09.03.2012 4735

Анализ социального воспитания детей-сирот в православных приютах

 

Изучение такого сложного явления как социальное воспитание в православном приюте детей, оставшихся без попечения родителей, потребовало особой логики и организации опытно-экспериментальной работы, которая включала несколько этапов, и на каждом из них становились и решались строго определенные задачи. В частности, на первом из них, условно названном поисково-ориентационном, исследовательская деятельность разворачивалась в двух направлениях: а) сбор фактического материала о содержании, формах и методах осуществления воспитания в православных приютах России в дооктябрьский период, б) выявление характерных признаков социального воспитания в обозначенных учреждениях, в) определение тенденций в развитии системы социального воспитания детей-сирот в таких приютах на современном этапе.

В основу изучения был положен сравнительно-сопоставительный метод, использовались различные источники (периодическая печать, мемуарная литература, выступления священнослужителей, специальные исследования социологов, психологов, педагогов, юристов, Интернет-сайты, доступная документация). В результате проделанной работы сформировались представления об образовательном процессе в современном православном приюте, специфике организации воспитательной деятельности в нем.

На втором этапе - ознакомительном - устанавливались прямые контакты с православными приютами Костромы и области, накапливался и систематизировался исследовательский материал, ранее сформированные представления конкретизировались по одним позициям, углублялись и обобщались по другим. Благодаря этому, во-первых, стала понятна собственная позиция автора, во-вторых, дальнейшее направление работы, специфика которой, па наш взгляд, состоит в реконструкции уже имеющейся, стихийно сложившейся модели социального воспитания, создании ее идеального образа и на этой основе путем их соотнесения в выделении тех условий, которые будут способствовать повышению его эффективности на современном этапе.

Под реконструкцией мы понимаем восстановление первоначального облика процесса или явления по письменным источникам и включенному наблюдению с учетом возможных путей их развития, совершенствования.

Реконструкцию мы рассматриваем как предваряющую моделирование деятельность, которая позволяет из кажущейся беспорядочности основных деталей педагогического процесса выстроить взаимосвязи между собой его основных компонентов, этапов, состояний, предполагаемых действий, объяснить их сущность и целесообразность. Объектом реконструкции стал воспитательный процесс в православном приюте для детей, лишившихся родительского попечения, который представляет собой способ организации воспитательных отношений, направленных на стимулирование развития воспитанника, его защиту от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, последующую интерпретацию в жизнь общества.

Как следует из педагогической теории такой процесс имеет определенную структуру:

- В этом контексте каждому элементу присуща своя характеристика. Цель, как начальный компонент рассматриваемого процесса, представляет собой идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение ожидаемых событий, предполагаемый образ результатов взаимодействия воспитателей и воспитанников в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми отбираются и соотносятся между собой все остальные составляющие.

- Принципы - это основополагающие положения, руководящие идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Именно по тому, в какой мере реализуются сформулированные принципы на практике, принято судить об эффективности организуемой деятельности. В воспитательном процессе, как справедливо отмечает B.C. Безрукова, возникает сложная система взаимодействующих между собой принципов: а) те, которые вытекают из особенностей человека как главного объекта педагогики (природосообразность, гуманизм); б) те, в которых отражаются наиболее общие требования, непосредственно адресованные к воспитательному (педагогическому) процессу (целостность, демократизация); в) те, которые отражают наиболее общие требования к взаимоотношениям со средой (культуросообразности, единства и непротиворечивости осуществляемых действий); г) те, которые демонстрируют специфичность взглядов на воспитательный процесс в связи с исходными положениями конкретной теории, науки или подхода. В нашем случае - христианской антропологии. Именно принципы играют определяющую роль при выборе технологии воспитания.

Содержание воспитания как составной части педагогического процесса представляет собой ту часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека, формирования его личности и передается ему в виде информации о способах, характере одобряемых действий.

Содержание воспитания нередко определяется в соответствии со структурой рассматриваемого общественного опыта. В этом случае его составляющими считают: опыт собственного физического развития человека, опыт его эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познания мира и опыт нравственных отношений. В связи с тем, что в дальнейшем речь пойдет о конфессиональном воспитании, то, естественно, его содержание будет складываться из иных элементов, отмечаться качественными признаками и количественным составом, однако при этом внутри их будет состоять из знаний, умений, навыков, отношений и деятельности (способов действий).

Для достижения поставленных воспитательных целей и реализации выбранного содержания необходимы практические действия педагогов и воспитанников, которые будут способствовать этому, то есть методы. Они имеют различные потенциалы, но, будучи целенаправленно используемы, позволяют решать определенные задачи. В конфессиональном воспитании они имеют собственное наполнение.

