02.03.2012 5594

Деятельность социально-политических институтов по формированию этноконфессиональной толерантности

 

Этноконфессиональная толерантность, межэтническое согласие и сотрудничество являются нормой и традицией народов Северного Кавказа, имеющих больше общих историко-культурных ценностей и общественно-политических установок, чем различий. Напряженность и конфликты возникают там, как отмечает В. А. Тишков, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка соединяется с плохим политическим управлением и когда политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия. Следовательно, совершенствование деятельности органов государства и институтов гражданского общества является важным направлением формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе.

Важнейшим институтом формирования этноконфессиональной толерантности является само государство. Именно государство, его политика могут допускать или создавать климат неравенства, дискриминации и напряженности в обществе, но оно же обладает и всеми средствами обеспечения межэтнического согласия. Более того, только государство имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявлениям насилия. Обладая такими возможностями, органы государственной власти и управления в деятельности по формированию этноконфессиональной толерантности, наряду с развитием законодательной базы, обеспечивающей равенство конституционных прав и свобод для граждан любой расы, национальности и вероисповедания, свои усилия сосредоточивают на выработке национальной и федеративной политики на Северном Кавказе, направленной на достижение мира и согласия, обеспечение безопасности в данном регионе и сохранение целостности Российской Федерации. В этой связи не удивительно, что именно в этом регионе неоднократно проводились встречи, совещания, конференции и другие важные мероприятия по вопросам национальной политики, достижению межнационального и межконфессинального согласия, формированию толерантности, обеспечению мира и безопасности.

Так, например, в целях выработки стратегии мира и безопасности на Кавказе еще в июне 1996 года по инициативе российской стороны в Кисловодске состоялась уникальная по своему формату встреча глав государств России, Азербайджана, Армении и Грузии с участием руководителей 12 республик, краев и областей Северного Кавказа - субъектов Российской Федерации. По итогам встречи была подписана Декларация «За межнациональное согласие, мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе».

В январе 1999 г. в г. Ессентуки на северокавказском Межнациональном совещании обсуждались проект Концепции государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе и первоочередные меры по ее реализации. Приняв проект Концепции за основу, участники Совещания сочли целесообразным регулярно проводить такие совещания с участием представителей органов государственной власти, общественных организаций, объединений и конфессий, ученых и творческой интеллигенции с целью рассмотрения и выработки предложений по решению наиболее актуальных проблем региона. В принятой на Совещании Декларации об основных принципах государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе было заявлено о приверженности следующим принципам:

- терпимого отношения к национальным, культурно-языковым и религиозным различиям, развития созидательного диалога между народами, этническими, религиозными группами;

- решения межнациональных споров исключительно при помощи переговоров, использования межнациональных механизмов урегулирования конфликтов и иными мирными средствами по собственному выбору сторон с учетом национальных традиций и обычаев;

- предотвращения проявлений политического, религиозного экстремизма, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, религиозной, национальной розни, ненависти или вражды и т.д.

Только проявление всесторонней терпимости, прежде всего, позволит решить эти задачи. Именно этноконфессиональная толерантность и культура мира должны явиться важнейшим невоенным инструментом обеспечения региональной безопасности на Северном Кавказе, охваченном вооруженными конфликтами. «Война на уничтожение может привести только к миру на большом кладбище человеческого рода», - предупреждал И. Кант.

Все большее внимание вопросам обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе, формированию этноконфессиональной толерантности у жителей региона уделяет аппарат представительства Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. В течение 2001-2003 гг. складывается система консолидации усилий руководителей Северо-Кавказских субъектов Российской Федерации по решению ключевых задач региона, выполнении программы «Юг России», ликвидации бедности, которая в некоторых Северо-Кавказских республиках приобрела характер стихийного бедствия. Главное в их решении, по мнению полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе В.Г. Казанцева, - сплочение воедино усилий регионов, инвестиций, помощи соседей и поддержки федерального центра. Для оказания консультативной помощи в миротворческой деятельности, достижении межэтнического согласия и решении других специфических вопросов при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО образован Совет старейшин с участием представителей национально-культурных объединений и казачества.

В тесном взаимодействии с Советом старейшин находится деятельность Межконфессионального миротворческого Совета при полномочном представителе Президента РФ в ЮФО. созданного «в целях укрепления мира, взаимопонимания, взаимоуважения, терпимости и согласия среди народов и конфессий». В данный Совет вошли духовные лидеры различных конфессий из республик, краев и областей ЮФО. К миротворческому диалогу также привлечены Армянская апостольская церковь, буддисты, иудеи, лютеране, адвентисты, христиане-баптисты, христиане-пятидесятники, церковь Христа Спасителя, церковь Иисуса Христа святых последних дней.

Объединение духовных лидеров способствует духовно-нравственному оздоровлению общества, воспитанию молодежи, предотвращению конфликтов, формированию среди жителей региона этноконфессиональной толерантности.

В своем заявлении участники заседания Межконфессионального Совета засвидетельствовали, что «ни одна традиционная религия не учит и, тем более, не призывает к тому, чтобы, прикрываясь словами о Боге и вере, отнимать жизнь других людей, попирать их права и свободы». Они призвали «противопоставить преступным явлениям просвещенность, диалог, взаимопонимание и совместные созидательные усилия всех верующих в Создателя». В соответствии с возложенными на него функциями, Межконфессиональному Совету, наряду с другими вопросами, предписано уделять основное внимание проблемам, связанным с поддержанием межконфессионального мира и диалога, достижением взаимной терпимости и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий.

