16.03.2012 16977

Особенности соревновательной деятельности юных футболистов

 

Современный этап развития высших достижений отечественного спорта характеризуется переходом на профессиональную основу. Это предъявляет повышенные требования к качеству управления подготовкой спортсменов, непременным условием которого является объективная оценка достигнутого уровня мастерства. Основу такой оценки, наряду с другими показателями, составляют результаты контроля соревновательной деятельности, так как только в условиях острого единоборства с соперником в полной мере проявляются как положительные, так и отрицательные стороны подготовленности спортсменов.

Содержание программ подготовки высококвалифицированных футболистов в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации, полученной в результате контроля соревновательной деятельности игроков.

В спортивных играх в качестве основных критериев оценки соревновательной деятельности и спортивного мастерства игроков специалисты рекомендуют использовать показатели эффективности и результативности.

Вопросы контроля и оценки соревновательной деятельности футболистов находились прямо или косвенно в центре внимания многих специалистов. Однако каждый конкретный случай ограничивался решением лишь отдельных частных задач, которые стояли перед исследователем.

Вместе с тем, насущные требования работы с командами обусловливают необходимость системного подхода к решению данной проблемы как с позиции оценки вклада каждого конкретного спортсмена в конечный результат игры команды, так и с позиции управления учебно-тренировочным процессом.

Многие специалисты в качестве важнейшей рассматривают соревновательную деятельность, возводя её в ранг интегрального показателя, а спортивный результат - как один из ведущих критериев эффективности учебно-тренировочного процесса. Поэтому при управлении тренировочным процессом предлагается сконцентрировать усилия на анализе соревновательной деятельности команды и отдельных игроков, так как только в условиях ответственных соревнований в полной мере проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов. И только лишь глубоко изучив соревновательную деятельность, можно разработать адекватную ей систему тренировок.

Однако здесь необходимо отметить, что оценка уровня подготовленности отдельных спортсменов в командных спортивных играх на основе контроля их соревновательной деятельности представляет значительную трудность, что специалисты объясняют мультифакторным характером спортивного результата, который в спортивных играх представляет относительную ценность.

Вместе с тем, перспектива разработки этой проблемы привлекает внимание многих специалистов командных спортивных игр.

Наиболее же убедительной представляется точка зрения В.Н. Платонова, который считает, что спортивный результат зависит от целого ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга. А поэтому существует необходимость установить чёткие субординационные отношения между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности.

Далее, по мнению В.Н. Платонова, необходимо выявить факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности. Отсюда следует, что вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности должна тесным образом увязываться с необходимостью установления условных компонентов соревновательной деятельности, так как между ними существуют чёткие субординационные взаимоотношения:

- спортивный результат, как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;

- основные компоненты соревновательной деятельности;

- интегральные качества, определяющие эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности;

- основные функциональные параметры, обеспечивающие эффективное выполнение соревновательного упражнения;

- частные показатели.

На основании этого, следует признать правомерным мнение специалистов, которые указывают, что полное решение проблемы о критериях эффективности тренировочного процесса, являющегося в значительной мере фундаментом спортивного результата, может быть обеспечено лишь при комплексном контроле, который не только не отрицает, но, наоборот, предполагает обязательный учёт показателей деятельности спортсменов в состязаниях. Причём, оценке эффективности и соответствующей коррекции могут подвергаться различные компоненты учебно-тренировочного процесса квалифицированных спортсменов.

Так, например, Ю.А. Морозов предлагает рассматривать показатели соревновательной деятельности футболистов с позиции оценки эффективности различных вариантов предыгровой разминки.

Другие специалисты указывают на необходимость учёта специфики игровых ситуаций при подборе адекватных средств тренировки.

С.А. Савин рекомендует использовать показатели соревновательной деятельности для соответствующей коррекции учебно-тренировочного процесса.

На целесообразность учёта показателей соревновательной деятельности для повышения индивидуальной подготовленности и индивидуализации учебно-тренировочного процесса указывают результаты исследований Н.А. Кошбахтиева и М.М. Шестакова.

Такие ведущие отечественные специалисты как К. Бесков, Н. Люкшинов, М. Годик, В. Лобановский, используя данные о соревновательной деятельности футболистов на крупнейших международных турнирах, систематизируют тенденции развития игры.

