20.03.2012 6937

Основные тенденции модернизации системы начального и среднего профессионального образования в зарубежной и отечественной практике

 

Совершенствование процесса обучения, поиск прогрессивных моделей его организации, структур учебных заведений занимает одно из центральных мест в развитии начальной и средней профессиональной школы и в целом - профессионального образования. Среди отечественных исследователей определенный вклад в разработку этих проблем внесли П. Атутов, А.П. Беляева, А.В. Батышев, Н.Л.Демкина, К.А. Кубарев, A.M. Новиков, Л.В. Савельева, Т.Б. Сафарова, И.П. Смирнов, В.Г. Соловьянюк, В.А. Яровенко и др.

Теоретический анализ литературы позволяет выявить не только интересный, но и ценный в педагогическом отношении опыт осуществления образовательно-воспитательного процесса в системе начального и среднего профессионального образования как за рубежом, так и в России.

Заметим, что в последние годы в ведущих странах Запада ведется активный поиск перспективных направлений развития начальной и средней профессиональной школы.

К примеру, в Великобритании профессиональное образование представлено системой ученичества и внутрифирменной (внутрипроизводственной) подготовкой специалистов на основе ученичества.

Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится от 4 до 5 лет. Срок обучения определяется объединениями работодателей по соглашению с профсоюзами в зависимости от специфики профессии и требуемого уровня квалификации.

В учебном договоре фиксируется предоставление учащемуся одного дня в неделю для теоретических занятий, причем первый год обучения, как правило, полностью посвящен занятиям в каком-либо специализированном учебном заведении.

Однако в настоящее время ученичество не удовлетворяет современные потребности общества в квалифицированных кадрах ни по срокам, ни по качеству подготовки из-за чрезмерно узкой специализации. Поэтому в традиционную систему ученичества практика вносит свои коррективы. Например, для подготовки специалистов средней квалификации организуются курсы с полугодичным и более сроком обучения с полным отрывом от работы. Широкое распространение получает внутрифирменная форма подготовки квалифицированных кадров. Ее преимуществом является более широкая, по сравнению с обучением только на рабочем месте, теоретическая подготовка. Однако и эта форма обучения имеет некоторые недостатки. Так, теоретическая подготовка нередко не способна уловить быструю смену техники, материалов, ассортимента продукции, пользующейся спросом, обладает инертностью по отношению к требованиям развития производства.

В этой связи на крупных британских предприятиях в последние годы создаются учебные центры, призванные решить проблему синтеза внутрифирменной и внутрипроизводственной форм подготовки кадров. Учебные курсы в центрах носят дифференцированный характер, сочетают практические занятия на передовом оборудовании производств с лабораторными и теоретическими занятиями.

Анализ деятельности учебных центров крупных британских кампаний позволяет выделить немало ценного в их опыте. Это: овладение современным оборудованием и специализация на нем; удовлетворение собственных потребностей в подготовке рабочих и специалиствов по востребованным специальностям, новым профессиям в области современных технологий.

Вместе с тем и данная форма подготовки имеет некоторые недостатки. Так, существует опасность ограничения теоретического курса практическим потребностям конкретного предприятия или даже конкретного рабочего места.

Во Франции проблемы профессионального обучения решаются на общегосударственном уровне, либо в основной системе образования, предназначенной для молодежи, либо в системе постоянного образования. Французская система образования носит централизованный характер. Для управления этой системой на местном уровне созданы 26 учебных округов (академий), которые возглавляются ректорами. Весь аппарат системы образования руководствуется в своей деятельности общегосударственными законами, положениями и правилами.

Начальное профессиональное образование во Франции предполагает получение молодежью общего образования и овладение профессией по выбору. Подготовка квалифицированных рабочих кадров ведется более чем по 480 профессиям.

Широкое развитие в этой стране получила система ремесленного и промышленно-торгового ученичества. При этом практическая подготовка учеников осуществляется на самом предприятии, а общее и теоретическое обучение - в Центрах профессионального ученичества. Центры призваны обеспечить обучающихся как теоретическими, так и технологическими знаниями.

Центры формально находятся под контролем Министерства народного образования, а предприятия обязаны обеспечить учащимся специальную подготовку на рабочих местах. Общая продолжительность обучения в подобных центрах составляет 360 часов в год.

