09.03.2012 9080

Персонологические воззрения В.Н. Мясищева; персонология - ветвь социальной психологии

 

В русле социально-психологической парадигмы В.Н. Мясищев разрабатывал и свою концепцию «психологии отношений личности», органически связывая её с раскрытием природы и структуры личности. При этом он опирался на теоретические постулаты своих выдающихся предшественников Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна и др., интегрируя и развивая их. С особой тщательностью В.Н. Мясищев относился к научному наследию Л.С Выготского, обосновавшего социально-историческую детерминированность формирования человека как личности, вскрыв опосредованность возникновения и развития психических феноменов знаком, словом, и сформулировавшего фундаментальный закон развития высших психических функций в онто- и филогенезе: интериоризации, выступающей способом социогенеза личности, когда любая функция в культурном развитии «появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем... как категория интрапсихическая».

В.Н. Мясищев в своих исследованиях психологии личности руководствовался также одним из ведущих принципов отечественной психологической науки - принципом единства сознания, деятельности и общения, разработанным СЛ. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым и др. Он активно использовал также в своей научной деятельности концепции ряда отечественных мыслителей - И.М. Сеченова, СП. Боткина, П.Ф. Лесгафта, А.Ф. Лазурского, А.И. Яроцкого, А.А. Ухтомского, Н.Е. Введенского, В.М. Бехтерева. Учёный опирался также на оригинальные идеи крупнейшего нейропсихолога с мировым именем А.Р. Лурии - основателя концепции системной динамической локализации высших психических функций, объяснившего связь нейропсихологических синдромов с их нарушениями, раскрывшего естественнонаучные (мозговые) основы психики и сознания и утверждавшего, что источники поведения человека надо искать «в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека».

Исходя из неразрывной взаимосвязи и взаимовлияния личности и социума, учёный в центр своих персонологических воззрений поставил психологию отношений личности. Он доказательно утверждал, что психические отношения являются внутренней стороной «...связи человека с действительностью, содержательно характеризующей личность как активного субъекта с его избирательным характером внутренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности...».

С позиций психологии отношений В.Н. Мясищев освещал все проблемы психической и предметно-практической деятельности, личностные проблемы, а также понятие личности, утверждая, что отношения включены в каждый психический акт. Отношениями пронизаны и психические процессы (внимание, память, мышление в величайшей степени зависят от интереса как вида отношений), и психические состояния, и психические образования. От отношений зависит даже биологически обусловленная подструктура личности - темперамент, который раскрывается в области наиболее значимых для человека отношений, именно тех, которые становятся свойствами характера. Со своеобразием избирательных, сознательных отношений к окружающему учёный связывал индивидуальность человека. В.Н. Мясищев выделял различные виды отношений личности и разработал их классификацию. В их ряду он различал потребности, интересы, эмоциональные отношения, оценочные отношения и убеждения.

Одним из основных видов отношений учёный считал потребности личности, рассматривая их не только в качестве избирательных связей между субъектом и объектом, но и как основной источник жизненной активности, направленной на преобразование действительности. При этом особое внимание он уделял потребности общения. Учёный подчёркивал, что на основе витальных потребностей уже на ранних этапах детства под воздействием культурно-исторического опыта, социализации, воспитания возникают потребности в совместной деятельности, в общении, в познании и т.д., которые ныне именуются социогенными.

Специфическими видами отношений учёный считал интересы, оценочные этические отношения (на одном их полюсе глубокое уважение к человеку, на другом - презрение) и убеждения, а также установки как психические проявления динамического стереотипа.

Эмоциональные отношения, писал В.Н. Мясищев, проявляются в эмоциях привязанности, симпатии или антипатии, дружбе или вражде, неприязни, что сопровождается «глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека интенсивную эмоцию». Наряду с эмоциональными отношениями он выделял и познавательные отношения, в ряду которых стоит и познавательный интерес.

