18.03.2012 7367

Особенности процесса социализации спортсменов

 

Физическая культура и спорт являются объектом изучения множества наук: педагогики, психологии, истории, теории физической культуры и культурологии. Физическая культура и спорт - это два полноценных и самостоятельных феномена, В учебных пособиях и монографиях (начиная с 1960 гг. выходит ряд работ, посвященных методологическим вопросам социологии физической культуры и спорта, В.У. Агеевца, В.А. Артемова, И.В. Вишневского, В.И. Жолдака, Т.И. Кукушкина, О.А. Мильштейна, Л.Н. Нифонтовой, Н.А. Понаморева, Т.Х. Титмы) современных авторов по физической культуре, она может выступать в двух ролях: как часть общей культуры, как социальный процесс на овладение ценностями физической культуры.

В своей работе Л.И. Лубышева отмечает, что спорт - это уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человеком и человечеством. Общепризнанно связывать спорт с соперничеством, под которым понимается борьба между людьми, между человеком и природными явлениями и человека с самим собой.

Спорт по своей сути политичен. Участники спортивных состязаний демонстрируют преданность своему государству. Ритуалы, сопровождающие состязание, в свою очередь, символизируют верность государству, его идеалам. Также Филипп Гудхарт утверждает, что существует четыре вида спорта: спорт как упражнение, спорт как азартная игра, спорт как спектакль и символизирующий спорт. Далее он поясняет, что цель последнего вида спорта - символизировать города, районы, национальности, противопоставлять их друг другу. Зрители смотрят спортивные состязания, идентифицируя себя с участниками, их собственная самооценка возрастает, если выбранный ими участник добивается положительных результатов. «Он есть воплощение национальной силы или бессилия. Победа для него будет победой для них; проигрыш для него будет поражением для них». Вышеописанный сюжет весьма важен: для многих наций победа на соревнованиях означает преимущество перед остальными нациями в политическом, экономическом и культурном смыслах.

В одном из крупнейших исследований по социологии спорта, по мнению Вистон и Макинтош, обосновано, что спорт, будучи одной из культурных практик общества, имеет для жизни последнего по крайней мере две важных роли: они представляют нацию перед лицом всего остального мира; мобилизуют национальные чувства относящихся к нации.

«Спорт - это воплощение национальной гордости, источник объединения и, в тоже время, механизм, который используется политическими элитами для внушения определенных политических идей, как гражданам своего государства, так и гражданам других государств. Спорт выступает как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он формирует определенные профессиональные статусы, в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности. Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения».

Р.А. Пилоян определил, что характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам.

В.В. Кузин продолжал мысль Р.А. Пилояна о том, что спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. И спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. «Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуро творческого смысла личности.

Анализируя данную проблематику В.В. Кузина, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношений людей, причем всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формируют социализационную норму, и именно поэтому деятельность неотделима от системы общественных отношений, которая создается ею и детерминирует ее.

А.Г. Баранов в автореферате своей докторской диссертации высказал мнение, что спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение.

В.М. Утенков и А.С. Закалин в своем обзоре показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений.

Виднейшие специалисты по социологии спорта И.Д. Свищев и СВ. Ерегина к числу самых сложных тем социологии спорта относят трансформацию ее главного объекта - самого спортсмена: появление и преобразования культовой фигуры спортсмена носили удивительный характер, ведь переводе с английского «спортсмен» означает «человек игры».

Профессор РГАФК А.Л. Попов констатировал, что исходная установка немногочисленных нынешних талантов - профессиональный спорт и, если повезет, приглашение шоу-бизнеса. Спортсмен высокого класса, завербованный шоу-мейкером, попадает в число «раскручиваемых» звезд. Здесь у него иное место и назначение. Спортсмен становится знаковой фигурой иного мира.

Справедливый и острый вопрос задает Л.И. Москалева: может ли спортсмен преуспеть в современной политической жизни и эксплицирует факт: в 1998 году губернатором штата Миннесота стал профессиональный рестлинг-борец Джесси Вентура. Нельзя не упомянуть сенсационную победу Мистера Универсума и Терминатора Арнольда Шварценеггера, «в обоих случаях спортивное прошлое было одной из привлекательных рекламных «оберток» кандидатов. Победу им обеспечили высокооплачиваемые политтехнологи».

Выше указанный исследователь отметила, что западные страны находят различные способы привлекать спортсменов к культурной жизни общества, особенно к популяризации спорта и массового движения за здоровый образ жизни, и спортсмены с удовольствием на этот социальный заказ откликаются, так как век спортсмена, даже самого именитого, не долог: получив серьезную травму или просто прекратив заниматься любимым видом спорта по возрасту, спортсмен зачастую не знает, как жить дальше, - обществу он не нужен.

«Кто-то из них ищет применение своему мастерству в криминале. Кто-то, продолжая жить воспоминаниями о былой славе, спивается и погибает всеми забытый и позаброшенный. Но если государство не может направить социализацию спортсменов в правовое русло, то этим начинает заниматься организованная преступность».

С.В. Калмыков, прослеживая развитие проблемы, считает, что слияние спортивного и криминального миров началось в СССР вначале 80-х гг., когда бандитские группировки начали вербовать новых членов из числа боксеров, каратистов и культуристов. Вовлечению спортсменов в криминальную деятельность, как ни странно, способствовали дополнения к Уголовному кодексу в 1981 году, направленные против тренеров и инструкторов восточных единоборств.