Согласно особому Положению, государство осуществляет технический, финансовый и педагогический контроль за деятельностью Центров профессионального ученичества, но фактически они целиком находятся в руках предпринимателей и служат их прагматическим интересам.

Юридическую основу ученичества составляет контракт, который обеспечивает ученику те же права, что и остальным рабочим предприятия, а также гарантирует определенный минимум заработной платы, зависящий от семестра обучения.

Как правило, система ученичества рассчитана на 2 года. Она предназначена для той части молодежи, которая прекращает обучение после получения обязательного образования. Окончание курса обучения в системе ученичества подтверждается дипломом о получении технологического образования, но чаще всего - свидетельством о профессиональной пригодности.

В финансировании профессионального образования Франции принимают участие помимо государства практически все предприятия, внося «ученический налог», равный 0,6% фонда заработной платы. Эти средства распределяются между системой технологического (среднего и высшего) образования и собственно ученичеством.

В последние годы во Франции получила распространение «альтернативная» форма профессионального образования, которая предполагает чередование периодов практической подготовки на предприятии и теоретического обучения в профессиональном учебном заведении. При этом целостность подготовки при обучении в двух совершенно различных системах регулируется единой программой, обеспечивающей координацию учебных планов.

На альтернативную форму подготовки рабочих во Франции возлагаются особые надежды, поскольку она носит непрерывный характер, при этом не подменяя традиционного ученичества, а дополняя его. Концепция альтернативной профессиональной подготовки имеет также гибкий характер. Если ученичество предназначено для молодежи в возрасте от 16 до 20 лет, то контракты в рамках альтернативной системы поднимают возрастную планку до 23 лет, а иногда и выше. Все это позволяет регулировать сроки обучения от 6 месяцев до 2 - 3 лет в отличие от жестко регламентированных 2 лет в системе ученичества. По окончании обучения обучающиеся могут получить свидетельство о присвоении рабочей квалификации (САР), диплом техника (ВТ), техника с высшим образованием (BTS) и даже университетский диплом.

Реформа 2000 года существенно обновила содержание политехнической школы Франции. В содержании обучения удачно сочетаются традиционные и инновационные элементы.

Отличительной особенностью системы профессионального образования США является ориентация на практические нужды рынка труда, постоянное приспособление учебных планов к требованиям экономики.

Как отмечает Б.Л. Омельяненко, для американской системы профессионального и технического образования характерны неоднородность структуры и резкие различия в оценках возможностей развития тех или иных программ профессионального обучения и учебных заведений в различных штатах и учебных округах.

Профессиональное обучение, осуществляемое на базе 12-летней средней школы, представлено тремя видами программ:

- программы профессионального направления, реализующие подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры;

- программы общего направления (для учащихся, не намеревающихся ни поступать в высшие учебные заведения, ни начинать сразу работать в определенной области). Они включают в себя как предметы, необходимые для получения свидетельства об окончании средней школы, так и факультативные предметы (по выбору учащегося);

- программы академического направления, создающие основу для дальнейшего обучения в высшей школе.

В США имеется два основных вида кооперативных профессиональных учебных заведений. В первом из них программы XI-XII классов осваиваются полностью в кооперативной школе. Помимо лабораторных занятий и обучения в мастерских, проводятся и теоретические уроки по общеобразовательным предметам (например, английский язык и история). Соотношение практических и теоретических занятий в этом случае составляет примерно 4:1. Такой вид обучения, к примеру, широко распространен в штате Огайо.

Второй вид профессиональных учебных заведений, характерный для штата Нью-Йорк, отличается тем, что общеобразовательные предметы изучаются в обычной школе, а для изучения специальных дисциплин учащихся ежедневно доставляют в кооперативное учебное заведение. В этом случае учащийся по окончании школы получает аттестат, а по окончании кооперативного учебного заведения - свидетельство о приобретенной квалификации.

Широко распространены в США и так называемые программы альтернативного профессионального образования, которые основаны на чередовании обучения в школе и работы на производстве, причем обязательная общеобразовательная программа по профессиональному профилю сведена до минимума: изучаются английский язык, обществоведческие дисциплины, математика, биология (один год) и физкультура.