Еще одной составляющей воспитательного процесса является форма, которая рассматривается как способ выражения содержания, придания содержанию внешнего вида или устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Таким образом, форма через цели, принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность участников воспитательного процесса и в первую очередь те отношения, которые в ходе него складываются. При этом, формы могут быть разные: а) по количеству участников они могут быть представлены как индивидуальные, групповые, коллективные, массовые; б) по степени сложности они подразделяются на простые, построенные на минимальном количестве методов и средств; составные, включающие разное сочетание простых; комплексные, представляющие собой целенаправленную подборку разнообразных простых и составных форм.

Подчеркнем, что реконструкцию социального воспитания мы будем осуществлять в соответствии с логикой, двигаясь от характеристики цели, принципов, содержания, методов, средств и форм к системе и специфике социального воспитания детей-сирот в православном приюте.

В качестве объектов для анализа были выбраны два приюта для мальчиков (Невский и Ковалевский) и два для девочек (при монастырях). Анализ их уставных документов, наблюдение за деятельностью, интервью церковных лиц и опрос светских работников данных учреждений указывают на следующее:

- Цель деятельности таких приютов отличается двойственностью. С одной стороны, она предполагает «воспитание гармоничной, свободной и творческой личности гражданина и патриота», с другой стороны, привитие воспитанникам основ христианской морали и этики, их духовно-нравственное развитие на базе православных традиций, которое содействует формированию у детей-сирот:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобливости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Формулировка данной цели и видение путей ее реализации базируются на конкретных методологических позициях создателей (учредителей) данных приютов. Во-первых, на идеях религиозной, христианской, православной антропологии (II.Л. Бердяева, СИ. Булгакова, А.Кураева, А. Меня, B.C. Соловьева, П. Флоренского и др.), которые гласят:

- Бог - высшая ценность, человек - наиболее драгоценное его создание, он богообразие и является посредником между богом и миром;

- человек - существо не только материальное, но и духовное. Он способен не только понять и охватить микрокосм, который находится внутри него, но и признать наличие нематериального мира;

- цель жизни человека - совершенствование себя в направлении высших сил; только реализуя эту цель, человек может изменить мир к лучшему;

- одно из условий совершенствования человека, уподобления Богу - образование (светское и религиозное) и религиозное воспитание;

- каждый человек является абсолютной ценностью. Как объект, человек - совокупность трех составляющих: дух, душа и тело. Будучи иерархически - соподчиненными, они органически составляют единое целое и определяют жизнь каждого индивидуума в трех ведущих сферах: духовной, интеллектуально-поведенческой и психофизиологической.

Дух нематериален, поэтому неосязаем и невидим, является тем стержнем, тем системообразующим смысловым компонентом, который формирует человека, как единое целое, как личность, созданную по образу и подобию Божию. Это своеобразная вертикальная составляющая, координата бытия.

Душа постигается нами как совокупность сознательной (куда входит и подсознательное), эмоциональной и волевой сфер деятельности человека. Эти сферы взаимосвязаны друг с другом духовно-нравственными стержнями. При ослаблении духовно-нравственных связей, при «деформации» или «ломке» этих стержней, некогда гармоничная структура теряет целостность: возникают своеобразные «сдвижки блоков».

Тело - это внешняя физическая оболочка, в которой обитает душа, это физиологические составляющие, позволяющие человеку реализовывать свои жизненно важные потребности;

- помимо триединой данности, жизнь каждого человека имеет сокровенный смысл. В православии им является спасение, как конечная цель, так и путь к этой цели. В качестве цели, - спасение это соединение с Богом, являющимся также Абсолютом Бытия, Истиной и Любовью. Это соединение осуществляется посредством божественной энергии - благодати, преображающей человеческую природу. В результате, познавая Истину и Любовь, человек обретает подлинную свободу, которая выводит человека на иной план бытия. Достижение подлинной свободы осуществляется в соединении замысла и воли Творца со свободной волей человека. Свобода, являясь божественной категорией, дана также и человеку, как образу и подобию Творца. Утратив связь с Богом, человек утратит смысл бытия, а также и подлинную свободу.

