09.03.2012 8085

Философские аспекты использования информационных и компьютерных технологий в сфере образования

 

Актуальность рассмотрения оснований компьютеризации на философско-методологическом уровне, прежде всего анализ отношений «человек-компьютер» в различных педагогических ситуациях не вызывает сомнений. Такой анализ необходим потому, что он направлен на обоснование общих мировоззренческих установок в исследовании многообразных возможностей применения компьютерной техники в сфере образования.

Подчеркивая важность разработки философских проблем компьютеризации, Г.Л. Смолян пишет, что вычислительная техника в наши дни глубоко проникает в структуры человеческой деятельности, преобразует содержание и характер труда и обучения, по-новому ставит проблемы развития человеческого интеллекта и личности, оказывает серьезное влияние на мировоззрение людей и идеологические концепции, порождает новые способы и формы организации научных исследований. Вот почему социально-философские и философско-методологические аспекты развития электронной вычислительной техники заслуживают пристального внимания. Это требование относится к разным отраслям научных знаний, в том числе и педагогической науке, отражающей сущностные характеристики предметной области своего исследования - педагогической деятельности.

Интеграция педагогики, науки по своей сути общественной, не только с другими общественными науками (социологией, психологией, логикой, этикой, эстетикой и т.д.), но и с науками естественными, техническими - ведущая тенденция совершенствования системы научно-педагогических знаний. Указанная тенденция просматривается и при изучении проблемы взаимодействия человека с компьютером в сфере образования, которая при всей своей самостоятельности и важности является, по существу, лишь частью более общей социально-философской проблемы «человек-машина» - центральной проблемы современной научно-технической революции. При этом категория «машина» носит собирательный характер, обозначая любые технические устройства, использующиеся в качестве средства повышения эффективности целесообразности человеческой деятельности.

В условиях ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса, усиления внимания к комплексу вопросов, связанных с трактовкой роли и места человеческого фактора в интенсификации общественного производства, все более актуальной является проблема прямой и непосредственной взаимосвязи педагогических и собственно технических факторов. Эта взаимосвязь находит свое отражение в процессе взаимодействия человека с компьютерной техникой - высшим проявлением технизации общественно полезной человеческой деятельности.

Усиление взаимодействия общественных, естественных и технических наук подчеркивает значимость системы философских знаний, составляющих ядро интегративных, междисциплинарных форм познания и оказывающих решающую роль на понимание процесса сближения наук о природе и обществе, на развитие техники.

Непосредственным методологическим ориентиром взаимодействия наук о человеке и технике служит философский принцип всеобщей связи и взаимозависимости предметов и явлений объективной действительности. С диалектико-материалистической точки зрения, способность вещей, объектов, явлений, процессов, часто качественно глубоко различных, к разнообразным взаимодействиям, как проявление принципа материального единства мира, утверждающего наличие законов, которые распространяются на разные по своей природе объекты.

Вместе с тем диалектическая логика требует, чтобы наряду с констатацией принципиальных различий между трудовой деятельностью человека и функционированием разнообразных машин были выявлены и объективно существующие аналоги между интеллектуальными и физическими процессами, сопровождающими трудовую деятельность человека, и процессами, протекающими в машинах. Более того, жизнь требует создания таких концепций, которые позволили бы рассматривать человека и машину с единой позиции, отнюдь не означающей, однако, что при этом стираются всякие качественные различия между человеком и роботом. «В строгом смысле слова, ни одна машина, даже самая совершенная, не трудится и не может трудиться. Она лишь является орудием труда, с помощью которого человек воздействует на природу, изменяя последнюю сообразно заранее поставленной цели. Каких бы замечательных успехов не достигла техника, какие бы удивительные автоматы не создавались, труд всегда был и остается сознательной деятельностью человека, а человек - субъектом труда». Вполне естественно, что функции машины как орудия трудовой деятельности человека существенно меняются по мере усложнения труда и совершенствования самих машин. Интеллектуализация труда практически во всех отраслях общественного производства, существенное повышение роли управленческой деятельности и процесса принятия оптимальных управленческих решений, непрерывно возрастающие требования к результативности и доказательности научных исследований обостряют проблему избирательного поиска, обработки, хранения и оперативного представления потребителям самой разнообразной информации. Именно это обстоятельство оказало решающее влияние на расширение интеллектуальных возможностей машин, создание быстродействующих компьютеров на базе самой современной электронной техники.

