18.03.2012 3081

Социально-педагогическая диагностика мировоззренческой культуры студентов: эмпирические критерии и показатели проявления

 

На основе теоретически выявленных критериев и показателей становления МКЛ и модифицируя методику педагогической диагностики Н.Ф. Масловой, Е.М. Павлютенкова, Г.Б. Скок, мы составили методику входной диагностики для определения у студентов состояния мировоззренческих личностных параметров в период вузовской подготовки специалиста.

Целями и задачами констатирующего эксперимента являлись:

- Установить ведущие мировоззренческие представления и ценностные ориентации будущих специалистов, их отношение к культуре российского общества, профессиональной деятельности и личности специалиста.

- Определить адекватность организации вузовской учебно-познавательной деятельности задачам формирования мировоззрения личности.

- Выявить внутренние и субъективные факторы, влияющие на процессы мировоззренческого развития личности будущего специалиста в вузе.

В фоновом эксперименте приняло участие 553 человека, из них: 305 студентов ОГИИК, обучающихся в очной и заочной форме на факультетах народного художественного творчества (160 чел.), библиотечно - информационном (75 чел.), социально-культурной деятельности (70 чел.); 31 студент ОГУ (факультет социальной педагогики и социальной работы) и 217 курсантов военного вуза. Привлечение курсантов ФАПСИ было обусловлено целями тендерного анализа МКЛ, поскольку выборка из обучающихся в ОГИИК и ОГУ была представлена преимущественно девушками. Нами были опрошены студенты и курсанты разных годов вузовского обучения, младше курсники и выпускники.

Прежде всего проанализируем тенденции, выявленные по результатам фонового эксперимента.

Среди 14-ти ценностей, предложенных для ранжирования, ведущее положение в мировоззренческих ориентациях отводится витальной, жизненно-необходимой ценности здоровья - у 79,57%; материальному достатку и жизненному комфорту - у 65,46%; экзистенциальным ценностям - семье (64,74%) и любви (58,95 %); желанию работать в избранной профессиональной сфере - у 62,03%.

Характерно, что ценностное отношение к семье возрастает у опрошенных от младших к старшим курсам, что можно объяснить возрастающей потребностью обучающихся в межличностном общении и углублении своих индивидуальных привязанностей. Выбор ценности семейной жизни для будущих специалистов социокультурной сферы (по нашей выборке это преимущественно девушки) значительно выше, чем для юношей-курсантов (2-е место в ранговом выборе студентов и 6-е - у курсантов). Вместе с тем, у студентов-заочников ОГИИК ценностное отношение к семейной жизни на 30% превышает аналогичный выбор студентов-очников, что и неудивительно - 44,6% заочников и только около 10% очников обладают семейным статусом.

Стремление к материальному достатку как жизненной ценности не имеет тенденции к росту у студентов. Даже наоборот - у старшекурсников отмечается снижение процентного показателя данной позиции на 20%, причём, у заочников, уже работающих в социокультурной сфере (далее - СКС), и очников выборы практически одинаковы. В то же время, у курсантов-старшекурсников выбор данной ценности превышает на 12% аналогичный выбор младшекурсников. Это совпадает с тенденцией возрастания (практически в два раза) личного желания старших юношей самореализоваться в предстоящей профессиональной деятельности и утвердиться посредством её и в материальном плане.

Эмпирический анализ ценностного ядра личности у студентов и курсантов выявил привлекательность для всех опрошенных избранной профессиональной сферы, занимающей по нашей выборке устойчивую четвёртую позицию в ценностных приоритетах обучающихся. Мы рассматриваем это и как подтверждение желания работать по профессии у будущих специалистов, и как свидетельство осознанности ими серьёзной роли профессиональной деятельности в своей жизни.

Однако, у будущих военных инженеров личная потребность в своей профессиональной деятельности выше, занимая 2-е место в их ранговом выборе, чем у будущих специалистов СКС (соответственно 5-е место). Разнится и ценностный выбор активной жизненной позиции и самоутверждения личности: 4-е место у курсантов и 8-е место - у студентов ОГИИК.

Следовательно, налицо тенденция, что курсанты военного вуза более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для этого, нежели студенты - будущие специалисты СКС.

Вместе с тем, из данных студентов ОГИИК следует, что к старшим курсам у них возрастает персональная направленность на успешную профессиональную карьеру (на 13%) и достижение высокого социального статуса (на 10%), личная ответственность за свои успехи и достижения (на 16%).

Однако, сопоставление ответов у обучающихся на очном и заочном отделениях свидетельствует о более низкой оценке заочниками данных позиций по сравнению со студентами-очниками. Очевидно, что студенты заочного отделения, трудящиеся в условиях СКС, более реалистично воспринимают и оценивают свою профессиональную деятельность. Но не значит ли снижение их оценки значимых профессионально-деятельностных параметров об угасании индивидуальной активности и инициативы специалиста в условиях практики в социокультурной сфере?

