09.03.2012 3318

Проблема социальной дезадаптированности подрастающего поколения и пути её преодоления

 

Явление социальной дезадаптации связывается в работах значительной части современных исследователей с общей социальной обстановкой в стране. Резкое нарушение нормального хода жизни, крушение жизненных планов, разрыв привычных для человека социальных связей, как отмечает А.А.Бодалёв, могут не только отрицательно повлиять на личность, но и сломать её. Масштаб социальных преобразований на территории нашей страны реально сопоставим лишь с поистине революционными изменениями в жизни и сознании людей в начале века. Ломка стереотипов взаимоотношений в семье и в группах, переоценка ценностей (среди которых, по опросу младшекурсников московских вузов, сейчас на первые места вышли секс, деньги, материальное благополучие, а Родина оказалась на последнем месте) сопровождается утратой смысла жизни; «с водой выплеснут и ребёнок» - сброшен с пьедестала и огульно изгоняется принцип коллективизма, как знамя подняты индивидуализм и свобода самовыражения личности до степени вседозволенности.

Ситуация в стране, как и в эпоху революционных потрясений, непрерывно несёт черты экстремальности с той лишь разницей, что острота проблем уже настолько велика, что реальной стала проблема психического нездоровья общества. В социально-психологических исследованиях подчёркивается «экспансия государства и общества в область интимного посредством средств массовой информации», через которые грубо навязываются «ценности нового времени». В.В. Новиков к источникам массового давления на сознание людей типа телевидения и прессы добавляет митинги, забастовки, рэкетиров, националистов и шовинистов всех мастей. Вместе с тем, с нашей точки зрения, справедливо мнение

Н.Д.Никандрова о пресловутых духовных ценностях нашей эпохи: «Опора на расчёт, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство, которая проповедуется с самых высоких трибун и в средствах массовой информации в последние годы, уже доказала свою разрушительность и бесперспективность». Новые ценностные ориентации вступают в тяжёлую для личности борьбу с исторически сложившимися ценностями нашей страны. Так, Н.Н. Макарцева, анализируя аспекты русской народно-педагогической культуры, отмечает, что народная мудрость всегда жалела духовно больных людей, одержимых страстью к богатству и власти: «Идеалом русского народа, - утверждает автор, - была не богатая, а Святая Русь». Противоположно направленными распространяющимся сегодня интересам коммерческого успеха оказываются потребности «душевного устроения», «успокоения сердца», готовность отдать «душу свою за други своя», о которых напоминает В.Б.Ольшанский; обобщая: «Погоне за приобретением противостоит задача отдать самого себя».

Н.М.Платонова размышляет об истоках формирования русского «базового типа личности»: «Мы до сих пор лишь априорно осознаём, что наша национальная культура и «национальный характер» испытали на себе воздействие духа культуры крестьянства, бывшего основой русского этноса. Крестьяне, даже не осознавая до конца своего приниженного положения в обществе, хранили в своём сознании высокие идеалы нравственности, идеалы доброты и великодушия, милосердия и сострадания, совестливости, честного отношения к труду, нравственные устои в семье были прямо связаны с христианством в его ортодоксальной форме».

Переход от подавляющего, но одновременно всё же опекающего общества «развитого социализма», дававшего социальные гарантии, к обществу рыночных отношений и личной ответственности за себя вызывает громадное общее повышение напряжённости, так как далеко не все способны адаптироваться к новым экономическим отношениям и устоять перед натиском новых ценностей. Этнопсихологами используется термин «культурный шок», обозначающий чувства удивления, дискомфорта и потерянности в непонятном мире, возникающие при встрече человека с другим обществом, с другой культурой. Современный российский человек переживает состояние, близкое к культурному шоку: «Старые» ценности во многом оказались разрушенными, а «новые» не приняты. Утрата ориентиров относительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она порождает порою нравственный беспредел» (Г.М.Андреева).

Массированная атака на исторические жизненные установки и ценности встречает сопротивление и сопровождается внутренним отторжением «новых», рыночных, отношений, которые принимаются лишь частично. В результате человек, в особенности подросток и юноша оказывается как бы на перепутье.

