02.03.2012 30738

Региональная безопасность в системе безопасности

 

Современный мир представляет собой весьма пеструю мозаику различных культур и цивилизаций, государств и этнических образований, религиозных верований и социальных устремлений. В тоже время идея единства человеческого рода вдохновляет писателей, поэтов, философов и ученых. Например: русский философ Владимир Соловьев предлагал рассматривать «человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм Жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества». Один из создателей учения о ноосфере Владимир Вернадский справедливо утверждал, что «человечество своей жизнью стало единым целым».

Глобальные проблемы современности, в том числе в области безопасности, обусловили появление феномена «глобализации» и привели к философскому пониманию того, что «обеспечить дальнейшее существование человечества на Земле можно будет только совместными общепланетарными усилиями».

Для решения общемировых задач, по мнению польского философа Г. Сколимовского, «требуется радикальная перемена нашего способа понимания, наших институтов, нашего сознания».

В многообразии мира и величии глобальной цели самосохранения человечества кроется противоречие, сравнимое с последствиями попытки строительства вавилонской башни, которое преодолимо на пути создания множества равнозначных систем безопасности, складывающихся в общепризнанную структуру систем глобальной безопасности.

Растущая взаимозависимость стран и народов, нарастание опасностей и угроз, приобретающих все более комплексный и взаимоувязанный характер, существенно повысили роль и значение национальной и международной безопасности в общей характеристике качества жизни населения, определили фактор обеспечения безопасного существования человеческой цивилизации в качестве важнейшего приоритета на ближайшие десятилетия.

В этой связи следует отметить, что международная безопасность как политическая категория выражает состояние отношений между государствами, определяемое их сотрудничеством в целях поддержания мира, предотвращения и устранения любой опасности, нейтрализации попыток посягательства на национально-государственный суверенитет.

При постановке национальной безопасности государства в эпицентр развития и сохранении мирового сообщества на глобальном, региональном, локальном и межгосударственном уровнях формируется международная безопасность.

Таким образом, изучение состояние национальной безопасности как первичной ячейки всеобщей системы международной безопасности на трех качественно разных, но взаимосвязанных уровнях: глобальном, региональном - субрегиональном, является основой региональных исследований проблем безопасности.

В интересах определения состояния национальной безопасности, основных тенденций ее развития необходимо выявить уровень политической организации нации в данный момент времени, в конкретных социально-политических условиях, сравнить историческое прошлое с современной ситуацией в различных сферах общественной жизни. Кроме того, следует установить связь между различными факторами, определяющими безопасность личности, общества и государства, выявить степень их стабильности, устойчивости и изменчивости под воздействием социально-политической действительности.

Для решения данных задач могут применяться различные методологические подходы к исследованию проблем национальной безопасности, выработанные известными отечественными и зарубежными учеными в сфере обеспечения безопасности.

В условиях объективных глобальных изменений решение проблем международной безопасности, сущностью которой становится защита не государства и его политических институтов, а человека и общества, требует новых измерений, представлений, критериев, адекватной реалиям оценки бытия и общественного сознания.

Международная безопасность на глобальном уровне - это, прежде всего, безопасность в интересах выживания, всего человечества и укрепления мира и безопасности народов в процессе их взаимодействия как между собой, так и с биосферой, информационной сферой и техносферой.

Основу глобальной безопасности могут составлять коллективные и многосторонние усилия, направленные на соблюдение признанных норм межгосударственных отношений, а также на коллективное восстановление этих норм в случае их нарушения.

Система безопасности, основанная на равноправном сотрудничестве, в полной мере должна учитывать специфические особенности государств и регионов, потребности мирового сообщества в целом. Создание и функционирование такой системы в современном мире призвано обеспечиваться деятельностью ООН и ее институтов, а также институтами, созданными на региональном уровне, такими как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Североатлантического договора или Североатлантический союз (НАТО), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация исламская конференция (ОИК), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ) и другие.

Сложившаяся система международной безопасности в ее военном и политическом измерениях призвана отвести угрозу нападения одного государства на другое, но не способна гарантированно защитить как само государство, так и его граждан от противоправных действий организованных преступных групп, международных террористических и экстремистских организаций, а также отдельных криминальных элементов.

