16.03.2012 13564

Система повышения квалификации педагогических кадров: история и современность

 

Вопросы повышения квалификации в педагогической науке нашей страны многие годы относились к разряду чисто организационных. Глубоких исследований по определению целей, содержания, методик учебного процесса в формирующейся системе основных учреждений повышения квалификации - в институтах усовершенствования учителей и районных (городских) методических кабинетах - не проводилось. Лишь с конца 50-х гг. XX в. стали появляться первые диссертационные исследования, отражающие отдельные аспекты совершенствования профессионального мастерства учителей на школьном и районном (городском) уровнях. В 70-е гг. XX в. начались исследования по совершенствованию курсовой подготовки и периодизации в развитии системы повышения квалификации. Однако эти работы в значительной степени идеологизированы. В них рассматривается повышение квалификации начиная с революции 1917 г. через призму постановлений ЦК Коммунистической партии и Советского правительства. Наиболее актуальные исследования проведены в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.

Мы считаем важным провести анализ зарождения и развития системы повышения квалификации с середины XIX в. по настоящее время. Это даст возможность использовать лучшие достижения в сфере повышения квалификации в прошлом, перенести из прошлого в настоящее и будущее оправдавшие себя на практике содержание, организацию и формы повышения квалификации и на этой основе развивать систему постдипломного образования педагогических кадров России.

В XIX в. в России стала ощутимо проявляться потребность в повышении квалификации педагогов. Это связано с тем, что наряду с учебными заведениями (гимназиями и лицеями) открылись земские и приходские школы для обучения детей «простого» люда.

Анализ многочисленных источников показал, что самой ранней формой, способствовавшей росту профессионального уровня учителей, стали педагогические советы, которые введены при каждой гимназии Уставом 1828 г. На первых порах они занимались, главным образом, решением организационно-хозяйственных вопросов, не затрагивая учебно-воспитательный процесс работы. Однако в дальнейшем на педагогических советах стали обсуждаться методы преподавания и воспитания, пути улучшения состояния образования.

Кроме педсоветов, делу повышения квалификации педагогических кадров служили съезды, конференции, совещания, семинары, которые проходили в уездах, губерниях. Их тематика и представленные категории педагогических работников, участников съезда, самые разнообразные.

Содержание работы съездов того времени, их продолжительность свидетельствуют, что они рассматривали не только и не столько организационные вопросы образования: значительное место на них занимали вопросы повышения уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся. По этой причине Ф.Г. Паначин (1979) называет учительские съезды, проходившие в XIX в., курсами: «На съездах-курсах обычно рассматривались конкретные дидактические и методические вопросы».

Постепенно расширялась география организации съездов. Осенью 1867 года в Александровском уезде Екатеринославской губернии состоялся съезд учителей земских школ, созванный Н.А. Корфом. В 1868 г. съезды народных учителей проходили в Новгороде и Одессе, в 1869 году - в Московской губернии, Рязани, Симферополе, Вятке, Уржуме, Бессарабии. В Симбирской губернии инспектор народных училищ И.Н. Ульянов с 1870 по 1878 годы провел восемь съездов народных учителей.

Наряду со съездами с середины XIX в. в России для учителей проводятся систематические курсы. Так, в 1869 г. на базе Новосельского училища Тульской области проведены летние педагогические курсы.

Еще не была создана учебно-материальная база повышения квалификации. Для проведения съездов учителей использовались базы школ и учительских семинарий губерний и областей. Постепенно расширялся контингент участников съездов, включенных в повышение квалификации. Съезды учителей по тематике и продолжительности все больше приближались к курсам.

В 1901 г. впервые объединены занятия съезда и курсов, проходивших с 1 по 11 марта при Управлении Московского учебного округа. Эпизодически курсы проходили и ранее. В 1875 г. Министерство народного просвещения издало правила о проведении педагогических курсов. Устанавливался строгий надзор за их содержанием. После этого длительное время, вплоть до конца 90-х гг. XIX в., курсы практически не проводились.

Режим заседаний съезда строго регламентирован: с 11.00 до 14.30 и с 18.00 до 22.30. Кроме того, по ряду вопросов работали комиссии с 9.00 до 17.00. Таким образом, многие участники съезда работали по 12-14 часов в сутки. В содержание работы вновь включены для изучения вопросы: о методах и приемах преподавания предметов начальной школы; о постановке учебных занятий в школе; о внешкольном обучении. Впервые встречаемся с постановкой вопроса о положении учительского персонала, их материальном обеспечении.

С 7 по 14 августа 1902 г. проходил съезд в начальных училищах трёх районов Ставропольской губернии, и с 24 по 31 августа того же года - заведующих двухклассными училищами Кубанской области. В конспективной протокольной записи решений съезда вновь отражено, что основными изучаемыми вопросами стали методические и организационные вопросы школы.

Своеобразной формой расширения профессиональных знаний учителей были различные педагогические общества. Они создавались в Москве и Петербурге, в университетских центрах и губерниях, а порой и на окраинах России. В конце 1902 г. в стране насчитывалось более 70 таких обществ. Они организовывались по принципу предметно-методических объединений, издавали свои журналы, комплектовали учительские библиотеки.

Повышению квалификации учителей служили педагогические музеи. Первым центром научно-педагогической и методической работы с учителями стал Петербургский педагогический музей военно-учебных заведений, созданный в 1864 г. (сначала он назывался «Центральное депо учебных заведений»). Музей имел стационарную и передвижные тематические выставки, организовывал публичные лекции. Педагогические музеи работали и в других городах России. В 1890 г. их было 10, а в 1903 г. Многие из них, кроме лекционной и методической работы, распространяли литературу, собирали различные педагогические реликвии и ценности.