- спасение человека может происходить через: осознание, мобилизацию духовно-нравственных сил, поиск пути, сам путь;

- в реальной жизни мы все, без исключения, находимся либо в бесцельном блуждании, либо в поиске, либо в преодолении этого пути длиною в жизнь. Любой путь становится легче, когда рядом находятся близкие люди. Преодолевая смертельно опасное расстояние, чужие друг другу люди становятся ближе, истинное воспитание есть процесс обоюдный, как для педагога, так и для ребенка и один есть для них Учитель - Господь Иисус Христос;

- дух, душа и тело существуют неразрывно, в своем единстве и противоположности, и, не будучи равнозначными, образуют иерархическую подчиненность, где во главе находится дух, как своеобразная формула бытия, как его вертикальное, иное измерение. Жизнь человека - это непрерывная борьба с самим собой, со своим телом, со своими страстями; это борьба Инстинкта и Духа, в которой Разум выбирает свою позицию, исходя из смысловых и волевых установок. Человек живет во всех этих ипостасях одновременно, он не может убрать какую-либо из своих составляющих, которые образуют целостную неразрывную систему. Именно поэтому нельзя воспитать Человека, не развивая в нем понимания, чувства и способности управления компонентами его бытия в их иерархической подчиненности:

- весьма важными составляющими бытия Личности является ее социальный и культурный аспекты. Они позволяют адекватно понимать, ориентироваться и органично включаться в современную жизнь.

Такое понимание цели и теоретической основы ее обоснования в анализируемых приютах были разработанные и собственные принципы организации воспитательного процесса. Они также могут быть представлены, будучи объединенными по группам. К общепедагогическим отнесены принципы, которые не расходятся с принятыми в социально-педагогической теории и реализуемыми светскими образовательными, воспитательными учреждениями на практике. Следуя логике А.В. Мудрика, назовем их: 1. Принцип гуманистической направленности воспитания, который предполагает последовательное отношение взрослых к ребенку, стратегию взаимодействия с ними па основе субъект-субъектных отношений, благодаря чему создаются условия для минимизации последствий неблагоприятных обстоятельств социализации детей-сирот, для достижения баланса между адаптированностью в обществе в будущем и обособлением в нем. 2. Принцип природосообразности воспитания, который предусматривает его организацию сообразно иолу и возрасту ребенка, культивирование определенных этических установок по отношению к природе и человеку. 3. Принцип культуросообразности воспитания, который ориентирует воспитательный процесс на приобщение детей к различным пластам культуры этноса. 4. Принцип вариативности социального воспитания и, прежде всего, той его идеи, которая ориентирует организаторов педагогического воздействия на детей на «признания наличия и правомерности индивидуальных целей человека наряду с целями коллектива, групп, возрастных и социальных слоев, общества в целом». 5. Принцип коллективности социального воспитания, реализация которого дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, помогает ему самоопределиться и самореализоваться, 6. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности, который предполагает, особенно применительно к своеобразию детей-сирот, воспитывающихся в православных приютах, помощь им в обогащении и совершенствовании собственной человеческой сущности. 7. Принцип диалогичности социального воспитания, который предусматривает, что «духовно-нравственная ориентация детей и в большей мере их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций». 8. Принцип незавершенности воспитания, следуя которому признается: каждый возрастной этап развития человека имеет самостоятельную индивидуальную и социальную ценность; в каждом ребенке сохраняется определенная потенциональная возможность изменения и самоизменения. Следовательно, в соответствии с этим принципом организация воспитательного процесса направлена на то, чтобы «...на каждом возрастном этапе каждый имел возможность «состояться заново»: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире, заново самоутвердиться».

Наряду с выше обозначенными общепедагогическими принципами воспитания, судя по имеющимся документам, в православных приютах для детей-сирот организуемый воспитательный процесс базируется на принципах православной педагогики, которые провозглашают: 1. Христоцентричность (в центре любой системы воспитания находится Личность Христа); 2. Доступности (требует, чтобы в воспитании виделись возможности воспитанников и не поднималась планка трудностей выше возможного); 3. Опережение нравственным воспитанием информационного образования (это означает, что в каждом акте воспитания должна решаться сверхзадача

- достижение единства ума, сердца и воли, должна реализовываться логика: в обучении от знаний через чувства к поступкам; в практической деятельности - от действий через понимание их смысла к сердечному отношению; в общении, в сфере чувств - от душевных движений через их действенное проявление к смыслу); 4. Организации реальной жизни по заповеди Христа; 5. Полноты жизни во Христе (целостности, когда сила человеческой души выражает себя в человеческой культуре: ум - в науке, воля - в нравственности, чувства - в искусстве.

Па соединении и конкретизации этих двух групп принципов выстраивались принципы социального воспитания детей-сирот в православных приютах. Рассмотрим это на примере Ковалевского православного детского дома, основными принципами деятельности которого являются: 1. Раздельное воспитание мальчиков и девочек. Это связано:

- с психологическими особенностями развития и становления личности мужчины и женщины;

- с тем, что дети были свидетелями аморального поведения близких родственников, либо сами пережили сексуальное насилие;

- с тем, что бурный рост в период полового созревания и проявляющиеся физиологические инстинкты, в силу задержки психического развития, не находят должного выхода и не контролируются со стороны интеллектуально - волевой сферы, что может привести к нежелательным последствиям в плане «сексуального просвещения», ярким примером чего служит ситуация в типовых детских домах (о чем не принято говорить в официальной практике);

- с тем, что излишнее общение с представителями противоположного пола служит причиной расторможенности, провоцирует агрессию и другие патологические проявления у детей, появление девочек вызывает реакцию и потребность неадекватного самоутверждения.