Формирование глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам может стать системообразующим фактором в построении нового мирового порядка, основанного на подлинно партнерских отношениях. В целом современный процесс международного сотрудничества в данной области развивается достаточно динамично и эффективно, что свидетельствует о его больших реальных возможностях и высоком потенциале, привлекательности его гуманитарных форм и методов, возможности расширения сфер взаимодействия и поиска новых миротворческих решений.

Следует отметить, что большинство российских школ теории безопасности отошло от понимания международной безопасности как феномена, принадлежащего исключительно к военно-политической сфере. Вместо этого устаревшего, узкого подхода укоренилось многомерное, комплексное понимание международной безопасности, включающее не только «жесткие» (военные), но и «мягкие» (невоенные) факторы - экономические, социальные, демографические, экологические, культурные, информационные и прочие вызовы. Причем, такое широкое понимание категории «международная безопасность» свойственно не только для академической среды, но и зафиксировано в официальных документах. Подобный подход к проблеме безопасности содержится, например, в Законе Российской Федерации о безопасности 1992 г., а также обоих вариантах Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятых в 1997 и 2000 гг. Россия на официальном уровне заявила, что в настоящее время не существует угрозы полномасштабной войны, поэтому главным источником опасности для страны являются не внешние, а внутренние угрозы (прежде всего, финансово-экономический кризис, а также национализм и сепаратизм). Лишь с началом второй чеченской кампании международный терроризм был упомянут в качестве серьезной внешней угрозы. События 11 сентября 2001 г. подтвердили эту оценку.

Научно-политические элиты России также отмечают снижение роли военных и возрастание значимости невоенных факторов обеспечения международной безопасности.

В то же время различные школы по-разному оценивают роль военной силы в современных международных отношениях. Российские официальные документы, включая Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину 2000 г., подчеркивают, что при решении международных споров предпочтительны политические и правовые инструменты, военная же сила - этой крайнее средство, которое может применяться только в том случае, если другие методы исчерпаны. Однако ряд российских реалистов и геополитиков считает, что военная сила или угроза ее применения остается важным средством обеспечения национальной и международной безопасности. Причем, как показали события последних лет, военная сила может быть использована и в тех случаях, когда нет непосредственной угрозы безопасности для западных стран (Босния, Гаити, Косово, Панама, Сомали) или когда эта опасность искусственно преувеличена (Ирак).

В отличие от периода «холодной войны», когда отечественные ученые считали, что безопасность того или иного субрегиона или региона можно обеспечить только в контексте более широкой системы безопасности - соответственно, региональной или глобальной, ныне все больше укореняется мнение о том, что в современных условиях возможно создание более или менее автономных систем безопасности на субрегиональном и региональном уровнях. Например, Северо-Восточная Европа, где отсутствуют ярко выраженные военные угрозы, вполне может стать такой зоной безопасности и одновременно положительным опытом российского и евроатлантического сотрудничества.

В 2001 году министр иностранных дел РФ И.С. Иванов по этому поводу заявил следующее: «На севере континента был приобретен уникальный опыт в процессе широкомасштабного и равноправного сотрудничества между странами, которые объединены такими факторами, как география, история, взаимное стремление к укреплению этих отношений и необходимость совместного поиска ответов на вызовы времени. Пример данного региона должен убедить всех европейцев в возможности укрепления безопасности и стабильности, а также процветания на основе серьезного и равноправного международного сотрудничества. В этом мы видим главную политическую цель концепции Северного измерения».

Глобальная безопасность предполагает безопасность всего человечества, защиту от опасностей всемирного масштаба, способных привести к резкому ухудшению условий жизни на планете. Обеспечение глобальной безопасности подразумевает ослабление давления на мировое сообщество глобальных проблем планетарного масштаба, которые в той или иной мере затрагивают жизненные интересы всего человечества, государств и народов, каждого жителя планеты. Они выступают в качестве объективного фактора развития современной человеческой цивилизации, приобретают острый характер и требуют для своего решения усилий всех государств, всего мирового сообщества. В этом контексте речь идет, прежде всего, о сохраняющейся опасности ядерной войны, преодолении отставания в развитии многих стран, этнополитической, энергетической, сырьевой, продовольственной, экологической и демографической проблемах, ликвидации опасных болезней и т.д.

