16.03.2012 4588

Технология формирования музыкальной культуры студентов

 

Нам представляется важным решить следующие задачи:

- разработать и апробировать в Армавирском государственном педагогическом университете курс по выбору «Музыкальная культура народов Северного Кавказа»;

- выявить возможности формирования музыкальной культуры студентов в процессе преподавания базовых дисциплин, при организации вне учебной работы, при создании культуросообразной образовательно-воспитательной среды вуза;

- отобрать и апробировать формы и методы изучения музыкальной культуры, обеспечивающие самореализацию личностью студента, его эстетического потенциала и способствующие повышению уровня музыкальной культуры с учетом современных требований.

Решение вышеуказанных задач составило три этапа формирующего эксперимента.

Целью первого этапа являлось создание программы курса по выбору «Музыкальная культура народов Северного Кавказа». При разработке курса по выбору мы опирались на следующие методологические положения:

- концепцию возрождения гражданина, человека культуры и нравственности (Е.В. Бондаревская);

- концепцию личностно ориентированного взаимодействия (В.А. Петровский, В. К. Калиненко);

- концепцию деятельностного подхода как основы эмоционально-эстетического отношения к действительности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев);

- концепцию культурно-исторического развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).

Целью программы разработанного нами курса по выбору являлось формирование межэтнической толерантности средствами музыкального искусства, так как именно музыка одновременно оказывает воздействие на рациональную, эмоциональную и волевую сферы человека. Отсюда смысл проектирующей программы состоял в том, чтобы передать студентам необходимый минимум знаний и представлений в области народной музыки, которые бы позволили активизировать творческие способности студентов, эффективно формировать их художественно-эстетический вкус, помогли освоить национальные и эстетические ценности, заложенные в музыкальных произведениях народов Северного Кавказа, а акже подготовить молодежь к выполнению созидательной, общественно полезной деятельности. В связи с этими задачами курса явились:

- создание необходимой теоретической базы для ориентации молодежи в народной музыке для выработки определенных критериев в эстетическом освоении действительности;

- развитие эмоционально-волевой сферы студентов, их отношения к миру, другим людям, самому себе;

- развитие образного мышления, эстетического суждения и вкуса, дающих возможность познания красоты инонациональных идеалов.

Теоретическая модель курса по выбору выстраивалась на основе ряда принципов:

- принципа гуманизации - воспитания личности студента в атмосфере высокой гуманитарной культуры, на основе широкой гуманизации вузовского образования;

- принципа эстетизации - наполнения жизни студентов широкой палитрой эмоционально-эстетических переживаний, вызывающих стремление к состоянию гармонии;

- принципа культуросообразности - постепенного, последовательного освоения студентами общечеловеческих ценностей национальной и мировой музыкальной культуры;

- принципа интеграции - комплексного освоения студентами русской музыкальной культуры во взаимосвязи с произведениями народов Северного Кавказа, использования разносторонних связей с предметами гуманитарного цикла.

Содержание разработанного нами курса по выбору включало в себя введение и два блока: «Основы национальной музыкальной культуры» и «Музыка как важнейшее средство нравственно-эстетического воспитания молодежи».

Программа курса по выбору выстраивалась по следующим разделам и темам:

Раздел I. Основы национальной музыкальной культуры.

- Введение. Актуальность спецкурса, его цели и задачи.

- Общее представление о национальной музыке, ее роль в развитии личности.

- Зарождение и развитие музыкальной культуры народов Северного Кавказа (на материале Карачаево-Балкарских и адыгских народных песен и мелодий).

- Формирование музыкальной культуры как процесс гармонизации взаимоотношений человека с миром.

- Интеграция национального и общечеловеческого в искусстве и ее результаты.

Раздел II. Музыкальное искусство как важнейшее средство нравственно-эстетического воспитания молодежи.

- Музыка как образная модель человеческой жизнедеятельности, способ освоения окружающего мира.

- Средства воздействия музыки на внутренний мир человека.

