20.03.2012 5086

Совместная игровая деятельность и факторы актуализации и блокирования мотивов личностного участия старшеклассников

 

В исследовании В.А. Соловьевой возраст представлен как фактор, определяющий актуализацию мотивов, адекватных процессу социального развития личности. Отсюда, для исследования факторов, регулирующих мотивационную сферу личности старшеклассника, важно определить психологические особенности раннего юношеского возраста и специфику мотивации совместной деятельности. В социальном развитии личности Д.Б. Эльконин выделяет период от 11 до 17 лет. У 15-17 летних (старший школьный возраст) ведущей, по мнению исследователя, становится учебно-профессиональная деятельность, хотя общение остается значимым видом социальной деятельности. Согласно, позиции Д.И. Фельдштейна и И.С. Кона, главным и практически единственным эффективным средством воздействия на личность старшеклассника, является специально задаваемая и социально одобряемая групповая деятельность, поскольку в 15-17 лет у человека происходит активный поиск путей и форм развития средств реализации социальности.

Выделение задач социального развития старшеклассника, возрастных характеристик мотивационной сферы и групповой социальной деятельности позволит сформировать представление о факторах актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной деятельности.

Характеристики раннего юношеского возраста обусловлены актуальностью процесса социализации, оказывающего значительное влияние на процессы появления, реализации и прекращения действия ряда мотивов. Особое значение здесь имеет понятие зоны ближайшего развития, оформленное в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Это понятие задает необходимость определения актуального и ближайшего уровня развития старшеклассника, раскрытия особенностей совместной деятельности. При освещении актуального уровня развития старшеклассника следует говорить о «врастании в культуру» (А.Э. Шпрангер), определяемого сознательным выбором жизненного пути, своего будущего социального положения и способов его достижения. Зона ближайшего развития старшеклассников предполагает освоение пространства самосознания, личностной самоорганизации, саморегуляции, личностной рефлексии.

Формирование мотивационной сферы старшеклассника, обусловлено рядом процессов. В раннем юношеском возрасте происходит реализация потребности в духовной близости, взаимопонимании (Т.В. Драгунова, В.Е. Каган, И.С. Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн), формирование целостного представления о своей личности, обобщенного отношения к себе на основе анализа результатов в разных видах деятельности, мнений других людей, результатов самонаблюдения и самоанализа (Л.И. Божович, К.Н. Поливанова, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых). Происходит процесс самопознания и самоопределения старшеклассника, что связано с оценкой личностных возможностей, определением способов достижения желаемого и проектированием жизненного плана (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Формирование социально-психологической компетентности (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова) происходит на фоне стремления к достижению приемлемого статуса в социуме, приобретению коммуникативных умений. В старших классах продолжается освоение социального опыта в результате активной совместной деятельности (Б.Г. Ананьев, B.C. Мухина), происходит дальнейшее расширение социальной сферы при сохранении достаточной степени индивидуализации (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Эти характеристики отражают два основных направления социального развития личности в раннем юношеском возрасте: формирование самосознания и достижение социальной зрелости. Формирование самосознания происходит через открытие собственного внутреннего мира, осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальности, формирование целостного представления о самом себе, осознание необратимости времени и определение жизненного плана, перспективной стратегии. Под достижением социальной зрелости следует понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой - принятие ответственности за собственную жизнь и самого себя. Обобщая представленный материал, мы можем выделить особенности мотивации старшеклассника в соотношении с направлениями социального становления в этом возрасте.

Задача формирования самосознания и мировоззрения в мотивационном плане предполагает расширение осознанной части мотивационной сферы, склонность к определению результатов и причин собственного поведения и поведения других людей, упрочение системы норм и ценностей, влияющей на ранжирование элементов мотивационной сферы личности. Происходит расширение временной характеристики мотивации, формирование «внутреннего плана действий» и активная реализация многообразной системы побуждений. Многочисленными авторами выделяется также переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим идеалом.

Задача достижения социальной зрелости связана с формированием социальной направленности мотивационной сферы. Освоение разнообразных форм и видов совместной деятельности предполагает увеличение социальных контактов и определение собственного места в социальной структуре. В теоретической литературе обращается внимание на появление сознательного контроля над собственной системой мотивов и аффективными реакциями, на развитие системы собственных сознательно-волевых постановлений, на проявление разнообразных побуждений к совместной деятельности, для приобретения нового социального опыта. Важно, что стремление к осознанию мотивов участия в совместной деятельности происходит в процессах самопознания и самоопределения, осуществляемых старшеклассником с помощью взаимодействия в группе сверстников.

