14.03.2012 13416

Основные формы правового закрепления прав и свобод человека

 

Первые международные нормы, в какой-то степени касающиеся прав и свобод человека, появились в области защиты интересов религиозных и национальных меньшинств в ряде государств. Еще в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной римской империи германской нации. Когда по Гентскому (1713) и Парижскому (1763) договорам французские колонии Акадня и Квебек отошли протестантской Англии, в них гарантировались религиозные права католиков. После первой мировой войны под эгидой Лиги Наций возникла целая система договоров, в которых предусматривалась защита национальных меньшинств во вновь возникших государствах (особенно на месте бывшей Австро-венгерской империи) и государствах, проигравших войну. Уже одно то, что речь шла о меньшинствах только в этих странах, показывает, что государства-победители заботились не только и, может быть, не столько о правах и интересах лиц, принадлежащих к меньшинствам, сколько о собственной выгоде. Тем не менее, нельзя и недооценивать определенные положительные, общечеловеческие начала этой, хотя и урезанной, односторонней системы защиты национальных меньшинств. Кроме заботы о правах религиозных и национальных меньшинств ещё в прошлом веке появились первые соглашения, направленные против рабства и работорговли. Первые попытки, предпринятые на международном уровне, ограничить торговлю невольниками берут начало с Венского конгресса 1815 г. и особенно Берлинской конференции по Центральной Африке 1884 - 1885 гг. В 1890 г. на второй Брюссельской конференции была принята конвенция с целью положить конец преступлениям и опустошениям, порожденным торговлей африканскими рабами.

В дальнейшем ряд усилий в этой области был предпринят в рамках Лиги Наций. Все это можно рассматривать в качестве предвестников той активной нормотворческой работы в области защиты прав и свобод индивида, которая развернулась в рамках ООН и его специализированных учреждений, а также на региональном уровне после Второй мировой войны. Правда, Международная организация труда занялась разработкой международных стандартов в области трудового права еще в период Лиги Наций. Однако всеобъемлющие усилия в сфере защиты прав и свобод человека берут начало именно с Устава ООН, где в качестве одной из основных своих целей объединенные нации провозгласили вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций.

Разработка и принятие в рамках ООН Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Пакта о гражданских и политических правах с Факультативным протоколом к нему и Пакта об экономических, социальных и культурных правах, открытых для подписания в 1966 г., ознаменовали качественно новый этап в развитии международных норм по правам человека. Речь шла уже не о каких-то отдельных правах, о защите какой-то особой категории лиц, а о правах всех индивидов во всех сферах общественной жизни. Хотя Всеобщая декларация, принятая в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и не являющаяся, поэтому юридически обязательным документом, а также Пакты охватывают практически весь спектр прав и свобод человека, международное нормотворчество в этой области продолжалось и продолжается до сих пор.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала нынешнего века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства - участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции. Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, этот основополагающий международный договор закрепил принцип уважения и соблюдения прав человека в современном международном праве.

В рамках ООН были приняты документы и решения, в которых подчеркивается юридический характер обязательств государств соблюдать основные права и свободы человека в соответствии с Уставом Организации. Так, в толкующей и развивающей Устав ООН Декларации Генеральной Ассамблеи о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., подчеркивается, что «каждое государство обязано содействовать, путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». Основные права и свободы должны соблюдаться повсюду - как на территориях независимых суверенных государств, так и на колониальных территориях. Устав в этом отношении не делает каких-либо различий.

Анализируя положения Устава ООН, относящиеся к правам человека, подавляющее большинство юристов - международников в настоящее время справедливо приходят к заключению, что этот фундаментальный договор возлагает на государство определенные юридические обязательства.

При разработке Устава ООН вносились предложения дать в нём перечень основных прав и свобод, которые должны подлежать всеобщему уважению и соблюдению. Однако Конференция в Сан-Франциско передала этот вопрос на обсуждение компетентных органов Организации Объединенных Наций в целях разработки Международного Билля о правах человека.

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека (резолюция 5(1) от 16 февраля 1946 г.).

В настоящее время Билль о правах человека включает следующие международные соглашения:

- Всеобщую декларацию прав человека;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

- Международный пакт о гражданских и политических правах;

- Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

- Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Указанные акты имеют разную морально-политическую и юридическую силу, но по своей международной значимости и влиянию на мировые и внутригосударственные общественные процессы, по своему воздействию на развитие международной и внутригосударственных правовых систем они занимают уникальное место в современном мире. И если политическая по своей сути «Всеобщая Декларация представляет собой документ величайшего значения, выступающий в своей сфере как совесть мира и эталон, на основе которого могут быть измерены позиции обществ и правительств», то разработанные на ее основе Международные пакты как межгосударственные договоры уже «требуют от государств, их ратифицировавших, признания и соблюдения широчайшего круга прав человека из всех, когда-либо зарегистрированных в истории».