Решение социально-философских проблем компьютеризации в сфере образования, в связи с проникновением в эту сферу идей, методов и технических средств информатики - задача тем более актуальная. Речь идет не только о технических характеристиках компьютера - их быстродействии, объеме памяти, надежности и т.д., а, прежде всего, об эффективности использования компьютерной техники в педагогической, по своему существу социальной, практике.

Выдвигая это положение и подчеркивая его важнейшее методологическое значение для педагогической науки, следует вместе с тем обратить внимание на то, что попытки прямого переноса тех или иных философских концепций, общенаучных методологических принципов и особенно методов и методик, заимствованных без должной, собственно педагогической интерпретации из смежных отраслей знаний и привнесенных в педагогику непосредственно, оказываются чаще всего недостаточно эффективными. Сама жизнь, повседневная педагогическая практика, как правило, отвергает те или иные механически заимствованные из других наук новшества, проникшие в педагогику без должного основания правомерности их использования для решения специфических педагогических проблем. Поэтому целесообразно исследовать философские проблемы компьютеризации в сфере образования более продуктивным путем: отталкиваясь от потребностей педагогической науки и практики и учитывая специфику многоплановой педагогической деятельности.

Такой подход предопределяет последовательность рассмотрения соответствующих вопросов: прежде всего, необходимо выявить сущность и основные направления педагогической деятельности, а затем попытаться обосновать в принципиальном плане, на философско-методологическом уровне, возможности эффективного взаимодействия человека с компьютером на каждом из обозначенных направлений.

Категория «педагогическая деятельность» адекватно отражает соответствующие педагогические реалии в трех предметных областях. Во-первых, это традиционно понимаемый учебно-воспитательный процесс, в котором педагог-практик, учитель, в повседневной целенаправленной педагогической (учебно-воспитательной) деятельности осуществляет свои социальные функции.

Во-вторых, это сфера научно-исследовательской деятельности педагогов-ученых, занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.

Наконец, третья область педагогической деятельности охватывает сферу педагогического управления на разных его уровнях - от управления отдельным учебным заведением до управления системой народного образования в целом или ее подсистемами.

Также категория «педагогическая деятельность» охватывает и ту сферу педагогической действительности, которая связана с развитием самой науки педагогики. Дело в том, что совершенствование педагогической науки в целом и важнейших компонентов ее логической структуры (оснований, теорий, законов, закономерностей, категорий, понятий, принципов, методов, идей, фактов) отнюдь не спонтанный, саморазвивающийся процесс. Этот процесс, несомненно, является управляемым и именно поэтому требует организации специальной педагогической деятельности науковедческого характера, направленной на изучение современного состояния педагогики, ее взаимоотношений с внешней средой, интегративного (междисциплинарного) взаимодействия с другими науками, перспектив развития в будущем с учетом социально-экономических, научно-технических, производственных, психологических, собственно педагогических и ряда других факторов.

Необходимо отметить, что решение непреходящей по своей научной и практической значимости, но существенно обострившейся в настоящее время (в условиях ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса) проблемы оптимизации и интенсификации педагогической деятельности, независимо от конкретной сферы ее приложения, органически связано с решением задачи всестороннего, надежного и оперативного информационного обеспечения этой деятельности.

Таким образом, в сфере учебно-воспитательной деятельности компьютер выступает и как средство обучения (воспитания, развития) и как объект изучения, а общая социально-философская проблема «человек-компьютер» фактически сводится к выявлению взаимоотношений «учитель-компьютер», «ученик-компьютер» и, что следует отметить особо, «учитель-ученик» в условиях компьютеризации обучения.

При рассмотрении информатизации образования появляются такие термины, как компьютеризация и информатизация.

Компьютеризация - это внедрение компьютеров в некоторую область деятельности человека, сопровождающееся заметной перестройкой этой деятельности под воздействием компьютеров.

Информатизация - это построение информационного общества, усиление роли достоверного, исчерпывающего и опережающего знания во всех областях человеческой деятельности. Компьютеризация является одной из главных частей более широкого процесса информатизации общества. Вместе со всемерным развитием систем связи она служит технической основой информатизации общества.

Уровень информатизации общества в настоящее время является одним из основных критериев оценки степени развития государства, важнейшим фактором его экономического, политического и военного могущества. В связи с этим, ведущие страны мира придают созданию информационной индустрии и использованию современных средств информационных технологий исключительно большое значение, направляя на решение этих задач громадные ресурсы и усилия.