Оценочные отношения формируются под влиянием социально-нравственных, этических, эстетических и других критериев поступков. Сформированность морально-этических оценок обусловливает критичность к себе и другим, требовательность человека к себе и другим, уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном. На основе оценочных отношений «возникают ещё более сложные отношения долга, обязанности, ответственности» и убеждения. Как отношения они формируются сочетанием системы требований со знанием действительности (в первую очередь социальной). С ними соотносятся и эмоциональные реакции, и активная (волевая) готовность бороться за их осуществление в жизни.

Все виды отношений личности, их сочетания и варианты реализуются в общении, в реакциях и действиях человека, а также в его реактивных и психогенных нарушениях. Сложное сочетание видов отношений В.Н. Мясищев определял как структуру отношений; в ней он особо выделял сознательные отношения человека к окружающему, к самому себе и к деятельности, считая их результатом социальных влияний, воспитания человека и признаком высшей степени развития личности.

Учёный утверждал, что отношения действенны, они проявляются и в отдельных действиях, и в системе поступков при разных обстоятельствах и в течение длительного времени. В этой связи В.Н. Мясищев давал им нравственную характеристику: положительное отношение - это самоотверженное, серьёзное, глубокое, ответственное, принципиальное, требовательное, здоровое, сознательное и т.д.; отрицательное - это безответственное, нетерпимое, своекорыстное, лицемерное, халатное, шкурническое и т.д. Отношение к людям учёный считал вершиной иерархической системы отношений.

Введение в научный оборот понятия «отношение» как синтетической категории позволило В.Н. Мясищеву рассматривать личность в качестве «высшего интегрального понятия», которое «характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности».Учёный считал, что именно в психологии отношений выражается подлинные содержание и динамика личности. Благодаря устойчивым отношениям и под влиянием меняющейся ситуации личность не всегда меняет свои позиции, нередко сохраняет их вопреки требованиям этой ситуации за счёт динамической перестройки и мобилизации внутренних ресурсов. Формирование устойчивых благородных социально-нравственных отношений он считал ведущей задачей субъектов воспитания.

Как известно, в 30-е годы проблема отношений человека выделилась в число первостепенных, но именно в работах В.Н. Мясищева она «получила наиболее широкое и многостороннее освещение». По мнению самого В.Н. Мясищева, насущной необходимостью того времени были поиски целостною и обобщающего подхода к исследованию человека и его взаимодействий с социальной средой. Автор большое внимание уделял исследованию взаимосвязей психических процессов, психических состояний, психических образований (в том числе и качеств характера) с отношениями личности. Качественная характеристика всех этих феноменов, полагал он, во многом определяется отношениями. «Мы давно занимаемся освещением проблем психической деятельности с позиций психологии отношений». Это принципиальное обобщение опиралось на экспериментальные данные, полученные в исследованиях А.А. Смирнова и А.С. Егорова. Первый установил зависимость между отношением и памятью, прочность и многообразие которой зависят от степени активно-положительного (или, наоборот, безразличного) отношения к содержанию изучаемого. Второй - на опыте занятий физкультурой в старших классах показал, что формирование волевых качеств связано с отношением учеников к этим занятиям. А.Г.Ковалёв вместе с В.Н. Мясищевым, изучая проблемы воли и мотивации, выявили, что они также связаны с отношением к объекту действия и выступают субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости.

Считая, что личность формируется в деятельности, общении и отношениях, В.Н. Мясищев явился первым крупным отечественным психологом, который чётко различал понятия «деятельность», «взаимодействие», «общение», «обращение» и «отношение». Отношение является существенной стержневой характеристикой содержания личности: «Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности».

Характеризуя состояние современной ему психологии, В.Н. Мясищев отмечал, что психические процессы исследованы достаточно подробно, а носитель их - личность - изучается недостаточно; что деятельность исследуется в отрыве от деятеля, а процессы деятельности изучаются без субъекта - личности. Будучи человеком необыкновенной порядочности, всем своим существом обращенным к людям, он раскрывал общественно-историческую природу и объективно-субъективную обусловленность личности. В.Н. Мясищев считал, что создавать персонологическую теорию и практику надо, исходя из понятия личности и её свойств, из закономерностей её развития, из её динамики, структуры и реализации её отношений и всех её возможностей в объективной деятельности.