- Жизнь человеческого духа в мелодии и ритмике народных музыкальных произведений.

- Единство духа и тела в музыкальной пластике (привлекаемые виды искусства: хореография, народный танец, балет).

В программе нами предусмотрены такие формы изучении материла, как лекции, практические занятия и семинары. Студенты получили возможность выбирать темы для творческих работ - рефератов. В помощь им мы предложили список литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

Данный курс по выбору был апробирован нами в двух экспериментальных группах Армавирского государственного педагогического университета. Он рекомендуется для прохождения на 1-3 курсах факультета педагогики и методики начального образования, так как именно в этот временной период имеются наиболее благоприятные социально-психологические предпосылки в плане формирования музыкальной культуры.

Цель второго этапа формирующего эксперимента - отбор и апробация форм и методов обучения, обеспечивающих самореализацию эстетического потенциала студентов, способствующих повышению уровня восприятия музыкальных произведений по каждому из выделенных нами критериев (интеллектуальному, эмоционально-чувственному, деятельностно-волевому).

Реализация поставленной цели осуществлялась на основе следующих принципов:

- Культурологического принципа, предполагающего опору на мировые художественные ценности, интегративное единство общечеловеческого, национального и личностного начала;

- Принципа личностно-деятельностного подхода, который состоит в том, что развитие эмоций и чувств, усвоение моральных и эстетических ценностей осуществляется через деятельность, в основе которой заложен механизм самореализации;

- Принципа индивидуализации, требующего учета уровня личностного, эмоционально-эстетического развития каждого студента, сформированности его эстетических потребностей, интересов, что отражается в вариативно-дифференцированном содержании методики.

С помощью отобранных нами форм и методов воспитания и обучения реализовывалось содержание программы спецкурса.

Используемые нами методы можно условно разделить на три основные группы: методы убеждений, методы упражнений, методы оценки и самооценки. Эти методы позволили нам осуществлять комплексное воздействие на личность студентов.

Из методов убеждения нами были использованы прослушивание музыкальных произведений, диспут, индивидуальные консультации, которые преследовали своей целью непосредственное приобщение к нравственно-эстетическим ценностям музыкального искусства для выработки у студентов высоких ценностных критериев и норм социальной жизни. Важным моментом при этом является выбор того или иного музыкального произведения, которое должно было отличаться мастерством исполнения, идейной глубиной, художественной насыщенностью, богатым ценностным наполнением. Действительно, музыкальное искусство имеет огромные потенциальные воспитательные возможности, но обращаться к нему поверхностно, без серьезных целей и предварительной подготовки ошибочно. В противном случае его ценностное содержание может оказаться «потерянным», «не действительным» для молодежи.

Исходя из этого, мы в нашей работе опирались прежде всего на высокохудожественные произведения классического музыкального искусства разных жанров, стилей, видов.

Беседы, диспуты на темы: «Музыка в современной жизни», «Духовный дефицит», «Величие человеческого духа в музыке», «Роль песни в жизни человека», «Современная музыка и кинематограф в гражданском воспитании личности» и др. имели своей целью не только сообщения по данной проблематике, но и выявление гражданской позиции студентов, воспитание эстетических вкусов, содействие формированию духовно богатой личности. Обсуждение этих проблем потребовало разъяснения, индивидуальных консультаций о том, как слушать музыку, для чего нужно музыкальное искусство, что оно выражает.

Группа методов упражнения включала в себя использование проблемных и творческих заданий, метод наблюдения, метод сравнений и ассоциаций, создания «эстетической ситуации», метод индивидуальных открытий.

Проблемные и творческие задания состояли в том, что студентам предлагалось написать самостоятельно отзыв-рецензию на выбранное ими музыкальное произведение. При этом они должны были, опираясь на «косвенные подсказки» преподавателя, найти свое решение отраженной в произведении проблемы, что требовало от студентов целенаправленного мыслительного поиска. Для того чтобы анализ музыкального произведения был полным и грамотным, мы предложили студентам «Алгоритм анализа музыкального произведения», в основу которого была положена наша разработка. Данный алгоритм значительно повысил качество ответов студентов, позволив им дать собственную аргументированную оценку. Эти упражнения способствовали развитию творческого мышления, эстетической оценки, а в конечном итоге и их музыкальной культуры в целом.

