в станицах проживало 14 837 мужчин-казаков и 13 865 женщин, то в 1914 г. их было: мужчин - 28 871 и женщин 28 030. Количество дворов также выросло: если в 1878 г. их было 5021, то в 1914г. - 10 137. Выросла численность и неказачьего населения, так называемых «иногородцев», в связи с тем, что прекратились приписки в казачье сословие свободных крестьян, а также стало предоставляться право казакам сдавать полученный «пай» в аренду, что дало возможность тому же «иногороднему» работать на земле. Тем более, что по Высочайшему повелению 1883 г. разрешалась продажа «домов и строений на казачьих землях в руки лиц невойскового сословия, с согласия местного войскового начальства.

По национальному признаку терские казаки были русскими, хотя в списках встречаются иногда и лица другой национальности.

Основной административной единицей на местах в Терском казачьем войске была станица, население которой управлялось атаманом и Правлением. Всем должностным лицам выплачивалось жалованье «из станичных сумм».

В Терской общине процесс, «способствующий расширению возникновения неравенства», в силу сложившихся особых политических, экономических и военных условий, протекал, по сравнению, например, с соседним Кубанским войском, относительно медленно.

В то же время, выделившаяся из среды станичного населения зажиточная офицерско-старшинская верхушка, которая производила значительную часть товарной продукции и не могла уже ограничиваться получаемым за службу паем, начинает борьбу за исключительное право на владение землею. Используя экономическое и политическое давление, имущий слой казачества начинает постепенно вытеснять малоимущих с близлежащих плодородных земель и захватывать их.

Первые казачьи хутора на Тереке появились еще в 1800 г. В 1868 г. в Горском полку было 15 хуторов, Моздокском - 64, Гребенском - 16, Кизлярском - 5 и 2-м Сунженском - 1.

Для того чтобы, поставить хутор, казак должен был обратиться в станичное правление с заявлением. Пользуясь правом сильного, терская зажиточная казачья верхушка могла держать под своим контролем часть общинных земель и по мере своих возможностей расширять хозяйство. Однако община, благодаря оградительным мерам царизма, по-прежнему юридически сохраняла свои права на общественные земли и в любой момент могла вмешаться в порядок перераспределения земли и граничить тем самым предпринимательскую деятельность зажиточного казачества.

При разделе станичных юртов на «паи» в основе лежала общественная круговая порука, обязывающая все мужское население отбывать военную службу в полном боевом вооружении и на коне. И никто не имел права лишить казака пая, который он получал от государства, через общину, т. к. здесь затрагивались интересы нации, связанные с боеспособностью вооруженных сил. Получая пай (а это была плата за службу), казак мог пользоваться им лично, или же передавать его другим лицам войскового и невойскового сословия, сдавать в аренду, но не более чем на один год. В случае, если казак, получив пай, не обрабатывал его, а сдал в аренду, и вырученные деньги истратил не по назначению, станичное правление на основании «Положения об общественном управлении в казачьих войсках» от 31 июня 1891 г. имело право применить к такому казаку следующие меры: а) распоряжаться доходами с принадлежащего этому казаку недвижимого имущества; б) отдавать ему в посторонние заработки и распоряжаться заработанными им суммами; в) назначать к ним опекунов; г) продавать движимое и недвижимое имущество; д) лишать на известный срок права распоряжаться поземельным паем. Наиболее распространенной формой наказания таких «нерадивых» казаков была их отдача в работники зажиточным казакам или «иногородним».