Всеобщая декларация прав человека содержит развернутый и конкретный перечень как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных прав. Наиболее полно и детально эти права регламентируются в Пактах о правах человека, положения которых, в отличие от Декларации, являются юридически обязательными для государств - участников.

Некоторые ученые, анализируя ст. 2 Пактов о правах человека, приходят к выводу, что юридическая сила их постановлений различна. Они считают, что, согласно ст. 2 Пакта о гражданских и политических правах, закрепленные в этом Пакте права и свободы человека должны быть проведены в жизнь немедленно. Пункт 1 ст. 2 Пакта действительно обязывает любое государство участника «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

В то же время эти же ученые, анализируя Пакт об экономических, социальных и культурных правах, пытаются доказать, что этот документ не устанавливает твердых юридических обязательств, для государств-участников. Профессор А. Робертсон, например, считает, что Пакт устанавливает только стандарты, к достижению которых должны стремиться государства. Такой вывод делается со ссылкой на п.1 ст. 2 Пакта, который обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Совершенно очевидно, что только менее развитые страны в силу недостаточного уровня экономического развития и нехватки средств могут ссылаться на эту статью для установления приоритета в постепенном предоставлении и обеспечении тех или иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые же страны не имеют оснований ссылаться на «недостаток ресурсов» для обеспечения всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, экономическими, социальными и культурными правами.

Исследуя осуществление экономических, социальных и культурных прав, можно прийти к выводу, что Пакт представляет собой непосредственную основу для действий на международном и региональном уровнях, а также для проведения странами его норм в жизнь. Его единственным недостатком является то, что в большинстве менее развитых стран его положения могут претворяться в жизнь лишь постепенно, в зависимости от их уровня развития, наличия ресурсов и размеров населения. Только отдельные права, перечисленные в Пакте, как, например, право каждого создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического развития страны и должны быть предоставлены всеми странами - участницами немедленно.

Как Пакт об экономических, социальных и культурных правах, так и Пакт о гражданских и политических правах возлагают на государства-участников юридическое обязательство принять немедленные меры для проведения в жизнь их постановлений. Только наименее развитые страны имеют право претворять в жизнь большинство постановлений Пакта об экономических, социальных и культурных правах постепенно.

Разработка Всеобщей декларации прав человека проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие было итогом рассмотрения и согласования различных мнений и точек зрения. 10 декабря 1948 г. после тщательной разработки и длительного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация прав человека была принята 48 голосами государств-членов ООН при 8 воздержавшихся. Дата принятия Всеобщей декларации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Выступая по мотивам голосования, представители СССР и других социалистических стран отмечали, что они при голосовании воздержались, так как принятый документ нарушает суверенитет государств, не содержит ряда положений, внесенных ими, а также не гарантирует осуществления основных прав и свобод.

Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах». Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. В то же время при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств, в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений. Это свидетельствует о реалистичности документа и его большом значении для развития межгосударственных отношений.

Принятая в 1948 г. в качестве «стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства», Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследований, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием».

За истекшие годы Всеобщая декларация прав человека фактически превратилась из политической декларации в документ политико-правового характера. В конституциях многих стран мира имеются в той или иной степени ссылки на Декларацию. Данная Декларация вместе с принятыми на ее основе международными пактами о правах человека составила своего рода международный кодекс прав и свобод человека, признанный большинством государств современного мира, который установил общегуманные стандарты прав и свобод человека. Эти стандарты стали правовым ориентиром для отдельных государств и мирового сообщества в целом, а также своеобразным критерием, «планкой», ниже которой государство не может опускаться. Организация Объединенных Наций, стремясь добиться торжества прав и свобод человека во всех странах мира, предпринимает значительные шаги с целью «придать дополнительный импульс усилиям по превращению нынешнего периода в эпоху, когда права человека будут восприниматься всеми в качестве неотъемлемого компонента обеспечения мира, безопасности, экономического процветания и социальной справедливости».

В таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Индия, Италия, США, положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относящихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды этих стран. В ряде постановлений Конституционного Суда России также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека в обоснование вынесенных решений.

Большинство государств рассматривают Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права. Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что ряд стран (Куба, Китай, Индонезия, Пакистан, Саудовская Аравия и др.) не являются участниками ни Пакта о гражданских и политических правах, ни Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они обязаны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека.

Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея поручила Комиссии по правам человека через Экономический и Социальный Совет разработать единый пакт, охватывающий широкий перечень основных прав и свобод.

