06.03.2012 1903

Особенности судебно-процессуальных норм обычного права на Северном Кавказе

 

У народов Северного Кавказа в этот период сложились правила адатного судопроизводства, был сформирован и оформлен адатный суд (у кабардинцев - хейящлэ, у карачаевцев и балкарцев он назывался тере, у осетин - тархон лаги). Когда российские чиновники начали изучать горскую жизнь и их судебную систему и столкнулись с адатным судом, то они стали его называть медиаторским, посредническим или третейским.

Адатный суд балкарцев и карачаевцев, тёречи, был общим для всех членов общины, включал до 10 членов, которыми становились авторитетными лица. Осетинский адатный суд также мог состоять из 10 человек и более.

Как отмечала И.Л. Бабич, у адыгов адатный суд включал не менее пяти человек. В аристократических обществах Северного Кавказа могло быть два адатных суда: один для общинников, другой - для высших сословий, как это имело место в Кабарде XVIII в. Возбуждение дела в адатном суде осуществлялось по желанию истца, которым мог быть как сам потерпевший или кто-либо из его родственников, членов его фамилии, или даже патронимии. Ответчиком являлся как сам обвиняемый, так и его близкие или дальние родственники. Ответственность за ущерб, по нормам адыгского обычного права, была коллективной.

Наиболее развитыми и разработанными судебно-процессуальные нормы были лишь в Дагестане, где решения адатного суда стали записываться еще в XV-XVIII вв., применяя арабский язык. У остальных народов Северного Кавказа судопроизводство было устным, и процесс судопроизводства мог варьироваться. В целом адатный судебный процесс, включал четыре этапа: вначале слушалась жалоба истца, затем оправдание ответчика, после чего выступали свидетели и, наконец, выносился приговор. Приговор выносился большинством голосов. Если участники конфликта не были довольны решением судей, они могли выбрать новых судей и провести вторичное заседание с новым составом суда. Это был своего рода апелляционный суд. Если же их не устраивало решение и второго суда, то третий состав не выбирался. Широко практиковался в адатном судопроизводстве институт очистительной присяги. Решения адатного суда контролировались общиной, существовала развитая системы общинных санкций, которая применялась по отношению к тем, кто по каким-то причинам отказывался признавать и выполнять его решения.

Как правило, адатный суд не был постоянным судебным органом, а выбирался специально для разрешения определенного конфликта. Тем не менее, у балкарцев был постоянный судтере. Выборы в Тёре проходили один раз в семь лет и отличались высокой демократичностью. Каждый аул называл из своей среды пять или семь наиболее достойных людей. Кандидатуры тщательно обсуждались на ныгыше (сельской площади, где сходились взрослые мужчины и проводили досуг) и утверждались решением сельского схода. Избранники общины выбирали из своей среды одного представителя в общеаульский совет или Гитче Тёре - Малый Тёре, как его называли. Подобные советы из девяти человек в прошлом действовали в Баксане, Чегеме, Большой Балкарии, Хуламо-Безенгийском ущелье и Карачае. В свою очередь Малый Тёре на демократических началах выдвигал одного тёречи в Халкъ Тёре - Общенародный Тёре.

У осетин местом третейского суда было место около святых мест, например, Дагомский суд заседал около святилища Мадизан. У балкарцев на самом раннем этапе своей деятельности Тёре проводился в ауле Зылгы Балкарского общества, в помещениях христианских церквей. Позже Тёре собирался либо у фамильной башни князей Абаевых, либо ниже квартала Абаевых на берегу реки Черека Балкарского. Каждое ущелье и аул Балкарии имели свои места схода. «На этом месте доселе можно видеть несколько камней, слегка видоизмененных рукою человека, на которых и заседали посредники». Как отмечает И.Л. Бабич, у адыгов не было определенного места для проведения судебного заседания адатных судов. В каждом конкретном случае назначалось новое место, но обычно заседание проходило на окраине селения, которая по традиции считалось местом встреч почетных стариков. У многих кавказских народов для судебных процессов выбирались кладбища или места, связанные с культом предков: у осетин - дзуари, т.е. кладбища фамильных святых, у грузин - жертвенники, расположенные около могильных курганов и т.д. Адатные судебно-процессуальные нормы определяли порядок ведения горского судопроизводства.

В горском судебном процессе не применялось правило о наказуемости предварительной преступной деятельности, т.е. обнаружения умысла покушения. Доказательствами считались: собственное признание обвиняемого; вещественные доказательства; показания свидетелей, данные под присягой. Ответчик мог очиститься соприсягой своих родственников и односельчан. У народов Северного Кавказа бытовал институт клятв. У осетин присягу принимал сам подозреваемый, а также родственники ответчика, так называемые соприсяжники. Присягающий приходил в святилище (дзуары) и произносил следующие слова: «Если тот, за кого я принимаю присягу, не прав, будет на мне». Иногда присяга приносилась на могиле убитого. У осетин бытовал и обычай открытия воров путем присяги. Потерпевший заявлял на сходе, что вором должен был быть один из жителей какого-то села. Тогда все жители этого селения принимали присягу. Иногда присягу принимали только старшие фамилий.

В целом адатный суд в большей степени рассматривал дела, связанные с уголовной сферой жизни, чем гражданской. Тем не менее, в XVIII -первой половине XIX вв. адатный суд рассматривал возникающие проблемы, связанные с регулированием обязательственных отношений. Наиболее распространенные иски - это иски о причинении имущественного ущерба, например, потравы скотом земельного участка. Его владелец обращался в аульный суд для возмещения убытков. Причем адатный суд запрещал потерпевшему самому разбираться с виновным, например, зарезать в отместку скот виновного. Судебная обычно-правовая практика различала причинение хозяйственного ущерба по намерению и по неосторожности.

Земельные споры, возникающие как между представителями высших сословий, так и между ними, с одной стороны, и свободными общинниками, с другой, также регулировались с помощью адатного суда. Обычно земельные конфликты касались границ между земельными участками, принадлежащими частному владельцу или общине. Поэтому в суде истцом или ответчиком мог выступать и индивид, или члены его фамилии (поскольку частная собственность была в основном в виде фамильной), либо община. Например, в балкарском обществе произошел спор между чегемскими князьями Барасбиевыми и Толгуровыми из-за пахотной и покосной земли Толгъур-Чегет в местечке Гестенти. В ходе адатного судебного процесса был привлечен свидетель (айрахчы, балк.), который подтверждал права истца на пользование спорным участком земли. В ходе долгих разбирательств с привлечением свидетелей было доказано, что в давние времена этими землями владели предки Толгуровых - Крымшамхаловы. Балкарский адатный суд принял решение об оставлении спорного участка за фамилией Толгуровых.

В целом, как показывает описание судебно-процессуальных норм у народов Северного Кавказа, оно отличалось крайней неразработанностью, значительным разнообразием и вариативностью. В этом была одна из слабых сторон обычного права: отсутствие единых правил судопроизводства, количество членов суда, место проведения суда, система доказательств, правила вынесения решений все эти аспекты судебно-процессуального механизма не были общими и едиными для всех народов Северного Кавказа.

 

Автор: Волгина А.П.