М.П.Стурова с тревогой размышляет о молодёжной преступности: «Размытые границы добра и зла, дозволенного и недозволенного, потакание низменным инстинктам и страстям обретают черты национального бедствия». Следует отметить, что так называемые «деформированные социально-психологические явления», по терминологии А.А.Бодалёва, дезорганизующе влияют не только на экономику и политику, но неизбежно просачиваются и незаметно пропитывают жизнеощущения людей на всех уровнях: от макросреды (общества в целом) до микросреды (на уровне межличностных отношений). «Стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России, - отмечает А.В.Мудрик, - привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентации и жизненных устремлений и другим не менее существенным последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (правонарушители, наркоманы, проститутки и др.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления и роста явной безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.». В.В.Пластинин и А.А.Хахалов сравнивают разрушительные в социальном отношении возможности массированного девиантного поведения молодёжи в крупных урбанизированных зонах с бомбой и вполне обоснованно связывают причину нарастающей девиантности с недостатками воспитания, а не с солнечной активностью - «космическим агентом», влияющем, по мнению А.Л.Чижевского, на нервно-психический аппарат людей в смысле увеличения или уменьшения его нервной возбудимости.

Нельзя пройти мимо того факта, что перед обществом наряду с проблемой нищенского уровня жизни значительной части населения, обостряющего антиобщественные настроения и криминогенность ситуации, вновь зазвучала и становится всё острее проблема детской беспризорности, которая потеряла свою актуальность ещё в конце 30-х годов. Социальная заброшенность, отсутствие перспективы будущего, необоснованность её объективной деятельностью, реальным прошлым и настоящим личности определяет, по мнению А.Ф.Шадуры, различные формы отклоняющегося поведения, в том числе алкоголизм и наркоманию.

Говоря об аддиктивном поведении, связанном с употреблением алкоголя и наркотиков, нельзя полностью согласиться с С.А.Кулаковым, рассмотревшем особенности формирования аддиктивного поведения у подростков: «Отклоняющееся» поведение часто сопровождается алкоголизацией и употреблением токсикоманических веществ, что является одним из серьёзных факторов, подрывающих здоровье подрастающего поколения. Происходит задержка развития социальных и трудовых навыков, представления подростков о моральных нормах остаются стереотипными и недоразвитыми, укрепляется инфантильное отношение к себе как к особому существу, на которое не распространяются общие законы, растёт количество суицидов, происходит десоциализация подростков». Автор считает, что причины их аддиктивного поведения - поиск облегчения общения с другими подростками, преодоление замкнутости и обретение чувства уверенности в своих возможностях. Как нам представляется, вопрос шире, причины отклонений глубже и серьёзнее, чем затруднения коммуникации: есть основание говорить о недостаточном уровне адаптированности девиантных подростков вообще, что находит частное проявление в проблемах общения.

Обвал привычных представлений требует быстрой адаптации к изменившимся условиям. В затруднительной ситуации возможны три способа действия: творческий поиск и преодоление конфликта освоением новых областей жизни; приспособление к новой ситуации изменением образа жизни и своей личности; наконец, крайний, но весьма часто наблюдаемый беспомощный отказ от всяких попыток борьбы, когда трудности кажутся человеку столь значительными, что он отходит от социальных контактов и занятий (Р.Пехунен). Следует отметить, что выбор первого - конструктивного пути «активного принятия, критического отношения к изменившимся внешним нормам» (Т.И.Ронгинская) встречается крайне редко, куда чаще мы с горечью видим опустившихся людей с потухшим взглядом или «не узнаём» своих знакомых, переродившихся под знаменем «изменившихся времён».

Адаптивность, подчёркивает Г.П.Иржевская, следует понимать не как приспособленчество, а как способность ориентироваться в любой обстановке, как ощущение среды и места. Как показали исследования финских психологов, для стратегии приспособления характерно принятие изменившейся жизненной ситуации как таковой. В соответствии с ней человек пытается изменить свой образ жизни. Приспособление может происходить пассивно (когда человек смиряется со своей судьбой и передаёт функции контроля за своей жизнью внешним инстанциям) и активно (когда человек способен изменять отношение к своим занятиям и принимать новые способы действия с учётом ограничений, накладываемых ситуацией).

