27.11.2010 5344

К этимологии поговорки «Семь пятниц на неделе»

 

Имена числительные как класс слов, наиболее древних по происхождению, нашли широкое употребление в русских пословицах и поговорках: один ум – хорошо, а два – лучше; семь раз отмерь – один раз отрежь; сто голов - сто умов и т.п. Наибольшую продуктивность получили такие обороты речи, в которых употреблены простые числительные: один, два, три, четыре, пять, семь, десять, сто, тысяча.

Высокую степень регулярности имеет числительное «семь»: у семи нянек дитя без глазу, семь бед – один ответ, за семью замками, на семи ветрах. Почему отдаётся предпочтение именно этому числу? Известно, что число «семь» играло с древнейших времён важную роль у разных народов, оно считалось волшебным, таинственным. Так, например, по индийской философии вся Вселенная состоит из семи элементов, древние египтяне считали, что небесные светила поднимаются по семи лестницам и проходят семь ворот. Аристотель утверждал, что небесная твердь состоит из семи кристальных сфер. По библейской традиции мир был сотворен Богом за семь дней.

Многие пословицы и поговорки несут на себе, по словам Ю.А.Гвоздарёва, черты русской ментальности, и среди них – семь пятниц на неделе [1, С. 144]. В.И.Даль в сборнике пословиц приводит такое изречение: Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. Наблюдая это, народ стал говорить о бездельниках, что у них семь пятниц на неделе.

Н.М.Шанский пишет [2, С. 208], что это выражение – образное обозначение человеческого непостоянства, и его появление обусловлено особенностями старого русского быта. Пятница некогда была свободным от работы днём (и не только у славян), а потому и базарным, когда исполнялись различные торговые обязательства. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В этот день, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. О людях, нарушающих такие обязательства, и было первоначально гиперболически сказано, что у них семь пятниц на неделе.

Еще одно этимологическое толкование этой поговорки приводит этнограф И.М.Снегирёв: во многих местах России простой народ, веруя, что матушка-пятница гневается на тех, кто в этот день работает, празднует этот день [1, С.144]

Выразительность данного оборота речи всегда привлекала к себе художников слова. Оригинально обыгрывает этимологию этой поговорки поэт П.Вяземский:

Семь пирамид, семь мудрецов

И семь чудес нам древность славит,

Владыке снилось семь коров,

Рим семь холмов подошвой давит.

Семь городов входили в спор

О славной грекам колыбели,

Да и везде, как на подбор,

Семь пятниц на одной неделе [1, С.146].

Удачно использовал семь пятниц на неделе А.С.Пушкин в своей эпиграмме на книготорговца Смирдина:

Смирдин меня в беду поверг;

У торгаша сего семь пятниц на неделе,

Его четверг на самом деле

Есть после дождичка в четверг [3, С.312].

В этом контексте семь пятниц на неделе органически связан свыражением после дождичка в четверг, т.е. никогда. Ещё более тесносвязаны друг с другом по значению эти обороты в синонимической поговорке после пятницы в четверг [2, С. 209].

Литература:

1. Гвоздарёв Ю.А. Семь пятниц на неделе //Русская речь, 1981. - №4. - С.144.

2. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1985. – С.208 – 209.

3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти т. - М.: Правда, 1981. Т.2.