Одно из направлений деятельности полномочного представительства - налаживание взаимодействия федеральных органов и структур исполнительной власти республик, краев и областей, входящих в округ, с религиозными и национально-культурными объединениями. «Очевидно, - говорит В.Г. Казанцев, - что чем многообразнее национальный состав субъекта федерации, тем сложнее государственное управление, так как возникает необходимость учета интересов разных этнических групп. Но именно это и следует делать властным структурам разного уровня, так как наивно и опасно полагать, что государственные институты могут служить лишь одной этнической группе».

Вопросам реализации интересов полиэтнического населения края, расположенного в центре острых этнополитических событий, обеспечению его мира и безопасности, пристальное внимание уделяют Правительство и Губернатор Ставропольского края. Меры, направленные на поддержание этноэкономического и этносоциального баланса в социально-экономической и культурной практике Ставропольского края, отражены в планах первоочередных действий Губернатора на (2000-2003 гг.).

Планы предусматривают целевые социально-культурные мероприятия, укрепляющие межэтническое взаимодействие, прежде всего, молодежи. Это: Краевые молодежные казачьи игры, Спортивные игры народов Северного Кавказа, Всероссийские фестивали учащейся молодежи, Северо-Кавказские детские форумы «Дети Кавказа - за мир на Кавказе». Мероприятия социального и культурного характера включают целевые акции, способствующие укреплению межэтнических связей, упрочению краевой региональной и общероссийской идентичности. Это, в частности, День Ставропольского края, фестиваль «Осень Ставрополья», Краевой фестиваль славянской культуры, Межрегиональный Северо-Кавказский фестиваль Джазовой музыки, Краевая игра «Зарница», Конкурс на лучший военно-патриотический клуб края, участие в Спартакиаде «Спортивные игры народов Северного Кавказа» и Всероссийский фестиваль учащейся и студенческой молодежи и другие. Отмеченные мероприятия осуществляются параллельно с реализацией «Основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края» и «Комплексной программы гармонизации межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 гг.».

Очевидно, что социально-экономические проблемы выступают мощными детерминантами межэтнических противоречий. Понимая это, руководство края рассматривает улучшение социально-экономической ситуации как важнейший путь для снижения межэтнической напряженности. «Необходимо, - указывает Губернатор края А.Л. Черногоров, - использовать все имеющиеся в российском законодательстве возможности для эффективного регулирования социальных и межэтнических отношений в крае». В этой связи подготовке и проведению дней экономик и культур республик Северного Кавказа, а также дней экономики Ставропольского края в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Калмыкии, Астраханской, Волгоградской областях уделялось Правительством Ставропольского края и национально-культурными объединениями самое серьезное внимание.

В целях активизации деятельности национально-культурных объединений органы краевой власти и местного самоуправления постоянно совершенствуют систему эффективного взаимодействия с национально-культурными объединениями. Именно такое взаимодействие предоставляет широкие возможности для опосредованного управления межэтническими отношениями. По мнению исследователей, проблема управления полиэтническими сообществами тождественна проблеме разгосударствления национальных отношений и соответствует развитию демократической системы управления в современной Российской Федерации.

Варианты моделей местного этнополитического менеджмента предполагаются самые различные, среди них: создание самоуправляющихся районов и поселков в местах компактного проживания этнических групп «без создания каких-либо новых национально-государственных образований»; использование в самоорганизации обществ, традиционные общинные и религиозные институты; учреждение при администрациях органов местного самоуправления этнических советов и межэтнических комиссий и другие.

Понимая важность данной проблемы, во властных структурах Ставропольского края в течение 1990-2000 гг. продолжался поиск наиболее приемлемых структурных форм органа власти, в компетенцию которого входили бы различные аспекты межэтнического, этноконфессионального, этнокультурного характера. В результате ряда преобразований пришли к созданию Отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями в составе Совета по экономической и общественной безопасности края. Основные усилия в деятельности Отдела сосредоточены на: создании системы оперативного реагирования на ситуации межэтнической напряженности и межэтнические конфликты, то есть ситуативный этнополитический менеджмент; выработке мер по предупреждению и профилактике конфликтов; создании системы долгосрочного этнологического мониторинга и концептуального понимания этноконфликтологических процессов; взаимодействии с учеными, государственными управленцами и лидерами этнических организаций и религиозных объединений и другие.

Одним из важных направлений своей деятельности руководство Отдела считает активизацию работы этнических советов, развитие национально-культурных автономий, их поддержку государственными структурами, направление их усилий на ослабление социальной напряженности, формирование у жителей края этноконфессиональной толерантности, достижение межэтнического согласия. В связи с имеющимися в крае тенденциями межэтнической напряженности, в Совете по экономической и общественной безопасности специально образована Межведомственная комиссия по противодействию терроризму, политическому, национальному и религиозному экстремизму, которая предпринимает дополнительные меры по защите населения от террористических актов. В 22 городах и районах края созданы местные Советы безопасности.

Важным каналом взаимодействия органов исполнительной власти края с этническими группами и национально-культурными объединениями стало открытие в Ставропольском крае представительств республик Северного Кавказа. Так, открыты представительства Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Ингушетия, Чеченской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, мэрии г. Еревана Республики Армения.

Институт полномочных представителей с одной стороны, активизирует межрегиональные и межэтнические связи, а с другой - продвигает интересы соответствующих этнических коллективов, способствуя достижению межнационального согласия путем межэтнического и межконфессионального диалога. Он работает в тесной связи с Отделом по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями Совета по экономической и общественной безопасности края.

В 2000 -2003 гг. работа Отдела и краевого Совета безопасности приобрела системный и комплексный характер. Среди приоритетных проблем выделяются такие, как этническая миграция и этнодемографический состав населенных пунктов края, взаимоотношения этнических групп, анализ, предупреждение, оперативное реагирование и урегулирование межэтнических конфликтов и конфликтов на этноконфессиональной почве. Ключевыми задачами в восточной зоне края являются: удержание русского населения, предотвращение и снижение межэтнического противостояния с участием русских, даргинцев, туркмен, ногайцев, достижение между ними согласия, взаимопонимания, терпимости и на этой основе улучшение общего социально-экономического фона. В отношении региона Кавказских Минеральных Вод актуальной является интеграция этнических мигрантов, оптимизация отношений между русскими, армянами, греками, ногайцами, карачаевцами.