Сегодня особенно остро внимание исследователей привлечено к неформальным группам старшеклассников. Стихийная юношеская группа склонна к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых. В таких группах возникает узкогрупповая мораль, которая в искаженном виде представляет «взрослые» нормы и ценности. Но среди стихийных групп старшеклассников можно выделить самодеятельные неформальные группы, которые несут социально значимое конструктивно-преобразующее начало, имеют свои цели, задачи, программу действия. Как правило, подобные группы формируются на основе некой общности в эстетических вкусах, приверженности к отдельным музыкальным течениям, танцевальным направлениям, экстравагантной моде. Причиной, порождающей такие групповые объединения, нередко служит чрезмерная регламентация деятельности и отсутствие организованных областей для реализации интересов старшеклассников. Следовательно, для процесса социализации личности важно регулировать совместную деятельность групп старшеклассников, предоставляя возможность свободного выбора занятий, широкой реализации интересов, беспрепятственного формирования своеобразной субкультуры, атрибутики, сленга. В любом случае мотивообразующими воздействиями выступают характеристики совместной деятельности, отвечающие задачам возрастного развития, либо затрудняющие их реализацию. Значит, на актуализацию и блокирование мотивов участия в совместной деятельности влияет адекватность осуществляемой деятельности тем актуальным задачам социализации, которые человеку необходимо решить на определённом этапе развития.

Определим перечень возможных характеристик совместной деятельности, актуализирующих и блокирующих мотивы участия в ней, отвечающих особенностям мотивации старшеклассника в соотношении с задачами социального становления в этом возрасте и особенностями групп старшеклассников. Это - социальность, многоплановость и комплексность, рефлексивность совместной деятельности и субъектность её осуществления.

Социальная направленность совместной деятельности. (Г.М. Андреева, Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.) Принимая во внимание ценность общения в юношеском возрасте, можно утверждать о соответствии любого вида совместной деятельности интересам и потребностям ребёнка, «опредмечивание» которых приводит к формированию социально-психологической компетентности. Вместе с тем, возможность осуществления деятельности в группе референтных лиц вызывает стремление старшеклассника к участию в совместной деятельности. В этом случае актуализируются и играют приоритетную роль мотивы совместности, причастности к значимой группе.

Многоплановость и комплексность совместной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Славина, Г.А. Цукерман и др.). Одно из необходимых условий комплексного и разностороннего развития способностей человека - многоплановость и разнообразие осуществляемых им действий. Совместная деятельность, обладающая широкими возможностями для реализации разнообразных характеристик личности старшеклассника, способствует вовлечению ребёнка в процесс взаимодействия с окружающим миром и людьми. Основными актуализированными мотивами в данном случае выступают мотивы достижения, самореализации.

Осуществление рефлексии совместной деятельности. Для оптимизации развития личности в совместной деятельности человеку необходимо учитывать все аспекты данной деятельности и отражать их влияние на собственные изменения. В этом плане отметим исходную для нашего исследования идею А. Петровского о двух задачах, решаемых субъектом в деятельности: объектно-ориентированной задаче, направленной на познание внешнего объекта, и субъектно-ориентированной задаче, направленной на познание субъектом самого себя. Рефлексия необходима человеку для преодоления затруднений в непосредственной деятельности. Рефлексия позволяет старшекласснику осуществлять осознание собственных целей, способов действия, отражать занимаемую позицию и место в группе, понимать характерологические особенности собственной личности и _ особенности взаимодействия с другими представителями группы. В этом случае приоритетную роль играют мотивы самопознания и повышения эффективности осуществления совместной деятельности.

Субъектность осуществления совместной деятельности (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.П. Иванов, И.В. Кондаков, А.Н. Леонтьев, В.М. Розин, СЛ. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и др.). Способы взаимодействия, предполагающие самостоятельность в выборе содержания и форм осуществления деятельности, ответственность старшеклассника за принятые решения дают возможности для проявления субъектности ребёнка. Обратим внимание, что важной особенностью совместной деятельности является такое понимание «коллективного субъекта», когда находится возможность проявления субъекта индивидуального. Это, в свою очередь позволяет обеспечить разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и распределение их между участниками.

