29.02.2012 3443

Политическое сознание казачества как основа развития местного самоуправления

 

При рассмотрении природы казачества нередко превалируют политические и идеологические пристрастия авторов, изучающих эту проблему, что заметно снижает результативность научных споров. В качестве аргументов в пользу самобытности казаков обычно приводятся особенности их происхождения, культуры, систем жизнеобеспечения. Впрочем, наличие или отсутствие любого из этих признаков не является, безусловно, определяющим для этнической характеристики. Главным системообразующим фактором этноса выступает этническое самосознание, выражающееся, в частности, в общем самосознании. Ряд авторов констатирует осознание казаками собственного единства и отличий от других народов в начале XX века. По свидетельствам современников, уже в конце XVII - начале XVIII вв. донские казаки, наиболее близкие по своему происхождению к русскому населению, отделяли себя от «москалей». В то же время они признавали себя русскими «по закону и вере православной, а не по природе». Данные обстоятельства позволили В. А. Матвееву сделать вывод о том, что осознание казачеством собственной самобытности имело место лишь на этнокультурном и сословном уровнях, а на национальном уровне казаки отождествляли себя с русским народом и государством. Важными условиями формирования этноса является общность территории и языка. Спорность вопроса о происхождении казачества не позволяет однозначно решить проблему «казачьей родины». К тому же она воспринимается сквозь призму современной российской действительности и носит ярко выраженный политизированный характер. Сторонники автохтонной теории, рассматривают в качестве «исторической родины» казачества Северное Причерноморье, Приазовье, Северный Кавказ. Их противники считают, что у «казачества вообще не было определенного места расселения, которое могло бы классифицироваться как этническая территория, ибо оно селилось по окраинам этнической территории русских и украинцев».

Происхождение же казачьего языка не вызывает сомнений. Считается, что казаки говорят на различных диалектах русского языка - донском, оренбургском, кубанском и других. Специалисты отмечают двуязычие в некоторых казачьих войсках в XIX в. и значительную долю заимствований в казачьей речи в предшествующие годы. Особая языковая ситуация сложилась на Кубани. Кубанское казачье войско образовалось в результате слияния Черноморского и Линейного войск. В результате язык и культура кубанского казачества формировались в значительной степени под воздействием двух традиций - украинской и русской. Архаические культурные пласты свидетельствуют, что их полного слияния так и не произошло. До сих пор речь в бывших черноморских станицах (Ейских, Темрюкских) отличается от того, как говорят потомки линейцев. Своеобразным подтверждением того, что данные различия касались и культуры, и сознания может служить известный факт эпохи Гражданской войны. Если потомки линейцев в большинстве своем стремились остаться в составе единой и неделимой России, то среди потомков черноморцев широкое распространение получили идеи создания самостоятельного государства.

Оценки роли казачества отличаются противоречивостью, что объясняется не только разницей подходов, но и собственной эволюцией. От участия в народных волнениях к роли опоры государства, от вольных набегов к регулярной службе - казачество прошло сложный путь, выполняя различные социальные функции на каждом этапе своей истории. Процессы внутренней эволюции казачества, его трансформации в военно-служилое сословие все чаще попадают в поле зрения исследователей.

Следует отметить, что этнические и сословные границы часто не совпадают. Основу казачества составляло восточнославянское население, прежде всего русские и украинцы. Но нередко в его состав входили и представители народов Кавказа. Они образовывали отдельные этнические группы, сохранявшие свою самобытность, язык, верования, культуру. С другой стороны, в казаки записывались выходцы из других сословий - крестьяне, мещане, бывшие солдаты. В зависимости от политической конъюнктуры российское правительство оказывало покровительство или препятствовало данным процессам. Поэтому казачьи войска складывались по-разному и в различных условиях. Разумеется, различные группы казачества никогда не были полностью идентичны. Сходство всех казаков определялось общностью их происхождения, социального положения, бытового уклада и системы самоуправления. Региональные особенности складывались под воздействие конкретных исторических и географических факторов, периода формирования войска, климата, отношений с соседями и других обстоятельств.