Известный ученый А.Б. Ильин, указывая имена, писал: «Многие из них попали в места лишения свободы, где возникли и окрепли их связи с представителями преступного мира. Спустя десять лет в народе уже прочно укрепился классический портрет бандита и рэкетира, обязательными атрибутами которого были короткая стрижка, бычья шея и груда мышц. Заниматься криминалом стало модно. Молодежь ринулась в атлетические залы, школы бокса и восточных единоборств с мечтой занять со временем почетное место в какой-нибудь бригаде. Криминальным структурам, постоянно воевавшим в то время друг с другом и несшим большие потери, был очень даже на руку приток дешевых молодых боевиков, презрительно называемых «быками». Так же большим спросом стали пользоваться биатлонисты и стрелки - по сути, отлично подготовленные снайперы».

В силу психологических особенностей личности спортсмена, как показал А.Б. Ильин в другой своей статье, спорт и криминал и сегодня идут рука об руку, и связь спорта и «теневой» сферы жизни общества - особая: например, прямо напротив здания Главного управления по борьбе с организованной преступностью висела растяжка, приглашавшая на соревнования по парашютному спорту памяти Антона Малевского - «авторитетного бизнесмена». ГУБОП официально называл его лидером Измайловской преступной группировки. Антон Малевский на свои деньги содержал сборную и погиб, неудачно опустившись на южноафриканскую землю после сложного прыжка.

Криминализацией спорта занимался исследователь СВ. Калмыков. Он написал о председателе Ассоциации детского спорта России, который контролирует девять спортивных федераций. Родом из Махачкалы, в 13 лет, вначале 1980-х, стал воспитанником спортантерната ЦСКА, где вырос до мастера спорта по самбо и дзюдо. В 19 лет стал самым молодым заслуженным тренером в стране, поскольку его ученик Хаджимурад Магомедов завоевал олимпийское «золото». Успешный бизнесмен возглавляет торговую группу «Шевалье», спонсирует многие соревнования, на чемпионатах России вручаются кубки его имени, участвует в формировании призовых фондов. Помогал российским командам выступить на олимпиадах в Барселоне, Атланте, Сиднее, за что получил правительственную награду. Контролирует палаточный бизнес в подземных переходах, из-за чего взрыв на Пушкинской в 2000 году связывали с покушением на его точки со стороны «кемеровских».

Л.И. Бойко в статье «Трансформация функций спортивной общественности» писал, что наши борцы-классики и единоборцы прочно соединены с правоохранительной тематикой. Друзья Анатолия Быкова, подопечные Шевалье Нусуева, соратники странно погибшего Ивана Ярыгина, наследники Александра Карелина, почему-то ставшего полковником налоговой полиции, - все они уважают силовую составляющую власти. Заместитель председателя Олимпийского комитета России, главный тренер борцовской сборной, а потом и полковник, глава спорта Министерства обороны Михаил Мамиашвили был любим журналистами за красивую биографию, многочисленные медали и интеллект. Однако его внезапно не пустили в США американские власти, обвинив в связях с мафией. Теперь он уже не командует армейским спортом. Как не командует уже больше года всем российским спортом и физкультурой бывший борец Борис Иванюженков. Его тоже, еще при должности министра спорта, по такому же обвинению скандально выдворили из Америки, убрали с поста и в России. Но Подольск остался его «вотчиной», успехи хоккеистов «Витязя» держат на плаву его авторитет. К сожалению, подобных примеров можно приводить много. Но сращению спорта и криминала «способствует» не только острая ситуация в нашем обществе.

Л.И. Бойко констатировал, что известный девиз «Быстрее, выше, сильнее» подчас воспринимается как проповедь беззастенчивой силы, карьерного роста не по способностям и мафиозного безграничного обогащения. Конечно, этому способствуют и типичные для спортсменов индивидуально-психологические особенности - такие, как разные виды агрессии, вспыльчивость, мстительность, обидчивость, бескомпромиссность.

А.Б. Ильин, разбираясь в причинах, указал, что российское спортивное движение давно уже на грани антиправового существования. И причины здесь, прежде всего экономические: низкая оплата труда и отсутствие государственного интереса к физкультуре и массовому спорту приводят к тому, что статистические данные показывают: из 195338 работников физической культуры и спорта 29 719 чел. (15,2%) не имеют специального образования, причем наибольшее число лиц без специального образования трудятся на должности тренера по какому-либо виду спорта (7413 чел.), учителя физической культуры в общеобразовательной школе (6529 чел.) и на должности работника спортивного сооружения (6315 чел.). Должности инструктора-методиста (2757 чел.), инструктора физической культуры детского дошкольного учреждения (1795 чел.) и работника аппарата спорткомитета (1030 чел.) занимают промежуточное место в шкале, характеризующей потребность в кадрах. И наименьшая потребность в кадрах в абсолютных показателях отмечается на должности преподавателя физической культуры учреждения начального профессионального образования (352 чел.), преподавателя среднего специального учебного заведения (304 чел.), преподавателя физического воспитания высшего учебного заведения (252 чел.) и работника аппарата совета ДСО (170 чел.).

Приведенные статистические материалы свидетельствуют о наличии спроса общества на физкультурные кадры различного профиля и его удовлетворение через систему высшего физкультурного образования. Но готовности к работе еще недостаточно. Для этого еще необходимо, чтобы место работы позволяло реализовать основные ценностные ориентации, связанные с трудовой деятельностью, было привлекательным для индивида.

Л.И. Лубышева констатировала: сфера физической культуры и спорта - это область индивидуальной и коллективной автономии, в которой существует хрупкий баланс между личным выбором и общественным регулированием и контролем.

 

АВТОР: Рекша Ю.М.