Из рассмотренных особенностей совместной деятельности, соответствующих задачам социального развития в раннем юношеском возрасте, выделим те, что могут оказывать влияние на блокирование мотивов участия в ней старшеклассника: отсутствие в совместной деятельности возможностей для индивидуализации и обособления старшеклассника; предполагаемое или реальное осуществление совместной деятельности в группе нереферентых лиц, наличие конфликтных взаимоотношений; отсутствие содержания деятельности, ориентированного на развитие личности старшеклассника, способствующего самопознанию; отсутствие в деятельности возможностей осуществления самостоятельного выбора, проявления личных интересов, принятия собственных решений.

Мотивообразующими факторами деятельности являются личностные особенности старшеклассника, проявляющиеся в особенностях формирования мотивационной сферы. На основе появления социально обусловленной мотивации происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций. Процесс формирования мотивационной системы характеризуется интеграцией стихийно формирующихся побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию единой, целостной мотивационной системы личности. Выделяя вслед за В.Г. Асеевым содержательную и динамическую стороны мотивации, определим характеристики мотивационной сферы личности старшеклассника.

Динамическая сторона мотивации старшеклассника проявляется в формировании иерархической мотивационной структуры (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович). Происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения и деятельности. Внутренней характеристикой мотива становится его устойчивость - период, в течение которого данное побуждение в состоянии удерживаться, несмотря на актуализацию и конкуренцию других побуждений, на трудности и функционально-энергетические затраты; максимальные временные возможности, потенциал. В раннем юношеском возрасте устойчивость элементов мотивационной сферы повышается в связи с увеличением осознанности осуществляемых действий. В содержательной характеристике мотивации старшеклассника значительную роль играют интересы (Ш. Бюллер, Л.С. Выготский, О. Кро, В. Петере), развивающееся самосознание. Решения приобретают у старшеклассника все большую социальную направленность. Развивается целая система сознательно-волевых постановлений: требований к себе, правил, норм поведения, принципов жизни и способов осуществления совместной деятельности. Соотношение динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации определяется тем, что формируется система соподчинения различных мотивационных тенденций, которые возникают на основе сознательно принимаемых намерений. Тенденция к расширению временной перспективы побуждений (К. Левин) приводит к осознанию жизненных целей и идеалов. Совмещение реализуемых побуждений, сопоставление различных смыслов деятельности дает начало сознательному уровню регуляции поведения, позволяет планировать деятельность, осуществлять содержательно-смысловую работу по поиску и формированию основных ценностей, норм и направленности поведения. Мотивационное поле расширяется, благодаря чему осуществляется прогноз последствий планируемых действий и поступков, происходит обоснованное принятие решений и формирование намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению.

Обобщая характеристику мотивационной сферы старшеклассника, определим возможные факторы актуализации и блокирования мотивов участия его в совместной деятельности.

Факторы актуализации мотивов участия старшеклассников в совместной деятельности связаны с осознанностью мотивов участия в совместной деятельности и необходимости их реализации; с позитивным восприятием старшеклассником совместной деятельности. На позитивное восприятие оказывает влияние оценка незначительности функциональных затрат для реализации мотива участия в совместной деятельности, складывающаяся на основе имеющегося опыта осуществления совместной деятельности, знаний о способах её осуществления и умений осуществления в ходе такого рода деятельности конкретных действий, операций.

Факторами актуализации мотивов участия старшеклассника в совместной деятельности также могут являться оптимальная насыщенность совместной деятельности, её дискретность; субъектность её осуществления и наличие возможностей для осуществления индивидуальной деятельности; наличие у старшеклассника жизненного плана, перспектив и возможность их реализации в совместной деятельности. Во временном аспекте, скорее всего, важно субъективное представление старшеклассником о меньшем времени реализации мотива в совместной деятельности, чем о времени осуществления самой совместной деятельности. В содержательном аспекте, вероятно, имеет значение сформированность плана совместной деятельности и плана собственных действий, адекватного имеющимся способам и личностным возможностям.

Факторы блокирования мотивов участия старшеклассников в совместной деятельности: широта и недостаточная определённость мотивационной сферы. Особенно это проявляется в случае, когда совместная деятельность не отвечает реализации приоритетных мотивов, когда возможности совместной деятельности сталкиваются с косностью и ригидностью системы побуждений. Блокирующими факторами могут служить также высокая конкуренция побуждений к другой деятельности или к завершению совместной деятельности, приоритетность осуществления индивидуальных форм деятельности; восприятие лёгкости планирования и реализации совместной деятельности, рассогласование плана осуществления деятельности и тех способов действия, которыми владеет старшеклассник. Прекращение участия старшеклассника в совместной деятельности может происходить, если наблюдается ограниченность в средствах и ресурсах её осуществления, отсутствие понимания о способах и этапах её реализации, умения планирования и проектирования совместной деятельности. Вместе с этим, сложность процессов анализа и рефлексии могут вызывать стихийность участия в совместной деятельности, а неосознанность осуществляемых действий может привести к случайности реагирования и импульсивности. Вероятно, на блокирование мотивов участия старшеклассника в совместной деятельности влияет многочисленность пауз и их длительность.