Придя к выводу, что личность - единое архисложное целое, и понимая неизбежность её изучения и по частям, и в целом, он считал такой подход продуктивным лишь при условии, если не упускать из вида, что элементы личности одновременно выражают целое, чему и соответствует понятие «отношения личности», или «психические отношения». Понимая психику, сознание, личность как «единство отражения и отношения», учёный считал, что в сознательной психической деятельности субъект выступает как относящийся, а объект - как отражающийся и «...каждый шаг нашей повседневной жизни, её радости и горести, её достижения и неудачи, даже её катастрофы неразрывно связаны с отношениями людей».

Считая личность чрезвычайно сложным высшим интегральным психическим образованием, В.Н. Мясищев утверждал, что она характеризуется, прежде всего, системой отношений человека к окружающей действительности и к себе самой; что человек является не только отвлечённо мыслящим субъектом, создающим орудия воздействия на мир, но сознательно относящимся к действительности дефиниций отношения личности, сформулированных В.Н. Мясищевым, ясно вырисовывается центральная в его концепции: отношения «в специальном психологическом смысле представляют собой сознательную, активную, избирательную, целостную, основанную на индивидуальном общественно обусловленном опыте систему временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с её отдельными сторонами».

Сознательное отношение к окружающему и к самому себе В.Н. Мясищев считал признаком высшего уровня развития личности. Говоря о сознательном отношении, учёный имел в виду существование такого отношения, при котором человек отдаёт себе ясный отчёт в объективных основаниях и субъективных мотивах своих действий, в своих обязанностях и ответственности, во всём поведении в целом. Учёный видел сознательность, вырастающую из прошлого и ориентирующуюся на будущее, результатом социальных влияний, воспитания человека. Сознательное отношение, по определению В.Н. Мясищева, представляет собой высший уровень отношения к действительности, и в самом осознании этого отношения существует ряд ступеней, проходимых человеком в процессе развития:

- «Первоначальный период возрастающей, проявляющейся в разных областях и интегрирующейся избирательности можно назвать предотношением, то есть ещё не сформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности».

- До определённого момента ребёнок не является сознательным, то есть сознательно относящимся существом. По мере овладения речью избирательные отношения малыша становятся выраженнее и отчётливее, и среди них яснее всего, как подчёркивал В.Н. Мясищев, выступают отношения к родителям, к другим детям, к воспитателям и играм. Некоторые свойства отношений - самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность - в дошкольном возрасте проявляются уже как черты характера. Особенности отношений на данном этапе «характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются контрастно под влиянием преходящего эмоционального состояния. Отношения тесно слиты с поступком и реакцией. Они выражаются в поступке. Характер и уровень развития отношений определяются в этом возрасте прежде всего взрослыми (родителями, воспитателями)».

- Анализируя отношения в школьном возрасте, В.Н. Мясищев связывал сознательность учащихся с учебной деятельностью и считал, что структура отношений определяется требованиями объективной необходимости, а управление своими действиями поднимается на новую ступень, поскольку в многообразии взаимодействий появляется новый момент - внесемейные обязанности и обязательный учебный труд.

- В старшем школьном возрасте формируются принципиальные отношения, убеждения, идеалы, проявляющиеся в поведении.

Избирательность отношений, с точки зрения В.Н. Мясищева, зависит от содержания предмета и от значимости его для относящегося лица, поскольку на важное или значимое человек реагирует, а на неважное, безразличное не реагирует. Учёный говорил и о том, что, «реализуясь в единичных реакциях, отношения не исчерпываются ими, а предполагают их систему и повторность в связи с тем объектом, с которым они связаны»; о том, что отношения человека связаны не только с настоящим или прошлым, но имеют перспективный характер, основанный на знании объективных закономерностей и на предвидении будущего. Умение же разумно пользоваться подобным прогнозом, естественно, даёт определённые возможности для психокоррекции.

