01.03.2012 28901

Средства и формы физкультурно-оздоровительной деятельности

 

Не вызывает сомнений утверждение о наличии тесной зависимости между здоровьем детей и организацией физического воспитания. Еще в древности, о чем свидетельствуют памятники литературы и народного творчества, было подмечено и доказано влияние физических упражнений на здоровье и долголетие. Выдающийся ученый Востока Авиценна в книге «Канон лечебной науки» писал: «... самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна». Великий просветитель Ж.-Ж. Руссо утверждал, что без физических упражнений «тело становится изнеженным и хилым, а душа с трудом сохраняет свою силу, когда тело теряет свою». Джеймс Уильям: «... если даже когда-нибудь наступит день, когда не будет больше необходимости в древней тяжелой борьбе с природой, то все же она (мышечная энергия) всегда будет нужна для того, чтобы дать основу здоровой, светлой жизни, дать моральную эластичность нашему характеру, отточить погнувшееся острие нашей возбудимости и сделать нас добродушными и приятными в общении». Важен лишь вопрос о формах и методах осуществления их взаимодействия. В отечественной и зарубежной литературе представлен большой, но во многом противоречивый материал по данной теме, нуждающийся в дальнейшем теоретическом и практическом осмыслении.

Методические основы оздоровительной физкультуры на сегодняшний день нуждаются во всестороннем научном обосновании, прежде чем они превратятся в некую оздоровительную технологию. И первым камнем преткновения является определение сущности и структуры педагогической категории «физкультурно-оздоровительная деятельность».

Оздоровительная физическая культура своими корнями уходит в соревновательную деятельность, как неотъемлемую часть жизни человека вплоть до XX века. Этот стиль жизни предусматривал постоянное проявление и тренировку физических качеств, умений и навыков, отрабатываемых в процессе соревновательной деятельности, носившей прикладно-спортивный характер: обрядовые и боевые танцы, ритуалы посвящения, древнеэллинские олимпийские игры, русские кулачные бои, русские народные подвижные игры, отражающие в своих сюжетах народные праздники и особенности времен года. Оздоровление подрастающего поколения в процессе физического воспитания во все времена являлось неотъемлемой частью государственной политики. Особое развитие физическое воспитание получило в Древней Греции, приобретая характер государственной подготовки к выполнению гражданских обязанностей и несению военной службы. В государствах Древней Греции дети господствующего класса обучались подвижным играм и плаванию, упражнениями с обручем и копьем; с семилетнего возраста они уже занимались пентатлоном (пятиборьем), включающем в себя бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьбу. Для более старшего возраста добавлялись рукопашная схватка, кулачный бой, бег с оружием, верховая езда и стрельба из лука. Стремление к созданию системы физического воспитания молодежи усилилось в период расцвета феодализма в Европе, когда было создано много педагогических теорий по организации физического воспитания детей и подростков (Иероним Меркуриалис, Джон Локк, Ян Амос Каменский, Жан-Жак Руссо и т.д.). И лишь в России после Великой Октябрьской Социалистической революции была создана система физического воспитания, не имевшая аналога в мире, основанная на принципах всестороннего и гармоничного развития личности и направленная на формирование здорового и дееспособного человека. Медики и педагоги (Н.А. Семашко, Н.И. Подвойский) объединив свои усилия, старались использовать известные на то время средства физического воспитания для оздоровления детского населения, развивая теоретические основы физкультурного движения в стране. Среди наиболее значимых достижений того времени можно выделить следующие (Л. П. Матвеев):

- формирование общих фундаментальных принципов физкультурного движения, оздоровительной направленности, органически связанного с трудовой и оборонной практикой общества;

- разработка единых для всей страны программно-нормативных основ физкультурно-оздоровительной практики в виде физкультурного комплекса ГТО;

- систематизация данных о закономерностях использования средств и методов физического воспитания, разработка научно-методических положений о физическом воспитании, оздоровительной направленности, разных групп населения.

В основу современной системы физического воспитания заложены теоретические концепции, определяющие инновационные подходы и новые педагогические технологии физического воспитания.

«Физкультурное воспитание - педагогический процесс формирования физической культуры личности, показателями которого являются:

- забота человека о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния. Умение эффективно применять многообразие средств физического воспитания для этой цели;

- развитие системы знаний об организме, физическом состоянии, о средствах воздействия на него;

- развитие мотивации на заботу о своем физическом состоянии, готовности оказать посильную помощь другим людям в оздоровлении и физическом совершенствовании».

