16.03.2012 10444

Факторы и причины, влияющие на конкурентоспособность безработных на рынке труда

 

Одним из главных принципов новой концепции занятости населения, принятой в нашей стране является исключительное право самого человека распоряжаться своими способностями к труду, выбирать место и режим работы. Однако трансформация экономики и кризисные явления 90-х годов привели к тому, что реальный спрос на рынке труда вступил в противоречие с предложением рабочей силы, государство не смогло в полной мере осуществить провозглашенный принцип и многие люди в России впервые столкнулись с такой проблемой как безработица. Фундаментом рыночной экономики является цивилизованный рынок труда. Рынок труда рассматривается как «совокупность условий, позволяющих устанавливать определенные социально-экономические отношения между субъектами спроса и предложения труда». Эти условия характеризуются объективными и субъективными характеристиками. Объективные характеристики включают в себя три основные компонента: работодатель - работник -государство (последнее выступает в виде официального регулятора рынка труда. Субъективные представлены социальными, экономическими и культурными особенностями общества, в котором рынок развивается. Рынок труда определяется размерами спроса и предложения рабочей силы, претендующей на работу по найму, наличием рабочих мест по всем отраслям и секторам экономики. Расширение рынка труда возможно за счет увеличения либо предложения, либо спроса на труд, либо их комбинации. Спрос на рабочую силу определяется потребностями первичных структурных звеньев экономики в найме определенного количества работников необходимой квалификации, для производства товаров и услуг в соответствии с платежеспособным спросом. Предложение рабочей силы качественно и количественно изменяется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, опыту, а это несомненно сказывается на способности выполнять данную конкретную работу.

Проблема регулирования и формирования рынка труда в литературе исследуется, в основном, с позиции анализа социально-экономических детерминант. Исходя из задач нашего исследования, возникает необходимость его психологического определения. Таким образом, определяем рынок труда, как рынок особого рода, имеющий ряд отличий. Регулятором здесь служат не только макро- и микроэкономические факторы, но ряд детерминант социально-психологического характера, в частности способность участников рынка труда к саморегуляции и самоорганизации. Характер динамики занятости во многом зависит от адаптационной компетентности рабочей силы в ситуации безработицы. На рынке труда происходит жесткий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом. В связи с этим, человек должен обладать такими способностями, знаниями и умениями, профессиональными и личностными качествами, которые отвечали бы актуальным потребностям общества и позволили конкурировать на рынке труда. По мнению самих безработных именно конкурентоспособность субъекта рабочей силы позволяет наилучшим образом адаптироваться к новым социально - экономическим условиям.

Результатом социально-психологической адаптации человека является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, с помощью которых личность может реализовать себя в обществе с целью удовлетворения и реализации личностно-значимых потребностей посредством общения и деятельности. Таким образом, процесс социально-психологической адаптации представляет собой не просто приспособление личности к среде, а прежде всего процесс самореализации личности. Основной целью социально-психологической адаптации человека в ситуации безработицы является приспособление к новым социально-экономическим условиям, а также самореализация в социальном и профессиональном плане, посредством трудовой деятельности. В результате данного процесса у безработного происходит психологическая перестройка системы знаний, умений и навыков, ценностных ориентации и установок, а также формируются социальные и профессиональные качества, позволяющие конкурировать на рынке труда.

На современном этапе трансформации экономических отношений особый интерес представляют процессы конкурентного взаимодействия индивидов и социальных групп на рынке труда. Конкурентоспособность субъекта на рынке труда определяет его способность выдерживать конкуренцию со стороны реальных или потенциальных претендентов на его рабочее место или претендовать самому на другое более престижное, разумеется, возможность проявлять необходимый уровень конкурентоспособности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. На уровень конкурентоспособности человека влияет три группы факторов.

Первую группу составляют факторы, зависящие от экономической ситуации, формирования рыночных отношений и связаны с реальным спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Рассчитанный на перспективу баланс трудовых ресурсов по сферам деятельности, отраслям народного хозяйства и формам занятости позволяет анализировать экономическую ситуацию на рынке труда и, следовательно, ситуационную конкурентоспособность социально-демографических и профессионально -квалификационных групп экономически активного населения. Так начиная с 90-х гг. кризисное состояние российской экономики проявилось прежде всего в падении производства по основным макроэкономическим показателям, а это в свою очередь незамедлительно сказалось на сокращении численности занятых в народном хозяйстве. После августовского кризиса 1998 г. масштабы регистрированной безработицы в России в течение трех последних лет стабильно уменьшались. Уровень общей безработицы снизился с 13,3 % (1997 г.) до 9,6 % (2000г.). Анализ рынка труда в Чувашской республике также показал снижение уровня регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению в целом с 2,5 % в 1993 г. до 2,3 % в 1999 г. По результатам опроса 2002г. социально-демографические характеристики среднего незанятого человека, обращающегося в службы занятости, следующие. По большей части это женщины (68,3% опрошенных), молодые люди в возрасте до 29 лет составляют 30,7%, люди среднего трудоспособного возраста от 30 до 49 лет - 54,3%. Среднее образование у 68,5% опрошенных, квалификация - у 59,2%. До потери работы к категории «рабочий» относились 49,7% опрошенных, «служащий» - 50,3%. Наибольшее количество среди незанятых рабочих: водители (15,3%), продавцы (14,4%), рабочие без специальности (9,6%), повара (4,8%), слесари (4,5%). Среди незанятых служащих 25% - бухгалтеры, 12,9% - инженеры, 10,3% - учителя, 9% -техники, 6% - секретари.