Система подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в США отличается тем, что в ней нет разделения обучения на техников и квалифицированных рабочих. Это находит отражение как в системе законодательства (все положения, связанные со средним специальным и профессионально-техническим образованием, регламентируются одними и теми же законами и постановлениями), так и в организации подготовки кадров среднего звена и квалифицированных рабочих в одних и тех же учебных заведениях. Последние можно условно разделить на две группы:

- обеспечивающие среднюю специальную подготовку на базе неполной средней школы;

- дающие специальное образование на базе полной средней школы.

К первой группе относятся средние профессионально-технические и технические школы, осуществляющие подготовку на базе IX-X классов, в основном на технических отделениях. Выпускники этих учебных заведений получают аттестат об окончании средней школы, дающий право на поступление в учебные заведения «после среднего» уровня, а также свидетельство рабочего высокой квалификации или техника по избранной специальности.

Ко второй группе, относятся «после средние» профессионально- технические школы, технические институты, местные младшие колледжи, объединяемые под общим названием «двухгодичные учебные заведения».

Программы профессионального обучения в средней школе обычно подразделяются на три части: а) работа в мастерской (50% учебного времени); б) изучение специальных дисциплин (25% учебного времени); в) изучение общеобразовательных дисциплин (25% учебного времени). Недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет, как правило, 40 академических часов (по 50 минут каждый).

Полученные учащимися средней школы профессионального профиля знания и навыки могут служить лишь своего рода предпрофессиональной подготовкой, являющейся основой для дальнейшего профессионального обучения на производстве, хотя аттестат об окончании средней школы дает формальное право для поступления в колледжи с 2- или 4-годичным сроком обучения.

В середине 90-х годов XX в. в системе профессионального образования Германии начался процесс реформирования. Ю.И. Коваленко называет несколько причин реформы. Во-первых, это мощное давление на государственно-монополистическую систему со стороны широкого организованного движения молодых рабочих и учеников на производстве, учащихся и студентов, учителей и родителей, профсоюзов и других организаций, выступающих за демократизацию системы образования, повышение качества профессиональной переподготовки. Во-вторых, это противоречие между требованиями научно-технической революции и состоянием образования в стране.

С целью координации деятельности в сфере профессиональной подготовки в стране созданы Федеральный институт профессионального образования, который проводит научно-исследовательскую работу в области профессионального образования, организует различные эксперименты, разрабатывает методику обучения, учебные планы и инструкции по обучению, участвует в подготовке законодательных актов и правительственных документов, касающихся профессионального образования.

В немецком опыте заслуживает внимания модернизация содержания профессионального образования. В нем приоритетным направлением становится информационно-техническая подготовка. Федеральное Министерство образования и науки разработало программу «Новая техника и технология в профессиональном образовании», которая включает научно-исследовательские работы, экспериментальную работу на предприятиях и в профессиональных учебных заведениях, изучение зарубежного опыта и координацию усилий с другими членами Общего рынка.

В Программе обозначены основные направления информационно-технической подготовки:

- обработка цифровой и текстовой информации на базе интегрированных информационных и коммуникационных сетей;

- техника автоматического управления и регулирования, используемая в процессе производства, при измерениях, а также при эксплуатации оборудования на базе микропроцессоров;

- автоматические системы конструирования и проектирования.

Ю.И. Коваленко выделяет два аспекта в информационно-технической подготовке молодых рабочих Германии - воспитательный и технологический. Воспитательный аспект предполагает использование информационно-технической подготовки для развития у молодежи таких качеств личности, как творческий подход к решению возникающих в жизни и труде задач, способность планировать свою деятельность и программировать трудовые операции, осознавать место и роль новой техники и технологии в общественной жизни отдельной личности, способность к коллективным действиям для улучшения условий труда.

Технологический аспект предполагает формирование умений и навыков технического обслуживания новой техники, овладение умениями составлять самые простейшие программы для отдельных компонентов трудового процесса.

Заметим, что в модернизации содержания профессионального образования Германии технологический аспект является ведущим.

Обучение навыкам информационно-технической культуры осуществляется в различных формах: без отрыва от производства, с отрывом от производства, в виде самостоятельной учебной работы. Количество академических часов колеблется в пределах от 40-50 в профессиональных школах, где сообщаются лишь самые общие сведения о компьютерной технике, до 1000 и более часов в учебных заведениях, где проводится практическая и теоретическая подготовка кадров для обслуживания новой техники.