- Православный характер воспитания.

- Семейственность н традиционность, которые находят свое выражение в том, чтобы создать неповторимую обстановку Добра, дать воспитанникам чувство внутренней безопасности, которые являются признаками настоящей семьи.

- Принцип общественности, цель которого состоит в создании небольшого «островка», группы семей, людей, единомышленников.

Церковь имеет соборную природу, что означает единство в Духе и Истине во множестве свободных и целеустремленных личностей, которые, в свою очередь, и составляют общины, формируемые по географической принадлежности (приход, район, воинская часть и т.д.), или по корпоративной. Православная община является именно тем организмом, вне которого даже весьма сильному внутренне человеку практически невозможно сохранить неповрежденной систему положительных духовно-нравственных ценностей. Община является «большой семьей», заботящейся о своих членах, как много бы их ни было.

- Комплексность и индивидуализации воспитательного воздействия.

Принцип комплексности вызван тем, что у этих детей это особенно важно, поскольку их проблемы именно комплексные. Это и тяжелое духовно-нравственное повреждение, и психологическая травма, и нарушения физического развития, и педагогическая запущенность и связанные с этим проблемы обучения, и социальная незащищенность и объективное отсутствие возможности реализовать гарантированные законом права. Все это требует целенаправленной, комплексной работы духовника, педагогов и всех специалистов Детского дома, индивидуализации программ реабилитации и использования самого широкого спектра методов.

- Практическая ориентированность (адаптация к реальной жизни). Этому способствует семейная организация воспитания и система профессиональной и трудовой подготовки.

На базе целей и принципов рождается соответствующее содержание социального воспитания в православных приютах, которое представляет собой единство всех основных элементов, свойств и связей. Такими элементами, как показывает проведенный нами анализ, становятся, во-первых, медико-педагогическая и социальная адаптация детей-сирот, сохранение и укрепление их соматического здоровья, во-вторых, развитие социально-бытовых и коммуникативных навыков, в-третьих, создание благоприятных условии для осознанного выбора жизненной позиции, личностного, социального самоопределения, в-четвертых, формирование веры в Бога, себя, окружающих.

Реализовать данное содержание помогают разнообразные средства. Прежде всего, это режим дня и разнообразное, полноценное питание. В приюте для девочек при монастыре распорядок дня предполагает: подъем в 7.15, утренний туалет с 7.15 - 8.00, уборку, пение, завтрак, учебные занятия с учителями приюта и учителями школ; обед; послеобеденный отдых; пение, свободное время; ужин 19.30; свободное время, рукоделие; краткие вечерние молитвы; сон 22.00.

Примерное меню включает: на завтрак омлет, сыр, кофе с молоком или кашу рисовую молочную, яйцо вареное с майонезом, какао с молоком; кашу гречневую с соусом томатным или грибным, чай, конфеты, печенье; творожную массу с изюмом, макароны с томатным соусом, чай, молоко, конфеты, печенье. Па ужин подаются также каши, в течение дня - свежие фрукты (яблоки, апельсины, бананы, мандарины, киви, манго, грейпфруты, виноград, хурма, ананас, персики, сливы, гранаты), к чаю - сладости (конфеты, печенье, шоколад, варенье, орехи, пряники, булочки, вафли, постоянно свежий хлеб).

Отличаются разнообразием блюда, предлагаемые па обед: борщ, суп, вермишелевый, грибной, рыбный - на первое; макароны с сыром, консервами, картофельное пюре, овощное или мясное рагу и т.д. - на второе; компот, чай или молоко - на третье.

Средствами социального воспитания здесь являются разнообразные виды деятельности. В том же приюте для девочек-сирот при Богоявленско-Анастасиином женском монастыре сочетается учебно-познавательная, трудовая, эстетическая, общественно-полезная деятельности. Они осуществляются в специально оборудованных помещениях: в музыкальном, художественном, гладильном, швейном, медицинском классах, пекарне. В них девочки не только учатся рукоделию, проводят свое свободное время с пользой, но и формируют у себя все те необходимые навыки, которые им пригодятся в будущей самостоятельной жизни. Благодаря этому, как отмечает в своем интервью Матушка Игуменья Иннокентия, воспитанницы вырастают трудолюбивыми, доброжелательными, умеющими ухаживать за собой, за младшими детьми, больными сестрами, помогать нуждающимся.