Вместе с тем, представляется, что использование результатов контроля соревновательной деятельности игроков не ограничивается лишь возможностью оценки эффективности учебно-тренировочного процесса. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, контроль соревновательной деятельности в командных спортивных играх должен быть направлен, кроме прочего, и на определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат.

В настоящее время существует несколько методик регистрации соревновательной деятельности.

Так, например, одни авторы рекомендуют вести регистрацию соревновательной деятельности посредством условных обозначений, анализ которых даёт возможность судить о характере допущенных ошибок, количестве и способах выполнения основных игровых приёмов.

В то же время, использование такого метода требует запоминания большего числа символов, что значительно усложняет работу наблюдателя, а также не позволяет отразить качественные стороны выполняемых действий.

Другими специалистами рекомендуется также графический метод регистрации соревновательной деятельности игроков, но осуществляемый на схеме игровой площадки или футбольного поля в уменьшенном масштабе. В основе этого способа лежит система обозначений условными знаками различных технико-тактических действий и места их выполнения.

Более современной, позволяющей относительно полно регистрировать практически весь комплекс основных ТТД, является методика стенографической записи, рекомендованная Управлением футбола Спорткомитета СССР в начале 70-х годов. Она нашла широкое применение в практике работы команд мастеров. В той или иной модификации применяется и в настоящее время.

Использование заранее разработанного протокола является, по мнению ряда специалистов, наиболее рациональным методом регистрации СД.

С целью ускорения обработки результатов регистрации соревновательной деятельности специалистами была применена серия попыток использования самопишущих приборов со специальными клавишными приставками на пульте управления.

Наиболее современным способом регистрации СД является магнитная запись основных ТТД на диктофон с последующей расшифровкой на специальном бланке протокола, который может применяться и для графической записи с последующим расчётом количественных и качественных характеристик игры отдельных спортсменов и всей команды в целом. При этом фиксируются такие технико-тактические действия, которые наиболее полно отражают структуру соревновательной деятельности.

Таким образом, в настоящее время в командных спортивных играх реально существуют методики, с помощью которых можно зарегистрировать достаточно большой объём необходимых показателей, чтобы не только определить степень эффективности учебно-тренировочного процесса, но и вклад каждого отдельного спортсмена в результат игры. Очевидно, что для осуществления данной процедуры полученные показатели необходимо сопоставить с соответствующими критериями, т. е. оценить.

Анализ специальной литературы показал, что процесс оценки СД в командных спортивных играх специалисты рассматривают с двух позиций: во-первых, с позиции выбора критериев оценки, во-вторых, с позиции выбора способа оценивания.

Так, наиболее распространённой в футболе является практика оценки соревновательной деятельности по количеству (объём) и качеству (процент брака или коэффициент эффективности) выполненных в игре ТТД как индивидуальных, так и общекомандных.

В настоящее время предлагаются и другие показатели в качестве критериев оценки СД. В. В. Соломонко, например, рекомендует для этого использовать количественные и качественные параметры так называемых проникающих атак. Интегральную оценку атакующих действий предлагают М.А. Годик, П.П. Черепанов, Р.З. Галеев.

Новый подход к оценке СД разработан С.А. Савиным и М.С. Ким. Суть его состоит в разделении всех ТТД на сопряжённые и свободные, что даёт возможность рассмотреть конструктивный и разрушающий аспекты действий игроков, как с мячом, так и без мяча.

С. Г. Бакшин предлагает эффективный способ регистрации объёма скоростной работы, выполняемой спортсменом в процессе игры, показатели чего также используются специалистами для оценки СД футболистов.

Точка зрения, согласно которой высокое спортивное мастерство характеризуется надёжностью и безошибочностью действий, предполагает использование ещё одного критерия, который иногда применяется на практике - количество допущенных ошибок в ходе игровой деятельности. Однако стремление улучшить названный показатель при игре в нападении может привести к чрезмерной осторожности спортсменов. В тоже время, данный показатель входит составной частью в показатель эффективности, что делает нецелесообразным его самостоятельное выделение.