Так, например, в течение 2000-2003 гг. сотрудники Отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями принимали участие в разведении конфликтующих сторон и постконфликтном урегулировании в Туркменском, Нефтекумском, Степновском районах,- в городах Ставрополе, Пятигорске, Ессентуках, Минеральных Водах. Закономерно, что выработаны общие и индивидуальные типовые методики реагирования на конфликтные ситуации, на основе принципов ненасилия и толерантности. В оперативных явочных мерах, как и в долгосрочных мероприятиях, задействованы не только силовые структуры, но и органы местного самоуправления, этнические активисты, руководители национально-культурных объединений. Вовлечение их в социально-политическую практику, в активное миротворчество представляется необходимым в условиях формирующегося гражданского общества.

По инициативе Комитета по делам национальностей и национально-культурных объединений края в 1994 году был создан Краевой Этнический совет как экспертно-консультативный орган при краевой исполнительной власти. Совет являлся механизмом, в котором объединились полномочные представители краевых и региональных этнических и казачьих организаций края, выражающих интересы народов и этнических групп Ставрополья. Главными направлениями деятельности Этнического совета стали: участие в разработке и реализации программ, касающихся этнических проблем; постановка и обсуждение актуальных вопросов, связанных с развитием этносов и гармонизацией межэтнических отношений; содействие культурному возрождению народов Ставрополья; предупреждение правонарушений, нейтрализация и разрешение конфликтов, имеющих этническую окраску.

В дальнейшем в некоторых городах и районах края также образованы этнические советы, советы старейшин, комиссии по делам национальностей. В 1999 г. Правительством Ставропольского края совместно с Краевым Этническим советом было принято решение об образовании в крае Регионального отделения Ассамблеи народов России, которому были переданы функции Краевого Этнического совета. В июле 2003 года Управление Минюста РФ по Ставропольскому краю зарегистрировало и новую общественную организацию - «Ставропольский конгресс народов России», в уставе которой тоже декларируются задачи, связанные с участием в выработке направлений развития национальной политики, предотвращением межнациональных конфликтов, защитой религиозных прав и другие.

В регионе Кавказских Минеральных Вод в целях координации действий многочисленных национально-культурных объединений постановлением администрации КМВ от 21 января 2000 № 3 создан Совет старейшин национальных общин, казачества и общественных организаций при администрации КМВ. Здесь активную роль в стабилизации межнациональных отношений, формировании этноконфессиональной толерантности играют общественные центры, созданные в городах Пятигорске, Кисловодске и объединяющие различные национально-культурные автономии и организации.

Так, например, в г. Кисловодске в 1991 г. как учреждение культуры был создан Межнациональный центр «Дружба». В 1997 г. в соответствии с расширением поля деятельности и по просьбе представителей национальных землячеств Центру присвоен новый статус - муниципального учреждения при администрации г. Кисловодска. Первоначальные задачи Центра включали в себя: объединение представителей всех национальностей города на основе взаимоуважения и сотрудничества; сохранение и приумножение культурных традиций; развитие толерантности в полиэтничной среде и другие.

Главной целью деятельности Центра является профилактика межнациональных конфликтов, поддержание мира и согласия в многонациональном городе. При непосредственной консультативной и организационной помощи Центра в Кисловодске созданы национальные общины: армянская «Крунк», грузинская «Иверия», карачаевская «Алан», славянская «Славяне», осетинская «Иристон», греческая «Патрида», абазинская «Абазаита», народов Дагестана «Дагестан», черкесская «Адыгэ-Хасэ», а также Кисловодского отдела Терского казачьего войска. Создание гибкой, мобильной системы взаимодействия органов местного самоуправления и национально-культурных обществ выступает одним из важнейших путей формирования этноконфессиональной толерантности. В ее осуществлении Центр учитывает: а) этносоциальный и этнопсихологический портрет этносов и этнических групп; б) типы и характеристики конкретных этнокультурных организаций; в) социально-экономические, этнопрофессиональные показатели этнических социумов; г) правовые и политические проблемы межнациональных отношений; д) этнический, конфессиональный фактор в демографической ситуации и в миграционном притоке. Поскольку взаимные представления этнических и конфессиональных групп друг о друге порой полны заблуждений и негативных образов, Центр «Дружба» активизирует межличностное, межкультурное общение, общественный диалог, который способствует снижению национальных предубеждений, предотвращению религиозных столкновений, конфликтов.

Динамика совместной деятельности национально-культурных объединений и Центра обеспечивается постоянным стремлением к ее совершенствованию. Центр тесно сотрудничает с Отделом по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края. Практическая работа «Центра» по предупреждению конфликтов между этническими группами позволяет поддерживать в районе гармоничные национальные отношения на основе соотнесения интересов различных этнических групп.

Достаточный опыт работы с национально-культурными объединениями по формированию этноконфессиональной толерантности имеет Пятигорский Дом Дружбы. Существенный вклад он вносит в восстановление и развитие традиционной культуры и народных обычаев; развитие эффективного диалога между этнокультурными объединениями; реализацию принципов миротворчества и миростроительства; воспитание молодежи в духе этнической и конфессиональной терпимости, уважения к иной культуре.

Для достижения этих целей используются различные формы и методы работы. Среди них: дни национальных культур и литератур (армянской, белорусской, греческой, народов Дагестана, осетинской, польской, русской, украинской, татарской); национальные праздники, юбилеи и памятные даты. Деятельность Дома Дружбы имеет традиционную культурно-просветительскую направленность, что позволяет успешно использовать встречи, беседы, концерты, литературно-музыкальные композиции, вечера творчества.