Международная безопасность на региональном уровне обеспечивается в контексте развития региональных моделей сотрудничества стран. На развитие международных отношений в настоящее время стала оказывать влияние усложненность роли геополитического пространства регионов мира, что в условиях неравномерного экономического развития, обеспечения природными ресурсами и других факторов, затрагивающих жизненно важные интересы региональных государств, объективно способствует формированию качественно нового уровня систем региональной и субрегиональной безопасности, новых экономических и военно-политических союзов и объединений.

Неспособность большинства стран мира противостоять развитым государствам ни в экономическом, ни в военно-политическом плане вынуждает их искать альтернативные пути обеспечения собственной безопасности.

В эволюции развития современной системы региональной безопасности важная роль принадлежит Европе. Сложившийся на европейском региональном уровне мировой порядок, основанный на международном праве, по существу, был нарушен в 1999 году в результате агрессивного нападения НАТО на Югославию. Принятая затем в Стамбуле в ноябре 1999 года «Хартия европейской безопасности» в определенной степени стала ответом на новые угрозы и вызовы. В этом документе, прежде всего, констатировалась необходимость разработки и принятия Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве и взаимодействии стран Европы, и подчеркивалось, что «Хартия будет способствовать формированию общего и неделимого пространства безопасности. Она приблизит нас к созданию региона ОБСЕ, в котором не будет разделительных линий и зон с различными уровнями безопасности».

Исходя из обозначенных в «Хартии европейской безопасности» угроз, рисков и вызовов, в рамках политики обеспечения европейской безопасности в современных условиях поднимается вопрос о формировании системы раннего предупреждения и урегулирования кризисов и конфликтов. «Серьезными последствиями для нашей безопасности, подчеркивается в документе, чреваты острые экономические проблемы и деградация окружающей среды. Важнейшее значение будет иметь сотрудничество в области экономики, науки и техники, а также в экологической области. Мы будем решительно реагировать на подобные угрозы путем проведения дальнейших экономических и экологических реформ, обеспечения стабильных и транспарентных рамок для экономической деятельности, а также путем содействия развитию рыночной экономики с уде-лением должного внимания социальным правам».

Таким образом, в Хартии отмечается, что в настоящее время кардинально изменился характер угроз. Если раньше серьезной угрозой для международного мира была внешняя агрессия - нападение одного государства на другое, то теперь главную угрозу представляют невоенные факторы в экономической и экологической сферах жизнедеятельности, а также международный терроризм, глобальные масштабы криминальной деятельности преступных сообществ, занимающихся с использованием новейших высоких технологий незаконной торговлей оружием, наркотиками и даже людьми.

Анализ тенденций развития мира на современном историческом этапе позволяет постулировать вывод об изменяющемся характере вызовов и угроз, с которыми сегодня сталкивается человечество, об изменении самой сущности безопасности в постбиполярную эпоху, переоценке её факторов. Увеличивается роль проблем, по определению В.А. Никонова, «мягкой безопасности», связанных с экономикой, финансами, проблемами бедности, экологии, межцивилизационными и этноконфессиональными противоречиями. Вопросы «жесткой», военной безопасности, сохраняя свою значимость, тем не менее, всё больше перемещаются для передовых государств из плоскости военного противостояния в сферу соревнования в области высоких технологий.

В настоящее время на основе ОБСЕ - единственной европейской международной организации, выражающей интересы всех государств-участников - выстраивается идея равной и всеобъемлющей безопасности, позволяющая учесть интересы отдельных государств, как больших, так и малых. Одновременно страны Запада вместе с США предпринимают попытку создать систему безопасности, основой которой может стать Североатлантический союз. Подобная система безопасности, основанная на военно-политическом фундаменте, может стать гарантом безопасности для стран-участниц блока, но вряд ли она будет приемлема для остальных государств Европейского континента.

Важным фактором, оказывающим существенное влияние на саму возможность создания и функционирования такой системы, является взаимовыгодное российско-натовское сотрудничество в рамках программы Совета Россия-НАТО (СРН), предусматривающей регулирование вопросов стратегической стабильности и координацию усилий по важнейшим международным проблемам, в том числе евроатлантической безопасности на субрегиональном уровне.

