09.03.2012 10614

Социально-психологические воззрения В.Н. Мясищева

 

Среди работ В.Н. Мясищева, в том числе и до сего времени не увидевших свет, находящихся в архивах, немало таких, в которых раскрывается социально-психологическая проблематика и которые по праву позволяют отнести автора к талантливым социальным психологам, сумевшим в первой половине XX века поставить и решить ряд насущных социально-психологических проблем в интересах личности и общества.

Касаясь истории социальной психологии в одной из своих известных работ, автор напоминает: «Идеи социально-психологического характера высказывались учёными и философами ещё в древности, но общественная психология могла возникнуть только после возникновения науки об обществе» и что в работах О. Конта, основателя социологии ещё не было даже упоминания о социальной психологии. Понятие социальной психологии введено в научный оборот западными социологами лишь в конце XIX - начале XX века. С этого времени в западных странах она развивается непрерывно.

В России же, отмечает автор, понятие социальной психологии впервые появляется в работах В.М. Бехтерева и В.А. Вагнера, которые пытались анализировать социальное поведение и понятие «коллектив» с позиций рефлексологии. До конца 50-х годов XX в. «психология у нас числилась для многих как сомнительная наука», - писал В.Н. Мясищев в своей так и не увидевшей свет статье «Социальная психология и социальная педагогика», а «социальная психология у нас была отвергнута по мотивам психологизма в работах буржуазных авторов и смешения ими идеологии и психологии». С большой болью автор говорил о том, что психология, социология и социальная психология в нашей стране значительно отстали от других наук и что к началу 60-х годов непознанное в них во много раз превышает познанное. Во многом это связано с тем, что социология серьёзно начала развиваться в России намного позже других стран, так как была «отменена» по идеологическим мотивам, как буржуазная лженаука. «Сейчас, - писал учёный в связи с хрущёвской оттепелью, - достаточно осознан тот факт, что... система социальных конкретных фактов законно объединяется социологией». Это осознание дало толчок и для развития социальной психологии, чётко выделившейся в отрасль психологии и сконцентрировавшей своё внимание на том, что в душевном мире человека как личности всё обусловлено не только биологическими, но и социальными факторами. В начале 60-х годов XX века вопросы социальной психологии стали обсуждаться на различных форумах, в это же время при Ленинградском университете была организована лаборатория социальной психологии.

В.Н. Мясищев принимал самое деятельное участие во всём этом, понимая всю глубину пробела в развитии этой науки для социально-экономического развития страны, образовательной и здравоохранительной практики.

В эти же годы В.Н. Мясищев утверждал, что социальная психология должна исследовать следующие проблемы:

- взаимодействия, общения и взаимоотношений в коллективе, человека с коллективом и межгрупповое общение;

- взаимовлияния личности и социальной группы (коллектива);

- изменений психической деятельности и личности под влиянием внутри групповых факторов (что по существу является постановкой проблемы личностной адаптации и дезадаптации);

- структуры личности, соотношения её подструктур и компонентов и их социально-психологических характеристик;

- типических особенностей групп людей (этнических, культурно-исторических, классовых и профессиональных), объединённых общими условиями;

- особенностей общения под воздействием нравов, обычаев, языка, культуры, идеологии, «характеров отдельных народов, национальностей и социальных групп»;

- особенностей психологии социальных общностей (кланов, народностей и др.);

- специфики межличностных и межгрупповых деструктивных конфликтов;

- социально-психологических факторов, формирующих или деформирующих личность, укрепляющих или разрушающих психическое здоровье человека;

- особенностей умонастроений и других психических состояний социальной группы, коллектива, общества, народа как феноменов групповой психологии;

- специфики социально-психологических процессов и явлений в малых социальных группах, их влияние на формирование нравственного характера;

- психологического взаимовлияния людей.

К проблемам социальной психологии, по В.Н. Мясищеву, относятся и специфика социально-психологических процессов и явлений в малых социальных группах, их воздействие на формирование нравственного характера: «Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений», а также особенности умонастроений малых и больших социальных групп, общества, народа в целом. Учёный ратовал за раскрытие особенностей групповых настроений, отмечая «большую степень их социальной детерминированности и несводимость к сумме индивидуальных настроений».

Как видим, главными и основными проблемами социальной психологии В.Н. Мясищев считал проблемы взаимодействия, общения, взаимоотношений и взаимовлияния людей и социальных групп.

