09.03.2012 6287

Формирование эстетического вкуса младших школьников

 

В реализации проблемы формирования эстетического вкуса младших школьников особую роль играет осознанность учителями важность этой категории для духовного развития ребенка, для его самореализации. Сейчас нам всем уже стало понятно, что только воспитание в человеке нового чувства природы может сохранить её для потомков.

Ещё В. А. Сухомлинский писал, что чтение - это «окошко, через которое дети видят мир и познают самих себя». Через школу и уроки чтения проходят все, а привычка к чтению художественной литературы и вкус возникают не у каждого. Невовлеченность родителей в формирование эстетического вкуса детей повышает актуальность целенаправленного проведения этой работы на уроках чтения в начальной школе.

Мы согласны с О. О. Куревиной. Н.Д. Молдавской, М.И. Омороковой, З.И. Романовской, Л. К. Пискуновой, Н. А. Кушаевым, которые ориентируют внимание на тот, что нужно обязательно готовить школьников к полноценному восприятию художественного произведения как создания искусства, иначе мы (педагоги) не сможем решить задачу приобщения детей к искусству. В то же время работа над общим развитием во всей системе обучения является мощным фактором, влияющим на полноценное восприятие и понимание художественной литературы.

Учитель приглашает ребенка вступить в неведомые ему миры произведений литературы, помогает почувствовать очарование его красок, звуков, запахов, делает зримой жизнь природы. Такие моменты. Когда дети постигают произведение не только умом, но и сердцем, действительно являются уроками жизни. Через эстетическое воздействие литературное искусство находит путь непосредственно к человеческому сердцу, человеческим чувствам.

Изучение литературного произведения учитель нацеливает на решение сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеют задачи эстетического воспитания. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что оно не оставляет равнодушным ученика, затрагивает в нем самые сокровенные мысли и чаяния, побуждает его к нравственному самовоспитанию, духовным размышлениям, развивает в нем чувство красоты.

Таким образом. От того, как учитель ведет урок, какие действия с изучаемым материалом по его требованиям выполняют дети, от системы этих действий, от их характера и изменений в процессе продвижения учеников с низших ступеней обучения к высшим, зависит эффект всей учебной деятельности школьников.

Говоря о ребенке, как о субъекте образовательного процесса, практика образования постоянно имеет с ним дело исключительно как с субъектом педагогической деятельности, так как субъективный подход реализуют педагоги, которые сами всю свою жизнь являются объектами этой же образовательной системы.

Позитивное отношение к ребенку, безусловное его принятие, признание и понимание чрезвычайно важно и необходимо младшему школьнику. Это должно сформировать у него положительное отношение к себе. Так, по А. Маслоу, главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, предназначенную кем-то другим заранее.

В ходе проводимого эксперимента мы исходили из того, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и поэтому все искусство учителя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Нами в педагогическую деятельность были включены различные задания, направленные на развитие эмоционально-интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка: словесное рисование; сравнение вариантов одного произведения; сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению; соотнесение иллюстрации к отрывкам произведений; «домысливание» окончания рассказа и сравнение его с авторским вариантом, соотнесение впечатлений от прочитанного с реальной действительностью.

Под руководством педагога младшие школьники выполняют не только литературно-творческие задания. Углубляющие восприятие прочитанного, но и упражнения, рассчитанные на творческое освоение окружающей действительности (то есть под непосредственным жизненным впечатлением). Младшие школьники могут рассказать случай из своей жизни, описать лето, проведенное на даче или в лагере, рассказать о своей собаке или кошке, о младшем братишке или сестренке.

Итак, создание педагогических условий для успешного выполнения различных видов творческих заданий: подбор и написание отдельных образных слов, словосочетаний, выражений в процессе систематической работы, в ходе составления рассказов, написания мини-сочинений, позволило детям самостоятельно изменить свои последующие творческие работы в лучшую сторону с учетом пополнения речевого запаса и творческого потенциала.

Младшим школьникам доступны такие задания, развивающие навыки творческого чтения, общие литературные и творческие способности, как: словесное рисование; сравнение вариантов одного произведения; сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению; соотнесение иллюстрации к отрывкам произведений; «домысливание» окончания рассказа и сравнение его с авторским вариантом.