Валеологическое воспитание, в основу которого положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в формировании личного здорового стиля жизни. Таким образом, наметилась большой спектр научных исследований, в которых, объединившие свои усилия представители разных наук о человеке, используя богатейший опыт предшествующих поколений, пытаются определить задачи физкультурно-оздоровительной деятельности, компоненты, средства и способы оздоровительной деятельности детей, удовлетворяющие нынешнему состоянию развития общества и его насущных проблем. Объединяя многие воззрения, можно сказать, что физкультурно-оздоровительная деятельность (ФОД) - многофакторная система реализации природных способностей и адаптационных возможностей организма ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности. Задачами ФОД в режиме образовательной деятельности любых учреждений образования являются:

- Снижение негативных последствий учебной нагрузки; обеспечение достаточного объема двигательной активности учащихся; обучение основам двигательной деятельности.

- Формирование системы знаний по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями.

- Формирование мотивационно-ценностной мотивации ведения здорового образа жизни.

Анализируя результаты опубликованных исследований процесса физкультурно-оздоровительного воспитания детей можно выделить основные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий, используемых в учреждениях дополнительного образования в период образовательной деятельности.

Рассмотрим подробнее каждый вид мероприятий системы физкультурно-оздоровительной деятельности, участвующей в процессе формирования культуры здорового образа жизни воспитанников, осуществляемой в системе учреждений дополнительного образования. Основываясь на трудах многих авторов (Ю.Н. Вавилов, Я.С. Вайнбаум, А.А. Гужаловский, Н.А. Фомин, и др.), занимающихся проблемами поддержания достаточного объема двигательной активности школьников в период образовательной деятельности можно вывести некие методические рекомендации по организации и проведению данных мероприятий для педагогов учреждений дополнительного образования.

Общие методические рекомендации касаются вопросов гигиенического нормирования физических нагрузок и гигиенического обеспечения занятий оздоровительной физической культурой.

При гигиеническом нормировании физических нагрузок при выполнении оздоровительных физических упражнений необходимо учитывать их структуру, объем и содержание в недельном микроцикле, а так же половые, возрастные и функциональные возможности детского организма - особенности двигательной активности. «Двигательной активностью называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности». Двигательную активность детей принято делить на три вида, которые дополняя друг друга, определяют суточный объем двигательной активности детей разных возрастно-половых характеристик: в процессе физического воспитания, в процессе трудовой деятельности, в свободное время. Неоднократно предпринимались попытки установить ориентировочные нормы двигательной активности. Например, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР рекомендовали ежедневный двухчасовой объем двигательной активности для школьников, а Международный совет физического воспитания и спорта в 1968г. определил ежедневную продолжительность занятий физическими упражнениями 1/3-1/6 общего учебного времени. В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию двигательной активности, широко используются методы: непрерывной регистрации ЧСС, определение пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, хронометраж, шагометрия. Наиболее информативным и точным методом оценки уровня двигательной активности служит расчетный способ определения величин энергетических трат. Данный способ основан на работе с тремя показателями:

- продолжительность по времени (в минутах или часах или в процентах по отношению к продолжительности суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;

- число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;

- сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденного за сутки расстояния.

Гигиеническая норма двигательной активности школьников - «это научно-обоснованные, количественные ее параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому развитию, сохранению и укреплению здоровья». Индивидуальная потребность ребенка в суточной двигательной активности зависит от многих факторов: биологических (возраст, пол, постоянство внутренней среды организма), социальных (образ жизни, местных климатических условий, особенностей организации учебно-воспитательного процесса), гигиенических (режима дня ребенка, гигиенические условия окружающей среды). Шкала оценки суточной двигательной активности (по А.Г. Сухареву) детей (5-17 лет) поможет на научной основе построить комплекс упражнений любого здоровьесберегающего мероприятия. Гигиеническая норма по каждому показателю представляет собой определенный предел - от минимально необходимой величины до максимально допустимой.

Где, - энерготраты, МДж, - локомоции, тыс. шагов, - продолжительность двигательного компонента, час.

Оптимальной величиной физических нагрузок, с точки зрения гигиены, считается нагрузка, не оказывающая существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека. Рассмотрим основные принципы нормирования физических нагрузок оздоровительных упражнений.