В Ковалевском детском доме, где на воспитании находятся мальчики, лишившиеся родительского попечения, также в центре внимания находится, кроме учебной, трудовая деятельность, выполняющая одновременно функцию профессиональной ориентации. Здесь функционируют столярная мастерская, в которой изготавливаются окна, двери, мебель из массивов древесины; сельскохозяйственный комплекс, который включает огород в 10 соток у каждой семьи, 3 га пашни под посадку картофеля и кормовой свеклы для скота, мини-ферму, состоящую из коровника и свинарника; гараж и автослесарная мастерская.

Особое место в жизни этого православного приюта отводится физическому воспитанию. Мальчики имеют возможность заниматься борьбой, самбо и дзюдо, альпинизмом, футболом, хоккеем, туризмом, водными видами спорта, лыжами. Объясняется данное обстоятельство не только тендерными отличиями воспитанниками, но и тем жизненным негативным опытом, который имеется у старших мальчиков, денривации, через которую прошли младшие дети и которые наложили сильный отпечаток на их эмоционально-волевую сферу, экзистенциальные представления, социальные навыки, породили потребность в удовлетворении чувства безопасности, романтики и желание испытать себя в ситуации риска. Практически у всех этих детей определенные зоны отставания возникли достаточно рано, в дошкольном детстве, не были своевременно подвержены коррекции, усложнились на последующих этапах взросления. Сенсорный голод, плохая наследственность, обедненная жизненная среда проявляются еще и в недоразвитии невербального интеллекта. Для своего социального развития такие дети нуждаются в проблемных ситуациях, в деятельности, стимулирующей к анализу стечения обстоятельств, принятию самостоятельных и ответственных решении, к учету возможностей окружающих взаимодействию с ними, к умению рассчитывать собственные потенциалы. Создать такие ситуации в условиях приютов достаточно сложно. Поэтому, в Ковалевском православном детском доме широко практикуется организация походов. Как отмечает сам руководитель данного учреждения, протоиерей Андрей Воронин: «Когда мы начали водить детей в походы, то основной целью во-первых, было создание неформальной обстановки в общении, во-вторых, - преодоление «потребительства» и обучение основным навыкам самообслуживания, беседы о Боге, человеке и космосе приобретают совсем иную глубину. В сложных походах мы неожиданно для себя обратили внимание на один существенный факт: самый «тяжелые» дети удивительным образом адаптировались к непростым, в плане комфорта и выживания, ситуациям.

Оказывается, в экстремальных ситуациях число жизненно-важных задач сводится к минимуму, они становятся для них понятными. Наши «тяжелые» дети начинали на глазах раскрепощаться и удивительно уверенно вливаться в коллектив. Мы смогли по-новому посмотреть на некоторых наших воспитанников и пересмотреть наши педагогические методики и подходы ко многим из них. Теперь поход превратился из пусть трудного, но все же - отдыха, в кропотливую работу, где ставятся и решаются конкретные педагогические задачи. Результаты нас удивили. За 10 дней трудного похода мы добивались таких же результатов, как за 10 месяцев. В экстремальной ситуации человек чаще задумывается на темы окружающего мира, своего места в нем, о взаимоотношении с ближним, о самоотдаче и подвиге, о чести и мужестве. Многие наши дети прекрасно владеют альпинистскими навыками, спускались в суровые пещеры, проходили горные перевалы, совершают регулярные многодневные зимние походы на лыжах даже в 20-градусный мороз, с ночевками в палатках (не было даже насморка), походы под парусом и на веслах.

Включение детей-сирот во всех рассмотренных нами в ходе опытно-экспериментальной работы православных приютах в познавательную деятельность происходит в процессе обучения, несмотря на целый ряд объективных и субъективных трудностей. Они связаны, во-первых, с тем, что, до 80% детей-сирот страдают выраженными нарушениями физического и психического развития, в результате чего в обычных классах они неуспешны в учении, не уверенны в своих силах, изгои в межличностных отношениях. Многим таким детям, во-вторых, как утверждают психологи, свойственны: отсутствие познавательного интереса, несформированность учебных умений и навыков, небольшой запас слов, плохая память и некоторые другие трудности. Поэтому в одних приютах обучение осуществляется в домашней форме (Иоанна Кронштадского и при Троице-Сыпановом монастыре для девочек), в других - (Ковалевском детском доме для мальчиков) дети в зависимости от способностей учатся в школах города Нерехты и района. Последнее обстоятельство особенно значимо для успешной социализации воспитанников, так как позволяет снизить последствия нарушения тендерного баланса, сформировать адекватное ролевое поведение, расширить социальные контакты за счет общения со сверстниками из обычных семей.

Сочетание домашней формы обучения с посещением общеобразовательной школы позволяет реализовывать вариативные программы, обеспечивать индивидуализацию учебного процесса за счет использования гибких технологий.