Мы остановимся на активных формах эмоционального сотворчества школьника и текста. Организация такого сотворчества может быть бесконечно разнообразной. В творческой работе, где все элементы, включая эстетический вкус, деятельны по своему характеру, первостепенную роль играют качества личности. «В процессе формирования личностных качеств -ума, воли, чувств и эмоций - идет оттачивание нравственных качеств познавательных мотивов деятельности». При развитии эстетического вкуса следует опираться на целостность личности, как совокупность всех качеств. Необходимо стимулировать и специально поощрять при очень бережном отношении любые творческие проявления детей, чтобы они сами в процессе деятельности, пройдя трудный путь творца, изнутри почувствовали вкус к слову.

Одним из выдвигаемых нами педагогических условий является самым характерным для младшего школьного возраста словесное литературное творчества. До литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени накопления опыта, только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира для ребенка становится доступным литературное творчество.

Развитие детского литературного творчества становится более легким и успешным тогда, когда ребенка побуждают писать на такую тему, которая является для него внутренне понятной, волнующей и, главное, побуждающей к выражению своего внутреннего мира.

Чем развитее ребенок, тем больше представлений и идей он в состоянии соединить в одно связное целое. Детское творчество состоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни. Игра нужна ребенку, так же и детское литературное творчество нужно, прежде всего, для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается. Такие драгоценные качества, как эмоциональная отзывчивость, непосредственность в выражении своего отношения к героям и событиям у младших школьников, соединенные со свободой проявления этих чувств, являются основой формирования личности школьника на уроках чтения. Чтение произведения искусства - это «способ разбудить и мобилизовать личность человека», -говорит А.Н. Леонтьев.

Мы остановимся на активных формах эмоционального сотворчества школьника - произведения литературы - учителя. Организация такого сотворчества может быть бесконечно разнообразной. Наше исследование показало, что главное - надо создать для школьника такие условия, чтобы он сам ставил перед собой вопрос и активно искал на них ответы в работе над художественным произведением. Условием такого чтения является диалог между автором книги и читателем. Умение вести такой диалог - настоящее искусство, и поэтому одно из необходимых педагогических условий.

Такое включение в диалог возможно при соответствующей системе организации учебной деятельности на основе творческих заданий и упражнений. Они ставят учащихся в положение художника, самостоятельно решающего идейно-эстетическую задачу, направляют раздумья над сценой, картиной, образом, воспитывают внимание к поэтическому языку, художественным деталям, формируют умение связывать детали с целым, выявлять их идейное и композиционное значение, служат основой для собственных оценочных суждений, облегчают соединение непосредственного, эмоционального впечатления с анализом. Такие задания, в конечном счете, формируют активную личность, внимательного, образованного, квалифицированного читателя, чье сознание и сердце подготовлены для идейно-эстетического восприятия и самостоятельной оценки всех богатств, заключенных в произведениях искусства слова.

Предшествующей к этой работе может быть предложена работа по ежедневному наблюдению за ребенком, выявления общих направлений формирования эстетического вкуса, что является предварительной ориентацией в данной работе. Сюда должны включаться, например, систематические поездки за город, где происходит с большей эстетической полнотой любование красками рассвета и заката, наступлением сумерек, сиянием солнечного дня и возникает целостное гармоническое чувство особой тишины загородного пейзажа; знакомство с историко-архитектурными, художественными и литературными музеями, архитектурными памятниками; регулярное посещение драматических и музыкальных театров, кинотеатров; такой подбор домашней библиотеки либо чтение книг из других библиотек, когда школьник получает возможность общения с многочисленными жанровыми и стилевыми образцами всемирной, русской и отечественной литературой (примером могут служить Библиотека всемирной литературы и Библиотека мировой детской литературы); непрямолинейное проигрывание разных ситуаций в области этических отношений (уроки - сценки).

Таким образом, способности эстетического восприятия и художественно-творческие способности школьников успешнее развиваются в его активной деятельности путем систематических упражнений, постоянных наблюдений за изменениями в природе, в окружающем мире.