Под эффективностью вообще, понимается полезность или целесообразность деятельности. Рассматривая показатель эффективности СД игроков, З.Е. Чёрный, В.А. Платонов, Х.Х. Стернин отмечают, что его величина обусловлена классом соперника. А другие авторы выделяют зависимость этого показателя от игровых функций, выполняемых спортсменом в составе команды.

Рассматривая проблему оценки СД с позиции выбора способа осуществления этой процедуры, можно отметить, что в командных спортивных играх, в зависимости от целей и задач, регистрируемые величины могут сопоставляться:

- с показателями других игроков и команд;

- с показателями предшествующих наблюдений;

- с лучшими показателями ранее проведённых матчей;

- с показателями лучших игроков и команд;

- с показателями, обусловливающими достижение победы в матче;

- с показателями оценочных шкал.

Очевидно, что отмеченные способы оценки показателей СД имеют различный уровень пригодности как в управлении учебно-тренировочным процессом, так и в определении вклада каждого спортсмена в конечный результат игры команды.

Так, например, сопоставление показателей соревновательной деятельности с параметрами игры других команд и отдельных спортсменов позволяет, видимо, определить характер и величину различий между сравниваемыми показателями: больше - меньше, лучше - хуже и т.п.

Достаточно очевидно, что подобная информация позволяет лишь разрабатывать стратегию и тактику игры команды и отдельных спортсменов при подготовке к встрече с конкретными соперниками. Но её явно недостаточно для того, чтобы управлять учебно-тренировочным процессом или оценить вклад каждого спортсмена в конечный результат игры команды.

Сопоставление показателей СД, регистрируемых в процессе последовательных изменений с результатами контроля в предыдущих матчах, позволяет определить лишь направленность изменений и степень сдвигов регистрируемых величин: больше - меньше, выше - ниже, лучше - хуже и т.п.

Так, например, контроль соревновательной деятельности футболистов по 15-минутным отрезкам игры позволяет проследить лишь диаграмму количественных и качественных показателей в течение матча, косвенно отражающую уровень специальной выносливости квалифицированных спортсменов.

В последнее время в практике футбола всё чаще применяется подход с позиций оценки показателей СД, которая основывается на сопоставлении реальных величин с определённым эталоном или модельными параметрами, характерными для эффективности соревновательной деятельности. Очевидно, что эти модели показывают тот уровень СД, к которому нужно стремиться для достижения успеха.

Вместе с тем, очевиден тот факт, что использование модельных характеристик позволяет получить лишь относительную оценку показателей соревновательной деятельности, не отражающую качественных изменений в подготовленности игроков.

Представляется, что с этой позиции наиболее приемлемым выглядит такой способ оценки, который позволяет полученный показатель СД отнести к конкретному уровню отличия от применяемого эталона.

Очевидно, что подобный подход позволяет получить оценку показателей СД квалифицированных спортсменов в абсолютных величинах, указывающих на меру необходимого совершенствования отдельных сторон подготовленности игроков.

Таким образом, в настоящее время в командных спортивных играх разработаны такие способы оценки показателей соревновательной деятельности, которые могут быть применены для определения как вклада каждого конкретного спортсмена в конечный результат игры всей команды, так и для внесения корректив, оптимизирующих учебно-тренировочный процесс.

Структура соревновательной деятельности и критерии её эффективности в футболе

Развитие системы подготовки высококвалифицированных спортсменов происходит в последние годы в двух направлениях. Первое из них, традиционное, связано с увеличением объёма и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Второе - отражает вопросы качественного их совершенствования. Эффективность реализации такого подхода существенно зависит от использования в планировании информации о структуре СД.

Основой соревновательной деятельности являются технико-тактические действия. Поэтому, специалисты футбола большое внимание уделяют определению количественных и качественных показателей основных ТТД.

Так, общее количество ТТД за игру различается и зависит от соперника и класса игроков, выполняющих эти ТТД, и составляет в среднем 826 за игру в серии матчей.

Для каждой команды этот показатель является индивидуальным, но наблюдаются расхождения во мнениях о взаимосвязи этого показателя с результатом игры. Так, Н.М. Люкшинов говорит о независимости общего объёма ТТД от результата игры. В свою очередь М.М. Шестаков относит этот показатель к определяющим результативность игры команды в серии матчей. Определённая зависимость отмечалась Г.А. Смирновым между числом ТТД и результатом игры, с одной стороны, и процентом брака и выигранными матчами, с другой.