Обнаруженная тенденция свидетельствует о необходимости создания специальных социально-педагогических условий в процессе организации профессиональной подготовки в вузе, обеспечивающих как поддержку мировоззренческой направленности студентов на успешное самоутверждение личности в социокультурной сфере общества, так и дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения.

Рассмотрим далее мировоззренческие ориентации, которые образуют пояс ценностного ядра личности у опрошенных. Так, у курсантов он представлен ценностями: успешная профессиональная карьера (53,92%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (48,85%), чувство собственного достоинства и самоуважение (47,47%), признание и уважение других людей (34,56%).

Эти же ценности распределены в иной последовательности в поясе ценностного ядра личности будущих специалистов СКС: чувство собственного достоинства и самоуважение личности (44,35%), признание и уважение окружающих (40,05%), добросовестность и компетентность в выполнении своих профессиональных обязанностей (39,88%), успешная профессиональная карьера (37,80%).

Нами обнаружено, что периферию ценностного ядра личности у студентов гуманитарного вуза и курсантов занимают духовно-нравственные и моральные ценности - личная ответственность и чувство долга (29,84%), духовно-ценностная опора на традиции родной культуры (21,34%) и патриотическая направленность личности (17,90%). На периферии ценностного ядра личности «единодушно» оказалось стремление опрошенных к своему высокому социальному статусу в современном обществе (22,42%). Здесь приведён общий процентный показатель выбора названных ценностей, поскольку они занимают последние места у большинства опрошенных, независимо от вуза.

Вместе с тем, нельзя не отметить возрастание (практически в два раза, в сравнении с указанными данными) количественного показателя духовно-ценностных позиций личности у студентов старших курсов ОГИИК, и совсем незначительные изменения аналогичных показателей - у старших курсантов.

Следовательно, мы можем предполагать, что овладение студентами вуза искусств и культуры творчески-исполнительскими и социогуманитарными специальностями вносит свой позитивный вклад в развитие духовно-ценностной сферы личности. Однако, в целом выявленная тенденция несформированности национально-культурных и патриотических идеалов в личностной духовной сфере студентов говорит о недостаточном осознанно-смысловом и эмоционально прочувствованном освоении обучающимися коренных духовных идеалов и ценностей России - отечество, народ, вера, патриотизм и др. Это свидетельствует, видимо, о слабой выраженности гражданских качеств в мировоззренческой позиции будущего специалиста и несформированности его адекватного самоотношения.

Исходя из выявленных тенденций, очевидна необходимость не только «усиления» гуманитарно-аксиологической составляющей в практике вузовского обучения специалистов, но и необходимость целенаправленного создания условий системной организации освоения студентами отечественного духовно-культурного наследия. Это важно в целях формирования патриотических мировоззренческих идеалов и убеждений, социально-нравственных принципов и качеств личности у будущих специалистов.

Теперь обратимся к ценностным представлениям опрошенных о качествах личности, в которых выявляется высокий уровень МКЛ специалиста. Для этого был использован метод ранжирования студентами и курсантами 20-ти предложенных вариантов суждений. Подсчёт производился в процентах от общего количества ответов.

Высокий уровень МКЛ специалиста представлен в ответах студентов оптимистическим восприятием окружающего мира и самостоятельностью мышления личности (45,21% и 60,94%), а также ответственностью за свои действия и поступки, активностью самореализации в профессиональной деятельности (45,39% и 51,54%).

Важным, на наш взгляд, является ценностный приоритет, отданный опрошенными вере в собственные духовные и творческие силы (59,49%), активной жизненной позиции человека (43,22%), личным нравственным идеалам (41,23%). Это выявляет наличие в мировоззренческом сознании будущих специалистов верных мировоззренческих представлений о самостоятельной и активной позиции специалиста в плане построения и организации своей профессиональной и социально-направленной жизнедеятельности в социуме.

Вместе с тем, из данных следует, что в характеристиках мировоззренчески-идеального образа специалиста невысоко и даже низко оценены опрошенными духовно-ценностная ориентация личности на традиции и идеалы своего народа. Она отмечена только у 14,29%, как и стремление к персональному национально-культурному самоопределению и патриотическая направленность специалиста (у 16,09% и у 17,18%, соответственно).

Существенная недооценка и студентами и курсантами этих социокультурных ориентации проявляется в низкой гражданской ответственности личности за происходящее в стране, в недостаточной осмысленности своих действий с морально-этических позиций (у 13,74% и 16,46% от общего числа).

Поскольку низкие оценки отмечаются у большинства обучающихся, независимо от вуза, налицо тенденция несформированности духовных установок и социально-направленных мотивов деятельности в обществе, равно как и их низкой персональной направленности будущих специалистов на формирование у себя социально-активных и нравственных качеств личности в процессе обучения.