Вся система социально-воспитательной работы в приютах базируется на православных идеях и сориентирована на использовании потенциалов, средств воздействия на личность ребенка. В частности, много времени отводится во всех без исключения приютах для духовных бесед с мальчиками и девочками, им дается возможность побывать в храме, еженедельно исповедоваться у священника; участвовать в богослужениях, украшении храмов перед религиозными праздниками.

Особый упор делается на создание островков целостной, религиозной культуры, поэтому воспитанникам не только нормы поведения в различных общественных местах, в храме, но и уделяется внимание интерьеру. В православном приюте для девочек созданы оптимальные жизненные условия: светлые просторные комнаты с удобной деревянной мебелью, столовая, кухня имеют все необходимое для приготовления пищи и хранения продуктов (новые электрические плиты, холодильники, автоматические комбайны для резки овощей); постирочные снабжены новейшими стиральными машинами; предусмотрены раздевалки, кладовки, удобные санузлы.

В приюте для мальчиков (в с. Ковалево) жилых и производственных помещениях размещены иконы, живые растения, вольеры с волнистыми попугайчиками, канарейками, аквариумы с рыбками и черепахами, картины с пейзажами, что способствует созданию атмосферы покоя, гасит излишнюю импульсивность у детей, снижает их раздражительность и агрессивность. Использование наряду с этим классической музыки, просмотра добрых фильмов, посещение выставок, совместного чтения религиозной литературы и светской классики, наблюдения за живой природой, уход за слабыми, больными, знакомства с лучшими произведениям и искусства - помогает развитию у детей творческого потенциала, социального интеллекта. Наличие домовой церкви, паломнические поездки по святым местам, помощь в организации и проведение богослужения являются теми средствами позитивного педагогического влияния на детей, лишившихся семьи, которые позволяют преодолеть им внутренние и внешние преграды на пути социального развития.

Детальный анализ быта, содержания жизнедеятельности в изучаемых приютах убедил нас в том, что при наличии многих общих моментов, в них имеются и существенные отличия. Например, Невский православный детский приют для мальчиков, базируется на идеях приемной семьи. К моменту попадания в него дети воспитывались в сиротских интернатах. Дети и воспитатели живут на равных правах с приемными мальчиками. Семья полностью строится на православных принципах, а принятые в этот приют дети до того были прихожанами церкви, занимались в воскресной школе. Следовательно, в этот приют были переведены те воспитанники Нейской школы-интерната, которые уже вели православный образ жизни. Решение ими было принято осознанно и самостоятельно. Они считают, что только такая семья даст им уверенность в сегодняшнем и завтрашнем днях, позволит реализовать поставленные каждым цели.

В приюте для девочек Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, где на сегодняшний день воспитывается 20 детей (из социально неблагополучных семей), проблема создания семейнообразности отношений решается за счет заботы, внимания сестер-монахинь, их чуткого отношения к проблемам детей, терпеливого формирования у девочек хороших привычек беседами, чтением, нравственными примерами из жизни исторических личностей. Аналогичный подход наблюдается и в деятельности приюта при Троице-Сыпановом женском монастыре.

В приюте для мальчиков в селе Ковалево мы сталкиваемся с другой трактовкой семейноориентированности в организации социального воспитания детей-сирот, так как авторы реализуемой концепции считают православную семью важнейшим фактором социализации ребенка, формирование у него духовности. Ими разделяется и точка зрения И. Песталоцци о том, что сила семейного воспитания в отношениях близости между взрослыми и детьми, в том, что оно происходит в процессе жизни. Ведь из своих отношений к отцу, матери, своего опыта взаимодействия с братьями и сестрами, ребенок усваивает свои первые обязанности перед обществом. В семье под влиянием принятых здесь принципов, ценностей и уклада, воспитывается твердость характера, чувство любви и заботы, ответственность и дисциплинированность. Когда И. Песталоцци создавал приют для беспризорных детей в Станице, он пришел к выводу, что, во-первых, не следует противопоставлять общественное и семейное воспитание, во-вторых, если у ребенка не сохранились связи с семьей, то в процессе общественного воспитания следует использовать как можно больше элементов и средств, повторяющих семью. Поэтому дети приюта распределены по семейно-воспитательным группам с постоянным составом детей и педагогов, в каждой из которых 7-8 детей и 3 воспитателя. Такая численность группы соотносится с результатами исследований психологов, которые считают, что при меньшем количестве детей в группе не возникает устойчивых связей, а при большем группа распадается па более мелкие и единства также не возникает.