- Учет особенностей возрастного развития физических качеств в зависимости от пола. Девочки по сравнению с мальчиками имеют ряд функциональных различий: меньшая физическая работоспособность вследствии низкого уровня развития аэробных и анаэробных механизмов энергопродукции, более выраженные сдвиги максимального и минимального артериального давления в ответ на физическую нагрузку, меньший коэффициент использования кислорода. Так же уровень развития основных физических качеств у мальчиков постоянно повышается, а у девочек наблюдаются периоды задержки или снижения темпов развития.

- Планирование системы занятий оздоровительными физическими упражнениями. В зависимости от решаемых задач все формы оздоровительных физических упражнений можно разделить на три группы:

- группа - развивающие: тренировка в секции или самостоятельная, урок физкультуры

- группа - подготовительно-стимулирующие: утренняя зарядка, зарядка до занятий

- группа - восстановительные: прогулки, подвижные перемены, физкультпаузы и физкультминутки.

Подготовительно стимулирующие и восстановительные формы оздоровительных занятий должны применяться ежедневно. Суммарный недельный объем восстановительно-подготовительных форм занятий должен составить примерно 355-760 минут. Так как при проведении данных форм оздоровительных занятий стоит задача поддержания гигиенической нормы уровня физической активности - то объем и интенсивность физических нагрузок останутся относительно стабильными.

Развивающие формы необходимо применять, учитывая следующие требования:

- количество занятий в неделю - не менее двух. Это требование продиктовано необходимостью суммации тренировочных эффектов, для достижения развития физической подготовленности. Например, занятия три раза в неделю по 60 минут дадут больший тренировочный эффект, чем занятия два раза в неделю по 90 минут каждый даже при одинаковом объеме физической работы. А занятия один раз в неделю имеют срочный и вообще исчезающий тренировочный эффект.

- соблюдение одинаковых по времени интервалов между занятиями. При занятиях два раза в неделю интервал между ними не должен превышать 96 часов, второй интервал - 72 часа. При трехразовых занятиях два занятия должны иметь интервал в 48 часов, и третье - 72 часа. Гигиеническое значение такой периодизации тренировочного цикла состоит в выработке биоритма физиологических функций организма - в чередовании процессов утомления и восстановления.

- проводить занятия примерно в одно и тоже время. Обусловлено это требование, как и предыдущее, целесообразностью выработки биоритма физических функций организма. При выполнении наибольшей физической нагрузки в одно и то же время вырабатывается рефлекс, и подготовительные физиологические процессы в организме проходят согласованно, оптимально воспринимается сама нагрузка и восстановительные процессы после нее. Развивающие занятия могут проводиться как утром, так и во второй половине дня, в зависимости от режима дня и желания занимающихся. Суммарный недельный объем развивающих занятий должен составить примерно 90-600 минут. Так как при проведении этой формы оздоровительных занятий стоит задача достижения достаточного для укрепления здоровья уровня физической подготовленности, то объем и интенсивность физических нагрузок будет иметь тенденцию к увеличению в каждом последующем недельном микроцикле.

Вернемся к характеристике и методическим рекомендациям по организации и проведению мероприятий физкультурно-оздоровительной деятельности учреждений дополнительного образования в целях формирования культуры здорового образа жизни.

Гимнастика до учебных занятий. Является одной из составных частей комплекса здоровьесберегающих мероприятий в учреждениях дополнительного образования.

Цель проведения гимнастики: оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности ЦНС, воздействовать на все органы и системы организма с целью обеспечения необходимого уровня умственной и физической работоспособности, способствование организованному началу учебных занятий и содействие воспитанию привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Организация гимнастики.

Место проведения.

- перед началом проведения гимнастики необходимо проветрить помещение;

- подготовить место проведения данного мероприятия, с цель обеспечения техники безопасности проведения и выполнения физических упражнений;

Продолжительность и время.

- если начало учебного занятия находиться во временном интервале 8.3010.00, то продолжительность гимнастики составит 5-10 минут;

- если учебное занятие начинается позже 11.00, то продолжительность гимнастики может составить и 3-5 минуты.

Проведение гимнастики до учебных занятий.

Содержание комплекса. Первое требование к комплексу упражнений (кстати, любого назначения): учет и соответствие возрастным физическим и функциональным возможностям организма воспитанников. Именно поэтому набор упражнений комплекса для разных возрастных групп будет содержать отличия.