Дифференцированный анализ данных позволяет заметить, что будущим военным инженерам свойственно реалистическое мировосприятие (в 3 раза выше, чем у студентов-гуманитариев) и больший практицизм в личностной направленности. Это взаимосвязывается в их мировоззренческих представлениях с индивидуальной активностью специалиста, лично ответственного за свои поступки и верящего в себя (на 15% и 10% выше, чем у студентов, соответственно). Вместе в этим, курсантами отмечается более высокая (в 2 раза) необходимость в национально-культурном самоопределении специалиста, что отражается и в более выраженной его социокультурной личностной направленности, по сравнению с ответами студентов.

В то же время, по ценностным представлениям студентов ОГИИК и ОГУ можно «прочитать» несколько иной «портрет» современного специалиста-профессионала в гуманитарной сфере. Ему необходима альтруистическая направленность личной позиции и морально-этическая осмысленность своих действий в обществе (в 2 раза чаще выбор данных суждений, чем у курсантов). Духовно-мировоззренческие опоры для этого осмысления студенты усматривают в большей, чем у военных, ценностной ориентации на традиции отечественной культуры и религиозной вере (в 3 раза выше, соответственно).

Нельзя не отметить и меньшее проявление пессимистических настроений. Интересно, что в ценностных представлениях обучающихся-очников и заочников отмечается предпочтение первых мировоззренческому индивидуально-активному типу специалиста, сложившемуся у курсантов. В то же время, заочники «углубляют» образ альтруистически-направленной личности качествами творческой самореализации специалиста (на 10% выше, чем у очников), его более высокой личной ответственностью и нравственностью, проявляющихся в миропреобразовательной сфере личности посредством социокультурной деятельности в обществе.

Проанализируем далее, какие качества личности, по мнению обучающихся в разных вузах, являются наиболее ценными и необходимыми для социального и профессионального самоопределения специалиста и его национально-культурной идентификации с современными реалиями бытия. Опрошенным было предложено отобрать шесть наиболее важных, с их точки зрения, личностных и профессиональных качеств специалиста из двадцати позиций, предоставленных для ответа.

В первую очередь по нашей выборке выделены когнитивные качества личности: профессиональная компетентность (70,71%), развитые специальные способности к избранной деятельности (43,58%) и наличие творческих способностей (33,40%). Существенными для мировоззренческого самоопределения специалиста в социуме опрошенными отмечаются организаторские способности личности (34,75%), её целеустремлённость и волевая собранность (32,91%), потребность неутомимо трудиться (36,35%) в достижении поставленных задач.

Вместе с этим, студенты гуманитарных вузов подчёркивают значимость развитой эмоциональной сферы специалиста, умеющего как «зажечь» и увлечь своих коллег и воспитанников личной эмоциональной активностью и энергичностью (в 2 раза выше, чем у курсантов), так и способного установить эмоционально стабильные отношения в коллективе, проявляя при этом настойчивость в работе и требовательность к себе и другим (на 10% превышает аналогичный выбор курсантов).

В то же время, будущие военные инженеры считают необходимым развитие у специалиста аналитических способностей, умений проектировать и планировать свою деятельность. По их мнению, специалисту важно формирование индивидуальной культуры посредством самообразования личности и её мировоззренческого развития (все названные позиции в 2 раза превышают аналогичные выборы студентов).

Сравнение ответов студентов-очников и заочников вновь позволяет заметить, что обучающиеся на дневном отделении ближе в своих мировоззренческих взглядах и представлениях курсантам в плане приоритета качеств личной активности специалиста в персональном мировоззренческом самоопределении и раскрытия широких творческих способностей личности.

Анализ ответов обучающихся-заочников, позволяет предположить, что их представления в плане мировоззренчески-важных качеств личности более гибки и основательны, опираются на знание реальных условий и задач деятельности специалиста. Однако, как было показано выше, отмеченные заочниками когнитивные, социально-направленные и духовно-нравственные качества личности отнюдь не входят в сферу их собственных ценностных приоритетов. Значит, сознательное развитие этих качеств у них самих навряд ли будет обеспечено в период вузовской подготовки.

По нашей выборке в целом обнаруживается тенденция низкой оценки опрошенными аналитических (13,02%) и самообразовательных навыков специалиста (15,37%). Только каждый пятый опрошенный считает важным для мировоззренческого самоопределения личности умение специалиста проектировать и планировать свою деятельность, а каждый третий - необходимость развитой личной ответственности за её результаты. В то же время среди показателей высокого уровня мировоззренческой культуры они считают это качество весьма значимым (45,39% опрошенных).

Низкие показатели у опрошенных получили личная направленность специалиста на сохранение и возрождение родной культуры (лишь у 13,74%) и его потребность в персональном мировоззренческом развитии (у 13,56%).