Всеобщая декларация впервые на международном уровне провозгласила широкий круг прав и свобод, которыми должен обладать каждый человек, где бы он ни проживал. В Декларации эти права не дифференцированы по их социально-правовой направленности, но в ходе дискуссии в органах ООН эти права и свободы стали группировать по блокам: гражданско-политические, социально-экономические и культурные. При подготовке международного пакта между государствами возникли острые противоречия относительно реальности и содержания тех или иных прав, и особенно правовой силы пакта и вытекающих из него обязательств государств. Западные государства делали упор на гражданские и политические права, в обеспечении которых, по их мнению, они имели достижения, в то время как социалистические страны отдавали приоритет социально-экономическим и культурным правам, которые в значительной степени были закреплены и обеспечены в их законодательстве и практике. США при поддержке ряда других делегаций удалось добиться того, что Генеральная Ассамблея в 1952 г. пересмотрела свое решение и приняла резолюцию о подготовке вместо одного двух Пактов о правах человека - Пакта о гражданских и политических правах и Пакта об экономических, социальных и культурных правах (резолюция 543 (VI) от 5 февраля 1952 г.). Сторонники единого пакта утверждали, что нельзя провести четкой границы между различными категориями прав человека или классифицировать эти права по степени важности. Они считали, что все права следует поощрять и защищать одновременно. Далее, сторонники двух пактов заявляли, что гражданские и политические права можно защищать в суде, тогда как социально - экономические и культурные права - нельзя; что первые права могут осуществляться немедленно, тогда, как вторые должны вводиться постепенно. Кроме того, гражданские и политические права в целом представляют собой права отдельного лица в отношении незаконных и несправедливых действий государства, тогда как вторые - это те права, которые государство будет призвано поощрять и защищать посредством позитивных действий. После этого решения Организация Объединенных Наций еще в течение многих лет обсуждала отдельные положения Пактов и лишь 16 декабря 1966г. одобрила оба соглашения (резолюция 2200 А(ХХ1) от 16 декабря 1966г.).

Таким образом, Международные Пакты о правах человека готовились Организацией Объединенных Наций свыше двадцати лет. Как и при разработке Всеобщей декларации, в процессе их обсуждения ярко выявились разногласия между государствами, принадлежащими к различным социально-экономическим системам.

Некоторые права и свободы, которые в Декларации или Пактах даны лишь в общей форме, нашли свое развернутое закрепление в специальных договорах. Так, если ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах запрещает пытки и жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение, не раскрывая в деталях ни состав данного преступления, ни форм борьбы с ним, то Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. не только дает определение пытки, но и предусматривает ряд организационных мер с целью борьбы с этими преступлениями. Кроме общих норм, запрещающих дискриминацию людей по целому ряду признаков (пол, раса, национальная принадлежность, религия, политические и иные убеждения и т. д.), содержащихся, например, в Пакте о гражданских и политических правах, разработаны и действуют Конвенции против дискриминации, например, в области образования (принята ЮНЕСКО в 1960 г.), в области труда и занятий (принята Генеральной конференцией МОТ в 1958 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г.) и т.д.

Выделяется три поколения прав: 1-е поколение - гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями; 2-е - социально - экономические, имеющие в основе социалистические учения; 3-е - права коллективные или солидаристские, провозглашенные главным образом странами третьего мира.

Хотя такое деление всех прав и свобод на указанные поколения не является, конечно, абсолютным, с некоторыми оговорками его можно принять. Действительно, когда в эпоху буржуазных революций стали появляться первые декларации прав человека (английский Билль о правах 1689 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Билль о правах, внесенный в качестве 10 первых поправок в Конституцию США), то речь шла только о гражданских и политических правах.

Второе поколение, т. е. Социально - экономические права стали появляться во многом в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения в капиталистическом обществе. Они явились ответом на злоупотребления и недостатки капиталистического развития, в основе которого лежала абсолютная концепция индивидуальной свободы, что вело к эксплуатации рабочего класса и колониальных народов. Свое теоретическое обоснование эти права получили во многом в различных социалистических идеях, в том числе и в учении основоположников марксизма.

Третье поколение прав, которые часто называются правами коллективными или солидаристскими, содержит ряд требований, выдвинутых государствами третьего мира (право на развитие), хотя некоторые из них стали появляться задолго до возникновения новых государств на месте колониальных империй. Так, право на самоопределение, которое стало складываться еще в годы буржуазных революций и провозглашалось социалистической революцией в России, служило правовой основой антиколониальной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки. Право на здоровую окружающую среду или право на мир стали складываться как требования народных масс различных стран. Здесь уместно упомянуть о Межамериканской конвенции по правам человека, принятой на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике 20 ноября 1969 года, однако, в перечне прав и свобод данной конвенции не отражён ряд тех из них, которые закреплены в Пакте о гражданских и политических правах, таких как право народов, на самоопределение, право этнических и религиозных меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, пользоваться родным языком и др. В Конвенции нет основ социально - экономических прав, в ней лишь в статье 26 содержится общее пожелание об их «последовательной реализации».