В годы революционных потрясений не раз звучали требования, прежде всего со стороны беднейших слоев, освободить их от сословных обязанностей. С приходом к власти большевики возвели расказачивание в ранг государственной политики и не только потому, что в Гражданской войне значительная часть казаков сражалась против красных. Само существование казачества с органами самоуправления не вписывалось в глобальные планы социального переустройства. Поэтому репрессии сопровождались перестройкой границ и переделом земель. Целью являлось расчленение казачьих областей и уничтожение культурной целостности казачества. Воздействие на особенности казачьего самоуправления, самосознания, быта и культуры являлось «целенаправленной деятельностью с целью ликвидации всех присущих казачеству специфических этнических признаков». А.В. Баранов показал, что и казачество, в большинстве своем, не признало советскую власть легитимной.

Создавая национальные соединения в составе Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, правительство пошло на организацию специальных казачьих частей. Кубанские казаки служили в составе 72 кавалерийской дивизии, отдельной пластунской казачьей бригады, 17 казачьего кавалерийского корпуса (позже - 4 гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса). Последнее соединение в наибольшей степени отвечало казачьим традициям, так как формировалось на добровольческой основе за счет собственных средств края, включало немало лиц непризывного возраста (каждый район выставлял одну сотню). Но казачье происхождение не являлось обязательным признаком, главным критерием отбора в корпус стала политическая благонадежность. Кандидатуры казаков, служивших в белой армии или имевших родство с репрессированными «врагами народа», откланялись.

О возрождении казачьего самоуправления заговорили вновь в конце 1980-х - начале 90-х гг. Большинство авторов просто не сомневаются в его целесообразности. Многие авторы считают, что «возрождение самоуправления казачества необходимо, ибо это будет восстановлением справедливости по отношению к нему, незаслуженной в предшествующие десятилетия, и восстановлением уважительного отношения к прошлому Отечества».

Значительная часть исследователей связывает возрождение казачества и его самоуправления с судьбой России. В.П. Трут пишет, что оно должно стать «составной частью глобального процесса национально-государственного, политического, экономического и духовного возрождения России. Без России казачеству не быть. Но и без казачества Россия утратит часть своего прошлого, настоящего и будущего». Ряд авторов рассматривает самоуправление казачества как своеобразный гарант политической стабильности России, особенно на Северном Кавказе. При этом считается, что «воспитание имперского мышления у возрождающегося казачества могло бы стать важным фактором внутренней устойчивости России, сохранения ее способностей к сопротивлению и выживанию».

Один из исследователей казачества А.И. Козлов показал, что «возложение на современных казаков давно утраченных функций ничего хорошего ни им, ни государству не принесет. Воссоздание казачьих вооруженных формирований, казачьего самоупарвления, пересмотр границ для преимущественного наделения казаков землей за службу и другие подобные меры, предлагаемые некоторыми авторами, лишь усилят социально-политическую нестабильность». Ряд авторов настойчиво пропагандирует идеи возрождения казачества как военного сословия со всеми присущими ему атрибутами и системой самоуправления. Данный подход нашел отражение в правительственных документах по этому вопросу. Так, в «Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству» говорится о восстановлении традиционных казачьих образований с самоуправлением, общинного землевладения, воинской службе казаков. В этом ключе развивается и деятельность некоторых руководителей казачьего движения. Все это подтверждает, что «вокруг современного казачества идет большая и сложная игра». Сегодня представители казачества считаются этносословной группой в составе русского и некоторых других народов и насчитывают около 5 млн. человек.

В соответствии с Земельным кодексом РФ они равноправные участники земельных отношений и могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, активно участвовать в многоукладной агарной экономике.

Порядок предоставления сельскохозяйственных земель казачьим обществам и общинам урегулирован указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (с изменениями от 13 июня 1996 г.). Предусмотрено сформировать целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам (включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ). Установлено, что членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы РФ, предоставляются бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1999 г. № 839 была утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ на 1999 - 2001 гг. В ней, в частности, было предусмотрено в целях обеспечения восстановления традиционного казачьего землепользования и создания экономических основ самообеспечения казачьих обществ формирование целевого (казачьего) земельного фонда.

Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования утверждено постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667. Фонд формируется с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах РФ и сельскохозяйственного использования.

Как видно из этих документов, снова возрастает роль самоуправляющейся казачьей общины, а казачьи формирования рассматриваются как потенциальный резерв для несения государственной и иной службы.

