18.03.2012 3285

Некоторые аспекты морфологического, функционального и психического развития детей в экологически неблагоприятных условиях

 

В настоящее время большое значение придается проблеме оценки функционального состояния детей, проживающих в разных экологических условиях (Дмитриев А. Д., Косолапое А.Б., 1990; Шандала М.Г., Звиняцковский Я.И., 1991; Schlipkoter H.W., Rosicky В., Dolgner R., Pelech L., 1986; Lebowiz D.L., 1991; Raizenne M., Neas L.M., Damokosh A.I., Dockery D.W. et al., 1996; Tang F.C., Chen P.C., Chan C.C., et al., 1997). Решение этой задачи позволяет сделать еще один шаг к изучению закономерностей адаптации человека к неблагоприятным экологическим воздействиям (Казначеев В.П., 1980, Дмитриев Д.А., 1999).

С медико-биологических позиций наибольшее влияние экологические факторы городской среды оказывают на следующие процессы: 1) акселерация; 2) нарушение биоритмов; 3) аллергизация населения; 4) рост онкологической заболеваемости и смертности; 5) рост доли лиц с избыточным весом; 6) отставание физиологического возраста от календарного; 7) омоложение многих форм патологии; 8) абиологическая тенденция в организации жизни и др. (Коробкин В.И. и соавт., 2004).

Термин «физическое развитие» отражает состояние организма, фиксированное во времени (в момент исследования), это комплекс структурных и морфофункциональных свойств, определяющих дееспособность организма. Физическое развитие каждого человека определяется его наследственными свойствами и средой обитания, включающей характер питания, социальные воздействия и воспитание. Морфологические особенности человека предопределяют его физическое развитие и связанные с ним функциональные возможности, являясь при этом и показателями здоровья, и адаптивных способностей организма человека (Сердюковская Т.Н., 1979; Тегако Л.И. и соавт., 2003).

Физическое развитие детей и подростков является одним из интегральных показателей здоровья, чутко реагирующим на воздействия социально-гигиенических и экологических факторов окружающей среды. Информативность физического развития подтверждена довольно высокой положительной корреляционной связью со многими функциональными и структурными системами организма (Губарева Л.И., 2001).

Внешние воздействия могут ускорять или тормозить рост и развитие организма в зависимости от их интенсивности и направленности (Бретшнайдер Б., Курфюст И., 1989).

В последние десятилетия наметилась явная тенденция к ухудшению показателей физического развития детей и подростков: замедление темпов роста, нарастание дефицита массы тела и др. (Ямпольская Ю.А., 1993; Гигуз Т.Л. и соавт., 2003). По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в настоящее время в физическом развитии подрастающего поколения отмечается такое явление, как «грацилизация» телосложения: уменьшение всех широтных и обхватных размеров тела, наблюдается увеличение процента школьников, имеющих дефицит массы тела. В современной популяции школьниц увеличивается процент девушек, отстающих по биологическому возрасту от календарного. Это является неблагоприятным прогностическим признаком в плане дальнейшего ухудшения физического развития и репродуктивного здоровья детей (Кучма В.Р., 2003). Децелерация физического развития сопровождается снижением функциональных возможностей школьников.

Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей-подростков. Дистрофия призывников вышла в число ведущих причин отсева на призывных пунктах. Вместе с тем выросло и число подростков с избыточной массой тела. Таким образом, значительно меньше стало число призывников, у кого вес тела в пределах нормы (Смирнов Н.К., 2003).

Много раз отмечалась связь более быстрого созревания с урбанизацией; усиливающаяся «социализация» жизни при относительной гиподинамии сказывается на скорости онтогенетических процессов, ускорении психического развития в детском и подростковом возрасте. Однако при большой загрязненности среды, например, задымленности атмосферы, повышении концентрации ядовитых отходов химических производств, темпы развития могут замедляться. Этот процесс, по некоторым наблюдениям, более выражен у мальчиков (Хрисанфова Е.Н., 2002).

Большинство авторов однозначны в оценке влияния антропогенной нагрузки на темпы и уровень физического развития: отклонения в физическом развитии чаще регистрируются у детей проживающих на эколого-депрессивных территориях (Баранов А.А., Кучма В.Р., 1999; Васильев А.В., 2005).

У детей, проживающих в экологически неблагополучных условиях с высоким уровнем загрязнения атмосферы, жировая ткань распределяется неравномерно, а рост костной и мышечной тканей идет более медленными темпами, чем у детей из экологически благополучных местностей, что отрицательно сказывается на их физиометрических показателях (Николаев В.Г., 1999; Васильев А.В., 2005).

Важное место в адаптации, особенно к физическим нагрузкам, имеет состояние сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Кроме того, от состояния данных систем во многом зависит становление других систем организма подростка, поскольку, участвуя в процессах развертывания и реализации генетической программы, система кровообращения определяет развитие других систем растущего организма (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990; Губарева Л.И., 2001).

