27.11.2010 19146

Тема дружбы в лирике Александра Блока

 

В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных:

Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,

Да, таким я и буду с тобой:

Не для ласковых слов я выковал дух,

Не для дружб я боролся с судьбой.

Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов.

Было время надежды и веры большой –

Был я прост и доверчив, как ты.

Шел я к людям с открытой и детской душой

Не пугаясь людской клеветы…

Чем откровеннее и доверчивее некогда вводил поэт их в свой внутренний мир, тем дороже ему приходилось расплачиваться за свою откровенность. Ведь именно друзья оказывались лучше всего вооруженными против него (и он сам вкладывал в их руки это оружие!), именно друзья могли нанести ему самые меткие удары и наиболее глубоко уязвить его. Вот что заставляло Блока задуматься о сущности и характере такого чувства, как дружба, и вынести ему суровый приговор как одному из самых обманчивых и лицемерных в условиях «великого предательства».

В 1911 году Блок записывает в дневнике, обращаясь к себе с настойчивым советом: «Минимум литературных дружб: там отравишься и заболеешь». Об этом же пишет и К.Чуковский: “В присутствии людей, которых он не любил, он был мучеником, потому что всем телом своим ощущал их присутствие: оно причиняло ему физическую боль. Стоило войти такому нелюбимому в комнату, и на лицо Блока ложились смертные тени. Казалось, что от каждого предмета, от каждого человека к нему идут невидимые руки, которые царапают его” [3, С.410].

В этих условиях растущее с годами чувство одиночества становилось у поэта источником внутреннего здоровья, бодрости, сознания свежести и нерастраченности своих сил.

С годами осмысление дружбы как одного из тайных агентов «великого предательства» все более углубляется в творчестве Блока; еще, пожалуй, никогда в русской поэзии не раздавалось «гимна» в честь дружбы, подобного стихотворению «Друзьям», написанного в 1908 году [2, С.173]. Оно поражает своей трагически мрачной иронией. Характеризуя свои отношения с друзьями, он открыто говорит:

Друг другу мы тайно враждебны,

Завистливы, глухи, чужды…

Эту «тайную враждебность» своих друзей Блок ощущал так глубоко и болезненно, что чувство боли и горечи неразрывно у него сливались со словом «дружба», словом-оборотнем, у которого неизменно оказывалась и своя тень, обнаруживался свой «двойник», до поры до времени прячущийся во мраке тайно и неприметно, чтобы тем внезапнее и вернее, когда придет его час, выйти на свет и нанести беспощадный удар.

Морфологический состав отрывка показывает, что Блок в этом контексте, используя поэтическую фигуру градации, нанизывает на словесную нить четыре кратких прилагательных (враждебны, завистливы, глухи, чужды). На фонетическом уровне явно прослеживается аллитерирование шипящих и свистящих звуков [ж, ч, з, с], позволивших «трагическому тенору эпохи» передать весь спектр негативных чувств, исходящих от друзей:

Предатели в жизни и дружбе,

Пустых расточители слов…

В этом стихотворении слышится непобедимое отчаяние, крик обнаженной боли, которую нечем утолить и которая становится все острее и нестерпимее в том воздухе, где все дышит духом измены и предательства.

Но, порывая со многими друзьями и издеваясь над дружбой, некогда их связывавшей, Блок не ограничивался «поруганием» дружб; нет, он противопоставлял дружбе иное чувство, родственное ей, но вместе с тем и глубоко отличное от нее, на взгляд поэта. Блок отвергал «дружбы», как отношения и связи, сковывающие человека и мешающие ему решать «нечто важное», и чем сомнительнее и двусмысленнее звучало в его ушах слово «друг», тем решительнее и радостнее противопоставлял ему поэт другое слово – «товарищ», придавая ему высокое и необычайно важное значение.

Завершая стихотворение «Как свершилось, как случилось?» (1913), поэт призывает:

Приходи ко мне, товарищ,

Разделить земной юдоли

Невеселые труды…

Лексема «товарищ» в лирике Блока была не случайна и звучала не одним из синонимов слова «друг», как это обычно бывает, а в совершенно ином ключе. В слове «товарищ» поэту слышится красота и значение отношений соратника, человека, которому близки твоя вера и твои убеждения. Однако и революция, в которую он свято верил, его разочаровала, показала ошибочность его идей. Ведь “груды человеческого шлака” (так Блок говорил о людях) должны были, по теории поэта, очищенные великой грозой, стать бессмертно прекрасными [3, С.397]. Но этого не произошло.

В эпоху тотального отрицания духовных ценностей мира, футуристического сбрасывания их «с корабля современности», он сохраняет прежние ценности для будущего. Именно в силу этого Блок, наследуя и завершая классическую литературу ХIХ века, передавал ее эстафету ХХ и ХХI векам. Он был верен своему призванию. В начале поэмы “Возмездие”, обращаясь к художнику, Блок пишет:

Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен.

И в конце поэмы повторял то же самое, говоря, что умудренный художник, несмотря на всю свою тоску, может в минуты прозрения постичь, что Мир прекрасен [3, С.397].

Литература

1.Блок. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.

2.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2006. - С. 172 – 182.

3. Чуковский К. Сочинения в двух томах. Александр Блок как человек и поэт. - М.: Правда, 1990. - С.390-410.