Африканские государства создали в 1981 году региональную организацию по правам человека и приняли Хартию прав человека и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задач государств - участников. В этом документе на первый план выдвигаются вопросы борьбы с колониализмом, иностранным господством, проблемы социально - экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав на природные богатства и ресурсы. Значительное место в Хартии заняли такие права, как право на международный мир и безопасность, на развитие, на благоприятную окружающую среду и другие права, имеющие особое значение для ликвидации остатков колониализма и свободного развития Африки. Хартия предусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав народов.

Если права, относимые к первым двум поколениям - это права и свободы, принадлежащие каждому индивиду как таковому, то права третьего поколения можно назвать правами человека и народов. Так, право на мир, на здоровую окружающую среду или на социальное и экономическое развитие принадлежит как каждому человеку, так и каждому народу и, можно сказать, даже человечеству в целом. Права третьего поколения отличаются еще и тем, что кроме, пожалуй, права на самоопределение, которое нашло свое закрепление в международных договорах (ст. 1 обоих Пактов) и рассматривается практически всеми государствами и учеными в качестве общепризнанного принципа международного права, другие права этой категории находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм. Они содержатся только в резолюциях международных организаций (например, в Декларации о правах народов на мир, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г. и Декларации о праве на развитие, принятой Генеральной Ассамблеей в 1986 г.). Их положения часто весьма неопределенны и только постепенно происходит уточнение их нормативного содержания как прав человека и народов.

В настоящее время принято называть все международные нормы в области прав и свобод человека международными стандартами. Этим термином охватываются весьма разнородные нормы, такие как правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей типа Хельсинкского заключительного акта, документов Венской и Копенгагенской встреч, международные обычаи. Некоторые авторы, пишущие на тему прав человека, считают, что Всеобщая декларация прав человека полностью стала обязательной для всех государств. Такое утверждение не лишено оснований, так как конституции многих стран ссылаются на этот документ. Большинство положений Декларации вошли и получили свое дальнейшее развитие во многих международных договорах, на них ссылаются государства в дипломатических нотах, где речь идет о состоянии прав человека в других странах, на них опираются международные организации при принятии своих резолюций. Тем не менее, вряд ли можно рассматривать все нормы Всеобщей декларации в качестве общепризнанных норм. Подходя к делу строго юридически, и не только с точки зрения благих намерений, следует, скорее всего, признать, что для отнесения всех норм Декларации к числу общепризнанных нет необходимой практики государств, хотя если судить только по словесному признанию в официальных заявлениях или по голосованию в рамках международных организаций, то может действительно создаваться впечатление, что большинство статей стали общепризнанными и юридически обязательными для всех государств. Однако международная обычная норма, как известно, складывается из определенной практики поведения и её признания юридически обязательной. Поэтому ближе к истине, думается, тот подход, который более дифференцированно определяет в качестве общепризнанных обычно - правовые нормы статей Всеобщей декларации прав человека. Если не пытаться дать исчерпывающего перечня общепризнанных, обычных норм в области защиты прав и свобод личности, то можно согласиться, что все государства независимо от того, участвуют они или нет в соответствующем международном договоре, обязаны обеспечить всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, следующие права и свободы: свободу от геноцида, апартеида и других форм расовой или национальной дискриминации, свободу от пыток, от рабства. К этому списку можно добавить и право на жизнь, нарушение которого недопустимо, особенно, что касается убийства политических противников рядом диктаторских режимов (т. н. практика исчезновения людей). Международные документы среди нарушений прав и свобод личности выделяют грубые и массовые нарушения. «Так, резолюция ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г. говорит о «систематических, достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод», как об основании для принятия мер в рамках процедуры 1503. Хотя ни один международный документ не содержит определения грубых и массовых нарушений прав человека, несомненно, что к их числу относятся геноцид и апартеид, квалифицированные в соответствующих международных конвенциях в качестве международных преступлений. По смыслу Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации политика с целью дискриминации по признаку расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения также представляет собой грубое и массовое нарушение прав человека. В рамках Комиссии ООН по правам человека созданы и функционируют специальная рабочая группа по исчезнувшим (с 1980 г.), специальные докладчики по массовым переселениям, т. е. беженцам (с 1981 г.), по массовым приговорам к высшей мере наказания (с 1982 г.), по пыткам (с 1985 г.). Так как Комиссия занимается этими вопросами независимо от того, участвует ли то или иное государство в соответствующем международном договоре или нет, то можно сделать вывод о том, что она считает эти нарушения грубыми и массовыми и рассматривает недопущение этих нарушений как обязательство каждого государства, как общепризнанную норму международного обычного права.