В 2002 году в рамках трех саммитов с участием стран Европы, России и США и саммита «Большой восьмерки» обсуждались вопросы международного терроризма, наркобизнеса, организованной преступности, незаконной миграции; отмечалось, что в условиях глобализации и регионализации новые угрозы и вызовы приобретают нетрадиционный характер, несут опасность не одному государству, а затрагивают интересы безопасности всего мирового сообщества. Важным следствием проведенных встреч явилось признание необходимости создания системы безопасности, которая объединила бы усилия всех заинтересованных стран.

По мнению ряда отечественных ученых, чрезвычайная уязвимость современной системы безопасности заключается, прежде всего, в том, что в ней нет общегражданских начал и широкой демократической базы. Вследствие этого возникают серьезные, и даже антагонистические, противоречия между гражданским обществом и государством. Отчасти вакуум в данной сфере взаимоотношений общества и государства в настоящее время пытаются заполнить различные неправительственные и общественные организации, научно-исследовательские структуры, действующие как на национальном, так и на международном уровнях.

В качестве одного из вариантов решения обозначенной проблемы предлагается рассмотреть инновационную международную систему общественной общенациональной (коллективной) безопасности. Целью построения такой системы международной (общенациональной) безопасности является защита и реализация основных прав и свобод, жизненно важных потребностей, интересов и потенциалов личности, общества и государства, обеспечение стабильно устойчивого функционирования и развития всех государственно-общественных структур и институтов власти, а также содействие достижению мира и безопасности между народами.

Исходной посылкой права инновационной системы коллективной безопасности на существование и развитие является та истина, что гражданское общество не идентично государству. Гражданское общество выше государства, которое призвано ему служить. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и потому имеет все основания направлять, оценивать и контролировать их деятельность, исходя из сложившихся ценностных представлений и законоположений.

Поэтому назрела потребность перехода к обществу с такими социальными структурами, отношениями и гарантиями, которые способствовали бы формированию нового типа безопасной личности, безопасной власти и безопасной политики. Важнейшее значение приобретает постановка фактора безопасности во главу угла глобальных, региональных, межгосударственных и внутригосударственных образований, определение его первейшим принципом внешней и внутренней политики.

Характер и содержание общественной системы общенациональной коллективной безопасности определяются целым набором принципов, то есть взаимосвязанных основных идей, отправных позиций и ориентиров, на которые должна быть нацелена и опираться эта система и которые могут быть положены в основу ее формирования, функционирования и развития. Важнейшими из них являются следующие: демократизм; открытость; гласность; независимость; приоритет права человека на свою защиту и безопасность; законность; законодательное оформление и правовое регулирование деятельности, используемых сил, средств и методов; деполитизация; деидеологизация; гуманизм; справедливость; приоритет нравственных, начал; взаимопомощь и взаимоподдержка; доброжелательность к тем, кто обращается за защитой; децентрализация в структурном построении и организации функционирования; сопряженное, равное и слаженное взаимодействие с государственной системой безопасности; приоритет предупредительно-профилактических мер перед локализацией последствий реализовавшейся опасности; восприимчивость к науке, разумным и обоснованным предложениям по совершенствованию и т.д.

Данный ряд, на наш взгляд, целесообразно и необходимо дополнить категорией духовности. Принцип духовности в светском понимании предполагает патриотизм, чувство ответственности перед будущим, преемственность и связь поколений. В теологическом смысле в вопросах формирования и функционирования общественной системы общенациональной коллективной безопасности надо помнить напутствие: «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж».

В рамках данного исследования необходимо также отметить, что «региональная безопасность» является составной частью международной безопасности, характеризуя состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей, вторжений и вмешательства извне, посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

Территориально региональная безопасность охватывает геостратегический регион, который образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой значительное пространство, в которое помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Эти регионы состоят из геополитических пространств меньшей величины - геополитических субрегионов, которые отличаются более тесными и устойчивыми политическими, экономическими и культурными связями.

Особенность региональной безопасности заключается, во-первых, в том, что процесс её поддержания обеспечивается как специально созданными для этого организациями (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), так и объединениями государств более универсального и специфического характера - Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ) и др. Так, ОАГ декларирует одной из своих задач «укрепление мира и безопасности на американском континенте», а ОАЕ - «уважение суверенитета, территориальной целостности и неотъемлемого права на независимость».