Вторым требованием к построению комплекса упражнений является определение и соблюдение последовательности выполнения упражнений: упражнения, организующие занимающихся, затем упражнения-потягивания, далее упражнения, воздействующие на мышечные группы и активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы.

Внесение изменений в содержание комплекса и коррекцию упражнений рекомендуется проводить один раз в три недели. Замене подлежат упражнения, потерявшие свой физиологический эффект или

Характеристика комплекса упражнений.

Комплекс должен содержать упражнения общеразвивающего характера, причем без предметов, игр, бега.

Если гимнастика проводиться в просторном помещении или на свежем воздухе, то комплекс может содержать танцевальные упражнения, упражнения с преодолением препятствий.

Рекомендуемые варианты сочетания физических упражнений:

- мышцы верхнего плечевого пояса и ног;

- мышцы брюшного пресса и спины;

- упражнения на гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах.

3. Интенсивность нагрузки.

Желательно строго придерживаться определенного в рекомендуемом комплексе количества сетов и повторений. При внесении корректив в комплекс для определения интенсивности нагрузки обратитесь к специалисту по физической культуре.

Для определения допустимости нагрузки и коррекции необходимости используйте метод контроля за изменением ЧСС в отдельных частях занятия. ЧСС не должна в любом случае превышать 140 уд/ мин.

Физкультминутки. Являются одним из основных средств двигательной активности воспитанников в период образовательной деятельности учреждения. Цель физкультминутки: ослабление неблагоприятного воздействия факторов малоподвижной и психически напряженной трудовой и учебной деятельности детей, формирование навыков снятия стрессовых состояний или чувства утомления средствами аутогенной тренировки или физическими упражнениями. Задачи: 1 Уменьшить утомление, снять влияние однообразного вынужденного положения тела (рабочей позы); 2 Активизировать внимание воспитанников, поддержать высокую работоспособности и функциональную активность организма детей.

Сигналом к началу проведения физкультминутки служит появление признаков утомления: неустойчивость внимания, вялость, нарушение правильной осанки, локальное мышечное утомление или «онемение» каких-либо частей тела, утомление глаз, сонливость, нервно-эмоциональное напряжение. Но заметить сразу признаки утомления у воспитанников на занятии сразу не всегда удается возможным, потому что занятия в группах всегда проходят на высоком эмоциальном уровне. Поэтому желательно проводить физкультминутки в 15 минутный перерыв между каждым часом занятий.

Результат проведения данного здоровьесберегающего мероприятия зависит от его правильной организации и определения содержания комплекса упражнений.

Местом проведения данного мероприятия являются рабочие места или другое место учебного помещения. Желательно проветрить помещение до начала и после физкультпаузы.

Рекомендуемая продолжительность физкультпаузы: для детских объединений с продолжительность учебного занятия 3 часа - два раза по 510 минут, для объединений с продолжительностью занятия 2 часа и менее -1 раз 5-8 минут.

С целью обеспечения систематичности проведения и формирования устойчивой мотивации у воспитанников к использованию форм активного отдыха вы можете воспользоваться такими методами и формами:

- личный пример руководителя детского объединения;

- составление графика дежурств, по проведению физкультпаузы;

- выбор и подготовка помощника руководителя по проведению физкультминутки.

Содержание комплекса упражнений этого вида активного отдыха определяется типовой схемой физкультминутки, объемом и типом утомления, возрастными особенностями и возможностями организма.

Внесение изменений в содержание комплекса рекомендуется проводить один раз в тир недели.

Оздоровительная физкультурная тренировка - процесс физического воспитания, направленный на повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильность здоровья. То есть ее целью является повышение или поддержание на достаточно высоком уровне функционирование всех систем организма, соответствующее его возрастным и половым потребностям.

Наиболее важной задачей оздоровительной физкультурной тренировки и физического воспитания вообще, с точки зрения педагогической науки, является «... в полной гармонии с умственным развитием приучать детей с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично». Иными словами, можно рассматривать оздоровительную тренировку как форму социального воздействия на биологическое по своей

природе развитие организма человека, цель которого - охрана здоровья и организация личной профилактики (С.С. Гурвич, И.В. Муравов, В.А. Кабачков, С.А. Поливаевский и др.).

Большое количество научных исследований в области организации и проведения физкультурно-оздоровительных тренировок касается их гигиенического обеспечения. Обобщая результаты исследований можно выделить ряд требований к данным видам занятий с детьми. Основные требования:

Непрерывность и преемственность. Физическое воспитание должно носить непрерывный характер и учитывать сенситивные периоды каждой физиологической функции человека, особенности развития двигательных качеств.