Советский Союз еще в 1973 г. ратифицировал оба Пакта о правах человека, хотя и не выполнял их на практике, а в 1991 г., накануне своего распада, стал участником первого Факультативного Протокола к Пакту о гражданских и политических правах. Россия, как правопреемница СССР взяла на себя обязательство соблюдать все международные договоры бывшего Союза.

Конституция РФ 1993 г. признала естественный характер прав человека, закрепив положение о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Конституция закрепила также практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и в обоих Пактах о правах человека. Рассмотрим Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. С принятием Устава ООН, а затем Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в международно - правовой регламентации этих прав. Конкретный их перечень в Пакте об экономических, социальных и культурных правах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6), права каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах обязывает государства немедленно после ратификации предоставить эти права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией.

В то же время ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.

В 1986 г. в Лимбургском университете (Голландия) собрались ведущие эксперты из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами-участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим основным выводам:

1. Все права и свободы человека, включая социально - экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом международном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства - участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально - экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.

Новый подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г. Обязательный характер социально - экономических прав отмечается во многих документах ООН. Как справедливо подчёркивается, например, в исследовании ООН об осуществлении экономических, социальных и культурных прав: «Пакт представляет собой непосредственную основу для действий на международном и региональном уровнях, а также для проведения странами его норм в жизнь. Его единственным недостатком является то, что в большинстве менее развитых стран его положения могут претворяться в жизнь лишь постепенно, в зависимости от их уровня развития, наличия ресурсов и размеров населения». Сейчас практически всеобщее признание со стороны государств - членов ООН получило положение Пакта о том, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и своими гражданскими и политическими правами. Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством - участником всем лицам, «находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией», без каких - либо различий (п. 1 ст. 2). В этих целях участники Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и другие меры в соответствии со своими конституционными процедурами, «которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте» (п. 2 ст. 2). «Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона» (ст. 26). В Пакте специально признаётся право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться «своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды, а также пользоваться родным языком» (ст. 27). Ряд положений Пакта касается вопросов, которые регулируются также в Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Это право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них (ст. 22), а также ст. 23 и 24 о семье, браке и детях, провозгласившие равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка «на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства». Третья часть Пакта (ст. 6-27) содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь (ст. 6), запрещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст. 8), право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и другие. Среди политических прав Пакт провозглашает право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных, периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права, при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст. 25). Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. В соответствии с п. 1 ст. 4 этого Пакта «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется», государства «могут принимать меры в отступление от своих обязательств только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения». «Право отступления» не применяется, согласно п. 2 ст. 4 Пакта, к следующим фундаментальным правам и свободам: к праву на жизнь (ст. 6); к запрещению подвергать кого - либо пыткам или жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 7); к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния (п. 1 и 2 ст. 8); к запрещению лишать свободы за невыполнение какого - либо договорного обязательства (ст. 11), к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 15); к праву каждого на признание его правосубъектности (ст. 16); к праву каждого на свободу мысли, совести и религии (ст. 18). Все эти права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер «jus cogens» и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. В соответствии со ст. 28 Пакта в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одна из Основных функций Комитета состоит в рассмотрении докладов государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав (п. 1 ст. 40). Эти доклады представляются в годичный срок после вступления в силу Пакта в отношении соответствующего государства и затем каждый раз, когда потребует Комитет по правам человека. Доклады государств должны состоять из двух частей: в первой - общие положения, а во второй - информация по каждому из Прав, закрепленных в Пакте. Комитет изучает полученные доклады и делает замечания «общего порядка», которые он считает целесообразными (п. 4 6т. 4). Наряду с докладами Комитет по правам человека, как и многие другие конвенционные органы, может рассматривать и жалобы участников на невыполнение тем или иным государством взятых на себя обязательств. Подобные жалобы принимаются и рассматриваются Комитетом только в том случае, если они представлены государством, сделавшим специальное заявление, депонируемое у Генерального секретаря, о признании для себя такой компетенции Комитета (ст. 41).

Таким образом, процедура рассмотрения жалоб одного государства на другое носит факультативный характер. Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах, правомочен рассматривать и жалобы отдельных лиц по вопросу о нарушении их прав государством, под юрисдикцией которого они находятся.