Экономические и структурные преобразования последних лет привели к снижению конкурентоспособности женщин при общем низком спросе на профессиональный труд. Так анализ исследований в области состояния занятости женщин показал, что по сравнению с мужчинами доля женщин в отраслях материального производства уменьшается, а в непроизводственных увеличивается. Наблюдается устойчивая тенденция увеличения женской занятости в непроизводственной сфере (в 1,5 раза). В здравоохранении и в социальном обеспечении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, кредитовании и страховании, управлении и общественных объединениях женская занятость увеличилась в 1,5 раза, а. в сфере науки и научного образования - уменьшилась вдвое. Изменения в структурах занятости женщин и мужчин отчасти отражают перемены в экономике, а именно снижение доли занятых в материальном производстве и повышении в непроизводственных отраслях. Но это лишь женщин и мужчин отражают развитие процесса феминизации бедности, связанного со снижением уровня конкурентоспособности женщин. Значительное повышение доли женщин в непроизводственных отраслях, в частности сфере образования, является довольно точным индикатором снижения ее социального престижа и, соответственно, снижения оплаты труда.

Критерием выделения второй группы факторов является соотнесение объективной (роль общественной организации труда) и субъективной позиции индивида (социальной группы) в оценке их конкурентоспособности. Субъективную позицию работника можно определить как Я - конкурентоспособность в отличие от собственно конкурентоспособности, определяющей положение работника на рынке труда. Соотнесение этих позиций, их взаимовлияние и взаимодействие отражает реальное движение индивида (группы) в направлении снижения или повышения конкурентоспособности. Собственно конкурентоспособность определяется состоянием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Чем выше спрос на те или иные рабочие места при отсутствии адекватного предложения, тем выше уровень конкурентоспособности данных рабочих мест и выше конкурентоспособность работников, обладающих ими. Так, анализ исследований современного рынка труда показал, что с одной стороны, формирующийся рынок выталкивает из сферы производства преимущественно женщин с высшим и средним специальным образованием трудоспособного возраста (2/3 всех высвобожденных женщин), в основном инженерно-технических работников. С другой стороны, рынок готов принять 2/3 высвобожденных, но в принципиально ином качестве, со значительным снижением их социально-профессионального статуса. Так, при общем снижении спроса на инженерный труд в условиях экономического кризиса женщины-инженеры оказались наименее конкурентоспособной группой в условиях формирующегося рынка труда. Превышение предложения над спросом на инженерно-технические кадры порождает конкуренцию между ними, где предпочтение отдается более сильным, более квалифицированным, более приспособленным к эффективному труду в данных сферах деятельности. Способность реально оценивать свой уровень конкурентоспособности позволяет безработному успешно решать задачи в процессе его адаптации и поиска работы. И наоборот, неадекватность представлений безработных относительно своего положения на рынке труда, приводит к несоответствию и столкновению противоположных тенденций личности, и неизбежно препятствует построению целостного интегративного поведения и увеличивает риск срыва адаптации. Потеря работы нередко приводит к нарушению сложившихся структур личности («я-концепции»), в результате у человека может сформироваться новая социальная идентификация - безработного (Sheeran, Abraham, 1994).

Свое, субъективное ощущение Я-конкурентоспособности присутствует у любого работника, независимо от того, трудится ли он на производстве или имеет статус безработного. Оценка Я-конкурентоспособности во многом зависит от общего уровня самооценки человека. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в процессе достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формирует самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием необходимых способностей.

Самооценка и уровень притязаний лежат в основе «я-концепции» и отражают общую направленность мотивационной сферы. «Я-концепция» является одним из важнейших составных элементов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения и на процесс адаптации в целом. «Я-концепция» - это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Всю информацию, которую человек получает из внешней среды, он воспринимает в контексте системы таких отношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация - угрозу или одобрение, - человек строит свое поведение. Неслучайно принято считать, что «Я-концепция» составляет ядро системы саморегуляции человека. В ситуации безработицы особый интерес представляют исследования уровня самооценки безработными своего психофизиологического состояния, соответствия своего поведения социальным нормам, а так же самооценки деловых качеств. Представление о своем психическом и физиологическом состоянии у большинства безработных мужчин и женщин адекватное. Оценка уровня здоровья и счастья соответствует средним значениям. Однако среди мужчин выделяется группа лиц (около 15% выборки), неадекватно завышающих уровень своего психического и физического состояния. Следует предполагать, что среди безработных мужчин может быть несколько повышена доля аффектированных личностей.