В начале 1900-х гг. в Москве при Обществе распространения технических знаний была создана Комиссия домашнего чтения, которая разработала программы самообразовательного чтения по циклам биологии, химии, физических наук, истории, литературы, философии, политической экономии. Услугами Комиссии домашнего чтения активно пользовались учителя.

В связи с созданием народных библиотек появляется благоприятная обстановка для повышения квалификации путем самообразования. Видное место в развитии самообразования принадлежит Н.А. Рубакину, который начал свою деятельность в 80-е гг. XIX в., в период после разгрома «Народной воли». Он был неукротимым пропагандистом, теоретиком и практиком самообразования, которое считал единственным действенным путем приобщения основной массы народа к знаниям и культуре. Н.А. Рубакин составлял методические пособия, одобрял, доказывал, убеждал, посылал книги своим корреспондентам.

В начале XX в. занятия с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессиональных знаний начинают проводить и в такой форме, как совещание. В 1905 г. в Санкт-Петербурге прошло совещание, на котором обсуждалась возможность применения более эффективной системы обучения в школах национальных меньшинств. Наряду с совещаниями, музеями, библиотеками продолжают свою работу учительские съезды и курсы. Курсы были организованы Центральным бюро союза учителей и деятелей средней школы с целью содействия научно-педагогическому общению между преподавателями. Преследовалась и насущная потребность возродить среди учителей движение профессиональной мысли, затонувшей в волнах общественного кризиса, который привел в расстройство все отрасли созидательной работы, приостановил вообще производство просветительских богатств. Лекторами на курсах были профессора и преподаватели высших учебных заведений. Совет Петербургского университета отнесся сочувственно к предприятию и предоставил для курсов свои помещения.

Рабочий день курсов складывался из научной лекции (от 10.00 до 12.00), экскурсии (между 13.00 и 17.00); от 18.00 до 20.00 опять лекции; после 20.00 беседы, затягивающиеся почти до полуночи.

На курсах работало два отдела. На гуманитарном отделе прочитаны лекции о преподавании истории, русской литературы, географии, археологии, русского языка, введения в этнографию, эстетических основ современного искусства, а также по западно-европейской литературе XIX в., русской литературе XIX в., по истории раннего Возрождения, истории наук и историографии, о декадентстве в литературе.

На физико-математическом отделении изучалась методика естествознания в связи с методологией, введение в биологию, эволюция, понятие о числе, понятие о пределе и теория функций, общая теория электронов, общая теория резонанса, учение о твердом теле, успехи современной химии, о постановке обучения химии высшей математике в средней школе, о преподавании физики в средней школе.

Значительным по разработке вопросов повышения профессионального уровня учителей стал Первый общеземский съезд по народному образованию, состоявшийся в Москве в 1911 г. На нем детально проработан вопрос о повышении квалификации учителей.

Для пополнения общего и общепедагогического образования устраивались общеобразовательные курсы как губернские, так и уездные. В программу курсов входили кроме теоретических лекций практические занятия, экскурсии, собеседования. Допускалось проведение этих курсов в течение двух или трех лет, но по разным программам, чтобы желающие всесторонне пополняли свое образование. Предусмотрен учет запросов и интересов учителей: программы временных курсов и планы занятий для каждого семинара на постоянных курсах вырабатывались при участии представителей от самих учителей.

Важной составляющей частью всех типов курсов были систематические экскурсии, имеющие целью дополнять общеобразовательную программу и специальные части программы, давать слушателям возможность усвоить приемы и навыки ведения экскурсионного дела.

Впервые на Всероссийском съезде по вопросам народного образования в 1914 г. обоснованно названы содержание, организационные формы, цели и задачи повышения квалификации учителей на курсах, совещаниях и др. Сформулированы общие требования к народному учителю.

Таким образом, впервые четко сформулирована потребность в повышении квалификации педагогов. Основными факторами, учитываемыми при устройстве учительских курсов, являются: неудовлетворительность школьной подготовкой огромного большинства учащих; потребность учительства в выяснении очередных вопросов школьной практики, настоятельная потребность учащих в товарищеском общении и желание их быть в курсе современных течений в отраслях научного знания, соприкасающихся со школьным делом. Видное место в программе летних курсов должна занимать разработка вопросов по изучению местной природы и жизни. Чтобы обеспечить педагогам широкий доступ на летние курсы и возможно полнее и планомернее удовлетворить их запросы, предусмотрены курсы трех уровней: уездные (районные), губернские и областные (в университетских городах и главных культурных центрах).

Главной задачей уездных курсов было поднятие специально-педагогической подготовки учащих. Эти курсы призваны помочь им войти в технические подробности педагогического дела и лучше приспособиться к тем или иным местным условиям. Поэтому на таких курсах весьма полезным устраивать демонстрации приемов и методов, предлагаемых лекторами. Число слушателей на таких курсах было ограниченным. Главной задачей губернских летних учительских курсов являлось пополнение теоретической подготовки учителей по общим и общепедагогическим предметам. Цель их - вызвать интерес к научной работе у слушателей и ознакомить их с важнейшими положениями и выводами современной науки. Программа общих предметов на этих курсах должна был носить энциклопедический характер и состоять из эпизодических курсов. Областные курсы при настоящих условиях должны были носить смешанный, общеобразовательный характер, с преобладанием общеобразовательного элемента. При выработке программ этих курсов необходимо было серьезно считаться с разнообразием запросов подготовки курсистов и с «многолюдством» слушателей курсов. В интересах дела продолжительность областных курсов не могла быть менее 1,5-2 месяцев.

При курсах обязательным было открытие педагогической выставки, на которой центральное место должны были занимать систематическая коллекция и другие экспонаты, имеющие в виду потребности учителей.