В XX веке казачеству пришлось пережить огромное количество трудностей. По сравнению с началом 90-х годов, к концу 90-х заметен определенный спад политической активности казачества. Тем не менее, сегодня казачество функционирует, оно - живая сила, и с этим нельзя не считаться. В решении его проблем и жизнеустройства, занятия им достойного места в жизни общества должна быть проявлена государственная мудрость. Потребуется организованная работа с казачьим контингентом населения, направленная на укрепление и сохранение целостности России, дружбы народов, достижения мира и гражданского согласия.

Казаки активно участвовали во всех войнах и революциях. В 20 - 30 гг. XX в. Казаки не могли смириться с нетрадиционной для России властью, поэтому возникла массовая эмиграция из страны. Казачество со своим самоуправлением было доведено до того, что перестало существовать как самостоятельная административно-политическая единица. В 1990 - 1991 годах казаки приступили к восстановлению своего народного единства и органов самоуправления.

Казачье самоуправление интересует исследователей с точки зрения исторических аналогий, поскольку в истории очень многих стран есть примеры государственной службы особого свойства, в той или иной степени сходной с государственной службой казачества. Федераты Римской империи, стратиоты Византии, янычары Блистательной Порты, мамелюки Наполеона, техасские рейнджеры и калифорнийские фронтиеры - все они в той или иной степени схожи с казаками. Казачество интересует исследователей современной России как организованная часть российского общества, причем организованная вокруг патриотической идеи, провозглашающая демократические лозунги, преследующая политические цели и имеющая свою систему самоуправления. Кроме того, спонтанное развитие казачества приобрело столь значительный размах, что стало определять тенденции развития политической ситуации во многих регионах России, большинство из которых оказалось, затронуто локальными межнациональными и межэтническими конфликтами.

Казачество достаточно монолитно, хотя и провозглашает, в общем, разноречивые цели. Его политическая палитра в полной мере отображает политическую картину современной России. Она не является демократической в западном понимании этого термина, в ней не противостоят две оппозиционные социально-политические силы. Их гораздо больше: красные (большевики), черные (анархисты), зеленые (популисты), коричневые (фашисты), белые (монархисты и консервативные националисты), синие (национал-демократы). Таким образом, политические настроения руководителей казачьего движения определяют направленность казачьей политики и политическую окраску казачьих обществ. Они представляют собой потенциально организованную, сплоченную общность с системой самоуправления, стремительно набирающую политическую популярность. Их политические требования отображают интересы достаточно большой части российского населения. Их активно поддерживают жители бывших союзных республик, поскольку видят в них едва ли не единственную свою защиту.

Однако, закон, который смог бы поставить казачье самоуправление на соответствующее место в государственной системе, так и не принят до сих пор. Демагогия относительно казачьей вольности и казачьего духа достаточно сильна, и фактически уже привела к расколу на реестровых и общественных. Выход из сложившейся ситуации видится в том, чтобы готовить Федеральный закон о казачьем самоуправлении в духе Концепции государственной политики по отношению к казачеству и одновременно вести работу по принятию законов в субъектах Федерации. Необходима единая программа подготовки кадров - в том числе и казачьей администрации, и среди выборных казачьих лидеров, подготавливая кадры местного самоуправления.

В литературе, посвященной казачеству, нет однозначного ответа на вопрос, как соотносятся современные казаки с этническими и социальными группами, существующими в современном обществе, и с самим русским этносом. Действительно, они парадоксально сочетают в себе и этнические, и социальные характеристики, но не являются моноэтничными. Казаки сочетают в себе и этнические, и сословные черты, и невозможно отрывать одно от другого, как писала в своей книге Т.В. Таболина, исследователь казачества. В работах специалистов по казачеству учитывается этнический фактор. Однако иногда встречаются подходы, при которых гипертрофируется этнический фактор и нивелируется социальный.

Атаманы Кубани, Терека и лидеры казачьей эмиграции неоднократно заявляли, что хотя казачество Юга России является частью русской нации и особой ветвью русского народа, они будут руководствоваться конституциями и законами, принятыми в годы гражданской войны возникшими казачьими образованиями и органами казачьего самоуправления. Они рассматривали эти объединения как плацдармы, с которых предстояла утвердить новую центральную власть во всей России, а затем обеспечить для казаков местное самоуправление с правом решения земельного вопроса.