Представление о соответствии своего поведения социальным нормам, которое зафиксировано в самооценках уровня общительности и агрессивности, свидетельствует о ярко выраженной про социальной направленности поведения как мужчин, так и женщин. Безработные завышают свой уровень общительности (до 30% опрошенных считают себя людьми очень общительными). По наблюдениям специалистов центра занятости выборочная совокупность действительно смещена в сторону преобладания более общительных людей (таких индивидов отмечено до 15%, тогда как необщительных 3%). Подобное наблюдение отражает известную ситуацию, когда при случайном или добровольном опросе в нем соглашаются участвовать более общительные люди. Самооценка агрессивности очень сильно занижена. И мужчины, и женщины считают себя менее агрессивными по сравнению со «средним» человеком (почти 55% мужчин и 63% женщин таким образом оценивают себя). 28% мужчин отмечают свою крайнюю миролюбивость, тогда как только 8% считают себя крайне агрессивными. У женщин это соотношение составляет 35% и 5%. По оценкам же специалистов ЦЗ сравнительно высокая агрессивность присуща практически каждому пятому безработному. К этой же категории относится и «экстремальная» по уровню агрессивности группа безработных, склонных к повышенной враждебности, возбудимости и раздражительности, неадекватной фрустрированной реакции на любое препятствие, - такие особенности отмечены у 2% мужчин и 4% женщин, приходящих в ЦЗ. Людей, неагрессивных, конструктивно, в положительном плане решающих затруднительные проблемы, среди безработных не так много, - это примерно каждый третий мужчина (32%) и каждая четвертая женщина (27%). Таким образом, хотя агрессивность большинства безработных и невысока, но под влиянием жизненных стрессов и угнетенного психологического состояния агрессивные реакции готовы продемонстрировать почти половина из них.

Оценка собственных деловых качеств - работоспособности и предприимчивости - у большинства безработных неадекватно завышена. Ясно, что такая самооценка качества, которое в данных условиях человек не может реализовать, проявить, в высокой степени неадекватна. Это свидетельствует, прежде всего, о том, что ориентация на поиск работы у большинства безработных высока, но в силу неудовлетворенности данной потребности ее значимость приобретает субъективно более важное значение, чем есть на самом деле. Безработный начинает, нередко бессознательно, оценивать и свою способность удовлетворения данной потребности (т.е. работоспособности) неадекватно высоко. Напротив самооценка предприимчивости, так как ее понимают безработные, близка к среднему уровню, а у мужчин даже занижена. Как предприимчивых людей оценивают себя только 11,5% мужчин и 5% женщин, а как очень предприимчивых - 8% мужчин и 5% женщин. Как людей со сниженным уровнем предприимчивости оценивают себя 24% мужчин и около 23% женщин. Очень низкий уровень предприимчивости отмечают у себя около 28% мужчин и 35% женщин.

Таким образом, сопоставление оценок предприимчивости и работоспособности свидетельствует о том, что среди безработных преобладают лица, ориентированные на исполнительскую деятельность и избегающие деятельности, которая требует проявления инициативы. Обе эти характеристики личности коррелируют между собой на очень высоком уровне значимости: выделяется компактная и большая группа индивидов, которым свойственна ориентация на исполнение и отсутствие предприимчивости в трудовой деятельности. По приблизительной оценке до 1/3 всех безработных должны быть отнесены к данной категории лиц.