Вместе с тем, как видно из анализа научно-методической литературы, профессиональная деятельность в социокультурной сфере общества намного шире, содержательнее и разнообразнее в плане предъявляемых к специалисту личностно-профессиональных требований. При этом весьма значимыми для успешного мировоззренческого самоопределения личности выступают умения специалиста анализировать и поэтапно планировать целостное содержание своей профессиональной деятельности, проектировать реальные возможности её осуществления и предвидеть результаты. Важным личностным качеством является и потребность в самообразовании, которая выступает источником постоянного духовного и профессионально-личностного самосовершенствования специалиста.

Однако, исходя из анализа эмпирических данных по нашей выборке, обнаруживается тенденция к явной недооценке именно студентами-гуманитариями мировоззренчески-значимых характеристик мышления и деятельности специалиста, его духовно-нравственных качеств и патриотических ценностных ориентации. Это свидетельствует, с одной стороны, о недостаточном их развитии у обучающихся в период вузовской подготовки, а, с другой - подтверждает факт неосознанности студентами многообразных задач и функций социокультурной деятельности, обусловленных общественными и профессиональными требованиями прежде всего к личности специалиста гуманитарной сферы, организующего свой труд адекватно этим требованиям.

Следовательно, в процессе вузовского обучения требуются специальные акмеолого-развивающие условия, способствующие ценностно-осмысленному осознанию студентами качеств личности, необходимых специалисту гуманитарного профиля в плане успешного мировоззренческого самоопределения в современном социуме, и обеспечивающие выработку личной направленности обучающихся на системное развитие и саморазвитие этих качеств.

Таким образом, в итоге нашего анализа данных фонового эксперимента относительно мировоззренческих представлений и ценностных ориентации личности видно, что объективными факторами, обусловливающими иерархическую структуру ценностных приоритетов личности, являются: возраст и пол опрошенных, семейное положение специалиста. На основании зафиксированных различий в ценностном выборе студентов очной и заочной формы вузовского обучения мы отмечаем в качестве фактора мировоззренческого развития личности наличие практического опыта деятельности у специалиста в избранной профессиональной сфере. При этом ещё раз подчеркнём высокую личностную значимость для студентов избранной профессиональной деятельности и желание готовящихся специалистов работать по профессии.

Далее представим более подробно результаты анализа реальных проявлений ценностных представлений, отношений и принципов деятельности в системе мировоззренческого развития личности в условиях вузовского обучения будущих специалистов СКС, на примере эмпирических данных, полученных по ОГИИК (общ. количество опрошенных: 305 человек = 100%).

В результате обработки эмпирических материалов  можно условно выделить три группы из общего числа студентов, в зависимости от ведущих мотивов их выбора своей профессиональной деятельности.

У представителей первой группы (37,05% опрошенных) преобладают престижные и коммуникативные мотивы выбора профессии - возможность благодаря своей профессии принадлежать к среде культурно-образованных людей и достичь определённого положения в обществе. Среди личностных ценностей у данной группы выделяется приоритет чувства собственного достоинства, но и высокое значение для личности признания и уважения других людей. В жизни современного российского общества студентами отмечается важность национально-культурного самоопределения народов, в связи с чем особую актуальность, по мнению опрошенных, приобретает воспитание молодых поколений на основе духовных традиций и идеалов России, формирование у юных глубоких патриотических чувств. В своей учебной деятельности данные студенты ценят накопление опыта общения с однокурсниками и педагогами, подчёркивают важность концертно-исполнительской практики для специалиста. С ней, главным образом, они и связывают свою деятельность в социально-культурной сфере. В выборе своих профессиональных и ценностных ориентиров такие студенты отмечают важность для них мнения родителей и друзей, педагогов и коллег по работе.

Представителям второй группы (29,84% опрошенных) свойственно преобладание мотивов личностного самовыражения при выборе профессии, стремление к самоутверждению в качестве специалиста социокультурной сферы за счёт наиболее полной реализации своих способностей. Для данных студентов характерна высокая ценностная ориентация на осуществление успешной профессиональной карьеры, у них также преобладает уверенность, по сравнению с другими группами, в возможности иметь стабильную работу в избранной сфере. Ценностный выбор чувства собственного достоинства, как неотъемлемой характеристики личности, практически в два раза превышает в данной группе личностное значение признания и уважения других. В процессе подготовки в вузе эти студенты стремятся к развитию и совершенствованию своих специальных способностей, накоплению знаний по профессии. В культуре российского общества студенты подчёркивают значение образованности и духовно-нравственного самовоспитания граждан, а в личностной культуре и собственной жизненной перспективе стремятся к самопознанию и активному жизненному самоопределению личности.

