09.03.2012 18570

Использование художественной литературы в процессе формирования эстетического вкуса у детей

 

Искусство отражает объективный мир, природу и человека, как часть природы, поступки, мысли, чувства людей, их отношения, условия жизни. Все это является источником эстетического познания и эстетической оценки. Самое главное в искусстве, по словам Б.В. Сафронова, это душа человека, его внутренний мир, его мысли, чувства, настроение. «Содержание искусства - это действительность, увиденная глазами художника и обобщенная, показанная в свете определенных эстетических оценок, эстетического идеала. Содержание искусства - это единство объективного и субъективного, реального мира и отношения к нему художника». Именно поэтому значение искусства столь велико в процессе формирования эстетического вкуса.

Конкретно-чувственная, вещная природа мышления в искусстве позволяет ребенку добывать новые знания об уже известных вещах; изображенные предметы в искусстве есть в известном смысле его открытие. Искусство возвращает вещам мира первозданную прелесть, и здесь познавательная его функция смыкается с воспитательной. То есть оно прежде всего создает нашу чувственную природу, учит человека по-человечески воспринимать мир. М. Пришвин так пишет о познавательном искусстве в книге «Весна света»: «Искусство становится как бы призмой цивилизации между глазом человека и природой. И он воспринимает мир не равнодушно, а активно, будучи воспитанным искусством». Итак, для восприятия искусства нужна активная познавательная деятельность детей.

Воспитующее воздействие на людей - вторая сторона цели искусства. Искусство формирует определенный строй чувств и мыслей читателя, зрителя, слушателя, и в этом смысле оно почти незаменимо другими формами общественного сознания, хотя каждая из них тоже оказывает воспитующее воздействие на человека. «Искусство действует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, куда искусство не может проникнуть своим влиянием». В произведениях искусства художественный образ, отражающий жизнь, заключает в себе мысли и чувства художника, которые всегда воплощаются в определенном материале. Для того, чтобы почувствовать красоту, необходимо знать сущность предметов и явлений действительности. Поэтому не нужно представлять себе эстетическое воспитание как нечто не связанное с развитием ума, познавательной способности человека. Красота требует понимания знаний её законов: закона соответствия формы содержанию, закона меры, закона гармонии.

Третья сторона триединой цели искусства - эстетическое воздействие. Но сколь ни разнообразны и ни важны функции искусства, они подчинены главной его задаче - служить воспитанию людей, формированию личности. Ведущая общественная функция искусства - воспитательная. Возможности воспитательного воздействия искусства усиливаются благодаря его относительной общедоступности, доходчивости, сравнительной легкости восприятия художественных произведений. И поэтому воспитательная сила искусства так велика, что «опыт героев художественных произведений, переплавленный воспринимающим в горниле его раздумий, переживаний, эстетических чувств, становится опытом собственным, формирует строй новых чувств, новых человеческих отношений». Таким образом, искусство и «повторяет» мир и заново создает его.

Отсюда вытекает значение эстетической функции искусства: искусство пробуждает в людях художников, то есть творцов всех материальных и духовных ценностей земли, так как все они создают по законам красоты вещи не только полезные, но и прекрасные.

Итак, одной из системообразующих компонентов процесса формирования эстетического вкуса является литература как вид искусства. Ещё Гегель отмечал уникальную способность литературы: вовлечь в свое содержание и мысли, и внешние формы явлений. Представители диалектического материализма утверждают, что литература - «первое среди равных» искусство. Она не может заменить собой все сферы художественной культуры.

Художественная литература обладает огромными, почти безграничными возможностями отражения всего многообразия и богатства жизни, непосредственной передачи и явлений действительности, и мыслей, и чувств человека.

Одним из системообразующих компонентов процесса формирования эстетического вкуса младшего школьника является литература как вид искусства, отражающий все многообразие и богатство жизни. О художественном воздействии литературы на человека писали Чернышевский Н.Г., Толстой Л.Н., Горький А.М., Бахтин М.М., Романовская З.И., Шаталов С.Е., Куревина О.А., Кушаев Н.А., Амонашвили Ш.А., Вайсфельд И., Дмитриева Н.А., Неменский Б.М., Раппопорт С.А., Квятковский Е.В. и другие. Психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков) давно подметили тот факт, что всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся в подборе мыслей, образов и впечатлений.