В достижении межнационального согласия и формировании этноконфессиональной толерантности нельзя переоценить роль и значение мероприятий, проведенных в городах края с участием представителей других регионов. Среди них: межэтническое совещание «О концепции государственной национальной политики на Северном Кавказе»; миротворческие форумы: «Ставрополье на пути к культуре мира»; «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования»; «круглый стол» по теме: «Стабильность через диалог» в рамках проекта ТАСИС «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России»; семинары: «Конфликты в полиэтническом пространстве: предупреждение и управление»; «Проблемы межэтнических отношений в Ставропольском крае и мероприятия направленные на реализацию «Комплексной программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае 2000-2005 гг.»; международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» и другие.

Становление и функционирование национально-культурных объединений проходит параллельно с широким развитием местного самоуправления и невозможно без его поддержки. Нам представляется, что природа местного самоуправления соотносится с природой национально-культурного самоопределения и самоуправления, общей задачей которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения с наибольшим его участием. Отсюда и важность роли местного самоуправления в реализации Федерального закона «О национально-культурной автономии» и решении таких проблем, как:

- координация деятельности этнических групп, соотнесение их интересов через местный межэтнический совет;

- предоставление возможностей для организации домов дружбы, центров, национальных школ, курсов языка, издания печатных органов для реализации национальных обрядов и традиций;

- сотрудничество с соответствующими религиозными институтами и учреждениями, создание условий для отправления религиозных обрядов;

- передача в пользование национально-культурным организациям необходимых материальных ресурсов;

- поддержка мероприятий, связанных с проведением декад национальных культур (еврейской, армянской, греческой, украинской, татарской, народов Дагестана, корейской, немецкой и др.) и празднованием национальных праздников;

- активное привлечение национально-культурных объединений к социально значимым мероприятиям регионального и Краевого масштаба (конференции, фестивали, встречи, конкурсы, соревнования и т.д.).

Деятельность государственных институтов по формированию этноконфессиональной толерантности, взаимодействию в этом вопросе с национально-культурными обществами и другими общественными организациями сочетается с неуклонной работой по профилактике экстремизма в обществе. Богатый опыт в борьбе с религиозным экстремизмом накоплен институтами гражданского общества и государственной власти Республики Дагестан, где в сферу государственно-конфессиональных отношений вовлечены не только многие министерства и ведомства, но и «практически все слои общества». Органом исполнительной власти, который непосредственно реализует государственную политику в отношении религиозных организаций, координирует деятельность и обеспечивает взаимосвязь республиканских органов государственной власти и управления с религиозными организациями, является Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий. Он сосредоточивает свои усилия на работе по оказанию противодействия распространению религиозно-политического экстремизма. Активную консультативную помощь ему оказывает Экспертный совет, в состав которого входят представители государственных органов, общественных, религиозных организаций, научной интеллигенции, специалисты в области религиоведения.

При принятии важных решений по вопросам, связанным с формированием этноконфессиональной толерантности, профилактики экстремизма и т.п., учитываются мнения и рекомендации ученых республиканского отделения Общества исследователей религии и членов Комиссий по взаимодействию с религиозными организациями и противодействию религиозно - политическому экстремизму при городских и районных администрациях республики.

После принятия закона о запрете «ваххабизма» работа Комиссий по противодействию религиозно-политическому экстремизму, образованных еще в мае 1999 года, значительно активизировалась. Содействуя органам государственной власти в осуществлении мер по предупреждению и пресечению религиозного и политического экстремизма, эти Комиссии стали своего рода центрами по этой работе в городах и районах республики. Их возглавили главы горрайадминистраций или их заместители, курирующие вопросы общественных и религиозных организаций. В их состав также входят руководители городских и районных правоохранительных органов, органов культуры и образования, руководители религиозных и общественных организаций, интеллигенция.

В связи с вооруженной агрессией бандформирований в августе 1999 года, плановая работа Комиссий сменилась комплексом чрезвычайных мероприятий по противодействию физической и идеологической агрессии со стороны экстремистов. Эффективно действовали в этот период, по мнению Комитета правительства РД по делам религий, члены Комиссий при администрациях городов Махачкала, Избербаш, Каспийск, Хасавюрт, Новолакского, Казбековского, Ботлихского, Ногайского и других районов. Были проведены многочисленные митинги, сходы жителей, которые приняли обращения их участников, решительно осуждающие вмешательство международных террористов во внутренние дела республики и поддерживающие целостность Российской Федерации.

При содействии членов комиссий в районах и городах были вскрыты факты нарушений федерального и республиканского законодательства, выявлены и взяты на учет лица, имевшие отношение к «ваххабизму», сочувствующие им и другие подозрительные лица, подготовлены материалы для правоохранительных органов.

После разгрома вооруженных формирований, прикрывавшихся исламскими лозунгами, главным направлением деятельности Комиссий стала идеологическая, воспитательная работа с населением, разъясняющая сущность религиозного экстремизма и пути недопущения его распространения в обществе. С этой целью Комиссиями организовывались выступления ученых, представителей духовенства, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, проводились круглые столы, велись соответствующие рубрики в местных СМИ, изучалась деятельность религиозных организаций на предмет соответствия ее установленному законодательству. Проводились встречи с различными социальными группами, особенно молодежью, по разоблачению религиозного экстремизма. В мечетях верующим разъяснялись права и обязанности религиозных организаций. Анализировалась работа по государственной регистрации религиозных организаций. Изучалась деятельность религиозных образовательных учреждений - вузов, медресе, начальных школ. Составлялся банк данных о гражданах, выехавших на обучение в зарубежные исламские учебные заведения, а также вернувшихся по окончании учебы. Проводилась профилактическая работа с гражданами, имеющими отношение к «ваххабитскому» учению, с людьми, вернувшимися после обучения за рубежом, особенно из стран, известных своей приверженностью к религиозному экстремизму.