Наряду с проблемами В.Н. Мясищев раскрывал и задачи социальной психологии:

- исследование поведения людей в их взаимодействии;

- выявление изменений в поведении и деятельности под влиянием группы (коллектива);

- раскрытие различных видов этих взаимодействий (например, влияние отдельного человека на коллектив и его место в коллективе);

- выяснение истории возникновения различных видов общения и взаимоотношений, их общественно-историческую обусловленность;

- условия оптимальности взаимодействий;

- выявление особенностей быта и нравов людей в связи с особенностями эпохи, в которой живёт человек;

- выявление типических особенностей групп людей, объединённых общими условиями;

- раскрытие психологического аспекта совместной деятельности, взаимодействия и общения в различных социальных группах (больших и малых), в том числе и на уровне этносов, национальностей и народов;

- раскрытие особенностей личности в связи с её общественным положением - выявление особенностей личности в целом в процессе её исторического развития.

Наиболее пристальное внимание и свой исследовательский талант В.Н. Мясищев посвятил исследованию проблемы отношений.

Стержневым понятием социальной психологии В.Н. Мясищев считал «отношение», рассматривая его в диалектической взаимосвязи с взаимодействием и общением людей.

Отношениями учёный называл такую категорию человеческих свойств, которые проявляются осознанно, избирательно и различно, а порою даже противоположно, но обязательно устойчиво. В.Н. Мясищев полагал, что, изучая отношения, «надо учесть: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение к предметам внешнего мира. Категория отношения к людям является решающей и носит характер взаимоотношения». Отношения человека остаются потенциальными до тех пор, пока он не начинает действовать, и в этом действии, подвергаясь многочисленным социальным влияниям, личность изменяется. Отношения учёный рассматривает и как связующее звено в общении человека и группы (коллектива). Высшим уровнем отношения, уточнял учёный, является осознанное отношение.

Он раскрывал взаимосвязь различных видов отношений, подчёркивая, что «отношение к труду неразрывно связано с отношением к лицу, группе лиц, коллективу...»; отношения проявляются в совместной деятельности, взаимодействиях и общении.

Общение, сочетающееся с производительным (учебным и т.п.) трудом, является даже источником общественного развития. Именно в общении наиболее ярко выражается активность и избирательность человека, его положительный или отрицательный характер. При этом активность следует понимать как интегральное проявление личности, связанное прежде всего с отношениями человека и зависящее от особенностей его высшей нервной деятельности, своеобразия его личности, уровня способностей, объёма и глубины знаний, наличия соответствующих привычек и навыков. Будучи общественно производственно-обусловленным («детерминированным»), «человек в каждом своём действии выступает как самостоятельный («свободный»), поскольку каждое воздействие данного момента не определяет поступка, а, пробуждая опыт прошлого, неизбежно влечёт за собой определённый поступок человека».

Наряду с понятиями «общение», «отношения» В.Н. Мясищев ввёл понятие «обращение» для конкретизации общения как общения вербального. Обращение играет значительную роль в организации общения и отношения и может иметь форму положительной или отрицательной речевой коммуникации. Повторяемость определённого стиля обращения (мягкого или жёсткого, ободряющего или грубого и сухого и т.п.) формирует, по мнению учёного, соответственный психологический тип личности с присущим ему комплексом характерологических признаков. Понятия общение, обращение и отношения для человека, считал учёный, практически неразделимы и относятся к общей и к социальной психологии. Учёный полагал, что между взаимодействием, общением и отношениями существует определённая взаимозависимость, но связь между ними не всегда постоянна, так как взаимодействие регламентируется отрегулированными социальными требованиями: дисциплиной, этикетом и т.п., что нередко блокирует или маскирует истинное отношение.

Он приводил важные в социально-психологическом плане примеры самоотверженности, преданности, дружелюбия и противоположных им качеств, рассматривая их как особенности отношений; говорил об общительности, замкнутости, откровенности, открытости или скрытности, считая их первично функциональными коммуникативными качествами, которые отражают положительное или отрицательное отношение к людям, доверие или недоверие к ним. «Если разработка проблемы общения без учёта отношений не может быть достаточной, то изучение общения и отношений без учёта обращений невозможно», - писал В.Н. Мясищев. Любое обращение в генетическом плане, будь то мягкое или жёсткое, подавляющее или ободряющее, грубое или ласковое, формирует отношение и потребность в нём или боязнь отношений. Попустительство, потакательское отношение родителей или учителей к подрастающему поколению, недостаточная принципиальность коллектива также дезорганизуют отношения людей и снижают ответственность человека за свои поступки и действия.