Еще недавно, окончив общеобразовательную школу, выпускник вступал в мир, меняющийся довольно медленно. Сегодняшний день требует дать школьникам такое образование, которое подготовит их к жизни в условиях информационного общества и меняющегося мира, причем это касается и личной, и профессиональной сфер их жизни. И поскольку компьютер и средства новых информационных технологий сегодня повсюду воспринимаются как неотъемлемая часть жизни, важно, чтобы они сыграли роль и в самом процессе образования. До недавнего времени немногое из того, что предполагалось в практике использования компьютеров, имело сколько-нибудь прямое отношение к процессу обучения. Поэтому введение в школах курса основ информатики и вычислительной техники надо считать лишь первым шагом к информатизации образования. В настоящее время информатика, информационные технологии, Интернет-технологии должны активно использоваться в преподавании, изучении конкретных дисциплин и в управлении образованием.

Под информационной технологией понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Новые информационные технологии в образовании - технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении этой техники и специального программного, информационного и методического обеспечения.

Информатизация образования - процесс подготовки граждан к жизни в условиях современного информатизированного мирового сообщества и повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и другой информационной техники.

Информатизация образования является составной частью и необходимым условием информатизации российского общества.

Бурное развитие вычислительной техники, начавшееся с 50-х годов текущего столетия, оказало чрезвычайно существенное влияние на все сферы жизни общества, которое, несколько метафорично, стали называть уже не индустриальным, а информационным и в связи с этим перед образованием были поставлены следующие задачи:

- подготовка специалистов для работы с вычислительной техникой;

- подготовка всего населения к жизни и работе в новых условиях;

- использование возможностей компьютеров и информационных технологий для повышения эффективности обучения.

Первые вычислительные машины появились в США в 1944-46 годах, в нашей стране - в начале 50-х годов. С этого времени началось проникновение компьютерной технологии в образование.

В 60-х и 70-х годах преподавание основ информатики и вычислительной техники осуществлялось в средних общеобразовательных школах на уровне факультативных курсов. Тогда же сформировались и первые центры, занимающиеся проблемами компьютеризации образования в Москве, Новосибирске, Свердловске (Екатеринбурге), Ленинграде (Санкт-Петербурге), Омске. В основном обучение там было направлено на освоение профессии программиста. Появление в конце 70-х годов персональных компьютеров послужило предпосылкой массового проникновения средств вычислительной техники во все сферы общественной жизни и производства. Тогда же в развитых странах Запада началось активное оснащение компьютерами системы образования.

На коллегии Министерства Образования Российской Федерации, посвященной вопросу о ходе реализации Программы информатизации в Российской Федерации, отмечалась важность видов работ по отбору технических средств, предназначенных для реализации процесса информатизации образования. В этом плане предлагается создание Совета по отбору и сертификации средств информационных технологий.

Программно-методическое обеспечение является также одним из основных факторов, определяющих информатизацию образования. Педагогическая ценность и качество педагогических программных средств зависит от того, насколько полно учитывается при их разработке комплекс психолого-педагогических требований, предъявляемых к ним.

К основным направлениям развития информатизации образования относится разработка программного обеспечения управления образованием на уровне федеральной и региональной программ.

Информационная культура педагогов, знакомство их с потенциальными возможностями средств информационных технологий и умение использовать их в учебном процессе - еще один важнейший фактор информатизации процесса обучения. Принято выделять три уровня при общенности человека к миру информатики и вычислительной техники: компьютерную осведомленность, компьютерную грамотность и информационную культуру.

Компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере.

Что же такое информационная культура? Под культурой общества понимают совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности.

Одним из важнейших компонентов культуры вообще сегодня становится информационная культура.

Информационную культуру следует рассматривать как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.

В каждом из устройств и систем, созданных человеком происходят процессы сбора обработки информации. Появление персональных компьютеров послужило началу революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция затрагивает и преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальные сферы жизни. Процесс перехода от индустриального общества к информационному охватил сегодня все развитые страны. Центральное ядро этого процесса составляет обработка информации с помощью средств новых информационных технологий.

Информация может представляться в различном виде: числовом, графическом, музыкальном, звуковом, текстовом и т. д. Понимание сущности понятия информации является важнейшим компонентом информационной культуры человека.