В каждом литературном произведении жизнь не просто копируется, а преобразуется, одухотворяется творчеством художника. Человек воспринимает вторичную действительность, созданную фантазией художника и запечатленную в образной форме. «Лишь в художественном мире искусства возможно познать человека в максимальном многообразии его связей с окружающей жизнью и с учетом множества воздействующих на него сил, которыми обусловлены его сознание и поведение. При этом и они, и его духовное развитие, и его достижения - все это воплощается в конкретно -образной и как бы непосредственно созерцаемой картине».

В сферу предмета литературы входит ныне не только огромный внешний мир явлений природы и общественной жизни, но и мир духовной жизни личности. Л.Н. Толстой замечал: «описать человека собственно нельзя; можно описать, как он на меня подействовал». А.М. Горький говорит о том, что литература - это «искусство пластического изображения жизни посредством слова». И это действительно так, ведь несмотря на то, что текст мы можем не помнить дословно, образы встают перед нами во всей их жизненной полноте только потому, что они были так впечатляюще и точно созданы как живые персонажи. Именно поэтому изучение литературного произведения в образовательном процессе общеобразовательных школ призвано давать ребенку представление не столько о полноте жизни, сколько о её воздействии на него.

С детства и до преклонных лет мы живем как бы в зоне взаимодействия двух миров - повседневной действительности и художественной литературы. Одно проверяем другим: в литературных образах и коллизиях читатель стремится обнаружить повседневное, привычное, пережитое; а в реальные отношения неизбежно привносится отсвет идеальных героев и возвышенных чувств.

Таким образом, одно из специфических проявлений эстетического воздействия литературы в отличие от других видов искусства и состоит в большом богатстве идей и значений образов, в более глубинном проникновении в действительность и в более широкой связи с духовными и социальными проблемами времени.

Литературное произведение влияет на становление личности, формирование мировоззрения не прямолинейно и односторонне. Его влияние опосредовано духовным содержанием личности и социальными условиями её существования. Тот богатейший нравственно-эстетический опыт, который сосредоточен в лучших литературно-художественных произведениях, может лишь постольку стать достоянием читателя, поскольку он подготовлен предыдущим развитием к творческому восприятию литературы и искусства.

Итак, литература заключает в себе огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить ребенка, стать мощным средством его развития. Однако эту роль литература как вид искусства выполняет тогда, когда она рассматривается в единстве своих функций - коммуникативной, познавательной, воспитательной, эстетической - и когда сами произведения являются подлинными созданиями искусства, отличаются высокой художественностью, глубиной мыслей и чувств в сочетании с совершенством формы. От полноты, глубины восприятия литературного текста в значительной мере зависит становление учащихся как личности, а само восприятие прямо и непосредственно связано с успешностью овладения чтением как эстетической деятельностью.

Весьма важной является роль эстетического фактора в коммуникативной деятельности человека, вне общения с которой не может существовать ни познание мира, ни искусство. Значительная часть эстетического впечатления человека связана с языковым общением и эстетическими достоинствами словесной речи - как устной, так и письменной. «Словесное искусство -сокровищница и мастерская самых высоких образцов речи», - пишет З.Я. Рез. А воспитывающие и познавательные возможности литературы очень широки, так как ей доступно все, что доступно слову, а слову доступно все, что доступно человеческой мысли и чувству. Литературу называют «искусством слова», так как слово является способом создания художественного образа.

Словесный образ существенно отличается от образов других видов искусств. Слово говорит прямо то, о чем музыка может сказать лишь косвенно, лишь навевая нужные мысли, чувства. Слово, гибкое, пластичное, залетающее во все уголки природы и сознания, может показать человеку все, обо всем сказать, оно не знает ограничений, и в этом его сила. «Литература - это единственное искусство, которое оперирует только словом без привлечения других средств художественной выразительности, каких бы то ни было дополнений (как, например, кино, театр)».

Очевидна уникальность и совершенная особенность строительного материала литературы - слова. Ю.Б. Борев раскрывает понятие «слово» как материал не только созданный людьми, но и прошедший многовековую обработку обществом. Писатель добывает свой материал не в глубинных кладовых природы, а в глубинах народного духа, народной жизни. И «добыча» этого слова из этих народных глубин - процесс творческий со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Слово - вечный строительный материал литературного образа».