Во-вторых, существуют отличия в обеспечении безопасности в различных регионах мира в силу неодинаковой степени вовлеченности великих держав в этот процесс. Например, высока её степень в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где ещё в 1970-е годы силовая многополярность и политика взаимного сдерживания СССР, США и Китая способствовали созданию достаточно эластичной конфигурации региональной безопасности. Однако и здесь сохраняется значительный конфликтный потенциал в силу нерешенности проблем Южной и Северной Кореи, Китая и Тайваня, этноконфессиональных конфликтов в Индонезии, на Филиппинах, в Малайзии.

В последнее десятилетие всё большее значение в обеспечении региональной безопасности придается её субрегиональному подуровню. Прекращение «холодной войны», переход от конфронтационных к кооперативным формам поддержания стабильности способствуют трансформации этого процесса в направлении образования более компактных и органично взаимосвязанных субрегионов. В Европе данная тенденция наиболее заметна в субрегионах Балтийского и Черного морей. Так, основанная в 1993 году Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества (ПАЧЕС), объединяющая 11 государств, ставит одной из своих целей содействие «преобразованию Черноморского региона - как части новой Европейской архитектуры - в зону стабильности, процветания и мира».

В современной науке под системой понимается «любое явление, выделенное относительно других явлений, состоящее из взаимосвязанных частей и обладающее интегральными свойствами, которые могут отсутствовать у частей, взятых порознь».

Исходя из данного определения, любая система обладает иерархической структурой - формой устойчивых связей ее элементов, частей, призванных обеспечить функционирование и жизнеспособность единого целого.

С появлением в условиях глобализации новых угроз и вызовов, а также соответствующих им направлений защиты, связанных с перспективами роста благосостояния каждой отдельной личности, экономического, социального, этнокультурного, экологического, технологического, информационного развития государств и народов в современном мире, интенсивного освоения человечеством космического пространства, углубления взаимосвязи и взаимозависимости перечисленных мировых процессов, возникает потребность более расширенного, по сравнению с известными науке, толкования понятия «безопасность». На необходимость широкого подхода к парадигме безопасности указывают многие ведущие российские и зарубежные ученые, такие как Б. Бузан, Дж. Регги, Р. Кохэн, Дж. Най и другие. Поэтому представляется целесообразным конкретизировать понятие «безопасность» для различных уровней.

В рамках вертикального разделения безопасности подразумеваются такие составляющие его элементы, как безопасность личности - социальной группы -национально-государственная безопасность - региональная безопасность - международная (глобальная) безопасность. Отечественный ученый В.Н. Панин дополняет данную структуру более детальной классификацией. Он выделяет в качестве подвида национальной безопасности внутригосударственную региональную безопасность.

В развитие классификации В.Н. Панина в рамках данного исследования предлагается конкретизировать и рассмотреть понятие безопасности на международном субрегиональном уровне применительно к условиям Южного Кавказа, являющегося составной частью Кавказского региона, который «географически включает в себя территории, находящиеся в настоящее время под юрисдикцией России, Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана и Турции».

Для целого ряда подобных Южному Кавказу субрегионов понятие безопасности может быть сформулировано следующим образом: «международная субрегиональная безопасность - это стабильное состояние субрегиона, объединенного на основе всесторонних согласованных взаимовыгодных связей между составляющими его субъектами, обеспечивающее благоприятные условия для развития, как объединенной структуры, так и ее элементов, позволяющее на общепризнанной правовой основе с использованием имеющихся сил и средств адекватно реагировать на внутренние и внешние опасности, угрозы и вызовы в целях защиты коллективных жизненно важных интересов».

Первоосновой создания субрегиональной системы безопасности является Устав Организации Объединенных Наций, который помимо всеобщей системы международной безопасности предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Как определено в ст. 52 данного документа, Устав «не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН». Таким образом, ст. 52 Устава ООН не только не препятствует, но и фактически инициирует создание множества систем безопасности, адаптированных к местным региональным условиям, подразумевающим все сферы человеческой жизнедеятельности.

Система субрегиональной безопасности в организационном плане предполагает разработку собственной правовой основы ее образования, которая, в том числе, предусматривает принятие регионального соглашения о создании, функционировании и порядке применения объединенных сил и средств мониторинга, анализа, прогнозирования, предупреждения и защиты, закрепляет согласованное отношение к жизненно важным интересам.