Для представителей третьей группы (33,11% опрошенных) ведущими мотивами профессиональной деятельности выступают широкие социальные и творческие мотивы. Студенты подчёркивают значимость своей профессии в современных условиях. По их мнению, деятельность в социокультурной сфере направляется личной потребностью специалиста сохранять духовные традиции национальной культуры и потому позволяет приносить пользу российскому обществу. В данной группе отмечается важность поддержания в культуре современных граждан духовной преемственности с коренными идеалами и святынями России. С этой целью студенты считают необходимым для специалиста охранять памятники национальной истории и культуры, изучать духовные и художественно-творческие традиции своего народа, исследовать образцы региональной и местной народной культуры. В учебной деятельности для таких студентов важно расширение опыта методики предстоящей профессиональной деятельности, неотъемлемой чертой которой они считают творческий, нестандартный подход к осуществлению функциональных задач. Свой личностный духовный «багаж» данные студенты черпают и пополняют посредством приобретения широкого спектра знаний по предметам, среди которых особо выделяют исторические и культурологические дисциплины. Единодушно отмечается их вклад в развитие мышления, формирования ведущих мировоззренческих представлений и убеждений личности.

Из анализа эмпирических данных видно, что, в условиях единого профессионального выбора студентами деятельности в социокультурной сфере и их желания работать в ней, личностные мотивы профессиональной деятельности весьма различаются у представителей выявленных нами групп. Для нас представляет наибольший интерес анализ системности соотношения мотивов профессиональной деятельности специалиста, его позиций в понимании современной социокультурной ситуации и личностных ценностных ориентации, отмечаемое в третьей группе опрошенных. Именно в таком сочетании мотивационно-ценностных и творческих параметров личности мы усматриваем основы для становления МКЛ в период подготовки специалиста в вузе.

В целостной стратегии становления МКЛ специалиста ценностный выбор деятельности в социокультурной сфере объективно является системообразующим звеном, широкие социальные и творческие мотивы выбора своей профессии - смыслообразующим стержнем, а ценностные ориентации личности на духовно-нравственные и национально-культурные ценности России - духовной основой процесса.

Однако, исходя из данных нашего констатирующего эксперимента, можно предположить, что обучение студентов в вузе не всегда содержит в себе условия для становления духовно-ценностных убеждений, социально-направленных и творчески-активных позиций личности и, следовательно, выступает адекватным в отношении задач системного мировоззренческого развития и саморазвития будущих специалистов.

В то же время, из теоретического анализа известно, что процесс формирования МКЛ наиболее активно протекает в период юности, во время получения личностью высшего профессионального образования. При этом, как доказано в психолого-педагогической литературе, ведущим условием становления мировоззренческой культуры личности в процессе профессионального обучения является системная и заинтересованная включённость студентов в познавательную деятельность. На основе духовной и деятельной активности у личности формируются социально направленные установки и духовные потребности, ведущие мотивы деятельности и ценностные ориентации. Всё это, в итоге, образует персональную мировоззренческую направленность, которая как раз и «управляет» процессами социального и профессионального самоопределения личности в условиях вузовской учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирует духовно-нравственное развитие будущих специалистов.

В целях уточнения содержания мировоззренческой направленности обучающихся в вузе, в нашей диагностической методике был заложен блок вопросов о ведущих мотивах учебной деятельности студентов. Обучающимся-очникам и заочникам было предложено ответить на вопрос: «Что в учебной деятельности важно лично для Вас?» методом самооценки по 9-ти балльной шкале предоставленных суждений-ответов.

Доминирующими в мировоззренческой направленности личности в период учёбы в вузе являются когнитивные и профессионально-направленные мотивы - приобретение знаний (у 59,34% опрошенных), подготовка к предстоящей профессиональной деятельности (у 51,15%) и стремление стать специалистом-профессионалом в социокультурной сфере общества (у 51,80%).

Данные мотивы, следовательно, выступают весьма ценными в плане личностно-мировоззренческого развития в условиях вузовского обучения специалиста. Они являются внутренними мотивами познавательно-профессиональной деятельности студентов, отражают теоретическую и практико-ориентированную направленность личности на освоение предстоящей профессиональной деятельности, выявляют потребность обучающихся в персональном самоопределении и обретении адекватных представлений о себе.

Вместе с тем, по нашим данным, налицо противоречие - низкая включённость студентов в формы учебной и вне учебной познавательной деятельности, обеспечивающей выработку и закрепление у будущих специалистов убеждений и принципов мировоззренческой позиции личности, опыта социально-направленных отношений и действий в профессиональных условиях - в частности, по организации поисково-исследовательской практики, лекторско-просветительской и научной работы.

Причём, особенно низкий показатель заинтересованного участия в важных в мировоззренчески развивающем плане формах учебной деятельности у студентов-заочников, что, по-видимому, отражается и в их более низком, чем у очников, стремлении к достижению высоких качественных показателей обучения в вузе и более низкой интеллектуальной направленности личности в целом. Это объективно свидетельствует о необходимости разработки и применения в условиях вузовской подготовки специалиста комплекса образовательных технологий, способствующих системному и целенаправленному личностно-мировоззренческому развитию студентов.