Проблемные и творческие задания, поэтапный анализ музыкальных произведений оказали воздействие на продуктивную деятельность студентов (применение, творчество) и на уровень знаний (знания-умения, знания-трансформация).

Важную роль в процессе формирования музыкальной культуры играет метод наблюдения-размышления. Приобщение к музыкальному искусству, усвоение его духовного, социального смысла будет более действенно не столько в ходе обучения, сколько при условии прослушивания, размышления над ним, этот метод осмысленного чувства, прочувствованной мысли. Таким образом, мы должны не просто знакомить студентов с тем или иным музыкальным произведением, а стимулировать их про чувствование, сопереживание, вживание в образ. Это осуществлялось нами через выявление отношений, мироощущений, заложенных в музыкальном образе, передачу интересных фактов, связанных с созданием произведения, жизнью и творчеством автора.

Эффективным способом активизации внимания, творческого мышления студентов явилось использование нами в процессе формирования музыкальной культуры метода сравнений и ассоциаций. Данный метод имел несколько вариантов осуществления. В первом случае студентам предлагалось «домыслить» сюжет музыкального произведения, т.е., используя свой жизненный, эстетический опыт, ассоциативно достроить его, обогатить своей фантазией. Во втором случае студенты должны были из предложенных фрагментов музыкальных отрывков выбрать похожие по идее, содержанию, т. е. сравнить их и классифицировать. В третьем варианте задание усложнялось. Студентам самим предлагалось установить ассоциативный ряд. Например, к прослушанному музыкальному фрагменту подобрать такие произведения разных видов искусства, а также событий человеческой жизни, явлений окружающего мира, которые перекликались бы с ним по своему содержанию, идее, эмоциональному наполнению. Метод сравнений и ассоциаций позволяет развить у студентов интерес к поисковой работе, фантазию, глубже проникнуться идеями автора произведения, за внешней формой раскрыть содержание, формировать эстетическое отношение к миру, эстетический вкус и содержание.

Метод создания «эстетической ситуации» преследовал своей целью развитие у студентов эмоциональной восприимчивости, приобретение ими опыта эстетических оценок, вкусовых позиций. Использование нами в процессе освоения курса по выбору разнообразных сочетаний различных видов искусств, художественных наложений позволило студентам глубже проникнуться в музыкальный образ, осмыслить его содержание, размышлять о нем и переживать. Одновременное звучание классической музыки, иллюстрации оригинальных живописных полотен, отрывков из стихотворений, фотоэтюдов, объединенных по принципу единства образно-эмоционального, идейного содержания, создают определенную эстетическую атмосферу, увлекающую в мир возвышенного и прекрасного. Таким образом, достигается единство осознания и эмоционального переживания.

Одним из ключевых аспектов нашей экспериментальной работы явилось установление прочных связей каждой изучаемой темы курса по выбору с жизнью, ее соотнесенности с интересами, эмоциональным, социальным опытом студентов. В этом мы разделяем точку зрения Б. М. Неменского и считаем, что осознание жизни, общественных ценностей с позиций получаемых знаний и опыта создает предпосылки для усвоения и закрепления проводимого нашей программой нравственно-эстетического идеала, способствует формированию музыкальной культуры. В связи с этим при рассмотрении той или иной темы мы старались актуализировать эмоциональный и социальный опыт студентов. В этом нам помог метод индивидуальных открытий, который предполагал выполнение студентами поисковой деятельности на выбранную ими тему по интересу, которая затем обсуждалась на занятии. Среди предложенных тем занятий были, например, такие, как «Героические песни адыгов», «Трудовые песни карачаевцев», «Воспитание песней: история и современность», «Воплощение величия человеческого духа и любви к Отечеству в музыкальном искусстве народов РФ», «Воплощение величия человеческого духа и любви к Отечеству в творчестве русских мастеров искусства (на примере музыки)» и д. р. Такие творческие задания, поисковые работы студентов необходимы для расширения сферы их интересов, потребностей, развития самостоятельности и инициативы. Они заставляют размышлять о жизни, ее проблемах, искать ответы в статьях, репродукциях, книгах, слушать «хорошую» музыку, анализировать и высказывать свою точку зрения на то или иное музыкальное произведение, разбираться в «истинных» и «временных» ценностях.