По нашему мнению, опыт Германии в сфере профессионального обучения заслуживает несомненного внимания.

Таким образом, в рамках, происходящих за рубежом реформ в сфере начального профессионального образования общие тенденции выглядят следующим образом:

- в ведущих странах Запада система начальной профессиональной подготовки имеет ярко выраженную ориентацию на нужды рынка труда;

- учебные программы приспособлены к требованиям рыночной экономики; получают распространение как государственные программы профессионального обучения, так и альтернативные;

- изменения в структуре учреждений начального профессионального обучения происходят за счет создания новых типов учебных заведений;

- идет перестройка образовательного процесса на основе оптимального сочетания общей и профессиональной подготовки учащегося, соответствия результатов подготовки кадров требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности; в учебный процесс активно внедряются информационные технологии;

- существенные изменения происходят в содержании программ профессионального обучения. Они становятся более гибкими, строятся на модульной основе.

На рубеже XX-XXI вв. отечественная система начального и среднего профессионального образования также подверглась радикальным изменениям.

Развитие научно-технического прогресса и переход страны к рыночной экономике вызвали необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена на новых началах:

- высокий уровень квалификации и профессионализм стали важным фактором социальной защищенности работников, их профессионального самосохранения;

- усиление интеграционных моментов в производственных технологиях привело к изменению понятия «квалификация». Помимо знаний, навыков и умений в нее также входят профессионально важные качества личности, которые получили название ключевых квалификаций;

- массовое возникновение малых и средних предприятий различных форм собственности, а также развитие индивидуальной частной деятельности привели к изменению видов трудовой занятости населения, обусловили высокую профессиональную мобильность;

- профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием;

- динамизм современных производственных технологий, новые виды занятости, сокращение времени трудовых контактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;

- нечеткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требуют большей универсализации профессиональных функций специалистов. Более конкурентоспособными становятся профессионально мобильные работники;

- интеграция в мировое экономическое сообщество обусловила необходимость сближения качества и уровня профессионального образования в России и передовых странах мирового сообщества, в которых личностью ориентированное образование широко внедряется в практику.

Факторы социально-экономического и политического характера рассмотрены в трудах П. Атутова, С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.А. Болотова, А.Т. Глазунова, И.П. Смирнова, А.М. Новикова и др.

По мнению В.А. Болотова, причиной перестройки прежней системы профессионального образования стало разрушение плановой экономики, в результате чего резко сократились инвестиции в развитие и укрепление учебно-образовательной базы учреждений.

Анализируя тенденции развития системы начального профессионального образования, Ю.П. Атутов, выделяет три группы факторов, оказавших воздействие на него:

- изменение ценностных ориентации;

- изменение в технике и технологиях;

- экономические изменения.

Все эти факторы, по мнению ученого потребовали новой ориентации в целях, содержании и методах подготовки рабочих кадров. Она должна быть ориентирована на будущее, передавать необходимые специальные знания и умения, а также формировать профессиональный опыт.

В.П. Смирнов подчеркивает значимость и важность структурных факторов в перестройке профтехобразования. В конце 90-х годов прошлого века отечественная система профессионального образования прошла критический порог. Она не только выжила, но и получила дальнейший импульс к своему развитию. В нелегких условиях выдержан «трудный экзамен на прочность и способность шагнуть навстречу рыночным отношениям».

В системе начального и среднего профессионального образования был пересмотрен список рабочих профессий. Кроме того, принципиально изменилась технология подготовки кадров: не формирование готовности к выполнению операций на определенном рабочем месте, а широкое профессиональное образование. В этой связи практически все учреждения НПО перестали быть узкопрофильными и начали открывать новые специальности, в том числе для непроизводственного сектора экономики.

Интенсивно происходила интеграция учреждений НПО, которая осуществлялась в целях рационального использования учебно-материальной базы и экономии бюджетных средств, выделяемых на их содержание. Образовательные учреждения стали активнее привлекать внебюджетные источники финансирования (В.А. Болотов).