Авторы отмечают увеличение количества ТТД с ростом технического мастерства футболистов или при встрече с менее сильным соперником. Исследования показывают, что эффективность выполнения различных ТТД позволяет команде дольше контролировать мяч. Так, если эффективность игры команды улучшается с 30% брака до 23% (P<0,01), то объём ТТД за матч увеличивается с 656,3 до 751,5 действий (P<0,05). Это согласуется с выводами В. Лобановского, Ю. Морозова, указывающими на существенное увеличение количества командных ТТД при повышении класса игры лучшими командами мира. Это также не противоречит исследованиям, где установлено, что при браке 30-25% и менее команда практически не проигрывала.

К основным действиям с мячом у квалифицированных футболистов относятся короткие и средние передачи мяча в различных направлениях, передачи «на ход», ведение, отбор и перехваты, которые в сумме составляют 73,4% всех ТТД команды за матч. Как и прежде, главным средством ведения игры являются передачи мяча, составляющие 43,1% всех действий команды за игру.

Так, на короткие и средние передачи мяча в различных направлениях приходится 27,3% от общего числа всех ТТД за игру при браке 12,7%. Такой приоритет объясняется особенностью организации игры, позволяющей значительно дольше контролировать мяч, что обеспечивает команде более успешное решение определённого круга поставленных задач, а в случае потери мяча осуществлять командный отбор.

Также необходимо отметить, что передачи мяча назад и поперёк поля являются подготовительными атакующими действиями. Количество и качество выполнения коротких и средних передач мяча в различных направлениях относится к группе ТТД, влияющих на результативность игры команды в серии матчей с ориентацией на усиление атакующих действий.

Эффективность же оборонительных действий игры команды связана, прежде всего, с объёмом и качеством защитных действий, а также объёмом передач мяча «на ход». Факт влияния этих передач на эффективность СД команд отмечался и ранее. В среднем за матч объём передач мяча «на ход» составляет 7% общего количества ТТД, а брак 22,1%.

СД квалифицированных футболистов показывает, что в выигранных встречах игроки выполняют длинную передачу мяча в среднем 18,5 ± 6,8 раз, что значительно меньше (Р<0,05) применения данного ТТД в ничейных матчах, где выполняется в среднем 34,5 ± 6,8 раз. Однако эффективность их была существенно лучше в выигранных матчах, брак в среднем был равен 34,0 ± 08,0%, тогда как в ничейных - 46,0 ± 5,0% (Р<0,05).

Анализ корреляционных связей показал, что наибольшее количество ударов по воротам соперника наносится после проведения позиционных атак, завершающихся, как правило, прострелами или навесными передачами (3,8% от общего числа ТТД и брак 55%) в штрафную площадь соперника (r=0,554; P<0,01). Причина данного фактора видится в том, что объём подобных атак, составляет порядка 70% от общего количества атакующих действий команды за матч.

Ведение относится к основным действиям с мячом и составляет 10,6% от общего числа ТТД с браком 6,6%. Сравнительный анализ показателей СД в выигранных и проигранных матчах позволил установить, что успешная игра команды в конкретном матче отличается лучшим качеством выполнения ведения мяча. Это соответствует исследованиям о том, что побеждавшие команды более активны в ведении.

С другой стороны обводка соперника в серии матчей составляет 5,3% от всех ТТД при браке 34,9%. Обусловленность общего объёма ТТД, от которого зависит результативность игры команды, частотой применения обводки соперника (r=0,514; P<0,01) позволяет включить это действие в число критериев, определяющих эффективность атакующих действий команды в серии матчей.

Обращает на себя внимание и тот факт, что игроки чаще всего применяют в матче те ТТД, которые они выполняют наиболее эффективно. Эта способность ведения СД отмечалась специалистами и в других видах спорта.

Следовательно, организация игры осуществляется командой, как правило, за счёт использования простых в координационном отношении, и хорошо освоенных технических приёмов.

Исключение составляет лишь отбор мяча (10,3% всех ТТД), при выполнении которого игроки допускают большое количество ошибок (60,1% брак). Причина этого видится, прежде всего, в том, что основное влияние на частоту применения оборонительных действий оказывает складывающаяся на поле игровая ситуация, когда футболист, независимо от уровня умения, должен вступить в борьбу с соперником за мяч.