Можно отметить, что к началу 20-х гг. XX в. в России сложились основные организационные формы повышения профессионального уровня педагогических работников: съезды, курсы, конференции, совещания, самообразование, педагогические выставки и др. Однако специальных учебно-методических учреждений, систематически занимающихся повышением квалификации педагогических кадров, не было.

Формирование важнейших структурных и функциональных компонентов системы повышения квалификации педагогических кадров в 1917-1930 гг. XX в. происходило быстрыми темпами. В соответствии с ленинской концепцией роли народных учителей в создании новой школы в социалистическом строительстве была проведена большая работа по идейно-политическому воспитанию и профессиональной переподготовке учительства. Учителя обучались на различного рода курсах, активно включались в методическую работу и творческие поиски, систематически занимались самообразованием.

В 1920-е гг. XX в. большое внимание уделялось определению содержания переподготовки педагогических кадров, приведению его в соответствие с задачами социально-политического, экономического и культурного развития страны. В учебных планах курсов длительное время сохранялись важнейшие направления повышения квалификации: идейно-теоретическая подготовка, совершенствование профессионального мастерства, расширение культурного кругозора. В работе с учителями использовались активные методы проведения занятий, стимулирования творческих поисков, установления связи повышения квалификации с повседневной педагогической деятельностью. Постепенно проходили практическую проверку разнообразные организационные формы повышения квалификации: курсы, семинары, практикумы и т. д. Предпринимались попытки обеспечить непрерывность процесса повышения квалификации. Однако решить поставленную задачу в данный период не удалось из-за отсутствия необходимых для этого условий.

Постепенно формировались основные структурные звенья системы повышения квалификации в работе с педагогическими кадрами: ИПКП, дома работников просвещения, районные (опорные) школы и др. Предпринималась попытка научно обосновать содержание и формы повышения квалификации. Особенно широко обобщались проблемы повышения квалификации учителей в конце 1920-х гг.

Огромное значение имело создание в РСФСР и ряде других союзных республик в конце 30-х гг. XX в. институтов усовершенствования учителей, которые стали важнейшими учебными и организационно-методическими центрами повышения квалификации.

Отделом подготовки педагогического персонала Наркомпроса РСФСР был выпушен сборник «Организация и методы повышения квалификации работников социального воспитания», в котором впервые были даны в масштабе РСФСР примерные учебные планы и программы для губернских и уездных курсов переподготовки учительства.

Наряду с курсами повышения квалификации, рассчитанными на изучение широкого курса общественно-политических и педагогических вопросов, получили распространение тематические (целевые) курсы, которые ставили своей задачей углубить знания учителей по какой-либо проблеме, вооружить слушателей практическими умениями и навыками: курсы по ручному труду и т.д.

Таким образом, к концу 20-х гг. XX века система повышения квалификации учителей включала такие организационные формы, как краткосрочные курсы центрального и местного значения, центральные заочные двухгодичные курсы для различных категорий работников, учительские конференции, совещания и т. д.

В 30-е гг. XX в. содержание, формы и методы работы с учительством существенно изменились. Во многих областных и краевых отделах народного образования создавались педагогические лаборатории, которые позднее были реорганизованы в институты усовершенствования учителей и педагогические кабинеты. Уже к концу 30-х гг. в основном сформировалась не только система различных форм повышения квалификации учителей, но и система государственных учреждений, обеспечивающих постоянное и непрерывное образование педагогов.

В годы Великой Отечественной войны процесс развития системы повышения квалификации учителей замедлился, однако даже в трудных условиях военного времени велась работа с педагогическими кадрами на курсах, семинарах, в районных и школьных методических объединениях. Система повышения квалификации педагогов в эти годы представляла собой оказание методической помощи учителям, посредством курсов и семинаров подготовку их к поступлению в педагогические учебные заведения.

После окончания Великой Отечественной войны особое внимание уделялось обеспечению непрерывности процесса повышения квалификации. Широкое распространение получили очно-заочные курсы в сочетании с целенаправленной самообразовательной работой слушателей в межкурсионный период.

В 50-70-е гг. XX в. активно проводились структурные изменения в институтах усовершенствования учителей с учетом новых потребностей школы: открывались кабинеты вечерних школ, школ-интернатов, воспитательной работы, руководящих кадров. В это же время появились новые организационные формы повышения квалификации: школы передового педагогического опыта, районные и областные педагогические чтения.

В 70-е гг. XX в. была проведена большая работа по созданию научно обоснованных учебно-тематических планов и программ курсов повышения квалификации учителей, руководителей школ и органов народного образования. Однако в эти годы задача создания научно обоснованных учебно-тематических планов и программ курсов в полном объеме не была решена. Определенные успехи были достигнуты в совершенствовании методов повышения квалификации. Важное значение имело создание при ряде педагогических институтов и университетов факультетов повышения квалификации, которые вели систематическую работу с руководителями школ.

Таким образом, сложившаяся система повышения квалификации к концу 1970-х гг. предоставляла широкие возможности для профессионального роста педагогических кадров. Она сравнительно стабильна и устойчива в организационных формах, но достаточно динамична в содержании, которое постоянно обновляется в зависимости от изменений, происходящих в содержании, формах и методах школьного образования.

В условиях осуществления школьной реформы 80-90-х гг. XX в. проблема содержания, организационных форм и методов повышения квалификации педагогических кадров приобретает особую актуальность. Необходимо было обеспечить непрерывность и целостность процесса повышения квалификации учителей, стимулирование творческих поисков учителей.