Временное высвобождение человека из сферы занятости частично лишает его не только трудового, но и социального статуса. Приобретение во многом неопределенного положения безработного, должны повлиять как на его социальный статус, так и на личностную самооценку, связанную со статусом. Анализ исследований показывает, что положение безработного не изменило самооценки социальных позиций у 69,2 % мужчин и 71,3 % женщин. Ухудшилась самооценка у 15,1 % мужчин и 23,3 % женщин. Женщины, таким образом, определенно снизили свои социальные позиции в собственных глазах. Улучшение самооценки отметили у себя 15,2 % мужчин и 5,1 % женщин. Эта небольшая группа безработных, улучшивших свою самооценку в результате приобретения ими статуса безработного, вызвала удивление и была проанализирована специально. Особенностями поведения и личности этих людей явилось то, что они имеют высокие и выше средних самооценки своего психофизиологического состояния (средняя оценка здоровья и счастья значительно выше по сравнению с теми, кто не изменил самооценки или ухудшил ее). Они также имеют, сравнительно с другими, высокую самооценку предприимчивости. Эти люди одновременно и в психологическом отношении испытывают положительные эмоции, они более уверенны и спокойны в сложившейся ситуации. Соответственно, они, в отличие от безработных, которые снизили самооценку, считают себя достаточно хорошо приспособленными к условиям жизни, что в свою очередь повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Различия между оценкой своих социальных позиций как человек представляет их с точки зрения других (условно объективно) и оценкой их в собственных глазах (субъективно) весьма показательны. Безработные в возрасте от 25 -35 лет склонны оценивать свою конкурентоспособность на рынке труда как высокую. При этом, признавая, что объективно их социальный статус снизился, большинство безработных этой группы сохраняет самооценку себя как ценного работника. Объективно это благоприятный признак: человек не признает своего поражения, он готов к борьбе и поиску работы. Подавляющее число тех, кто считает, что его статус не изменился, не изменил и самооценок. И наоборот, многие безработные, считающие, что их социальный статус снизился, ухудшили оценки себя как социально-ценного и конкурентоспособного работника. Большинство безработных в возрасте от 35 до 45 лет (43,4%) указали, что их социальный статус снизился в результате утраты работы, а следовательно их оценка Я -конкурентоспособности далеко не оптимистична. Представители этой группы считают себя менее приспособленными к новым экономическим условиям. В целом для представителей этой группы характерно менее адаптивное поведение, перенос ответственности с себя на других.

Третью группу факторов составляют такие характеристики, как пол, возраст, образование, квалификация, семейное положение, состояние здоровья, психологические особенности личности работника. Возникшая за последние два десятилетия новая социальная группа - безработных обширна и неординарна по составу, с набором различных социальных признаков, которые определяют и причины безработицы, и стратегии, применяемые для выхода из этого состояния, и социальные перспективы, и шансы трудоустройства. Одним из важнейших показателей, характеризующих любого субъекта рынка труда, является тендерный аспект. Мужчины и женщины бывают востребованы в разных отраслях производства, предъявляют разные требования к рабочим местам, придерживаются различных стратегий на рынке труда, имеют существенно разные возможности при устройстве на работу. Последнее обстоятельство, впрочем, является хотя и общепринятым, но не вполне проясненным с научной точки зрения. Общепризнан факт, что у «безработицы женское лицо». Однако оценка безработицы по методике МОТ показала, что общая численность безработных мужчин и женщин в Российской Федерации на начало 1999 г. примерно одинакова, более того безработных мужчин даже больше (53,9 % -мужчин, 46,1 % - женщин). По данным той же методики безработных женщин, зарегистрированных в службе занятости - 64,7 %, а безработных мужчин - 35,3 %. Наличие такой диспропорции говорит о тендерных различиях в стратегиях поведения безработных (поскольку сама регистрация в службе занятости, безусловно, является элементом стратегии). Вместе с тем необходимо отметить, что среди причин незанятости, такой фактор как пол отметили лишь 4,1% респондентов.

На протяжении 90-х годов наблюдалось непрерывное сокращение доли женщин в составе экономически активного населения (за десятилетие более чем на 19 %). В целом, в настоящее время, ситуационная конкурентоспособность женщин определяется уменьшением их доли в относительно высокооплачиваемых отраслях, низкооплачиваемых и теряющих свой социальный престиж. Тендерные различия прослеживаются и в общей оценке степени приспособленности к современным социально-экономическим условиям жизни. Мужчины считают, что более адаптированы к новым условиям - 57,3 %, нежели женщины - 31,1 %; 36 % - считают себя неадаптированными. Потеря работы приводит к утрате как трудового, так и социального статуса. Это, в свою очередь, сказывается на общей оценке положения себя в качестве безработного. Как для мужчин, так и для женщин, статус безработного является одним из самых низших. Но, как показывают исследования, несмотря на то, что мужчины больше включены в систему статусных социальных отношений, женщины гораздо сильнее переживают утрату прежних социально-трудовых позиций. Одной из гипотез, объясняющих такую особенность, может быть та, что мужчины более уверены в возможности скорого трудоустройства, а женщины, в силу большего уровня безработицы среди них, меньше надеются на то, что сумеют найти работу. Сравнение образовательного уровня мужчин и женщин показывает, что женщин безработных с высшим образованием в 1,4 раза больше, чем мужчин. Казалось бы, уровень образования должен служить гарантом высокой конкурентоспособности, однако этого не происходит. Имея более высокий уровень образования, нежели мужчины, женщины реализуют его в наименее оплачиваемых профессиональных группах (мед. персонал, образование и др.). Снижение престижа отраслей, где женщины могут реализовать свой высокий образовательный статус, влечет за собой снижение их конкурентоспособности.