Таким образом, инновационные процессы в профессиональном образовании носят многогранный характер. Это и структурные перемены, характеризующиеся появлением новых типов образовательных учреждений, и обновление содержания и технологий обучения и воспитания, и возникновение новых отношений между участниками образовательного процесса. В целом приоритетные направления развития инновационных процессов в системе начального и среднего профессионального образований можно свести к следующему:

- апробация новых моделей рыночно ориентированных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- овладение методологией обновления содержания и технологий обучения, направленных на развитие профессиональной самостоятельности будущих кадров;

- отработка системы преемственности между общим средним, начальным и средним профессиональным образованием;

- осуществление диверсификации образовательных программ начального и среднего профессионального образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных услуг;

- внедрение новых профилей подготовки специалистов за счет интеграции смежных и даже несмежных профессий.

Таким образом, изменения в экономике страны оказали прямое воздействие на расширение спектра образовательных услуг, представляемых учреждениями начального и среднего профессионального образования. Если раньше они были однотипными, то ныне стали многопрофильными.

Общей тенденцией, характерной для многих учреждений профессионального образования, стало создание на их базе опытно-экспериментальных площадок различного уровня (федерального, краевого, областного, муниципального). В экспериментальных условиях отрабатываются нетрадиционные пути развития учебно-творческих процессов в лицеях и колледжах, новая технология управления на основе рейтинговой системы, бизнес-образования и др. Перспективным направлением развития системы профессионального образования становится внедрение новых информационных технологий. Области их применения различны, но в основном это учебный процесс и управление им.

Модернизация профессионального образования, осуществляемая в рамках общей концепции его реформирования, затронула глубинные процессы, в частности проблемы повышения конкурентоспособности выпускников учреждений данного типа. Ценный опыт в этом направлении накоплен многими регионами страны.

В современной России система начального и среднего профессионального образования продолжает непрерывно развиваться.

Поиск оптимальных структур учебных заведений, совершенствование содержания образования, переход на многоуровневую систему подготовки кадров, индивидуализация обучения, разумное сочетание новых и традиционных методов обучения, компьютеризация - стали основными направлениями преобразований в системе профессионального образования в Российской Федерации и ее субъектах.

Переход к многоуровневой системе образования обусловил целесообразность создания учебно-научно-производственных комплексов - «школа - колледж - вуз».

Основой создания и функционирования учебнонаучно - производственного комплекса являются следующие основные принципы:

- целостность - единство школьного, среднего специального и высшего образования, призванное обеспечить достижение как общей цели, так и целей и задач по каждому уровню, которые сводятся к главному - осознанному стремлению к образованию и самообразованию, профессиональной компетентности, быть всегда конкурентоспособным;

- преемственность - взаимосвязь и взаимодополняемость различных уровней образования, позволяющие обеспечить поступательное развитие личности и профессиональное становление обучающегося, представляющие возможности для последующего изменения профессии;

- предвидение - внесение в профессионально-квалификационные характеристики, учебные планы и программы изменений, связанных с экономикой региона и запросами рынка труда;

- опережающее развитие - содержание и постановка образовательного процесса должны непрерывно опережать сегодняшние требования к качеству обучения специалиста, а процесс профессиональной подготовки должен опережать эти требования еще в большей степени;

- интеграция - уровни образования должны быть сквозными по вертикали, обеспечивая поступательное развитие личности, и координация структур по горизонтали создает новые качественные условия по взаимодействию с обществом, учредителями культуры и т.д.

Таким образом, создание интегрированного учебно-научно-производственного комплекса «школа-колледж-вуз», в котором эти звенья тесно связаны друг с другом, обеспечивая непрерывное образование и профессиональную подготовку в многопрофильной и многоуровневой структуре, выступает как инновационные направления, ориентированные на целостный процесс развития и обогащения творческого потенциала личности и ее конкурентоспособности.

Однако ориентация на интегрированное многоуровневое профессиональное образование высветила и ряд проблем организационного, нормативно-правового, содержательного, технологического и другого характера в реализации многоуровневого профессионального образования. Выделим некоторые из них.

- При сокращении сроков подготовки (что является естественной потребностью и привлекательностью многоуровневого образования) возникают проблемы с реализацией требований государственных стандартов на всех уровнях подготовки специалиста. Недостаточно отработаны нормативно-правовые аспекты многоуровневого образования, отсутствуют государственные образовательные стандарты многоуровневого профессионального образования.