Большую роль в формировании личности, в сохранении её психического здоровья, в успешности её деятельности играют отношения: ученика к учителю, подчинённого к начальнику, исполнителя к руководителю, к тому, кто оценивает успехи и неудачи в труде, личностные качества, состояние здоровья.

Именно в совместной деятельности, взаимодействии, общении и взаимоотношениях личность проявляется наиболее ярко.

Личность формируется с раннего детства в общественных микро- и макроотношениях, в них проявляется во все периоды жизни. Отношения личности, по В.Н. Мясищеву, всегда включены во взаимоотношения людей, в которых она формируется в коллективе. Поэтому, по мнению учёного, особого внимания заслуживают проблемы взаимодействия, общения и взаимоотношений в микросоциуме - группе, коллективе. Именно здесь формируются особенности психологии работников, учеников и т.п. От них во многом зависит и уровень организации труда, и отношение к хозяйству и имуществу, и требовательность к себе и другим. Динамика личностных отношений в стадиях достижения социальной зрелости проявляется во взаимодействии как с детским, так и со взрослым коллективом, так как «отношения человека включены в отношения, существующие в коллективе» (выделено нами - B.C.). Поэтому и в семье, и в школе важно формировать нравственно зрелые взаимоотношения родителей с детьми, педагогов с учащимися и учащихся между собой, заботиться об адекватности социометрического статуса каждого ребёнка, подростка, о равноправности в товарищеских отношениях, о смене позиций руководства и подчинения в коллективе сверстников. «Наоборот, - говорил В.Н. Мясищев, - изоляция, одиночество, жестокость и грубость, так же, как и чрезмерная снисходительность и преклонение окружающих, влекут за собой гипертрофию индивидуальности и недоразвитие общественно положительных черт личности. Чрезмерные требования могут привести за собой обезличенность, лицемерие или невротическое развитие».

В.Н. Мясищев часто приводил эпизоды из педагогического опыта А.С.Макаренко, получившего, как известно, мировой резонанс, в качестве примера глубокой связи отношения и взаимоотношения людей, которая может быть разрушающей или созидающей, взаимной или односторонней, встречающей противодействие или поддержку. Подчёркивая справедливость и значимость макаренковского принципа рассмотрения воспитательного трёхпланового процесса (педагог - коллектив - отдельный ученик), В.Н. Мясищев показывает возможные варианты взаимодействий между этими тремя компонентами. Так, у школьника может быть конфликт и с коллективом, и с учителем, который может сопровождаться расщеплённо-двойственным отношением симпатии и вражды, уважения и неуважения, привязанности и безразличия и т.п.

Педагог и коллектив в отношении к ученику могут обнаруживать два противоречивых компонента: положительное отношение к школьнику как субъекту-объекту перевоспитания, и отрицательное как к правонарушителю или дезорганизатору. Учителю (воспитателю, руководителю, родителю) чрезвычайно важно стараться создавать % заинтересованность в любом производственном процессе (учебном, творческом, рабочем), повышать дисциплину и ответственность, то есть воспитывать такие социально-психологическое свойства, как сплочённость, организованность, ответственность, стремление к единству, тесные и дружественные взаимоотношения, доверие друг к другу, готовность прийти на помощь.

Начальник, мастер, бригадир и каждый рабочий в общественно-трудовых группах представляют коллектив только тогда, когда каждый член станет своеобразной частью единого целого, когда каждый работник будет отражать лицо коллектива и сам отражаться в этом коллективе. Это психическое взаимодействие и взаимовлияние людей, по мнению учёного, является одной из основных проблем социальной психологии и имеет громадное значение для педагогического, административного руководства и лечебной практики. Это важно учитывать при изучении процессов управления, трудового и социального поведения, а также в генезе акцентуаций и патологии характера.

Именно на основе единства социума (совокупность социальных условий) и личности учёный разрабатывал вопросы общей и социальной психологии, их взаимодействия, системы отношений субъекта-деятеля к объективной действительности, рассматривая отдельного человека как часть человеческого общества, коллектива. Здесь надо напомнить, что В.Н. Мясищев считал коллективом объединение людей, «у которых доминирующим регулятором поведения являются регуляторы и мотивы общественного поведения, при которых человек способен в ущерб своим интересам при необходимости отдать свои силы и труд для дела общественного характера». Именно в коллективе формируется отношение человека к обществу, к его требованиям, коммуникативность.