Немногие взрослые смогли адаптироваться к изменившимся социальным условиям, проявляя душевную стойкость и незначительную эмоциональную чувствительность к жизненным нагрузкам. Так, Т.С.Вешугина пишет об особенностях социально-психологической адаптации: «У психически здоровых уровень адаптации оказывается тем ниже, чем в большей степени у личности выражена чувствительность, эмоциональность и тенденция к тревожности в трудной ситуации». Сохранность оптимизма - самая яркая, по оценке петербургских исследователей, реакция совладания с трудностями человека здорового, способного к адаптационной гибкости. Широко распространилось (и часто встречалось в нашей работе с «трудными» детьми и подростками) характерное для дезадаптированной личности копинг-поведение, описанное Е.Б.Варшаловской, Г.Л.Исуриной, Е.В.Кайдановской, М.В.Меликом-Парсадановым и Е.М.Чехлатым, С.К.Нартовой-Бочавер. Не способствующее активному совладанию с проблемами и трудностями, «преодолевающее» поведение нередко проявляется в виде подавления эмоций, покорности, самообвинения, отчаяния, безнадёжности - целого комплекса тревожно-избегающих реакций на всякое новое явление, требующее интеллектуальной, волевой мобилизации или перестройки поведения. По нашим наблюдениям, индивидуальные личностные особенности coping behevior актуализируются достаточно ясно уже в раннем возрасте человека. Чуткость детского возраста к воспитательным воздействиям открывает возможности продуктивной психологической коррекции стереотипов дезадаптивного поведения, выработке навыков оптимистичного и требовательного к себе преодоления кризисных ситуаций. Р.В.Жяльвис также обращает внимание на особенную значимость психологической коррекции именно в подростковом возрасте, когда отношения становятся всё более стойкими и превращаются в черты характера.

А.В.Веденов занимает близкую позицию во взгляде на условие формирования адаптивных и дезадаптивных черт личности: «Первым и важнейшим условием нравственного развития ребёнка являются строгие нравственные устои и традиции в непосредственно окружающей ребёнка среде, а также единство нравственных представлений и суждений составляющих эту среду людей». М.А.Алемаскин, анализируя путь «трудного» подростка от трудновоспитуемого ребёнка до несовершеннолетнего правонарушителя, указывает на связь отклоняющегося поведения с отклонениями в нравственном развитии. В детском, подростковом и юношеском возрасте, охватывающем обычно период школьной жизни человека, социально-психологическая адаптация, которая и составляет конкретный способ социализации, всегда проходит неоднозначно, а у современных перенапряжённых детей - чаще всего обострённо.

Изучение адаптации человека к стрессовым условиям ведётся на различных уровнях, в том числе и на уровне психиатрической службы. Последствия длительной экстремальной ситуации в стране сопоставляются с явлениями, описанными П.Б.Ганнушкиным, Ф.Д.Зарубиным в конце 20-х годов как синдром нажитой психической инвалидности, который спустя много лет продолжает проявляться как в физическом самочувствии людей, перенесших тяготы экстремальных ситуаций, так и в их психологических переживаниях.

С.К.Нартова-Бочавер подчеркнула, что в переходном периоде между детством и зрелостью ещё активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, и главная роль в успешности данного процесса принадлежит совместной деятельности со значимым взрослым. Именно в этом и состоит, по мнению автора, предназначение старших в период, который большинство психологов характеризуют как ориентированный на нормы группы сверстников. Автор, опираясь на исследования польских психологов, подчёркивает особое значение для детей и подростков эмоциональной поддержки взрослых.

В то же время крайне важную, буферную, роль играет социальная поддержка. С полным основанием беспризорных и бездомных детей, детей-сирот А.В.Голенков относит к группе риска в плане развития психических расстройств.

В обыденном сознании «трудный» ребёнок связан с неблагополучной, часто неполной семьёй, где родители алкоголизируются и домашняя обстановка накладывает тяжелейший отпечаток на развитие детей с самого раннего возраста, а нередко ещё и до появления их на свет. В социально-психологических исследованиях приводятся цифры статистических подсчётов: к примеру, 50% правонарушителей воспитывалось в неполных семьях, а 80% социально адаптированных подростков - в полных семьях.