Однако, несмотря на, казалось бы, полную зависимость терской общины от командно-административного аппарата Войскового правительства, она по своему внутреннему устройству отличалась большой самостоятельностью и независимой свободой действий. Община полностью распоряжалась своими доходами и расходами, и они строго были расписаны. В станичные расходы входили ассигнования на содержание должностных лиц, причем их зарплата зависела целиком и полностью от станичных доходов на канцелярские расходы, постройку, содержание и ремонт общественных зданий, содержание станичных школ, церковных причт, православных и старообрядческих церквей, на медицинскую и ветеринарную помощь и другие расходы. Кроме того, в каждой станице был еще, так называемый, «специальный» капитал, который расходовался строго по назначению - это: а) капитал на снаряжение беднейших казаков к службе и на случай военной мобилизации; б) продовольственный капитал; в) сиротский. По замыслу станичного правления, капитал на снаряжение бедных казаков должен складываться из сборов, которые вносили казаки, признанные не годными к строевой службе, но еще способные трудиться в хозяйстве.

Отношение казачества к выполнению своего долга строилось на глубоких чувствах любви к родной земле и преданности символам, олицетворяющим могущество России - Царю и Престолу. Во имя этой любви казачество шло на любые жертвы и трудности, и, неся свой тяжкий крест, они верили, что их деяния приближают светлый день победы.

Многочисленные обязанности, которые на казачество постоянно возлагались, позволяют утверждать, что исторически оно эволюционировало в сторону непривилегированных сословий, и лишь сопротивление казачества (принимавшее различные формы - от подачи прошений до побегов) и реформы первой половине XIX в. казаки сохранили круг как высший орган самоуправления. Им разрешалось тяжбы и споры решать с помощью суда почетных стариков. Казаки могли участвовать в выборах заседателей в уездный и земский суды. Они были лучше крестьян обеспечены землей, не платили подушную подать, не знали частновладельческого внеэкономического принуждения, имели право, не покидая своего сословия, заниматься торговой и духовной деятельностью. Для отставных казаков существовали некоторые ограничения в отбывании повинностей.

В пореформенный период в правах и обязанностях казаков произошли незначительные изменения. К обязательной службе по-прежнему добавлялись следующие повинности: почтовая, подводная, дорожная, паромная, содержание и ремонт общественных зданий, укрепление берегов Терека и др. По-прежнему, идя на действительную службу, казак за свой счет приобретал коня, холодное оружие, обмундирование. В Отчете по Кизлярскому отделу начала XX в. указывалось, что казаки уплачивали земский и мирской налоги (93 коп. на одно хозяйство в год).Казачья община надеялась огромной властью. Она устанавливала систему полеводства, время сельхоз работ, порядок пользования пастбищами, лесами и другими угодьями, управляла религиозной жизнью и пр. Даже в период столыпинской аграрной реформы делалось все для сохранения казачьей общины на Тереке. Главным юридическим лицом здесь оставались станицы, например, именно их обществам предоставлялись ссуды из войскового капитала. Самодержавие пыталось, во что бы то ни стало сохранить дешевые для казны казачьи войска. А гарантировать выход всех казаков на службу должна была община, на которую в пореформенный период был распространен принцип круговой поруки.

Рядовые казаки так и не получили прав собственности на землю. Она по-прежнему считалась данной за службу и находилась в ведении общины.

Стремясь сохранить сословное казачье землевладение, правительство пыталось ограничить приток иногородних в станицы, поставить их в зависимость о казачьей общины. Войско, казачьи общины выступали в роли коллективного эксплуататора иногородних. Даже Кавказское начальство вынужденно именовало иногородних «безземельным и почти бесправным элементом». Как и в других южных регионах, казаки привыкли считать себя на Тереке хозяевами и сдавать своих позиций не собирались. Это вызывало недовольства иногородних. Последние хотели сохранить здесь те права, которые получили благодаря реформам 60 - 70-е гг. XIX в. Наметилось противоречие между правовым положением крестьян в центре и на юге страны. С началом XX в. в Терской области, как и в других казачьих регионах, выступления иногородних становятся все более массовыми и организованными. Не случайно в годы Гражданской войны одним из лозунгов большевиков стало требование «уравнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях».