Так, например, администрацией г. Махачкалы в 2000 г. была разработана Программа противодействия экстремизму, включавшая в себя мероприятия, проводимые на уровне трудовых коллективов предприятий, учреждений, общественных организаций, этноконфессиональной элиты города. При Главе Администрации города действовал Консультативный Совет, состоящий из видных ученых столицы Республики, известных общественных деятелей, хозяйственных руководителей. Одна из секций Совета специально занималась проблемами религии и общества.

Здесь систематически проводились организационные и координирующие мероприятия с различными категориями населения города: городским активом, руководителями религиозных, молодежных, спортивных, организаций, лидерами общин (джамаатов), находящихся на территории г. Махачкалы. В Администрации готовились информационно-просветительские программы для телепередач и специальные материалы для газеты «Махачкалинские известия».

Дальнейшему повышению эффективности информационной работы на местах и координации деятельности силовых органов по противодействию религиозно - политическому экстремизму способствовало введение Постановлением Правительства РД от 8 декабря 2000 г № 239 в тридцати городских и районных администрациях с 1 января 2001 г. должностей заместителя главы администрации по общественной безопасности. Это позволило достичь плановости проводимых мероприятий по профилактике экстремизма и повысить их результативность.

Так, например, в Ленинском районе города Махачкалы была разработана и проводилась в жизнь комплексная программа «Подросток». В администрации-города Избербаш в целях профилактики религиозно - политического экстремизма в молодежной среде был разработан перспективный план мероприятий по проведению лекций, встреч, дискуссий, «круглых столов», семинаров совместно с преподавателями учебной дисциплины «Основы религиоведения», посвященных религиоведческой тематике. Они способствовали передаче учащейся молодежи научных знаний о религии, религиозных течениях, раскрытии сущности религиозного экстремизма. Серьезное внимание уделялось организации досуга молодежи, проведению спортивных мероприятий, межрайонных соревнований.

Важную роль в профилактике экстремизма стали играть сходы сельских и районных джамаатов (общин) и духовенства. Принципиальное значение имел сход в Хасавюртовском районе, состоявшийся в январе 2001 года, с повесткой дня: «О роли общественности в сохранении мира, согласия и взаимопонимания в обществе и профилактике религиозного и политического экстремизма». В резолюции схода было отражено заявление имамов мечетей 15 населенных пунктов, в том числе и имама Центральной Хасавюртовской Джума-мечети М.С. Абакарова, о том, что законы Российской федерации и Республики Дагестан дают мусульманам республики полную возможность жить в соответствии с предписаниями ислама. Сход постановил общими усилиями вести борьбу против терроризма, насилия, воровства, алкоголизма, а также выступать за единство, терпимость, согласие между народами и недопущение экстремистских проявлений в обществе.

Серьезную помощь в решении задач обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе, формировании этноконфессиональной толерантности жителей региона способно оказать активное использование потенциала миротворческих неправительственных организаций (НПО). Заслуживают внимания проводимые ими независимые социально-политические исследования и анализы, хотя выводы некоторых из них не всегда можно назвать бесспорными.

Так, например, в независимых исследованиях НПО «Международное ненасилие», проведенных в мае 2000 г. в условиях вооруженных конфликтов в Чечне и Дагестане, была дана характеристика состояния этноконфессиональной толерантности и культуры мира на Северном Кавказе.

В тезисной форме оно сводится к следующему: развитие гражданского общества на Северном Кавказе отходит на периферию, на первый план выходит этничность; военные события на Северном Кавказе очень сильно разъединили общество; сдвиги в этническом сознании в регионах Северного Кавказа угрожают российской государственности: «Если силу применили здесь, то ее можно будет применить в другом месте»; заметен рост русского национализма, который имеет радикальный характер; государственная вертикаль власти очень слаба и малоэффективна; финансовые средства используются не по назначению и зачастую разворовываются; горизонтальные связи между регионами Северного Кавказа практически не работают, т.к. их фактически нет. Очень слабые горизонтальные связи между НПО из данных регионов, их необходимо развивать; во всех регионах Северного Кавказа есть беженцы из Чечни. В Ингушетии беженцев около 215 тыс., республика не в состоянии справиться с проблемами беженцев. В Дагестане около 15 тыс. из Чечни и около 25 тыс. внутренних перемещенных лиц (беженцы из внутренних районов Дагестана, которые пострадали во время военных событий). В Ставропольском крае около 80 тыс. беженцев из Чечни, в основном беженцы первой войны 1994-1996 гг., которые в настоящее время незаслуженно забыты и которым, в настоящее время, помощь практически не оказывается или оказывается, но недостаточно. Кроме этого в крае насчитывается более 200 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ; позиция международных организаций должна состоять в поддержке населения внутри Чечни; представители силовых структур России считают каждого чеченца потенциальным террористом; амнистия не всегда обеспечивает защиту боевикам, сдавшимся добровольно; внутри Дагестана, после военных действий, усилилось этническое противостояние; в Дагестане власть легализовала оружие, находящееся у населения. Ополченцы не распущены. Ополченцы связаны с главами администраций и фактически являются их маленькими легальными армиями. Каким образом власть будет контролировать данное оружие, неясно, и это обстоятельство вызывает серьезные опасения.