Осуществление деятельности совместной определяет влияние на мотивацию личности таких феноменов, как социальные требования, ожидания, нормы и критерии исполнения социальных ролей. Межличностное общение в ходе совместной деятельности дает возможность эмоционального контакта, чувства солидарности, эмоционального благополучия. Отсутствие и затруднение межличностного общения часто ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии и установлении межличностных контактов. Отсюда, такие факторы, как: уровень тревожности, уровень самооценки, наличие или отсутствие умений в коммуникации и установлении межличностных контактов, степень направленности на общение влияют на актуализацию и блокирование мотивов участия старшеклассника в совместной деятельности.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно для определения факторов актуализации и блокирования участия старшеклассника в совместной игровой деятельности, так как это свойство во многом обусловливает его поведение. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная - особенность активного деятельного человека.

Разрабатывая методологические проблемы социально - психологического исследования, Г.М. Андреева и А.В. Петровский сформулировали наиболее общий принцип деятельности в социальной психологии: конкретные социально-психологические феномены могут быть объяснены исходя из анализа содержания деятельности, которую выполняют личность или группа. Для анализа содержания совместной деятельности, необходимо принять во внимание множество её разновидностей. На основе структурных отличий и отличий в процессах формирования и развития в них коллективного субъекта выделяются игровая, учебная, трудовая и другие виды совместной деятельности. Общепризнано существование для каждой деятельности специфических факторов актуализации и блокирования мотивов участия личности в ней (Т.Л. Бадоев, Ф. Герцберг, В.Н. Дружинин, Н.Л. Ильина, Ф.Н. Ильясов, С.Б. Каверин, Е.А. Климов, В.И. Ковалёв, И.Г. Кокурина, В.А. Корчмарюк, С.И. Крягжде, М.И. Магура, А.К. Маркова, Э. Мейо, Ф. Тейлор, Э.С Чугунова, В.Д. Шадриков и другие). В психологической школе А.В. Петровского развитие получила социально-психологическая теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе и групповой активности. В понимании автора этой теории, все социально-психологические феномены в группе детерминируются содержанием совместной деятельности.

Составляющими понятия совместная игровая деятельность являются представления об игровой деятельности, совместной деятельности. Рассмотрим особенности представлений о данных феноменах.

Игровая деятельность как самостоятельное понятие в большей части энциклопедической литературы представлена как «символико - моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста» (Д.Б. Эльконин). В основе игровой деятельности лежит использование символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение операций в рамках установленных правил. В работах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина игра предстаёт как особая «форма деятельности, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта». Моделирование в игровой деятельности старшеклассников социальных отношений сопровождается, как правило, проблематизацией, целеполаганием, планированием, анализом и рефлексией осуществляемых действий. Это частично нашло своё подтверждение в работах Р.С. Алпатовой, Г.К. Крюковой, М.Л. Мухаровой, Н.Ю. Посталюк, В.М. Филатова, С.С. Часнока и др.

В настоящей работе совместная деятельность понимается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Таким образом, совместная деятельность является сложным специфическим процессом, обладающим специфическими закономерностями, несводимым к образующим его деятельностям отдельных индивидов. Этот процесс детерминируется целой системой факторов.

На основе совмещения понятий игровой деятельности и деятельности совместной охарактеризуем феномен совместной игровой деятельности. Итак, совместная игровая деятельность - это символико-моделирующий тип деятельности коллективного субъекта, в основе которого лежит использование символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие ролей и функций и выполнение операций в рамках заданных правил взаимодействия.

Следует отметить, что социальное становление личности старшеклассников происходит в социальной деятельности. Согласно Д.И. Фельдштейну, главным и практически единственным эффективным средством воздействия на личность старшеклассника является специально задаваемая и социально одобряемая групповая деятельность. Одной из существующих организационных форм, предназначенной для формирования социального опыта является социально-ориентирующая совместная игровая деятельность или социально-ориентирующая игра.