Самая распространенная причина отказа в найме на работу (ее отмечает по меньшей мере треть безработных) - возраст обратившихся. В связи с этим, выбор той или иной стратегии поведения, а также конкурентоспособность работника на рынке труда во многом зависит именно от возраста. В ходе исследования ситуации безработицы, были выявлены возрастные особенности восприятия ситуации безработицы в целом. Так безработные I группы (от 21 до 30 лет) значительно завышают свои шансы на рынке труда и считают ситуацию естественной и переходящей. Причина общие социальные трудности, «сейчас все без работы». Практически все испытуемые недооценивают роль образования, выражают стремление как можно скорее заработать деньги. Ориентация на рынке труда и организация поиска работы отличаются низкой степенью осознанности. R поведении доминируют хаотичные поисковые действия, которые после отказа в работе вообще прекращаются.

Безработные II группы (от 30 до 45 лет) ситуацию безработицы воспринимают трагично и критично для собственной жизни. Они ясно осознают, что означает для них и их семей остаться без работы. Поиск работы ведётся более целенаправленно, чем у безработных I группы. Необходимость получения профессионального образования сомнений не вызывает. Однако далеко не все представители группы имеют физические и духовные силы получить вторую специальность и обеспечить поиск работы. Но наиболее сильные эмоциональные переживания связаны с состоянием «выброшенности» из общественной жизни, ненужности, отсутствия возможности самореализации. Свои шансы на рынке труда значительно занижают. Безработным данной группы необходима помощь при формировании механизмов собственной психологической защиты от психотравмирующих воздействий ситуации.

Безработных III возрастной группы (от 45 до 55 лет) условно можно разделить на две подгруппы от 45 до 50 лет и после 50 лет. Для испытуемых до 50 лет ситуация остаётся критической и нетерпимой. Люди пытаются сделать всё, чтобы преодолеть её. Тема социальной выброшенности усиливается. В организации поиска работы доминируют активная, целенаправленная стратегия. В случае повторяющихся неудач безработные данной группы отказываются от претензий на хорошо оплачиваемую работу и соглашаются практически на любое предложение. Психологический перелом в отношении к ситуации безработицы проявляется у испытуемых после 50 лет. Это проявляется в равнодушии к существующему положению, потере смысла в поиске работы, безнадёжности усилий. Активно происходит процесс формирования защитных механизмов, поиск аргументов в пользу отказа от поиска работы. На первое место выступают проблемы связанные со здоровьем, проблемами в семье и т.п. При этом шанс включения в общественную жизнь не пропускается, в поиске работы ориентируются на место с неполным рабочим днём. Большинство безработных данной группы переживают свой уход из общественной жизни весьма болезненно и нуждается в психологической поддержке.

Анализ спроса современного рынка труда показал, что наиболее конкурентоспособным является возрастной интервал от 23 до 35 лет. По мнению самих работодателей в данном возрасте человек наиболее мобилен, способен к быстрой адаптации и обучению. Но необходимо учитывать, что помимо возраста есть еще ряд условий гарантирующих возможность скорейшего трудоустройства - это соответствие требованиям рабочего места, наличие опыта, профессиональных и личностных качеств. Поэтому особенности личности и поведения людей, легко приспосабливающихся к новым условиям жизни, существенно отличаются от тех безработных, которые испытывают трудности.

Результаты многолетних исследований процесса адаптации показали, что существуют характеристики личности, которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти характеристики формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу в первую очередь следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориентацию, ориентацию на требования ближайшего окружения. Все эти характеристики взаимосвязаны друг с другом и формируют одну интегральную характеристику, которая получила название личностного адаптационного потенциала. Данная характеристика рассматривается как системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек. По мнению Ю.А. Александровского характеристики адаптационного барьера зависят как от биологических факторов среды и конституционного типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности или способности (Александровский, 1993). К таким личностным образованиям можно отнести самооценку личности, систему ее ценностей и др.

Понятие адаптационные способности находит отражение в достаточном числе исследований психологов, изучавших различные аспекты адаптации к профессиональной, учебной и другим видам деятельности. Однако надо иметь в виду, что адаптация человека к условиям среды, различным видам и условиям деятельности требует и различного сочетания выраженности тех или иных качеств, входящих в понятие адаптационная способность. Успешность адаптации студента гуманитарного вуза и безработного на рынке труда далеко не однозначно обусловлена выраженностью в структуре личности одних и тех же качеств, так как каждый из этих видов деятельности предъявляет к ней весьма различные требования. Поэтому, в общем виде определим адаптационные способности (адаптивность) личности как ее индивидуальные психологические особенности, являющиеся условием успешной адаптации к изменившейся среде и определяющие адекватное ее требованиям поведение, эффективное взаимодействие с данной средой без чрезмерного нервно-психического напряжения.