Рассмотрим далее, как реализуются познавательные и профессионально-направленные мотивы и потребности студентов в мировоззренческом самоопределении личности в условиях освоения ими различных вузовских дисциплин. Для этого мы предложили студентам поразмышлять о степени влияния, оказанного на развитие их личности, изучения предметов разных учебных циклов вузовской подготовки. Метод выполнения - оценка по 9-тибалльной шкале.

В оцениваемые параметры было включено профессиональное, общекультурное и мировоззренческое развитие личности, происходящее в процессе освоения студентами дисциплин общегуманитарного цикла и спецдисциплин, то есть профилирующих для различных специальностей и факультетов вуза искусств и культуры.

Лидерство влияния на мировоззренческое развитие личности по блоку общегуманитарных дисциплин принадлежит философии (у 55,41% опрошенных), истории (у 42,62%) и психолого-педагогическим дисциплинам (у 37,70%). По мнению студентов, изучение историко-философских дисциплин не только пополняет их умственный кругозор, но и учит выявлять закономерности развития мира и общества, логически и аналитически мыслить и рассуждать, вырабатывать свои мировоззренческие убеждения. В то же время психолого-педагогические дисциплины, в оценке обучающихся, влияют на формирование умений самопознания, самоанализ и самооценку личности, на развитие мировоззренческой рефлексии и само рефлексии обучающихся.

Спец дисциплины, судя по данным нашей выборки в целом, оценены опрошенными в плане влияния прежде всего на профессиональное становление и общекультурное развитие личности будущих специалистов, в то время как мировоззренчески развивающий вклад этих дисциплин оценивается по-разному обучающимися различных специальностей. Так, студенты библиотечной специальности (абс.ч. - 75 чел.) отмечают своё* мировоззренческое развитие в условиях приобретения знаний по русской литературе (у 46,67%), а по зарубежной литературе - лишь 34,67%. 36,67% обучающихся специальности «Фортепиано» (абс.ч. - 30 чел.) считают, что изучение истории фортепианного искусства и обрядово-праздничной культуры России (у 56,67%) оказали влияние на формирование у них мировоззренческих взглядов и представлений. Около половины студентов специальности «Народное хоровое пение» (абс.ч. - 130 чел.) называют в числе мировоззренчески развивающих дисциплин «Русское народное музыкальное творчество» и «Методику исследования народной художественной культуры».

Исходя из этого, можно предполагать, что обучающиеся достаточно высоко оценивают вклад спецдисциплин, причём не только в плане профессионального, но и мировоззренческого, и общекультурного личностного развития. Полученные данные свидетельствуют и о широком интересе студентов к избранной профессиональной деятельности, и о заинтересованном и активном отношении обучающихся во всестороннем развитии личности именно в процессе овладения своей специальностью.

Далее проанализируем более детально реальные проявления духовно-ценностных, профессионально и социально направленных отношений будущих специалистов СКС к русской народной культуре и рассмотрим уровни её мировоззренчески зрелого освоения в условиях вузовской подготовки. Для этого рассмотрим ведущие мотивы, индивидуальные смыслы и творческое участие студентов факультета «Народное художественное творчество» (общее количество опрошенных 130 чел.= 100%) в изучении содержания гуманитарной учебной дисциплины «Русское народное музыкальное творчество».

Студентам было предложено ответить на следующие вопросы: «Что побуждает лично Вас изучать русское народное музыкальное творчество?» и «Русское народное музыкальное творчество, с Вашей точки зрения, это». Метод выполнения - ранжирование предложенных вариантов-ответов.

При оценке проявлений уровня личностно-мировоззренческого освоения студентами русского народно-музыкального творчества мы исходили из теоретически выделенных показателей персональной мировоззренческой культуры, позволяющих зафиксировать её реальную представленность в познавательно-профессиональной практике личности.

Нами учитывались, во-первых, целостность восприятия студентами традиций народного творчества в составе национальной культуры России, как показатель целостного мировосприятия личности. Во-вторых, - глубина эмоционально-личностного постижения и сопереживания российским духовно-культурным ценностям, как показатель мироощущения у студентов. В-третьих, - социально-нравственное осмысление студентами национально-культурных традиций в их значении для формирования духовного облика современных граждан в условиях образования и самообразования личности, как показатель социально-направленного мироосмысления обучающихся. В-четвёртых, - осознанность студентами профессионально-деятельностных задач по изучению и сбережению народной музыкальной культуры, выявляющая системность миропонимания. Наконец, в-пятых, - готовность к осуществлению этих задач в социуме, а также творческому преломлению знаний и умений по русскому народно-музыкальному искусству в персональной практике деятельности и общения, что свидетельствует о сформированной гибкого миропреобразования у будущих специалистов.

В результате анализа полученных данных удалось выявить, что наиболее целостно, в качестве первоосновы отечественной национальной музыкальной культуры, воспринимают русское народное музыкальное творчество 38,46 % опрошенных. Эти же студенты видят в произведениях фольклора олицетворение души и характера русского человека, традиционные духовные установки народной этики. В то же время для 53,08 % опрошенных фольклор выступает лишь как частица прошлого, обладающая этнографической ценностью, а для десятой части и вовсе - отжившим свой век искусством, являющимся экспонатом музея или архива.