Представляя феномен социально-ориентирующей игры, обратимся к рассмотрению составляющих самого понятия: социальность, ориентация, игра. Исследование природы социальности относится к одной из серьезных проблем социальной психологии. Анализ научных воззрений на биологическую и социальную детерминацию психики (М. Болдуин, В. Вундт, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм, Р. Заззо, Дж. Мид, Д.Б. Эльконин и другие) приводит нас к выводу, что социальность является характеристикой взаимосвязи личности с социумом и проявляется в процессе развития личности. Анализируя природу социального, Д.Е. Краснопольский пишет: «социальность - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга». Таким образом, социальность представляет собой совокупность отношений между людьми и реализуется через всевозможные виды совместной деятельности. Социальная направленность совместной игровой деятельности основывается на положении об игре как «социокультурной форме совместной деятельности, складывающейся на основе процесса имитации образцов бытия и при оформлении стихийного процесса под воздействием определенного типа внешней социокультурной необходимости во временной идентификации с тем или иным типом жизни».

Ориентация как термин имеет различные толкования: направленность действий субъекта и выбор им такой направленности; побуждение, предписание действовать определенным образом; умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо. Ориентация в структурно-функциональной теории Т. Парсонса - это способность субъекта действия вычленять объекты из окружающей среды (познавательная или когнитивная ориентация); различать объекты, имеющие значение для удовлетворения его потребностей (катектическая ориентация); производить сравнительную оценку объектов в плане направленности действий (оценочная ориентация). Т. Парсонсом выделяются ориентация на предписание (ожидание действий, связанных с предписанными целями достижение цели) и ориентация на достижение цели. Любая из них могут нести экспрессивную окраску, эмоционально окрашивая отношение субъекта к объектам и процессам деятельности. Вместе с тем, признаётся наличие инструментальной ориентации - ориентации на определенный объект или вид деятельности, рассматриваемые как средство достижения целей. Основными видами ориентации субъекта выступают мотивационная и ценностная ориентация, причём каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональный и оценивающий аспекты. Это означает, что социально-ориентирующая совместная игровая деятельность позволяет обеспечить аффективно-инструментальную направленность субъекта на достижение осведомленности в сфере общественной жизни человека. Согласно теории Т. Парсонса, наличие мотивационной ориентации обеспечивает вовлечение человека в социальную деятельность через осознание окружающей среды и себя в ней, оценку возможности достижения собственной цели и позитивное эмоциональное отношение к этой деятельности. Это положение прямым образом соотносится с используемым в терминологическом аппарате нашего исследования понятием включенности личности в совместную деятельность. Следовательно, участие в социально-ориентирующей совместной деятельности формирует у человека осведомлённость в области социальных процессов и отношений, а в последующем позволяет достигать высокой степени включения в социальную сферу жизнедеятельности.

Игре как таковой посвящено значительное количество научных исследований. Основные научные подходы к объяснению причинности появления игры следующие: теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г. Шурц); теория инстинктивности, функции упражнения (Ф.Я. Бейтендейк, К. Гросс, В. Штерн); теория рекапитуляции и антиципации (А. Валлон, Н. Вуарен, Э. Геккель, Г. Холл); теория функционального удовольствия и реализации врожденных влечений (А. Адлер, К. Бюлер, 3. Фрейд). Также вклад в исследование игры внесли положения теории духовного начала (М.М. Бахтин, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, А.И. Соколов, Й. Хейзинга); теории отдыха в игре (А. Валлон, М. Лацарус, X. Штейнталь); теории духовного развития ребенка в игре (Л.С. Выготский, К. Левин, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин); теории воздействия на мир через игру (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Узнадзе). Функции игры раскрыты во взаимосвязи её с искусством и эстетической культурой (Г. Спенсер, Платон, Ф. Фребель, Ф. Шиллер); в положениях о труде как источнике появления игры (В. Вундт, П. Лафарг, Г.В. Плеханов); в теории абсолютизации культурного значения игры (Г. Гессе, С Лем, X. Ортеган-Гассет, Й. Хейзинга).

Игра рассматривается, как «главное содержание жизни ребёнка»; «особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность»; «социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру)»; «социально-педагогическая форма организации всей детской жизни, «детского общества». Являясь важной сферой жизни дошкольника и младшего школьника, игра остаётся значимой формой совместной деятельности в юношеском возрасте. А. Адлер показал возможности использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. В исследованиях Н. Миллера, Дж. Долларда, Р. Сирса, Дж. Уайтинга и других ученых рассматривается проблема социализации через «социальное научение». В отечественной науке положения теории игры в аспекте выяснения ее социальной природы обозначали игру как важнейший источник развития сознания, произвольности поведения личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие). Теоретические положения игры А.А. Либерман обобщает в основных моментах, отражающих основные её возможности: игра способствует формированию мотивационной готовности к деятельности, освоению позиционно-ролевой структуры общества.