Одним из этапов данного исследования было анкетирование учителей с целью выявления их представлений об эстетическом вкусе. Нам было необходимо выяснить позицию учителей в вопросе формирования эстетического вкуса младших школьников. Результаты опроса получились следующие: эстетический вкус имеет чисто эмоциональное выражение - 37% («прекрасное вокруг тебя; когда человек умеет красиво говорить и выглядеть; это любовь к музыке, природе»), рациональное - 15% («умение видеть красивое в простых вещах; это человек, не лишенный чувств, способный удивляться прекрасному»). 48% учителей начальных классов отмечали, что эстетический вкус - это обязательное сочетание рационального и эмоционального, что и соответствует истинному характеру эстетического вкуса («любить и понимать прекрасное, видеть и пробовать создавать его, умение предать это детям; переносить прекрасное из природы в жизнь человека. Умение создать вокруг себя психологический климат, который соответствует духовному творчеству человека, способствует его росту; чем ярче сам человек, тем ярче он для других, тем ярче и красочнее, интереснее и значительнее становится мир вокруг него и для него»).

Итак, мы можем заключить следующее: все учителя едины в понимании эстетического вкуса, как суждения о прекрасном, и в понимании возможности формирования его у детей.

Итак, возможность формирования эстетического вкуса в процессе активной деятельности детей нами представлена четырьмя показателями (по процентному уровню). Первостепенное место учителя отводят возможности формирования эстетического вкуса детей за счет культурного досуга: театр, литература (23-25%). Вторым по значимости местом является возможность формирование эстетического вкуса детей средствами окружающего мира: выход на природу, экскурсии (16-18%). Третье место отводится воспитанию в семье (12-15%).На четвертом месте стоит профессиональная деятельность учителя (8-11%) и внутренний мир самого ученика (2,5%).

Итак, учителя начальных классов видят возможность и необходимость формирования эстетического вкуса младших школьников. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа на данном этапе позволяет сделать вывод, что личность каждого ребенка, с одной стороны, и личность каждого учителя, с другой стороны, готовы к включению их в педагогические условия с целью формирования эстетического вкуса. Сейчас необходимо выявить исходный уровень эстетического воспитания в семье, где закладываются основы эстетического сознания.

Какое влияние могут оказать родители на своего ребенка в плане формирования его эстетических вкусов? Нами установлено, что родители отмечают важность влияния всех культурных сфер на ребенка. Так по результатам анкет оказалось, что на I месте особенное влияние оказывает посещение театров (35%), на II месте - цирк (20%), на III - телевидение (15%), на IV месте - выставки (12%), на V месте - музеи (10%), на VI месте - книги (5%), на VII месте - кинотеатры (3%).

Неожиданным в анкетах оказалось то, что практически только единицы родителей увидели возможность такого бесценного и «не дорогого» источника обогащения внутреннего мира ребенка, как чтение книг. Среди перечисленных родителями писателей, творчество наших земляков осталось совсем незамеченным. Только 5% назвали имена писателей- красноярцев: Зорий Яхнин, Виктор Астафьев, Анатолий Зябрев, Анатолий Чмыхало.

Мы констатируем, что существует прямая связь между эстетическими потребностями родителей и теми условиями для эстетического развития, которые они создают для своих детей. Из всех анкет родителей выяснилось, что 85% посещаемых театров, цирков, выставок детьми состоялось или в детском саду с воспитателем, или в школе с учителем.

Это действительно так. Наш город Красноярск считают центром Сибири. Наш край и город богат историей, поэтому красноярцам есть чем гордиться, есть то, что надо любить и беречь. За один год, например, учащимися моего третьего класса было посещено 48 культурно-исторических мест. Дело не в количестве этих мероприятий, а в том, с каким нетерпением они ждут этих встреч с прекрасным и на сколько все наши «выходы» им интересны.

Тематика «встреч с прекрасным» разнообразна. Дети знакомились с: - Революционной историей города: пароход «Светитель-Николай», на котором Ленин плыл в ссылку; Электровагоноремонтный завод, где ещё совсем недавно (40 лет назад) изготовили последний паровоз, а сейчас там делают электровозы. Мы изучали революционную историю в документах и фотографиях в КИЦе (культурно-историческом центре).

- Военная тематика не осталась незамеченной: парк Победы, мемориал Славы.