Со своеобразием избирательных сознательных отношений к окружающему учёный связывал и индивидуальность в действиях, поступках, переживаниях человека.

В.Н. Мясищев разработал классификацию отношений. Он раскрыл различные виды отношений, что определяется «многосторонней возможной реакцией человека и многосторонностью объектов». Различие отношений проявляется в положительности или отрицательности активных реакций человека. Основные виды отношения, согласно В.Н. Мясищеву, имеют корни в филогенетическом и историческом прошлом человека и представляют собой:

- потребности, как конативную тенденцию овладения, то есть своеобразную связь между субъектом и объектом, имеющую «определённую нейродинамическую структуру»;

- отношения с недифференцированным характером на ранних стадиях развития;

- эмоциональное отношение, то есть несознаваемые отношения высокоорганизованных животных; привязанность, любовь, симпатию или антипатию, вражду, неприязнь и т.д. - у человека;

- особые виды отношений - интересы, оценки и убеждения, подчас определяющие глубинные взаимоотношения, переживания и поведение человека;

- этическое отношение, имеющее в крайних вариантах на одном полюсе глубокое уважение к человеку, на другом - презрение;

- опосредованное отношение, когда ожидается определённый результат деятельности в системе целей личности;

- непосредственное отношение, то есть отношение к процессу, цели и обстановке деятельности;

- отношение как динамический стереотип (или установку), полностью определяемую прошлым опытом, но не отождествляемую с сознательным отношением.

Все эти виды отношений, их сочетания и многочисленные варианты реализуются в общении, в реакциях и действиях человека, а также в акцентуациях характера, в реактивных психогенных нарушениях, в психосоматических заболеваниях, в неврозах; в его успешности или неудачливости. Сложное сочетание видов отношений В.Н. Мясищев определял как структуру отношений, в которой особо выделял потребности, эмоциональное отношение, интересы, оценочные отношения и убеждения.

Одним из основных видов отношений учёный считал потребности как конативную тенденцию овладения. К тому же в них «... наиболее активно проявляются импульсы человека в преобразующей деятельности». Потребности являются основным источником жизненной активности личности. Конституирующими компонентами понятия потребности являются: а) субъект, испытывающий потребность, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определённую функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремлённости к овладению им.

Вместе с тем потребности представляют собой избирательную связь человека с различными сторонами действительности. Они потенциальны, то есть выявляются при действии объекта и при известном состоянии субъекта. К тому же они выступают признаком дифференциации личностей. «Огромное разнообразие могущих доминировать тенденций от пищевого и сексуальною влечения до потребности в труде представляет существенные основания для дифференциации личностей и характеров. Соотношение приобретённых и врождённых потребностей является поэтому важным показателем личности и характера». Автор подчёркивал, что потребности бывают врождёнными и приобретёнными.

Говоря о потребности в познании, В.Н. Мясищев называл её первоисточником ориентировочный рефлекс, отмечая, что по мере формирования познавательного опыта интерес и потребность в познании обычно не угасают, а нарастают, превращаясь по сути в склонность к познавательной деятельности, жажду познания у человека. В свою очередь развитие потребности в деятельности проходит путь от влечения и наслаждения, от элементарных сенсомоторных актов к сложнейшей идейно-содержательной деятельности, тому синтезу активной потребности в деятельности с осознанием своего общественного долга, который характеризует уже призвание. В этом обобщении учёного конкретизируется сплав в личности биологического, социального и социально - психологического.

В потребности общения В.Н. Мясищев раскрыл наличие переходов от конкретно-личного и эмоционального отношения - тяготения к совместному пребыванию с определёнными лицами к принципиальным отношениям - потребности действовать в интересах коллектива и к слиянию своих интересов с его требованиями. Потребность эта может иметь различную степень осознания и различные уровни:

- для низшего свойственно неясное тяготение, когда не осознаются предмет и мотив;

- высшему уровню соответствует отчёт в объекте потребности, в её мотивах и источниках, а также высшая саморегуляция - владение потребностью и всей системой вытекающих из неё поступков; высший уровень потребностей - это развитая потребность; по В.Н. Мясищеву, это полностью осознанная потребность, отражающая тяготение к предмету потребности и внутреннее побуждение, направляющее возможности человека к обладанию предметом или владению действием.