Нужно отметить, что в основе языка литературы лежит, конечно, не какой-то особый, а общеупотребительный, общенародный язык, но писатель использует его не механически: он производит языковой отбор в своих художественных целях, каждый раз разных, использует язык не просто для общения, а как средство изобразительности и выразительности, как средство создания образной картины жизни.

В художественных произведениях каждая фраза является как бы единственно возможной, в ней ничего нельзя изменить без ущерба для выразительности и смысла произведения. Литературный образ отражает явления в их нерасчлененной цельности, поэтому тончайшие оттенки речи приобретают здесь огромное значение, а язык художественной литературы выступает и как важнейшее средство эстетического восприятия.

Глубина восприятия художественной литературы как вида искусства связана прежде всего с пониманием художественного образа. Художественный образ - это «конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». Обобщение, которое содержится в образе, придает художественный смысл ему, делает его явлением искусства.

С философской точки зрения под образом подразумевается любое отражение реального мира в сознании. Художественный образ в отличие от образа в философском смысле - это не любое отражение действительности, а художественно-образное её отражение, запечатлевшееся в материале конкретного вида искусства, в художественном произведении. Способ отражения в искусстве получил название художественного образа. Художественный образ не копирует действительность, а создает в предметно -чувственной форме образа новую эстетическую реальность.

Таким образом, наиболее сильное эстетическое воздействие художественный образ оказывает прежде всего на сферу чувств и только через них и на разум. Прав был Гегель, когда сказал о художественном образе: суть его в том, что он через «дно состояние представляет собой смысл, постигаемый посредством образа другого состояния».

Главная сила художественного образа заключается в том, что он дает нам такую картину мира, которая вызывает в нас сравнения, воспоминания (ассоциации, как говорят специалисты), то есть то, что в самом произведении не содержится. Искусство выступает здесь как бы толчком к работе воображения и дает тему этой работе. А читатель уже собственной работой воображения довершает начатое художником. Эта позиция о творческом начале восприятий произведений литературы является определяющей в процессе формирования эстетического вкуса младшими школьниками.

Поскольку «всякая реальная эмоция включает в себя в той или иной мере переживание и познание» (С. Л. Рубинштейн), то можно говорить о существенном влиянии эмоциональности восприятия учебного материала на познавательную сторону отношения к действительности. Без эмоциональной окраски знания школьника о мире будут просто сведениями, только регистрацией фактов, не влияющей на изменение отношений к действительности.

У младших школьников эмоции и чувства подчиняют себе сознание, и поэтому в процессе формирования эстетического вкуса имеют решающее значение. Младшие школьники в состоянии понять и запомнить то, что хорошо прочувствуют, то, что глубоко затронет его эмоциональную сферу и ещё то, что может сам чувствовать в действиях и поступках других людей. Эмоциональная реакция на вопросы или рассуждения учащихся, на свой собственный опыт, на ответ товарища, или на то, что видит, показывают, что ребенок переживает свое отношение к данному явлению. Оно ему нравится или не нравится, приятно или не приятно, успокаивает или волнует, становится близким или далеким. Ребенок не остается равнодушным наблюдателем, потому что эмоциональная реакция обязательна, как обязательна и ответная реакция.

В искусстве слова существует своя «шкала ценностей», обусловленная природой этого искусства. То, что для обыденного языкового общения имеет всестороннее значение, приобретает часто решающее значение для писателя. Ему дорого и ценно слово в его и общепринятых, и возможных значениях, во всех оттенках, в эмоциональном ореоле. Для писателя особенно важно, что слово не просто обозначение того или иного предмета, но и воплощенная в этом обозначении жизнь. Слово важно писателю теми многочисленными ассоциациями, которые оно вызывает

Самые различные явления действительно тесно связаны между собой, хотя связи эти далеко не всегда лежат на поверхности, они могут быть сложными и глубинными. Когда наблюдение какого-либо явления или мысль о нем вызывает представление о других, пусть отдаленно связанных с ним какими-то своими чертами явлениях, мы говорим об ассоциативном мышлении, об ассоциациях. Как правило, пишет А. Натеев, чем сильнее эмоциональная заинтересованность, которая вызывает переживание искусства, тем ярче и сильнее будут сами ассоциации.