Жизненную позицию детей из неполных семей нередко характеризует, по нашим наблюдениям, своеобразная «социальная растерянность» при необходимости разрешения будничных ситуаций. Столкновение с проблемами у детей из полных семей обычно вызывало актуализацию усвоенного в семье опыта и не представляло значительных трудностей в поиске путей их разрешения. Не получив адекватных моделей психологического преодоления трудностей от взрослых (вследствие физического отсутствия значимого взрослого, предъявляющего образцы поведения, или в силу его собственной социальной неприспособленности), дети оказываются беззащитными перед жизненными изменениями, уровень их социальной адаптации опасно снижен. Н.И.Шевандрин подтверждает эту мысль: «Неумение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать многочисленные повседневные трудности, которые встают перед любым человеком в процессе общения, приводят к эмоциональному стрессу, подрывающему психическое и физическое здоровье». В восстановлении значимых отношений между ребёнком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития состоит, по мнению О.А.Карабановой, основная задача коррекции.

«Однако социально-демографические показатели отражают лишь формальное состояние семьи. Более содержательную информацию можно получить при анализе нравственно-психологического климата в той или иной семье, особенностей взаимоотношений детей и родителей», - совершенно справедливо отмечалось в задачах создания Московского Центра социально-психологической поддержки детей и подростков. С этой точки зрения интересно мнение Г.Г.Бочкарёвой о глубинной обусловленности детской девиации особенностями системы отношений, потребительским стилем воспитания в семье, столь распространённым теперь: «Эмоциональные отношения благополучные, но в семье преобладают мещанские, стяжательские интересы. В такой неблагоприятной нравственной обстановке у ребёнка с детства формируется эгоистическая направленность, вещизм, потребительское отношение к жизни, утилитарная мораль - комплекс этих качеств и в дальнейшем их гипертрофическое развитие может явиться психологическим механизмом правонарушений». «Характер взаимоотношений, продолжает ту же мысль Т.П.Гаврилова, стиль воспитания, принятые в семье ценности определяют отношение ребёнка к себе и другим людям».

Анализ причин отклонений, приведших к социальной дезадаптированности, требует исторического рассмотрения личностного развития. Недостаточно чёткое следование ему в ряде работ, обращение к социально-психологическому явлению дезадаптированности с позиций феноменологического подхода представляется их значительным недостатком. Между тем устойчивые характерологические образования ещё в 30-х годах, на первых шагах отечественной психокоррекционной школы, связывались с узкой семейной ситуацией. Именно здесь ребёнок начинает предъявлять к действительности повышенные претензии и обнаруживать повышенно острую реакцию на ряд неудач и травм в личных отношениях. По мнению В.Н.Мясищева, семейная ситуация (взаимоотношения родителей друг к другу, взаимоотношения их с ребёнком) формирует детский характер со всеми его особенностями и предопределяет дальнейшее развитие. Предъявлялись ребёнку требования или нет, были ли выработаны трудовые установки, есть ли у него сознание необходимости, есть ли склонность к общению, есть ли у него элементарное умение сообразовать своё поведение с требованиями коллектива (столь противостоящее сегодняшней направленности на свободу подчас неограниченного самовыражения) - всё это связано с предыдущим опытом общения и определяет, насколько трудна окажется для ребёнка каждая новая жизненная задача. Принятие продуктивных жизненных установок в ходе семейного воспитания на вербальном уровне представляет весьма слабую защиту от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Нравственные категории, не подкреплённые привычкой, практическим опытом, приобретённым личностью в ходе непосредственного взаимодействия с окружающими людьми - набор словесных правил, который легко рухнет при минимальной жизненной нагрузке и постепенно ребёнок окажется затянутым в «водоворот трудновоспитуемости» (В.Н.Мясищев).

Таким образом, формирование социально дезадаптивных черт личности девиантной молодёжи отражает выраженную сниженность моральной регуляции поведения в обществе и является частным преломлением общего процесса интериоризации нравственно деформированных социальных отношений, окружающих ребёнка: невыгодность придерживаться нравственных принципов, усвоение эгоцентрической иерархии ценностей и принятие духовно обеднённых установок, направляющих все силы, способности на приобретение престижных предметов, оправдывающих любые источники обогащения.