Большая часть земель Терской области находилась в руках у казачества, которое составляло 20 % населения, но владело 60 % земли. Именно этим и можно объяснить стремление части пришлых крестьян войти в казачье сословие. Это гарантировало пай в условиях дальнейшего существования. Однако прием в казаки в пореформенный период был строго индивидуальным, ограниченным, поскольку рост казачьего населения негативно отражался на размерах паев.

В то же время официально разрешенный в 1868 г. выход из казачьего сословия, почти не имел места не только из-за моральных факторов (по мнению Военного министра Д.А. Милютина, казак дорожит своим званием, потому что с ним связана память о славном прошлом, боевые предания и обычаи), но и потому, что это автоматически превращало домохозяина в безземельного работника. Процент казаков в городах Северного Кавказа был ничтожен. Казачество продолжало находиться в зависимости от государства (хотя в меньшей степени, чем в дореформенный период - сократились сроки действительной службы, вновь появилось самоуправление в станицах, позволялось выходить из казачьего сословия, казаки могли заниматься промыслами и торговлей на общих основаниях и пр.), и от общины.

Казачество в меньшей степени, чем другие слои населения оказалось охвачено реформами. Последние в центре страны приводили к стиранию сословных границ, формированию гражданского общества. Правительство же сохранило у казачества отличное от других земледельцев страны управление и самоуправление, гарантировало войсковые общинные права на землю, особый круг обязанностей, в частности, обязательную воинскую службу. Господство общины и связанной с ней круговой поруки, отсутствие частной собственности на казачьих землях тормозило развитие здесь классовых отношений, воссоздало традиционализм. Сохранялось условное владение землей, господствовали экстенсивные источники формирования войсковых и станичных бюджетов, эксплуатации земельных наделов. Процесс модернизации и социальных изменений на Северном Кавказе носил асинхронный характер.

Одной из особенностей социальной структуры России периода конца XIX - начала XX вв. было сохранение казачьего сословия. Наличие казачества настолько специфическое явление, что без него познание дореволюционной, революционной и советской (первых лет ее существования) истории не может носить достаточно всесторонний характер. Многолетняя история казачества свидетельствует о том, что уходили в область предания те или другие казачьи войска и вместе с тем возникали новые казачьи районы. К концу XIX в. в стране насчитывалось 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Терское, Уссурийское, Уральское. Сами названия казачьих войск свидетельствуют о широте территорий, на которых проживало казачье население.

Между тем вопрос о численности и составе казачества в конце XIX - начале XX вв. - один их важных аспектов социально-экономического развития - не был предметом специального изучения советских историков и демографов. В литературе имеются лишь разрозненные сведения по отдельным казачьим областям.

По переписи 1897 г. из 125640 тыс. населения страны казаки составляли 2928842, или 2,3 %. Удельный вес казачьего населения во всех частях России был неодинаков. На Кавказе (Кубанское и Терское войска) - 10,4 %.93 Казачьи районы были областью с низкой плотностью населения. На одну квадратную версту приходилось жителей разных сословий в Кубанской - 23 человека, в Терской - 15. Наиболее населенная Кубань уступала по плотности населения 38 губерниям России из 50.Во всех казачьих областях в целом к концу XIX в. казачество уже не составляло большинства населения. Невойсковое население здесь достигло в совокупности в 1898 г. 52,4 %. Обнаруживалась тенденция к увеличению части невойскового населения. Так, в 1899 г. оно составило 53 %, в 1900 - 63,6 % и т.д. Удельный вес невойскового населения по отдельным казачьим областям войсковой территории в 1900 г. составлял: в Терском -80,4 %, Кубанском - 55,4 %.

Несколько иначе обстояло дело с расселением иногороднего населения непосредственно в станицах. В 1899 г. они составляли в станицах Кубанского войска - 43 %, Терского - 12 %.Представляет интерес, как происходило расселение казачьего населения по уездам и округам казачьих областей. Анализ показывает, что округа и уезды с преобладанием казачьего населения были в Кубанском и Терском войсках. Казачье население по областям распределялось неравномерно. На 1 января 1899 г. численность его была следующей в (тыс. человек): Кубанское - 824, Терское - 177.