Все дети в семье разного возраста - от 3 до 16 лет. Это помогает моделировать условия реальной многодетной семьи: между детьми появляются действительно братские отношения, когда старшие заботятся о младших, вместе выполняют работу по дому. Состав детей в семьях не случаен. Важным условием для включения новичка в состав семьи является согласие педагогов и всех детей той семьи, в которую ребенок поступает.

Каждая семья строго индивидуальна и уникальна. Уникально все: планировка квартиры (нет ни одной одинаковой), состав педагогов (с их опытом, их знаниями), интересы детей, их предпочтения, любимая еда, домашние животные, - все то, что составляет неповторимый стиль, определяющий само понятие «семья».

Каждая семья имеет свой бюджет, который рассчитывается, исходя из среднего прожиточного уровня в Костромском регионе, и не может быть меньше государственных норм обеспечения. Педагоги вместе с детьми планируют расходы, решают, что нужно и можно купить. Дети, помимо ежедневной работы по дому, огороду, разнообразных послушаний имеют также возможность самостоятельно заработать немного денег на оплачиваемой работе.

Жизнь в рамках семей естественным образом ежедневно погружает детей во все многообразие и переплетение бытовых и социальных проблем, формирует мотив к их преодолению. Дети должны сами делать уборку, помочь старшему (или самостоятельно) приготовить обед, вымыть посуду, постирать, погладить и заштопать свои вещи, вскопать грядку, посадить и ухаживать за овощами, помогать на ферме, сделать какие-то небольшие, но полезные вещи из дерева в столярной мастерской. Они могут написать заявление, сделать покупки в магазине (и обязательно взять товарный чек, чтобы можно было отчитаться), сделать телефонный звонок и еще много вещей, так необходимых в сегодняшней жизни. Все это, вместе с системой обязательного общественно полезного и оплачиваемого труда позволяет действительно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни.

В итоге, как показывают результаты проведенного нами исследования, во-первых, у детей имеется чувство дома - своей территории, где есть только близкие и родные люди; есть свой уголок и свои (только свои) вещи; есть чувство безопасности - братья и «мама» всегда помогут; а если еще вспомнить про походы, про спортивные занятия, про ежедневный труд... Каждый из этих компонентов способствует росту Личности, способной и за себя постоять, и другим помочь в трудную минуту. Жизнь трудна, часто опасна, и выжить в ней может не каждый. Это придает нам уверенности, что «у наших детей больше шансов победить в борьбе с труднейшими обстоятельствами в том самом бушующем море жизни, из которого они попали на время в тихую гавань, и из которой, оправившись и возмужав, им предстоит окунуться вновь в свирепую стихию бытия». Во-вторых, в мини-сочинениях дети пишут: «Я теперь могу сам...», перечисляют, что они могут выполнять самостоятельно:

- приготовить обед;

- помыть посуду;

- сделать уборку в комнате;

- постирать свои вещи;

- вскопать грядки;

- посадить овощи и их вырастить;

- сделать парник;

- ухаживать за животными.

А один мальчик сказал так: «Да все могу. Мне бы свой домик да материалы. Все бы сделал своими руками».

Таким образом, анализ опыта функционирования современных православных приютов показывает:

- в них на воспитании находится небольшое количество детей для того, чтобы успешно вести индивидуальную коррекционно-развивающую работу и ресоциализацию воспитанников;

- они устроены по типу семейного учреждения, для того чтобы компенсировать детям такой важнейший отсутствующий в их жизни фактор социализации, как семья;

- ядром воспитательной работы становятся духовность и нравственность. Первая трактуется как устремленность личности к избранным целям, ценностным характеристикам сознания; вторая - как совокупность общих принципов поведения людей по отношению к обществу и друг к другу.

Признается, что духовность имеет рациональный и иррациональный компоненты, требует использования как педагогических средств, обращенных к разуму, так и к эмоциям. Результатом процесса духовно-нравственного воспитания считаются сформированные у детей такие качества как: целеустремленность; твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях; настойчивость и последовательность в собственных действиях; ровность по отношению ко всем людям; рассудительность, самообладание; эмоциональная отзывчивость; терпеливость; достоинство; энергичность; ответственность;

- ядром транслируемых ценностей, влияющих на интеллектуальную, эмоционалыю-мотивацнонную сферу личности являются Истина, Добро, Красота, Служение;

- воспитание базируется на тендерном подходе. Например, в православном детском приюте Праведного Иоанна Кронштадтского для девочек при Богоявленско-Анастасиином монастыре акцент делается на создание условий для освоения воспитанницами музыкальной грамоты, навыков швейной, художественной, граверной, пекарской, медицинской работы. В Ковалевском детском доме для мальчиков внимание уделяется труду на приусадебном и подсобном хозяйстве, в мастерских, занятиям спортом (самбо, дзюдо), в том числе и экстремальными видами - (альпинизмом, скалолазанием), - информационному образованию.