- Исследования многоуровневого образования в основном затрагивают организационно-педагогические проблемы. Совершенно не исследованы и не предложены новые механизмы интеграции содержания образовательных программ и технологические аспекты многоуровневого образования.

- Остается вне поля зрения главный объект и предмет образования - личность специалиста. Не определены особенности его профессионального и личностного становления в условиях многоуровневого образования.

- По существу, многоуровневое образование сегодня остается лишь внедренной организационной инновацией, т.к. каждый уровень образования сохраняет в целом свои образовательные функции, содержание, технологию, специфику и, в принципе, свою автономность. Следовательно, сохраняется профессионально-статусная дифференциация человека в обществе (рабочий, среднее звено, интеллигенция и соответствующие им должности).

Имеющиеся проблемы требуют поиска иных подходов в реализации многоуровневого образования. Актуальность дальнейшей модернизации его определения и отработки новых его форм и моделей позволяет наметить следующие направления интеграции.

Первое направление связано с созданием в условиях университетского комплекса интегрированного образовательного пространства, в котором объединены различные уровни профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Данное направление обусловлено необходимостью реализации в условиях одного образовательного учреждения идеи непрерывного профессионального образования, суть которой заключается в обеспечении каждому человеку условий получения и пополнения знаний, профессионального развития, самосовершенствования на протяжении всей жизни.

Здесь важно придерживаться гуманистической концепции человека, в основе которой лежит признание человеческого интеллекта, его творческой энергии, духовно-нравственных сил. Это в свою очередь обусловливает изменение способа развития внутреннего потенциала человека, когда он из деперсонализированного агента социальных действий превращается в активного субъекта общественной, производственной, культурной деятельности, в субъекта собственной жизни. Как деперсонализированный агент социальных действий человек в прежней системе получал образование, чтобы стать специалистом, отвечающим требованиям производства. Иначе говоря, образовательная парадигма основывалась на первичности производства и обусловленности им содержания и характера образования.

Непрерывность образования предполагает тесную связь с развитием субъектности человека. Современный специалист должен быть человеком нового поколения, которому присуща духовная свобода, определяющая право выбора и постановки цели деятельности. Такой человек активен и деятелен, ему свойственно свободное приобщение к мировому знанию и творчество. Им движет внутренняя целенаправленная активность, регулируемая его собственной общественно ценной мотивацией. Он рассматривает свою будущую профессию не только как средство социального развития, но и как средство саморазвития личности. Только сам человек, и специалист в том числе, может «сделать себя» путем самообразования, саморазвития, самоусовершенствования. Из изложенного вытекает идея о том, что обеспечение непрерывного образования через формирование многоуровневой структуры профессионального образования создает условия для реального проявления и воплощения личностью - будущим специалистом, свободы выбора, ответственности выбора, становления мотивации на саморазвитие, определения своей профессионально-образовательной траектории и постепенного и последовательного «само выращивания» себя как специалиста.

Многоуровневая структура профессионального образования в одном учебном заведении формирует уникальную образовательную среду, в которой представлены самые различные уровни и ступени профессионального образования, в рамках которых личность может интегрировать для себя самые различные траектории профессионального становления.

Второе направление можно обозначить как реализацию интегрированного профессионального образования, когда человек целенаправленно получает профессиональное образование по интегрированным образовательным программам. В условиях высшего учебного заведения может реализовываться модель многоуровневого интегрированного профессионального образования, где абитуриенты после 9 классов основной школы на основании вступительных испытаний поступают в высшее учебное заведение для получения высшего образования, интегрированного с начальным и средним профессиональным образованием.

Мы предположили, что такое интегрированное профессиональное образование, построенное на основе синтеза начального, среднего и высшего профессионального образования и реализуемое в условиях одного высшего учебного заведения является достаточно новой формой получения профессионального образования, особенным образом влияющей на процесс личностного становления специалиста-профессионала за счет раннего профессионального самоопределения студента, ориентации образовательных программ на формирование интегральных структур личности, специфической организационной формы обучения, сочетающей характеристики интегрируемых уровней профессионального образования. Такое многоуровневое интегрированное профессиональное образование формирует новый тип специалиста, который можно характеризовать понятием «интегральный специалист». Действительно, это должен быть специалист, который по своей профессиональной ментальное не похож ни на рабочего, ни на техника, ни на инженера в традиционном понимании. Он должен владеть более интегральными мышлением и способами деятельности.