Специфика игровой деятельности старшеклассников, как показывают исследования К.Н. Поливановой и А.А. Либермана, проявляется в следующем:

- в категории «общественного взрослого» для групп старшеклассников выступают не только родители, родственники и воспитатели (как у дошкольников), но и разнообразные социальные структуры и сообщества, которые воспроизводят и презентируют идеальное взрослое общество;

- игра старшеклассников, в отличие от игры дошкольников, должна иметь моделирующий характер;

- результатом освоения игровой деятельности у дошкольников является формирование ролевой структуры, у старшеклассников в результате складываются (или остаются ролевыми) позиционные нормы взаимодействия с социальными структурами и сообществами;

- в отличие от осваиваемых дошкольниками сюжетов и ролей, сюжеты и роли, осваиваемые современными старшеклассниками, детерминируются их принадлежностью к различным социальным группам. Участниками совместной игровой деятельности осваиваются социально приемлемые механизмы перехода из страты в страту.

Выделим особые характеристики, отличающие совместную игровую деятельность от других видов деятельности, которые влияют на мотивацию участия в ней личности. Содержание задачи в совместной игровой деятельности обусловлено содержанием самой деятельности и процессом участия в игре. Согласно А.В. Петровскому и Л.Б. Ительсону «целью является сама осуществляемая «деятельность», а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью». Роль, игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), сюжет и содержание совместной игровой деятельности имеют дополнительную смысловую и функциональную нагрузки, влияющие на мотивацию участия. Группа в совместной игровой деятельности выступает по отношению к каждому участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение принятой участником роли. В совместной игровой деятельности выделяются реальные (межличностные) и игровые отношения (формирующиеся в соответствии с принятыми ролями).

В настоящее время широкое распространение получают исследования совместной игровой деятельности, связанные с поиском условий по формированию социального опыта. Авторы этих исследований представляют процесс моделирования ребенком социальных отношений (В.Я. Воронова, О.С. Газман, В.М. Григорьев, Р.И. Жуковская, С.Н. Карпова, Т.Е. Конникова, Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, СЛ. Новоселова, ЭЛ. Паничева, П.Г. Саморукова, АЛ. Усова, М.Г. Яновская и другие). Как пишут - НЛ. Аникеева, С.И. Кронин, Б.В. Куприянов, Т.Е. Орлова, В Л. Пивченко, М.И. Рожков, И.И. Фришман ЭЛ., Шарипов и другие, можно определить, что главным такого рода совместной игровой деятельности является создание ситуаций выбора в имитируемой социальной деятельности.

При рассмотрении социально-ориентирующей характеристики совместной игровой деятельности старшеклассника, раскроем вслед за А.Л Журавлёвым, В.В. Кириенко, А.А. Русалиновой, Н.Т. Толмачёвым, Е.В. Шороховой, социально-психологические процессы совместной деятельности и их влияние на процессы актуализации и блокирования мотивов участия в ней старшеклассника. На основе существующего практического опыта, отразим специфику совместной игровой деятельности групп старшеклассников.

- Групповое целеобразование и целеполагание. В процессе осуществления совместной игровой деятельности важно единство в понимании общей цели совместной игровой деятельности и предполагаемых задач, отсутствие процесса группового целеполагания приводит к снижению эффективности совместной игровой деятельности и рассогласованию индивидуальных целей с общей целю совместной игровой деятельности. Выраженное несоответствие индивидуальной и общей целей деятельности блокирует мотив участия старшеклассника в совместной игровой деятельности.

- Групповое мотивообразование и мотивирование. Важную роль здесь играет положительный социально-психологический климат коллектива (СПК). При благоприятном СПК существенно возрастает побуждение работать совместно, мотивационная структура группы сопровождается высоким уровнем включенности в совместную игровую деятельность. В условиях неблагоприятного социально-психологического климата у старшеклассника доминирует предпочтение играть индивидуально. Мотивация к осуществлению совместной игровой деятельности связана с привлекательным для старшеклассника процессом игрового моделирования и осуществлением игровой роли.

- Распределение индивидуальных деятельностей среди участников совместной игровой деятельности. Чёткость и строгость в распределении функций, соответствие функций возможностям членов группы, формирование эффективной организационной структуры группы актуализирует мотивы участия в совместной игровой деятельности старшеклассников. Отсутствие конкретности в определяемых функциях для старшеклассника и стихийная организация индивидуальных деятельностей может привести к блокированию мотивов участия старшеклассников в совместной игровой деятельности.