Комплексность. Означает параллельное развитие всех основных двигательных качеств, так как каждое из них оказывает специфическое влияние на здоровье.

Адекватность. Понимается как соответствие физических упражнений состоянию здоровья, возрастным и половым функциональным особенностям и возможностям детей школьного возраста. Другими словами, параметры упражнений (объем, интенсивность, структура) должны быть достаточны для предупреждения дефицита двигательной активности и достижения оптимальных показателей физического развития, соответствующего возрастно-половым стандартам.

Требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузки занятия.

Каждое занятие должно иметь срочный и отставленный тренировочные эффекты, достаточные для развития кумулятивного тренировочного эффекта, обеспечивающего развитие основных физических качеств. Объем и интенсивность физических нагрузок каждого занятия не должны оказывать негативное влияние на здоровье детского организма.

Каждое занятие должно состоять из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждая из которых имеет свои специфические задачи и различное содержательное наполнение. Наиболее сложной в методическом обеспечении является основная часть занятия. Так как само содержание этой части занятия может носить как однонаправленный характер (решение одной приоритетной задачи) так и комплексный (решение нескольких сопряженных задач). При комплексной направленности занятия педагогу следует оптимально определить последовательность решения комплекса задач тренировки в рамках недельного цикла. А так же учесть варианты сочетания нагрузок разной направленности.

При постановке на тренировке лишь одной главной задачи основная часть занятия строится в порядке последовательного выполнения упражнений, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Основными оздоровительными системами и видами, зарекомендовавшими себя в многолетней практике и активно использующиеся в организации оздоровительных физкультурных тренировок являются:

- ритмическая гимнастика;

- атлетическая гимнастика, гимнастика «Изотон»

- восточные виды гимнастик: Ушу, Хатха-йога;

- дыхательная гимнастика по методу А. Стрельниковой, К. Бутейко;

- гимнастика «Стретчинг»;

- плавание.

Более подробно остановимся на атлетической гимнастике. Атлетическая гимнастика - это система физических упражнений, направленных на развитие силовых способностей, формирование гармоничного телосложения.

Уникальность данной оздоровительной системы заключается в том, что, во-первых, применение упражнений силового характера в ежедневных занятиях физическими упражнениями с целью физического совершенствования и укрепления здоровья получило широкое распространение еще в древности. Что подтверждают сохранившиеся изображения, датированные III веком н. э., на которых мужчины и женщины занимаются упражнениями с гантелями. Скелетные мышцы, в среднем составляющие около 40 % массы тела, генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. Мышцы человека являются мощным генератором энергии, они посылают сильный поток нервных импульсов на поддержание оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу, создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И.А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. «Силовые упражнения незаменимы при формировании и развитии человеческого организма, его совершенствовании, устранении ряда недостатков, таких, как непропорциональное развитие отдельных мышечных групп, хилость, ожирение» (Г.М. Соловьев). Занятия атлетической гимнастикой, применительно к детям, способствуют быстрому росту и развитию детского организма, вырабатывают правильную осанку, развивают координацию и красоту движения. Так же занятия позволяют детям стать сильными, ловкими, гибкими, выносливыми и расширить собственные двигательные способности.

Во-вторых, использование атлетической гимнастики с оздоровительной целью не требует специализированных спортивных залов, а так же комплексы из атлетических упражнений можно включать в занятия для развития других физических качеств: гибкости, выносливости, позволяя более полно подойти к совершенствованию этих качеств.

В-третьих, атлетическая гимнастика как оздоровительная система может применяться для разных возрастных категорий. Это позволяет организовывать совместные занятия детей и их родителей, с целью формирования основ здорового образа жизни семьи.

Но атлетическая подготовка как оздоровительная система имеет ряд особенностей в организации применительно к детскому коллективу:

- Цель атлетической тренировки детей - формирование мощного мышечного корсета, защищающего и поддерживающего туловище и внутренние органы, корректировка телосложения, создание базы для дальнейших силовых нагрузок.

- Программы развития силовых способностей детей определяются биологическим созреванием организма и у разных возрастных групп будут различны. Так скоростно-силовые способности наиболее результативно развиваются у мальчиков в 10-11, 14-16 лет, а у девочек 9-10, 13-14 лет. Если говорить о собственно силовых способностях, то наибольшей отдачи мы получим, развивая их у мальчиков в 9-12, 14-17 лет, а у девочек - в 10-12, 16-17лет.