За период с 1996 до середины 2002 годов в государственный реестр Российской Федерации было внесено 14 окружных и отдельных казачьих обществ. Общая численность к середине 2002 г. составила, по оценкам Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества (УПВК), 659720 человек, изъявивших желание нести государственную и иную службу - 237000 человек. Подготовка практически любых документов по казачьему самоуправлению на каждом этапе высвечивала жесткое противоборство интересов, делала наглядным процесс лоббирования самыми разными силами тех или иных законопроектов.

Казачество все еще не востребовано государством как социальная сила. Высшие политические силы относятся к казачьему самоуправлению с опаской. Нынешнее государственное управление процессами становления казачьего самоуправления не отвечает современным требованиям. Сегодня на первый план вышли новые идеи и проблемы: формирование конкурентоспособного мелкого и среднего российского товаропроизводителя на базе существующих казачьих хозяйств; развитие местного самоуправления; учет полиэтничности казачества, исторических традиций совместного проживания с различными народами на Северном Кавказе при разработке государственных планов помощи миграции русскоязычного населения в этом регионе.

На новом этапе жизни страны казаки приняли кардинальное решение об изменении своей позиции по отношению к политике: если власти не нужны казаки, то казаки пойдут во власть сами, и будут продвигать идеи местного казачьего самоуправления. Это один из основных тезисов на будущее для многих из них. В настоящее время создаются и регистрируются региональные отделения общественно-политического движения «Казаки России», которое поставило задачу выдвигать казаков (точнее, представителей казачества) в органы законодательной власти всех уровней.

Не стоит преувеличивать значимость «казачьего фактора» в субъектах Российской Федерации. Тем не менее, проявляющаяся активность казаков в борьбе за власть и землю, а также противодействие нерегулируемому потоку мигрантов в места компактного проживания казаков (на Кубань, в Ставрополье) делает их потенциально конфликтогенным фактором. Казаки все чаще на уровне массового сознания отождествляются с русскими, славянским и в целом русскоязычным населением, тем самым, становясь катализатором негативных установок на всех «пришлых» со стороны титульных народов. Возрастающее участие казаков в различных этнополитических и этноконфликтных ситуациях на Кавказе создает ряд серьезных дипломатических проблем. Социальный и этнокультурный облик казачества в прошлом определяли особенности его формирования и существования в качестве сословной группы, возникшей на основе общины «вольного» казачества и казачьего самоуправления. Форма организации в виде «казачьих войск» сохранила неразрывность, генетическую преемственность казачьей общины (и, шире, всего казачества) более позднего времени по отношению к казачьим «вольницам». Этому способствовало и юридическое признание центральной властью прав казачества на владение территорией бывшей «вольницы», сохранение некоторых традиционных институтов, в том числе института казачьего самоуправления.

Эти обстоятельства во многом определяли особенности самосознания казачества. Не углубляясь в исторические этапы его формирования и детальный анализ отдельных компонентов, выделим следующие. Для исторической памяти казачества характерны представления об общей исторической судьбе, системе самобытного самоуправления, родственности всех казачьих войск, едином образе жизни, сложившемся во времена «предков». Вторым по важности аспектом можно назвать представления о личной свободе каждого казака и полной независимости всего войска. Традиционная организация войска и его управление воспринимались как гарант всеобщего равенства, условие свободы и безопасности членов сообщества. Особое место в самосознании казачества занимают представления о традициях, среди которых доминируют свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь в различных сферах деятельности, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и пр.

Следует подчеркнуть, что в служении отечеству казаки видели главный смысл своего существования. Персонифицированное представление об отечестве во многом было связано с характером казачьих войск и казачьего самоуправления с верховной властью. Сложная природа самосознания казачества, в которой проявились исторические, социальные, географические факторы, может быть понята лишь в контексте его исторического бытия.