Из группы методов оценки и самооценки нами были использованы коррекционный метод, метод открытого диалога, метод самоконтроля.

Коррекционный метод призван регулировать образовательно - воспитательный процесс, привлекать к активному участию в нем не только студентов, но и самого преподавателя, который его направляет и корректирует.

Метод открытого диалога представляет собой создание в образовательной среде вуза атмосферы чистых, открытых взаимоотношений, общения, деятельности. Открытый диалог переводит процесс формирования музыкальной культуры в режим субъект-субъектных отношений, партнерства между преподавателями и студентами как членами общего коллектива, активизирует субъектную позицию студентов в социальном самоопределении. Использование данного метода должно ориентировать студентов на возможность скорректировать свои нравственно-этические представления, привычки, оценки, а также включить механизм самоидентификации личности студентов, как представителей той или иной культуры, для вступления в равноправный диалог с другими культурами.

Реализация открытого диалога предусматривала:

- Уважительное отношение к личности студента, его интересам, мнению, пожеланиям;

- Поддержку и развитие инициативы студентов с помощью создания условий результативности деятельности, а также определенного эмоционально-психологического настроя;

- Сотрудничество со студентами в процессе их обучения и деятельности в целях их успешного социального становления.

Метод самоконтроля основывался на деятельностном подходе (развитие познавательной, эстетической деятельности самих студентов). Эффективной формой его реализации было ведение «Дневника слушателя», где студенты фиксировали свои впечатления от того или иного музыкального произведения.

Содержание программы курса по выбору, направленной на формирование музыкальной культуры студентов, реализовывалось также с помощью используемых нами видов игровых моделей, различных приемов и форм работы со студентами. Большой интерес вызвали у студентов такие нетрадиционные формы проведения занятий, как дискуссия, экскурсия, концерт.

Так, в рамках темы «Жизнь человеческого духа в музыкальном звуке» состоялась дискуссия «Музыкальный ринг», на которой обсуждалась проблема: «Классическая и легкая музыка: все «за» и «против». Данная форма работы благоприятствовала общей заинтересованности студентов к предмету, позволила им оценивать музыкальные произведения с позиции критика, музыковеда, слушателя, способствовала освоению диалогического отношения в эстетической культуре. Она позволила проанализировать нравственные, гражданские, эстетические ценности, присущие классическому искусству, определить приоритеты «легкого» жанра, сравнить эти разные музыкальные направления. В жаркой полемике студенты высказывали свою точку зрения по этим вопросам и в заключении пришли к выводу, что классическое музыкальное наследие имеет непреходящую ценность, богатейшее духовное наполнение, а потому живет в веках. Отсюда общение с классическим искусством должно занимать преимущественное положение в сравнении с современными развлекательными жанрами. Такая форма проведения занятий является, на наш взгляд, целесообразной и эффективной для формирования подлинной музыкальной культуры студентов, поскольку она опирается на возрастные потребности молодежи, которую занимает возможность «подискутировать», проявить свою речевую активность, это и средство поиска истины, и поле для самоутверждения.

В ходе экспериментального исследования в соответствии с содержанием программы курса по выбору на основе модификации и конструирования игровых моделей нами были разработаны следующие виды игровых моделей творческой деятельности, помогающие активной самореализации личности студентов.

Цель - способствовать усвоению студентами социально значимых ценностей, воплощенных в художественно-образной среде, формирование музыкальной культуры студентов.