В.Н. Мясищев подчёркивал связь отношений и взаимоотношений, суть которых, однако, не одна и та же. Учёный приводил в пример отношение родителей к ребёнку, мужчины к женщине: «Любовь может быть взаимной, может быть односторонней, наконец, положительное отношение с одной стороны может встречать с другой стороны враждебное отношение». Человек может при отрицательном отношении к другому человеку, ситуации или явлению демонстрировать доброжелательность, смирение и даже уважение, налаживать добрые взаимоотношения, стараясь внешними средствами решить какую-либо свою проблему. Это может быть отнесено к лицемерию, приспособлению субъекта или может проявляться неосознанно, как стиль поведения, усвоенный в жизненном опыте. В.Н. Мясищев полагал, что первостепенное значение для общества и для личности имеют такие морально-психические черты человека, как доброжелательное отношение к обществу и людям, отношение солидарности и дружбы, преданности всему высокому, честному, лучшему в людях, сознание долга, коллективизм, гуманизм, - всё это «принципы общественные, идейные, моральные и психологические одновременно».

Учёный полагал, что между отношением и взаимодействием существует определённая зависимость, но связь между ними не всегда постоянна, так как взаимодействие внешне регламентируется отрегулированными социальными требованиями: дисциплиной, социальными нормами поведения (этикетом и т.п.), что нередко блокирует или скрывает истинное отношение.

Взаимодействия людей обусловлены их взаимоотношениями. Это максимально важно в процессе производственного взаимодействия, и изучение этой зависимости является одной из задач социальной психологии. Особого внимания заслуживают проблемы взаимодействий в трудовой бригаде, расстановке работников с учётом их психологических особенностей. В совместной деятельности, писал В.Н. Мясищев, важна правильная расстановка сил, при которой человек, как субъект деятельности, получает место, соответствующее его способностям, и может наиболее продуктивно проявить себя с наибольшей пользой для общества, раскрыть индивидуальные сущностные силы и быть «с наибольшей полнотой деятелем, творческим участником общественно-производственного процесса». В вопросах производства внутреннее, психическое играет большую роль. Но человек находится в истории общественных отношений, и на производстве он субъект, выполняющий распоряжения руководителя. Идеи о психологических основах руководства людьми, высказанные В.Н. Мясищевым, имеют непреходящее значение. Руководство людьми - проблема, которую он относил и к социальной психологии, и к эргологии - разделу психологии труда.

Управление трудовыми и социальными процессами зависит от осознания и учёта требований действительности, от понимания общественной необходимости этих требований и соотнесения их со своими потребностями и возможностями, от соотношения этих условий друг с другом. Руководителю важно знание уровня и содержания личности руководимого, характер его мотивов, побуждений и принципов. Поэтому в сфере управления процессами трудового и специального поведения социальная психология должна изучать роль ошибок в способах воздействия на человека. Современные вопросы теории управления, по мнению В.Н. Мясищева, имеют своим высшим уровнем проблемы управления отдельным человеком и человеческими коллективами.

В процессе управления важно учитывать двусторонний взаимный характер отношений по типу «субъект-субъект», в системе отношений личности всегда доминирует её отношение к людям. Именно это является одним из главных понятий социальной психологии, с помощью которого она изучает производственный процесс и его результаты с психологической стороны. Важно, как человек использует свой индивидуальный опыт, что значимо для него, как он относится к задаче, насколько важен или интересен для него существующий факт, насколько привлекательны взаимоотношения с участниками текущего взаимодействия.

Пристальное внимание учёный уделял такому виду общения, как межличностные конфликты, которые возникают на основе и объективных, и субъективных причин. «В человеке могут сталкиваться противоречивые тенденции долга и желания, влечения и невозможности его удовлетворить. Человек может испытывать ряд конфликтов служебных и семейных и т.п.».

У человека может возникнуть конфликт между желанием отдохнуть и сознанием необходимости продолжать работу (конфликт личного и общественного); конфликт между неуважительным или презрительным отношением к руководителю и необходимостью подчиняться его распоряжениям, которые человек считает бессмысленными и т.д. Эти раздражители меняют общее состояние нервной системы, отрицательно отражаются на деятельности, являются источниками повышенной чувствительности к различным обстоятельствам жизни. Часто мотив корысти, личного пристрастия лежит в основе ряда решений, создавая болезнетворную атмосферу, перераздражая окружающих и нарушая состояние нервного здоровья. «Нездоровые отношения иногда выливаются в форму интриги, склоки, направленных чаще всего на то, чтобы устранить или смести с пути то или иное лицо для того, чтобы занять его место».