В соответствии с этнической типологией, сложившейся в советской этнологии, казачество чаще всего характеризовалось как этнографическая или этническая группа русского народа (субэтнос). В. Бабенко и Р. Кузеев, рассматривая этнические группы народов СССР, называют казачество этносословной группой, входящей в разряд этносоциальных групп. В числе их характерных черт выделяются особенности культуры и быта, связанные с военной службой, двойственное самосознание и др. Методологически важным в оценке казачества представляется следующее. Поскольку его своеобразие исторически сложилось под влиянием конкретной совокупности социальных, этнических, политических, географических и прочих факторов, для понимания отдельных сторон культурно-исторического бытия казачества необходим учет всех этих обстоятельств и фактора самоуправления.

Казачество представляло собой этносословную группу, своеобразие которой в прошлом определяли: особенности происхождения, генетическая преемственность ранних казачьих «вольниц» и казачьих войск, сложившихся на их основе; длительное историческое существование социальных, военно-правовых, хозяйственных и других институтов казачества; сословное положение казачества в Российской империи.

Этнокультурный облик казачества характеризовался: доминированием восточно-славянских народов (русских и украинцев) в составе большинства казачьих войск; участием «нерусских» народов в формировании казачества; длительными культурно-хозяйственными контактами с народами Кавказа, Сибири, Средней Азии, Поволжья, Дальнего Востока и др. Вместе с тем конкретные исторические, географические и этнические условия способствовали формированию этнокультурного своеобразия населения отдельных казачьих войск. Поэтому, их нельзя считать идентичными в культурном отношении, но с одинаковой структурой самоуправления.

Самосознание казачества также имело сложную природу в силу воздействия разнообразных факторов этнического и социального плана.

В наше время поиски форм организации общества на демократических принципах характеризуются в ряде случаев преувеличением исторической роли и значения казачьего войска как формы первоначальной государственности, явной идеализацией прошлого казачьего самоуправления в массовом сознании. Появился и другой, очень своеобразный аспект восприятия казачества как особой этнической общности (субэтноса), «самобытного этноса», «новой исторической общности» и даже «многонационального народа». «Подтягивание» казачества, хотя бы до уровня низшей ступени иерархической лестницы «больших и малых» народов бывшего Союза, означает попытку поставить вопрос о соответствующей этому «рангу» форме государственности и всех ее атрибутах.

Следует также отметить, что проблемы классификации казачества и определения его этнического статуса подняты лидерами общественных движений и мало волнует рядовых членов и большинство потомков казачества. Также можно сделать вывод об отсутствии самостоятельного этнического самосознания у современных казаков, хотя представление о своей принадлежности к казачеству у них выражено достаточно отчетливо. Сложный процесс возрождения самоуправления казачества как общественного явления требует серьезного осмысления, анализа и прогнозирования. Груз негативных стереотипов, односторонняя оценка истории самоуправления казачества через призму политических событий, зачастую мешают пониманию современной ситуации.

Таким образом, обращение к прошлому казачьего самоуправления вызвано поисками форм переустройства общества. Казачья община (войско) воспринимается как структура, которая может обеспечить политическую, административную, хозяйственную самостоятельность, гарантировать безопасность своих членов, их реальное равенство и т.п., и, в конечном счете, заменить существующие ныне неэффективные формы управления. Возрождение патриотических и трудовых традиций, нравственных норм жизни казачества призвано противостоять бездуховности общества людей, «не помнящих родства». Восстановление «духа казачества» (очень характерно такое представление: «Казаки не нация, а состояние духа»), приобщение к нему не только являющихся прямыми потомками казаков, видится энтузиастам казачьего движения, как путь возрождения всего русского народа. Эти общие наблюдения, однако, нельзя соотносить с конкретными общественными объединениями, ассоциирующими себя с казачеством. Диапазон их политических и культурных программ достаточно велик: от крайних, требующих реставрации казачества как военного сословия с возвращением его исторических прав и привилегий, восстановления бывших казачьих земель и самоуправления в пределах особых автономий, до таких, которые возникли и существуют как культурные, патриотические и миротворческие общества. Они обычно называют в числе своих задач пропаганду казачьих традиций, сохранение исторических памятников, восстановление культурной преемственности поколений и т.п., признавая невозможность реставрации казачества в его прежнем виде, с органами казачьего самоуправления.