В настоящее время, подавляющее большинство государств - членов ООН являются участниками Пакта о гражданских и политических правах.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1996г. Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признало подобную компетенцию Комитета, ратифицировав Протокол или присоединившись к нему (ст. 1). Анонимные жалобы не рассматриваются. Авторами жалоб должны быть конкретные лица, чьи права, закрепленные в Пакте, нарушены. Если жертва правонарушения по каким-либо веским основаниям сама не может обратиться в Комитет, то это вправе сделать ее официальный представитель или ближайшие родственники. Рассматриваются лишь те факты и действия, которые произошли после вступления в силу, для данного государства, как Пакта, так и Протокола.

Комитет не рассматривает никаких сообщений от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутренние средства правовой защиты, и этот вопрос не обсуждается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый или беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет по правам человека. Решая вопрос о процедуре исчерпания внутренних средств защиты, Комитет придаёт значение критериям, выявляющим бессмысленность или бесполезность обращения в судебные или административные органы конкретного государства, когда сложившаяся в них правоприменительная практика не оставляет никаких шансов на удовлетворение жалобы. Если Комитет по правам человека объявляет жалобу приемлемой, то об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение шести месяцев представить Комитету письменные объяснения по существу вопроса, и после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в рамках Факультативного протокола показала её эффективность, как в восстановлении нарушенных прав, так и в выявлении несоответствия между национальными законами и практикой их осуществления, с одной стороны, и международными нормами, с другой. Далее рассмотрим Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Развитие межгосударственных отношений свидетельствует о том, что многие вопросы, которые ранее относились к внутренней компетенции государств, стали подвергаться международно-правовому регулированию.

К их числу относится и вопрос смертной казни. Всеобщая декларация и Пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не запрещали смертной казни. Пакт о гражданских и политических правах лишь запрещал произвольно лишать кого-либо жизни. «В странах, которые не отменили смертной казни, - подчеркивалось в ст. 6 Пакта, - смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении Преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом». Пакт запрещал выносить смертный приговор лишь за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не исполнять их в отношении беременных женщин. В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 об отмене смертной казни к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, «совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст. 2). Подавляющее большинство государств - членов Совета Европы ратифицировали Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Сейчас нашей стране надо провести ряд мероприятий с тем, чтобы в полностью исключить из Уголовного кодекса смертную казнь, предусматриваемую в нем за некоторые преступные деяния. Принятый Советом Европы Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод оказал значительное влияние на позицию многих государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах, направленных на отмену смертной казни. Осуществление права каждого на жизнь, согласно Протоколу, неразрывно связано с запрещением смертной казни. Статья 1 этого документа обязывает государства - участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Протокол запрещает государствам делать, какие - либо, оговорки, за исключением применения смертной казни за наиболее серьезные преступления, совершаемые во время войны. Контрольные функции за соблюдением государствами - участниками положений Протокола возлагаются на Комитет по правам человека, созданный в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах. Каждое государство-участник Протокола, представляя доклады Комитету по правам человека, обязано включать в них информацию о принятых мерах по имплементации Протокола (ст. 3). Что же касается межгосударственных и индивидуальных жалоб относительно смертной казни, то Комитет по правам человека правомочен рассматривать их только в том случае, если государство -участник Факультативного протокола к Пакту не сделает при ратификации или присоединении ко Второму Факультативному протоколу специального заявления по этому вопросу. В развитие положений Устава ООН в рамках Организации Объединенных Наций и её специализированных учреждений наряду с Биллем о правах человека разработаны и приняты: Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.) Конвенция 1965 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенция 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда, занятости, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др. Только МОТ приняла почти 200 конвенций по различным социальным и экономическим правам. В основе международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.