В свою очередь отмечается, что выигравшие команды более активны в перехватах. Они входят в основную группу ТТД и составляют 18,5% всех ТТД при браке 23,1% в среднем за игру.

Результаты исследования говорят о том, что показатели единоборств за мяч одинаковы, как у победителей, так и проигравших. В свою очередь, в этом направлении отмечаются несоответствия содержания тренировочного процесса ряда наших команд с СД.

А ведь единоборства и являются одной из главных отличительных черт СД. В среднем единоборства за мяч внизу составляют 2,9% за игру при браке 60,2%, а единоборства за мяч вверху 5,2% при браке 52,4%.

Одним из важнейших средств осуществления оборонительных и наступательных действий в футболе являются технические приёмы игры головой в воздухе. Об этом свидетельствует тот факт, что наши клубные и сборные команды нередко выбывают из ответственных международных соревнований по причине проигранных схваток за верховые мячи вблизи ворот.

В условиях единоборств техника игры головой у наших футболистов менее эффективна, чем у ведущих зарубежных. В свою очередь отмечается тот факт, что победившие команды в серии матчей были более активны в игре головой. В среднем же передачи мяча головой составляет 1,6% при браке 27,2%. При довольно редком использовании игры головой очевиден тот факт, что эффективность выполнения данного действия должна быть высокой.

Для решения разнообразных тактических задач, как известно, необходимо в совершенстве владеть всем спектром технических приёмов. Тем не менее, в игре ещё редко используются удары по воротам головой (0,8% всех ТТД). Причина этого видится, прежде всего, в низкой эффективности выполнения данного ТТД. Так, по данным различных исследований брак при его выполнении в среднем составляет 78%.

К разряду самых информативных показателей относят число потерь мяча и число ударов по воротам. Статистически достоверны различия в ударах по воротам у проигравших и победивших команд. Если 40% ударов в ворота будут попадать в створ ворот, то есть вероятность, что каждый третий мяч не будет парирован вратарём.

Совершенствование различных компонентов СД по праву занимает одно из ведущих мест в учебно-тренировочной деятельности тренера по футболу. Поэтому, изучение закономерностей игры команд высокой квалификации на современном этапе позволит повысить как качество подготовки специалистов, так и эффективность учебно-тренировочного процесса в футбольных клубах.

Особенности соревновательной деятельности юных футболистов

Основным критерием подготовленности футболистов является СД, которая наряду с результатом игры и экспертной оценкой тренера характеризуется объёмом скоростной работы, а также числом и точностью ТТД. На основании информации о СД игроков тренер вносит соответствующие коррективы в текущий план подготовки команды.

Регистрация СД позволила накопить обширный материал о действиях игроков в каждом конкретном матче как наших, так и зарубежных спортсменов. Но на юных футболистах эти исследования носили эпизодический характер, вследствие чего данная проблема продолжает оставаться практически неизученной.

Так, А.В. Петухов при сравнении СД квалифицированных и юных футболистов в возрасте 11-12 лет обнаружил, что в большинстве количественно-качественных параметров ТТД футболисты - мастера имеют достоверное преимущество.

Надёжность выполнения ТТД у мастеров - 70%, у юных - 52%. Это позволяет квалифицировать уровень ТТП юных футболистов как низкий. При этом выделяется целый комплекс условий объективного и субъективного характера, тормозящих развитие детско-юношеского футбола.

Полученные результаты говорят о том, что у юных футболистов ведущую роль в достижении спортивного результат играют качества, составляющие физическую подготовленность и физическое развитие, а технико-тактические возможности не имеют решающего влияния на спортивный результат.

Рассмотренные условия проведения соревнований не вполне отвечают возможностям юных футболистов. В таких условиях игры приобретают жёсткий скоростно-силовой характер с обилием длинных безадресных передач и единоборств, что диктует использование мальчиков - акселератов, которые, проигрывая в технико-тактическом плане, в целом всё же будут иметь преимущество за счёт лучшего физического развития.