При всей неоднозначности подходов к оценке выводов проведенных независимых исследований НПО «Международное ненасилие», ясно одно, что одним из основных путей практического разрешения этноконфессиональных проблем на Северном Кавказе должен стать принцип толерантности и культуры мира. Именно на его основе можно обеспечить безопасность в регионе. Для его реализации необходима активная деятельность, обеспечивающая становление и развитие гражданского общества, конструктивных этнополитических и конфессиональных процессов, укрепляющих перспективу гармонизации межнациональных отношений и уменьшающих вероятность возникновения, повторения или продолжения ожесточенного конфликта. Это подтверждает и ряд других исследователей. В такую деятельность на Северном Кавказе все больше вовлекаются и государственные структуры, и общественные организации и движения.

Так, например, в апреле 2003 года в г. Пятигорске на своей очередной конференции подводила итоги пятилетней деятельности межрегиональная неполитическая общественная организация «Миротворческая миссия на Северном Кавказе». Понимание проблемы, что мир и стабильность в регионе невозможно обеспечить без опоры на широкую общественность, использования опыта народной дипломатии, без участия в миротворческом процессе авторитетных в народе людей, религиозных и общественных организаций, побудило в свое время учредителей к созданию Миссии. Как основную цель Миссия определила «широкое объединение сторонников конструктивных действий, направленных на преодоление последствий этнополитических конфликтов, недопущение новых очагов межнациональной напряженности, на укрепление мира, доверия и добрососедства между народами Северного Кавказа». Деятельность Миссии строится в рамках диалога и права. Это, с одной стороны, означает признание различий в подходах и взглядах, а с другой - формальное равенство всех перед законом и судом. Все конфликты должны разрешаться политическими средствами за столом переговоров, либо в судебном порядке. Миротворческая миссия считает своим нравственным долгом активное участие в работе по розыску и освобождению насильственно удерживаемых лиц и поиску пропавших без вести, оказанию содействия в работе по идентификации останков погибших в зоне конфликта. Главный итог пятилетней работы Миссии - 196 освобожденных российских граждан (из них 162 - военнослужащих). По информации Миссии, без вести пропавшими еще значатся около тысячи человек. Теперь Миссия называется «Миротворческая миссия имени генерала Лебедя» и она будет действовать не только на Северном Кавказе, но и по всей стране. Ее участники помнят слова А.И. Лебедя, прозвучавшие в выступлении на Учредительной конференции 27 июня 1998 г., как девиз: «Горсть за горстью мы будем засыпать пропасть ненависти и вражды».

Одним из главных социальных институтов, призывающих к миролюбию и способствующих формированию этноконфессиональной толерантности в обществе, является образование. Действительно, в отечественной системе образования заложены большие потенциальные возможности формирования толерантных начал у обучаемых. В связи с современными этноконфессиональными процессами на Северном Кавказе политика Правительства Российской Федерации направлена на использование в полной мере этих возможностей. На это прямо указывается в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 гг.)», государственным заказчиком которой выступило именно Министерство образования Российской Федерации.

Однако выполнение институтом образования этой функции предполагает его существенную трансформацию, чтобы сам образовательный процесс реально стал воплощением культурной и религиозной терпимости, межэтнического согласия. Непременным условием такого преобразования является обогащение и гуманитаризация содержания учебных курсов и программ общественных и естественных дисциплин поликультурной тематикой, совершенствование методов преподавания всех видов учебных дисциплин. В органической связи с этим предполагается и реализация в системе образования принципов неопределенности, плюрализма парадигм образования, равноправности культур, диалога и сотрудничества обучающей и обучаемой сторон.

Изучение деятельности в сфере образования по формированию этно-конфессиональной толерантности показывает, что для достижения конкретных результатов в этом вопросе требуется целенаправленная работа по следующим направлениям: утверждение в школьной и вузовской системах образования доктрины многокультурности; реагирование на случаи проявления среди детей и молодежи негативных стереотипов, межэтнической розни и личностного унижения представителей других национальностей и расового облика; развитие художественной самодеятельности на основе различных народных традиций и культурного наследия; проведение специальной аттестации школьных учителей и вузовских преподавателей на предмет их собственных знаний и убеждений в вопросах межэтнического и межрелигиозного диалога и установок на культуру мира; разработка школьных методических рекомендаций, создание особых курсов для учителей и родителей с целью привития школьникам негативного отношения к насилию, не разрушая при этом основ патриотического воспитания, которое включает уважение к армии и правоохранительным органам и другие.

Важнейшее место в решении отмеченных задач занимает соответствующее изменение содержания образовательных программ и учебных курсов. Из них в первую очередь желательна корректировка программ таких предметов как «Обществознание», «Всеобщая история», «Философия», «Социология», «Правоведение», «Культурология», «Политология», «Религиоведение» и др. При этом, по мнению В.А. Тишкова, следует «устранять из учебников этноцентристские версии истории и культуры, а также устаревшие этнонационалист-ские и расистские интерпретации и взгляды». Более того, необходимо «вводить в систему образования всех уровней методические разработки, программы, формирующие у молодежи культуру межнационального общения, дружбу, веротерпимость».

Некоторый опыт введения в систему образования целевых программ в интересах повышения нравственной культуры учащихся, формирования у них качеств, взаимного согласия, терпимости и миролюбия уже накоплен в ряде образовательных учреждений Северо-Кавказского региона. Так, например, в средней школе № 34 г. Ставрополя по результатам предварительно апробированной в начальной школе программы ввели в учебно-воспитательный процесс дисциплину «Азбука этики», содержащую проблематику толерантности, и создали „творческую группу учителей по ее внедрению под руководством автора программы Ериной Э.Г.Развитию толерантных взаимоотношений на основе сближения обучения с духовным воспитанием учащихся, поддержанию лучших традиций всех этносов, представленных в школе, уделяют внимание педагоги средней школы № 9 Кировского района Ставропольского края.

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и поликонфессиональности населения Северного Кавказа формирование толерантных начал носит многоплановый характер и не может не приобретать характер поликультурного образования.