В то же время, по оценке А.А.Бодалёва, человек в коллективе нуждается в общении с товарищами, испытывает потребности в привязанности и дружбе, а характер взаимоотношений в коллективе выступает как фактор, влияющий на микроклимат группы. Стремление к взаимодействию, по мнению этнопсихологов, является прирождённым. Значимость более близких человеческих связей, подчёркивает и Р.С.Немов: «Если межличностные отношения опосредованы ценностным содержанием деятельности, то тесные эмоционально-межличностные связи начинают выступать в качестве весомого положительного фактора групповой эффективности». «Сравнивая себя с другими членами коллектива, - пишет Н.ДЛевитов, - человек лучше понимает и правильнее оценивает свою личность; в коллективе он находит побудительные средства к улучшению своей работы, видит хорошие примеры для подражания». Приобретение жизненного опыта происходит в процессе непосредственного взаимодействия со значимыми товарищами. Их оценки обеспечивают обратную связь, необходимую для самопознания, ликвидации так называемых «слепых пятен», под которыми исследователями понимаются неосознанные особенности собственной личности.

Блестящий опыт А.С.Макаренко по перестройке отношений личности через коллектив подтверждён не только психолого-педагогической, но и медицинской практикой. Методы коллективной и групповой психотерапии в самых различных её видах получили широкое распространение.

Сравнивая эффективность коллективного и индивидуального видов психокоррекционной работы, уместно вспомнить слова Ф.Александера: «Растущее признание того факта, что пациент как член общества подвержен влиянию своего социального окружения, постепенно привело к развитию психотерапевтической методики, направленной на лечение пациента в группе». По быстроте достижения желаемых изменений и, самое главное, по прочности достигнутых результатов следует решительно отдать предпочтение коллективной форме, работы. Так, коллективная психотерапия, по оценке С.С.Либиха, обладает более широкими возможностями активизации, пробуждения у больного «воли к здоровью», осуществления лечебного перевоспитания и, в конечном итоге, социального восстановления личности. Несколькими годами позже В.Е.Рожнов, довольно жёстко формулируя необходимость высокого уровня развития взаимоотношений в группе, соответствующего появлению коллектива, писал о том, что обычно в группе «ни о каком объединении больных в единый спаянный коллектив, живущий общими интересами, не может быть и речи... каждого больного учат думать только о себе, беспокоиться только за себя, добиваться здоровья и счастья в одиночку. В.Я.Деглин акцентировал мысль В.Н.Мясшцева о том, что «при коллективной психотерапии важно не то, что в лечебном процессе участвует группа больных, а то, что главным является стремление коллектива помочь больному осмыслить в совместном обсуждении развитие его состояния, а также помочь больному в выборе тех средств, которые позволили бы ему преодолеть трудности и полностью компенсироваться».

Углублённое осознание себя через оценку других, помощь в освоении новых вариантов поведения доступно в известной мере и для группы, которая находится в самом начале своего развития, на невысоком уровне групповой сплочённости. Достижение же группой уровня коллектива, объединяющего своих членов общими целями, опосредующего внутригрупповые отношения признанием важнейшей роли совместной деятельности, делает её способной влиять на мотивацию поступков человека. В этом случае групповые эспектации начинают стимулировать воспроизведение конвенций общности в определённом поведении. Формирующиеся в группе сплочённость, взаимоподдержка, взаимопомощь, о положительном влиянии которых пишут Г.Л.Исурина, Б.Д.Карвасарский, В.А. Ташлыков и Ю.Я.Тугащын, в условиях дружного коллектива, с одной стороны, становятся средством психологической коррекции качественно иного, более высокого уровня эффективности, а с другой, позволяют личност-но слабому, зависимому пациенту проявить себя человеком, способным помочь другим, что повышает степень самооценки и уверенности в себе.

«Трудные» дети и подростки, имея обострённость чувств, реакций, импульсивные в своих поступках, демонстративные в поведении, оказываются малосостоятельными в занятиях искусствами - театре и ссоре. Их перевозбуждённая и перенапряжённая нервная система, способна реагировать лишь на очень сильные раздражители. Неслучайно популярнейший способ времяпрепровождения современной молодёжи - дискотека - это в первую очередь большие децибелы звука и яркие всполохи света.