Одним из видов отношений В.Н. Мясищев считает эмоциональное отношение, которое проявляется в эмоциях привязанности, симпатии, любви или в антипатии, неприязни, вражде; эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. «Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека интенсивную эмоцию». Без эмоции, утверждал он, не будет отношения, будет то, что называется безразличием и равнодушием, индифферентностью. Следуя разделению И.П. Павловым чувств и эмоций на физиологической основе (соответственно кора головного мозга и подкорковая область), В.Н. Мясищев считал, что нельзя высшие чувства - интеллектуальные, эстетические, моральные - называть эмоциями. Наряду с эмоциональными отношениями учёный различал и более сложные - идейные, этические (нравственные) и эстетические.

В.Н. Мясищев давал характеристику отношениям положительную или отрицательную. Положительное отношение - это самоотверженное, творческое, серьёзное, глубокое, требовательное, ответственное, принципиальное, здоровое, сознательное, цельное и т.д.; отрицательное -это недопустимое, безответственное, нетерпимое, своекорыстное, шкурническое, внешнее, показное, лицемерное, халатное и т.д.. Отношения действенны, они проявляются как в отдельных действиях и реакциях, так и в системе поступков при разных обстоятельствах и иногда в течение длительного времени. Положительное отношение может быть выраженным в большей или меньшей степени - от расположения до увлечения и преклонения, может быть обоснованным и объективным, субъективным, пристрастным или слепым, оно может быть устойчивым или неустойчивым и т.д. В.Н. Мясищев утверждал: если в ранней стадии развития человека, отношения конкретно-эмоциональны и ситуативны, то взрослый, нормально развитой человек, несмотря на своё состояние и настроение, не меняет принципиального отношения, хотя и у взрослых людей степень оптимистического или пессимистического отношения, дружелюбия, враждебности и т.п. может нередко колебаться в связи с колебанием настроения.

В становлении нравственного сознания и нравственных чувств личности, обусловленных требованиями окружающей среды, знанием образцов, сопоставлением своих действий и поступков с образцами и оценкой референтных лиц, происходит, как утверждал В.Н. Мясищев, образование оценочных отношений, формирующихся под влиянием этических, эстетических и других критериев поступков и переживаний человека. На уровне сознательной деятельности, отмечал учёный, совершается переход отношений во вторую сигнальную систему, что сопровождается качественным изменением непосредственной, эмоциональной оценки, превращением её в сознательную. Согласно В.Н. Мясищеву, «в оценках, генетически тесно связанных с эмоциями, отношение выступает как сложное психическое образование, в котором неразрывно сливается отражение объективного предмета и общественных объективных критериев оценки с оценочным отношением и эмоциональной реакцией самого субъекта». Сформированность этических оценок и связанной с ними критичности к себе и другим обусловливает в свою очередь возникновение требовательности, или требовательного отношения, к окружающим и к самому себе, откуда вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном.

Такие психические образования, как «обязанности» «долженствование», «ответственность», связаны с этическими (нравственными) и эстетическими критериями. Они «определяются принимаемыми и усваиваемыми извне общественными требованиями, превращающимися во внутренние требования к себе и окружающему, с образованием ответственности или ответственного отношения к общественным требованиям и своим обязанностям». На основе оценочных отношений «возникают ещё более сложные моральные «отношения долга». Сочетание системы требований со знанием действительности (в первую очередь общественной), по мнению учёного, формирует убеждения человека, выражающие его представления о том, какова реальная действительность и какой она должна быть. С убеждениями соотносятся эмоциональные реакции и активная (волевая) готовность бороться за осуществление сложившихся убеждений в жизни. В.Н. Мясищев был глубоко уверен в том, что личность и её отношения испытываются и проявляются в самые критические моменты жизни. Анализируя примеры героического поведения людей в военное и мирное время, учёный делал вывод о том, что «...особенности психики героев... с психологической неизбежностью вытекают из их в высоком смысле личного и в то же время самоотверженного отношения, из их сознательной преданности... родине.. обществу и своему делу». Героизм возможен при ответственном отношении к своим обязанностям, общему делу, которое формируется требованиями родителей, учителей и становится основой долга, совести. И такие черты характера, как принципиальность, добросовестность, решительность, смелость являются, по убеждению В.Н. Мясищева, выражением и следствием отношения к задаче, предмету деятельности.