После внесённых корректив в условия проведения соревнований произошло достоверное уменьшение количества единоборств на 18,7 приёма. Несколько уменьшилось число длинных и возросло количество коротких и средних передач. Резкое увеличение таких ТТД, как обводка и отбор мяча, более чем в 1,5 раза обусловливает возросшую ценность индивидуально сильных игроков и предполагает преимущественное их использование в игре, что, в конечном счете, отражается и на спортивном результате. Так, возрастает количество голевых моментов на 82,5%.

С целью определения функционального состояния, развития физических качеств и технической подготовленности были проведены исследования на юных футболистах 15-17 лет.

Анализ СД показал, что юные футболисты 15-17 лет СДЮСШ «Смена» г. Санкт-Петербурга в среднем за матч выполняют 478-526 ТТД при браке 3436%. Если без учёта коротких передач, то 312-372 ТТД и 39-40% брака, т.е. юные футболисты чаще используют короткие передачи.

В этом возрасте отмечается специфика преимущественного применения в игре технических приёмов:

Защитники - короткие и средние передачи, отбор мяча, игра головой, перехват. Выполнение длинных передач с наибольшим процентом брака 47-51%, отбор мяча 3335%, игра головой 34-47%, обводка 31-39%. Полузащитники - короткие, средние, длинные передачи, ведение и обводка соперника. Наибольший процент брака при выполнении длинных передач 47-48%, обводка 36-37%, игра головой 36-40%, удары в ворота 4751%.

Нападающие - короткие и средние передачи, удары по воротам.

Брак составляет при выполнении длинных передач 46-47%, ударов в ворота 53-66%, отборов мяча 3441%. Реже используют ведение и обводку. Исследование технических действий игроков в соревнованиях свидетельствуют о том, что в этих сложных условиях юные футболисты выполнять разнообразные технические приёмы точно и быстро не могут. Это является следствием несоответствия между тренировочной и соревновательной деятельность юных футболистов.

Анализ применяемых индивидуальных тактических действий с мячом квалифицированных и юных футболистов выявил, что основное тактическое действие - передача мяча занимает у защитников юношеского возраста меньший объём, чем у квалифицированных. Коротких передач у крайних защитников меньше на 21,6%, у центральных - на 28,6%, чем у защитников высокой квалификации.

Юные футболисты больше пользуются средними и длинными передачами. Важно отметить, что они не обосновано, применяют эти передачи при отбивании мяча без адреса в зоне начала атаки. Отбор мяча с продолжением атаки имеет одинаковый удельный вес (12,6%). У полузащитников наибольший удельный вес в арсенале приёмов занимает передача мяча.

В юношеском возрасте полузащитники чаще, чем квалифицированные футболисты, применяют длинные передачи (на 16,5%) и средние передачи, а короткие передачи - наоборот меньше (на 20,2%). В отборе мяча с продолжением атаки более активны квалифицированные футболисты - полузащитники, так как они участвуют в отборе мяча в зоне продолжения атакующих действий. Обводку противника юные футболисты - полузащитники применяют чаще, чем квалифицированные спортсмены. Необходимо отметить, что юные футболисты часто и не обосновано, используют обводку противника в зоне продолжения атакующих действий.

Нападающие игроки команд разной квалификации часто пользуются передачей мяча: у юных она занимает от 60,5 до 71,7%, а у квалифицированных - от 73 до 77,9% от общего количества тактических действий. Обводку противника крайние нападающие юношеского возраста по сравнению с квалифицированными применяют чаще, у центральных нападающих удельный вес такой же, как у взрослых (18,7%).

В результате анализа данных удельного веса и целесообразности использования тактических действий было определено содержание учебного материала с целью совершенствования и рациональности их применения:

- коротких, средних, длинных передач и отбора мяча с продолжением атаки у защитников и полузащитников в зоне начала и развития атаки;

- обводки противника у полузащитников и нападающих в зоне развития и завершения атаки;

- в завершающих атаку ударах по воротам и передачах мяча у полузащитников и нападающих в зоне развития и завершения атаки.

Для построения рациональных управляющих воздействий в спортивных играх необходимо первоначально проанализировать определяющий вид деятельности - в данном случае соревновательной.

Сравнивая полученные в ходе исследования данные по эффективности деятельности спортсменов в обычных условиях и при возрастании уровня эмоциональной и психической напряжённости, можно достаточно объективно оценить деятельность юных футболистов в соответствии с требованиями надёжности.