Особая роль в реализации данных задач принадлежит приютам, в том числе и православным, социальному воспитанию в них.

Социальное воспитание рассматривается как специально организованная деятельность, направленная на приобретение и расширение детьми социального опыта, его сущность как создание благоприятных условий жизнедеятельности и оказание индивидуальной помощи ребенку без семьи таким образом, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями.

К его функциям в православном приюте мы относим - информационную (вооружение социально ориентирующими знаниями), - смыслообразующую (способствование выбору идеала, цели и определению личностных смыслов), - коммуникативную (формирование опыта социального, межличностного взаимодействия), - ресоциализирующую (восстановление социального статуса, личностного самоощущения).

Используя системный анализ, метод экспертных оценок, приемы моделирования и реконструкцию, мы представляем модель социального воспитания в православном приюте, которая будет включать целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Целевая составляющая такой модели предполагает обеспечение ребенку доступа ко всем сферам духовного опыта (И.А.Ильин), которое позволяет ему преодолеть средовую дезадаптацию, успешно осуществлять в будущем трудовую, бытовую, общественную и профессиональную деятельность в соответствии со своими индивидуальными особенностями.

Содержательный компонент рассматриваемой модели включает направления, способы, средства социально-воспитательной деятельности.

Первое из них - быт приюта как воспитательной организации, то есть уклад повседневной жизни (А.В. Мудрик), неотъемлемая часть культуры, включающая предметно-пространственную среду, сложившиеся традиции, режим жизнедеятельности, нормы этикета. Содержательно это направление обеспечивается, во-первых, такими элементами уклада как обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок, которые базируются на православных ценностях, заданы кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту, труде, содержат в себе переходящие из поколения в поколение способы передачи требуемых форм поведения, образ мыслей, нормы и привычки; во-вторых, коммуникативным пространством приюта, которое складывается из сети взаимоотношений и способов взаимодействия, включает безопасный диалог между сверстниками, младшими воспитанниками, взрослыми (учителями, сестрами, духовными наставниками), характеризуется «сердечными чувствованиями», добротолюбием, предусматривает организацию взаимодействия, направленную на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы по самообслуживанию, во церковлению, обучению.

Другое направление - духовно-нравственное развитие - реализуется в процессе адресных мероприятий, связанных, во-первых, с внутренней жизнью приюта, во-вторых, с событиями в окружающем конфессиональном социуме, которые формируют образцы-символы, ориентиры для поступков в типичных ситуациях повседневности.

Третье направление - социально-педагогическое - опирается на физическое, психическое и социальное состояние детей, лишившихся семьи, приобретавших жизненный опыт при неблагоприятном стечении обстоятельств. Оно включает медико-психолого-педагогическое сопровождение, которое подразумевает диагностирование воспитанников, разработку целостной программы воспитательно-образовательной деятельности, построенной на совокупности общего (для всех), особенного (для определенного возраста и категории) и единичного (индивидуальный маршрут).

Социальное воспитание данной категории несовершеннолетних в приюте базируется на сочетании как принципов православного (ненасилия, своевременности, единства педагогических влияний, личностности, антропологичности), так и сугубо социального (дополнительности, культуросообразности, центрации) воспитания.

Средствами социального воспитания в православном приюте являются: обучение, природа, искусство, труд, общение, спорт.

К способам такого воспитания относятся: встречи с религиозными людьми, чтение художественной литературы - знакомство с образцами жертвенной ответственности, паломнические посещения религиозных центров, участие в богослужении и религиозных праздниках, уходе за младшим и больными сестрами, приготовление предметов для украшения храма, жилища, работа в воскресной школе.

Процессуальный компонент анализируемой модели включает адаптацию ребенка к новым условиям жизнедеятельности, его погружение в специфику быта, отношений, ролей, закрепление нового мироощущения, стимулирование самоорганизации жизни и деятельности.

Результативный компонент предусматривает отслеживание изменений, определение затруднений и эффективности вносимых дополнений. Критериальными сферами являются: когнитивный (объем, точность знаний), мотивационпый (отношение к происходящему, удовлетворенность, побудительные факторы действий), волевой (сформированность локус контроля), экзистенциональный (представления о смысле жизни), действенно-практический (сформированность социальных умений и навыков, самостоятельность, способность к принятию решений, готовность к действиям в соответствующей ситуации).

Реализация этой модели социального воспитания в православном приюте достигается при соблюдении ряда условий: сочетание светского и религиозного элементов, социально-бытового и ценностного ориентирования; физического, нравственного и социального закаливания; базируется на идеях семейнообразности и открытости.

 

АВТОР: Полоцкая Е.В.