Наряду с эмоциональными отношениями В.Н. Мясищев выделял и познавательные отношения, в ряду которых состоит и интерес, как особый вид активного отношения. Интерес В.Н. Мясищев определял «как активно положительное отношение к познавательному объекту и как потребность к интеллектуальному овладению». В понятии интереса, как во всяком отношении, по мнению учёного, «содержатся все функциональные компоненты психической деятельности, но в интересе доминирует познавательная эмоция, связанная с потребностью интеллектуального овладения, и волевое усилие связано с преодолением интеллектуальной трудности задачи». Интерес как тенденция познавательного отражения вместе с тем совпадает с потребностью знания от примитивного любопытства до научного познания. Наличие интереса учёный видел, в частности, условием увеличения яркости эмоционального отношения к деятельности и соответственно её результативности. Также и память, представляющая след прошлого опыта, по его мнению, в величайшей степени зависит от интереса.

Исходя из единства личности и социума, В.Н. Мясищев считал, что в системе отношений человека «имеется иерархия господствующих и подчинённых отношений» и в ней всегда «определяющую роль играют отношения между людьми». Он ратовал за исследование личности с учётом особой значимости иерархии в системе её отношений, где доминирующими и определяющими являются отношения к людям, в целом обусловленные структурой общества, и отношения к деятельности, которые влияют на всю структуру отношений в целом. Он неоднократно подчёркивал, что практическое взаимодействие с людьми требует умения считаться с личностью другого человека и умения учитывать её особенности. Он полагал необходимым «видеть коллектив и личность в их единстве», понимая под единством коллектива «связи, взаимодействия и взаимоотношения членов коллектива».

Исследуя некоторые особенности отношений человека, проявляющиеся в общении и взаимодействии с другими людьми, Н. Мясищев подчёркивал их конкретность, реальность и нравственную содержательность. Он, в частности, замечал: «...Чуткость - это не просто тонкая восприимчивость, а восприимчивость в отношении к человеку, его трудностям и страданиям. Она основана на выраженно положительном отношении к человеку. То же можно сказать об отзывчивости».

Придавая большое значение общественно-исторической обусловленности личности, проявляющейся в преобладании у неё общественных или личных интересов, учёный раскрыл несколько возможных планов характеристики личности.

В.Н. Мясищев является одним из первых отечественных психологов, который близко подошёл к раскрытию структуры личности, выделяя в ней четыре плана.

Первый план - доминирующие отношения, с которыми связаны вопросы о том, для чего живёт данный человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага других людей *        или цели личного преуспеяния, или человек вообще не ставит перед собой отдалённых целей и задач.

Ко второй группе свойств учёный относил психический уровень человека - уровень его желаний и достижений, определив которые, можно узнать, каковы возможности человека и чего он достиг, какой след оставил в жизни общества. «Сюда же относятся и такие ещё мало изученные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности». Внешние и внутренние реакции человека, определяемые избирательной направленностью его отношений, В.Н. Мясищев называл «полюсами внешней социальности и внутренней отзывчивости личности к другим людям и требованиям коллектива», а уровень развития и избирательность отношений - содержанием личности.

Третьим существенным компонентом характеристики личности учёный считал динамику её реакций (или темперамент), которая проявляется во всех сторонах личности.