К 80-м г. XX в. институты усовершенствования учителей достигли того уровня, когда их учебно-материальная база, содержание, формы и организация работы с педагогическими кадрами, штаты, научно-преподавательский состав позволили им из учреждений учебно-методических перейти в статус научно-методических и учебных центров. С конца 80-х - начала 90-х гг. XX в. наблюдался активный процесс изменения структуры и переименования институтов усовершенствования учителей (ИУУ) в институты повышения квалификации (ИПК) педагогических кадров, что более точно отражало содержание их работы.

В 90-е гг. XX в. система учреждений дополнительного педагогического образования пополнилась новым видом - Региональным центром (институтом) развития образования. Оно сохранило основные цели, задачи и направления ИУУ, ИПК.

К концу 90-х гг. XX в. учреждения дополнительного педагогического образования (повышения квалификации) вышли на новый качественный уровень по структуре, кадровому обеспечению и содержанию работы.

На 1 апреля 2005 г. система повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации включает в себя 96 учреждений дополнительного педагогического образования. К ним относятся Академия ПК и НПРО МО РФ (головное учреждение); Академия постдипломного педобразования (г. Санкт-Петербург); Институт открытого образования (г. Москва); ИПК, ИПК и ПРО; институты, центры развития регионального образования; институты усовершенствования учителей; институты дополнительного педагогического непрерывного образования.

Генезис современной федеральной системы повышения квалификации педагогических кадров (головного учреждения) показывает: 1927 г. - Центральные курсы повышения квалификации работников социального воспитания; 1928 г. - Институт повышения квалификации педагогов; 1930 г. - институт переименован в Центральный институт повышения квалификации кадров народного образования (ЦИПККНО); 1962 г. - Центральный институт усовершенствования учителей (ЦИУУ); 1980-е гг. - ЦИУУ становится головным институтом системы повышения квалификации работников образования СССР; 1990 г. - на базе ЦИУУ создан Республиканский институт повышения квалификации работников образования (РИПКРО); 1997 г. и по настоящее время - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ПРО).

Главными задачами организации современной системы повышения квалификации являются: проектирование такой образовательной среды, в которой субъекты образования побуждаются к освоению принципиально нового опыта, пересмотру своих профессиональных ценностей, формированию нового профессионального поведения; оперативное удовлетворение потребностей работников образования в получении знаний о новейших достижениях в области передового отечественного и зарубежного опыта на основе координации деятельности методических служб всех уровней; организация и проведение профессиональной переподготовки работников образования и специалистов, высвобождаемых из других сфер, с учетом потребностей и перспектив развития образования; организация и проведение научно-методических исследований, опытно-экспериментальных работ, участие в разработке и реализации региональных и федеральных программа развития образования; проведение экспертизы программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов; консультативная деятельность и методическая поддержка.

Таким образом, на основе архивных документов и материалов историко-педагогический анализ наглядно показывает:

- Система повышения квалификации педагогических кадров зародилась более века назад и развивалась в различных формах и на различных уровнях: в учебных заведениях - педагогические советы, взаимное посещение уроков и их анализ, обмен опытом работы, педагогические библиотеки и выставки; на уездном и губернском уровне: съезды, курсы, совещания, конференции, экскурсии. Содержание всех этих форм повышения квалификации всегда теснейшим образом было связано с конкретными задачами, стоящими перед школой, диктовалось запросами времени.

- Каждый этап развития системы повышения квалификации имел свою специфику, обусловленную особенностями социально-политического, экономического и культурного развития страны.

- Методологической основой функционирования системы повышения квалификации в нашей стране в советский период всегда была ленинская концепция роли народного учителя в создании и совершенствовании советской школы.

- Анализ архивных документов и литературных источников позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции к обеспечению непрерывности процесса повышения квалификации педагогических кадров.

- Изучение истории становления и развития системы повышения квалификации педагогических кадров позволяет сформулировать основные принципы, на которых она строилась: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность процесса совершенствования системы повышения квалификации социально-политическим и экономическим развитием социалистического общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и системы педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации; опережающий характер повышения квалификации с учетом перспектив развития школы достижений педагогической науки и передового опыта; дифференцированность содержания повышения квалификации в зависимости от уровня подготовленности, стажа, условий работы и индивидуальных интересов учителей; ориентация на использование активных методов повышения квалификации педагогических кадров, на всемерное развитие их творчества и инициативы; система повышения квалификации охватывала только педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Содержание этих принципов обеспечивает целостность системы, её качественную определенность, оптимальность функционирования.

- Анализ различных концептуальных подходов к повышению квалификации педагогов показывает, что система повышения квалификации стремительно развивается в разных формах, институты повышения квалификации являются основными учебными заведениями, которые занимались повышением уже имеющейся квалификации у педагогов.

Анализ истории зарождения системы повышения квалификации в Ставропольском крае свидетельствует, что Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования был создан как учительский институт в 1938 г. С 1943 г. - краевой институт усовершенствования учителей. В январе 1994 г. постановлением главы администрации края и приказом управления образования администрации края получил статус краевого института повышения квалификации работников образования.

С момента основания института с целью оказания методической помощи учителям и руководителям школ по совершенствованию учебно-воспитательного процесса систематически организуются семинары и краткосрочные курсы повышения квалификации.

Так, в 1977 г. проводится семинар руководителей вечерних школ «Актуальные вопросы вечернего обучения», в работе которого принимала участие заведующая сектором вечернего и заочного обучения НИИ общего образования взрослых АПН СССР Е.В. Першанина.

За период с 1976 по 1980 гг. повысили квалификацию на годичных, летних и краткосрочных (проблемных, тематических) курсах 2714 учителей начальных классов. В марте 1977 г. была проведена краевая научно-практическая конференция «Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся».