- Исторические места города: - часовня (первое построение для охраны города); Афонтова гора (самое возвышенное место города), Стрелка (район, откуда началось строительство города), памятник Андрею Дубенскому (основателю нашего города Красноярска). Каждое из этих мест любому, даже маленькому красноярцу, говорит о многом.

- Художественная направленность: дом-музей И.В.Сурикова, музей Красикова, Юдинская библиотека, выставочные залы, передвижные выставки (видели даже подлинный холст И. В.Сурикова «Взятие снежного городка»). Уже знакомы детям имена: Виктор Астафьев, Зорий Яхнин, Анатолий Зябрев. Дети с огромным интересом знакомились с творчеством великих наших земляков.

- С удовольствием мы просмотрели репертуар ТЮЗа (театра юного зрителя), кукольного театра, театра музыкальной комедии, драматического театра имени А.С. Пушкина, театр Оперы и балета. Посещение театров, цирка - это праздник для каждого ребенка, поэтому мы ходим в эти храмы искусства 1-2 раза в месяц.

- Особое внимание было уделено изучению природы нашего города. «Вторая Швейцария», - так говорил А.П. Чехов о Красноярске. Действительно, немного в мире есть таких замечательных мест, как у нас. Все изменения в природе мы наблюдаем на нашей «полянке чудес». У каждого ребенка есть «свое» дерево. В течение всего года ребенок с ним разговаривает, зарисовывает, наблюдает за его изменениями. С большой заботой дети ухаживают за деревьями, посвящают им стихи.

- Много прекрасного и интересного у нас есть в городе: дендрарий, парк Флоры и фауны, сад Крутовского, канатно-кресельная дорога, живой уголок. Поэтому нам не сидится на месте, хочется больше увидеть и узнать. Проходим «полезные ископаемые» - идем в геологический музей, едем в Мраморный карьер, организуем выход в Караульную пещеру. Мы спускались в таинственные залы пещеры с полным спецснаряжением, встречались с подземными богатствами - сталагмитами и сталактитами. И везде мы успеваем.

- С особым восторгом дети отзываются о Столбах, и называют их «восьмым чудом света». Это действительно так, но чтобы понять это, надо увидеть, пережить то волнительное состояние, ради которого дети бодро шагают в крутую гору 7 км.

- А как прекрасны окрестности Дивногорска! Огромные, давящие, но в то же время, принимающие нас, скалы подчиняются могучему Енисею. И наша ракета, словно маленький бумажный кораблик весной, спокойно плывет по течению.

Где бы мы ни были, постоянно звучат высказывания детей о том, что действительно край наш богат добрыми людьми, город замечательный и его нужно не только любить, но и беречь. Каждая экскурсия, поход или выезд завершается рассуждениями детей о наших встречах с прекрасным. Это могут быть рисунки, изделия из глины (есть творческая мастерская), устные рассказы, сочинения.

Вот выдержки из некоторых сочинений третьеклассников:

«Я очень люблю свой город! В нем очень много происходит интересных явлений и открытий. А заповедник Столбы -это самое красивое место в мире!» (Юля П.)

«Город Красноярск большой и красивый, много лет назад начал образовываться наш город. Некоторые люди спрашивают: «А чем он тебе дорог?» Значит, они ещё не видели все достопримечательности города, а я уже с некоторыми успела познакомиться. Их даже видеть не надо, нужно только почувствовать, например, увидеть, как растет дерево. Это подарок от Матушки-земли. Если ты сходил в музей и увидел что-то красивое, в тебе сразу загорается огонек любопытства. Неужели это могло быть создано кем-то?» (Настя С.)

«У меня в городе есть любимое место. Совсем недавно на площади перед моим домом построили замечательный фонтан. Он иногда бьет выше нашего пятиэтажного дома! Утром я с удовольствием смотрю, как капельки воды умывают друг друга. Они подпрыгивают, веселятся, шалят, и сразу у меня настроение становится таким же веселым, как шум фонтана. В моё окно врываются свежие струйки воздуха, редкие брызги воды. Мне становится легко, потому что фонтан меня успокаивает». (Алена Б.)

«Каждый из нас, наверное, любит свое памятное место, а значит, все мы любим наш Красноярск. Наш город должен почувствовать, что мы любим его». (Рита Л.)