Четвёртым компонентом характеристики личности учёный считал взаимосвязь основных компонентов, называя эту взаимосвязь общей структурой личности и подчёркивая её значение. В.Н. Мясищев усматривал в четвёртом компоненте характер личности, качествами которого являются пропорциональность, гармоничность, цельность личности, её ширину и глубину, её функциональный профиль, а также волевые и моральные качества, такие как «устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, внимание к человеку, принципиальность, честность и противоположные им отрицательные качества». Учёный считал, что в характере, «как в едином узле, связываются доминирующие отношения человека с уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах и динамике темперамента». Единство структуры личности, соотношение в ней идеального и материального, социального и индивидуального В.Н. Мясищев настоятельно рекомендовал рассматривать в связи с её историческим развитием, в ходе которого у человека вырабатываются способы действия, благоприятствующие развитию сознательных психических свойств, когда индивидуальное постепенно, в борьбе со своими недостатками становится социальным. Учитывая взгляд В.Н. Мясищева на отношение к людям как на вершину иерархической системы отношений, можно обоснованно объяснять причину катастрофического снижения уровня нравственного сознания и нравственных чувств и примитивизации человечества в целом, которое отрывается от своей эволюционно-исторически обусловленной общественной сущности и отдаётся во власть бурно насаждаемых сегодня культов индивидуализма, эгоизма, цинизма.

Важным считал B. Мясищев и отношение человека к деятельности. Сознательно преобразуя действительность, действуя, сообразуясь со своим внутренним отношением, личность в то же время развивает свои способности.

В.Н. Мясищев свои теоретические обобщения стремился внедрять в практику, сделать их доступными для педагогов, врачей и т.д. Так, подчёркивая значимость самовоспитания в индивидуальном развитии основными моментами здесь учёный считал:

- выделение себя из окружающего, образование «Я» и «не-Я», расчленение «Я» в предметной действительности;

- формирование избирательных устойчивых реакций на окружающее, которые постепенно поднимаются до уровня сознательных отношений;

- возникновение и развитие инициативности в деятельности, как осуществление самостоятельных и перспективных «волевых» действий, преодолевающих непосредственные побуждения и препятствия сперва во внешней, а потом и во внутренней действительности, являющихся основой внутренней личностной организации переживаний, поведения».

В.Н. Мясищев считал, что именно психология отношений с её иерархическим и деятельностным подходами выражает подлинную динамику личности, которая меняет позиции под влиянием меняющейся ситуации, сохраняет их вопреки изменению требований этой ситуации, или обеспечивает внешнюю неизменность за счёт динамической перестройки и мобилизации внутренних ресурсов. Считая отношения силой, потенциалом, определяющим степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности, В.Н. Мясищев усматривал в них движущую силу личности. Моральная борьба, столкновение моральных и неморальных побуждений, результат этого столкновения обуславливаются уровнем действенности нравственных отношений, их доминированием. Формирование устойчивых, доминирующих благородных социально-нравственных отношений В.Н. Мясищев полагал ведущей задачей педагогов, психологов, медиков.

Таким образом, концепция «психологии отношений личности» В.Н. Мясищева, отражая насущную и сегодня тенденцию, является действенным «инструментом» и для диагностики анализа особенностей личности, и для повышения эффективности воспитания, формирования нравственных отношений в социальной группе (коллективе), а также для диагностики психических аномалий и патологий с целью успешной психологической коррекции девиантной и делинквентной личности, психотерапии психогенных заболеваний.

Отличительной особенностью концепции «психологии отношений» В.Н. Мясищева является её несводимость к умозрительной теории: она основана на богатейшем эмпирическом материале и прекрасно применима в ведущих областях «человековедения», прежде всего - в социальной психологии, медицине и педагогике.

Итак, концепция «психологии отношений личности» В.Н. Мясищева является теоретико-методологической основой социально-психологических исследований, а также действенным инструментом диагностики личности в норме и при психических аномалиях в целях оптимизации её формирования, успешной психокоррекции делинквентной и больной личности. С учётом психологии отношений личности правомерно сделать вывод о персонологии как ветви социальной психологии.

 

АВТОР: Стрельцова В.П.