С целью выяснения характера зависимости процесса адаптации от индивидуально - психологических особенностей безработных на рынке труда, нами были отобраны и проанализированы те качества, которые предположительно влияют на протекание адаптации. Выделенные качества входят во все компоненты личности, тем самым это позволяет определить относительный вес определенных качеств в детерминации адаптационного процесса. В первую группу свойств личности, влияющих на процесс адаптации в ситуации безработицы, входят свойства психофизиологического уровня. По мнению многих исследователей: В.П. Казначеева, СВ. Казначеева, М.В. Мороканов, В.Е. Каган и др. - свойства данного уровня, с одной стороны, приобретают самостоятельное значение, обусловливая, функционирование адаптационных механизмов организма, а с другой, определяют развитие социально и профессионально значимых качеств. В данном случае можно выделить такие свойства, как: активность, пластичность, экстраверсия, эмоциональная возбудимость, адаптивные способности и др. Рассмотрим подробнее данные психофизиологические свойства и их влияние на процесс адаптации.

Активность - это одно из свойств темперамента, которое проявляется в степени воздействия человека на внешний мир, его способность преодолевать препятствия при осуществлении цели. Человек, обладающий данным свойством очень энергичен и работоспособен, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Способен быстро сосредоточить свое внимание, дисциплинирован. Его можно научить сдерживать проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрое включение в новую работу. Таким образом, мы можем предположить, что данное свойство оказывает огромное влияние на степень адаптивности в целом и в частности на процесс адаптации человека в ситуации безработицы. Поскольку данное свойство позволяет человеку не поддаваться негативным эмоциям, а все усилия и энергию направить на поиск скорейшего решения проблемы трудоустройства и выбор наиболее эффективной стратегии адаптивного поведения.

Второе свойство, оказывающее влияние на процесс адаптации - пластичность - гибкость приспособления к внешним условиям, легкость переключения на что- либо новое, возможность целенаправленного развития и изменения психики. Качество, противоположное пластичности – ригидность - затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующей ее перестройки. Выделяют когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятий и представлений в изменившейся ситуации. Аффективная ригидность выражается в косности аффективных (эмоциональных) откликов на изменяющиеся объекты эмоций. Мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. В ситуации кризиса человек, теряющий работу, утрачивает не только трудовой статус, но и социальный; сталкивается с ограничением деятельности, материальных возможностей, а иногда и потерей привычного круга общения. Возникает необходимость экстренной психологической перестройки, которая во многом зависит от гибкости нервной системы. Анализ исследований поведения безработных на рынке труда показал, что гибкость или ригидность требований безработного к своей будущей деятельности влияет на его шансы найти работу и возможности выйти из маргинальной группы. Так, 55% респондентов отметили, что хотели бы работать только по своей нынешней специальности, и только треть опрошенных согласны на любую подходящую работу (полученные данные касаются людей, оказавшихся безработными впервые, состоящих на учете не более одного месяца). Это свидетельствует о том, что люди стараются не потерять свою профессиональную квалификацию, но в то же время ригидность профессиональных требований сужает перспективы трудоустройства. Это может быть объяснимо (но только частично) тем, что многие среди безработных имеют высшее и средне - специальное образование, предполагающее глубокую специализацию. Человеку в таком случае психологически трудно бывает выйти за рамки своей профессии и приобрести более широкий взгляд на поле своих профессиональных возможностей. Такое ограничение явно не адаптивно в современных не стабильных социально - экономических условиях, когда динамичность многих процессов возросла. С увеличением периода безработицы растет доля людей согласных на любой труд, что в свою очередь свидетельствует о вынужденной профессиональной мобильности. В то же время примерно каждый четвертый безработный (28% мужчин и 24% женщин) готов на смену профессии и переход в иную сферу производства. При этом они предполагают сохранение профессионального уровня и также его расширения за счет освоения новых профессий. Такие профессиональные ориентации следует расценивать как адаптивные в социально-профессиональном отношении.

К условиям и характеру ожидаемой работы безработные предъявляют далеко не завышенные требования; они существенно ниже, чем профессиональные требования. В распределении ответов на предприятиях какой формы собственности хотел бы работать респондент, преобладает «все равно»: 64% безработных не высказывают никаких определенных предпочтений в этом отношении. 14% опрошенных хотели бы работать в государственном секторе, а 13% - в сфере частного предпринимательства. По каким- то причинам акционерных обществ безработные избегают: здесь хотели бы работать всего 5% мужчин и 2,2% женщин. Очень невелика доля людей, которые предпочли бы работать ограниченное время: неполный рабочий день или рабочую неделю. Среди мужчин и женщин их 3,5% опрошенных. Важным требованием к ожидаемой работе является уровень заработной платы относительно прежнего ее размера. 69% мужчин и 73% женщин не пойдут на работу с оплатой ниже предыдущего уровня. До 30% безработных рассматривают варианты с меньшей, чем раньше зарплатой как реальные. По-видимому, здесь в расчет идет не только материальная нужда, но и потребность в работе как таковой. Определенно, что безработные, готовые на меньший заработок, готовы пойти и на снижение социального статуса.