Такая форма получения профессионального образования отрабатывается в некоторых университетских комплексах страны для специальностей «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», «Промышленное и гражданское строительство».

В целом идея интеграции должна рассматриваться в нескольких аспектах:

- Личностная интерпретация идеи интеграции. Предполагает формирование нового типа практикоориентированного профессионала с интегральным характером профессионального мышления.

- Интеграция потенциалов уровней образования, что означает комплексное использование возможностей начального, среднего и высшего профессионального образования для подготовки современного специалиста-профессионала.

- Полиобъектная интеграция. Осуществляется в самых разных направлениях - целевая, организационно - структурная, организационно - управленческая, содержательно-образовательная, технологическая и др.

Таким образом, интегративность является важнейшей характеристикой вновь создаваемого образовательного пространства. Объектами интеграции могут стать:

- Тип учебного заведения - интегрируются типы учебных заведений (вуз, техникум, колледж, лицей, профессиональное училище). Результат интеграции - интегрированное учебное заведение.

- Уровни профессионального образования - интегрируются начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Результат - интегрированное профессиональное образование.

- Качества личности - интегрируются личностные и профессиональные качества специалиста, формируя интегрального специалиста, т.е. специалиста с интегральными характеристиками мышления и деятельности.

- Содержание профессионального образования - интегрируются учебные дисциплины, курсы, элементы содержания образования. Результат - междисциплинарные блоки содержания профессионального образования, учебные комплексы, курсы, интегрированные учебные дисциплины и др.

- Педагогический процесс - интегрируются формы, методы, технологии обучения и воспитания. Результат - интегрированные технологии обучения и воспитания.

- Организационно-управленческий процесс - интегрируются структурные подразделения, формы организации и управления учебным заведением. Результат - интегрированная структура управления вузом, интегрированные факультеты и кафедры, другие структурные подразделения.

В целом преимущества интегрированного профессионального образования мы видим в следующем.

В организационно-структурном плане:

- непрерывное профессиональное образование осуществляется не в разных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а в одном отдельно взятом учебном комплексе;

- появляется возможность сократить сроки обучения с 10-11 до 7-8 лет; оптимально использовать имеющиеся в учебном заведении методические, кадровые, учебно-лабораторные ресурсы;

- студенты не переходят из одного учебного заведения в другие образовательные учреждения, как это чаще всего осуществляется в настоящее время, поэтому улучшается адаптационный процесс. В содержательно-образовательном плане:

- непрерывное профессиональное образование осуществляется с единых концептуальных позиций и соответственно организуется целостный образовательный процесс, ориентированный на единые цели и задачи;

- многоуровневое образование может быть более качественно и реально реализовано в одном образовательном учреждении, ибо только одно учебное заведение может наиболее полно и последовательно реализовать конкретную философию многоуровневого образования:

- продвижение студентов по уровням профессионального образования рассматривается как этапы непрерывной профессионализации, что дает основание выдвинуть идею о том, что интегрированное многоуровневое образование формирует новый тип практико - ориентированного профессионала с интегральными характеристиками мышления и деятельности, знающего сферу своей профессиональной деятельности во всех ее практических аспектах.

- акцентуация многоуровневого образования переносится с организационных аспектов на его содержательную сторону, появляется возможность поиска и реализации различных путей и способов интегрирования образовательных программ разных уровней профессионального образования.

В личностном плане:

- внимание концентрируется не на собственно многоуровневом образовании, а на человеке - личности специалиста, способной на основе полученного многоуровневого профессионального образования интегрально решать профессиональные задачи и жизненные проблемы;

- особое внимание уделяется развитию мыслительной сферы личности специалиста, формированию у него интегральных характеристик мышления и деятельности (аналитико-синтетические умения, рефлексивные умения, умение синтезировать, интегрировать разнородные знания для получения результата и целостной картины мира профессии, умение видеть задачу в практическом контексте, системный подход в деятельности и др.);

- обеспечивается социальная защищенность за счет освоения рабочих профессий, квалификации техника и инженера; появляется возможность за счет актуализации в подготовке практических составляющих образования быть более востребованным на рынке труда;

- обеспечивается возможность выбирать свою образовательную траекторию.

 

АВТОР: Саховский Д.А.