Заслуживает внимания и конкретное социальное творчество масс, попытки интегрирования некоторых форм казачьего самоуправления, хозяйствования, военно-патриотического и семейного воспитания в современную практику, возрождение нравственных ценностей казачества. Вместе с тем, очевидны отрицательные последствия реставрационных установок относительно казачества, попыток осуществления социальной утопии, проявляющихся в обострении межнациональных отношений, иллюзорности исторического самосознания, социальной и политической дезориентации самих сторонников восстановления сословной группы.

На казачество нельзя смотреть метафизически, не учитывая тех объективных и субъективных изменений, которые произошли за XX век. Один из вопросов, который волнует потомков казачества - вопрос о земле. Можно ли восстановить его в дореволюционных размерах и формах, за которые служил казак? Ведь казачья войсковая система держалась на самофинансировании, самоокупаемости. Служба казака проходила за счет земельного надела. Именно он был источником средств, который давал возможность содержать строевого коня, которого нельзя было использовать в хозяйственных целях. Но казак за счет своего надела должен был приобретать обмундирование и оружие.

В конце XIX - начале XX вв. в связи с интенсивным ростом казачьего населения (в среднем в 3 раза), а также возрастанием стоимости обмундирования и оружия примерно в три раза источник содержания строевого коня и оружия сократился в 9 раз.

Есть и причина того, почему так сложно воссоздание старых земельных отношений в казачьих регионах. Она состоит в том, что за более 80-летний период стерлись прежние границы между казачьей и крестьянской территориями. Выселение с казачьей земли может породить массу противоречий, обострить отношения среди населения, вызвать массовые конфликты, придать им глобальный характер.

Другой вопрос, который волнует казачество, вернее, некоторых его представителей - вопрос о власти. Воссоздание атаманской власти в станицах в силу сказанного о взаимопроникновении, переселениях, а тем более, в масштабах областей и краев в силу отсутствия ныне компактной территории, населенной казаками, представляет гигантские трудности.

В XXI веке нельзя культивировать разделение людей на различные категории, возводить границы между ними или перегородки, создавать различные органы власти для групп населения. Возрождение казачьих организаций должно преследовать, прежде всего, культурно-просветительные цели, способствовать собиранию казачьего фольклора, проведению этнографических экспедиций, изучению истории казачества, посвященных его героизму в защите Отечества от иноземных захватчиков.

Необходимо использовать восстановление казачьих организаций с самоуправлением для осуществления широкой системы военно-патриотического воспитания, восстановления традиций джигитовки, ухода и выращивания строевого коня, проведения военно-спортивных соревнований среди казачьей молодежи, для изучения современной военной техники. Возможны и дальнейшие шаги по привлечению казаков к несению службы на границе, в десантных войсках, к военно-патрульной службе в муниципальной милиции, для охраны загородных дач, садовых участков граждан и т. д.

Очевидно, можно продолжать эксперимент по созданию казачьих сотен, изучению, насколько это выделение их из общей массы эффективно в интересах государства. Давно принять и признать право ношения желающими казаками традиционной для них формы, что не вызывает никаких сомнений, ношение футляров с кинжалами. Вопрос о присвоении высших званий введен в четкое русло. Генеральские звания присваиваются президентом. Необходимо регламентировать вопрос о наградах для казаков, он должен быть общим с присвоением государственных наград другим категориям граждан.

Существенную роль в возрождении самоуправления казачества играет Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, его информационно-аналитический отдел, выпускающий соответствующий бюллетень. Применение казачьей службы обнаруживает свою эффективность в охране лесных богатств России, в невойсковой охране границ. В бюллетене публикуются Указы Президента Российской Федерации об утверждении уставов казачьих войск.

Выходящий в свет «Информационный бюллетень» рассказывает о деятельности казаков в экономической, культурной и конфессиональной сферах жизни, призывает к дальнейшему поиску путей государственной службы казаков. Выпущенные два тома «Государственных актов по вопросам российского и донского казачества» дают богатый юридический материал для размышлений о возрождении самоуправления казачества. Стремление казаков к укреплению российской государственности, обеспечению безопасности и целостности державы нашло отражение в создании 20 января 1996 г. Главного управления казачьих войск при президенте Российской Федерации.

В казачестве издавна существовали принципы демократизма, выборности, открытости и ответственности друг перед другом, которые позволяли воспитывать высокопреданных государству людей, дорожащих семейной честью, бережно относящихся к своим корням. Казачью службу несли не только представители славянских народов, но и калмыки, буряты, башкиры, осетины, якуты и др.