Силовыми способностями в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. При педагогической характеристики силовых способностей выделяют следующие их разновидности: Максимальная изометрическая (статическая) сила- показатель силы, проявляемой при удержании в течение определенного времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц. Медленная динамическая (жимовая) сила - проявляемая при перемещении предметов большой массы, когда скорость не имеет значение, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений.

Скоростная динамическая сила - характеризует способность человека к перемещению в ограниченное время больших отягощений с ускорением ниже максимального.

«Взрывная сила» - способность человека преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшие сроки. Амортизационная сила - возможность развития усилия в короткое время в уступающем режиме.

Силовая выносливость - способность длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики. Выделяют выносливость к динамической и статической работе.

Оздоровительная направленность занятий атлетической гимнастикой с детьми предполагает развитее лишь силовой выносливости. Развитие собственно силовых способностей желательно проводить опосредованно через развитие силовой выносливости.

Учет уровня развития физических способностей и антропометрических данных, морфологических особенностей опорно-двигательного аппарата.

Ограничения и противопоказания:

- ограничения касаются больших отягощений, которые могут привести к нарушениям в развитии позвоночника и появлению паховых грыж, а так же упражнений с сильным натуживанием;

- ограничения касаются веса отягощений. Развитие силы проводится для младших школьников - без отягощений или с отягощением, вес которого не превышает 3 кг., для подростков - с отягощением 30-60% от максимальной силы подростков, для юношей - 30-80% от максимальной силы девушек, и 30 - 95% от максимальной силы юношей;

- силовые упражнения не должны быть направлены на развитие максимальной силы у младших школьников и подростков.

Методы развития силовых качеств.

Метод повторных усилий (метод тренировки, в котором в качестве основного тренирующего фактора используется количество повторений упражнения с оптимальным весом). Для практической реализации этого метода используются методические приемы: равномерный, комбинаций упражнений, круговой.

Метод максимальных усилий (основным тренирующим фактором метода является вес отягощения). Применяется только у воспитанников 1618 лет. Методические приемы: равномерный, пирамида.

Средством развития силовых способностей являются силовые упражнения. В практике физического воспитания силовые упражнения делятся на динамические (с уступающим или преодолевающим режим работы мышц) и статические (с удерживающим режимом работы мышц) и классифицированы следующим образом:

Силовые упражнения с преодолением веса собственного тела Силовые передвижения:

- Передвижения в приседе лицом вперед, спиной вперед, подскоками

- Передвижения в упоре лежа

- Передвижения вперед на руках с фиксацией ног на одном месте

Гимнастические силовые упражнения:

- Отжимания

- Подтягивания

- Приседания

- Упражнения на перекладине

- Лазания по канату

Легко атлетические прыжковые упражнения:

- Однократные, короткие и длинные прыжковые упражнения

- Прыжки через барьеры, в глубину Упражнения в преодолении препятствий.

- Силовые упражнения с внешним сопротивлением

- Упражнения с отягощениями

- Упражнения с партнером

- Упражнения с сопротивлением упругих предметов

- Упражнения в преодолении сопротивления внешней среды

- Изометрические упражнения

- Упражнения в пассивном напряжении

- Упражнения в активном напряжении.

Выбор того или иного упражнения, объединение их в комплекс должен удовлетворят уровню развития физических способностей и антропометрических данных воспитанников, задачам, поставленным в программе занятий. Например, при выборе изометрических упражнений предпочтение надо отдавать упражнениям, воздействующим на как можно большее количество мышечных групп.

Интенсивность нагрузки, определяется продолжительностью непрерывной физической работы и временем отдыха между упражнениями и подходами.

Выполнение силовых упражнений относиться к зоне нагрузки высокой интенсивности при ЧСС 120-170 уд./мин. Время непрерывной работы может колебаться в пределах 10-15 секунд для младшего школьного возраста и подросткового, для юношеского - 5-20 секунд при ЧСС около 160 уд./мин.. Отдых между подходами составляет 30-60 минут, или пока ЧСС не восстановится до величины 100 уд./мин. Например, при выполнении изометрических упражнений продолжительность напряжения должно нарастать постепенно и достигать максимума к четвертой секунде при продолжительности удержания 7-8 секунд.

 

АВТОР: Рихтер О.В.