Рост казачьего населения виден при сопоставлении данных на начало 1899 г. с итогами первой всеобщей переписи населения Российской империи. Так, в 1897 г. по Кубанскому войску население составляло 787 тыс., к указанному времени возросло на 37 тыс., или на 436 %.

Таким образом, в среднем ежегодный прирост казачьего населения составлял примерно 2,8 %. Рост казачьего населения за эти годы происходил значительно быстрее, чем в целом населения по Европейской России (18 %). Это объясняется сравнительной зажиточностью казачьего населения и системой военно-спортивного воспитания. Более того, быстрее, чем казачьи войска в целом, росло Кубанское войско.

Анализ соотношения лиц мужского и женского пола в казачестве XIX в. показывает, что последние преобладали. На Кавказе на 1000 женщин было 960 мужчин. Какие изменения произошли в этом отношении за 15 -20 лет? Рассмотрим соответствующие данные. Если на Кубани в 1897 г. на 1000 женщин было 953 мужчины, то в 1914 г. здесь было на 1000 женщин 984 мужчины.

Большинство казаков было русскими. Однако в казачестве имелись слои и других национальностей: украинцев, бурят, калмыков, мордвы.

По родному языку состав казачества был в основном великорусским. Вместе с тем, налицо довольно значительная национальная пестрота казачьего сословия. Сравнительно многонациональный характер казачества связан, прежде всего, с историей его возникновения, когда бежавшие на окраины страны от крепостного гнета люди различных национальностей создавали здесь свою казачью вольницу. Во-вторых, создавая казачьи войска для границ империи, правительство было вынуждено привлекать лиц не только русской национальности. Следует отметить, что и религиозный состав казачества был неоднороден. Преобладали, конечно, православные, однако среди казаков был значительный удельный вес раскольников. Были среди казачьего населения и сектанты. В Терском войске они составляли в 1912 г. 14,6 %, или более 34 тысяч человек. Казачье сословие было, прежде всего, служилым, войсковым. Служилый состав делился на три разряда: приготовительный (3 года), строевой (12 лет), запасной (5 лет). После 20-летней службы казак переходил в отставные и мог быть признан только лишь в составе ополчения. В служилый состав казаки входили с 18 до 38 лет. Строевой разряд делился на части первой, второй, третьей очереди. На службе в мирное время находились части первой очереди (и полки II очереди Кубанского войска). Части II и III очередей числились на льготе и призывались по мобилизации. Льготные казаки, также как первоочередные, должны были иметь в постоянной боеготовности обмундирование, снаряжение, вооружение, строевых лошадей. Строевым казакам III очереди предоставлялось право приобретать строевого коня после того, как об этом поступало распоряжение. Лагерные сборы проходили от 3 до 5 недель для казаков второй очереди ежегодно, для III - на третий год службы. Запасные пополняли убыль в строевых частях в военное время.

Таким образом, политические аспекты процесса развития самоуправления казачества с большой эффективностью могут исследоваться в комплексном соотношении подходов и методов политологической науки, которые сочетают в себе компаративистский, цивилизационный, нормативно-ценностный, системный, историко-логический, синтетический, интегративный подходы. С позиций данных подходов деятельность казачества и органов казачьего самоуправления как участников политического процесса, направлена на изменение определенного политического движения в организованное сообщество с определенной структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации: дисциплиной, правилами поведения, традициями.

Начальные формы казачьей деятельности возникают также на уровне общественного самоуправления и стихийных процессов, когда в них возникают упорядоченные и целенаправленные действия, выдвигаются лидеры. Казачья социальная общность формируется тогда, когда возникают связи между этносом, самоидентифицирующимся с казачеством, происходит интеграция в неформальные и формальные общественные объединения, составляющие основу местного самоуправления.

 

Автор: Прокопенко Е.Е