К чтению лекций привлекались лучшие учителя, учителя-методисты, ученые вузов, работники КрайОНО, методисты ИУУ. В работе по повышению квалификации учителей особое внимание обращалось на совершенствование методов обучения и воспитания.

В период докурсовой подготовки практиковалась разработка докурсовых и послекурсовых заданий, подготовка учителями рефератов, проведение практических конференций опытом работы.

Анализ данных государственного статического отчета за 1979-1980 гг. по повышению квалификации руководящих работников и специалистов в Институте усовершенствования учителей показал следующие результаты.

Сотрудниками Института усовершенствования учителей составлялись учебные планы курсов учителей по предметам, согласно типовым учебным планам Министерства просвещения РСФСР и ЦИУУ. Основное внимание в учебных планах обращалось на идейно-теоретическую и методическую направленность повышения квалификации, на коммунистическое воспитание учащихся. В период курсов, кроме занятий, предусмотренных учебными планами, кабинетами института организуются практические занятия, учебные экскурсии, практикумы, обмен опытом, зачеты.

На значительной части курсов читались лекции и проводились семинарские занятия, посвященные задачам идейно-политического воспитания учащихся. Также на курсах рассматривались вопросы, связанные с совершенствованием преподавания предмета, были организованы обмен опытом работы, изучены изменения в учебных программах.

Особое место в это время в системе повышения квалификации занимала работа с руководителями школ. Так, в 1979-1980 гг. на факультете повышения квалификации Ставропольского пединститута прошли двухмесячные курсы 74 директора школ, в г. Черкесске 108 директоров и их заместителей. При проведении курсовых мероприятий кабинеты института шире стали применять такие активные формы занятий со слушателями, как моделирование работы педсовета, составление рекомендаций по результатам внутришкольного контроля по преподаванию отдельных предметов, организации самостоятельной работы учащихся и др.

Анализ архивных данных свидетельствует о том, что наряду с курсовыми мероприятиями для учителей школ проводилась работа и с педагогами школ-интернатов и детских домов. Основными задачами работы кабинета школ-интернатов и детских домов были: совершенствование системы управления учебным процессом; оказание помощи учреждениям интернатного типа в совершенствовании воспитательной работы на основе комплексного подхода к воспитанию учащихся; обобщение опыта работы учителей и воспитателей школ-интернатов, оказание им методической помощи; изучение эффективности курсовой переподготовки воспитателей и учителей.

В 1979-1980 гг. были организованы и проведены курсы для: учителей-логопедов - 60 чел.; учителей школы слепых - 45 чел.; воспитателей школ-интернатов - 60 чел.; инспекторов по опеке - 40 чел.

В 1982-1983 гг. 4355 педагогов прошли курсовую подготовку при институте усовершенствования учителей. В работе по повышению квалификации учителей возросло участие профессорско-преподавательского состава вузов. Они составили свыше 25% лекторского состава. Значительное место в этот период в деятельности института занимает работа по оказанию методической помощи на местах, изучению, обобщению и пропаганде передового педагогического опыта. Однако, наряду с достоинствами, в работе института усовершенствования учителей имелись и недостатки: допускались изменения плана работы; нарушалась непрерывность процесса повышения квалификации учителей; упущен контроль за выполнением решений аттестационной комиссии; требовала совершенствования работа методических объединений в территориях края.

Как правило, все лекции, которые были прочитаны на курсах, апробировались на кафедрах института, на методических советах. Руководители и методисты кабинетов института повышения квалификации осуществляли контроль за ходом курсовых мероприятий. Ими посещено свыше 500 лекций, семинарских и практических занятий.

Начиная с 1980 г. был введен постоянно действующий проблемный семинар учителей-методистов и старших учителей, на котором ежегодно повышали свой идейно-политический уровень более 50 лучших учителей края.

Все более дифференцированной становится переподготовка учителей, более разнообразными её формы: лекции, творческие встречи, защита рефератов, диспуты и др. Шире стали использоваться положительно зарекомендованные на практике такие формы, как методические недели и дни, смотры методической работы школ, районов, методкабинетов, педагогические чтения, наставничество и т. д.

В последующие годы институту предстояло решить ряд задач: добиться эффективности курсовых мероприятий; обеспечить непрерывность процесса повышения квалификации; продолжить участие в проведении экспериментальной и исследовательской работы в образовательных учреждениях края.

Работа кабинета школ-интернатов института усовершенствования учителей в 1983-1984 гг. была направлена на выполнение решений 26 съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, основных направлений реформы общеобразовательной школы, нормативных документов Министерства просвещения РСФСР. В эти годы курсовую подготовку прошли воспитатели школ-интернатов, инспектора рай(гор)оно по опеке (план - 460 чел., фактически обучено - 511 чел.).

В это же время специалистами кабинета школ-интернатов проводится работа по изучению, обобщению и пропаганде передового педагогического опыта. Так, собраны материалы из опыта работы Ипатовской вспомогательной школы «Трудовое обучение, воспитание и профориентация учащихся».

Однако в работе кабинета имели место и недостатки: не полностью использовались рекомендации курсов для повышения эффективности и качества обучения и воспитания учащихся; а также и в организации самоподготовки.

Все лекции на курсах этого периода строились с учетом задач, выдвигаемых основными направлениями реформы школы и постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по ее реализации. Объем практических занятий со слушателями был увеличен до 27-30% учебного времени. В этот же период проводится работа по объединению повышения квалификации с оздоровлением педагогов. В городах Пятигорске, Кисловодске были созданы необходимые условия для учебы, отдыха и профилактического лечения слушателей курсов. В г. Ставрополе получали необходимое лечение в поликлиниках учителя начальных классов.