- Объединение индивидуальных игровых деятельностей в единую совместную игровую деятельность. Согласование выполнения совместной деятельности. Интенсивность процесса интеграции, единое информационное поле деятельности, гибкость в организационной структуре группы, своевременное перераспределение функций в соответствии потребностями участников и характеристиками ситуации группы актуализируют мотивы участия в совместной игровой деятельности старшеклассников. Разъединение усилий участников группы по достижению целей приводит к распаду коллективного субъекта совместной игровой деятельности и блокирует мотивы осуществления совместной игровой деятельности.

- Групповое оценивание индивидуальных вкладов и общих конечных результатов совместной деятельности. Справедливая групповая оценка вклада участника совместной игровой деятельности, сопряжённая с его адекватной субъективной оценкой своей индивидуальной игровой деятельности подкрепляет актуализацию мотивов участия в совместной игровой деятельности. Отклонения групповой оценки или субъективной оценки участника в сторону завышенной или заниженной степени могут оказывать как актуализирующее, так и блокирующее влияние на мотивы его участия в совместной игровой деятельности.

Все эти характеристики можно отнести к критериям оценки уровня организованности малой группы. Организованность группы является одной из важнейших предпосылок эффективности групповой деятельности (А.С. Чернышев).

Опираясь на вышеизложенные положения, рассматривающие совместную игровую деятельность, мы можем расширить перечень факторов, влияющих на актуализацию и блокирование мотивов участия в ней старшеклассника. Наряду с личностными характеристиками старшеклассника, актуализацию и блокирование мотивов его участия в совместной игровой деятельности определяется рядом организационно-игровых, социально-психологических и целевых факторов. Это социально-ориентирующий характер цели совместной игровой деятельности, условия достижения групповой и индивидуальной целей, уровень эффективности групповой организации, наличие возможностей по достижению цели и соответствующее функциональное распределение членов группы; характер оценки полученного результата личностью и группой.

Актуализация мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности достигается совокупностью факторов, обеспечивающих оптимальность содержательной и динамической сторон мотивационной сферы личности. Механизм блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности действует при выполнении хотя бы одного из условий содержательного или динамического характера, переводящих мотивационные факторы в потенциальные зоны мотивационной сферы старшеклассника.

Учитывая анализ содержательно-динамических особенностей мотивации старшеклассника в совместной деятельности, представим факторы актуализации и блокирования мотивов участия старшеклассника в совместной игровой деятельности. Выделим основные группы актуализирующих и блокирующих факторов, связанных с характеристиками личности старшеклассника, с характеристиками совместной деятельности и в частности совместной игровой деятельности старшеклассника.

- Актуализирующие и блокирующие факторы личностного участия в совместной игровой деятельности, связанные с личностными характеристиками старшеклассников. Актуализирующим фактором, отвечающим характеристике личности старшеклассника, может служить высокая степень выраженности потребности личности в достижении, ориентации на результат. Это создаёт основу для формирования разнообразных мотивов участия старшеклассника в деятельности и прежде всего, мотива получения искомого результата. Вместе с тем, высокую значимость для формирования мотивов участия в деятельности могут иметь высокая степень выраженности общительности; высокий уровень общей заинтересованности; низкий уровень тревожности личности; компетентность её осуществления.

Блокирующими факторами, связанными с особенностями личности старшеклассника предположительно выступают направленность на избегание риска, низкий уровень общей заинтересованности, низкий уровень общительности, тревожность личности, отсутствием компетентности в сфере осуществления деятельности, субъективное восприятие участником недостаточности собственных возможностей для решения задач в деятельности; сложности или чрезмерной лёгкости деятельности, выполняемых действий и операций.

- Актуализирующие и блокирующие факторы мотивации личности, связанные с условиями осуществления совместной игровой деятельности. Актуализирующими факторами могут служить социальность совместной деятельности: многоплановость и комплексность совместной деятельности; рефлексивность совместной деятельности; субъектность её осуществления. Большую роль для формирования мотивов участия старшеклассника в совместной деятельности играют так же разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками; координация индивидуальных деятельностей. Важно отметить влияние на формирование мотивационной сферы характеристик единого пространственно-временного пребывания и функционирования участников совместной деятельности, которые должны удовлетворять основные потребности участника. Высокую предположительно значимость имеют позитивные взаимосвязи и взаимозависимости членов группы, осуществляющих совместную деятельность.