Среди конкретных задач поликультурного образования, как правило, называются следующие: глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры; формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире, России и на Северном Кавказе, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условием для самореализации личности; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Интересные данные были получены межвузовским центром «Формирование культуры межнационального общения» в Республике Дагестан в 2001 году в результате опроса, проведенного среди детей - школьников, о взаимоотношениях между представителями разных этнических и конфессиональных групп. Так, 96,6 % городских детей в республике заявили, что для дружбы национальность не имеет никакого значения, а 80,6 % махачкалинцев выразили желание учиться в многонациональном классе. Подобные результаты позволяют исследователям констатировать, что «в целом содержание общеобразовательных учебных курсов дает школьнику возможность усвоить такие основные понятия и категории поликультурного образования, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая идентификация, национальное самосознание, российская культура, мировая культура, общие корни культур, многообразие культур, различия между культурами, взаимовлияние культур, межкультурная коммуникация, культурная конвергенция, культура межнационального общения, конфликт, культура мира, взаимопонимание, согласие, солидарность, сотрудничество, ненасилие, толерантность и др.».

Усвоение этих понятий облегчает взаимопонимание молодых людей, способствует улучшению межличностных отношений учащихся и студентов, представляющих разные этнические и религиозные группы, что подтверждается социологическими исследованиями. Например, изучение состояния межнациональных отношений в полиэтнической, поликонфессиональной и полилингвистической студенческой среде, полученные тем же межвузовским центром в Дагестане, свидетельствует о том, что, при наличии отдельных проблем в этом вопросе, студенты не видят в них «детонатора» межнациональных конфликтов. Они не считают людей другой национальности врагами или соперниками, более того, они предпочитают с ними дружить и не видят препятствий для вступления в брак с представителями других национальностей.

Как отмечает Л.Х. Авшалумова, такие выводы радуют, и определяют стратегию дальнейшего воспитания молодого человека с учетом того, что оно не должно быть оторванным от национально-исторических корней, религиозных и культурных традиций своего народа. Естественно, при этом отдается приоритет тем элементам национальной культуры, которые могли бы стать составной частью общечеловеческих ценностей».

Особое внимание в программе поликультурного образования уделяется обучению учащихся культуре мира и правам человека. В практической реализации этой программы ценную помощь оказывают публикации, подготовленные Центром социальных инноваций в рамках проекта «Воспитание толерантности в условиях российской школы». Среди них - сборник, содержащий конкретные методические разработки и программы, направленные на формирование у учеников средней школы терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личных особенностей, убеждений, этнической или религиозной принадлежности. Как важную составляющую в воспитании старшеклассников в духе терпимости и культуры мира и в качестве одной из форм внеклассовой работы может выступать содержащийся в этом сборнике тренинг «Учимся толерантности». Программа тренинга рассчитана на одиннадцать групповых занятий и имеет целью укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества.

Востребованность и полезность подобных программ и методических разработок подтверждает опыт работы Образовательных учреждений и центров северокавказского региона. Так, например, в средней школе № 17 поселка Солнечнодольска Ставропольского края, инициативная группа под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе Е.Д. Ивониной, при подготовке к участию в региональном слете «Дети Кавказа - за мир!» разработала программу школьного этапа конкурса «Школа толерантности».

В эффективности тематических программ, методических разработок и тренингов по формированию толерантности и культуры мира убедились также педагоги, работавшие в оздоровительно-образовательном лагере детей 10-14 лет из Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Москвы, Северной Осетии, Ростовской области, Чечни, организованном Центром миротворчества и общественного развития при поддержке Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан и ЮНИСЕФ в рамках проекта «Кавказ - наш общий дом» летом 1999 года. Учебная программа лагеря включала в себя занятия по культуре мира, экологическим и другим дисциплинам. Для проведения занятий и психологических тренингов привлекались преподаватели из Москвы, Одессы, Грозного, научные сотрудники дагестанских научно-исследовательских институтов, ученые вузов республики с основной целью научить детей, представляющих разные национальности, традиции, культуры, исповедующие разные веры, ведущие разный образ жизни, жить вместе.

Как отмечает один из педагогов, в лагере сложилась атмосфера доверия, взаимоуважения, взаимоподдержки и толерантности в отношениях между детьми, детьми и взрослыми. Вот анонимное признание в уголке «Свобода слова»: «Я думал, что чеченцы - грязные люди, оказалось, что это не так». Эти слова врезались в память организаторов и сотрудников лагеря, и были, восприняты ими как высшая оценка этого проекта. Всем участникам смены было также предложено заполнить анкеты и отметить наиболее запомнившиеся занятия и те предметы, изучение которых им хотелось бы продолжить. Ответ был общим: «Культура мира».

Согласно документам ООН и ЮНЕСКО, обучение культуре мира означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от насилия. Этот тип социальных отношений предусматривает предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития с помощью ликвидации (либо минимизации) порождающих их причин путем установления диалога и ведения переговоров.

Часто обращается внимание на недопустимый перекос в структуре учебных дисциплин. В этой связи предлагается провести гуманитаризацию образования. По мнению В.А. Лекторского, она позволит обеспечить толерантные начала, «ибо только лишь на основе изучения гуманитарных дисциплин можно сформировать понимание изменчивости культуры и незапрограммированности истории». Более того, только лишь гуманитарно-образованный человек может не догматически понимать основы самого естественнонаучного знания, понимать то, что само это знание исторически и культурно определено».

Развивая эти мысли, В. Леонтьева делает ударение на повышении значимости толерантности для специалистов с техническим образованием, диктуемой постиндустриальной культурой.