Глубокое духовно-эмоциональное освоение личностью ценностей родной культуры связано с развитием у студентов чувства сопричастности и сопереживания высоким образам, духовным символам и традициям отечества, жизненным судьбам его истинных подвижников. Среди наших опрошенных только 32,31% высказались за наличие у себя таких чувств, а 56,92% отметили свою эмоциональную удовлетворённость лишь от проявляемой заинтересованности в познании музыкальной культуры русского народа. Для остальных же 10,77% характерен низкий уровень эмоционально-духовного освоения песенной культуры России, поскольку позитивным стимулом для этих студентов является необходимость иметь хорошую оценку по предмету.

Личностные смыслы постижения народной духовной культуры выявили различные нравственные основания индивидуальных жизненных устремлений будущих специалистов. Так, только 26,15 % опрошенных видят в изучении духовного наследия своего народа проявление нравственной зрелости гражданина современной России и свой личный нравственный долг. 43,85 % - осмысливают фольклор как духовную ценность общества, однако личностный смысл его изучения связывают только с формированием у себя профессиональной компетентности. Для 30 % студентов личностный смысл обращения к отечественным культурным ценностям сворачивается в ещё более узкие рамки - необходимость осуществления профессиональной карьеры.

Уровень понимания будущим специалистом глубинных основ и особых свойств национальной культуры России выявляет прочность и осознанность приобретённых им знаний. А это, в свою очередь, составляет фундамент целостной деятельности специалиста СКС, его умений и готовности применить знания по русскому народно-музыкальному творчеству в процессе осуществления профессиональных функций. Выяснилось, что 46,15% студентов не только видят в результате своих занятий по фольклору реальные возможности и средства познания историко-культурного прошлого страны, но и считают необходимым применять приобретённые знания в деятельности по сохранению традиций духовной культуры народа. 41,54% - осознают изучаемый материал лишь в рамках развития у себя аналитических способностей и приобретения навыков грамотной обработки фольклорных произведений. Однако 12,31 % выказали низкий уровень понимания изучаемого материала, узко осознавая его как предмет, включённый в учебную программу.

Высокая степень духовно-творческого освоения личностью традиций и ценностей отечественной культуры выступает духовно-ценностной основой для плодотворной деятельности специалиста, побуждая его к активному распространению и популяризации ценностей российской культуры посредством своей многогранной деятельностной практике в обществе. Среди наших опрошенных 22,31% тех, кто видит в народном музыкальном творчестве духовно-ценностный потенциал становления эмоционального и нравственного облика личности, развития её патриотических чувств и ориентации. В то же время, для 43,08% студентов народное музыкальное творчество является прежде всего средством развития своих творческих способностей, а для 34,62% - не более, чем обязательным компонентом формирования музыкально-профессиональных знаний.

Исходя из данных, видно, что освоение будущими специалистами социокультурной сферы традиций народной музыкальной культуры России происходит преимущественно с узко-профессиональных, эмоционально не глубоких и социально не осмысленных позиций. Личный смысл обращения к фольклору у 43,85% студентов исчерпывается формированием их профессиональной компетентности. Достаточную духовно-ценностную осознанность в понимании изучаемого материала показали менее четверти опрошенных, а личную заинтересованность в его познании - чуть больше половины. Можно констатировать и преобладание фрагментарности восприятия русской народно-музыкальной культуры у 61,54% студентов над целостным её постижением и недостаточность глубокого эмоционального проникновения нравственными идеалами и традиционными культурными образцами России - почти у 70% опрошенных.

Всё взаимосвязывается с недооценкой обучающимися содержащегося в народном музыкальном творчестве духовно-ценностного потенциала, его значения как для поддерживания духовной культуры общества, так и актуального в плане развития персональной культуры российских граждан, в том числе, - самих специалистов СКС. Обнаруженная недостаточность социально значимого осмысления и личностного эмоционально-ценностного освоения студентами традиций духовной культуры своего народа, как можно полагать, выступает в числе причин слабой сформированности патриотических ориентиров и национально-культурных идеалов в персональной мировоззренческой культуре у будущих специалистов СКС.

Таким образом, анализ эмпирических показателей МКЛ, диагностически зафиксированных в условиях профессионального образования, позволил выявить как общие тенденции, так и различия в личностно-мировоззренческих проявлениях в зависимости от получаемой в вузе специальности, формы (дневной, заочной) и курса (младшего, старшего) вузовского обучения.