Образцы высокохудожественных произведений всегда учат детей, Они заставляют ребят находиться в поиске нужных слов, построения фраз, красивых сравнений. Учат наблюдать и видеть прекрасное вокруг себя. Может быть, поэтому и происходят «всплески чувств», которые выливаются в стихи

(Марина С.):

Люблю тебя, мой край родной, люблю тебя, мой край родной, за запах васильков, за яблони в саду люблю тебя, люблю! За наш могучий Енисей, за красоту Столбов. Нет ничего милей, родней, чем крики птиц у берегов. Средь шума городских дорог хочу услышать в тишине заветный шепот светлячков. Пускай уже не молод ты, наш Красноярск родной, но так же молод ты душой, как будто ты ровесник мой!

Те рекомендации, которые были даны родителям по активизации эстетических впечатлений в семье, помогли способствовать позитивному формированию эстетического вкуса детей. Им было рекомендовано в беседах во время прогулок акцентировать внимание детей на какие-либо удивительные явления в природе («снежные шапки деревьев», «голубизну чарующего озера»). Красивые и близкие слова, выражения, крылатые фразы, должны были постепенно западать в душу ребёнка. Такие ненарочитые беседы не только оживляли знания ребенка, но и давали ему живой материал для сопоставления искусства с жизнью, приводили к пониманию его сущности. Ребенок постепенно начинал понимать, что картины природы, которые он наблюдает, могут стать предметом поэзии, музыки, изобразительного искусства. Для того чтобы это произошло, необходимо обладать способностью творчески преобразовывать жизнь, создавая качественно иной, художественный образ.

Кроме того, родителям было рекомендовано расширить возможность общения с природой. Тем не менее, для городского ребенка местом отдыха и развлечений, семейных прогулок остаются островки природы. У нас в городе Красноярске они сохраняются в виде парков, скверов, бульваров, набережных, неповторимого в мире заповедника «Столбы».

Вся эта целенаправленная систематическая работа дала возможность увидеть положительные результаты в формировании эстетического вкуса на уроках чтения с детьми младшего школьного возраста. Так, учась во втором классе, дети следующим образом обосновывали свое влечение к выбору книг о природе: «Мне нравятся не только рассказы о природе, но и сама природа», «книги учат нас любить и охранять природу», «в этих книгах есть что-то красивое, они какие-то познавательные», «мне нравится, как автор описывает природу», «Я люблю читать про природу потому, что очень интересно и себе можно представить такую красивую картину, которую даже не представляешь, когда смотришь телевизор».

В третьем классе чувствуется рациональных подход в ответах детей:

«Изучая природу, мы познаем мир», «Много занимательного и познавательного можно узнать из таких книг», «Много рассказов о природе. И много писателей, которые пишут о ней. Вот К.Г. Паустовский так тонко описывает необыкновенные тайны природы, что даже сложно уследить. А какие из этого получаются превосходные рассказы!», «Автор подмечает какие-то особые эпизоды, после которых смотришь на это уже другим взглядом», «Авторы книг точно подбирают слова и фразы. Когда читаешь, тебе становится все понятно, потому что интересно», «Я знаю, что все это мне пригодится в будущем. Когда я читаю о природе, то обязательно что-то становится невероятно новым для меня», «Книги о природе так прекрасны, что их можно читать часами. Я хочу, чтобы таких писателей, как К.Г. Паустовский было больше», «Люблю читать книги о природе М.М. Пришвина, В. Бианки, К.Г. Паустовского», «Эти книги делают человека добрым, учат любить природу и охранять её от злого отношения к ней», «Читая рассказы о природе, удивляешься тому, как сложно и просто устроен наш мир. Надо беречь нашу природу! Делать все возможное, что в наших силах, чтобы сохранить красоту в природе! Каждый человек должен ухаживать за природой и заботиться о братьях наших меньших!», «Читать книгу - это удовольствие. Читать книгу о природе - это двойное удовольствие! Мир без растений, без животных сер и скучен. Природа самое лучшее на земле чудо: ни какие карусели, поезда, роботы - не сравнятся с ним!» «Когда я была маленькая и ходила в детский сад, мне мама читала стихи и рассказы о природе. Мне нравилось слушать о том, как летом журчит ручеек, как ярко ночью светит луна, как шумят в лесу березы. Позже я сама читала книги, в которых писатели рассказывали нам о красоте русской природы. Я читала рассказы Паустовского, Бианки, Пришвина, Тургенева. Мое любимое время года - осень, когда деревья одеваются в свои самые красивые наряды, когда в лесу много душистых грибов и ягод. Мне нравится читать рассказы, в которых писатели сами любуются осенней природой... «