Ценности личной свободы и коллективизма, прав и обязанностей перед обществом, самоуправления, самоорганизации и соблюдения государственных интересов особенно необходимы сейчас российскому обществу.

Сегодня восстанавливается некогда трагически нарушенная связь времен. Это весьма деликатная сфера деятельности, требующая учета исторического прошлого, современных реалий, взвешенных выверенных шагов в будущее. Нужно время, т.к. невозможно в одночасье возродить самоуправление российского казачества, которое почти 80 лет находилось в забвении. Это объективно необратимый процесс, его нельзя искусственно ни ускорять, ни тормозить.

В России за последние годы официально зарегистрированы 464 казачьи организации (общественные, охранные, коммерческие, производственные) в 75 субъектах Федерации. В процессе формирования государственного реестра войсковых казачьих обществ выявлен потенциал российского казачества, его возможности по несению государственной и иной службы, экономические ресурсы.

В государственный реестр внесено 10 войсковых и 2 окружных казачьих общества. Добровольно изъявили желание нести государственную и иную службу около 300 тыс. человек, проживающих на территории 40 субъектов Федерации. Постепенно на государственной основе объединяется большинство существующих казачьих организаций с органами местного самоуправления.

Необходимы время и кропотливая повседневная работа, чтобы, преодолев разногласия, выработать взаимоприемлемые подходы к решению имеющихся проблем со стороны, как казачьих организаций, так и органов власти в регионах. На государственном уровне казаков не делят на реестровых и нереестровых.

В настоящее время идет конструктивная работа по реальным договорам с федеральными министерствами и ведомствами, их структурами на местах. Деловое взаимодействие с органами власти в субъектах Федерации позволяет преодолевать скептицизм или негативное отношение к самоуправлению казачества, которое было или еще остается у чиновников.

Процесс государственного становления самоуправления казачества осуществляется в рамках Конституции, в пределах существующего правового поля.

С начала 1996 г. до середины 1998 г. президент России подписал 26 указов и распоряжений, относящихся к казачеству.

Принципиально важными для казачьего самоуправления явились постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие порядок формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам и режиме его использования, определяющие размеры безвозмездной финансовой помощи на строительство индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам казачьих обществ. На основе этих указов и постановления федеральными министерствами и ведомствами издано около 20 нормативных актов, раскрывающих механизм их реализации на практике.

В регионах формируется нормативная правовая база по казачьему самоуправлению с учетом местной специфики, принимаются концепции, программы развития казачьих обществ. В субъектах Российской Федерации издано порядка 240 нормативных правовых актов по проблемам самоуправления казачества, приняты три закона (В Калмыкии, Приморском и Краснодарском краях).

Важным шагом на пути государственного становления самоуправления казачества стал указ президента «Об установлении чинов и форме одежды членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, не проходящих государственную службу». Создавая условия для привлечения казаков к государственной и иной службе, органы исполнительной власти всех уровней исходят из принципов равенства граждан перед законом, учета интересов всех ветвей власти, поэтапного развития казачьих обществ, а также их постепенного перехода на самоокупаемость.

Казаки привлекаются к военной службе, охране государственной границы, общественного порядка, объектов государственной и муниципальной собственности, природоохранной и иным видам службы.

Казаками комплектуются 15 воинских частей Минобороны России и 42 погранзаставы Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС). Распоряжением директора ФПС военнослужащим погранзастав разрешено носить шеврон о принадлежности их к войсковому казачьему обществу.

МВД создало более 500 добровольческих казачьих дружин по охране правопорядка численностью до 18 тыс. человек. Трудятся казаки в природоохранной и экологической службе. Отрабатываются вопросы привлечения казачества к охране таможенных границ.

В 1997 г. войсковыми казачьими обществами заключено 39 договоров о несении службы, благодаря чему создано порядка 35 тыс. рабочих мест. Наряду с обеспечением работой казаки, атаманы имеют возможность повышать профессиональную подготовку в Российской академии государственной службы и ее региональных отделениях.

Постепенно выстраивается государственная вертикаль управления казачьими обществами:

1. Создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации.