Несмотря на все отрицательное, что несет в себе безработица, она имеет, с точки зрения самих безработных, и положительные стороны. Хотя 47,2% безработных считают, что ничего положительного они здесь не видят, остальные 51,8% отметили и положительные стороны безработицы. Причем оценка положительных качеств мужчинами и женщинами различна. Среди достоинств отмеченных женщинами выделены следующие: 1) большее количество свободного времени, которое дает возможность им наконец-то заняться собой; 2) пособие по безработице; 3) возможность уделять больше внимания семье и детям; 4) возможность отдохнуть. Мужчины же чаще указывают на такие достоинства, как: 1) возможность оценить свои силы и способности, взглянуть на себя по-новому; 2) чувство свободы и перспектив; 3) возможность учиться и переквалифицироваться; 4) повышение самостоятельности и ответственности. Эти особенности, возможно, обусловлены различиями в приоритете ценностей мужчин и женщин. Для мужчин наиболее значимыми ценностями являются работа, социальное и материальное благополучие. Женщины же на первое место ставят семью, любовь, друзей и здоровье. Таким образом, большинство безработных находит в безработице положительные стороны, следовательно, в своей деятельности приспосабливается к вынужденному для себя состоянию. Уже по одному тому, какая доля безработных смогла увидеть в своем положении привлекательные стороны, можно судить об адаптивности их поведения и психологической подвижности этих людей.

Ситуации безработицы лишает человека спокойствия и стабильности, а это, в свою очередь, создает у людей ощущение отверженности, изоляции от окружающего мира. Многие безработные растеряны, напуганы, эмоционально подавлены и не всегда разумно ведут себя, налаживая новый стиль жизни, строя взаимоотношения с окружающими. В сложившихся обстоятельствах одни люди склонны «зацикливаться» на собственных негативных переживаниях, чувствах и мыслях. Среди данной категории много безработных, следующих саморазрушающей стратегии в своем поведении: алкоголизм, наркотики, суицид, криминал. Причем такой тип поведения чаще характерен для интровертов. Интроверсия - это индивидуально - психологическое свойство человека, характеризующее его направленность на явления собственного субъективного мира. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явления собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. Противоположное интроверсии качество- экстраверсия - соответствует направленности личности на мир внешних объектов. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Коммуникабельность, обаяние и оптимизм экстравертов помогает им справиться с негативными переживаниями и всю свою энергию направить на активный поиск работы, что им, как правило, удается, благодаря постоянному расширению связей и знакомств.

В ходе исследований были выявлены три группы безработных с диаметрально противоположными тенденциями в поведении по отношению их к помощи и поддержке со стороны других людей. Первую группу составляют те, для кого основным источником душевного равновесия и поддержки является семья и друзья - 44% безработных. При этом родственные и приятельские связи имеют не только психологическое значение, но важны ив материальном плане. Эти люди, несмотря на испытываемые негативные чувства, находятся, как правило, в эмоционально-стабильном состоянии. Безработные данной группы уверены в себе и в своих силах, чувствуют себя ответственными за создавшееся положение и поэтому воспринимают его не фатально, находя для этого объективные причины или указывая конкретные субъективные причины, отсутствия в данный момент занятости. Большинство этих людей ориентированы на активный поиск работы, причем помощь со стороны они оценивают конструктивно, и стараются наилучшим образом использовать полученную информацию и связи.

Безработные второй группы ориентируются не на поддержку конкретных людей, а на безличную помощь. Это, как правило, те безработные, которые в действительности не имеют поддержки, но остро нуждаются в ней, и, прежде всего, они рассчитывают на психологическую поддержку, поскольку эти безработные испытывают тяжелые переживания, связанные с потерей работы. Такой душевной помощи ожидает 24% женщин и 18% мужчин. Большинство этих людей испытывают острый психологический стресс, часть из них страдает нервно-психическими расстройствами. К тому же эти безработные не надеются на собственные силы и возможности. Самооценка их занижена, а ответственность за свое нынешнее состояние они возлагают на помощь государства и его структур.

К третьей группе относятся безработные, которые относятся к своему нынешнему положению несколько безразлично. Они полагаются на обстоятельства, рассчитывая на то, что все образуется само собой, поэтому не прилагают никаких усилий для поиска работы. Такое отношение может объяснятся либо причинами личностного характера, либо социальными (например, статус безработного их вполне устраивает, поскольку они достаточно обеспечены, а при обращении в центр занятости преследуют особые цели). Большинство этих людей не переживают по поводу своего положения, они спокойны и безразличны.