Стимульный материал был представлен баснями И.А. Крылова «Орел и пчела», «Обезьяна», «Камень и червяк», «Пчела и мухи», в которых автор утверждал идею ценности общественно полезной деятельности, активного служения людям и своему Отечеству во имя общего блага.

Содержание методики: несколько студентов получили задание подобрать соответствующие персонажам басни мелодии для того, чтобы отразить характеры героев. От них требовалось передать эмоциональное содержание своего героя, «пережить» взятую на себя роль в ее игровом воплощении. Другие студенты-зрители следили за музыкальным действием, старались выявить и осмыслить основные идеи произведений. В заключении обсуждались предложенные варианты, выяснялось, насколько удачно справились студенты с заданием. Студенты делились своими впечатлениями, анализировали содержательно-смысловую сторону представленных произведений.

Данная игровая модель выступает необходимым элементом в процесс социально-эстетического воспитания студентов, так как развивает у них способность к эмоционально-творческому переживанию действительности, произведений искусства, способствует формированию ценностного мировоззрения, приоритетных жизненных ориентиров, среди которых наиболее важными являются гражданственность, социальная полезность, культура, духовность.

«Живая картина». Цель - развитие эмоциональной восприимчивости, формирование «ассоциативного поля», образного мышления студентов, развитие навыков импровизации и творческого освоения окружающей действительности.

Стимульный материал включил в себя репродукции картин Н.Н. Ге «Что есть истина?», В. Петрова «Портрет Ф.М. Достоевского», И.Е. Репина «Портрет Л.Н. Толстого».

Содержание методики: студенты знакомятся с репродукциями картин, получают информацию о картине, интересные факты об истории ее создания, после чего должны «оживить» ее. Для этого им необходимо проникнуться, осмыслить эмоциональное состояние героев, т.е. постичь чувства изображенных на картинах людей, что является стимулом к развитию эмпатии. Подобранное музыкальное произведение к картине должно отразить степень понимания студентами той личности, которую они изображают.

Описанная игровая модель развивает воображение, эмоциональную отзывчивость, повышает творческую активность, музыкальную культуру личности.

Таким образом, как видно из сказанного выше, все использованные в процессе преподавания курса по выбору методы, формы воспитания и обучения, игровые модели имели прямое воздействие на формирование музыкальной культуры будущих учителей начальных классов.

Все представленные нами методы, формы, игровые модели могут найти применение не только при реализации разработанного нами курса по выбору, но и в процессе преподавания базовых учебных дисциплин: основы теории музыки, хоровое дирижирование, методика музыкального воспитания. Определение возможностей формирования музыкальной культуры студентов с помощью теоретических средств (изучение базовых дисциплин), организации вне учебной работы, создания воспитательного пространства вуза составило цель третьего этапа формирующего эксперимента.

В настоящее время, когда перед отечественной педагогической наукой, образовательными учреждениями стоит проблема повышения качества образования и воспитания, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета, подготовки профессионально зрелых кадров с высшим образованием, особое значение приобретают учебные дисциплины, которые в силу специфики своего содержания непосредственно ориентированы на развитие ценностного мировоззрения, формирование специальной и эстетической культуры. К ним относятся: культурология, искусствознание, теория музыки и др. Все они преследуют цель: развитие не только интеллектуальное, но и эмоциональное начало, способствовать переходу от потребительски-репродуктивных установок студентов по отношению к жизни и искусству к творческо-продуктивным, приобщить молодежь к высоким образцам художественных ценностей, развитие их эстетического вкуса. Поэтому, на наш взгляд, ошибочно не использовать возможности данных дисциплин в процессе формирования как общей, так и непосредственно музыкальной культуры. Выше названные учебные дисциплины призваны, наряду с традиционными предметами общественного цикла осуществлять углубленную общекультурную и мировоззренческую подготовку будущих специалистов. Но неадекватные способы преподавания названных предметов, недостаточный уровень специальной подготовки преподавателей - все это снижает возможный воспитательный эффект. Между тем дисциплины социально-гуманитарного и эстетического цикла имеют глубокие философские основы и выходят на междисциплинарный уровень. Здесь соединяются и взаимодействуют грани философии, истории, социологии, эстетики, педагогики, искусства, что определяет воспитательные возможности данных предметов, позволяющих не только получить определенный объем знаний, но и дать серьезный импульс к формированию общей культуры студентов. Поэтому на первый план при освоении этих дисциплин должны выноситься задачи погружения студентов в атмосферу мирового искусства и культуры, раскрытия особенностей их развития, образного языка, ритмики мелодии. В методике музыкального воспитания главным ориентиром должна стать не информативность подачи материала, а развитие у студентов способности к восприятию прекрасного в музыке и действительности, к осознанию через музыку своего истинного предназначения, стремления обогащать свой духовный мир общением с прекрасным.