Особенность литературы как вида искусства и специфика воздействия её на человека определяют решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач в процессе изучения литературного произведения. Среди них важнейшее значение имеют задачи эстетического воспитания. Привить эстетический вкус детей можно через художественное слово как средство создания художественного образа, которое принадлежит истинному искусству. Только такое слово способно пробудить в ребенке живую мысль, вызвать у него содержательный отклик, живое чувство и, таким образом, соответствовать духовному росту, влияя на формирование эстетического вкуса.

На уроках чтения в начальных классах детей систематически нужно учить понимать искусство, рассматривать специфику литературы как искусства, учить ценить красоту художественного слова. Работа на уроках литературного чтения вооружает ребенка нравственно-эстетическим идеалом, создает художественные образы, которые становятся примерами духовной красоты.

Полноценное эстетическое воспитание детей включает в себя и развивает художественно-творческие способности детей.

Общение с подлинно художественным произведением возбуждает творческую энергию ребенка и, что особенно важно, воспитывает - одних меньше, других больше, - формирует у детей принципы их непосредственного общения с окружающей средой. Можно считать, что по своей высочайшей значимости это воспитание имеет эстетический характер, так как эстетическое сознание, которое воспитывает настоящее искусство, формирует у человека основы его творческой жизнедеятельности, направленной на совершенствование окружающей его действительности и на самосовершенствование. А в этом и заключена эффективность процесса формирования эстетического вкуса у ребенка в отношении его к миру.

Дети каждый раз открывают «секреты» литературного искусства. Они начинают читать и оказываются в другом мире. В образе ребенка вырисовываются чьи-то жизни, они увлекают своей художественной силой образов. И нужно усилие, чтобы вновь вернуться ребенку из этого мира в реальный. И как часто ребенок, дочитав последнюю страницу рассказа, сожалеет что это - последняя, что с героями приходится расставаться.

Литература, художественное слово и личный опыт ребенка воспитывают в учениках художественную наблюдательность, эстетическую восприимчивость, эмоциональную отзывчивость, причем источником этих необходимых для растущего человека качеств и чувств становится окружающий мир. Значит, нужно прежде всего учить их живо представлять себе то многообразие человеческой жизни, которую писатель передает словом.

В процессе формирования эстетического вкуса у младших школьников эстетических вкусов, воспитательное значение литературы особенно велико. «Детская литература обладает активным воспитательным и познавательным содержанием и оказывает формирующее воздействие на всем протяжении становления личности, начиная с дошкольного возраста». Н.А. Кушаев отмечал, что самое ценное - узнать из книги правду, которую раньше не знал. Только обостренный интерес школьника к познанию самого себя и окружающей действительности неизбежно приводит к встрече с художественной литературой и искусством.

Читатель, оценивая идейно - художественное содержание литературного произведения и испытывая его воздействие на формирование различных свойств своей личности, выступает с произведением искусства в такие формы взаимодействия, которые хотя и связаны с процессом восприятия, но будучи более сложными, скорее опираются на эти процессы, нежели вытекают из них. Характеризуя художественную литературу как фактор формирования мировоззрения, необходимо указать на более высокий уровень взаимодействия литературы и личности школьника.

Нам интересен каждый ребенок, его индивидуальный рост в процессе формирования эстетического вкуса. Значит, мы можем предположить, что изучая художественное произведение, учащийся будет постигать его не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью, а, следовательно, и выбором определенной литературы. Это благотворно скажется на формировании эстетического вкуса школьника.

Эстетический вкус формируется посредством воздействия литературы на личность через её восприятие. В психологии и методике обучения литературе под восприятием произведения искусства понимается деятельность, в которой синтезируются различные процессы как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы читателя (О.И. Никифорова, А.А. Смирнов, П.М. Якобсон, Н.Д. Молдавская). Восприятие тесно связано с принятием художественного вкуса, то есть проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель.

В процессе чтения происходит приобщение младших школьников к искусству, а значит и к развитию их творческих способностей. Именно приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы - одна из важнейших и сложных проблем современной школы. Здесь закономерно встает вопрос о взаимосвязи чтения художественной литературы с общим развитием личности.

Впервые на связь чтения с общим развитием личности указал К.Д. Ушинский. О связи чтения и общего развития говорил Л.Н. Толстой. Он обращал внимание на эстетическое совершенствование в процессе чтения именно хороших книг. Выбор художественной литературы влияет на формирование эстетического вкуса младших школьников. «Идет работа над общим развитием учащегося и организациями творческого чтения специально отобранных художественным произведением».