Информационная культура - это умение решать задачи на персональном компьютере, общаться друг с другом и представлять людям информацию в различных формах.

Информационная культура - это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на персональном компьютере, подобно тому, как истинно, грамотный человек может свободно читать и писать.

Выделяют совокупность обязательных умений и навыков педагога, которые определяют его информационную культуру, необходимую для эффективного применения средств новых информационных технологий в учебном процессе. Педагог должен стремиться к возможно более полному использованию персонального компьютера и других средств информационных технологий, имея в виду различные аспекты их применения.

Информационная культура педагогов должна обеспечивать им реальную возможность использовать информационные технологии в обучении различным предметам вузовского цикла и в управлении образования.

Еще одним важнейшим фактором информатизации образования являются работы по созданию единого информационного пространства Российской Федерации. В этом плане к концу 1994г.:

- Телекоммуникационная сеть «Информообразование», созданная на базе института информатизации образования МО РФ, осуществляла передачу информационной почты в сто процентов 36 субъектов РФ;

- Республиканским институтом повышения квалификации работников образования МО РФ отработан механизм наполнения и распространения по телекоммуникационным каналам связи банка педагогической информации;

Обмен информацией по электронной почте получил широкое распространение в образовательных учреждениях и органах управления образованием большинства субъектов РФ; в ряде городов (Москва, Пермь, Рязань и др.) были созданы мощные узлы образовательной телекоммуникационной сети; в целях стимулирования создания таких узлов связи Рязанским ГПУ было разработано программное обеспечение образовательного телекоммуникационного узла, которое Мин.образование России предлагает бесплатно распространить среди органов управления образованием субъектов РФ.

Компьютерная связь появилась чуть более 20 лет назад, и почти сразу начались попытки ее использования в образовании. За рубежом с помощью компьютерных коммуникаций школы получали доступ к большим Электронно-вычислительным машинам в научных центрах. В 1985 году Ы.Л. Садовская связывала посетителей Выставки Достижений Народного Хозяйства через компьютер, установленный в Выставочном Центре Сибирского отделения Академии Наук, с учениками школы №165 в Новосибирске.

В первой половине 80-х годов появились первые проекты регулярного общения через компьютерную сеть учащихся разных стран. Исследования показали, что специально организованная, совместная работа учащихся в сети может дать необычайно высокий педагогический эффект. В настоящее время выделено несколько видов совместных учебных проектов, которые позволяют плодотворно использовать учебный потенциал глобальной компьютерной коммуникации. Под учебным проектом понимается организационная работа, которая ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов, Можно предложить шесть видов проектов:

- обмен локальными решениями общей проблемы;

- проведение совместных наблюдений;

- изучение общего и особенного;

- подготовка совместных публикаций;

- участие в игровых имитационных моделях;

- выполнение уникальных совместных проектов. Распространение учебных компьютерных сетей только начинается. Школы в России могут использовать учебные компьютерные сети развернутые на Западе или создавать свои собственные сети. Отметим, что учебные компьютерные сети являются средством объединения учителей и учащихся разных

стран, естественным средством повышения квалификации Учителей, подготовки высококвалифицированных педагогических кадров.

К сожалению, в России компьютерные сети не получили столь большого распространения как на Западе. Это связано с низким качеством каналов связи в России, отсутствием рынка потребителей услуг глобальных сетей. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать глобальная сеть циркулярной передачи информации «ТВ-Информ», которая позволяет на основе дополнительного уплотнения сигналов изображения организовать в ТВ-вещательных сетях высокоскоростные и надежные каналы распространения цифровой информации. «ТВ-ИНФОРМ» может стать основой новой Всероссийской информационной среды для образования. Программа «Информ-образование», базирующая на «ТВ-Информ», имеет лицензию Министерства образования РФ. Рассматриваемая сеть позволяет:

- оперативно получать абонентам нормативно-методические документы системы образования;

- получать учебно-методические материалы, педагогические инновации и новые информационные технологии, предназначенные для системы образования;

- получать информацию о проводимых конференциях, семинаров, конкурсов и т.д. в области педагогических технологий;

- возможность формировать персональные банки данных по проблемам педагогики и образования, осуществлять ретроспективный поиск и многократное использование полученной информации;

- организовывать обмен информацией между различными учреждениями отрасли.

С середины 1994 года Министерство образования РФ начало переходить на полное информационное обеспечение отрасли образования в основном через программу «Информ-образование».