Большинство курсовых мероприятий проходило на высоком идейно-политическом и методическом уровне. Это результат систематической работы института усовершенствования по подбору и подготовке стабильного лекторского состава, от 30 до 50% которого составляли ученые педагогического, политехнического институтов. Ими прочитано свыше40 % всех лекций.

В 1984-1985 гг. значительное место в деятельности работы института усовершенствования учителей было отведено оказанию методической помощи школам и отделам народного образования. Для решения данной задачи кураторы выезжали в закрепленные за ними территории. Помощь оказывалась школам по организации методической работы, реализации требований усовершенствованных программ, организации внутришкольного контроля.

Институтом усовершенствования учителей практиковались выездные курсы повышения квалификации в территории Ставропольского края. Проведение таких курсов позволяло повысить свою квалификацию разным категориям слушателей: руководителям, учителям математики, географии, физики, начальных классов, воспитателям детских домов и школ-интернатов и др. Большое внимание в эти годы уделялось обобщению и пропаганде передового педагогического опыта. Эта работа велась по различным каналам: через курсовые мероприятия, педагогические чтения, проблемные семинары. Кабинетами института усовершенствования учителей практиковалось проведение проблемных и тематических курсов. Проводились курсы для разных категорий слушателей: руководители, учителя математики, географии, физики, начальных классов и др.

В 1990 г. при Ставропольском управлении народного образования была создана научная лаборатория непрерывного профессионального образования (НЛНПО). Основными задачами лаборатории было изучение социального запроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в Ставропольском крае, а также разработка новых форм и методов непрерывного образования на основе многообразия и гибкости используемых средств и организационных форм.

В образовательных учреждениях Ставропольского края создаются различные структурные подразделения: в институте повышения квалификации работников образования (СКИПКРО) с 1991 г. функционирует факультет переподготовки кадров, в Ставропольском государственном университете - факультет повышения квалификации, в Пятигорском государственном лингвистическом университете - институт дополнительных образовательных программ (1995 г.), в Институте развития образования - факультет повышения и переподготовки педагогических кадров (2001 г.).

СКИПКРО одним из первых в стране в 1991 г. включил в свой функционал новое направление деятельности - переподготовка педагогов по таким социально значимым и востребованным обществом профессиям, как социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог.

Факультет переподготовки кадров за последние десять лет подготовил свыше 700 специалистов. Многие его выпускники являются авторами образовательных программ, руководителями инновационных образовательных учреждений, служб социальной защиты детства. Более 20 человек защитили кандидатские диссертации по педагогике, психологии, биологии.

Сегодня институт как учебное заведение системы повышения квалификации педагогических кадров выполняет функции научно-методического центра непрерывного педагогического образования руководящих работников и педагогов, возглавляет методическую службу края.

Основной функцией СКИПКРО является методическое сопровождение образовательного процесса. Сюда входят координация деятельности районных методических служб, консультативная помощь педагогам разных категорий края, экспертная оценка учебных планов образовательных учреждений.

Для решения задачи методического обеспечения образовательного процесса используются самые разнообразные средства, методы, формы, в частности, курсы повышения квалификации для педагогических работников, публикации научных и методических рекомендаций и разработок, групповые и индивидуальные консультации, конференции, семинары и др.

Основными задачами СКИПКРО являются: удовлетворение потребностей педагогических работников в получении знаний о новейших достижениях педагогической науки и практики, передовом отечественном и зарубежном опыте; организация и проведение прикладных научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационной деятельности; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, пакетов документов и материалов по профилю работы педагогов и руководящих кадров; организация и проведение повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов с ориентацией на педагогические профессии. Цель повышения квалификации - обновление теоретических и практических знаний педагога в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

В СКИПКРО два факультета: факультет повышения квалификации работников образования и факультет профессиональной переподготовки кадров.

Основными направлениями деятельности факультета повышения квалификации являются: обновление содержания образования и его развитие через введение новых курсов; уровневая и профильная дифференциация как условие реализации принципа непрерывности образования; программно-методическое обеспечение аттестации педагогических работников; повышение профессиональной культуры работников образования и др.

На факультете повышения квалификации ежегодно обучаются более 12 тысяч слушателей. В процессе повышения квалификации предусматривается профессиональная, проблемно-творческая ориентация, гибкая, быстро обновляющаяся в зависимости от запросов времени. Используются такие формы работы, как решение учителем типовых и нестандартных профессиональных задач и совершенствование практических навыков, приобщение учителя к методам научного познания и анализу социальной практики. В ходе занятий делаются попытки расширить условия для выбора слушателями задач и приемов обучения, расширить и дифференцировать формы работы для слушателей с разным опытом, интересами, установками, уровнем притязаний, стимулируется построение индивидуальных программ, в том числе программ самообразования.

В качестве основных направлений подготовки слушателей факультет рассматривает проблемы развивающей школы, углубление дифференциации образования, научно-методическое обеспечение национально-регионального образования, обновление знаний слушателей в области теории и практики управления образованием, педагогики, психологии и новых технологий. Не менее актуальна задача факультета - комплексная оценка профессиональных, деловых качеств работников образования и выработка на основе диагностики рекомендаций по их использованию органам управления, образовательным учреждениям, аттестационным комиссиям.

Курсовая подготовка проводится дифференцированно, с учетом потребностей педагогов по следующим направлениям: курсы повышения квалификации по 102-104-часовой программе (очная форма обучения); краткосрочные проблемные курсы по 72-часовой программе (по различным предметным областям). Прохождение данных курсов один раз в пять лет обязательно для всех категорий педагогов края.