Источником внутреннего (а порой и межличностного конфликта) выступают индивидуалистические установки личности, противоречие между моральными требованиями и эгоистическими потребностями личности. С этим связана и частота так называемых конфликтов на личной почве: тщеславие, претенциозность, неумение считаться с другими, нежелание подчиняться общим интересам, идти на уступки (даже понимая, что не прав) - всё это создаёт благоприятную почву для развития конфликтных отношений с близкими, знакомыми и сотрудниками на производстве.

Может иметь место, как полагает В.Н. Мясищев, «конфликт идейных мотивов, общественных принципов, которые оказываются более мощными двигателями поведения человека, чем конкретно личные отношения привязанности к родителям» или друзьям.

В результате конфликта или спора, понемногу нарастая, часто возникает вражда, которая, ведёт к снижению или разрыву в общении: «Вражда, неприязнь, агрессивность - нарушение общественных и личных взаимосвязей... Но личная вражда и конфликты в области личных отношений представляют сферу психолого-педагогическую». Вместе с тем, у человека крайне трудно отделить личную сторону проблемы от общественной и то, что до поры до времени кажется сугубо личным, может привести к разрушительным последствиям или криминалистической катастрофе. Вражда всегда сопровождается антипатией, неприязнью и ненавистью. Всегда важно стараться понять, чем вызвана вражда, к кому она возникла и при каких обстоятельствах. В.Н. Мясищев считал, что «идеалом человеческих отношений является дружба, однако всегда «надо при этом иметь в виду и ещё одну психологическую особенность: между полюсами дружбы и вражды лежит пояс равнодушия». Поступки и решения человека определяются обычно не только его личным отношением, но и учётом того, как относятся близкие ему люди к тому человеку, с которым он взаимодействует. Например, мать против контактов своего ребёнка с кем-то из его друзей, а отец не согласен с матерью; один приятель выказывает враждебность, другой - зависть или ревность и т.д. В.Н. Мясищев утверждал, что дружба растёт постепенно, укрепляясь в процессе взаимодействия. Дружбу учёный считал общественно обусловленным отношением, первостепенным результатом общения, направленного на общую цель деятельности. «Для того, чтобы до конца понять её особенности и структуру, - говорил учёный, - необходимо видеть происхождение дружбы, процесс её образования, развития и закрепления». Самой крепкой основой дружбы он называл серьёзную совместную общественно-производственную деятельность и общие усилия для её успешности.

Учёный ратовал за формирование товарищества, дружбы, считая её «величайшей социальной ценностью», которую необходимо воспитывать и оберегать. Разнообразие проявлений дружбы определяется разнообразием характеров: от требовательности в дружбе до уступчивости, от отданности ей до ревности. В.Н. Мясищев был убеждён, что возможна великая самоотверженная дружба не только отдельных людей, но и целых народов. Наряду с глубокой истинной дружбой часто возникают поверхностные взаимоотношения с ложной дружбой, исчезающей при небольших затруднениях во взаимодействии или при расставании. К ложной дружбе относятся и взаимоотношения «дружков» в криминальных группах, которые В.Н. Мясищев со своими сотрудниками изучал в социально-психологическом аспекте.

Психологически обоснованные нравственно зрелые взаимоотношения в коллективе (в том числе в семье), определённым образом переживаясь личностью, формируют опыт её отношений, систему обращения и внешнюю форму общения и поведения. В противном случае (когда в коллективе берут верх нравственно незрелые отношения - групповщина, групповое давление и т.п.) поведение по отношению к ближайшему окружению, к отдельным людям, к группе в целом может быть неадекватным, конфликтным и будет сопровождаться соматическими висцеро-вегетативными реакциями или реактивными изменениями мозга и психики.

Выявленные В.Н. Мясишевым закономерности взаимодействий, взаимовлияния, общения и отношений являются, по его мнению, одной из основных проблем социальной психологии и имеет громадное значение, как говорил учёный, для педагогического труда, административного руководства и лечебной практики.

 

АВТОР: Стрельцова В.П.