Таким образом, главную задачу уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому, сознательному чтению, мы видим «в развитии детей средствами художественной литературы», в воспитании у них потребности к духовному общению с книгой, в формировании их эстетического вкуса, как осознанной оценочной реакции на художественное явление.

Важен сам процесс - тот путь, который проходит маленький читатель произведения литературы как к искусству в разных условиях обучения в приобщении к художественной литературе. Мы будем раскрывать этот процесс в динамике его развития. Успехи в постижении произведения искусства трудно отразить в цифрах, так как они связаны с перестройкой внутреннего мира человека и не измеряются единицами усвоенных знаний. Если художественная литература как никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека, то нам предстоит отследить путь развития каждого ребенка относительно «самого себя». Это будет проявляться в развитии его речи, как устной, так и письменной.

Не разрывая связи с жизнью, искусство слова дает более глубокое, обобщенное представление о ней. Младший школьник должен увидеть отношение писателя к происходящему. Личность писателя-художника в любом художественном произведении раскрывается в самом отборе явлений, в охватывании тех сторон жизни, которые более соответствуют его эстетическому идеалу, в самом стиле описания и в прямых высказываниях оценочного характера. Чтение художественной литературы вызывает умение видеть в одном явлении, событии разные стороны. Поэтому опускать оценочную сторону изображения, не обращать внимания на отношения писателя к изображаемому - значит обеднять знания, получаемые из литературы, сужать ее значение для развития литературы.

Чувства обостряют мысль, а от этого рождается новое чувство, более сложное, в котором отражается интенсивная работа ума, сопровождаемая особого рода взволнованностью, то есть эстетическим чувством. В этом и заключается очищающая сила искусства.

Уровни восприятия и понимания литературного произведения обусловлены психологическими свойствами возраста младшего школьника. А глубина восприятия и понимания учитывается в преподавании чтения в начальных классах по системе Л. В. Занкова, направленной на общее развитие детей. Мы совершенно уверены, что через литературу учащиеся постигают жизнь в её многочисленных проблемах, с её философией и психологией. А так как литература в самой своей структуре содержит эстетическое начало и утверждает не переходящие нравственные ценности, то изучение её дает возможность создавать у школьников положительные жизненные установки и ценностные ориентации. Проникновение в жизнь помогает юному читателю воспитать в себе человека, приобщая его к духовному опыту человечества.

Таким образом, преобразуя своим трудом окружающий мир, внося новую красоту в природу, ребенок изменяется и сам, ярче и глубже чувствует прекрасное. Вспомним хотя бы замечательные страницы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, П.П. Бажова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина и многих других писателей - ярко показавших, как у людей, беззаветно любящих природу, развиваются лучшие душевные качества, обостряется эстетический вкус и любовь к красоте.

У каждого писателя есть своя сфера отражения жизни, свое отношение к изображаемому, то есть индивидуальная творческая концепция, которая и определяет своеобразный отбор и манеру использования речевых средств языка, необходимого для выражения содержания его произведений. Поэтому без изучения своеобразия языка писателя нельзя почувствовать, ощутить, уяснить своеобразия его творчества.

Каждое произведение литературы может быть художественным материалом, формирующим эстетическое восприятие, эстетическую оценку, эстетический вкус, развивающим в ребенке чувство прекрасного и проявляющимся не только в оценке произведения искусства, но и в оценке окружающей жизни. Реализация этого положения возможна наиболее полно в развивающих системах образовательного процесса.

В основе системы развивающего обучения в начальной школе лежит тезис, выдвинутый Л.С. Выготским, об отношении обучения и развития: обучение должно идти впереди развития. То, как обучение воздействует на развитие детей, раскрывается Л.С. Выготским на основе выделения им двух различных уровней развития ребенка. Низший уровень - зона ближайшего развития обнаруживается в решении по преимуществу репродуктивных задач, образец которых дается учителем, то есть в подражательной деятельности. То, что он может сделать с помощью других, завтра сумеет сделать самостоятельно. Высший уровень - завершившееся развитие находит выражение в самостоятельном, творческом решении ребенком интеллектуальных задач. Это является важнейшим положением обучения.