Программы курсов повышения квалификации включают в себя следующие блоки: общекультурный, психолого-педагогический, предметный и вариативный. Каждый раздел программы представлен перечнем тем, раскрывающих его содержание. К каждому разделу дается список литературы. На основе программы составляются учебно-тематические планы курсов. Завершаются курсы проведением итоговой аттестации по дисциплинам в форме творческих отчетов педагогов, зачетов.

Происходят изменения в формах проведения курсовых мероприятий. С учетом сложившихся экономических трудностей СКИПКРО стремится разнообразить формы проведения курсов, практикуя выездные курсы, очно-заочные формы обучения с тем, чтобы облегчить образовательным учреждениям и учителю возможность приобщения к новым знаниям.

Научный потенциал СКИПКРО представлен девятью кафедрами: естественно-научного и математического образования; теории и методики дошкольного и начального образования; теории и практики профессионального образования; воспитательной работы и дополнительного образования; педагогики и психологии; охраны и укрепления здоровья; социальной и коррекционной педагогики; филологии; общественных дисциплин. Все они возглавляются опытными педагогами-учеными. Профессорско-преподавательский и научно-методический состав института в настоящее время составляют 124 работника, из них: докторов наук - 8 чел.; кандидатов наук - 32 чел.; научных сотрудников -16 чел.; 36 методистов высокой квалификации.

Взаимодействие кафедр института осуществляется не только по линии «повышения квалификации-профессиональная переподготовка», но и в связи с оказанием научно-методической помощи общеобразовательным учреждениям края по развитию опытно-экспериментальной педагогической работы (институт курирует 21 краевую площадку и 5 площадок федерального уровня) а также в связи с аттестацией образовательных учреждений и их работников. Основным направлением деятельности института стало участие профессорско-преподавательского состава в реализации краевых программ развития образования на период с 2001 по 2005 гг. по следующим направлениям: обновление содержания образования; обеспечение инновационных процессов и структуры образования; информатизация системы образования края; экологическое образование детей и молодежи; экономическое образование учащихся; воспитание, развитие и социализация личности; охрана и укрепление здоровья детей и подростков; педагогическое обеспечение здоровья детей и учащихся в образовательном процессе; обучение и развитие одаренных детей; образовательная и реабилитационная деятельность с детьми, имеющими ограниченные возможности; система педагогической работы с учащимися девиантного поведения.

Второй факультет - факультет профессиональной переподготовки кадров обеспечивает принципиально новое направление педагогической деятельности - профессиональную переподготовку специалистов в целях получения ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, обеспечивающим выполнение новых видов деятельности. На факультете осуществляется переподготовка педагогов по специальностям: «Практический психолог», «Социальный педагог», «Учитель-логопед» и др. Учебную работу на факультете ведут квалифицированные специалисты кафедр института, сотрудники ведущих вузов России. Для проведения производственной практики используются опытно-экспериментальные площадки края. В целях совершенствования форм и методов работы со слушателями факультета переподготовки кадров с апреля 1999 г. в институте отрабатывается модель дистанционного образования.

Институт ведет практико-ориентированную и опытно-экспериментальную работу в области педагогики, экономики, социальной педагогики, психологии. Основными направлениями экспериментальной работы в образовательных учреждениях Ставропольского края являются: поликультурная среда - 20 учреждений, здоровье сберегающие технологии - 50 учреждений, профильное обучение - 46 учреждений, сельская школа - 5 учреждений и др.

В институте ведется издательская деятельность основное предназначение которой состоит в оперативной подготовке к печати материалов как разработанных учеными и преподавателями института, так и в содружестве с практическими работниками учебных заведений, ученых вузов и подразделений СКИПКРО. Основные направления издательской деятельности: изучение педагогического рынка, спроса и потребности в научно-методической литературе; проведение систематической работы по подбору кадров, рецензентов; составление проектов авторских договоров и трудовых соглашений с внештатными работниками; организация редактирования и осуществление контроля за интеллектуальным, научным и литературным содержанием изданий и др. За последние два года издано более 100 научно-методических работ, в том числе 62 - по обеспечению регионального компонента содержания образования.

Самостоятельной структурной единицей института является библиотека. Её фонды сегодня составляют 40000 единиц печатной продукции. Библиотека обслуживает профессорско-преподавательский коллектив не только института, но и других учебных заведений города Ставрополя, докторантов, аспирантов и соискателей, педагогических работников образовательных учреждений края, слушателей факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров.

Повышением квалификации педагогических работников учреждений интернатного типа занимается кафедра социальной и коррекционной педагогики. Кафедра создана в апреле 1991 г. Необходимость ее образования обусловлена происходящими в обществе в целом и в образовании в частности процессами гуманизации и демократизации, что на практике потребовало от школы превращения в открытую социально-педагогическую систему.

На кафедре работают 3 доцента, 2 старших преподавателя, 3 преподавателя, 2 методиста. Возглавляет работу кафедры В.Н. Гуров, доктор педагогических наук, профессор СГУ, академик Международной академии наук педагогического образования.

Приоритетными направлениями работы кафедры социальной коррекционной педагогики СКИПКРО с 2003 г. в работе с педагогами учреждений интернатного типа являются: обеспечение качественного образования, воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях; разработка новых технологий образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников, всех специалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; реализация программы «Дети-сироты»; продолжение опытно-экспериментальной деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расширение межведомственного взаимодействия в сфере образования по поддержке детей-сирот; профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководящих и педагогических работников, всех специалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основные формы проведения занятий со слушателями: проблемные курсы; курсы повышения квалификации; семинары; семинары-практикумы; конференции; форумы; научно-практические конференции; конкурсные задания и др. Категория слушателей: руководители государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специалисты отделов образования по охране прав детей; общественные инспектора по охране прав детей; социальные педагоги образовательных учреждений; родители-воспитатели семейных детских домов, приемные родители; воспитатели образовательных учреждений, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Повышение квалификации педагогов интернатных учреждений планомерным стало с 2003 г. До этого времени педагоги данных учреждений посещали курсы вместе с другими категориями педагогических работников (в частности, педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений), т. е. специально организованных курсов для педагогов интернатных учреждений длительное время не проводилось.