2. В федеральных министерствах и ведомствах, заинтересованных в использовании потенциала казачества (Минобороны, ФПС, МВД, Минсельхозпроме, Госкомземе), созданы соответствующие структуры.

3. В органах исполнительной власти субъектов Федерации созданы соответствующие структуры: департаменты, управления, комитеты, комиссии, отделы, имеются уполномоченные по казачеству. В ряде регионов соответствующие уполномоченные имеются и в районах. Отдельные главы районных администраций являются атаманами казачьих структур.

4. Атаманы войск, избранные кругом казаков, по представлению Главного управления утверждаются президентом России, представляются руководителям субъектов Федерации на уровне заместителя председателя Правительства России. Они назначаются на должности федеральных государственных служащих.

5. Атаманы окружных (отдельских) казачьих обществ по представлению атаманов войск и атаманы отдельных округов (отделов) назначаются в ряде регионов на должности в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления.

6. В депутатский корпус субъектов Федерации входят члены казачьих обществ.

Очевидно, что процесс государственного становления самоуправления казачества необратим. В то же время динамика этого процесса во многом зависит от государственной поддержки. Государство оказывает эту поддержку, формируя правовую базу, создавая условия для организации службы казачества, совершенствования форм хозяйствования казачьих обществ.

Без работы на этих направлениях нельзя испытывать уверенность в будущем казачьих войск. Большое значение имеет опыт общественных организаций казаков, много сделавших и делающих для возрождения казачьих традиций, сохранения самобытной казачьей культуры, органов самоуправления, развития духовности. Проводится допризывная подготовка казачьей молодежи, осуществляется патронаж со стороны атаманских правлений за несением казаками службы в войсковых частях; восстанавливаются храмы и памятники.

На новый уровень поднимаются отношения казачьих обществ с религиозными организациями. Завершается работа по установлению особого статуса духовного оформления казачьих войск Русской православной церковью, мусульманским и буддийским духовенством России.

Если бы каждый казак знал о политике федерального центра, позиции руководства того или иного региона России в отношении самоуправления казачества, процесс государственного становления шел бы быстрее и увереннее.

В войсках налаживается выпуск информационных бюллетеней и газет. В средствах массовой информации все чаще появляются публикации, отражающие конструктивную деятельность казачества.

На период с 1991 года по настоящее время приходится пик бурного роста этнического самосознания, появление национальных сил, преследующих политические цели и провозглашающих приоритет этнических ценностей во всех сферах общественной жизни. Первые политические заявления казачества о необходимости защиты русскоязычного населения на Северном Кавказе явились законным результатом сложившейся ситуации. Возрождение самоуправления казачества перестало быть абстрактным лозунгом и превратилось в реальную политику силы, претендующую на осуществление властных функций. Вследствие этого деятельность казачьих организаций стала одной из определяющих характеристик политической жизни Юга России, специфической региональной проблемой.

Таким образом, исторические, социально-политические, государственно-правовые, организационные предпосылки и факторы обусловили неоднородность многокомпонентного состава современного российского казачества, разнотипные части которого не систематизированы, разнообразны, не имеют консолидирующей идеологии, единых органов управления. Поэтому, политическая стратификация казачьей социальной общности, проводимая с применением политологических признаков (т.е. отношения с государственными органами, участие в государственной политике и т.д.), выявляет в казачьей социальной общности казачьи общества, имеющие разный характер отношений с органами государственной власти и управления: сотрудничество, противодействие и отсутствие отношений.

Казачья экономика, призванная консолидировать казаков и привлекать их для решения актуальных социально-экономических проблем, не получает необходимой материально-финансовой поддержки, обещанной государственными органами.

Взаимовыгодное сотрудничество государственных органов и казачьих обществ, способно обеспечить дальнейшее развитие самоуправления казачества. Но казачьим обществам необходимо активнее заниматься решением собственных проблем. Для этого нужна долговременная стратегия реализации казаками своих интересов с частичным участием органов государственной власти и местного самоуправления.

Разработка концепции государственной политики в отношении казачества представляется актуальной задачей внутренней политики Российской Федерации. А политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными общностями (нациями, социальными слоями и группами).

 

Автор: Прокопенко Е.Е.