Л.В. Занков, как продолжатель идей Л.С. Выготского, выделяет два пути, ведущих к достижению оптимальных результатов в обучении: прямой и косвенный. Прямой путь в приобщении школьников к художественной литературе как искусству - это прежде всего накопление специальных знаний о литературе, обучение школьников анализу произведений. Косвенный путь - это достижение оптимальных результатов в обучении благодаря общему развитию детей. На этом этапе дети получают первые представления об общих закономерностях жизни, учатся распознавать явления окружающего мира, дифференцировать их, устанавливать элементарные связи между ними.

Как мы уже отмечали, в цифрах измерить проявление отношений к эстетическому вкусу нельзя, но это выявляется в процессе чувственного отношения к прочитанному. И поэтому основу процесса формирования эстетического вкуса составляют данные наблюдений конкретно - чувственного опыта, ведь для полноценного восприятия художественной литературы младшим школьникам необходимы впечатления бытия, эмоциональный, чувственный опыт, который может служить опорой для воссоздания художественных образов. Ему нужна гибкость мышления, развитость чувств, умение соотносить впечатления, полученные в жизни, с теми, которые он воспринимает из литературы.

Значит, нашей задачей являлось на основе общего развития волевой, интеллектуальной, эмоциональной сферы детей постепенное формирование их отношений к литературе как искусству слова, продвижение учащихся к полноценному восприятию художественных произведений, доступных по возрасту. И тогда одной из наших задач стало приобщение детей к искусству слова и осуществления возможности раскрыть духовный мир ребенка в самостоятельном творчестве. Итак, наряду с чувственной формой познания, чтение в период начального обучения является одним из главных средств открытия мира.

При этом особенно в 60-80х гг. ставилась и начиналась разрабатываться задача литературного развития учащихся младшего школьного возраста. Беда школы в том, что целые поколения прошли мимо искусства, в том, что литература в школе с самых первых шагов преподавалась не как искусство, а лишь с целью познания различных явлений, праздников. Концепция эстетического воспитания была направлена главным образом на усвоение этих знаний.

В последние годы авторы образовательных курсов: З.И. Романовская, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева, Л.Е. Стрельцова и Н.Д. Тамарченко, В.А. Левин привлекают внимание к проблеме литературоведческого изучения основ учебного материала к урокам чтения в начальной школе, к развитию творческих способностей учащихся средствами учебного материала на уроках.

Учеными-методистами давно признано, что вне литературного развития нельзя сформировать полноценного читателя, поэтому начальные классы являются ответственным звеном в системе подготовки учащихся-читателей и их литературного образования. База литературного развития должна закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия, чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом. Именно «на начальном этапе скрыты немалые неиспользованные возможности литературного развития, которые трудно восполнить в средних и старших классах». (Н.Н. Светловская)

Путь познания литературного произведения: от комплекса ассоциаций, рожденным художественным образом к субъективной целостной оценке с опорой на индивидуальный, социальный опыт. Любое литературное произведение может служить источником творческого вдохновения, самовыражения и основ преобразующего начала.

Таким образом, формирование эстетического вкуса - одна из задач эстетического воспитания духовно развитой личности. Под эстетическим вкусом мы понимаем систему чувственно-рациональных предпочтений личности, вырастающих на основе исторически детерминированных представлений каждого индивида о прекрасном, и побуждающих его к активной, соответствующей идеалу жизнедеятельности. Все эстетические категории, которые мы рассмотрели, оказывают существенное влияние на духовное развитие каждой личности, и их разрешение будет зависеть от того, как осуществлять процесс эстетического воспитания и на что этот процесс направить.

Процесс эстетического развития личности начинается с формирования у каждого ученика потребности и способности эстетического восприятия. Последнее в значительной мере отличается от восприятия человеком мира вообще.

Итак, одним из системообразующих компонентов процесса формирования эстетического вкуса младшего школьника является литература как вид искусства, влияющая на развитие личности каждого ребенка в образовательном процессе. Нам предстоит отследить путь развития каждого ребенка относительно «самого себя». Это будет проявляться в развитии его речи, как устной, так и письменной, культурном общении, приобщении к искусству слова. Усилению нашего научного и практического исследования способствовали основополагающие подходы системы Л.В. Занкова, направленные на общее развитие детей.

Эффективности формирования эстетического вкуса младших школьников должны способствовать такие педагогические условия, которые позволят реализовывать задачи развития личности каждого ребенка как в образовательном процессе, так и при разностороннем взаимодействии с социумом.

 

АВТОР: Раицкая Г.В.