Понижение чувствительности дезадаптированных детей, по оценке Л.С.Выготского, «не что иное, как защитная реакция, самооборона против болезненных воздействий среды». Не вдаваясь в подробности возникновения этого следствия патологической адаптации к сформировавшим их жизненным условиям, нужно подчеркнуть, что без нормализации эмоциональной сферы ребёнка нельзя рассчитывать на его нормальную социальную адаптацию. Конечно, проблемы, особенности личностных реакций на внешние воздействия среды должны быть выведены на уровень сознания - иначе с ними не справиться, но человек - не машина, без естественных душевных движений (подчеркнём - движений благородных) многое в его жизни может оказаться недоступным, недосягаемым: чужое горе не вызовет сочувствия и не двинет его на помощь людям; побирающаяся старушка или роющийся в мусорном баке старик не остановит руку, выбрасывающую хлеб, а привычка все вопросы жестоко разрешать с позиции «Я» сделает дружбу и любовь формальным выполнением обязанностей. Л.И.Божович считает, что непосредственные влечения сильны тем, что их «поддерживают» эмоции - значит, надо противопоставить им эмоции иного рода, «борьба мотивов должна закончиться такой перестройкой, при которой мотивы долга становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально».

При всём многообразии аспектов работы по преодолению социальной дезадаптации трудновоспитуемых воспитанников следует особо выделить необходимость создания и поддержания эмпатически аффилиационных отношений в коллективе, так как это и основа практического удовлетворения потребности быть принятым сверстниками, и возможность успешной идентификации с ровесниками. «Трудные» подростки, пришедшие в психокоррекционную общность нашей школы-интерната, одной из причин нелёгких взаимоотношений со взрослыми, девиаций в поведении имели нереализованность этих естественных для подросткового возраста потребностей. На той же точке зрения стоит Е.А.Горшкова: «Особую важность имеет формирование положительных взаимоотношений со сверстниками в коллективе класса, так как это позволяет со всей полнотой использовать воспитательное воздействие коллектива на учащихся. Причём, коллективное воздействие усиливается ценностной сплочённостью группы, основой которой, по мнению А.К.Донцова, «являются не непосредственно контактные взаимоотношения, не сама по себе «чисто» коммуникативная практика, а социально обусловленная совместная деятельность».

Механизм реального построения отношений между ребятами описали Т.В.Драгунова и Д.Б.Эльконин, отметив, что строятся эти отношения по тем или иным образцам морали из жизни взрослых. Носителями таких образцов, как правило, бывают ребята (старшие товарищи или сверстники) более взрослые, чем остальные. Своим поведением они как бы «задают тон»; остальные на них «равняются». Именно в процессе подравнивания своего поведения под эти образцы, в практике реальных взаимоотношений с товарищами происходит усвоение новых для ребёнка моральных норм поведения из жизни взрослых, формирование его собственной взрослости и чувства взрослости.

Во многих работах, посвященных социально-психологическим параметрам общения, успешность воспитательного воздействия коллектива связывается исследователями с эмоциональным благополучием и удовлетворением естественных возрастных потребностей. Так, В.Р.Кисловская отмечает, что «независимо от социометрического статуса, наличие у испытуемого взаимной симпатии хотя бы с одним товарищем в классе уже обеспечивает ему эмоциональное благополучие в коллективе, что выражается и в положительном отношении к школе, к классу, к товарищам, и в хорошем эмоциональном самочувствии. Е.С.Кузьмин обращает внимание на непродуктивность выхода из напряжения, которым сопровождается конфликтность отношений с людьми, временным, мнимым снятием напряжения путём самооправдания и обвинения других в своей вине. В то же время, по его мнению, «оптимальное общение есть основа хорошего, бодрого настроения, путь к психологическому здоровью, авторитету, удовлетворённости собой, основа производительной, творческой деятельности». В коррекционной работе успешность принятия воспитуемым положений, выдвигаемых психологом, зависит от многих факторов, в том числе и от сохранения аффилиационности отношений воспитанника, оказавшегося в трудной ситуации, затрагивающей самооценку и престиж личности. Н.П.Аникеева, рассматривая общение как совокупность оценочных отношений, справедливо говорит о недопустимости переноса оценки отдельных результатов деятельности на личность в целом, подчёркивая, что человек более чувствителен к оценкам, касающимся его личности, по сравнению с оценками, относящимся к его деятельности.

При осуществлении влияния коллектива на развитие мировоззрения учащихся особо важное значение, отмечает А.Л.Шнирман, имеет именно «сочетание разнообразных форм деятельности коллектива, обеспечивающее развитие различных сторон сознания и самосознания школьника». С другой стороны, по мнению А.А.Русалиновой, от того, насколько насыщена жизнь коллектива важными и интересными событиями, в значительной степени зависит и отношение личности к коллективу, принятие его требований и принципов, которое порой весьма нелегко даётся личности распущенной, привыкшей «повелевать», попирая других и потакая себе.