Известное место принципу уважения прав и основных свобод человека уделено в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.). В Преамбуле этой Декларации, толкующей и развивающей Устав ООН, подчеркивается «важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека». Тем самым устанавливается прямая связь между поддержанием международного мира и уважением прав человека. Важное значение для обеспечения прав человека имеет самостоятельное закрепление в Декларации «Принципа равноправия и самоопределения народов» - одной из важнейших предпосылок уважения прав человека и основных свобод. В формулировке этого принципа говорится о том, что в соответствии с Уставом каждое государство обязано содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод путем совместных и самостоятельных действий. Нормы по правам человека формируются в основном путем заключения многосторонних международных договоров. Двусторонние договоры являются лишь этапом на пути становления этой отрасли права. Международный обычай, который в результате длительности и всеобщности применения признается участниками международных отношений обязательной юридической нормой, не играет значительной роли в процессе формирования норм по правам человека. До настоящего времени правотворческий процесс на международной арене значительно опережал процессы осуществления принятых государствами обязательств. И здесь существует разрыв между процессом принятия решений и их исполнением, разрыв, образно говоря, между словом и делом. Но слово - т. е. в данном случае принципы и нормы - нуждается для своего воплощения в делах в определенных «приводных ремнях», т. е. механизмах и процедурах. Конечно, в области защиты прав и свобод человека первостепенное значение имеют внутригосударственные органы и организации, механизмы и процедуры. Главное - это социально - экономический уровень развития страны, развитость и стабильность её политических институтов и структур, существующий в ней политический режим. От них зависит место, уделяемое в государстве защите прав и свобод человека, а, следовательно, и характер специальных внутренних юридических механизмов и процедур. Хотя первостепенное значение для защиты прав человека имеют внутренние факторы, никак нельзя недооценивать международных механизмов и процедур. Во-первых, потому что сам человек, а следовательно, и его права и свободы - это главное, ради настоящего и будущего которого необходимо разоружаться, защищать окружающую нас среду, отправляться в космос, разрабатывать богатства континентального шельфа. Поэтому в деле обеспечения прав и свобод человека важны все усилия. И хотя расцвет прав и свобод личности является необходимым условием экономического и научно - технического развития любого современного общества, права и свободы личности нельзя рассматривать в качестве средства для достижения каких-то других целей. Наоборот, развитие общества должно быть подчинено обеспечению всех прав и свобод человека - как главной цели общественного развития. Следовательно, в деле защиты прав человека важны все усилия, как внутригосударственные, так и международные. Во - вторых, практика деятельности международных контрольных механизмов в области прав человека показывает, что они наиболее эффективны там и тогда, где и когда государства сами готовы к заботе о правах человека. За железный же занавес диктаторских режимов усилия международных контрольных механизмов, естественно, проникают с трудом. Обнадеживающие тенденции в деле демократизации, намечающиеся или уже набирающие силу в настоящее время во многих странах, вселяют оптимизм и в подходе к будущему международных контрольных механизмов и процедур. Наконец, подобно тому, как внутри страны эффективность, а часто и само наличие соответствующих, механизмов и процедур защиты прав человека зависит от общей обстановки в стране, так и роль международных правозащитных механизмов и процедур, их эффективность определяются во многом международным климатом в целом. В настоящее время этот климат благоприятствует укреплению международных организаций в целом и, в частности, международных органов в области защиты прав и свобод человека. Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина 22 ноября 1991 года данный документ закрепил такие положения как то, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР (ст. 1), перечень прав и свобод, закрепленных Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе (ст. 2), Декларация установила, что все равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы. Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона (ст.З) и т.д. в духе общепризнанных международных стандартов в области прав человека. Таким образом, данная Декларация установила основные права и свободы человека и гражданина, направления на формирование нового законодательства РФ, которые впоследствии получили своё закрепление в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Необходимо отметить, что наиболее эффективным и гарантированным внутригосударственным правовым средством закрепления международных норм в области прав человека является конституция государства. Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием, является одной из самых молодых конституций современных государств. Но это дало ей и несомненное преимущество: будучи одной из последних по времени принятия, российская Конституция смогла во многом учесть мировой опыт конституционного творчества, в том числе и в сфере признания, закрепления и защиты прав и свобод человека. В Конституции РФ закреплены принципы правового статуса личности в Российской Федерации. Природа, гарантии и система прав и свобод человека и гражданина. Единство прав и обязанностей российских граждан.

Под принципами правового статуса человека подразумеваются общие основополагающие начала, определяющие его содержание. Они придают правам и свободам характер единого связного целого, другими словами, превращают их совокупность в стройную систему.

В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление, следующие принципы правового статуса человека:

- Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного права.

Согласно этому принципу Российская Федерация как часть мирового сообщества признает и гарантирует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу для СССР в 1976г. Эти международные акты сыграли позитивную роль в борьбе демократических сил за утверждение прав и свобод во всех странах мира. Они заложили начало формированию правового, социального государства, олицетворяющего подлинные интересы общества. Провозглашенные в указанных документах права и свободы человека и гражданина были взяты под международную защиту, под которой понимается система мер, установленных государствами международными соглашениями, по их всеобщему уважению.

Заявляя о своей приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепляющим права и свободы человека, Конституция РФ возлагает на государство обязанность по их обеспечению.

- Принцип не отчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их ему от рождения.

Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. «В этом состоит смысл традиционного для идей правового государства противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, пожалованном) характере».