Значения показателей СД спортсменов значительно снижаются в экстремальных условиях. Прежде всего, это касается точности выполнения ТТД. Так, в этих условиях, происходит снижение (P<0,01) значения показателей общей точности, точности атакующих и оборонительных действий, уменьшается индивидуальный вклад игроков в командный коэффициент эффективности, а также снижается эффективность реализации инициативы.

В экстремальных условиях становится более низким показатель игровой активности юных футболистов (P<0,05) и изменяется соотношение различных ТТД в общем их объёме. Число действий оборонительной направленности увеличивается, а атакующих уменьшается.

Можно предположить, что команда проигрывает именно за счёт снижения игровой активности и точности выполненных действий. Особые требования в экстремальных условиях предъявляются к действиям атакующей направленности.

Изучение СД юных футболистов с применением корреляционного анализа, позволило определить структуру эффективности и надёжности СД в юношеском футболе:

- Эффективность деятельности юных футболистов обеспечивается сочетанием высокой атакующей активности и точности атакующих и оборонительных действий. Наиболее важными деятельностными характеристиками являются показатели общей точности, инициативы, оборонительной активности. С их помощью можно давать сравнительную оценку уровня эффективности конкретных юношеских команд, а также оценить вклад отдельных игроков в эффективность деятельности команды.

- Надёжность СД обеспечивается: высокой активностью и точностью атакующих действий, оптимальной выраженностью оборонительной активности и точностью оборонительных действий. При анализе деятельности в экстремальных условиях существенное значение имеет учёт показателей брака и инициативы.

Анализ СД и особенностей личности юных футболистов позволяет выделить три группы, характеризующиеся различными типами точности: эффективно - надёжным, эффективно - ненадёжным, неэффективно - ненадёжным. Учёт выявленных типов готовности позволяет индивидуализировать ТТП игроков.

Одним из важных элементов в системе подготовки юных футболистов является комплексный контроль.

Изучение данных педагогических наблюдений показало, что организованные младшими школьниками игры в мяч проходят при небольшом количестве одновременно участвующих, на малых игровых площадках. Количество одновременно участвующих колеблется от двух до десяти человек. Размеры площадок, в зависимости от количества участников, составляют (м): 10 Х 5; 10 Х 10; 15 Х 15; 20 Х 15; 30 Х 20; 40 Х 30.

Было отмечено, что мальчики наиболее часто применяют следующие технические приёмы: ведение мяча носком, подъёмом; удары по неподвижным и катящимся мячам носком и внутренней частью подъёма; остановки мяча подошвой и внутренней стороной стопы; отбор мяча выбиванием, выпадом. Одновременно было обращено внимание на то, что наиболее распространённый среди взрослых футболистов удар внешней стороной стопы в этом возрасте почти не используется.

В связи с возрастными особенностями младших школьников является целесообразным:

- не проводить двусторонних игр в общепринятых составах на футбольном поле установленных размеров;

- начинать обучение с ведения мяча носком и подъёмом по прямой, более надёжная информация поступает тренеру после статистической

- обработки результатов записи ТТД игроков. Регистрация действий игроков с мячом позволила накопить обширный материал о ТТД наших и зарубежных спортсменов. В то же время, почти нет данных о ТТД юных футболистов, в том числе ближайшего резерва команд мастеров (юношей 16-18 лет).

Удалось установить, что участники финальных матчей спартакиадного турнира школьников в 1981 году выполняли за 80 минут игры в среднем 440 - 500 действий с мячом.

По мнению Е.К. Скоморохова в официальных международных соревнованиях 500 действий с мячом можно считать нижней границей модели ТТД. При этом прослеживается определённая зависимость между количеством ТТД и результатом игры.

Анализ ТТД юных футболистов этого возраста свидетельствует, что они чаще ошибаются при выполнении таких приёмов, как длинные передачи, отбор и перехват мяча, игра головой и удары по воротам.

Аналогичная картина в этом плане и у футболистов высокой квалификации, хотя показатели брака у них значительно ниже. Средние показатели брака в длинных передачах у участников спартакиады школьников 1981г.-63%. Применение длинных передач имеет две особенности:

- во-первых, чаще всех длинные передачи применяли защитники, которые старались скорее перевести мяч в линию нападения. Но их передачи, как правило, были продольными и перехватывались соперником; - во-вторых, мяч при таких передачах летел по очень высокой траектории, а когда достигал нужной зоны, защитная линия соперников успевала, перестроившись, закрывать опасные участки вблизи атакуемых ворот.