Одной из эффективных форм повышения уровня теоретических знаний и практических навыков педагогов на современном этапе являются интеграционные связи института повышения квалификации через проведение научно-теоретических и научно-практических мероприятий: конференций, педагогических чтений всероссийского и регионального уровня. Так, в 2003 году на базе г. Железноводска проведены Всероссийские педагогические чтения имени А.А. Католикова, где слушателями и участниками являлись не только педагоги учреждений интернатного типа, но и ученые, представители Министерства образования Российской Федерации, церкви, общественных фондов. Активными участниками при подготовке и организации работы круглых столов и в рамках данных педагогических чтений были сотрудники кафедры специального образования.

За последние годы произошли существенные изменения в мотивах обучения на факультете переподготовки кадров. Если в 1991-1992 гг. большинство слушателей поступали на обучение по предложению администрации (43,6%), то уже к 2000 году таковых было лишь 5,7%. Изучение вопроса об эффективности процесса обучения позволило наряду с позитивными моментами деятельности выявить и негативные. Данные опроса более двухсот слушателей об уровне удовлетворенности курсовыми мероприятиями кафедры специального образования СКИПКРО (2004 г.) показали, что 41,6% респондентов не устраивали следующие показатели: слабое научно-методическое обеспечение учебного процесса, отсутствие системы работы в межсессионный период, повтор некоторых тем в разных курсах, недостаточное обеспечение научно-методическими пособиями для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Исходя их данных опроса, а также из нашего опыта работы, эффективной формой обучения может стать дистанционная форма обучения. Её новизна - использование базисных оснований в процессе обучения современных информационных технологий.

Педагогическая деятельность в сфере дистанционного обучения представляет собой ряд динамично возникающих взаимосвязанных профессиональных задач. Для её успешного осуществления система подготовки педагогов дистанционного обучения может осуществляться в существующей системе института повышения квалификации.

Изучение отечественного и зарубежного опыта показало, что система дистанционного обучения обеспечивает широкий доступ обучающихся к лучшим мировым образовательным ресурсам, предоставляет педагогам возможность обучаться, не покидая места жительства и не прерывая педагогический процесс образовательного учреждения, обеспечивает самообучение наиболее приемлемым способам работы.

История СКИПКРО неразрывно связана с развитием образовательного комплекса региона. Институт менялся исходя из экономической и образовательной ситуации в России. На каждом этапе своего существования решал разные проблемы, но приоритетной оставалась работа по повышению квалификации педагогов.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить ряд проблем, имеющихся в настоящее время в системе повышения квалификации педагогических работников интернатных учреждений.

- Отсутствие научнообоснованной концепции непрерывного педагогического образования работников интернатных учреждений.

- Неразработанность научно-методических основ диагностики качества педагогического образования.

- Недостаточный учет запросов интернатных учреждений при формировании содержания курсовых мероприятий.

- Неразвитость информационной среды и культуры в системе повышения квалификации, слабое использование дистанционных форм обучения.

- Практически отсутствуют научно-методические пособия, адресованные педагогам учреждений интернатного типа.

- Программы и учебно-методические комплексы не обеспечивают педагогам возможность выстроить оптимальную траекторию профессионального развития.

- Преподаватели практически не используют в своей работе методы диагностирования профессиональных затруднений педагогов.

- В большинстве случаев не совпадают профессиональные запросы и потребности слушателей.

Таким образом, историко-педагогический анализ показывает, что в период с середины XIX в. до настоящего времени система повышения квалификации педагогических работников в России и в Ставропольском крае прошла определенный эволюционный путь развития. На начальном этапе в практике становления народного образования повышение квалификации было направлено не столько на решение организационных вопросов, сколько на повышение уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся. Ранними формами, способствовавшими росту профессионального уровня учителей, были педсоветы, съезды-курсы, конференции, совещания, семинары. Содержание всех этих форм повышения квалификации всегда теснейшим образом было связано с конкретными задачами, стоящими перед школой, диктовалось запросами времени. Позднее в образовании сложились основные тенденции, определяющие дальнейшие перспективы развития других направлений и содержания системы повышения квалификации педагогических работников. Ими были: идейно-теоретическая подготовка, совершенствование профессионального мастерства, расширение культурного кругозора, непрерывность процесса повышения квалификации. Сформировались основные структурные звенья системы повышения квалификации, ведущие работу с педагогическими кадрами: ИЗЖ, дома работников просвещения, районные (опорные) школы. Особое значение имело создание в России институтов усовершенствования учителей, которые стали важнейшими учебными и организационно-методическими центрами повышения квалификации. Анализ различных концептуальных подходов показывает, что в настоящее время система повышения квалификации работников образования стремительно развивается в разных формах, но институты повышения квалификации остаются основными учебными заведениями, которые занимаются повышением уже имеющейся квалификации педагогов, используя теоретические и практические курсы обучения. Появляются ростки новой формы обучения педагогов - дистанционное обучение на основе современных информационных технологий. Система дистанционного обучения позволяет обеспечивать широкий доступ обучающихся к лучшим мировым образовательным ресурсам, предоставляет возможность обучаться, не покидая места жительства и не прерывая педагогический процесс образовательного учреждения, обеспечивает самообучение наиболее приемлемым способам работы. Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.

 

АВТОР: Панасенкова М.М.