Сеть передачи информации «Информ-образование» организована по инициативе института информатизации образования (ИНИНФО) совместно с акционерной компанией «ТВ-Информ».

В основе будущего человечества лежит концепция взаимосвязанного всемирного сообщества, объединения научных знаний и практического опыта в единое целое.

Для успешной реализации, усилий направленных на формирование глобальной информации, в которой будет существовать общество, ориентированное на информацию, необходимо создание инфраструктуры связи, предназначенной для развития образования. Большую роль в этом направлении играют компьютерные коммуникации, создание образовательных телекоммуникационных сетей. Появление этих сетей в образовании изменяет учебный процесс в двух направлениях:

- для каждого ученика и учителя становятся достоянием информационные и технические возможности, которыми обладают научные и методические центры всего мира;

- возрастает вовлеченность в информационные процессы учеников и учителей, что позволяет сделать преподавательскую, ученическую деятельность намного активнее и эффективнее.

В качестве примера образовательной телекоммуникационной сети можно привести сеть Internet, в рамках которой выделяются следующие секторы:

- Изучение математики, физики, химии.

- Изучение истории и мировой культуры.

- Изучение языков.

- Психологическая служба.

- «Лого» в обучении.

- Сетевые проекты.

- Административная работа.

Компьютерные коммуникации способствуют созданию условий формирования в Российской Федерации единого информационного образовательного пространства.

Для проведения комплексной диагностики обучаемых и выявления профессионально-значимых качеств личности можно использовать тестирующие компьютерные программы. Например, тест Кэттелла (определение 17 качеств личности), тест О'Лири (определение направленности личности), тест Томаса (определение направленности поведения в конфликтных ситуациях), тест на определение организаторских способностей. С помощью этих тестов можно проследить личностные изменения обучаемого.

Для определения «пробелов» и закрепления знаний студентов по разделам курсов математики можно применять обучающе-контролирующие программы, в содержательную часть которых входят вопросы для проверки знания определений базовых понятий. Все эти программы могут быть доступны с помощью Интернет - технологий. В качестве примера можно привести сайт Центра тестирования «Гуманитарные технологии» Московского государственного Университета, который предлагает прохождение тестирования (проф.ориентационное тестирования, репетиционное - подготовка к Единому Государственному Экзамену, выше перечисленные формы психологического тестирования).

Без использования информационных технологий трудно решить сложные задачи разработки педагогического мониторинга, которые в этом случае выступают как мощные инструментальные средства разработки информационной системы. Под педагогическим мониторингом понимается такая форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, которая обеспечивает непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогноза развития этих педагогических систем.

Рассмотрим более подробно технологию использования компьютеров и других средств информационных технологий при создании педагогического мониторинга в условиях многоуровневого высшего педагогического образования.

Сбор, хранение, обработку информации, организацию информационных потоков, связанных с деятельностью вуза по реализации многоуровневого высшего педагогического образования можно эффективно осуществлять, используя информационную систему вуза. Возможности современных средств информационных технологий позволяют максимально автоматизировать информационную деятельность педагогического вуза. Информационную систему педвуза можно построить на основе автоматизированных рабочих мест (АРМ), реализующих следующие функции:

- сбор, хранение и обработка информации необходимой для управления учебного процесса с помощью учебных планов, реализующих гос. стандарты образовательно-профессиональных программ, эффективный доступ к этой информации, подготовка учебных планов;

- создание и хранение, возможность корректировки образовательно-профессиональных программ базовых, смежных и дополнительных специальностей;

- формирование базы учебно-методического и научного обеспечения по дисциплинам;

- создание базы по содержанию и организации самостоятельной и индивидуально-творческой деятельности студента;

- оперативный доступ к разработанным базам данных;

- доведение до объектов управления соответствующих управляющих воздействий.

Таким образом, для эффективной организации информационных потоков, связанных с деятельностью вуза по реализации многоуровневого педагогического образования, оперативного доступа к базам данных и знаний по этой проблеме необходимо использование современных компьютерных коммуникаций, развития компьютерных телекоммуникаций в образовании. В педагогическом вузе кроме локальной компьютерной сети, связывающей все информационные мощности должна быть электронная почта, другие средства компьютерных коммуникаций, позволяющие создать единую образовательную инфраструктуру.

 

АВТОР: Потехина Е.В.