При ведении мяча и обводке показатели брака у юных футболистов примерно такие же, как и у игроков высокой квалификации, но для первых характерны существенные колебания этих показателей при ведении мяча.

В отборе среднее значение брака у юношей - 56%, при перехвате - 45%. В ведущих европейских командах эти приёмы выполняют намного эффективней.

Игра головой и удары по воротам (особенно в единоборствах)- приёмы, в которых отечественные футболисты традиционно уступают зарубежным.

Таким образом, при сопоставлении показателей точности ТТД юных футболистов и игроков, выступающих за команды мастеров, видна отрицательная преемственность: приёмы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться компонентом, лимитирующим успешность СД и в игре квалифицированных спортсменов.

Изменение структуры ТТД юных футболистов имеет ряд особенностей. Так, наиболее заметна динамика в числе коротких передач. Если средние передачи мяча составляют 4-6% от общего числа ТТД, а длинные - 9-14%, то процент коротких передач колеблется от 21% до 43%. В игре лучших европейских сборных короткие передачи составляют 18-28% всех ТТД, средние 13-18%, длинные 8-11%.

Умеренная вариативность отмечается у юных футболистов в динамике таких приёмов, как ведение, обводка, отбор, перехват, единоборство вверху. Однако для каждой команды есть оптимальное соотношение этих ТТД, которое обеспечивает реализацию возможностей команды и достижение необходимого результата.

Координационные способности, ловкость юных футболистов являются той «базой», на которой основывается успешное овладение техническими элементами игры. В условиях современного футбола наиболее наглядно значение этих качеств проявляется при выполнении скоростного ведения мяча и обводки соперника.

Наблюдения за выполнением ведения мяча и обводки в игре юных футболистов 9-17 лет выявили возрастную динамику количественных и качественных характеристик показателей данных ТТД.

Количество ведения мяча за игру в период с 9 до 17 лет у юных футболистов увеличивается почти вдвое (с 44,1 ± 4,8 до 80,2 ± 5,9; P<0,001) со значительным возрастанием его эффективности. Количество брака при этом варьируется в довольно широких приделах, что не противоречит данным других исследований.

Применение в игре обводки соперников у юных футболистов, увеличиваясь в период с 9 до 13 лет, впоследствии значительно сокращается. При этом футболисты 11-13 лет довольно часто вступают в обводку не только одного, но и двух-трёх соперников подряд.

Наивысшие показатели эффективности обводки отмечены у футболистов 14-15 лет. Достаточно высокие показатели эффективности обводки при обыгрыше одного и двух соперников установлены и у футболистов 16 лет. Учитывая полученные результаты, можно заключить, что должного, достаточно высокого уровня в технике владения мячом такого приёма, как ведение с обводкой, необходимо добиваться у юных футболистов уже на начальных этапах подготовки.

Анализ полученных результатов проведённых ранее исследований позволил отметить, что общее количество ТТД за игру статистически достоверно отличается только у 8-9 -летних и 14-15 -летних юных футболистов (P<0,01).

При этом по отдельным компонентам СД количественные показатели от возраста к возрасту претерпевают существенные изменения. К таким элементам относятся длинные передачи и прострелы, ведение мяча и обводка (в убывающем порядке), перехваты мяча, игра головой.

Особо необходимо остановиться на таком элементе игры, как удары в ворота. Данный технический приём у всех рассматриваемых возрастных групп юных футболистов занимает в СД не более 5% от общего количества ТТД. Это не значит, что ударам в ворота не следует уделять должного внимания в учебно-тренировочном процессе. Необходимо помнить, что подобная «раскладка» структуры СД характерна и для высококвалифицированных футболистов.

Изучение особенностей СД поможет выявить те стороны в подготовке юных футболистов, которые на сегодняшний день остаются практически неизученными. Новые данные в этой области позволят оптимизировать процесс подготовки юных спортсменов и воспитать квалифицированный резерв команд мастеров и сборной страны.

 

АВТОР: Суворов В.В.