Анализ содержания когнитивной сферы личности опрошенных по нашей выборке в целом подтверждает наличие в мировоззренческом сознании будущих специалистов верных мировоззренческих представлений о самостоятельной и активной позиции специалиста в плане построения и организации своей профессионально и социально-направленной жизнедеятельности в социуме. При этом высокий уровень МКЛ специалиста воплощается, по мнению студентов, в позитивном мировосприятии окружающего мира и оптимистичном мироощущении личности, самостоятельности мышления и миропонимания личности и её социально-нравственном мироосмыслении, направляющих ответственность миропреобразовательной позиции, действий, поступков человека и его творчески-активное самоотношение.

Однако, анализ ценностно-смысловых установок и ориентации опрошенных не позволяет констатировать их собственную персональную направленность на формирование мировоззренчески важных позиций культурного становления личности в условиях вузовской подготовки.

Личные ценностные приоритеты, по нашей выборке, представляют витальные, экзистенциальные и утилитарно-прагматические ценности - здоровье, семья, любовь, материальный достаток и жизненный комфорт, а также профессионально-значимая ценность - желание работать в избранной профессиональной сфере, в то время как ценности личной ответственности и духовно-нравственные идеалы входят у опрошенных лишь в периферию мировоззренческого ценностного ядра личности.

При этом обнаружилась и низкая персональная направленность студентов, независимо от вуза, на мировоззренческое саморазвитие личности, на формирование у себя аналитических и проектировочных навыков, умений самообразования. Данные качества оказались слабо выражены и в деятельностно-поведенческой сфере опрошенных, хотя и были названы ими в числе необходимых для мировоззренческого самоопределения специалиста.

Исходя из этого, очевидна необходимость создания специальных условий в процессе вузовского профессионального обучения, обеспечивающих системное мировоззренческое развитие будущих специалистов за счёт единства в формировании ценностно-осмысленного содержания мировоззренческого сознания и самосознания личности, как основы социально-нравственной направленности поведения и творчески-активной деятельности специалиста в социокультурной сфере общества.

Дифференцированный анализ данных по выборке студентов ОГИИК, ОГУ и курсантов ФАПСИ выявил различия в содержании мировоззренческой направленности и проявлениях жизненной позиции у опрошенных разных вузов. Так, курсанты более нацелены на мировоззренческое самоопределение посредством профессиональной самореализации и социального самоутверждения личности и видят в избранной профессиональной сфере более реальные основы для проявления индивидуально-активной позиции специалиста, нежели студенты - будущие специалисты СКС.

Сравнительный анализ данных, полученных среди студентов, обнаружил более высокую направленность обучающихся-очников на персональное мировоззренческое и национально-культурное самоопределение, раскрытие широких творческих возможностей личности в процессе овладения специальностью в вузе, в то время как у заочников, уже работающих специалистов, наблюдается снижение мировоззренческих проявлений индивидуальной активности и творческой инициативы личности в условиях практики в СКС.

Следовательно, в процессе организации вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля требуются особые социально-педагогические условия. Они должны обеспечить, во-первых, поддержку мировоззренческой направленности студентов на творческое самоутверждение личности в избранной профессиональной сфере и, во-вторых, дифференциацию содержания этой поддержки в условиях очного и заочного обучения. Одновременно с этим, очевидна необходимость создания акмеолого-развивающих условий, стимулирующих процессы индивидуально-активного мировоззренческого развития и саморазвития личности в период овладения вузовской специальностью. Требуется стимулирование самостоятельности будущих специалистов в выработке и отстаивании личных ценностных убеждений, нравственных принципов и позиций персональной мировоззренческой культуры.

Сравнение эмпирических данных также позволило зафиксировать позитивную динамику, которая наблюдается у студентов от младших к старшим курсам ОГИИК и выявляет рост духовно-ценностных и социально-ответственных позиций в МКЛ. Данная тенденция свидетельствует о существенном вкладе в развитие персональной духовно-мировоззренческой сферы базовых и специальных культурно-аксиологических и социогуманитарных знаний, приобретаемых будущими специалистами в условиях учебно-познавательной деятельности. Это подтверждается и высокой оценкой студентами влияния, оказанного изучением общегуманитарных и профилирующих вузовских спец дисциплин как на профессиональное, так и в общекультурное становление их личности в вузе.

Однако, нами зафиксирована весьма низкая индивидуально-заинтересованная включённость обучающихся в формы учебной и вне учебной, равно как и самостоятельной познавательно-профессиональной деятельности (поисково-экспедиционной, научно-исследовательской, лекторско-просветительской и др.) в условиях вузовского обучения. В связи с этим объективно возникает необходимость проектирования и реализации вузовским преподавателем комплекса мировоззренчески развивающих образовательных технологий в процессе изучения студентами профилирующих курсов и дисциплин. Данные технологии призваны стимулировать активность персональной позиции обучающихся в отношении системного мировоззренческого саморазвития личности на основе ценностно-осмысленного усвоения знаний, выработки мировоззренческих убеждений и принципов, органичного «встраивания» их будущими специалистами в социально направленную и творчески активную профессиональную деятельность.

 

АВТОР: Позизейко Г.В.