Среди факторов, блокирующих мотивы участия старшеклассника в совместной деятельности, мы предположительно можем выделить неадекватность когнитивного соотношения задач и возможностей совместной деятельности имеющимся потребностям личности старшеклассника, интересам и увлечениям; неэффективное управление совместной деятельностью или его полное отсутствие. Возможно, характеристики единого пространственно-временного пребывания и функционирования участников совместной деятельности, не отвечающие удовлетворению основных потребностей, так же блокируют образование мотивов в сфере совместной деятельности.

Блокирующее влияние на мотивацию участия старшеклассника в совместной деятельности может оказать отсутствие возможностей для индивидуализации, обособления старшеклассника, предполагаемое или реальное осуществление совместной деятельности в группе нереферентых лиц, наличие конфликтных взаимоотношений.

- Актуализирующие и блокирующие факторы мотивации участия старшеклассников в совместной игровой деятельности, определяемые её собственными характеристиками. К актуализирующим факторам мотивации в этой области можно отнести непосредственные особенности совместной игровой деятельности старшеклассников: её коммуникативный характер, гармоничное соотношение коллективности и индивидуальности в процессе её организации совместной игровой деятельности, соревновательность, интенсивность происходящих стихийных и специально организованных событий, имитационность совместной игровой деятельности. Сложная и многоплановая структура совместной игровой деятельности, обеспечивающая вариативность характера участия в ней старшеклассника, предоставляет широкие возможности для построения индивидуальной деятельности и реализацию имеющихся интересов. На формирование мотивов осуществления совместных игровых действий влияет единство в понимании общей цели совместной игровой деятельности и предполагаемых задач, наличие процесса группового целеполагания; интенсивность процесса интеграции в условиях организации программы, единое информационное поле деятельности, гибкость в организационной структуре группы, своевременное перераспределение функций в соответствии потребностями участников и характеристиками ситуации группы. В ходе осуществления совместной игровой деятельности на включения старшеклассника оказывает воздействие оптимальная для него насыщенность и дискретность совместной игровой деятельности, оптимальное соотношение межличностного и ролевого общения, гармоничное соотношение группового оценивания индивидуальных вкладов личности и оценки личностью старшеклассника конечных результатов совместной игровой деятельности.

Факторами, блокирующими мотивы участия старшеклассника в совместной игровой деятельности, могут служить недостаточность аналитико-рефлексивного сопровождения осуществляемых действий в совместной игровой деятельности или чрезмерное аналитико-рефлексивное сопровождение совместной игровой деятельности старшеклассника; отсутствие структурированности процесса совместной игровой деятельности либо жёсткая регламентация предполагаемых действий. Отсутствие в совместной игровой деятельности содержания, ориентированного на развитие старшеклассника и способствующего его самопознанию, может блокировать мотивы участия старшеклассника в ней. Влияние на блокирование мотивов участия старшеклассника в такого рода деятельности предположительно оказывает выраженное несоответствие индивидуальных и общей целей деятельности, наличие несогласующихся индивидуальных мотивов в группе старшеклассников, разъединение усилий участников группы по достижению цели.

Обращая внимание на детерминацию социально-психологических феноменов содержанием совместной деятельности, мы акцентируем внимание на особенностях совместной игровой деятельности. Она представляет собой символико-моделирующий тип деятельности коллективного субъекта, в основе которого лежит использование символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие ролей и функций и выполнение операций в рамках принятых правил взаимодействия. Участие в особом виде совместной игровой деятельности - социально-ориентирующей игре - имеет свои мотивационные особенности. Они определяются содержанием социально-ориентирующей игры, формирующей осведомлённость в области социальных процессов и отношений. Теоретический анализ показал, что мотивационно-регулятивными характеристиками совместной игровой деятельности являются следующие: содержание задачи; характер и содержание исполнения игровой роли; организованность группы, функциональная реальная и игровая ролевая структура группы.

При рассмотрении социально-ориентирующей игры старшеклассника мы видим, что актуализация и блокирование мотивов его участия в совместной игровой деятельности определяется рядом психологических, организационных и содержательных особенностей совместной игровой деятельности. В эти особенности, наряду с некоторыми индивидуальными характеристиками старшеклассника, включаются социально-ориентирующий характер содержания совместной игровой деятельности, организационные условия достижения групповой и индивидуальной целей, уровень организованности группы, наличие возможностей по достижению цели и соответствующее функциональное распределение членов группы; характер оценки полученного результата личностью и группой.

 

АВТОР: Ручко Л.С.