Уже на начальном этапе обучения студентов нужно вводить их в конкретную музыкальную среду, расширять и углублять систему их эстетических потребностей, ориентировать на значимые эстетические ценности. Целесообразно отводить большую часть времени на проведение специфических практических занятий, посвященных общению с произведениями музыкального искусства, их всестороннему анализу на основе ранее полученных теоретических знаний. Такой подход позволит не только расширить круг теоретических представлений студентов, но и существенно углубит их художественно-эстетический опыт. Таким образом, важно направить движение процесса формирования музыкальной культуры от художественно-эстетических ценностей, восприятия произведений музыкального искусства к их теоретическому и эмоциональному осмыслению, что будет препятствовать автоматическому зазубриванию теоретических положений и даст возможность перевести полученные сведения в личностный контекст, превратить знания в убеждения.

Далее хотелось бы отметить, что изучение культурологических и философских дисциплин должно объединить как учебные формы, дающие необходимые знания, так и вне учебные формы работы, где студенты могли бы реализовать себя в непосредственной творческой деятельности на основе полученных ими знаний. Такая интеграция способствует развитию у студентов целостного, глубокого эстетического отношения к жизни, осознанию своей полезности, ответственности перед обществом.

В связи с этим важным основополагающим принципом является эстетизация учебно-воспитательного процесса в вузе, т.е. углубление ценностных ориентаций в области эстетического воспитания, стремление к целостности и гармонии в практической деятельности, на всех образовательных уровнях. Принцип эстетизации включается в процесс преподавания всех учебных дисциплин, распространяется на все формы воспитательной деятельности во вне учебной работе. Эстетизация является мерой и масштабом оптимизации социальных отношений, развивает потребность творческих исканий, помогающих активной самореализации личности студентов. Она предполагает повышение удельного веса дисциплин социально-гуманитарного, эстетического цикла, создание образовательно-воспитательной среды, отвечающей эстетическим требованиям, особую организацию вне учебной работы.

Вне учебная музыкальная деятельность также является одним из важнейших факторов социально-эстетического воспитания, способствует развитию самодеятельного творчества студентов, их самообразования, самовоспитания, ориентации на общечеловеческие ценности. В контексте нашего исследования внеу чебная деятельности может включать в себя следующие направления и формы работы со студентами:

- деятельность кружков художественно-эстетического направления, студий, творческих союзов вуза;

- циклы лекций, бесед, встреч любителей музыки;

- дискуссионные клубы с приглашением специалистов по обсуждаемым вопросам;

- организация конкурсов, шоу, выставок творческих работ студентов, массовых игровых программ, традиционных праздников вуза («студенческая весна», КВН, др.);

- педагогические отряды и объединения («Патриот», «Гармония», «социальная инициатива» и пр.);

- организация системы информации о музыкальной жизни вуза, города, края;

- творческие встречи с деятелями культуры, студентами других учебных заведений города, занимающимися музыкой;

- совместное самодеятельное творчество студентов и преподавателей.