Как нам представляется, справедливо мнение болгарских психологов о невозможности «очистить» от неблагоприятных воздействий социальную среду со всеми её многообразными формами, которые при этом подчёркивают: «Однако вполне возможно путём длительного и системного воспитания выработать у ребёнка критерии для собственной оценки того, что плохо и что хорошо» (В.С.Манова-Томова с соавт.). Соглашаясь в принципе с этой точкой зрения, следует добавить, что интенсивное общение в условиях референтного коллектива - способ более быстрого формирования позиции личности воспитанника. Л.П.Буева отмечает, что человек выступает практически действующим субъектом как обладатель исторически сформированных способностей. Общение в этом аспекте превращается в разносторонний информационный обмен знаниями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, осуществляется передача и усвоение образа мыслей, поведения, привычек. В разных формах общения люди обмениваются эмпирически накопленным опытом, неписаными правилами и информацией, заключённой в традициях и обычаях.

Психолого-педагогическая цель упрочения социальной адаптированности строго требует создания для эффективного воздействия на человека специально организованной среды коллектива, пронизанной взаимными положительными связями ответственности каждого перед всеми. Ответственности за свои чувства, которыми нужно научиться владеть, за свои мысли, которые нужно научиться держать чистыми, за свои поступки, которые должны соответствовать ценностным ориентациям уважаемого коллектива друзей. Исследования психологов показали, что дети, прошедшие «атрибутивную терапию» (когда они терпели неудачи, их заставляли почувствовать ответственность за свой провал, приписывая его их собственным недостаточным усилиям) позже «демонстрировали улучшение своих достижений в ситуации неудачи» (Х.Хекхаузен).

В.М.Бехтерев, переосмысливая закон сохранения энергии по отношению к нервно-психической деятельности, писал об ответственности человека за разносторонние проявления собственной личности в контактах с другими людьми: «Если действие человека, его слово, мимическое движение или жест производятся в присутствии других лиц, способных усваивать всё то, что они видят и слышат, то ясно, что эти явления, будучи восприняты другими, либо претворяются путём непосредственного подражания, внушаемости и усвоения их в те или другие формы нервно-психической деятельности, либо, встретив со стороны их противодействие, вызовут тем самым особую в них реакцию, словом, так или иначе отразятся на их последующей деятельности в окружающем мире».

В плане осуществления реабилитационной психолого-педагогической программы большинство авторов указывает на необходимость учёта того, что развитие и реабилитация ребёнка может успешно проходить лишь в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим, подчёркивают В.Н.Мамцева, О.Ю.Привалов и Ю.С.Шевченко, возникает необходимость решения проблемы самоорганизации и планомерной организации детского коллектива, среды, как таковой. Пытаясь найти средства преодоления кризисного состояния общества, М.П.Стурова видит выход в восстановлении системы воспитания на государственном уровне с чётко заданными духовно-нравственными ориентирами. Расширяющаяся практика психологической коррекции старается учитывать возрастные особенности девиантных подростков и с их учётом разрабатывать принципы психолого-педагогической помощи при нарушениях поведения у детей и подростков. Так, А.Ю.Нечаева совершенно обоснованно, с нашей точки зрения, представляет коррекцию поведения как планомерный систематический процесс: «Общим принципом, позволяющим развить или сформировать желательные поведенческие стереотипы, является создание ситуации, при которой необходимость их мобилизации диктовалась содержанием осуществляемой деятельности, а удовольствие от этой деятельности обеспечивало бы требуемые усилия по проявлению дифицитных качеств. Избыточные качества (например, гиперактивность) целесообразно не подавлять, а направлять их реализацию на социально приемлемые и развивающие формы (спорт, танцы)». Совершенно справедливо заявляется о необходимости проведения коррекции в процессе основного вида деятельности, с опорой на индивидуальный уровень развития. В то же время направленность психокоррекционного воздействия затрагивает поверхностный уровень девиантности: «В процессе функциональных тренировок ставится задача научить коррективным поведенческим реакциям в различных ситуациях». Речь, к сожалению, не идёт об изменении искажённости ценностных ориентации, системы взглядов, установок и отношений, детерминирующих поведение во всех его формах - как социально приемлемых, так и девиантных.

 

АВТОР: Стрельцов В.В.