Ряд авторов (Дмитриев Д.А., 1999; Губарева Л.И., 2001; Милашечкина Е.А., 2005) отмечают снижение величины ЖЕЛ у детей в условиях загрязнения окружающей среды.

За приспособление к условиям окружающей среды организм ребенка расплачивается изменением состояния органов и функций, которые закрепляются в процессе эволюции в стойкие структурные и функциональные перестройки. Маркером характера адаптационных процессов, первым сигнализирующим о состояниях напряжения и патологии, является деятельность сердечно-сосудистой системы (Макарова В.И. и соавт., 1997).

Система управления сердечным ритмом представляется в виде двух контуров: центрального - источник корригирующих воздействий на синусовый узел сердца через нервные и гуморальные каналы; автономного - система, которая обеспечивает динамическую перестройку уровня функционирования синусового узла в связи с дыхательными изменениями кровенаполнения сердечных полостей. В этом контуре главную роль играют изменения тонуса ядер блуждающего нерва (Баевский P.M. и соавт., 1996). Автоматизм синусового узла в значительной мере зависит от изменений вегетативного тонуса (Games T.N., 1970; Okada М. et al., 1996; Curtis B.M., O'Keefe J.H.Jr., 2002). Синусовый узел является объектом функционального динамического взаимодействия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (Баевский P.M., 1968).

Анализ функционального состояния механизмов регуляции сердечного ритма также выявляет определенное их различие у детей в зависимости от экологической ситуации (Дмитриев Д.А., 1999; Губарева Л.И., 2001).

В настоящее время является общепризнанным, что на процесс полового развития оказывают влияние различные обстоятельства: наследственность, гестационные и неонатальные осложнения, хронические соматические заболевания, а также неблагоприятные климатические, экологические, социальные (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и другие факторы (Богданова Е.А., 2000; Гуркин Ю.А., 2001). Зубкова Е.Ю. (1999) отмечает факт более позднего наступления менархе, отсутствие регулярных месячных даже через два года после менархе у большинства обследованных девочек. Эти факты указывают на замедление процессов физического созревания детей и подростков.

Соматическое здоровье нельзя рассматривать в отрыве от психического здоровья и социального положения семьи (Дегтева Г.Н., 2003). По мнению

В.И. Медведева (1998), физиологические и психологические механизмы теснейшим образом взаимодействуют в процессе адаптации. Состояние человека в разных условиях существования можно охарактеризовать не только изменением в функционировании физиологических систем, но и особенностями протекания основных психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, а также изменениями в эмоционально-волевой сфере (Агаджанян Н.А., 2001). Невротическая тревога возникает при любом внутреннем конфликте, затрагивающем само восприятие и самооценку. Невротическая тревога является исходной точкой развития самых разнообразных невротических симптомов. Клинические проявления неврозов в детском и школьном возрасте имеют свои особенности, связанные с недостаточной зрелостью мозга и незавершенным развитием личности. Достаточно часто встречаются у детей и невротические депрессии (Ротенберг В.С, Бондаренко СМ., 1989).

По данным ряда исследователей (Исаев Д.Н., 1994; Смирнов Н.К., 1998; Антропов Ю.Ф., 2000), дети и подростки с такими нарушениями составляют до 80% учащихся общеобразовательных школ. По данным других авторов (Дербенев Д.П., 1997; Хамаганова Т.Г. и соавт., 2000) процент школьников средних и старших классов, имеющих невротические отклонения, колеблется от 20,0 до 66,7. Это позволяет считать проблему психического здоровья подрастающего поколения крайне актуальной.

В крупных промышленных регионах существует сложная система экологических, социальных воздействий на организм человека, в том числе неблагоприятных химических, физических и других факторов, что отражается на психике городского жителя, особенно в подростковом возрасте - критическом периоде (Личко А.Е., 1983; Краснов В.Н., 1994). Доказан рост нервно-психических расстройств у жителей этих регионов, преимущественно в молодом возрасте, в основном пограничного характера. Обычно это астено-невротические и другие дезадаптационные состояния, а также невротические и патохарактерологические отклонения (Сперанская Л.Ф., Семке В.Я., 1997; Гичев Ю.П., 2002).

Проживание подростков в экологически неблагоприятном регионе оказывает деструктивное влияние на психотопологические особенности, провоцируя изменчивость личностно-характерологических особенностей до степени пограничной аномальной личности с развитием переживаний в рамках пограничной психологии, вплоть до субклинических признаков пограничных психических расстройств (Ахвердова О.А., Боев И.В., Терещенко Э.В., 1999).

Так, большинство девушек-подростков, жительниц экологически неблагополучного района г. Волгограда, обследованных Андреевой М.В., Сивочаловой О.В. в 2000 году, характеризовались как эмоционально неустойчивые личности с теми или иными чертами, присущими неврозу.