Все вышеперечисленные направления и формы вне учебной работы имеют огромный потенциал, поэтому их необходимо использовать в процессе формирования музыкальной культуры студентов вуза. Они являют собой поддержку в стремлении к настоящей культуре, овладении ее богатствами, участии в «творении» культуры, своей жизни, способствуют включению студентов в изменение и улучшение окружающей социальной среды в вузе и за его пределами.

Общение с искусством, интересными людьми, коллективное и самодеятельное музыкальное творчество - все это стимулирует эстетические потребности студентов, ориентирует их на деятельную жизнь. Это происходит благодаря включению особых социально-психологических механизмов личности, которые обеспечивают ее успешную социализацию. Среди таких механизмов, способствующих усвоению позитивных социальных, духовно-нравственных ценностей, формированию музыкальной культуры студентов, можно выделить: идентификацию (эмоционально-когнитивный процесс отождествления индивида с другим человеком, группой или образом, который позволяет ему устраивать различные социальные нормы и формы поведения); подражание (осознанное или бессознательное воспроизведение какого-либо музыкального примера); внушение (неосознанное воспроизведение индивидом понравившейся мелодии, ритма); комфортность (податливость человека эстетическому влиянию, характеризующаяся изменением его установок и норм поведения); социальную фасилитацию (повышение эффективности деятельности индивида в результате стимулирующего воздействия музыки); механизм подавления (защитное средство личности, означающее вытеснение человеком из своей сферы сознания определенных музыкальных произведений, направлений); импринтинг (запечатление человеком на бессознательном и сознательном уровнях различных музыкальных ощущений, оказывающих на него воздействие) экзистенциальный нажим (неосознаваемое овладение нормами социального поведения в результате взаимодействия с тем или иным музыкальным стилем); рефлексию (осознание и переживание человеком окружающей реальности и самого себя через внутренний диалог с песней).

Нарду с вышеуказанными направлениями и формами вне учебной работы, механизмами, обеспечивающими формирование музыкальной культуры, важным компонентом является создание в вузе музыкальной среды, культуросообразной образовательно-воспитательному процессу.

Развивающая культуросообразная музыкальная среда представляет собой своего рода «поле» проявления творчества, свободы, активности студентов в выражении способности эмоционального переживания, отношения к миру. Моделируемая среда должна включать в себя, по нашему мнению, две составляющие - пространственно-предметную и эмоционально-эстетическую среду, каждая из которых является условием для формирования музыкальной культуры студентов. К пространственно-предметной среде относятся предметы музыкального искусства, интерьера, нотные тетради, дидактические пособия, которые обогащают эстетические впечатления студентов, способствуют накоплению эмоционального опыта. Особенно важным нам представляется участие самих студентов в создании пространственно-предметной среды вуза. Сделанные в совместной деятельности с преподавателем или самостоятельно различные предметы интерьера, пособия развивают образное мышление, эстетический вкус студентов, повышают их творческую активность, вызывают чувства сопричастности к общему делу, любви и гордости по отношению к родному вузу, любимым музыкальным произведениям, композиторам.

Своеобразное духовное пространство образует эмоционально-эстетическая среда, которая в контексте нашего исследования понимается как синтезированная система ценностей (социальных, гуманистических, культурно-познавательных, нравственных, эстетических), отраженных в музыкальном искусстве. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие на личность, формируя новое, более богатое и всестороннее отношение к миру.

Содержание эмоционально-эстетической музыкальной среды отражает в себе общечеловеческие ценности, осваиваемые студентами в современном взаимодействии с преподавателями в мире культуры социума, в мире культуры своего «я», в деятельности.

Таким образом, музыкальная среда проектируется как интегральное пространство всестороннего самовыражения личности студента, формирование его нравственно-эстетических отношений к миру, развития его интеллектуального, эмоционального и творческого потенциала, становления способности использовать богатейший потенциал музыкальной культуры.

Итак, на формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа по внедрению технологии формирования музыкальной культуры личности студентов.

 

АВТОР: Сергеева И.П.