Все больше приобретают актуальность вопросы взаимоотношений школы и религии. Злободневность этой проблемы подтвердилась и при обсуждении в средствах массовой информации темы - вводить ли в средней школе предмет «Основы православной культуры», возникшей в результате направления Министерством образования России в органы управления образованием субъектов Федерации - странного для светского правительства - примерной программы по предмету «Основы православной культуры» с сопроводительным письмом. Как бы министр образования РФ В. Филиппов ни утверждал, что он «не преследует цели превратить уроки в проповеди», и якобы «рекомендации разработаны по просьбе с мест», многими справедливо было воспринято письмо как руководящее указание сверху. Иного и не могло быть при нашем чиновничьем менталитете, выражающемся в исполнительской готовности в иных случаях «лоб расшибить». И весьма подходящей к месту представляется высказанная в этой связи одним из церковных иерархов мысль: «для того, чтобы погубить истинную веру, надо насаждать ее насильно».

Компромиссный выход из этого положения на данный момент многим исследователям видится в следующем.

Во-первых, реализация провозглашенного Конституцией РФ принципа свободы совести в светском государстве осуществляется с помощью введения в образовательный процесс такого предмета, как «религиоведение». Оно должно способствовать воспитанию у учащихся терпимого отношения к различным религиям, что требует «мировоззренческого нейтралитета» в преподавании этой дисциплины.

Во-вторых, для участия в разработке курсов религиоведения могут привлекаться компетентные специалисты и из религиозной среды, что позволяет повысить качество учебного материала.

В-третьих, один из главных принципов религиоведческого образования заключается в том, что изложение предмета осуществляется на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных воззрений о человеке, обществе, мире, в ходе которого внимание школьников будет ориентироваться на совпадение взглядов.

Отметим, что квалифицированное преподавание религиоведения позволяет успешно бороться с порой встречающимися предрассудками и элементарной неграмотностью относительно любых религий. Религиозная грамотность населения необходима нормальному цивилизованному обществу, как залог толерантности во взаимоотношениях представителей разных вероисповеданий, как условие понимания их культуры, традиций и ценностей, а также в качестве защиты от экстремистских взглядов. Современные реалии не исключают взаимное сотрудничество ученых - религиоведов и религиозных деятелей. Оно может принести реальную помощь в деле духовно-нравственного воспитания молодежи, формирования у них этноконфессиональной толерантности.

Так, примером плодотворной работы религиозных организаций со светскими учебными заведениями служат совместные мероприятия Ставропольского духовного управления РПЦ и Северо-Кавказского государственного технического университета, ставшие уже традиционными. Руководители двух учреждений вместе планируют и проводят конференции, семинары по проблемам нравственного воспитания молодежи, повышения уровня духовной культуры людей и т.д. Эта традиция была заложена еще в сентябре 1994 г. на межрегиональной конференции «Религиозные и духовные проблемы человека», на которой богословы и преподаватели светской науки совместно обсуждали актуальные проблемы формирования у молодежи духовной культуры, миролюбия, толерантности и др.

Вместе с тем не способствуют росту религиозной и культурной терпимости категоричные установки на «неизбежность столкновения цивилизаций», встречающиеся в некоторых публикациях, хотя активизация цивилизационного фактора, обусловленная сменой баланса сил в мире и формированием международного порядка, представляется обоснованной. Рассматривая данный вопрос, президент Центра оценок политики «Вспышка» Института сравнительной политологии РАН А.А. Громыко подчеркнул, что «для России теория и практика «столкновения цивилизаций» являются ловушками и приглашением к конфликтам с южными соседями. Нужно противопоставить этой западной конфронтационной модели теорию и практику «совместной ответственности» православия и ислама за судьбы нашей уникальной евразийской цивилизации».

Успешному формированию этноконфессиональной толерантности в образовательном процессе способствует реформа самой системы образования, важной чертой которой следует считать наличие и активное соперничество различных парадигм образования. При этом как наиболее предпочтительный, и отвечающий вызову времени, которому предстоит сменить ныне действующую «просвещенческую» парадигму образования, исследователями рассматривается миротворческий тип, базирующийся на принципе неопределенности .

Новая ситуация нашла отражение в виде парадокса: «Залог прочного мироустройства в принятии неопределенности бытия!», а современные социологи стали отмечать огромные трудности в представлении и описании общества ввиду его непрерывного усложнения.

Неопределенность, когда готовых решений нет и быть не может, когда нужно находить эти решения, принимать их, нести за них ответственность, меняет жизненную ситуацию человека. «Поэтому, - считает В.А. Лекторский, -задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, выдвигается на одно из первых мест в процессе образования».

Развитие принципа неопределенности автоматически способствует повышению статуса принципа толерантности, так как становится очевидным, что нахождение адекватных решений далее невозможно без диалога с другим человеком, группой, природой, обществом.

В понимании человеческой свободы происходят изменения; когда каждый принимает другого таким, какой он есть. Одновременно за взаимным признанием следует взаимодействие, носящее характер взаимной деятельности, «в результате которой оба они изменяются». Подчеркнем, что главным условием успеха взаимодействия является именно толерантность, которая начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью.

Таким образом, исследования подтверждают, что в реализации принципа этноконфессиональной толерантности как фактора мира и безопасности на Северном Кавказе важную роль играют взаимодействие органов государственной власти (аппарат представительства Президента РФ в ЮФО, органы власти субъектов РФ, входящих в Округ, местного самоуправления) и институтов гражданского общества (семья, учреждения образования, воспитания и культуры, миротворческие неправительственные организации, национально-культурные общины, научные, общественные и религиозные объединения), и совершенствование их деятельности. Залогом результативности работы этих институтов выступают последовательное проведение толерантной государственной национальной политики на Северном Кавказе, учет интересов разных этнических и религиозных групп, планирование социально-культурных мероприятий, способствующих достижению согласия и гармонизации в этноконфессиональных отношениях, обеспечению мира и безопасности на Северном Кавказе.

 

Автор: Гаджимирзаев M.М.