Субрегиональные жизненно важные интересы должны учитывать национальные интересы системообразующих субъектов путем их сложения, а также региональные и глобальные интересы, не противоречащие целям субрегионального объединения. Интересы могут подразделяться по приоритетности на главные и второстепенные, внешние и внутренние.

Аналогичная методика может быть применена для исследования на субрегиональном уровне опасностей, угроз и вызовов следующего характера: экономических, политических, социальных, этнокультурных, конфессиональных, гуманитарных, экологических, медико-биологических, военных, террористических, криминальных и других.

Под силами и средствами обеспечения субрегиональной системы безопасности подразумеваются структуры военного и гражданского характера как общие, так и состоящие из выделенных государствами-участниками подразделений, способные выполнять стратегические, тактические и текущие задачи.

Кроме соглашения о создании, функционировании и порядке использования коллективных сил и средств, в зависимости от поставленных задач в правовых основах субрегиональной системы безопасности должны быть четко определены единые подходы и способы реагирования на угрозы и вызовы, разработаны «мягкие» и «жесткие» меры их ликвидации или нейтрализации.

В этой связи представляется целесообразным предусматривать в структуре сил и средств обеспечения субрегиональной системы безопасности создание научных подразделений мониторинговой и аналитической направленности, которые были бы способны постоянно отслеживать внешнюю и внутрисистемную обстановку, анализировать и прогнозировать развитие ситуации и ее последствия, своевременно вырабатывать рекомендации по адекватному реагированию (предупреждению и нейтрализации) и осуществлять предупредительно-профилактические мероприятия.

Теоретически в формировании южно-кавказской субрегиональной системы безопасности должны участвовать Россия, Иран, Грузия, Азербайджан, Турция, Армения. Представляется, что, применив предложенный вариант субрегиональной системы безопасности с возможным благозвучным названием «РИГАТА», Тбилиси, Баку и Ереван, при условии равноправного партнерства с Россией, Турцией и Ираном, могли бы значительно расширить свои возможности в сфере защиты национальных и общих жизненно важных интересов, так как имели бы своего представителя в лице Армении в Организации Договора коллективной безопасности, олицетворяющей российский вектор влияния на развитие кавказских региональных отношений, и одновременно могли бы через членство Турции и партнерские связи Грузии и Азербайджана с НАТО более последовательно и эффективно привлекать к решению субрегиональных проблем безопасности США и страны Евросоюза. В таком виде южно-кавказский субрегион мог бы стать привлекательным и надежным партнером для большинства ведущих региональных и мировых государств и союзов.

Вместе с тем реалии складывающейся военно-политической обстановки на Южном Кавказе, наличие на его территории ряда непризнанных государственных образований, геополитическая экспансия евроатлантического сообщества и другие причины делают данный вариант субрегиональной системы безопасности не жизнеспособным, заставляют исследовать и учитывать многофакторную динамику развития южно-кавказской ситуации на пути достижения мира и согласия.

Проведенный выше анализ позволяет сформулировать следующие основные выводы. Во-первых, комплексный системный метод, максимально учитывающий многофакторную природу региональных процессов в сфере безопасности, следует рассматривать как наиболее продуктивный при анализе данного феномена. При этом особое внимание исследователей проблем безопасности должно быть обращено на повышение качества мониторинга, анализа, прогноза развития ситуации и разработку системы превентивных мер.

Во-вторых, именно кооперационная модель безопасности, которая отдает предпочтение мирным, политическим средствам решения спорных вопросов и предусматривает сотрудничество и контакты между государствами, принадлежащими к разным типам общественного и цивилизационного устройства, является в современных условиях наиболее эффективной основой международного взаимодействия в сфере построения систем безопасности. В частности, эта модель может быть перспективной при формировании субрегиональной системы безопасности Южного Кавказа с участием России и НАТО.

В-третьих, международная региональная (субрегиональная) безопасность - это стабильное состояние региона (субрегиона), объединенного на основе всесторонних согласованных взаимовыгодных связей между составляющими его субъектами, обеспечивающее благоприятные условия для развития, как объединенной структуры, так и ее элементов, позволяющее на общепризнанной правовой основе с использованием имеющихся сил и средств адекватно реагировать на внутренние и внешние опасности, угрозы и вызовы в целях защиты коллективных жизненно важных интересов.

 

Автор: Кателевский А.И.