По данным государственного доклада «О состоянии» (1997) в г. Невинномысске, являющимся экологически неблагоприятным районом, число заболеваний нервной системы и психических расстройств превышает на 25 и более процентов средние показатели по Ставропольскому краю.

Для предупреждения развития отклонений в психическом статусе необходимо выявление при невротических нарушений. В литературе этот вопрос представлен единичными исследованиями (Александровский Ю.А., 1976, 2000; Гарбузов В.И., 2001; Лысенко Л.В., 2003).

Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Под влиянием суммарной школьной нагрузки у учеников учащаются все функциональные отклонения, особенно астенические и невротические проявления, артериальная гипотония, понижение иммунологической резистентности адаптационной функции надпочечников (Громбах С.М., 1988; Ананьев Н.И., Блинова Е.Г., 2002; Смирнов Н.К., 2002, 2003).

Социальная среда сложно интегрируется с любой окружающей человека средой, и все факторы каждой из сред тесно взаимосвязаны между собой и испытывают объективные и субъективные стороны «качества среды жизни» (Реймерс Н.Ф., 1994). Эта множественность факторов заставляет более осторожно подходить к оценке качества среды жизни человека по состоянию его здоровья. Необходимо тщательно подходить к выбору объектов и показателей, диагностирующих среду.

Центральное место среди факторов, ведущих к нарушениям становления репродуктивной системы у девочек, занимают неблагоприятные социально-экономические условия. Неудовлетворительные социально-гигиенические условия способствуют прогрессированию отрицательного влияния экологических факторов окружающей среды на формирование физического и полового развития девочек (Богданова Е.А., 2000; Гуркин Ю.А., 2001; Андреева М.В. и соавт., 2002; Лебедева Т.Б., Баранов А.Н., 2003).

Стрессу в различных его формах подвержены практически все, и он способствует возникновению ряда дисфункций поведенческого характера, таких как тревожные состояния, депрессия и психосоматические нарушения (Еремин А.Л., 1997). По мнению Алдашевой А.А. (1984), психологические возможности организма или дополняют, или компенсируют физиологические реакции или же создают условия, на фоне которых физиологические реакции могут оптимальным образом раскрываться.

Уровень здоровья современных школьников определяет высокая распространенность заболеваний, нарушений в нервно-психическом и физическом развитии, значительная острая заболеваемость, негативным фактором становится повышающаяся распространенность само разрушительных видов поведения: курение, употребление алкоголя, наркотиков, связанное с риском половое поведение (Усанова Е.Н., 2005).

Центральная нервная система раньше других реагируют на неблагоприятные изменения в биосфере функциональными расстройствами, проявляющимися нарушением соматоэндокринного и психо-вегетативного обеспечения адаптационных возможностей организма, в значительной степени отражающих уровень здоровья человека (Белоокая Т.В., 1993; Гичев Ю.П., 1996; Копытенкова О.И.,1997; Дмитриева Н.В., Глазачев О.С, 2000; Brouwer A., Alhborg U.G., Van-den-Berg М. et al., 1995; Myers G.J., Davidson P.W., Shamlaye C.F., 1998).

Анализ результатов исследования функционального состояния ЦНС, проводимый Губаревой Л.И. (2001) у подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды, показал снижение её функциональных возможностей и, в первую очередь, способности к выработке дифференцировочных реакций, что может существенно сказаться на успеваемости школьников, овладении сложными профессиональными навыками и их адаптации к социальной среде.

В результате исследований Лысенко Л.В. (2003) было выявлено, что, химическое загрязнение окружающей среды существенно снижает скорость протекания нервных процессов и, соответственно, функциональную лабильность нейронов коры больших полушарий у мальчиков и девочек 12-13-летнего возраста. В совокупности со снижением способности к выработке дифференцировочных реакций это может свидетельствовать о деградации функциональных возможностей ЦНС.

Функционирование ЦНС и её реактивность в значительной мере зависят от конституционально-психотипологических основ индивида и обусловливают психологическую, психическую, личностную и поведенческую изменчивость в случаях длительного взаимодействия с неблагоприятными факторами. Анализ результатов исследования Волосковой Н.Н. (2000, 2003) показал различную степень личностной изменчивости у детей, зависящую преимущественно от степени выраженности клинических проявлений экзогенных органических расстройств ЦНС. Нейротоксический эффект эколого-химической среды обитания нарушает функционирование ЦНС, детерминирующей конституциональные механизмы адаптации, что, в свою очередь, определяет конституционально-типологическую аномальную изменчивость по вектору норма - патология у подростков 12-13 лет (Лысенко Л.В., 2003).

Какова будет реакция сомы и психики на дополнительный фактор внешней среды - инновационную форму обучения - вопрос, требующий своевременного разрешения, учитывая высокую экосенситивность растущего организма.

 

АВТОР: Прасолова О.В.