Вторую группу особенностей личности, влияющих на процесс адаптации в ситуации безработицы, составляют свойства личностно-характерологического уровня. Нами были выделены и проанализированы такие качества как: самооценка и уровень притязаний безработных, их мотивационная направленность, система ценностных ориентации и установок, а также развитие социально значимых качеств - общая интернальность, внутренний контроль.

Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении поставленной цели, развитие личной ответственности за происходящие с ним события. Впервые методы исследования этой характеристики разработаны в 60-х годах в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положениях: люди различаются между собой по тому, где они локализируют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

- экстерналы - люди, полагающие, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т.п. Экстерналы чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей;

- интерналы - люди, интерпритирующие значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

Тип локализации контроля за происходящие события в ситуации безработицы проявляется в возложении социальной и юридической ответственности безработным за то положение, в котором он находится в данный момент. Чем большую ответственность за собственную занятость человек возлагает на государство в лице СЗ, тем дольше он остается без работы. Перенос ответственности за свою вынужденную безработицу на других (правительство страны, администрация предприятия, государство и его структуры) характерен для людей с неадаптивными формами поведения, нуждающихся в социальной защищенности или ориентированных на стабильность социальных и трудовых связей по старому месту работы. Безработные же с адаптивной стратегией поведения больше рассчитывают на собственные силы, быстрее восстанавливают занятость благодаря своему активному поведению направленному на преодоление кризисной ситуации.

Таким образом, для безработных ориентированных на адаптивные стратегии поведения по отношению к новым для них социальным обстоятельствам характерен интернальнальный локус контроля. В связи с этим они склонны брать ответственность на себя, их оценки своей предприимчивости и активности высоки, они уверены в своих силах и способностях. Они пробуют конструктивно решить проблему, при этом полагаясь на собственные силы, а не рассчитывая на помощь извне. По данным исследования, данный тип стратегии поведения характерен для каждого четвертого безработного обращающегося в центр занятости.

Для безработных, выбирающих неадаптивные стратегии поведения характерен экстернальный локус контроля. Этим безработным свойственно перекладывание ответственности с себя на других. Они привыкли считать себя жертвой при всяком стечении обстоятельств. Парадоксально, что, отмечая свое одиночество и покорность злой судьбе, эти люди больше, чем все остальные, надеются на помощь или полагаются на ту же самую судьбу.

Меньше всего они ищут выхода из сложившегося положения, ориентируясь на собственные силы. Таких безработных, по оценкам специалистов центров занятости примерно 6-7%. Между этими двумя полярными типами стратегий приспособления безработных к социальным реалиям, составляющими в сумме примерно 1/3 всех клиентов центра занятости, располагается вся остальная совокупность безработных, представители которой демонстрируют как конструктивные, так и неконструктивные элементы поведения. Сравнительный анализ распределения мнений незанятых граждан по поводу государственной поддержки за рассматриваемый период (1995-2002 гг.), число лиц, надеющихся на помощь государства, снизилось с 82,4% до 49,6% и лишь 18,1% опрошенных считают, что каждый должен сам заботиться о себе. В данном положении человек оказывается перед выбором: ждать помощи со стороны государства или мобилизовать все свои силы и изменить создавшуюся ситуацию. Неспособность осуществить подобный выбор приводит к развитию эскапизма, и выступает как механизм социальной защиты личности незанятого в связи с дефицитом его социальной компетентности. Обнадеживает лишь тот факт, что число людей, надеющихся только на себя, увеличилось за рассматриваемый период с 1995 по 2002 год более чем в 4 раза, и это притом, что десятилетиями у людей не формировалось установка на собственные силы, ответственность за благополучие свое и своей семьи. То есть, большинство безработных уже не полагаются на государство, не ждёт от него поддержки, а намерено самостоятельно выбираться из сложившейся ситуации, хотя это пока ещё только намерение. Но это, в свою очередь, свидетельствует о том, что большинство людей готово к социальной активности и отказу от иждивенческих реакций позиций, формированию новых правил и норм экономического поведения.

Таким образом, в ситуации безработицы у человека формируется новая социальная идентификация - безработного, системообразующим фактором этой новой структуры личности является Я-конкурентоспособность, в основе которой лежат самооценка значимости себя как работника, общий уровень адаптации и принятия себя, а также уровень притязаний в отношении новой работы и психологическое самочувствие работника на рынке труда. В совокупности данные факторы отражают направленность мотивационной сферы безработного, характер его поведенческих стратегий. Личностный тип безработных принципиально влияет на Я-конкурентоспособность и в целом на эффективность процесса адаптации в ситуации безработицы.

 

АВТОР: Петунова С.А.