А вот как высказывают свое отношение к поставленному вопросу учащиеся-шестиклассники, обучающиеся в этих же педагогических условиях: «Я очень люблю читать о природе, потому что она наша Матушка. Она заботится о нас, бережет нас. Ещё природа хранит в себе много тайн. Я считаю, что человеку никогда не удастся полностью разгадать все её тайны. Эта таинственность окружает нас повсюду.

Много писателей красиво и интересно описывают природу. Например, К.Г. Паустовский, С.Есенин, М.М. Пришвин. Они в своих рассказах олицетворяют Матушку-природу...»(Елена Д.) «Очень много прекрасных сочинений создано К. Г. Паустовским, посвященных о природе. Сейчас наша природа, и природа всей земли постоянно разрушается. Но несмотря на все это, есть такие уголки природы, о которых можно прекрасно написать много удивительного. Пока я ещё не выросла и не могу все увидеть своими глазами, только с большим любопытством я читаю об этом в рассказах писателей.

Ещё я люблю читать о природе потому, что прочитанное дает мне спокойствие и тишину на сердце. О природе читать приятно, и всегда переживания легкие, волнующие. Мне кажется, читают о природе для души». (Катя К.) «Мне нравится читать о природе, потому что я лучше могу представить сюжет о том, как природа бушует или радуется. Много писателей и поэтов посвятили свое творчество описанию природы. Пушкин и Есенин посвятили ей много произведений и стихов. Мне нравится их неожиданность в развертывании сюжета. Произведения Паустовского и Пришвина очень близки мне и понятны. Я могу понять чувства и настроение природы и самих писателей» (Женя П.).

Это только небольшая часть высказываний детей, на основе которых можно говорить о том, что в процессе длительной, систематической работы идет значительный культурный, нравственный, эстетический уровень учащихся младшего школьного возраста. И в среднем звене общеобразовательной школы, этот уровень у детей не исчезает, а наоборот, развивается, позволяет детям самосовершенствоваться, раскрывать свой внутренний мир.

Таким образом, нами рассмотрены те педагогические условия, которые на наш взгляд будут способствовать формированию эстетического вкуса младших школьников. Необходимо ещё раз отметить, что формирование эстетического вкуса средствами литературы, в проведенных анкетах учителя определили как первостепенное.

Процесс формирования эстетического вкуса младшего школьника (показатель эстетического развития его личности, который проявляется в выработке ценностных ориентиров. Обеспечивающих внутреннюю потребность ребенка в духовном обогащении), будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

- если процесс формирования эстетического вкуса ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений и строится с опорой на социальный опыт ребенка;

- если в образовательный процесс включена система творческих задач, организующих эстетическую деятельность школьников с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы (как возможность реализации эстетической реакции в единстве эмоционального и рационального начал);

- если ребенок будет целенаправленно вовлекаться в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: «ученик-читатель - художественное произведение - жизнь»;

- если будет сформирована речевая среда как возможность самовыражения эстетического суждения младшими школьниками, которая обеспечит полноценное взаимодействие учебно-познавательной и творческой деятельности;

- если будет обеспечено эмоционально-комфортное состояние ребенка средствами педагогической поддержки;

- если процесс формирования эстетического вкуса у младших школьников будет строиться с учетом региональных особенностей при разностороннем взаимодействии с социумом.

Эти педагогические условия позволят реализовывать выдвинутые ранее положения, направленные на формирование эстетического вкуса учащихся в ходе приобщения их к чтению, изучению литературного произведения на уроках в начальной школе.

Только при создании всех этих педагогических условий возможна целенаправленная и систематическая, специально организованная работа по формированию эстетического вкуса младших школьников в развитии каждого ребенка на уроках чтения.

 

АВТОР: Раицкая Г.В.