Конституцией провозглашается не отчуждаемость прав и свобод человека, государство не вправе в лице законодательного органа государственной власти издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55 Основного закона РФ). Тем более, оно не может лишить гражданина Российской Федерации своего гражданства. Говоря юридическим языком, государство в лице своих властных структур и должностных лиц должно действовать в рамках правовых дозволений и не вторгаться в сферу прав и свобод граждан. Напротив, граждане свободны, действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

- Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип содержание правового статуса человека и сводится к следующему. Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Несоблюдение этой конституционной нормы неизбежно влечет за собой правовое неравенство людей. Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отношению к закону и суду. А его реальность обеспечивается государством, которое призвано гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. Здесь предполагается активная форма деятельности государства по обеспечению указанного равенства. Вместе с тем государство должно воздерживаться от совершения действий, посягающих на права и свободы граждан. Это прямо предписывается статьей 19 Конституции РФ.

Конституцией РФ непосредственно действующими. Это выражается, прежде всего, в том, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).

- Принцип единства прав и обязанностей.

Он, прежде всего, основывается на том, что нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав. Причем только в процессе реализации обязанностей осуществляются и соответствующие им права. В свою очередь осуществление прав является непременным условием реализации обязанностей.

В отличие от ранее действовавшей Конституции РФ, новый Основной закон преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Этим и объясняется, почему глава 2 Конституции РФ получила названием «права и свободы человека и гражданина».

Объем обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего, отвечает интересам общества и его членов. Без их реализации оно не может нормально функционировать и развиваться в цивилизованном направлении. Ведь очевидно, что без такой обязанности, возлагаемой Конституцией на граждан как необходимости сохранения природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам, не может осуществлять свою жизнедеятельность ни одно общество. Точно также без обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы невозможно решение многих государственных и общественных проблем.

Таким образом, принципы правового статуса личности, воплощенные в Конституции РФ, определяют характер, смысл и содержание прав и свобод человека и гражданина в условиях правового демократического государства.

Являясь концентрированным выражением и воплощением цивилизованного способа существования человека в обществе, государстве, конституционные права и свободы выступают в наиболее абстрактной форме. И это понятно, ибо они отражают типичное положение человека и гражданина в правовом государстве. Поэтому их содержание должно быть свободно от той специфики, которую придают конкретным правам и обязанностям соответствующие отрасли права. Иначе говоря, конституционные права и свободы, обладая всеобщим содержанием, конкретизируются, специфицируются в правовом статусе граждан, закрепляемом в отдельных отраслях права. Кроме того, следует учесть, если в Конституции идет речь о человеке и гражданине вообще как абстрактной личности, то отрасли права имеют дело с вполне конкретными субъектами права (рабочими, служащими, должностными лицами, фермерами, собственниками, покупателями и т.д.)  По способу закрепления права и свободы человека и гражданина, имеющие универсальный характер, закрепляются в Основном законе государства, обладающего высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Нормы же отраслей права, закрепляющие права и обязанности граждан, облекаются в разнообразные нормативно-правовые предписания, которые должны соответствовать Конституции.

Безусловно, многие гарантии, содержащиеся в Конституции РФ 1993 г., заимствованы из Основного закона Российской Федерации 1977 г. Достаточно сопоставить их тексты, чтобы убедиться в этом. Это касается таких гарантий как способов обеспечения равенства всех перед законом и судом, приобретения и прекращения гражданства, права на жизнь, права на неприкосновенность частной жизни гражданина, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и т.д.

Вместе с тем Конституция не только заложила новые гарантии, связанные с появлением в ней новых статей, не известных прежней Конституции РФ, но и существенно обогатила ранее действовавшие гарантии прав и свобод граждан.

К числу принципиально новых прав граждан РФ относятся: право иметь в частной собственности землю; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на рассмотрение дела граждан в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом; право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом и т.д. Отсюда и новизна конституционных гарантий. Конституция содержит ряд принципиальных положений. Во-первых, она дополняет перечень субъектов правонарушения, чьи деяния может оспорить гражданин в судебном порядке, органами самоуправления.

Во-вторых, она закрепляет за гражданами право обращаться за защитой своих нарушенных прав и свобод в международные органы не только в случае, если им было отказано в защите их прав в судебных инстанциях, но и когда вообще были исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Из этого следует, что граждане свои права и свободы могут отстаивать не только в судебных инстанциях, но и в других властных структурах государства.

Таким образом, Конституция РФ 1993 г. содержит более надежные гарантии прав и свобод человека, чем ранее действовавший Основной закон Российской Федерации.

Права и свободы человека - это условия для его нормальной жизнедеятельности, определенный каталог благ и возможностей, которыми он может свободно пользоваться. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать ее со свободой других людей.

 

Автор: Седышев А.Г.